Княжество феодоро крым где находится на карте. Княжество Феодоро: последний осколок Византийской империи. Двуглавый орел Византии в Крыму

June 14th, 2017

В Бахчисарае я был два раза. Оба раза не удалось посетить интереснейшее место и по совместительству пещерный город Чуфут-кале (ну ничего, будет повод вернуться!). Зато последний раз, буквально пару недель назад я попал в не менее красивейшее и богатое историей место неподалеку от Бахчисарая.

Как истинный "равнинный житель" всегда в восторге от высоких обзорных площадок, но панорама открывшаяся мне в тот раз просто потрясла меня!

Не думайте, что я преувеличиваю, смотрите сами...

Кому лень листать фотки - специально снял видео для вас:

Много больших и малых крепостей перевидал турецкий путешественник Эвлия Челеби. Но изучая Крым, он был очарован и озадачен Мангупом. В 1661 году Челеби сказал о главном пещерном городе полуострова:

«Раскинулась эта скала как плоская равнина, поросшая травой и тюльпанами, а вокруг нее зияют пропасти глубиной в тысячу аршин - настоящие бездны ада!.. Аллах создал эту скалу для того, чтобы она стала крепостью... Если крикнуть в тех долинах, которые раскинулись у основания обрывов, гора гудит полчаса, словно гром, а человека охватывают страх и удивление».

Высота Мангупа 581 м над у. м., площадь 90 га. С трех сторон плато ограничено отвесными обрывами до 70 м высотой. Они образуют надежную, самой природой созданную крепость, из которой при ясной погоде видно море.

Фото 1.

Когда же образовалась гора Мангуп? Прошли десятки миллионов лет с тех пор, как под действием тектонических сил Мангупское плато отделилось от горного массива Чардаклы-Баир. Образовалась Ходжа-Салинская долина, а за нею - плоскогорье. Глубокие ущелья прорезали северный склон горы, между ними образовались четыре сильно выступающих мыса. Одни экскурсоводы говорят, что если поглядеть на гору Мангуп с вертолета, форма этих ущелий и мысов напомнит четырехпалую ладонь окаменевшего великана. Для других плоскогорье видится лежащим на боку зверем.

Крайний восточный отрог Магупа носит название Тешкли-Бурун - Дырявый мыс.

Фото 2.

Второй мыс именуется Елли-Бурун – Мыс Ветров, а ущелье между ними - Капу-Дере - Воротный Овраг. В этом овраге остались полуразрушенные главные ворота крепости.

Третий к западу мыс, в районе которого селилась караимская община, называется еще загадочнее: Чуфут-Чеарган-Бурун – Мыс Вызова Иудеев.

На плато и теперь имеется грот с чистейшим родником осадочной и конденсированной в известняках влаги. Ни в одном из других «пещерных городов» нет такого чуда!

Фото 3.

Самый большой, самый крутой западный мыс горы Мангуп густо оброс соснами и называется Чамны-Бурун - Мыс Сосновый. Два западных мыса разделены ущельем Табана-Дере - Оврагом Кожевников. Основным занятием местных караимов была выделка кожи, потому и названа так местность, где они работали. На вершине мыса, ниже водного источника, до сих пор видна вырубленная в скале ванна, в которой замачивались кожи. Дубильный раствор готовили из соков нескольких растений, прежде всего скумпии, пушистые кусты которой буйно растут здесь же, на склонах Мангупа. Если раствор для обработки кожи готовить из дуба, изделие получается грубым. Соком скумпии обрабатывали кожи для получения мягкого сафьяна.

Археологи нашли на Мангупе орудия труда из кремня и диорита, их возраст не меньше пяти тыс. лет.

Фото 4.

Столь защищенное и приспособленное для жизни место люди заселили, должно быть, со времени своего появления в Западном Крыму. На плато обнаружены орудия труда людей меднокаменного и бронзового веков. Они-то, вероятно, и прорубили в относительно мягком известняке первые из этих пещер, которые стали потом стали называть пещерные города.

Потом здесь селились тавры - народ первого тысячелетия до нашей эры. После них удалось найти небольшую коллекцию осколков керамической посуды.

От эпохи великого переселения народов остались в предгорьях гото-аланы. Они здесь появились в III веке, но особенно много их стало к V1-VII векам.

Во второй половине VI века Мангуп стал принадлежать наследнице Рима Византии. Позже этот город под названием Дорос упоминается в византийских книгах и рукописях VII-IX веков, называясь главной крепостью Крымской Готии.

Фото 5.

В конце VIII века крепость захватили хазары. Под предводительством архиепископа Иоанна Готского она была освобождена, однако ненадолго - хазарский каганат снова отвоевал крепость, огнем и мечом покарав непокорных. Именно тогда город получил название Мангуп. К началу X века Византия вернула себе крепость. В XIV веке Мангуп стал столицей княжества Феодоро, об этом гласит надпись на камне, обнаруженная при раскопках большой мангупской базилики.

Даже и благодатном Крыму жизнь людей того времени была тяжелой и недолгой. Нужно было трудиться ради пропитания, обогревать свои каменные жилища, подчиняться всем законам, которые установил князь, и терпеть все беззакония от него самого и его дружины. А главное - ни одного дня нельзя было прожить спокойно, без тревожной оглядки на далекие горы, на холмы и на степные горизонты.

Со временем (опять же, неизвестно когда) над пещерами, как над заранее вырытыми подвалами, стали строить каменные и деревянные жилища, и селение приобрело привычный нам вид. Сами пещеры начали использовать в качестве прохладных продуктовых кладовых, а понятие «пещерный город» стало условным.

Фото 6.

Самое важное и крупное из тех строений, что сохранились на Мангупе, - трехэтажная крепость, которая могла быть и княжеской резиденцией. На заросшем диком плоскогорье она смотрится как часть настоящего, почти современного здания. Броский нарядный фасад обвалился в XIX веке, осталась лишь толстая стена с тремя окнами и дверной проем с вырезанными на камне орнаментами. Очевидно рядом, на мысе Тешкли-Бурун, была небольшая княжеская церковь; сохранилась часть ее фундамента. В Крыму это единственный известный храм восьмигранной планировки.

Недалеко от резиденции князя в скале пробита шахта глубиной 24 метра, она ведет к источнику пресной воды для снабжения цитадели. Вход в колодец, читаем мы у Челеби. был укрыт сверху каменным навесом. Теперь же, ради безопасности, он заварен железной решеткой.

Фото 7.

На самой оконечности мыса была дозорная башня. Разрушаясь, ее западная и восточная стены образовали сквозное отверстие в оконечности Дырявого Мыса. оно просматривается из долины и добавляет Мангупу пейзажной экзотики.

К началу XV в. княжество Феодоро славилось как богатое и сильное. В нем проживали 150 тыс. человек, а границы подходили к Алуште на востоке и к Бельбекской долине на севере. Феодориты заключали политические союзы с некоторыми странами; велись даже переговоры о женитьбе сына царя Ивана III на дочери князя феодоритов.

Фото 8.

Однажды все обрывается. Наступил трагический для Крыма день - 31 мая 1475 года. На побережье высадились турки-османы. Пали, одна за другой, генуэзские крепости: Кафа, Солдайя, Алустон, Горзувиты, Чембало... И только Мангуп держался! Османская империя завоевала почти всю Европу. Султану покорились большие и сильные страны - Испания, Галлия, некогда великий Рим... Империя держала и часть Азии, не говоря уже о генуэзских крепостях на крымском побережье… А тут... «Какая там территория? – вполне мог спросить разъяренный султан. - Что, 90 гектаров? И эта жалкая крепостенка полгода сопротивляется лучшей в мире армии, заставляет стягивать к ней новые войска и оружие?»

Пять больших штурмов предприняли османы. Зная нрав султана, в отчаяние приходил военачальник. Только через полгода осады, большим везением и хитростью удалось ему добиться победы. Турки сделали вид будто уходят от стен города. После полугодовой обороны нервы мангупских воинов были так напряжены, что осторожность покинула их. Князь Александр с отрядом помчался вслед супостатам, чтобы отвести душу в праведном бою. Увидев, откуда выезжали защитники, к тайной калитке ринулся из засады другой отряд нападавших; тут же вернулись и те, кто был приманкой. После жесточайшего боя турки ворвались в крепость. С того дня Мангуп тоже превратился в часть великой Османской империи - султанский санджак...

Фото 9.

Ворвавшись в крепость, привычные к легким победам турки крушили там все подряд. Помня, как на их головы летели камни и лился кипяток, янычары не щадили никого. Убили самого князя Александра и семью его, а вот малолетнего сына, по приказу султана, оставили в живых. В знак уважения к достойному противнику ему даже вернули (формально) полномочия княжеского наследника.

Протяженность крепостного рубежа из каменных крепид и неприступных обрывов составляла почти семь километров. Эту внешнюю, главную линию обороны в XVI веке реконструировали турки. С появлением тяжелой артиллерии все меньше смысла оставалось в каменных башнях и стенах какой угодно толщины: любую стену рано или поздно проломят пушечные ядра, коих на Мангупе находили сотнями. Нужны были новые, приземистые крепости, в которых больше проку от земляных укреплений с амбразурами, от брустверов и окопов.

Фото 10.

Турки держали здесь свой гарнизон, хотя, в общем, не знали, что делать с самим Мангупом - с его домами, садами, огородами, пастбищами, с его родниками и каменными ваннами для выделки кож, с его лесом и тенистыми полянами, с неприступными для возможных врагов обрывами. Весь прекрасный древний город не нужен завоевателям. Им было важно только покорить жителей, сломить их сопротивление, заставить признать власть султана.

Ниже деревьев, которые скрывают христианское кладбище, видны остатки дворца последних князей Феодоро. В 1425 году было построено это большое двухэтажное здание с могучими стенами; оно служило не только дворцом князя, но и командным пунктом, с которого руководили обороной центральной части плато.

В Бахчисарайском историко-культурном музее хранится обломок каменной плиты, найденной у подножия высокой башни возле дворца. На плите высечен двуглавый орел - фамильный герб византийских императоров Палеологов, от которого, как утверждают некоторые, к великой гордости нынешних крымчан, повел начало герб Российской державы.

Фото 11.

Изображение орла сопровождают слова, поясняющие для историков назначение разрушенных строений: «Была построена эта башня вместе со дворцом в благословенной крепости, которая видна ныне, во дни Алексея, владыки города Феодоро и Поморья...».

Примерно в 100 метрах к северо-западу от дворца видна обвалившаяся базилика, построенная здесь вместе с первыми домами. Ее пол вымощен мозаикой, а стены в прошлом украшали фрески. После захвата города турками возле этой базилики хоронили защитников крепости.

С середины XV столетия до 1792 года на Мангуне жили караимы. В ту пору им запрещалось селиться в настоящих городах, вот и пришлось осваивать город крепость. Они тоже разбирали уцелевшие стены домов и строили жилища на свой лад, для себя. В это же время появился в городе караимский храм кенаса.

Фото 12.

Ушел в историю самый большой, самый загадочный из пещерных городов Крыма. Многое в нем открылось для археологов и краеведов, но гораздо больше осталось загадок, вопросов, на которые дай нам Бог когда-нибудь ответить. Непознанное обрастает легендами.

Лишь в 1783 году, когда Крым стал российским, последние жители Мангупа смогли покинуть свое плоскогорье. Как память о них, осталась одна из дубильных ванн в овраге и этот звучный, ворожащий восточной экзотикой топоним - Мыс Вызова Иудеев. Совсем обезлюдела гора Мангуп. Зияют пустыми глазницами пещеры на скалах, свищет в них ветер то со степи, то с моря. В подвалах домов покинутого города живут с тех пор только змеи да ящерицы, а теперь еще ходят толпы туристов да селятся послушники обновленного скального монастыря.

Фото 13.

Среди археологов, краеведов, журналистов есть безусловные поклонники Мангупа. Они приезжают со своим провиантом и палатками, что-бы две-три недели пронести на этом плоскогорье. Одни стараются узнать о Мангуне что-нибудь новое, расспрашивают ученых, слушают экскурсоводов, делают выводы из собственных наблюдений. Здесь еще столько неизученного, что многим светит возможность хотя бы маленьких открытий. Другие просто отдыхают, любуясь пейзажами и отпиваясь, за весь год, не хлорированной, не фильтрованной, а настоящей родниковой водою.

Фото 14.

На плато и сейчас ведет крутая грунтовая дорога, по которой в конце XX века любой желающий мог заехать на машине. Обычно туристы на экскурсии в Мангуп поднимаются по тропам Ванного или Кожевенного оврагов, но можно взойти и с южной стороны.

Рядом с Мангупом выросло село Ходжа-Сала с плотиной водохранилища. На берегу построена гостиница, а над озером – приют для туристов. Он никогда не пустует, ведь каждого, кто хотя бы раз побывал на Мангуне, влечет туда нее увиденное и прочувствованное - горная природа, осязаемые картины средневековья и просто неуемное любопытство.

Фото 15.

Фото 16.

Фото 17.

Фото 18.

Фото 19.

Фото 20.

Фото 21.

А в конце путешествия, на такой высоте и в такой дали от цивилизации нам встретилась кошка (или кот). Что он тут делает?

Фото 22.

Чем он тут питается? Не уж то тут такой большой поток туристов?

Фото 23.

Для того, чтобы быть в курсе выходящих постов в этом блоге

СИМФЕРОПОЛЬ, 10 июл - РИА Новости (Крым). История княжества Феодоро, или как его еще называют историки Мангупским княжеством, изучена достаточно хорошо. Раскопки на горе Баба-Даг, что в переводе означает Отец-гора, начались в первой половине XX века и продолжаются до сих пор, открывая историкам все новые и новые тайны этого последнего оплота Византийской империи. О дипломатических взаимоотношениях и жизни феодоритов в средние века — в материале корреспондента .

Феодоро не от Феодоры

Средневековое христианское княжество, сформировавшееся из бывших византийских, а затем трапезундских владений, было создано на юго-западе Крымa со столицей в городе Мангупе, официально существовавшее в XIV—XV веках, а фактически с 1140, когда сюда из Трапезунда был прислан византийский топарх (наместник — ред.) по имени Феодор Гаврас, по 1475 годы. Свое название княжество получило благодаря ему. Расцвет княжества пришелся на 1420-е годы, когда оно получило международное признание и успешно противостояло генуэзцам. В эпоху своего расцвета Феодоро имело довольно широкие международные связи.

Согласно описи, в княжестве насчитывалось 30 000 домохозяйств. Население княжества состояло в основном из греков, крымских готов и алан, исповедовавших православие и подвергшихся разной степени эллинизации. Гаврасы, ставшие во главе территории будущего княжества после 1223 года, имели армяно-трапезундское происхождение. Проживали также и караимы. После захвата княжества Османской империей большая часть его почти 200-тысячного населения подверглась разной степени исламизации и тюркизации, часть уехала на Кавказ.

Княжество занимало западную часть горного Крыма и полосу южного берега от Ямболи (Балаклавы) до Алустона (Алушты). Буфером между Феодоро и татарскими землями служило Кырк-Орское княжество аланов, располагавшееся к северу от реки Кача, но после 1346 года оно подверглось исламизации и было тюркизовано. Феодоро, как и все прочие осколки Византии, вело преимущественно оборонительную политику, теряло территории и постепенно сжималось в размерах.

"Создано для того, чтобы быть крепостью"

Мангуп представляет собой известняковое изолированное плато. Его максимальная высота над уровнем моря составляет около 600 метров. С трех сторон оно ограничено вертикальными обрывами, достигающими на западной стороне высоты в 70 метров. Северный склон прорезан тремя глубокими ущельями, разделяющими отрогами, или мысами, и делающими Мангуп похожим на четырехпалую кисть руки.

Западный мыс называется Чамлы-бурун, или сосновый мыс, северо-западный — Чуфут-бурун, или иудейский, северо-восточный — Гелли-бурун, или эллинский и восточный — Тешкли-бурун, что можно перевести как мыс с дырой.

В верховьях балок есть мощные источники воды. Общая площадь плато — около одного квадратного километра. По словам турецкого путешественника XVII века Эвлии Челеби, Мангупское плато было создано Аллахом для того, чтобы ему быть крепостью, и не только благодаря его естественной труднодоступности, но и из-за наличия естественных источников воды. Наиболее ранние артефакты, найденные на плато, относятся к эпохе энеолита — ранней бронзы, однако, заметный приток людей сюда отмечается со второй половины III в, что совпадает с появлением на полуострове германских племен и, вероятно, союзных с ними алан. Видимо, с этого времени, как отмечает исследователь Мангупа Александр Герцен, начинает формироваться неукрепленное поселение. До сих пор каких-либо остатков оборонительных сооружений этого периода не обнаружено. Находки представлены позднеантичной керамикой: в основном амфорами и краснолаковыми сосудами. Встречаются также бронзовые позднеримские монеты. Археологи установили, что в период заселения плато человеком большая часть его скальной поверхности не была покрыта почвой. Лишь по мере развития поселения началось накопление культурного слоя на обжитых местах. Следует отметить, что даже в период расцвета поселения обжитая территория не превышала трети общей площади. Незастроенное пространство предназначалось для укрытия здесь окрестного населения с его имуществом и скотом в случае военной опасности.

От Трапезунда и графа Дракулы до Ивана III

Декан исторического факультета Таврической академии Крымского федерального университета Александр Герцен, который участвует и возглавляет археологические экспедиции на Мангуп на протяжении сорока лет, говорит, что международные связи княжества основывались на династических браках.

"По существовавшей традиции тех времен, наиболее прочные связи между государствами устанавливались через заключение династических браков. В частности, это Трапезундская империя - греческое государство, которое располагалось в юго-восточной части Причерноморья. Столицей империи до 1461 года, когда он был захвачен османами, был нынешний турецкий Трабзон. Мангупская княжна Мария Готская была замужем за царевичем Давидом, который впоследствии стал императором Трапезунда", — рассказал Герцен корреспонденту РИА Новости (Крым).

В 1472 году, отмечает историк, еще одна мангупская княжна Мария Палеологиня, племянница Марии Готской, стала женой правителя Молдавии Стефана III Великого, который прославился своей успешной борьбой с османской экспансией.

Интересно, что в борьбе за престол молдавского господаря Стефан Великий опирался на правителя Валахии князя Влада III Басараба, более известного как Влад Дракула, послужившего прототипом как известного романа Брэма Стокера, так и голливудских постановок о вампирах.

И самым известным, правда, неосуществленным проектом Мангупских князей, была попытка династического союза с Великим княжеством Московским с сыном Ивана III - Иваном Молодым. Но этому помешало вторжение османов в Крым и падение Мангупа в декабре 1475 года.

Кстати, Великий Московский князь Иван III был женат на племяннице императора Византии Софье Палеолог.

Но было ли княжество Феодоро со столицей в Мангупе независимым? Историки в этом сомневаются.

"Очень прочные отношения были с Византийской империей последних десятилетий ее существования. Причем, есть указания в различных источниках о том, что княжество было скорее в вассальной зависимости от Византии, имея также и союзнические отношения с Золотой Ордой. Когда Орда начала распадаться и из ее состава выделилось, в том числе, и Крымское ханство, то с его основателем, ханом Хаджи Гиреем и преемником Менгли Гиреем установились прочные взаимоотношения, в которых княжество выступало в положении подчиненного. Это хорошо видно по тому, что в Феодоро не чеканили своей монеты", — отмечает Герцен.

Двуглавый орел Византии в Крыму

Гербом Мангупских князей был двуглавый орел, который был государственным символом и фамильным гербом византийской династии Палеологов. Такие же двуглавые орлы можно увидеть на всех парадных надписях княжества Феодоро и, прежде всего, во времена своего рассвета при князе Алексее, когда оно выходит на международную политическую арену.

Это также, по мнению историка Александра Герцена, является свидетельством прочных и устойчивых отношений между Мангупской династией и Палеологами.

В дальнейшем изображение двуглавого орла в качестве государственного символа стало использоваться Московским княжеством и Российской империей. И это не случайно. После падения Византийской империи именно Москву именовали Третьим Римом и оплотом православия.

С 1993 года двуглавый золотой орел на красном фоне является официальным гербом Российской Федерации.

С генуэзцами воевали, с татарами дружили

Отношения с генуэзскими колониями в Крыму у феодоритов были очень напряженными, поскольку они были конкурентами в торговой сфере. Генуэзцы считали себя монополистами на торговлю в Причерноморье, получив это право от Византийской империи еще в 1261 году. Мангупские князья пытались прорваться на черноморский рынок и это им удалось к 1427 году. Они основали крепость-порт Каламита, нынешний Инкерман под Севастополем. Феодориты также захватили при поддержке крымских татар, правда, всего лишь на один год и действующую генуэзскую крепость Чембало (Балаклава — ред.).

Взаимоотношения между княжеством Феодоро и генуэзскими колониями носили характер то обостряющегося, то вялотекущего конфликта. Но в канун османского нашествия они были вынуждены объединиться. По крайней мере, известно, что некоторые генуэзцы смогли прорваться из осажденной крепости Солдайя (Судак — ред.) в Мангуп и приняли участие в его обороне.

Торговали и рабами

За счет чего жили феодориты? Историки говорят, что в те времена Крымский полуостров являлся важным торговым путем между странами Востока, прежде всего Китаем и Западной Европой. Импортировали из Крыма китайскую керамику высокого качества, венецианское стекло. Основой экспорта была продукция сельского хозяйства - пшеница, ячмень, виноград и вино. В частности, на Мангупе к сегодняшнему дню найдено девять винодавилен. Широко развито было кузнечное ремесло, кожевенное и гончарное производство. В частности, в окрестностях Мангупа был найден гончарный цех, который столетиями производил кровельную черепицу.

Занимались и торговлей рабами. И в этом они также являлись конкурентами генуэзцам. Невольники захватывались в основном на Северном Кавказе и княжестве Литовском.

Князья любили устрицы

Если говорить о гастрономических предпочтениях правителей Мангупа, то . В минувшем году археологическая экспедиция Александра Герцена обнаружила более чем 20-сантиметровый слой из обломков раковин черноморских устриц.

По словам ученого, это может свидетельствовать о том, что князья Феодоро были гурманами. Потому что, судя по раскопкам, устрицы были одним из главных доминирующих блюд этой династии. Причем такое изобилие раковин моллюсков было найдено в культурном слое непосредственно у княжеского дворца. Устрицы, которых в те времена было в изобилии, скорее всего, доставлялись в столицу княжества из нынешней Балаклавы.

"Брестская крепость в Крыму"

В 1475 году, после ожесточенной пятимесячной осады почти 70-тысячным турецким войском под командованием Гедик Ахмед-паши, Мангуп пал. Княжество Феодоро прекратило свое существование и вошло в состав Османской империи. Семья князя Александра за исключением малолетнего сына была вырезана.

Уставшие и разозленные долгой осадой турки, потеряв почти семь тысяч янычар, устроили резню защитников крепости, что подтверждается и археологами. На плато Мангупа при раскопках базилики были обнаружены гробницы, на последнем этапе существования храма буквально забитые скелетами - до семнадцати в одной из них, причем многие черепа имели следы ударов тяжелым тупым орудием. У многих скелетов были отрублены верхние или нижние конечности. Захоронения обнаруживались в самых неожиданных местах. В качестве могил использовались выемки винодавилен, а иногда тела просто на ровном месте присыпали землей и камнями.

Жестокость, проявленная османами при взятии Мангупа, обратилась и против самого Ахдеда-Паши. Спустя семь лет он был казнен султаном Баязидом II, недовольным подавлением восстания во время междоусобицы в борьбе за трон правителя Османской империи.

После завоевания из бывших земель княжества был образован Мангупский кадылык, который входил в состав эялета (провинции) с центром в Кефе (Феодосии — ред.). Пали также все города-колонии на полуострове, а Крымское ханство вошло в состав Османской империи.

После заключения Кучук-Кайнарджийского договора в 1774 году, который подвел итог российским победам над османской армией на Дунае и вывел Крымское ханство из вассальной зависимости от Стамбула, турки покинули крепость, а в 1792 году отсюда ушли ее последние обитатели, караимы.

Мангуп - штаб Манштейна

Последний раз Мангуп воевал в июне 1942 г. Тогда на плато, среди руин крепости, находился наблюдательный пункт командующего 11-й армией вермахта Эриха фон Манштейна, который в своих мемуарах с большой точностью передал наблюдаемую отсюда картину: "Перед нами открылось незабываемое зрелище. Это был единственный в своем роде случай в современной войне, когда командующий армией видел перед собой все поле сражения".

Остатки немецких блиндажей сохранились в юго-западной части плато.

Княжество Феодоро: история государственности,
границы, этнический состав

Подведём итоги. Христианское княжество Феодоро существовало с начала XIII века по 1475 год. Оно образовалось на юге и юго-западе полуострова в результате временного падения власти в Константинополе, которое произошло в 1204 году.

Это средневековое государство Крыма соседствовало с монголо-татарами и генуэзцами. Позже - с Крымским ханством. Не исключено, что до второй половины XIV века севернее Феодоро располагалось княжество Кырк-Ор .

В результате противостояний с генуэзцами княжество потеряло часть южных земель, известных, как Капитанство Готия. На этом войны не прекратились. После набега монголо-татар в первой половине XV века государство поднимается из руин. Его жители сумели завладеть Чембало , Алуштой, Партенитом, Херсоном и крепостью Горзувиты, построили порт Авлиту и крепость Фуну. На просторах Феодоро проживали люди разных национальностей. Они были умелыми ремесленниками и земледельцами. Княжество Феодоро было единственным образованием Крыма, которое попыталось дать отпор турецким завоевателям, но так и не смогло выстоять.

Княжество Феодоро

Феодальные города юго-западного Крыма, где сосредоточивались ремесленное производство и торговля, являлись в то же время церковными центрами. Есть основания считать, что в Мангуп был перенесен из Партенита центр так называемой Готской епархии. Сведения о ней сохранились в церковных документах, дошедших от средневековья, и по ним мы можем судить о территории княжества. Его границы не были стабильными. В течение рассматриваемого нами времени они колебались по мере того, как видоизменялась экономическая и политическая зависимость княжества от тех или иных соседних и даже отдаленных государств.

В XIII и начале XIV в. владения княжества, по-видимому, охватывали все северные склоны западной части Крымских гор до левого берега р. Качи на севере. С востока в его границы входили верховья Качи и Альмы. Здесь, как уже говорилось, некоторое время соседом Мангупа было княжество Кырк-Ер. На юге Мангупу принадлежало (более или менее прочно) все побережье от Алушты до Балаклавы, попавшей в руки генуэзцев. На западе, где княжество граничило с предполагаемыми землями Херсона, находились полузависимые от Мангупа «общины Готии», расположенные вокруг Балаклавы и в Байдарской долине. Со второй половины XIV в. и эта территория, видимо, каким-то образом вошла в состав Мангупского княжества, о чем косвенно свидетельствует булла папы Иоанна XXII (1333 г.), передающая церковную власть над нею митрополиту «Готии».

После захвата татарами Чуфут-Кале северо-восточной границей княжества становится левый берег Качи. К концу XIV в. оно теряет часть земель на южном побережье, номинально в него входивших, но «уступленных» хозяевами положения - татарами - генуэзцам по договору 1380-1381 гг. В середине же XV в., судя по генуэзским письменным источникам, Алушта подчиняется мангупским феодалам и западнее нее весь южный берег, кроме Балаклавы, принадлежит Феодоро. В то же время целый ряд прибрежных крепостей остается в руках генуэзцев.

Вопрос о времени возникновения Мангупского княжества и этапах его формирования еще не вполне выяснен. Надо полагать, что оно уже существовало до татарского нашествия. О существовании княжества в XIII в. свидетельствуют надписи, связанные со строительством крепостных стен на Мангупе. К концу XIV в. относится упоминание о мангупском князе Дмитрии, воевавшем против литовцев на стороне татар вместе с соседним князем «Киркельским» (видимо, главой княжества Кырк-Ер с центром в Чуфут-Кале). Это известие позволяет предполагать, что Мангупское княжество в годы татарских нашествий сумело сохранить свою внутреннюю целостность и, быть может, ограничиться признанием власти ханов над соседней территорией и уплатой им дани.

XV век - до момента гибели княжества в 1475 г. - является временем его наибольшего политического и экономического подъема. Этот период освещен некоторыми письменными источниками.

Территория Мангупского княжества была заселена сравнительно густо. Об этническом составе его населения данных мало, однако, как уже было сказано, можно признать, что оно было многоэтничным и в основном состояло из огре́ченных сарматов и аланов, ранее смешанных с потомками тавров, скифов, а потом и прочих народностей, попадавших на территорию полуострова. Больше всего тут жило греков, за ними по численности шли караимы, армяне и принявшие православие татары.

На Мангупе развивались городские ремесла, в основном гончарное. О его высоком уровне можно судить по найденным обломкам поливной посуды, среди которых особенно интересны фрагменты двух чашек с вырезанным на их доньях именем Исаака, возможно, мангупского князя (1471-1474 гг.), известного по письменным источникам.. Керамическое производство было достаточно развито на всей территории княжества. Об этом говорят многочисленные обломки и целые экземпляры разнообразной красноглиняной посуды и огромных пифосов, найденные не только на самом Мангупе, но и собранные на остатках соседних поселений XIV-XV вв. Они не могли быть привезены из Херсона, так как он в то время уже перестал представлять собой ремесленный и торговый центр. В большинстве случаев это изделия местных гончаров.

Раскопки дают разнообразные железные вещи - наконечники стрел, поясные пряжки, ножи, крючки, гвозди. Все это также изделия местных кузнецов. Найдены на Мангупе бронзовое литье и кованые вещи из меди, а также ряд предметов из кости - украшения ларцев, коробочки, пуговицы, резные накладки на ручки ножей и т. д.

Значительное развитие строительного и камнерезного дела отражено в крепостных сооружениях XIV-XV вв., жилых домах и надгробных памятниках, которые украшались особенно сложной орнаментальной резьбой.

Экономический подъем княжества в XIV-XV вв. вызвал рост его внутренней и внешней торговли. Оттесненное от южнобережных портов генуэзцами, стремившимися подчинить себе всю торговлю на Черном море, оно находит силу создать собственный порт в устье р. Черной. Для защиты его в 1427 г. перестраивается крепость Каламита (Инкерман). Археологические раскопки слободы около крепости (1950 г.) дают представление о значительности торговых операций Каламитского порта. На территории слободы обнаружено много зерновых ям, большое количество обломков разнообразной посуды, привезенной из Малой Азии, Закавказья, с Кавказа и из других мест. О том же говорят и раскопки на Мангупе.

Известно, что через Каламиту вывозилось значительное количество татарской кочевнической продукции (скот, кожи, шерсть и др.). Не гнушались в Каламите торговать и невольниками, захваченными татарами во время набегов на Украину, Русь, Польшу, Литву. С XV в. невольников сбывали главным образом в Турцию. Каламита обозначена на морских картах XV в.

После угасания Херсонеса Каламита стала главным портом для предгорных районов юго-западной части Крыма. Старый торговый путь из степей в Херсонес теперь заканчивался возле нее. Внутренние торговые пути Мангупского княжества проходили к ней по речным долинам. В то же время горные перевалы из Байдарской долины в Ласпи, перевал Кебит-Богаз, приводивший в район Алушты, и другие соединяли северную часть княжества с южным побережьем.

На Мангупе найдены надписи, высеченные на камне. Большинство из них относится к XIV-XV вв. Они говорят о военных столкновениях обитателей города с нападавшими на них кочевниками, о крепостном строительстве. Надписи сделаны на греческом языке, в то время преобладавшем в юго-западном Крыму и на побережье полуострова.

История мангупского княжеского дома еще далеко не изучена. Ф.А. Брун полагал, что владетелями Мангупа были выходцы из Трапезунда - представители знатного армянского рода Гаврасов, находившихся в Крыму с XII в. в качестве византийских топархов - наместников. В дальнейшем они основали в юго-западном районе полуострова самостоятельное феодальное княжество. Можно предположить и другое: князья Мангупа могли быть потомками местных феодалов, принявших христианство.

Первое имя, твердо связанное с Мангупом, дошло до нас в надписи, найденной в базилике при раскопках в 1913 г.: «…построена эта башня верхнего города почтенной Пойки - помощью божией и святого Димитрия и попечением всечестнейшего нашего Хуйтани сотника [достойного] всякой чести и [совершено] восстановление Феодоро, вместе с Пойкой построены в 6870 году» (то есть в 1361 1362 гг.).

Исходя из этой надписи, можно сделать вывод, что Хуйтани правил княжеством в 60-х годах XIV в. Далее, по-видимому, правил Василий, а затем сын его Стефан, который в конце XIV или начале XV в. вместе со своим сыном Григорием выехал в Москву, где положил начало роду князей Ховриных-Головиных. Дочь Стефана Мария в 1426 г. вышла замуж за трапезундского правителя Давида Комнина, а второй сын Алексей сделался князем Мангупским и правил до 1434 г., видимо, до дня своей смерти.

Его сын, тоже Алексей, княжил в 1434-1456 гг. Он отмечен источниками в связи с отнятием у генуэзцев в 1433 г. Мангупским княжеством крепости Чембало, когда он (еще княжичем) попал в плен, но вскоре был освобожден и стал править в Мангупе.

За ним следует известный но письменным источникам князь, носивший татарское имя Олубей или Улубей (1456-1471 гг.). Некоторые историки приписывают ему и христианское имя Иоанн. Надо полагать, что он был братом Алексея (Алексеевича). Дочь Олубея Иоанна стала женой Стефана, господари Валахского.

С 1471 г. по апрель 1475 г. княжеством управлял Исаак (в русских источниках XV в. Исайко), брат Алексея и Олубея. В апреле - мае 1475 г. незаконно правил один из сыновей Олубея, имя которого неизвестно. Наконец, последним мангупским князем был старший сын Олубея Александр. Он сверг своего брата и находился у власти до последних дней существования самого княжества.

Интересны политические связи, которые мангупский княжеский дом имел или предполагал иметь с правителями соседних стран. Эти связи, особенно родственные, отражают политическое значение княжества в Северном Причерноморье в конце XIV-XV вв. Мангупские князья подчеркивали свое родство с византийскими императорами. Гербы, высеченные на камнях вместе с надписями, сообщавшими пышные титулы князей, украшались сложными монограммами, крестами и изображениями двухглавых византийских орлов.

Но как внешне блестяще ни выглядел в этих надписях Мангуп, фактически княжество постоянно испытывало зависимость от более сильных соседей и вступало с кем-либо в открытую борьбу только тогда, когда чувствовало за собой чью-то сильную поддержку. Есть данные о том, что в середине XII в. феодалы юго-западного Крыма вместе с Херсоном тяготели к Византийской империи. Затем с начала XIII в. они подчинились Трапезунду и ежегодно отправляли его императорам подати.

Начавшиеся с 1223 г. набеги татарских орд на крымские города и селения первоначально не достигали пределов Мангупского княжества. Но в середине XIII в. (1242 г.) итальянский писатель Марино Санудо Торселло отмечает опустошительный набег на владения Мангупа. Особенно страшным был разгром юго-западного Крыма ордами Ногая в 1299 г. Тогда был уничтожен Эски-Кермен, захвачены и разграблены Чуфут-Кале и Херсон. Возможно, от этого набега пострадал и сам Мангуп. Следствием набегов татар, а затем и их оседания в XIV в. в районе нынешнего Бахчисарая явилась зависимость княжества от татар.

Развернувшаяся в XV в. борьба Мангупа с генуэзцами происходила с молчаливого согласия татар, извлекавших политические выгоды из этой распри. Имело значение и то, что оседлое земледельческое население давало татарам необходимые им продукты сельского хозяйства и ремесленные изделия. Через порт Каламиту татары вели обширную торговлю. Православная церковь княжества, как и его правители, по-видимому, не чинила этой торговле ни малейших препятствий и несомненно извлекала из этого существенную пользу. В свою очередь татары, как позднее и турки, проявляли по отношению к христианскому духовенству в Крыму крайнюю терпимость.

В некоторых случаях поддержка Мангупа татарами была вполне реальной. Во время вооруженной (подстрекавшейся татарами) борьбы феодоритов с генуэзцами за Чембало на стороне первых появились татарские войска, что оказало решающее влияние на исход этого столкновения.

Всегда сложными и в основном враждебными были отношения княжества с генуэзцами. Старый морской путь из крымских торговых городов в Средиземноморье уже с первой половины XIII в. перешел к итальянцам. В 1350 г. генуэзцы запретили даже византийским торговым судам плавать по Черному и Азовскому морям, заходить в Дон и появляться в Херсоне.

В то же время договором 1380-1381 гг., заключенным генуэзцами с татарами, все южнобережные земли княжества стали считаться генуэзскими. А это бесспорно расценивалось мангупскими князьями, как захват их исконных владений. В свою очередь генуэзцы полагали, что к ним на основании этого договора могут перейти земли всей «Готии» и расценивали мангупских князей как незаконных владетелей чуть ли не самого Мангупа.

Особенно острая борьба Мангупа с генуэзцами развертывается в первой четверти XV в. Она отразилась в генуэзской инструкции по управлению ее черноморскими колониями (1458 г.), где говорится о князе Теодоро (Феодоро) и его братьях, что они «не должным образом занимают Готию, принадлежащую народу Кафы; вопреки праву и привилегиям Кафы они открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы».

Блестящими для княжества были годы правления Алексея старшего. Он называл себя пышным титулом «владетеля Феодоро и Поморья». Быть может, именно Алексей и восстановил великолепный дом и базилику на Мангупе, крепость Каламиту и большой храм в Партените. Этот период заканчивается вооруженным столкновением с генуэзцами.

Поздней осенью 1433 г. при поддержке восставшего против колонистов населения Чембало Алексей выгоняет генуэзцев из этого укрепления. Овладеть им вновь Генуе удалось лишь через год. Для этого пришлось послать флот из 21 судна и армию в 6 тыс. человек. Летом 1434 г. генуэзцы вернули себе Чембало, а Каламиту сожгли. Но она вскоре была возвращена княжеству.

После взятия турками Константинополя (1453 г.) верховные власти Генуи поняли, какая опасность нависла над их колониями на Черном море. Это заставило их стремиться к смягчению обострившихся отношений с Мангупом. Генуэзские документы середины XV в., характеризующие по-прежнему агрессивные настроения генуэзцев по отношению к княжеству, говорят и о дальновидных дипломатических маневрах властей Кафы. Приведем один из таких примеров. 6 сентября 1455 г. кафинский военный инженер Джиованни Пиччинино писал протекторам Банка св. Георгия, которому с середины XV в. принадлежала Кафа и все итальянские колонии в Крыму: «Много раз предстоял я перед господами консулом и массариями, предлагая, что с небольшим отрядом возьму крепость Феодоро, но они оставались глухи к моему предложению. Поэтому я вас прошу дать распоряжение вышеназванным консулу и массариям, чтобы они мне дали хотя бы сто человек, которые вместе с кораблем отправились бы со мной в Чембало. Без сомнения с моим искусством я возьму названную крепость; если мне будет дано сто человек, то я не сомневаюсь, что вся Готия будет под Вашей властью».

Подобный авантюризм никак не соответствовал политике генуэзских властей. В 1456 г. протекторы Банка св. Георгия писали в Кафу: «Мы полагаем, что будет иметь в высшей степени важнее значение, если светлейший властелин Феодоро будет сочувствовать нашим планам. Ему мы пишем письмо, экземпляр которого вы найдете в пакете. Мы убеждаем вас, чтобы вы это письмо или доставили властителю Феодоро или придержали его, в зависимости от создавшихся условий, если это будет полезнее. Мы все убеждены, чтобы вы старались с этим властителем иметь дружеские и мирные отношения, так как по мнению всех опытных людей Кафы, его дружба в это время для города в высшей степени полезна».

Наконец, в 70-х годах XV в. сложились довольно дружественные отношения между княжеством и генуэзцами. Мангупский князь Исаак посетил Кафу и, по-видимому, заключил с генуэзцами какое-то мирное соглашение. Однако нависшая над Крымом реальная опасность турецкой агрессии заставила генуэзских торгашей раболепно и вероломно подчиниться надвигающемуся врагу. Они поспешили отправить султану добровольную дань, настаивая на том, чтобы подобное же приношение сделал и мангупский князь, который от этого отказался.

Из русских документов XV в. известно, что о Мангупском княжестве хорошо знала Москва. Великий князь Московский Иван III собирался породниться с мангупскими князьями - женить своего сына на дочери Исаака. После предварительных переговоров побывавшего в Мангупе в 1474 г. русского посла Беклемишева боярин Алексей Старков, направленный в 1475 г. Иваном III в качестве посла к крымскому хану Менгли-Гирею, должен был посетить Мангуп, передать Исааку и его княгине подарки и поклон, сделать особый «поминок» дочери Исаака и начать переговоры о сватовстве. Но Старкову не удалось выполнить это поручение, так как к моменту прибытия его в Крым Мангуп был уже в руках турок.

В течение почти 30 лет назревал захват турками берегов Северного Причерноморья. Первое нападение их флота на берега Крыма произошло в 1447 г. Вскоре последовал повторный визит в 1454 г. Под нажимом военно-морских сил турок консул Кафы согласился платить ежегодную дань, а турецкий флот, получив нужный ему провиант, на обратном пути в Константинополь опустошил беззащитные поселения южного берега Крыма.

В 1475 г. Мангупское княжество одиноко стояло лицом к лицу с сильнейшим из своих врагов.

К тому времени, в самом начале 1475 г., умер князь Исаак. Узнав о смерти отца, Александр, старший сын и наследник, гостивший у своего шурина - Валахского (Молдавского) господаря Стефана, поспешил в Крым. Высадившись, как предполагают, в Ласпи и умертвив захватившего престол брата, он на третий день при помощи трехсотенного отряда валахов, прибывших с ним, вступил во владение отцовским наследством. Это произошло накануне осады Кафы.

В июле 1475 г. турецкая армия подошла к Мангупу, но встретила отчаянное сопротивление его защитников. Выдержав пять штурмов, Мангуп пал только в декабре. Его защитники, изнуренные голодом, сложили оружие. Город был разграблен. Многие из уцелевших жителей были уведены вместе со всей княжеской семьей в рабство.

Однако жизнь на Мангупе угасла не сразу: он сделался на долгое время главной цитаделью турок, резиденцией кади, ведавшего большим кадылыком (округом), оставленным турками за собой. В старом замке, капитально перестроенном, стоял до XVIII в. турецкий гарнизон. Затем крепостью недолгое время владели татары, а после присоединения Крыма к России Мангуп за ненадобностью окончательно пустеет.

В.П. Бабенчиков, Е.В. Веймарн

Ещё за пять столетий до Крещения Руси город Дорис, находившийся в южной (гористой) части был центром христианства этого обширного причерноморского края. Впоследствии вокруг него сложилось уникальное в своём роде княжество Феодоро, ставшее последним осколком некогда могущественной Византийской империи, и древний христианский город, сменив своё имя на Мангуп, стал его столицей.

Появление на юго-западе Крыма нового государства

Новое княжество образовалось вследствие разделения бывшей византийской колонии, находившейся в Крыму, и контролируемой небольшим греческим государством, называемым Трапезундом. К началу XIII века Константинополь в значительной степени утратил свою военную мощь, чем не замедлили воспользоваться жадные до чужого добра генуэзцы, захватившие северо-западную часть полуострова. В то же время на территории, неподконтрольной Генуе, образовалось самостоятельное государство, возглавляемое бывшим трапезундским наместником и получившее название княжество Феодоро.

Тайна Крыма скрыла от нас его имя, но известно, что этот человек принадлежал к династии Феодоров, на протяжении двух веков правившей в метрополии и давшей название вновь образованному княжеству. Основатель этого рода - Феодор Гаврас, византийский аристократ армянского происхождения, поднялся на вершину власти, после того как в неполные двадцать лет сумел единолично собрать ополчение и освободить Трапезунд от захвативших его турок-сельджуков, после чего стал его правителем. Власть передавалась по наследству, пока в результате придворных интриг династия не была оттеснена более удачливыми конкурентами из рода Комнинов.

Период расцвета бывшей византийской колонии

Как было сказано выше, к началу XIII века в Крыму, на территории, неподконтрольной генуэзцам, образовалось самостоятельное княжество Феодоро, получившее название по имени правящей в нём династии. Выйдя из подчинения своей бывшей метрополии и успешно отражая набеги многочисленных завоевателей, оно просуществовало в течение двух столетий, ставших эпохой расцвета православия и государственности на юго-западном побережье Крымского полуострова.

Территория княжества простиралась между современными городами Балаклавой и Алуштой, и его столицей стал город Мангуп, древняя крепость которого была построена ещё в V веке. До сих пор её развалины привлекают тысячи туристов, ежегодно съезжающихся в Крым. Принято считать, что в наиболее благоприятные периоды население княжества достигало ста пятидесяти тысяч человек, из которых практически все были православными. Княжество Феодоро в Крыму в этническом отношении состояло главным образом из греков, готов, армян, русских и представителей ряда других православных народов. Между собой они общались преимущественно на готском диалекте немецкого языка.

Роль беженцев в жизни горного княжества

Крымское княжество Феодоро стало прибежищем для многочисленных православных христиан, искавших в нём спасения от мусульманских завоевателей. В частности их значительный приток наблюдался после захвата турками-сельджуками Восточной Византии. В православные монастыри Мангупа - столицы Феодоры, переселялись монахи из горных обителей Каппадокии, разграбленных и уничтоженных врагами.

Важную роль в становлении и развитии государства сыграли армяне, бывшие жители города Ани, переселившиеся в Феодоро, после того как их родина была завоёвана турками-сельджуками. Представители страны с высоким уровнем культуры, эти беженцы обогатили княжество своим многовековым опытом в области торговли и ремёсел.

С их появлением были открыты многочисленные приходы Армянской православной церкви как в феодоритской, так и в генуэзской части Крыма. Со временем армяне стали составлять основную часть причём эта картина сохранялась даже после его завоевания Османской империей.

Подъём экономики и культуры феодоритов

Период с XIII по XV век не зря называют золотым веком этого государства. В течение двухсот лет княжество Феодоро сумело поднять на высочайший уровень строительное искусство, благодаря чему за этот сравнительно непродолжительный срок были возведены яркие образцы хозяйственной, храмовой и крепостной архитектуры. Во многом благодаря искусным мастерам, создававшим неприступные цитадели, феодоритам удавалось отражать бесчисленные нашествия врагов.

Крымское княжество Феодоро славилось своим сельским хозяйством, в особенности виноградарством и производством вина, отправляемого отсюда далеко за пределы государства. Современные исследователи, производившие раскопки в этой части Крыма, свидетельствуют о том, что практически во всех населённых пунктах ими были обнаружены хранилища вина и давильни винограда. Кроме того, феодориты славились как искусные огородники и садоводы.

Связи крымского государства с Москвой

Интересный факт - княжество Фодоро и его князья имели самые тесные связи с Древней Русью. Известно даже, что именно из горных районов Крыма берут своё начало несколько аристократических фамилий, сыгравших заметную роль в истории нашего государства. Например, боярский род Ховриных произошёл от переехавших в XIV веке из Мангупа в Москву нескольких представителей правящей там династии Гаврасов. В России им на протяжении нескольких веков был доверен контроль над важнейшей областью государственной жизни - финансами.

В XVI веке от этой фамилии отделились две ветви, представители которых также отмечены в российской истории, - это Третьяковы и Головины. Но наиболее известна у нас мангупская княжна ставшая женой великого князя Московского Ивана III. Таким образом, есть все основания говорить о той роли, которую сыграло княжество Феодоро и его князья в истории России.

Прочие международные связи государства Феодоро

Кроме Древней Руси был и ещё целый ряд государств, с которыми имело политические и экономические связи княжество Феодоро. История позднего средневековья свидетельствует о его тесных династических связях с большинством правящих домов Восточной Европы. Например, княжна Мария Мангупская - родная сестра феодорского правителя, стала женой господаря Молдавии Стефана Великого, а её сестра обвенчалась с наследником трапезунтского престола.

Жизнь в окружении врагов

Оглядываясь в историю, невольно задаёшься вопросом: каким образом маленькое горное княжество могло длительное время противостоять столь грозным завоевателям, как татарские ханы Едигей и Ногай? Несмотря на то что противник имел многократный численный перевес, он не только не сумел достичь своей цели, но и, понеся значительные потери, был отброшен за пределы государства. Лишь впоследствии некоторые районы страны оказались под его контролем.

Православное княжество Феодоро в Крыму, являвшееся к тому же одним из последних осколков Византии, вызывало ненависть и у генуэзских католиков, и у крымских ханов. В связи с этим его население жило в постоянной готовности к отражению агрессии, но долго так продолжаться не могло. Маленькое государство, окружённое со всех сторон врагами, было обречено.

Вторжение на полуостров турецких завоевателей

Нашёлся противник, против которого княжество Феодоро оказалось бессильным. Это была Османская Турция, полностью захватившая к тому времени Византию и устремившая свои взоры на её прежние колонии. Вторгшись на турки без особого труда захватили земли, принадлежавшие генуэзцам, а местных ханов сделали своими вассалами. Очередь была за феодоритами.

В 1475 году Мангуп - столица княжества Феодоро, подвергся осаде отборных турецких частей, усиленных к тому же войсками их вассалов, крымских ханов. Во главе этой многотысячной армии стоял Гедик Ахмед-Паша, успевший к тому времени прославиться своими победами на берегах Босфора. Оказавшаяся в плотном кольце врагов, столица горного государства в течение пяти месяцев отражала их натиск.

Трагическая развязка

В обороне города кроме его жителей принимали участие триста воинов, направленных туда молдавским господарем Стефаном Великим, женатым на мангупской княжне Марии и, таким образом, имевшем в Феодоре родственные связи. Этот отряд молдаван вошёл в историю как «триста спартанцев Крыма». Ему при поддержке местных жителей удалось разгромить элитный османский корпус - полк янычар. Но из-за численного превосходства врага исход дела был предрешён.

После длительной обороны Мангуп всё же оказался в руках врагов. Не сумев добиться успеха в открытом бою, турки прибегли к испытанной тактике - перекрыв все пути доставки продовольствия, они взяли город и его крепость измором. Из пятнадцати тысяч жителей столицы половина была сразу уничтожена, а остальные угнаны в рабство.

Потомки феодоритов

Уже после того как пал Мангуп и установилось османское владычество, ещё в течение нескольких веков сохранялись православные общины на землях, где прежде находилось княжество Феодоро. Трагедия, разыгравшаяся здесь, лишила их многих возведённых ранее храмов и монастырей, но не заставила отказаться от религии своих отцов. Потомки тех, кто прежде населял это канувшее в вечность государство, сумели сохранить прекрасные традиции садоводства, виноградарства.

Они по-прежнему выращивали хлеб и занимались ремёслами. Когда же в XVIII веке Екатерина II издала указ о переселении всего христианского населения на территорию России, тем самым нанесла непоправимый удар по Переселенцы же на новой родине дали начало двум самостоятельным национальным образованиям - приазовским грекам и донским армянам.

Забытое прошлое

Княжество Феодоро, история которого ограничивается всего лишь двумя столетиями, сумела пережить свои некогда могущественные метрополии Трапезунт и даже Константинополь. Став последним бастионом православия в Крыму, княжество долгие месяцы противостояло натиску превосходящих сил противника и пало, лишь исчерпав все возможности продолжать сопротивление.

Вызывает огорчение тот факт, что подвиг этого бесстрашного народа практически не сохранился в памяти потомков. Мало кому известно даже как называлась столица крымского княжества Феодоро. Современные жители, населяющие этот район, крайне слабо осведомлены о героических событиях, разыгравшихся в нём пять с половиной веков назад. Лишь туристы, посещающие развалины древней крепости, слушают о них рассказы гидов и читают краткую информацию в предлагаемых им красочных буклетах.