Как объяснить ребенку что такое нос. Портал образования. О «мертвой точке» и «втором дыхании»

Татьяна Терехова
«Зачем нам нужен нос». Занятие первое «Как мы дышим»

Цель : познакомить детей с органами дыхания человека и некоторых животных

Оборудование и материалы : маленькие зеркала для всех детей, бумажные короны с рисунками, воздушные шарики.

Ход занятия:

Воспитатель :Ребята отгадайте загадку :

Вот гора, а у горы -

Две глубокие норы.

В этих норах воздух бродит :

То заходит, то выходит. (Ответы детей)

Ребята, мы с вами уже знаем, что все мы, люди, дышим : вдыхаем и выдыхаем воздух. А что для этого нам нужно? (Ответы детей) .

Воспитатель : Ребята, для чего нам нужен нос ?

Дети : Нос помогает нам дышать и чувствовать запахи.

Воспитатель : Посмотрите друг на друга, одинаковые ли у вас носы? Чем то они похожи, но в тоже время, у каждого человека свой, неповторимый нос. И каждый по своему хорош. А для чего в носу дырочки? Не для того же в самом деле, чтобы совать туда пальцы? давайте посмотрим как устроен наш собственный нос. Дети рассматривают свои носы в зеркале.

Рассказ педагога. Дети рассматривают таблицу «Строение носа» .

Попадая в нос, воздух проходит через два коридора, стенки которых покрытые волосками. Вы и сами можете их увидеть, если рассмотрите свой нос в зеркальце. Волоски выполняют роль охранников. Они не пропускают в нос пылинки. Далее воздух проходит через лабиринт, стенки которого покрыты липкой жидкостью – слизью. К ней прилипают микробы, которые пытаются проникнуть вместе с воздухом в наш организм. Кроме того, проходя по лабиринту, воздух согревается так, что в лёгкие он попадает уже тёплым и очищенным от микробов. Когда слизи с налипшими микробами набирается много, мы чихаем, и наш нос очищается.Воспитатель : Почему у человека иногда бывает насморк? (Ответы детей)

Для чего нужен носовой платок и почему его надо часто менять? (Ответы детей.)

А какие способы лечения простуды вы знаете? (Ответы детей)

Пояснения педагога

Нужно одеваться по погоде. Главное, чтобы ноги были в тепле. Ещёдревние греки говорили : «Держи голову в холоде, желудок в голоде, а ноги в тепле» . Промочил ноги – схватил насморк. Можно попарить ноги в тазике с горячей водой, в которую можно добавить горчицы. Затем ноги надо вытереть сухо – насухо и надеть шерстяные носки. И ещё надо выпить горячего чая с мёдом и или малиной. А если чихаете, обязательно прикрывайте нос платком, чтобы не заражать своими микробами всех, кто находится рядом.

Не засовывайте в нос посторонние предметы (пуговицы, мелкие игрушки и т. п., а если иногда простужаетесь, то никогда не сморкайтесь сильно и не втягивайте в себя слизь, чтобы не заболело ухо, всегда пользуйтесь только своим носовым платком.

Я хочу вам дать совет.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен ,

Чтобы сон когда придёт,

Тихо спать, закрывши рот.

Ещё можно пожелать

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть –

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

(Ю. Прокопович)

Нос - это только начало пути воздуха, который проникает в наш организм.

Показываю детям, где у них примерно находятся трахеи и легкие (необязательно их называть) - это особые трубочки в которые поступает воздух. Но и это не конец пути. Дальше воздух попадает в главный орган дыхания - легкие. Легкие можно сравнить с двумя воздушными шариками, которые надуваются при вдохе и сдуваются при выдохе. (рассказ сопровождаю показом на плакате) . Вдохнем глубоко, наши легкие внутри как будто "надулись шарики", наша грудь поднимается - в ней много воздуха. Теперь выдохнем, воздух выходит, и наши легкие как бы "сдуваются".

Для того чтобы легкие работали, нужен не весь воздух , а только его часть - кислород. Человек вдыхает воздух, его легкие всасывают кислород и выдыхают воздух обратно. Воздух легкий и невидимый, он состоит из нескольких газов. Один из них - кислород. Именно он нужен для дыхания живым существам. А выдыхают люди и звери другой газ - углекислый.

Воспитатель : Ребята, как вы думаете чем отличаются газ, жидкость (вода) и твердое вещество (тело? (рассуждения детей) . Все, что есть вокруг нас, состоит из маленьких - маленьких частичек. Эти частички ведут себя по - разному в твердых телах, жидкости (воде) и газе (воздухе) .

Первый этап игры . Дети изображают частички в твердом веществе, надевая бумажные короны с сосулькой. Встают рядом друг с другом, согнув руки в локтях и соединив свою ладошку с ладошкой соседа.При этом дети стоят неподвижно : частички в твердых телах не двигаются, они не свободны.

Второй этап. Изображаем жидкость (короны с капелькой) . Дети поодиночке медленно передвигаются по комнате, кружатся, некоторые из них могут взяться за руки (руки вытянуты) . Жидкость течет.

Третий этап. Изображаем газ (короны шариками) . Дети быстро бегают на расстоянии друг от друга. При этом им не будет хватать места в комнате, и они начинают сталкиваться с друг другом. Объясняю детям, что вот также сталкиваются частички в газах, по этому газам как бы не хватает места, они стремятся вырваться наружу, как убегает воздух из шарика, когда в нем появляется дырка.

Воспитатель : Откуда берется кислород воздухе? (размышления детей) .Ведь мы его все время вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ. Ставлю перед детьми любое комнатное растение. Кислород вырабатывается на специальной "фабрике". Это фабрика- зеленые листья растений. В отличие от нас, они "любят" углекислый газ, Вдыхают его и нам людям и животным, очень хорошо жить рядом с такими соседями. Фабрики, дающие нам кислород, есть не только на суше, но и в океане. Там ведь плавает огромное количество маленьких, иногда совсем крошечных растений. Ребята как вы думаете, почему нужно беречь леса и океаны

(ответы детей) .

Цель : Выясняю, почему у верблюда, сайгака такая не обычная форма носа.Оборудование и материалы : фотографии указанных животных, трех литровая банка с крышкой, не большое количество песка, резиновый шланг, груша.

В трехлитровую банку насыпаю немного песка, закрываю полиэтиленовой крышкой, переворачиваю на бок. Песок должен покрывать тонким слоем стекло. Проделала в крышке отверстие и вставила в него шланг соединив его с резиновой грушей. Она понадобиться для того чтобы накачивать воздух в банку. Необходимо при этом соблюдать технику безопасности, что бы вовремя опытов песок случайно не попал детям в глаза, и в дыхательные органы. Можно поместить в банку маленькую игрушку верблюда.

Рассматриваем с детьми фотографии или рисунки животных, обращаю внимание на форму их носа. Затем переходим к проведению опытов. Ребята давайте предположим, перед нами - песчаная пустыня. Налетает ветер (резко сжимает грушу, чтобы песок поднимался) . Вот такие песчаные бури, только еще сильнее, бывают в настоящих пустынях, где живут верблюды, сайгаки. Ребята, а сейчас вы можете сами ответить на мой вопрос - Почему у них такие необычные носы? мы уже говорили, что даже наш не большой, по сравнению с верблюжьим, нос не пропускает пыль. Представьте, как нос сайгака или верблюда помогает ему во время бури? носящиеся в воздухе песчинки попадают в нос, который не пропускает их дальше.

Вопрос, который может вызвать недоумение. Тем более этот вопрос заслуживает подробного рассмотрения. Обычно говорят, что этот орган предназначен для обоняния, для предварительного нагрева вдыхаемого воздуха, хотя такие же функции у других животных, у которых нет такого отдельного органа, как нос, выполняет просто ноздря. Не было достаточно развитого носа и у предков человека, нет носа (подобного человеческому) у современных обезьян, в том числе и человекообразных.

Человека от животных отличает вторая сигнальная система, роль которой в деятельности мозга исключительно велика.

У животного раздражение воспринимаются только через сигнальную систему - через физическую боль. У человека сильное негативное воздействие на мозг может оказать слово, которое порой ранит больнее любого физического воздействия. Мозг для смягчения сильных негативных воздействий использует индукционный принцип. При воздействии факторов, вызывающих сильную боль, при испуге, нервном потрясении включается защитная система. Животные бегают, мечутся, кричат, прыгают, аналогично ведет себя человек. Он тоже ходит с места на место, кричит, стискивает зубы, кусает губы или каким-либо другим образом причиняет себе боль. Эти напряжения снижают воздействие на пораженный участок. Именно поэтому днем, когда много посторонних раздражителей, боль переносится легче, чем ночью.

Если поражение или раздражение выше порога выносливости, то возникает «запредельное» торможение, с помощью которого клетка может вообще перестать принимать сигналы о внешнем воздействии. Это может быть обморок, частичный или общий паралич или болевой или нервный шок. Истерический паралич может длиться годами, а то и всю жизнь.

Очень важную роль здесь играют слезы. Механизм действия слезотечения состоит в том, что в случае стрессовых ситуаций возникает новый мощный, компенсирующий основной, очаг раздражения. Активизированная сильным раздражением кора головного мозга усиливает самые различные функции организма: дыхательные, двигательные, желез внутренней и внешней секреции. Расслабляется гладкая мускулатура мочеиспускательных каналов, прямой кишки. Именно поэтому при сильном испуге может произойти невольное мочеиспускание или «медвежья болезнь».

Но прежде всего в любом подобном случае включается механизм слезотечения. Выделяясь из слезных желез, слезы по слезно-носовым каналам поступают в полость носа и обильно орошают там слизистую оболочку. Последняя же насыщена рецепторами тройничного и обонятельного нервов. Раздражение этих рецепторов порождает сигналы, которые поступают в мозг, создавая там дополнительные очаги возбуждения. При особо сильных потрясениях люди плачут, рыдают или кричат, что тоже снижает возбуждение коры мозга.

При слабой выносливости нервной системы в случаях более или менее сильных возбуждений человек падает в обморок. При этом если сильно раздражить рецепторы внутренней полости носа, например давая человеку понюхать нашатырный спирт, то человек приходит в себя.

Люди со слабой деятельностью корковых нейронов плаксивы; то же может наблюдаться с возрастом, когда выносливость нейронов ослабевает, а люди становятся эмоционально более чувствительными.

Быстро утомляются многие нейроны коры головного мозга. И когда человек спит, то нейроны отключаются. Если их длительное время не отключать, то человек все равно рано или поздно уснет, даже в самом неудобном положении.

Но те нейроны, что ответственны за деятельность дыхательного центра, отключаться не могут и работают всю жизнь без остановки. Тут следует отметить, что и эти нейроны периодически отдыхают, так как их деятельность можно подменить работа других нейронов. Но если нагрузка слишком велика, то и резервных нейронов может оказаться недостаточно, и дыхательный центр резко снизит свою деятельность или вообще прекратит ее. Именно поэтому останавливается дыхание при перегрузках, особенно у нетренированных людей. Дело в том, что голосовые складки гортани, которые в обычном состоянии прижаты к ее стенкам, при переутомлении ослабляются, чем резко затрудняют дыхание.

Эти явления могут наблюдаться и при нарушении носового дыхания. Заложенный нос может стать причиной отставания ребенка как в физическом, так и в умственном развитии. Может появиться в случае хронического нарушения носового дыхания то, что называется «аденоидной маской».

Из сказанного можно видеть, что раздражения носовой полости должны быть постоянны, и что опасен как их избыток, так и недостаток. Порой даже рекомендуется умеренно раздражать эти нервные окончания химическими или электрическими раздражителями.

Нельзя не вспомнить нюханье табака, благотворное, умиротворяющее действие запахов морского воздуха, богатого ионами воздуха хвойных лесов, аромата цветов и прочее.

Кроме того, как стало известно в настоящее время. Нос обеспечивает рефлекторную регуляцию дыхания и дополнительно регулирует кровообращение.

В поисках иного смысла существования.

Пригласили в СХТ (Современный художественный театр). Сказали: «Будет весело». Журналисты пришли в конференц–зал, уселись в кресла, достали ручки и блокноты... Пустой круглый стол, за которым должны были вот–вот появиться артисты СХТ, нервировал: «Пора бы начинать нашу «веселую встречу». Но руководитель театра Владимир Ушаков все не шел, мы внимательно разглядывали противоположную стену, атрибуты конференц–зала: флаг, карту, герб... Медитацию прервали четыре маленьких человека, которые бесшумно проникли в зал, - серые клоуны с белыми носами. Они «с ногами» полезли на стол, кое–кто из них на флаг стал карабкаться, затрещал на птичьем языке... Жуть... Эти клоуны были совсем неуправляемы: казалось, закидают сейчас журналистов гнилыми помидорами или мукой обсыплют. Их появление было похоже на счастливый конец света - сидишь ты себе, как обычно, с блокнотом, ждешь чего–то серьезного, и вдруг приходят за тобой носатые, говорят: «Летим на Луну мандарины кушать...»

Под сводами СХТ родился новый клоун–проект «Люди с носом», в субботу у них премьера в клубе им. Дзержинского, спектакль «Лунатики, или Вторые люди». Рекомендую к просмотру всем, кому нравится творчество Вячеслава Полунина и его «Лицедеев». Белорусский вариант поэтической клоунады - «Людей с носом» - возглавил актер ТЮЗа Сергей Ковальский: пригласил в труппу мальчика и двух девочек (Михаил Зуй, Ольга Скворцова, Юлия Морозова), сейчас они вчетвером старательно репетируют премьеру. Мне трудно представить, как это будет на сцене клуба им. Дзержинского, спектакль в интерьере я не видела, но за попытку уйти от нашего хронического, стереотипного драмтеатра Ковальскому спасибо. Я все ждала на пресс–конференции, когда уже актеры «сбросят маски» и начнут отвечать на вопросы журналистов. Но нет, «люди с носом» ровно час держались перед журналистами в образе лунатиков, щебетали по–птичьи, а на человеческий язык так и не перешли. На моей памяти еще «клоуны» Саша и Сирожа умели долго держаться в своих «дурацких» образах: хочешь - час, а хочешь - и несколько лет. Автор и режиссер проекта «Люди с носом» Сергей Ковальский тоже усиленно акцентировал внимание на своей инфантильности: «От меня мало что зависит. Если бы не Ушаков...» Трагедия «маленького» человека в белорусском театре набила оскомину еще в конце прошлого века. Вот сегодня, на наших глазах рождается новый театральный проект - трансмодерн, так сказать, лицедейство в его первозданной форме. Казалось бы, ну отойдите вы от этой удобной позиции: «Моя хата с краю. Не знаем, что у нас получится...» Нет. Сергей Ковальский упорно опускает свой большой нос в стол и бормочет: «В нашем театре много предсказуемого». Ой, как много, Сережа...

Так что же это за проект такой? Что–то новое? Безусловно. Ускользающее от определений? Пожалуй. Смелое? Вот здесь ребятам есть над чем работать. Пока они мечтают даже не об аншлагах. Они просят публику не расходиться до конца сеанса: все чувства и эмоции в спектакле передаются фонемами, в пластике, жесте, мимике... А что как зритель не поймет? На мой взгляд, опасения совершенно беспочвенные: аншлаги в театре «Инжест», на спектаклях японских мастеров буто, в конце концов, полные залы на фестивале современной хореографии IFMC давно меня приучили к мысли: «Молодежь у нас - «эдвансд» (думающая, значит). Более того, музыку к «Лунатикам, или Вторым людям» Ковальский писал совместно с Леонидом Павленком: группа «Нагуаль» обещает присутствовать на сцене по ходу спектакля и «давать живака». Сторонники альтернативной музыки наверняка не упустят своего шанса за 15 тысяч рублей (средняя цена билета на спектакль) и «Нагуаль» послушать, и еще на печальных клоунов посмотреть.

На вопрос, о чем этот спектакль, Сергей Ковальский ответил так (цитата из пресс–релиза): «История о людях, которые помогают сделать нашу жизнь светлее и добрее, а взамен ничего не просят. Для кого–то это может быть бабушка, для кого–то друг, у кого–то это просто случайный знакомый. Да это и не важно кто. Просто от таких людей наше существование приобретает другое звучание, иной смысл».

Сверхидея Ковальского - вывести «Людей с носом» на улицу и устроить наконец в Минске карнавал с праздничным шествием артистов, со щедрой эксцентрикой и клоунадой и добрыми улыбками прохожих, с подбрасыванием чепчиков и дружескими поцелуями.

Поддержим премьеру? «Люди с носом» в наши дни - большая редкость...

Фото ЕвгениЯ Грабкина.

г. Тюмень

Программное содержание:

Познакомить детей с важным органом чувств – носом.

Дать понятие об основных функциях носа (очищение и согревание воздуха, улавливатель запахов).

Закрепить правила гигиены и ухода за носом.

Учить определять по запаху продукт.

Словарная работа:

Уточнить значение слов: фильтр, сторожевой пост.

Индивидуальная работа:

Продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением Матвея А. Добиваться более громких ответов у Юли А.

Материал:

Рисунок человека без глаз и носа;

два стакана: один пустой, другой с грязной водой, ватно-марлевый фильтр;

снежинки; иллюстрации фильтра, печки, пограничника с собакой; материал для игры «Угадай по запаху»: мандарин, мыло, духи, банан.

Ход занятия

Дети садятся на стульчики, расставленные полукругом.

В: Отгадайте загадку:

Между двух светил

Я один. (Нос)

Стук в дверь. Входит Карандашкин с рисунком в руках.

К: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Карандашкин. Я нарисовал веселого человечка и принес вам его показать.

В: Смотрите, дети, какой-то человечек странный. Чего-то у него не хватает. Дети, чего у него не хватает?

Д: У человечка не хватает глаз.

В: Карандашкин, ты забыл нарисовать глаза. Дети, для чего человеку нужны глаза?

Д: Глаза человеку нужны для того, что-бы он смотреть.

Карандашкин рисует глаза.

В: Ребята, а теперь все нормально?

Д: Нет, не хватает носа.

К: Рисовать нос я не буду. Знаете почему? Если я нарисую ему нос, он его задерет и нас замечать не станет.

В: Карандашкин, ты не прав. Нос нам нужен не только для того, чтобы его задирать. Ребята, для чего нам еще нужен нос?

Д: Нос нужен для того, чтобы дышать.

В: Давайте подышим носиком. У вас под стульчиками лежат снежинки. Дыхательное упражнение «Сдуем снежинку»:

Раз, два, три

Возьми снежинку,

Раз, два, три

Сдуем пушинку

Полетела, покружилась

И на землю опустилась.

К: Дышать можно и ртом.

В: Да, можно, но через нос дышать лучше. Давайте объясним Карандашкину, как важен для нас нос.

И так о носе. Нос очень важен для нас. Нос – это одновременно и фильтр, и печка, и сторожевой пост.

Мы делаем вдох и втягиваем ноздрями воздух. Он попадает внутрь носа и пробегает по его извилистым каналам. Поверхность этих каналов усеяна множеством крохотных ресничек. Они все время колеблются, как трава на лугу, когда подует ветер. К этим ресничкам, как мухи к липкой ленте, прилипают на лету пылинки.

Поэтому нас нос называют живым фильтром.

А вы знаете, что такое фильтр?

Ответы детей.

В: фильтр – это механизм для очистки чего-то. Например, воды или воздуха. Я покажу вам, как работает простой фильтр из ваты и марли.

Опыт с фильтром:

У меня на столе два стакана. Один стакан пустой, а другой с грязной водой. В пустой стакан я вставляю фильтр и выливаю через него грязную воду. Посмотрите, вода стала чистая, а фильтр – грязный.

Дети, кто запомнил, что такое фильтр? Вывешивается изображение фильтра.

Ответы детей.

В: изнутри стенки носа пронизаны множеством тончайших сосудов, по которым все время струится горячая кровь. Поэтому в узких каналах носа жарко, как в духовке. Пробегая по этим извилинам, даже холодный морозный воздух успевает согреться и становится теплым. Вот почему нужно дышать не ртом, а носом – меньше опасности надышаться пыли и простудиться.

Карандашкин, ты понял, что нос делает с воздухом?

К: Да, нос – очищает и согревает воздух.

В: Дети, а вы запомнили, что делает нос с воздухом?

Ответы детей. Вывешивается изображение печки.

К: Дети, я вспомнил одного своего друга, у которого очень длинный нос. Кто-нибудь из вас знает его?

Д: Это Буратино

К: Давайте немного подвигаемся. Вставайте на ножки. Физкультминутка.

Буратино потянулся

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся.

Руки в стороны развел

Ключик видно не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

К: Скажите, а нос – это только фильтр и печка?

В: Нет, не только. Ёще нос называют сторожевым постом, потому что он единственный из всех органов чувств умеет воспринимать запахи. А это очень важно. Запахнет в воздухе дымом – нос сразу сообщит об этом. Донесется из духовки вкусный запах – хозяйка понимает: пирог готов, пора его вынимать. Именно запах предупреждает иногда нас об опасности или помогает определить качество продуктов.

Выставляется иллюстрация с изображением пограничника с собакой.

Послушай, Карандашкин, какое стихотворение знают ребята. Его написала Э. Машковская. Оно называется «Мой замечательный нос»:

Стихотворение рассказывают дети

Я ничего не знаю

И вдруг мой нос говорит:

Что где-то у кого-то

Что-то сейчас горит.

Я ничего не знаю

Но мой нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил.

Я ничего не знаю

Я в духоте сижу.

Нос говорит: «Погуляем,

Очень тебя прошу.»

Ходишь с ним и гуляешь

Он говорит со мной.

Он говорит: «А знаешь?

Пахнет уже весной!»

К: Я хочу проверить, как мой нос умеет улавливать запахи. У меня есть волшебная шкатулочка, в которой собраны различные запахи. Узнаете ли вы, что находиться в баночках?

Карандашкин достает шкатулку, в которой лежат непрозрачные баночки с маленькими дырочками. В баночках находятся различные продукты, имеющие яркий запах.

Опрос детей.

К: Молодцы! У вас носики очень хорошо умеют различать запахи. Так для чего еще нам нужен нос?

Д: Нос нужен для того, чтобы улавливать запахи.

Спросить несколько детей.

В: А теперь зажмите нос и скажите слово Ни-на. Получилось красиво?

Ответы детей.

В: Так для чего нам еще нужен нос?

Д: Нос нужен нам для того, чтобы красиво разговаривать.

В: А теперь скажите, почему наш нос заболевает?

Д: Нос заболевает тогда, когда в него попадают микробы.

В: Как наш нос старается освободиться от микробов?

Д: Мы чихаем.

В: Дети, мы много с вами говорили о носе. А теперь я хочу узнать, знаете ли вы правила гигиены и безопасности носа. Отвечайте можно или нельзя.

Карандашкин путает.

Ковыряться пальцем в носу или острым предметом (нельзя)

Вытирать нос своим носовым платком (можно)

Засовывать в нос мелкие предметы (нельзя)

Пользоваться чужим носовым платком (нельзя).

В: Молодцы! Вы хорошо знаете правила гигиены и безопасности носа. А как мы с вами в детском саду закаливаем наш носик?

Д: Мы с ним гуляем. Мы моем нос. Мы прочищаем нос.

В: Ну, что Карандашкин, ты понял, как важен для нас нос?

К: Да, я понял как важен для нас нос. Нос и очищает и согревает воздух, а еще он улавливает запахи. А ёще помогает нам красиво разговаривать. Я сейчас нарисую нос человечку.

Карандашкин рисует нос.

К: Мне пора идти. Я пойду и нарисую еще что-нибудь и принесу вам. До свидания!

Д: До свидания! Приходи к нам еще.

Карандашкин уходит.

В: А вы, дети, запомнили, для чего нам нужен нос?

Ответы детей. Помогают отвечать иллюстрации.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

В. БУКОВ, доктор медицинских наук

«Без носа человек – черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин, – просто возьми, да и вышвырни за окошко!..»

Н.В. Гоголь

Спросите опытного врача, даже из числа обладающих научными степенями и званиями: «Для чего человеку нос?». В лучшем случае вы получите ответ: «Для очищения вдыхаемого воздуха от пылевых частиц, увлажнения его и согревания», И еще добавят: «Для обоняния». Но очевидно, что все упомянутые важные для жизни процессы прекрасно осуществляются и у животных, не имеющих носа, но обладающих верхними дыхательными путями, то есть гортанью, трахеей и бронхами.

Подобно глазам, губам, ресницам, нос, как бы критически к нему ни относиться, – украшение лица. Представить человека с двумя дырками на ровном месте просто невозможно!

А если серьезно?

Для чего нос появился у «человека разумного»? Ведь у его предков – человекообразных обезьян – такого органа не было! Давайте искать ответ вместе.

«Злые языки страшнее пистолета»

Говорят: слово ранит. Но это относится лишь к человеческой психике. Животные воспринимают не сами слова, а лишь интонацию, с которой они произнесены. Дело в том, что способность говорить, мыслить присуща человеку благодаря так называемой второй сигнальной системе мозга, которая у животных отсутствует. Чрезмерное раздражение клеток коры больших полушарий мозга – нейронов – у зверей, птиц, рыб происходит только по механизму первой сигнальной системы – через физическую боль. У людей, кроме того, и через слово, которое может действовать сильнее любой боли. Это делает наш мозг иногда беззащитным и ставит его в опасное положение.

Если бросить в стоячую воду один крупный камень, а в другом месте – с десяток поменьше, можно видеть, что волнение в первом случае будет сильнее и длительнее. Мелкие круги на воде быстро гасят друг друга. Такой же принцип используется мозгом для ослабления очагов возбуждения, он получил название индукционного. Получив сильное раздражение (испуг, боль, нервное потрясение), организм включает защитную систему. Животные начинают визжать, метаться, прыгать. Человек тоже неосознанно прибегает к использованию индукционного механизма – он стремится двигаться, громко говорит, иногда кричит, стискивает зубы или вызывает у себя сильную боль. От всего этого в нейронах коры больших полушарий возникают многочисленные дополнительные очаги вторичного возбуждения. Они-то, подобно волнам от мелких камней в нашем примере, отчасти гасят первичный очаг раздражения. По этой же причине зубная боль переносится легче днем во время бодрствования. И становится порой совершенно нетерпимой ночью, когда кора мозга спокойна, и в ней действует только один очаг раздражения – болевой.

Согласно законам физиологии, чрезмерное раздражение нервной клетки (нейрона), выходящее за пределы выносливости, обязательно приводит к возникновению в ней защитного торможения, которое называется «запредельным». Благодаря этому, клетка ослабляет или вообще перестает воспринимать какие бы то ни было раздражения, и тем самым спасает себя от повреждения. Надо сказать, что такая ситуация очень опасна для организма, ибо может надолго отключить целые группы нейронов. Обморок в этом случае, если можно так сказать, лучший выход из положения – он обычно недолог и проходит сам по себе. Иногда же нейроны отключаются на длительное время – дни, месяцы и даже годы, что сопровождается потерей человеком жизненно важных функций – способности говорить, слышать, видеть, двигаться. Такие состояния известны медикам как функциональные параличи на истерической основе. К счастью, иногда они обратимы, то есть исчезают при сильном нервном потрясении.

Эти свойства человеческой психики были, по-видимому, известны церковникам. Порой они пытались использовать их в своих интересах, совершая «чудесные исцеления» страждущих. Похожий случай высмеян в давнишней кинокомедии «Праздник святого Йоргена».

В суровой жизни древнего человека было много причин для страха, и потому нейроны коры больших полушарий мозга наших пращуров должны были испытывать непомерные нагрузки. Обладая такой невыгодной особенностью нервной системы, первобытный человек не смог бы выжить в борьбе за существование Но его спас новый защитный механизм, возникший одновременно со второй сигнальной системой. Этот защитный механизм – слезы.

Поплачь – легче будет...

Суть «слезного механизма» заключается в том, что в нейронах коры больших полушарий при стрессовых ситуациях мгновенно может возникать новый мощный, как бы отвлекающий очаг возбуждения.

Рис. 1. Слезный механизм: а) расположение функциональных центров; б) возникновение дополнительных очагов возбуждения

а) Рецепторы верхних дыхательных путей связаны с разными нервами: рецепторы носовых путей – с тройничными и обонятельными, а рецепторы гортани, трахеи и бронхов – с блуждающими нервами. Поступающие по тройничным и обонятельным рецепторам импульсы попадают в сосудодвигательный, дыхательный центры, в нейроны коры больших полушарии, в сердце. Они активизируют деятельность этих структур и всей центральной нервной системы, органов и систем организма. При сильном раздражении рецепторов верхних дыхательных путей повышается артериальное давление, усиливается дыхание и пульс, ускоряется обмен веществ. Человек начинает испытывать состояние нервного напряжения. Импульсы, поступающие по блуждающим нервам, действуют противоположно – снижают артериальное давление, замедляют дыхание и пульс.

б) Нос хорошо приспособлен к тому, чтобы слезы, вытекающие из носовых каналов, орошали все рецепторы – чувствительные окончания – тройничного и обонятельного нервов. Их раздражение вызывает в нейронах коры мозга встречный очаг возбуждения, который ослабляет чрезмерно опасный очаг, возникший от боли или в стрессовых ситуациях. Рыдания, нередко сопутствующие плачу, усиленно раздражают рецепторы блуждающих нервов в гортани. Идущие от них сигналы ослабляют функции нервных центров, сердца, нейронов коры головного мозга.

Вот как запускается этот механизм. Чрезмерное раздражение нейронов активизирует кору мозга. Усиливается функция всех систем организма: дыхательной, сердечно-сосудистой, нервно-психической, центров мозга, желез внутренней и внешней секреции, в том числе и слезных Все это сопровождается расслаблением тонуса гладкой мускулатуры мочевого пузыря, прямой кишки, слезно носовых каналов. Именно поэтому при сильном испуге у некоторых людей с повышенной чувствительностью нервной системы и особенно у детей может произойти непроизвольное мочеиспускание и даже «медвежья болезнь». Но в первую очередь – слезы. Усиленно выделяясь из слезных желез, они поступают по слезно-носовым каналам в носовую полость. Нос человека отлично приспособлен к тому, чтобы слезы мгновенно орошали его слизистую оболочку, обильно насыщенную чувствительными окончаниями – рецепторами тройничного и обонятельного нервов. Раздражающие сигналы поступают в мозг и создают дополнительные очаги возбуждения. При нервном потрясении многие не просто плачут, а рыдают и даже кричат. С точки зрения физиологии это еще один защитный механизм, ослабляющий возбуждение нейронов коры мозга. При крике происходит усиленное раздражение рецепторов голосовых складок гортани (их почему-то часто ошибочно называют «связками»). Потоки импульсов из этой зоны, поступая в головной мозг, ослабляют возбуждение его структур. Поэтому неудивительно, что некоторые люди иногда пользуются таким способом обороны от вредного действия стрессов. Вероятно, они вынуждены так вести себя из-за слабой выносливости нервных клеток. Это свойство может быть не столько врожденным, сколько приобретенным по ряду причин. Например, «слезный механизм» работает плохо или совсем отсутствует, как бывает в случае непроходимости слезно-носовых каналов после перенесенного воспалительного процесса в слизистой оболочке. Такие люди плачут только «видимыми миру слезами», которые стекают по щекам. Поэтому, если человек не может плакать, – это не положительная особенность организма, а болезнь, требующая лечения.

Младенцы плачут по-особому. Вторая сигнальная система у них не развита, слезы выделяются в небольшом количестве, а слезно-носовые каналы еще не функционируют. Их крик служит сигналом физиологического неблагополучия, сообщить о котором малыши иначе не могут.

Встречаются люди с малой выносливостью нейронов к раздражениям. Когда потрясение очень сильно для них, а «слезный механизм» не успевает сработать, то деятельность нейронов затормаживается и их функция прекращается. Результат – обморок, Если в этот момент сильно раздражить рецепторы носа, например, дать понюхать нашатырный спирт, или причинить сильную боль, то под влиянием появившегося очага возбуждения торможение нейронов исчезает, и человек приходит в себя.

Люди с ослабленной функцией корковых нейронов чаще пользуются «слезным механизмом» – они плаксивы. И невропатологи по этому симптому судят о состоянии нейронов и его изменении при лечении. По мере выздоровления плаксивость пропадает.

В преклонном возрасте люди чаще пользуются носовым платком – выносливость их нейронов к раздражениям ослаблена, поэтому выше эмоциональная чувствительность.

Капризы погоды – капризы организма

Когда одновременно падает атмосферное давление, снижается температура воздуха и повышается влажность, самочувствие людей, особенно пожилых и больных, ухудшается. Труднее дышать, «скачет» кровяное давление, болит голова, быстрее устаешь. У страдающих гипертонической болезнью возникают кризы. Таковы печальные последствия капризов погоды.

Чтобы ослабить ущерб, наносимый здоровью переменой погоды, нужно знать механизм ее действия на организм. Казалось, погодные факторы прежде всего должны влиять на рецепторы кожных покровов. Однако эти предположения не подтвердились. Дело в том, что все существующие в организме человека рецепторы к постоянным, монотонным воздействиям быстро «привыкают» и не отвечают на них. Такое свойство рецепторов – благо. Нас не раздражает поэтому постоянная тяжесть одежды, мы не обращаем внимания на монотонный шум, ровный свет... Да ведь иначе и жить было бы невозможно! Зато рецепторы очень чувствительны к раздражениям переменной силы. Именно поэтому мы сразу ощущаем ничтожные перепады давления от ползущей, например, по телу мухи. Атмосферное давление, влажность и температура воздуха почти всегда изменяются медленно, их действие можно считать практически постоянным. Что же происходит с организмом при перемене погоды?

Основной фактор, раздражающий мозг при дыхании, – потоки импульсов, возникающие от перепадов давления воздуха в рецепторах дыхательных путей. При вдохе давление понижается, а при выдохе – повышается. Чем глубже и чаще дыхание, тем мощнее возникающие воздушные потоки и сильнее раздражение. Величина перепадов, в свою очередь, зависит от атмосферного давления: чем оно ниже – тем глубже вдох и длительнее выдох. Усиленно раздражаются структуры мозга, быстрее наступает их утомление. Оно и проявляется в затруднении дыхания, повышении артериального давления, головной боли, повышенной раздражительности и т.д. Таков в самых общих чертах механизм влияния на организм атмосферного давления.

Другой сильный раздражающий фактор – влага, особенно солоноватая, подобно слезам, крови, поту и другим физиологическим жидкостям. Как мы уже говорили, увлажнение рецепторов слизистой носа значительно повышает их чувствительность к иным раздражающим факторам – механическим, физическим, химическим. Конденсация на слизистой носа теплых водяных паров, насыщающих выдыхаемый воздух, и приводит к увлажнению. Причем процесс идет тем интенсивнее, чем ниже температура слизистой оболочки. Это, в свою очередь, зависит от степени охлаждения и влажности вдыхаемого воздуха, а также от интенсивности испарения влаги с поверхности слизистой, так как тепло при этом расходуется.

Наконец, раздражающим действием обладает мороз, начиная со слабого (от минус шести), а особенно после 20 градусов. Такое влияние холодного воздуха все мы не раз испытывали на себе. Во время зимних прогулок устаешь гораздо сильнее, чем после тяжелой работы в теплое время года. Даже если просто долго побыть на морозе, то вскоре утомишься – захочется спать. Происходит это потому, что вначале усиленное раздражение носовых путей морозным воздухом активизирует деятельность нервных центров головного мозга, всех функций организма. Через некоторое время наступает утомление – нужен отдых, сон.

Таким образом, при понижении атмосферного давления одновременно с похолоданием и увеличением влажности более интенсивно раздражаются рецепторы носовых путей, отчего усиливаются потоки импульсов к головному мозгу.

Безусловно, многих заинтересует: можно ли если не полностью, то хотя бы частично устранить отрицательные погодные влияния? И если да, то каким образом?

Пенсионерам, которые в основном и страдают от перемены погоды, вполне под силу выполнять следующие несложные рекомендации. При неустойчивой погоде необходимо по возможности «беречь дыхание». В эти дни избегайте повышенных физических нагрузок – временно прекратите занятия физкультурой, ограничьтесь минимумом работы на дому. Вредны и резкие запахи хвойного леса, цветов, духов, краски, особенно ацетона. Следует избегать повышенной влажности воздуха, которая бывает в квартире от стирки и сушки белья, кипячения воды, сжигания газа для отопления. Выходя на улицу, лучше всего укутать нос шарфом или платком, не переохлаждаться.

Постарайтесь меньше волноваться. Кору больших полушарий мозга надо беречь от дополнительного раздражения по механизму второй сигнальной системы – словом, шумом, музыкой и т.д. Полезно максимально ограничить круг общения с людьми – посещение общественных мест и особенно зрелищ (кино, театр, стадион).

Представление о том, что отрицательные последствия перемены погоды будто бы связаны с уменьшением в воздухе кислорода, глубоко ошибочно. Многие стремятся в такие дни поскорее выехать за город, погулять «на свежем воздухе». И зря. Кислорода в воздухе даже при резкой смене погоды вполне достаточно. Тем более для человека, не занятого физической работой, а живущего спокойно и размеренно.

О «мертвой точке» и «втором дыхании»

Утомление, усталость может испытывать не только организм в целом, но и некоторые группы его клеток в отдельности, об этом мы упоминали в начале статьи.

Плохо выносят раздражение нейроны коры больших полушарий мозга, и они почти отключаются от активной работы каждый раз, когда их хозяин спит. Если же им долго не давать отдыха, нейроны в конце концов заставят уснуть человека несмотря ни на что, – в любом, пусть самом неудобном, положении. Корковые нейроны могут постоять за себя! Собственно, они-то и вызывают в организме потребность в сне.

Гораздо труднее приходится нейронам дыхательного центра: они обязаны работать без остановок всю жизнь, ведь дыхание – это и есть жизнь! Правда, природа предусмотрительно снабдила дыхательный центр множеством «запасных» нейронов, которые подменяют уставшие клетки – «дежурят» в организме по очереди.

Но, увы, гомо сапиенс, человек разумный, не всегда благоразумен. Каким только испытаниям, даже издевательствам, не подвергаем мы часто свой организм. О пьянстве и курении и говорить нечего. Но вред здоровью – причем немалый – наносит и неосмотрительная погоня за спортивными достижениями В некоторых случаях запасных нейронов может оказаться недостаточно и дыхательный центр «объявит забастовку» – он резко ослабит и даже прекратит дыхание Если это продлится больше пяти минут, то наступит неизбежный финал – смерть. Не секрет, что во время спортивных соревнований бывают случаи остановки дыхания, в первую очередь у нетренированных новичков. И это несмотря на выработанную в организме защиту для предотвращения опасного раздражения нейронов дыхательного центра.

Суть этого механизма в следующем Главное «действующее лицо» здесь – голосовые складки гортани Как выяснилось, их тонус обусловлен состоянием дыхательного центра мозга. Когда этот центр усиленно работает, тонус складок повышен, и они плотно прижаты к стенкам гортани. Поэтому просвет голосовой щели максимально расширен и воздух проходит свободно.

Рис. 2.

Перевозбуждение дыхательного центра мозга грозит его остановкой. В процессе эволюции выработалась защитная реакция. При опасном перевозбуждении центра ослабляется тонус голосовых складок. Они частично закрывают голосовую щель, и их рецепторы усиленно раздражаются воздушной струей. Возникающие сигналы поступают по блуждающим нервам в головной мозг, замедляют функции нервных центров, двигательной зоны коры и работу сердца. Этим и объясняется так называемая «мертвая точка» – ослабление дыхания, способности к движению, снижение артериального давления и т.д.

По мере нарастания нагрузки (например, бег на длинную дистанцию) дыхательный центр устает, а когда возникает опасность торможения, тонус складок ослабляется, и они закрывают часть просвета голосовой щели. Дыхание у человека в это время интенсивное, поэтому мощная воздушная струя, проходя через суженную щель, усиленно раздражает рецепторы голосовых складок. Потоки импульсов по блуждающему нерву поступают в дыхательный, сосудодвигательный центры, сердце и двигательную зону коры полушарий, сигнализируя о необходимости сбавить обороты.

Команда выполняется: ослабляется дыхание, падает артериальное давление, пульс. Силы организма на исходе, но еще и не поздно остановиться, отдышаться. Если же, не вняв голосу организма, человек принудит себя работать или бежать дальше, то вскоре в прямом смысле упадет от изнеможения и не всегда его удается «откачать».

Такой резкий сбой в работе организма первыми подметили жокеи у лошадей. Ему дали название «мертвая точка», а наступающее, как правило, вскоре восстановление нормального дыхания и работоспособности организма назвали «вторым дыханием». Такие явления могут повторяться Вскоре они были обнаружены и у спортсменов. С ипподромов терминология перекочевала в спортивную медицину.

Подобное состояние живых организмов давно используют звероловы Они сутками с собаками преследуют зверя, не давая отдыха. Животное доходит до такого изнеможения, что не может двигаться и способно только огрызаться. Так при помощи лишь веревок и рогатин ловят даже тигров.

Опытные спортсмены утверждают, что при прочих равных условиях в спорте побеждает тот, у кого больше «остается» дыхания. Как пишет известный рекордсмен по бегу Петр Болотников, некоторые спорт смены начинают «умирать» от недостатка дыхания уже после нескольких сотен метров, другие же легко преодолевают «мертвую точку»

Недавно ученые выяснили, что если усиленно продувать верхние дыхательные пути воздухом, то можно экспериментально изучать, как возникают «мертвая точка» и «второе дыхание».

Дышите носом

О недугах, связанных с долгим нарушением носового дыхания, известно давно. В первую очередь это относится к детям. Постоянно «заложенный» нос, чаще от разросшихся аденоидов, может привести даже к отставанию малышей в умственном и физическом развитии. Нарушается сон, слабеет память, в облике появляется то, что медики называют «аденоидной маской». Помочь здесь может только оперативное восстановление носового дыхания. Причем обращаться к врачу надо не медля.

Как видим, недостаточное раздражение носовых рецепторов так же пагубно действует на здоровье, как и чрезмерное. Практические наблюдения были подтверждены экспериментами. Мало того: врачи доказали благотворное и даже лечебное влияние искусственного раздражения рецепторов носовых путей физическими, химическими и электрическими агентами. Этим объясняется умиротворяющее действие на организм запахов леса, лугов, полей, морского воздуха. Вдыханием приятных запахов в прошлом веке лечили многие болезни. Ингаляция паров химических веществ в носовые пути широко используется и в наше время.

Все то, что мы рассказали о роли носа и верхних дыхательных путей в работе организма, было установлено физиологами недавно. Теперь стало известно, что эти органы имеют еще большее значение: они обеспечивают рефлекторную регуляцию дыхания и участвуют в дополнительной регуляции кровообращения Но этот вопрос уже выходит за рамки нашей статьи.

И еще одно любопытное соображение, скорее гипотеза. Поскольку нос появился одновременно с гомо сапиенс как следствие возникновения второй сигнальной системы, видимо, по величине носовой кости можно судить о стадиях превращения человекообразной обезьяны в человека. Если это подтвердится, антропологи получат дополнительный критерий для определения возраста найденных при раскопках останков древних людей.

Литература:

  1. Костьиина Т., Никулина Г. Зачем человеку нос? Наука и жизнь, № 5, 1963.
  2. Буков В.А, Фельдербаум Р.А. Рефлекторные влияния с верхних дыхательных путей. М.: Медицина, 1980.
  3. Эйдельштейн С. Цивинский Е. Секреты дыхательных путей. Наука и жизнь, № 4, 1979.
  4. Самое загадочное чувство. Наука и жизнь, № 3, 1984.

Наука и жизнь. 1986. №4.

См. также:

  1. Буков В. Насморк – благо или зло? , 2007.
  2. Плужников М.С. Среди запахов и звуков.