Куприн поединок содержание по главам. Литературно-исторические заметки юного техника. День именин, объяснение с Шурочкой

Вечерние занятия в шестой роте приходили к концу, и младшие офицеры все чаще и нетерпеливее посматривали на часы. Изучался практически устав гарнизонной службы. По всему плацу солдаты стояли вразброс: около тополей, окаймлявших шоссе, около гимнастических машин, возле дверей ротной школы, у прицельных станков. Все это были воображаемые посты, как, например, пост у порохового погреба, у знамени, в караульном доме, у денежного ящика. Между ними ходили разводящие и ставили часовых; производилась смена караулов; унтер-офицеры проверяли посты и испытывали познания своих солдат, стараясь то хитростью выманить у часового его винтовку, то заставить его сойти с места, то всучить ему на сохранение какую-нибудь вещь, большею частью собственную фуражку. Старослуживые, тверже знавшие эту игрушечную казуистику, отвечали в таких случаях преувеличенно суровым тоном: «Отходи! Не имею полного права никому отдавать ружье, кроме как получу приказание от самого государя императора». Но молодые путались. Они еще не умели отделить шутки, примера от настоящих требований службы и впадали то в одну, то в другую крайность.

– Хлебников! Дьявол косорукий! – кричал маленький, круглый и шустрый ефрейтор Шаповаленко, и в голосе его слышалось начальственное страдание. – Я ж тебе учил-учил, дурня! Ты же чье сейчас приказанье сполнил? Арестованного? А, чтоб тебя!.. Отвечай, для чего ты поставлен на пост!

В третьем взводе произошло серьезное замешательство. Молодой солдат Мухамеджинов, татарин, едва понимавший и говоривший по-русски, окончательно был сбит с толку подвохами своего начальства – и настоящего и воображаемого. Он вдруг рассвирепел, взял ружье на руку и на все убеждения и приказания отвечал одним решительным словом:

– З-заколу!

– Да постой... да дурак ты... – уговаривал его унтер-офицер Бобылев. – Ведь я кто? Я же твой караульный начальник, стало быть...

– Заколу! – кричал татарин испуганно и злобно и с глазами, налившимися кровью, нервно совал штыком во всякого, кто к нему приближался. Вокруг него собралась кучка солдат, обрадовавшихся смешному приключению и минутному роздыху в надоевшем ученье.

Ротный командир, капитан Слива, пошел разбирать дело. Пока он плелся вялой походкой, сгорбившись и волоча ноги, на другой конец плаца, младшие офицеры сошлись вместе поболтать и покурить. Их было трое: поручик Веткин – лысый, усатый человек лет тридцати трех, весельчак, говорун, певун и пьяница, подпоручик Ромашов, служивший всего второй год в полку, и подпрапорщик Лбов, живой стройный мальчишка с лукаво-ласково-глупыми глазами и с вечной улыбкой на толстых наивных губах, – весь точно начиненный старыми офицерскими анекдотами.

– Свинство, – сказал Веткин, взглянув на свои мельхиоровые часы и сердито щелкнув крышкой. – Какого черта он держит до сих пор роту? Эфиоп!

– А вы бы ему это объяснили, Павел Павлыч, – посоветовал с хитрым лицом Лбов.

– Черта с два. Подите, объясняйте сами. Главное – что? Главное – ведь это все напрасно. Всегда они перед смотрами горячку порют. И всегда переборщат. Задергают солдата, замучат, затуркают, а на смотру он будет стоять, как пень. Знаете известный случай, как два ротных командира поспорили, чей солдат больше съест хлеба? Выбрали они оба жесточайших обжор. Пари было большое – что-то около ста рублей. Вот один солдат съел семь фунтов и отвалился, больше не может. Ротный сейчас на фельдфебеля: «Ты что же, такой, разэтакий, подвел меня?» А фельдфебель только лазами лупает: «Так что не могу знать, вашескородие, что с ним случилось. Утром делали репетицию – восемь фунтов стрескал в один присест...» Так вот и наши... Репетят без толку, а на смотру сядут в калошу.

– Вчера... – Лбов вдруг прыснул от смеха. – Вчера, уж во всех ротах кончили занятия, я иду на квартиру, часов уже восемь, пожалуй, темно совсем. Смотрю, в одиннадцатой роте сигналы учат. Хором. «На-ве-ди, до гру-ди, по-па-ди!» Я спрашиваю поручика Андрусевича: «Почему это у вас до сих пор идет такая музыка?» А он говорит: «Это мы, вроде собак, на луну воем».

– Все надоело, Кука! – сказал Веткин и зевнул. – Постойте-ка, кто это едет верхом? Кажется, Бек?

– Да. Бек-Агамалов, – решил зоркий Лбов. – Как красиво сидит.

– Очень красиво, – согласился Ромашов. – По-моему, он лучше всякого кавалериста ездит. О-о-о! Заплясала. Кокетничает Бек.

По шоссе медленно ехал верхом офицер в белых перчатках и в адъютантском мундире. Под ним была высокая длинная лошадь золотистой масти с коротким, по-английски, хвостом. Она горячилась, нетерпеливо мотала крутой, собранной мундштуком шеей и часто перебирала тонкими ногами.

– Павел Павлыч, это правда, что он природный черкес? – спросил Ромашов у Веткина.

– Я думаю, правда. Иногда действительно армяшки выдают себя за черкесов и за лезгин, но Бек вообще, кажется, не врет. Да вы посмотрите, каков он на лошади!

– Подожди, я ему крикну, – сказал Лбов.

Он приложил руки ко рту и закричал сдавленным голосом, так, чтобы не слышал ротный командир:

– Поручик Агамалов! Бек!

Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. Потом, повернув лошадь в эту сторону и слегка согнувшись в седле, он заставил ее упругим движением перепрыгнуть через канаву и сдержанным галопом поскакал к офицерам.

Он был меньше среднего роста, сухой, жилистый, очень сильный. Лицо его, с покатым назад лбом, тонким горбатым носом и решительными, крепкими губами, было мужественно и красиво и еще до сих пор не утратило характерной восточной бледности – одновременно смуглой и матовой.

– Здравствуй, Бек, – сказал Веткин. – Ты перед кем там выфинчивал? Дэвыцы?

Бек-Агамалов пожимал руки офицерам, низко и небрежно склоняясь с седла. Он улыбнулся, и казалось, что его белые стиснутые зубы бросили отраженный свет на весь низ его лица и на маленькие черные, холеные усы...

– Ходили там две хорошенькие жидовочки. Да мне что? Я нуль внимания.

– Знаем мы, как вы плохо в шашки играете! – мотнул головой Веткин.

– Послушайте, господа, – заговорил Лбов и опять заранее засмеялся. – Вы знаете, что сказал генерал Дохтуров о пехотных адъютантах? Это к тебе, Бек, относится. Что они самые отчаянные наездники во всем мире...

– Не ври, фендрик! – сказал Бек-Агамалов.

Он толкнул лошадь шенкелями и сделал вид, что хочет наехать на подпрапорщика.

– Ей-богу же! У всех у них, говорит, не лошади, а какие-то гитары, шкбпы – с запалом, хромые, кривоглазые, опоенные. А дашь ему приказание – знай себе жарит, куда попало, во весь карьер. Забор – так забор, овраг – так овраг. Через кусты валяет. Поводья упустил, стремена растерял, шапка к черту! Лихие ездоки!

– Что слышно нового, Бек? – спросил Веткин.

– Что нового? Ничего нового. Сейчас, вот только что, застал полковой командир в собрании подполковника Леха. Разорался на него так, что на соборной площади было слышно. А Лех пьян, как змий, не может папу-маму выговорить. Стоит на месте и качается, руки за спину заложил. А Шульгович как рявкнет на него: «Когда разговариваете с полковым командиром, извольте руки на заднице не держать!» И прислуга здесь же была.

– Крепко завинчено! – сказал Веткин с усмешкой – не то иронической, не то поощрительной. – В четвертой роте он вчера, говорят, кричал: «Что вы мне устав в нос тычете? Я – для вас устав, и никаких больше разговоров! Я здесь царь и бог!»

Лбов вдруг опять засмеялся своим мыслям.

– А вот еще, господа, был случай с адъютантом в N-ском полку...

– Заткнитесь, Лбов, – серьезно заметил ему Веткин. – Эко вас прорвало сегодня.

– Есть и еще новость, – продолжал Бек-Агамалов. Он снова повернул лошадь передом ко Лбову и, шутя, стал наезжать на него. Лошадь мотала головой и фыркала, разбрасывая вокруг себя пену. – Есть и еще новость. Командир во всех ротах требует от офицеров рубку чучел. В девятой роте такого холоду нагнал, что ужас. Епифанова закатал под арест за то, что шашка оказалась не отточена... Чего ты трусишь, фендрик! – крикнул вдруг Бек-Агамалов на подпрапорщика. – Привыкай. Сам ведь будешь когда-нибудь адъютантом. Будешь сидеть на лошади, как жареный воробей на блюде.

Повесть “Поединок” увидела свет в 1905 году. Это история о конфликте гуманистического мировоззрения и насилия, процветавшего в армии того времени. Повесть отражает виденье армейских порядков самим Куприным. Многие герои произведения – персонажи из реальной жизни писателя, с которыми он столкнулся во время службы.

Юрий Ромашов, молодой подпоручик, тяжело переживающий всеобщее моральное разложение, царящие в армейских кругах. Он часто бывает в гостях у Владимира Николаева, в чью супругу Александру (Шурочку) он тайно влюблен. Ромашов также поддерживает порочную связь с Раисой Петерсон, женой своего сослуживца. Этот роман перестал доставлять ему какую-либо радость, и однажды он решился разорвать отношения. Раиса вознамерилась отомстить. Вскоре после их разрыва, кто-то стал засыпать Николаева анонимками с намеками на особую связь между его супругой и Ромашовым. Из-за этих записок Шурочка просит Юрия больше не посещать их дом.

Однако и других бед у молодого подпоручика хватало. Он не позволял унтерам устраивать драки, постоянно пререкался с офицерами, поддерживающими моральное и физическое насилие над подопечными, чем вызывал недовольство командования. Материальное положение Ромашова также оставляло желать лучшего. Он одинок, служба для него теряет смысл, на душе горько и тоскливо.

Во время церемониального марша подпоручику пришлось пережить самый страшный позор в его жизни. Юрий попросту замечтался и допустил фатальную ошибку, нарушив строй.

После этого случая Ромашов, терзая себя воспоминаниями о насмешках и всеобщем порицании, не заметил, как оказался недалеко от железной дороги. Там он встретил солдата Хлебникова, который хотел покончить с собой. Хлебников сквозь слезы рассказывал о том, как над ним издеваются в роте, о побоях и насмешках, которым нет конца. Тогда Ромашов стал еще ярче осознавать, что каждая безликая серая рота, состоит из отдельных судеб, и каждая судьба имеет значение. Его горе меркло на фоне горя Хлебникова и ему подобных.

Немногим позже в одной из рот повесился солдат. Это происшествие повлекло за собой волну пьянства. Во время попойки между Ромашовым и Николаевым разгорелся конфликт, который повлек за собой дуэль.

Перед дуэлью в дом Ромашова пожаловала Шурочка. Она стала взывать к нежным чувствам подпоручика, говорить, что стреляться они должны обязательно, ведь отказ от дуэли может быть неверно истолкован, однако никто из дуэлянтов не должен быть ранен. Шурочка заверила Ромашова, что ее супруг согласен на эти условия и их договоренность останется в тайне. Юрий согласился.

В итоге, несмотря на заверения Шурочки, Николаев смертельно ранил подпоручика.

Главные герои повести

Юрий Ромашов

Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.

Александра Николаева (Шурочка)

Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.

Владимир Николаев

Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.

Шульгович

Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.

Назанский

Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.

Раиса Петерсон

Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.

В “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру. Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование. В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами. Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

Так же вы можете прочитать биографию Александра Куприна , одного из самых видных и популярных писателей России первой половины ХХ века.

Наверняка вас заинтересует краткое содержание самой удачной по мнению Александра Куприна его повести “Олеся” , проникнутой сказочной, или даже мистической атмосферой.

Главная идея повести

Проблемы, затронутые Куприным в “Поединке”, выходят далеко за рамки армии. Автор указывает на недостатки общества в целом: социальное неравенство, пропасть между интеллигенцией и простым народом, духовное падение, проблему взаимоотношений между обществом и отдельной личностью.

Повесть “Поединок” получила положительный отзыв от Максима Горького. Он утверждал, что это произведение должно глубоко затронуть “каждого честного и думающего офицера”.

К. Паустовского глубоко тронула встреча Ромашова и солдата Хлебникова. Паустовский причислил эту сцену к лучшим в русской литературе.

Однако “Поединок” получил не только положительную оценку. Генерал-лейтенант П. Гейсман обвинял писателя в клевете и попытке подрыва государственного строя.

  • Первое издание повести Куприн посвятил М. Горькому. По словам самого автора, всеми самыми смелыми мыслями, выраженными на страницах “Поединка”, он обязан влиянию Горького.
  • Повесть “Поединок” была экранизирована пять раз, последний – в 2014 году. “Поединок” стал последней серией четырех-серийного фильма, состоявшего из экранизаций произведений Куприна.

Повесть “Поединок” увидела свет в 1905 году. Это история о конфликте гуманистического мировоззрения и насилия, процветавшего в армии того времени. Повесть отражает виденье армейских порядков самим Куприным. Многие герои произведения – персонажи из реальной жизни писателя, с которыми он столкнулся во время службы.

Юрий Ромашов, молодой подпоручик, тяжело переживающий всеобщее моральное разложение, царящие в армейских кругах. Он часто бывает в гостях у Владимира Николаева, в чью супругу Александру (Шурочку) он тайно влюблен. Ромашов также поддерживает порочную связь с Раисой Петерсон, женой своего сослуживца. Этот роман перестал доставлять ему какую-либо радость, и однажды он решился разорвать отношения. Раиса вознамерилась отомстить. Вскоре после их разрыва, кто-то стал засыпать Николаева анонимками с намеками на особую связь между его супругой и Ромашовым. Из-за этих записок Шурочка просит Юрия больше не посещать их дом.

Однако и других бед у молодого подпоручика хватало. Он не позволял унтерам устраивать драки, постоянно пререкался с офицерами, поддерживающими моральное и физическое насилие над подопечными, чем вызывал недовольство командования. Материальное положение Ромашова также оставляло желать лучшего. Он одинок, служба для него теряет смысл, на душе горько и тоскливо.

Во время церемониального марша подпоручику пришлось пережить самый страшный позор в его жизни. Юрий попросту замечтался и допустил фатальную ошибку, нарушив строй.

После этого случая Ромашов, терзая себя воспоминаниями о насмешках и всеобщем порицании, не заметил, как оказался недалеко от железной дороги. Там он встретил солдата Хлебникова, который хотел покончить с собой. Хлебников сквозь слезы рассказывал о том, как над ним издеваются в роте, о побоях и насмешках, которым нет конца. Тогда Ромашов стал еще ярче осознавать, что каждая безликая серая рота, состоит из отдельных судеб, и каждая судьба имеет значение. Его горе меркло на фоне горя Хлебникова и ему подобных.

Немногим позже в одной из рот повесился солдат. Это происшествие повлекло за собой волну пьянства. Во время попойки между Ромашовым и Николаевым разгорелся конфликт, который повлек за собой дуэль.

Перед дуэлью в дом Ромашова пожаловала Шурочка. Она стала взывать к нежным чувствам подпоручика, говорить, что стреляться они должны обязательно, ведь отказ от дуэли может быть неверно истолкован, однако никто из дуэлянтов не должен быть ранен. Шурочка заверила Ромашова, что ее супруг согласен на эти условия и их договоренность останется в тайне. Юрий согласился.

В итоге, несмотря на заверения Шурочки, Николаев смертельно ранил подпоручика.

Главные герои повести

Юрий Ромашов

Центральный персонаж произведения. Добрый, застенчивый и романтичный молодой человек, которому не по душе суровые армейские нравы. Он мечтал о литературной карьере, часто гулял, погружаясь в размышления, мечты о другой жизни.

Александра Николаева (Шурочка)

Объект воздыхания Ромашова. На первый взгляд, это талантливая, обаятельная, энергичная и умная женщина, ей чужды сплетни и интриги, в которых участвуют местные дамы. Однако на поверку оказывается, что она гораздо коварней всех их. Шурочка мечтала о роскошной столичной жизни, все остальное для нее не имело значения.

Владимир Николаев

Неудачливый муж Шурочки. Он не блещет интеллектом, проваливает вступительные экзамены в академию. Даже его жена, помогая ему готовиться к поступлению, усвоила почти всю программу, а Владимиру это никак не удавалось.

Шульгович

Требовательный и суровый полковник, часто недовольный поведением Ромашова.

Назанский

Офицер-философ, который любит рассуждать об устройстве армии, о добре и зле в целом, склонен к алкоголизму.

Раиса Петерсон

Любовница Ромашова, жена капитана Петерсона. Это сплетница и интриганка, не обремененная никакими принципами. Она занята игрой в светскость, говорит о роскоши, но внутри нее – духовная и моральная нищета.

В “Поединке” А. Куприн демонстрирует читателю всю ущербность армии. Главный герой, поручик Ромашов, все больше и больше разочаровывается в службе, находя ее бессмысленной. Он видит жестокость, с которой офицеры относятся к своим подчиненным, становится свидетелем рукоприкладства, никак не пресекаемого руководством.

Большая часть офицеров смирилась с существующим порядком. Одни находят в нем возможность выместить на других собственные обиды посредством морального и физического насилия, проявить жестокость, свойственную характеру. Другие просто принимают реальность и, не желая бороться, ищут отдушину. Часто этой отдушиной становится пьянство. Даже Назанский, умный и талантливый человек, топит в бутылке мысли о безысходности и несправедливости системы.

Разговор с солдатом Хлебниковым, который постоянно терпит издевательства, утверждает Ромашова во мнении о том, что вся эта система прогнила насквозь и не имеет права на существование. В своих размышлениях подпоручик приходит к выводу, что есть лишь три занятия, достойные честного человека: наука, искусство и вольный физический труд. Армия же представляет собой целое сословие, которое в мирное время пользуются благами, заработанными другими людьми, а в военное – идет убивать таких же вояк, как они сами. Это лишено смысла. Ромашов задумывается над тем, что было бы, если б все люди в один голос сказали “нет” войне, и необходимость в армии отпала сама собой.

Дуэль Ромашова и Николаева – это противостояние честности и коварства. Ромашова убило предательство. Как в то время, так и сейчас, жизнь нашего общества – это поединок между цинизмом и состраданием, верностью принципам и аморальностью, человечностью и жестокостью.

Так же вы можете прочитать , одного из самых видных и популярных писателей России первой половины ХХ века.

Наверняка вас заинтересует краткое содержание самой удачной по мнению Александра Куприна его , проникнутой сказочной, или даже мистической атмосферой.

Главная идея повести

Проблемы, затронутые Куприным в “Поединке”, выходят далеко за рамки армии. Автор указывает на недостатки общества в целом: социальное неравенство, пропасть между интеллигенцией и простым народом, духовное падение, проблему взаимоотношений между обществом и отдельной личностью.

Повесть “Поединок” получила положительный отзыв от Максима Горького. Он утверждал, что это произведение должно глубоко затронуть “каждого честного и думающего офицера”.

К. Паустовского глубоко тронула встреча Ромашова и солдата Хлебникова. Паустовский причислил эту сцену к лучшим в русской литературе.

Однако “Поединок” получил не только положительную оценку. Генерал-лейтенант П. Гейсман обвинял писателя в клевете и попытке подрыва государственного строя.

  • Первое издание повести Куприн посвятил М. Горькому. По словам самого автора, всеми самыми смелыми мыслями, выраженными на страницах “Поединка”, он обязан влиянию Горького.
  • Повесть “Поединок” была экранизирована пять раз, последний – в 2014 году. “Поединок” стал последней серией четырех-серийного фильма, состоявшего из экранизаций произведений Куприна.

Рассказ Александра Куприна «Поединок» был опубликован в 1905 году в сборнике «Знание». Он посвящен Максиму Горькому. Это произведение не осталось незамеченным и за очень короткий период сделалось очень популярным в обществе. Выставить напоказ военную жизнь солдат и офицеров начала ХХ века - вот зачем написал «Поединок» Куприн. Краткое содержание рассказа позволяет читателю вблизи взглянуть на ничтожное существование армии, которая держалась лишь на грубости и жестокости офицеров и унижении солдат.

«Поединок», краткое содержание которого знакомит читателя с казарменной жизнью простых солдат, офицерской средой и личными отношениями героев, стал обличительным рассказом о гнилой армейской системе. Главным героем выступает подпоручик Ромашов - это добрый, честный и правильный человек, но его окружение оставляет желать лучшего. Ему не с кем общаться, потому что вокруг лишь жестокие и пошлые люди. На их фоне выделяется лишь порядочная, воспитанная, умная и симпатичная Шурочка, жена поручика Николаева. Ее образ очень хорошо охарактеризовал Куприн.

«Поединок», краткое содержание которого показывает противопоставление грубости офицеров доброте и мягкости Ромашова, повествует о главном герое, втайне влюбленном в Александру Петровну. Эта женщина не так уж и невинна, как кажется. Женщина готова лгать, если ей это выгодно, она не любит своего мужа, но ради него бросила своего возлюбленного лишь потому, что захотела лучшей жизни. Ромашов ей нравится, но Шурочка понимает, что он - невыгодная для нее партия.

После того как подпоручик бросил свою любовницу, на них с Александрой Петровной начали сыпаться порочащие честь анонимки. Николаев запретил Ромашову приходить к ним в гости, чтобы не компрометировать Шурочку. Очень точно и проникновенно описал чувства главного героя Куприн. «Поединок», краткое содержание которого показывает, насколько плохо и одиноко было подпоручику, в то же время описывает жизнь простых солдат. Глядя на страдания униженного и избитого Хлебникова, Ромашов понимает, что его личные проблемы ничтожны.

Подпоручик хорошо относится к своим солдатам, но ничего не может поделать с жестокостью остальных офицеров, и его чувства четко передает Куприн. «Поединок», краткое содержание которого показывает бесчеловечность людей, характеризует Ромашова как романтика и мечтателя. Но потому что он не стремится что-то изменить, а пускает все на самотек, бежит от действительности. Он не в силах перевоспитать офицерский состав, защитить несчастных солдат.

Финальным аккордом стала дуэль между Николаевым и Ромашовым. Таким, как подпоручик, очень сложно жить на этой земле - вот что хотел этим сказать Куприн. «Поединок», краткое содержание которого показывает всю искренность и честность главного героя, указывает на новый этап жизни Ромашова, который выходит на дуэль с несправедливостью и жестокостью этого мира. В реальности он оказывается слишком слабым и одиноким. Подпоручик поверил своей Шурочке и не заряжал пистолет, веря, что и Николаев стрелять в него не будет, но возлюбленная оказалась эгоисткой, готовой на все ради собственной выгоды. Ромашов погибает, так ничего и не доказав этому жестокому и несправедливому миру.

Одно из самых известных произведений, входящих в школьную программу старших классов, - повесть «Поединок» Куприна. Краткое содержание по главам поможет читателю вспомнить информацию из книги, провести анализ текста и понять мысли автора. Знакомство с сокращенным сюжетом незаменимо при подготовке к экзаменам для составления качественных и обоснованных аргументов.

Сжатое изложение

В повести «Поединок» описаны негативные стороны жизни военных до революции. Юрий Ромашов - порядочный человек, офицер царской армии. Когда он поступает на службу, приходит осознание, что жизнь военных совсем не такая, какой он ее представлял в своей голове. Юрий чувствует неприязнь к коллегам, его гложет чувство одиночества. В какой-то период он прекращает читать книги и заводит роман с легкомысленной особой.

Хорошие отношения у Юрия складываются только с семьей сослуживца Николаева. Ромашову симпатична Александра - супруга этого товарища. Но она мечтает только об одном - чтобы муж сумел поступить в академию, а затем они вместе уехали из военной части. В какой-то момент Николаев просит Ромашова не приходить к ним домой, потому что недоброжелатели пустили слухи об отношениях Юрия и Александры. Ромашов соглашается выполнить просьбу приятеля.

Однажды Юрий вместе с сослуживцами отправляется в публичный дом. Они напиваются, после чего один из товарищей начинает ломать мебель. Кто-то предлагает устроить отпевание живого человека. Такая мысль кажется Ромашову кощунственной, он выражает свое негодование и ссорится с Николаевым. Другие офицеры ведут себя равнодушно.

Утром Юрий узнает, что ему предстоит сразиться с Николаевым на дуэли. Вечером к Ромашову приходит Александра, у них случается близость. Женщина сердечно просит не убивать ее супруга, ведь он - ее единственная надежда на светлое будущее. Она уже договорилась обо всем с мужем и теперь ждет только согласия Ромашова. Юрий уступает женщине. Дуэль заканчивается для Ромашова трагично - ранение оказывается смертельным, и он погибает на следующий день.

В своей повести Куприн порицает безнравственность , творившуюся в царской армии, офицеры которой проводили свободное время в кабаках и борделях. Автор рассказывает о проблеме человека, идущего против социума. После прочтения книги читатели начинают задумываться, какое решение для них лучше, - согласиться с мнением большинства или до конца стоять на своем, хотя это и приведет к негативным последствиям.

Знакомство с главным героем

  1. Первая глава. В шестой роте заканчивается занятие. Некоторые военные смеются над юными солдатами, но командиры находятся в стороне. Офицеры пребывают в прекрасном расположении духа, шутят и непринужденно беседуют. Некоторые мужчины выразили мнение, что штатских можно убивать, если они посмеют нанести оскорбление военному. Тут вмешивается главный герой Ромашов. Он считает, что в таком случае обидчика нужно вызывать на дуэль. Товарищи возразили, что штатские трусы и на дуэль не выйдут. Исходя из характеристики автора, Ромашов был щуплым молодым человеком среднего роста. При своем телосложении он отличался достаточной физической силой, но, будучи от природы застенчивым, был весьма неловким. В спор офицеров вмешался полковник Шульгович. Он был не в настроении и сделал выговор Ромашову за неумение вести себя в обществе. Также полковник отругал солдата-татарина, который вообще не владел русским языком. Юрий старался защитить парня, за что Шульгович наказал его домашним арестом на несколько дней. С решением полковника согласился и начальник Ромашова Слива.
  2. Вторая глава. Ромашов часто ощущал одиночество в обществе офицеров. Он мечтал, что станет офицером Генерального штаба и будет служить примером для других. Позже в его голове появилась картина, как он становится разведчиком и один за другим совершает боевые подвиги.
  3. Третья глава. Юрий приходит домой и спрашивает у денщика, не присылал ли ему письмо поручик Николаев, на что получает отрицательный ответ. Ромашов старался избегать визитов в дом этого товарища, но постоянно срывался и приходил к нему в гости. Проблема была в жене Николаева - Шурочке, в которую сильно влюбился Юра. Жизнь его вообще складывалась не так, как он планировал. Он желал стать студентом академии, приобрел множество учебных материалов, но ни разу не притронулся к ним. Вместо этого молодой человек пил водку и завел роман с замужней полковой дамой. Денщик передает письмо от любовницы Ромашова Раисы. В нем женщина пишет, что скучает и убьет себя в случае измены юноши. Однако Юра равнодушен к ее словам, ведь эта связь давно ему наскучила. Он решает в последний раз посетить Николаевых.
  4. Четвертая глава. Когда приходит Юрий, Николаев занимается подготовкой к экзамену в академию, а Саша рукодельничает. Муж Александры не блистал умом, но был упорным. Она надеялась, что он сдаст экзамен, потому что мечтала о лучшей жизни. Шурочка была красивой и мудрой женщиной, она собиралась хитростью помочь мужу устроить карьеру.

После непринужденной беседы Саша посоветовала Ромашову чаще приходить к ним в гости и бросить пить водку. Также она отговаривала его от общения с пьяницей Назанским. По ее мнению, таких людей, как Назанский, стоило расстреливать.

Преследования Раисы

Жизнь Ромашова протекает размеренно. Однако вскоре начинают происходить очень интересные события:

  1. Пятая глава. Юрий игнорирует предостережение Шурочки и отправляется к Назанскому. Приятель рассказывает парню, что когда-то у него была сильная любовь к одной женщине, но она бросила его, потому что он не смог изменить свою жизнь ради нее. Назарский показывает Юре письмо от своей бывшей возлюбленной. Юноша узнает почерк жены Николаева и намекает ему, что тоже любит эту женщину. Происходит неловкая пауза, и товарищи расходятся. Дома Ромашов получает письмо от любовницы Раисы. Она догадывается о чувствах Юрия к Шуре и предупреждает его о возможной мести.
  2. Шестая глава. Следующий день Ромашов проводит под домашним арестом. Его это расстраивает, юноша хочет выйти на прогулку, но не может. К его окнам приходят супруги Николаевы. Александра передает парню выпечку и зовет к ним на ужин. Они уходят, но вскоре Шура возвращается уже без мужа и говорит Юрию, что он для нее только друг.
  3. Седьмая глава. Юру приглашают в кабинет к Шульговичу. Тот ругает юношу за нарушение дисциплины. Когда полковник замечает, что офицер доведен до предела, он предлагает ему вместе пообедать. Вечером Ромашов приходит к себе и до ночи пишет свою повесть. Парень стыдится своих работ и скрывает от всех, что занимается писательством.
  4. Восьмая глава. Несмотря на домашний арест, юноша обязан прийти на собрание офицеров, где в этот день обсуждали тему дуэлей. Многие товарищи сошлись во мнении, что дуэли необходимы, они непременно должны заканчиваться смертью одного из участников, иначе в поединках нет никакого смысла. Вечером молодой человек идет на бал и встречает Раису. Он подговаривает товарища пригласить даму на танец и избегает общения с ней.
  5. Девятая глава. Раиса все же отыскивает Юрия и устраивает истерику из-за того, что он не ответил на ее письмо. Она говорит неприятные вещи о жене Николаева. Ромашов признается, что не испытывает к ней никаких чувств и хочет прекратить эти отношения. Пару замечает супруг Раисы, но она говорит, что просто дискутирует с юношей на философские темы.
  6. Десятая глава. В полку снова идут занятия. Командир роты по фамилии Слива - очень неприятная личность, он часто унижал Ромашова. Солдат Хлебников был хилым юношей невысокого роста и однажды не смог выполнить поручение Сливы, за что парня хотели физически наказать.

Юрий помешал это сделать и высказал, что считает подобные действия недопустимыми. Поступок парня позволяет понять, что у него твердый характер.

Любовь к Шурочке

Ромашов все больше погружается в свой внутренний мир. Куприн описывает следующие события:

  1. Одиннадцатая глава. Юноша пассивно плывет по течению. Чтобы немного вырваться из рутины, он идет в кабак с Веткиным, где оба сильно напиваются. Юрий жалуется товарищу на безответную любовь, но не видит понимания в его глазах.
  2. Двенадцатая глава. Юра получает приглашение на пикник от Александры. Он радуется как ребенок и занимает 10 рублей у полковника Рафальского на подарок для возлюбленной.
  3. Тринадцатая глава. Молодой человек приезжает к Николаевым. Внезапно он ощущает странное чувство - ему кажется, что муж Саши обо всем знает. Юрий дарит Александре подарок. Ромашов и Николаевы отправляются на пикник.
  4. Четырнадцатая глава. Пикник оказывается слишком шумным, Юра и Шура сталкиваются в роще. Супруга Николаева признается, что Ромашов ей нравится, но он не тот мужчина, который мог бы дать ей хорошее будущее. Также она рассказывает, что муж начал ревновать ее к офицеру, потому что ему стали приходить письма, сообщающие о связи Саши и Юрия. Автором писем была Раиса.
  5. Пятнадцатая глава. Идет обучение, командиры неуважительно относятся к учащимся, что сильно возмущает Ромашова. Он начинает прогуливать занятия, что негативно отражается на его работе. Однажды он совершает ошибку, из-за чего полурота выбивается из общего строя. За это парень получает неделю гауптвахты. Юра подавлен, он думает о суициде.
  6. Шестнадцатая глава. По пути домой молодой человек встречает Николаева. Он вынужден объясниться с ним. Юра рассказывает, кто автор писем, и обещает не появляться у них дома. После этого разговора парень идет на прогулку, чтобы избавиться от тревожных мыслей. Он сидит в поле и видит избитого Хлебникова. Ромашов чувствует, что этот парень может его понять. Он помогает несчастному и возвращается домой.
  7. Семнадцатая глава. Юра решает, что отслужит в армии обязательный срок и выберет для себя другую профессию. Он общается с Хлебниковым, помогает ему, за что над ним начинают насмехаться сослуживцы.

Иногда парень ходит под окнами Шуры. Он знает, что она принадлежит другому, но ничего не может поделать со своими чувствами.

Заключительные события

Ромашов находится в депрессии, но постепенно начинает переосмысливать свою жизнь. Дальше описаны следующие происшествия:

  1. Восемнадцатая глава. В полку вешается солдат ровно через год после самоубийства другого юноши. Все ребята сильно потрясены. Чтобы снять стресс, они идут в публичный дом. Там Бек-Агамалов ведет себя неадекватно и пытается ударить женщину, которая сделала ему замечание. Его останавливает Ромашов. Армянин в бешенстве, но Юра говорит ему, что он сделал это для его блага, ведь парень навлек бы на себя проблемы.
  2. Девятнадцатая глава. Юрий встречает Николаева, тот не подает ему руки для приветствия. Между ними возникает конфликт, который переходит в драку на глазах у сослуживцев. Мужчин разнимают, но один солдат обещает написать рапорт об этом инциденте.
  3. Двадцатая глава. Ромашова вызывают на офицерский суд и просят объясниться. О драке знает уже весь город. Мужчин обязывают встретиться на дуэли. Единственный способ отменить поединок - подать в отставку одному из них, но никто не соглашается на это условие.
  4. Двадцать первая глава. Юра рассказывает о случившемся Назанскому. Тот уговаривает парня подать в отставку.
  5. Двадцать вторая глава. У себя дома офицер встречает Александру. Она просит его выйти на дуэль, потому что отказ Ромашова испортит репутацию ее мужа, из-за чего тот не сможет поступить в академию. Шура говорит, что уже обо всем договорилась с супругом, - дуэль будет символической, Юрий и Николаев просто выстрелят мимо. Между Сашей и Ромашовым происходит интимная связь, после чего юноша соглашается на ее условия.
  6. Двадцать третья глава. Дуэль прошла 1 июня. Николаев не выполнил обещания и выстрелил прямо в живот Ромашову, юноша не совершил ответного выстрела. Спасти Юру не смогли.

«Поединок» - очень известная повесть. Перед созданием этой книги Куприн много размышлял о человеческих моральных качествах. Автор подробно рассказал историю человека, боровшегося за справедливость. Ромашову было сложно видеть грязь этого мира, он стремился сделать его лучше. Доверившись своей любимой, он обрек себя на гибель. Юрий проиграл поединок с суровой реальностью, но остался честным перед собой до конца. Краткий пересказ повести на Брифли учащиеся могут использовать для читательского дневника.