С какими глаголами можно сочетать выделенные выражения. Ошибки в построении глагольно-именных сочетаний. Виды фразовых глаголов

Составное именное сказуемое (СИС) состоит из двух частей:

а) вспомогательная часть - связка (глагол в спрягаемой форме) выражает грамматическое значение (время и наклонение);
б) основная часть - именная часть (имя, наречие) выражает лексическое значение.

СИС = связка + именная часть

Примеры: Он был врачом ; Он стал врачом ; Он был болен ; Он был больным ; Он был ранен ; Он пришёл первым .

Виды глаголов-связок

Вид связки по значению Типичные глаголы Примеры
1. Грамматическая связка - выражает только грамматическое значение (время, наклонение), лексического значения не имеет. Глаголы быть, являться . В настоящем времени связка быть обычно стоит в нулевой форме («нулевая связка»): отсутствие связки указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

Он был врачом .
Он будет врачом .
Он врач .
Он был больным .
Он будет больным .
Он больной .
Он является больным .
Лирика есть самое высокое проявление искусства.

2. Полузнаменательная связка - не только выражает грамматическое значение, но и вносит в лексическое значение сказуемого дополнительные оттенки, но быть самостоятельным сказуемым (в том значении) не может. а) возникновение или развитие признака: стать, становиться, делаться, сделаться ;
б) сохранение признака: остаться ;
в) проявление, обнаружение признака: бывать, оказаться ;
г) оценка признака с точки зрения реальности: показаться, казаться, представляться, считаться, слыть ;
д) название признака: зваться, называться, почитаться .

Он стал больным .
Он остался больным .
Он бывал больным каждую осень.
Он оказался больным .
Он считался больным .
Он казался больным .
Он является больным .
Он слыл больным .
Их называли больными .

3. Знаменательная связка - глагол с полным лексическим значением (может один выступать в роли сказуемого). а) Глаголы положения в пространстве: сидеть, лежать, стоять ;
б) глаголы движения: идти, приехать, вернуться, бродить ;
в) глаголы состояния: жить, работать, родиться, умереть .

Она сидела усталая .
Он ушёл сердитый .
Он вернулся расстроенный .
Он жил отшельником .
Он родился счастливым .
Он умер героем .

Глагол быть может выступать самостоятельным простым глагольным сказуемым в предложениях со значением бытия или обладания:

У него было три сына; У него было много денег.

Глаголы стать, становится, оказаться и т.д. тоже могут быть самостоятельными простыми глагольными сказуемыми, но в другом значении:

Он оказался в центре города; Он стал у стены.

Наиболее сложными для анализа являются составные именные сказуемые со знаменательной связкой, потому что обычно такие глаголы являются самостоятельными сказуемыми (ср.: Он сидел у окна ). Если глагол становится связкой, то его значение оказывается менее важным, чем значение имени, связанного с глаголом (Он сидел усталый ; более важным является то, что он был усталым , а не то, что он сидел , а не стоял или лежал ).

Чтобы сочетание «знаменательный глагол + имя» было составным именным сказуемым, должны соблюдаться следующие условия:

    знаменательный глагол можно заменить грамматической связкой быть :

    Он сидел усталый - Он был усталый ; Он родился счастливым - Он был счастливым ; Он пришёл первым - Он был первым ;

    связку можно сделать нулевой:

    Он сидел усталый - Он усталый ; Он родился счастливым - Он счастливый ; Он пришёл первым - Он первый .

Если глагол имеет при себе зависимые формы полного прилагательного, причастия, порядкового числительного (отвечает на вопрос какой? ), то это всегда составное именное сказуемое (сидел усталый, ушёл расстроенный, пришёл первым ). Запятыми части такого составного именного сказуемого не разделяются!

Способы выражения именной части

Форма Примеры
1. Имя существительное
1.1. Существительное в именительном или творительном падеже

Он мой брат .
Он был моим братом .

1.2. Существительное в косвенном падеже с предлогом или без предлога

Штурман был в забытьи .
Я без гроша .
Этот дом - Мешкова .

1.3. Цельное словосочетание с главным словом - существительным в родительном падеже (со значением качественной оценки)

Зять был молчаливой породы .
Эта девушка высокого роста .

2. Имя прилагательное
2.1. Краткое прилагательное

Он весел .
Он стал весел .

2.2. Полное прилагательное в именительном или в творительном падеже

Он весёлый .
Он стал весёлым .

2.3. Прилагательное в сравнительной или в превосходной степени
3. Причастие
3.1. Краткое причастие

Он ранен .
Стекла были разбиты .

3.2. Полные причастия в именительном или творительном падеже

Стекла были разбитые .
Стекла были разбитыми .

4. Местоимение или цельное словосочетание с главным словом местоимением

Вся рыба - ваша .
Это что-то новенькое .

5. Числительное в именительном или творительном падеже

Их изба - третья с краю.
Их изба была третьей с краю.

6. Наречие

Я был настороже .
Его дочь замужем за моим братом.

Обратите внимание!

1) Даже если сказуемое состоит из одного слова - имени или наречия (с нулевой связкой), это всегда составное именное сказуемое;

2) краткие прилагательные и причастия всегда часть составного именного сказуемого;

3) именительный и творительный падежи - основные падежные формы именной части сказуемого;

4) именная часть сказуемого может быть выражена цельным словосочетанием в тех же случаях, что и подлежащее.

Наиболее типичные ошибки при разборе составного именного сказуемого:

1. Краткую форму прилагательного и особенно причастия принимают за глагол, поэтому сказуемое ошибочно считают простым глагольным. Чтобы не ошибиться, поставьте сказуемое в прошедшее время: в глаголе появляется суффикс -л , а у краткого прилагательного или причастия появится связка был (была, было, были ).

Например:
Он болеет (ПГС). - Он болел ;
Он болен (СИС). - Он был болен ;
Город взят (СИС). - Город был взят .

2. Краткое прилагательное среднего рода (именную часть сказуемого) путают с наречием на -о . Чтобы не ошибиться, обратите внимание на форму подлежащего:

    если подлежащего нет (предложение односоставное), то именная часть сказуемого - наречие.

    Ср.: На море спокойно ;

    если подлежащее - инфинитив, существительное женского, мужского рода, существительное во множественном числе, то именная часть сказуемого - наречие:

    Жить - это хорошо ; Жизнь - это хорошо ; Дети - это хорошо ;

    если подлежащее - существительное среднего рода, измените число подлежащего или подставьте другое подлежащее - существительное женского или мужского рода: форма наречия не изменится; окончание краткого прилагательного изменится; можно также заменить краткое прилагательное на полное.

    Ср.: Море спокойно (СИС; именная часть выражена кратким прилагательным). - Река спокойна ; Моря спокойны ; Море спокойное ).

3. Именную часть сказуемого, выраженную полным прилагательным, причастием, порядковым числительным, ошибочно разбирают как второстепенный член - определение. Чтобы не ошибиться, обратите внимание на то, от какого слова ставится вопрос какой? к данному имени.

4. Именную часть сказуемого, выраженную существительным, местоимением в именительном падеже, часто путают с подлежащим. Особенно трудно разграничить подлежащее и сказуемое, если оба члена выражены формами именительного падежа.

Для разграничения подлежащего и сказуемого, выраженных формами именительного падежа, учитывайте следующее:

    подлежащее обычно предшествует сказуемому:

    Москва - столица России; Столица России - Москва .

    Однако в русском языке сказуемое тоже может предшествовать подлежащему.

    Ср.: Хороший человек Иван Иванович ;

    указательная частица это стоит или может быть поставлена перед сказуемым:

    Обратите внимание , что в предложениях типа: Это хорошо ; Это мой брат - это является подлежащим, выраженным указательным местоимением в именительном падеже;

    подлежащее может быть выражено только формой именительного падежа; у сказуемого две основные падежные формы - именительный и творительный падежи. Если поставить в предложении связку быть в прошедшее время (был, была, было, были ) или связку являться , то форма именительного падежа сказуемого изменится на форму творительного, а у подлежащего она останется прежней.

    Ср.: Москва была столицей России; Москва является столицей России; Иван Иванович был хорошим человеком ; Иван Иванович является хорошим человеком .

План разбора составного именного сказуемого

  1. Указать тип сказуемого.
  2. Указать, чем выражена именная часть, в какой форме стоит глагол-связка.

Образец разбора

Жизнь - это хорошо .

Хорошо хорошо выражена наречием; грамматическая связка быть

Я пришёл первый .

Пришёл первый - составное именное сказуемое. Именная часть первый выражена порядковым числительным в именительном падеже; знаменательная связка пришёл выражена глаголом в прошедшем времени изъявительного наклонения.

Этот парень среднего роста .

Среднего роста - составное именное сказуемое. Именная часть среднего роста выражена цельным словосочетанием с главным словом - существительным в родительном падеже; грамматическая связка быть - в нулевой форме; нулевая связка указывает на настоящее время изъявительного наклонения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ, ИНФОРМАТИКИ №40» ПРИ УЛЬЯНОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

МАЦЕРАЛЬНИК С.Ю.

УЛЬЯНОВСК

Важнейшей задачей стандартов нового поколения является создание инновационной образовательной среды, способствующей формированию совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Инновационная технология «Активные методы обучения» АМО способствует развитию у обучаемых качеств, отвечающим процессам, происходящим сегодня в жизни, и требованиям, прописанным в государственных стандартах нового поколения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучаемых в процессе освоения знаний, повышения своей профессиональной компетентности.

АМО, которые я использую на уроках в начальной школе:

Прием кластер , смысл которого в выделении смысловых единиц текста и графическом оформлении их в определенном порядке в виде грозди. Использовать данный прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом, это
графический прием систематизации материала. Наши мысли располагаются в определенном порядке. Правила очень простые. Выделяем центр – это наша тема, от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия. Можно сравнить этот приём с моделью солнечной системы.

Приём инсерт (концептуальная таблица). Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:

Заполняется таблица:

Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку таблицы, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

Приём поздоровайся глазами. Снять напряжение, настроиться на позитивную учебную деятельность поможет данный приём. С каждым надо поздороваться глазами, молча. При этом надо постараться глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Приём четыре стихии. Подходит для физминуток и пауз отдыха.

Приём «Написание синквейна»

На этапе обобщения знаний используем приём синквейн . Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы: (Слайд 12)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза. Это может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленная учеником предложение в контексте темы.

Последняя строчка - это слово-синоним, своё отношение к данной теме, чувство или сравнение.

Можно сделать вывод, что активные методы обучения обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

    формирование положительной учебной мотивации;

    повышение познавательной активности учащихся;

    активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

    стимулирование самостоятельной деятельности;

    развитие познавательных процессов – речи, памяти, мышления;

    эффективное усвоение большого объема учебной информации;

    развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

    развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

    раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;

    развитие навыков самостоятельного умственного труда;

    развитие универсальных навыков.

Ниже я покажу на примере урока русского языка практическое использование данных методов.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ

учителя начальных классов МБОУ «Лицей физики, математики, информатики № 40» при УлГУ г. Ульяновска

Мацеральник Светланы Юрьевны

ТЕМА УРОКА

Устойчивые сочетания слов.

ТИП УРОКА

Открытие новых знаний.

Познакомить учащихся с устойчивыми сочетаниями слов.

ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

ПРЕДМЕТНЫЕ УМЕНИЯ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Сформировать умение распознавать фразеологизмы;

Уметь объяснять смысл устойчивых сочетаний;

Уметь находить фразеологизмы в тексте;

Устанавливать значения фразеологизмов с использованием фразеологических словарей;

Использовать фразеологизмы в своей речи;

Обогатить словарный запас учащихся.

Регулятивные УУД:

Целеполагание - определение цели своей деятельности или деятельности группы, в соответствии с учебной задачей;

Планирование - составление плана учебной деятельности;

Саморегуляция - мобилизация волевых сил для преодоления учебной задачи, осуществление самопроверки и взаимоконтроля.

Познавательные УУД :

Общеучебные

Выделять и формулировать познавательную цель; уметь работать с источниками информации

(поиск и выделение необходимой информации в словаре), анализ текста.

Логические

Уметь строить логическую цепочку рассуждений, делать вывод; доказывать, обосновывать выбор фразеологизма.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение вести дискуссию (выражать и отстаивать свою точку зрения, умение выслушать точки зрения одноклассников,

умение находить общее решение при обсуждении проблемы),

умение оформлять свои мысли в устной форме с достаточной полнотой и точностью мысли, умение уверенно держать себя во время выступления.

Личностные УУД:

Формирование умения осознавать трудности и пути их решения, формирование положительной мотивации к учебной деятельности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Устойчивые сочетания слов, фразеологизмы.

Русский язык: 3 кл.: учебник: В 2 ч. Ч 1/Л.Я. Желтовская, О.В. Калинина. - М.: Астрель, 2011г;

Компьютер

Проектор

Интерактивная доска

Розе Т.В. Большой фразеологический словарь для детей-

ОлмаМедиаГрупп , 2013 г.;

Волков С. В. Детский фразеологический словарь в картинках-

АСТ , 2013 г.;

Карточки с текстом «Устойчивые сочетания слов»;

Карточки с заданиями для групповой работы;

Лото «Фразеологизмы» для парной работы

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Русский язык - литературное чтение - развитие речи - окружающий мир

СТРУКТУРА УРОКА (ход урока)

ЭТАП УРОКА

Формы,
методы,
методические
приемы

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УЧАЩИХСЯ

ФОРМИРУЕМЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

УЧЕБНЫЕ

ДЕЙСТВИЯ (УУД)

1 Организационный

Активный метод обучения:

упражнение «Поздоровайся глазами»

Добрый день, ребята. Давайте поздороваемся со мной и друг с другом глазами и постараемся глазами показать, какое у нас настроение.

Дети приветствуют глазами (молча) учителя и одноклассников.

Регулятивные УУД:

Преодоление непроизвольности,настрой на урок

Личностные УУД:

Положительное отношение к процессу познания

Коммуникативные УУД:

Положительный настрой на сотрудничество с учителем и одноклассниками

2 Целеполагание

Парная работа.

Приём активного целеполагания «Группировка»

Метод проблемного изложения

Фронтальная работа.

Активный

метод обучения

«Составление кластера»

Вы видите у себя на партах цветные карточки. Это - лото.

Я предлагаю вам поиграть парами. К каждой зелёной карточке с фразами вы подбираете карточку жёлтого цвета с соответствующим толкованием фразы. В ходе игры подумайте, чем мы будем заниматься сегодня на уроке, на какие вопросы найдём ответы.

У вас получилось три пары карточек.

Какие вопросы возникли в ходе игры?

Встречались ли вам ранее такие сочетания слов?

Обозначьте тему и цель урока.

Молодцы ребята. Тема нашего урока - «Устойчивые сочетания слов» . Именно с ними вы начали знакомство.

Сегодня мы активно поработаем и сможем в ходе урока заполнить данный кластер.

Слайд № 3

(кластер см. в приложении)

заготовка кластера находится на доске и у каждого ребёнка на листочке

Запишите на своих листочках с кластером тему и вопросы, которые у вас возникли.

Активная парная работа учащихся по соотнесению (группировке) карточек лото с фразеологизмами и карточек с толкованием данных фразеологизмов.

(карточки лото см. в приложении)

Затем фронтально отвечают на вопросы учителя, пытаясь сформулировать тему и цель урока.

(- такие сочетания слов мы слышали раньше в речи,

Не знаем, как они называются,

Сегодня узнаем, как называются эти сочетания слов,

Узнаем, для чего их используют в речи,

Научимся понимать их значения,

Будем учиться употреблять их в своей речи, и т. п.)

Начинают оформлять кластер.

Регулятивные УУД:

Определение цели учебной деятельности на уроке

Познавательные УУД :

Формулирование проблемы

Синтез, как составление целого из частей

Коммуникативные УУД:

Учебное сотрудничество

Контроль, оценка действий партнёра

Личностные УУД:

Формирование познавательных мотивов

Знакомство с новым материалом

Самостоятельная работа по изучению нового материала.

Частично-поисковый метод

Активный метод обучения:

приём «Инсерт»;

Фронтальная работа.

Объяснительно-иллюстративный метод

    Сейчас вы самостоятельно прочитаете текст «Устойчивые сочетания слов», делая пометки на полях. (Лист с текстом у каждого на парте)

Постарайтесь в тексте найти ответы на данные вопросы. Слайд № 4

Учитель направляет деятельность детей по осмыслению учебной информации.

    Что нового узнали?

    Что знали раньше?

    Что непонятно?

    Как называются устойчивые сочетания слов?

Работа с фразеологизмами:

слайд № 5

Как вы понимаете фразеологизмы «у разбитого корыта»

«повесить нос»?

Придумайте свои предложения с данными фразеологизмами

Слайд №6

Объясните значение фразеологизмов «спустя рукава», «засучив рукава»

Слайд №7

Прочитайте текст.

Как понимаете выражение «убивать время»?

Слышали вы раньше сочетание слов «бить баклуши»?

Как вы это понимаете?

Знаете ли вы, что такое баклуши?

Баклуша - это деревянная заготовка для ложки.

Оказывается, в России есть музей баклуши. Он находится в Ярославской области в селе Семибратово.

Слайд №8

- В старину "битьем баклуш", т.е. изготовлением заготовок под ложки (чурок), занимались дети. Эта работа считалась самой легкой. Вот и возникло такое выражение "Бить баклуши", т.е. бездельничать. В музее учат бить баклуши, рассказывают об истории и традициях, связанных с ложками на Руси.

Практическая самостоятельная деятельность учеников:

читают текст,

идёт осмысление текста,

ставят на полях пометки: + знаю,

! узнал новое,

Не понял;

ищут ответы на вопросы.

Отвечают на вопросы учителя.

Устойчивые сочетания слов называются фразеологизмами.

Они используются в переносном значении.

Слова в сочетаниях нельзя менять местами

Объясняют, как они понимают значение фразеологизмов

«у разбитого корыта», «повесить нос», сравнивают своё понимание с толкованием в словарях.

Составляют устно свои предложения.

Объясняют. Сравнивают своё понимание с толкованием в словарях.

Дети читают текст. Отвечают на вопросы.

Слышали такое выражение

Оно означает, ничего не делать

Не знаем, что такое баклуши

Высказывают предположения, что такое баклуша.

Дети рассматривают фотографии музея. Знакомятся с интересными фактами.

Регулятивные УУД:

Способность принимать, сохранять цель и следовать ей в учебной деятельности

Умение контролировать процесс своей учебной деятельности

Мобилизация волевых сил для преодоления учебной задачи

Познавательные УУД :

Выделять познавательную цель

Умение работать с источниками информации (поиск и выделение информации)

Самостоятельное решение проблемы поискового характера

Смысловое чтение

Коммуникативные УУД:

Умение осознанно строить речевое высказывание

Личностные УУД:

Развитие познавательных интересов

Физминутка

Активный метод релаксации

«Четыре стихии»

Организует активный отдых детей:

    Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола.

    Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения.

    Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх.

    Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками.

Активно включаются в игру «Четыре стихии».

Дети восстанавливают энергию, расслабляются.

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД :

Выбор наиболее эффективных двигательных действий в зависимости от конкретной команды

Коммуникативные УУД:

Организация сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

Анализировать динамику изменений физкультурной деятельности

Первичное закрепление новых знаний

Самостоятельная работа в тетрадях.

Фронтальная работа.

Групповая работа.

Частично-поисковый метод

Организует деятельность детей по закреплению новых знаний.

Сейчас мы выполним упражнение 71 на стр.61 в учебнике. (страницу учебника см. в приложении)

Читаем задание, выполняем, затем вместе проверяем.

Проводит фронтальную проверку выполненного задания:

Какие смысловые пары у вас получились?

С какими глаголами можно сочетать выделенные выражения?

Молодцы!

Организует групповую работу учащихся по первичному закреплению новых знаний.

А сейчас поработаем в группах. Каждая группа получит лист с небольшим стихотворным текстом. Надо найти в тексте устойчивые сочетания слов. Объяснить, как вы понимаете данный текст. Доказать, пользуясь словарной статьёй.

Дети самостоятельно читают задание и выполняют упражнение письменно.

Затем, во время фронтальной проверки, отвечают на вопросы учителя.

(- Получились смысловые пары:

- взять себя в руки - овладеть собой

- в двух словах - кратко, просто

- во весь дух - очень быстро

- ни свет ни заря - очень рано

Выделенные выражения можно сочетать с глаголами:

- успокоиться

- рассказать

- мчаться

- проснуться и т.п )

Практическая деятельность учеников в группах:

работают с текстом,

идёт осмысление текста,

работают с информацией во фразеологических словарях, выбирают нужную информацию, применяют её,

делают выводы,

доказывают свой выбор.

(задания группам см. в приложении)

Регулятивные УУД:

Умение взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности

Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении цели

Осуществление самопроверки и взаимоконтроля

Познавательные УУД :

Умение находить и выделять необходимую информацию

Умение создавать алгоритмы деятельности

Умение находить способы решения проблем

Умение строить доказательство

Коммуникативные УУД:

Способность учитывать разные мнения и умение обосновывать своё собственное мнение

Способность строить понятные для партнёров высказывания

Умение с помощью вопросов получать информацию от партнёров

Умение договариваться

Умение слушать собеседника

Умение пользоваться вербальными и невербальными средствами общения

Личностные УУД:

Соблюдение правил групповой работы

Зрительная гимнастика

Релаксация

Организует выполнение упражнений для глаз.

Комплекс упражнений:

«Горизонт»

чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева-направо, глаза следят за движением пальца без поворотов головы.

«Лодочка»
чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) «лодочку» (дуга вниз), глаза следят за движением пальца без поворотов головы.

«Радуга» Как «Лодочка», только дуга вверх.

Дети выполняют комплекс расслабляющих упражнений для глаз.

Регулятивные УУД:

Умение контролировать процесс своей деятельности

Познавательные УУД :

Выбор наиболее эффективных двигательных действий в зависимости от конкретной ситуации

Коммуникативные УУД:

Организация сотрудничества с учителем и сверстниками - - - -понимание инструкции

Промежуточный контроль

Контроль знаний:

тест с последующей самопроверкой.

Активный

метод обучения

«Составление кластера»

Организует промежуточный контроль в виде теста.

Слайд №9 (тест)

Последующая самопроверка теста

Слайд № 10 (ключ к тесту)

Подведение итогов. Заполнение кластера.

Слайд № 11 (кластер)

Выполняют тестовые задания.

Осуществляют самопроверку.

Заполняют пробелы в кластере.

Самостоятельно анализируют полученные знания по теме, отвечают на вопросы

Как называются устойчивые сочетания слов?

В каком значении употребляются?

Для чего используются в речи?

Откуда фразеологизмы пришли в нашу речь?

Где можно уточнить значение фразеологизма?

Регулятивные УУД:

Умение адекватно оценивать выполнение учебной задачи

Формирование установки на улучшение результата

Умение адекватно воспринимать свои оценки

Познавательные УУД :

Умение структурировать знания

Установление причинно-следственных связей

Контроль и оценка результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

Умение слушать

Умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД:

Формирование познавательных мотивов

Формирование адекватной самооценки

Домашнее задание

Д/з по выбору.

Предлагает два варианта домашнего задания.(традиционное и творческое)

Глагол have в английском языке - один из самых многофункциональных. Он может быть и смысловым, и вспомогательным. Но самое главное - глагол have входит в состав огромного множества устойчивых выражений, в которых передает значения других глаголов. Например, глаголы eat (кушать, есть), drink (пить), get (получать), take (брать), enjoy (наслаждаться), suffer from (страдать от) и многих других.

С одной стороны, это упрощает нашу задачу: на русском мы употребляем различные глаголы в выражениях, а на английский все эти глаголы переводятся одинаково: глаголом have . Но в этом есть и сложность: выражения не переводятся "слово в слово", их нужно запомнить. Более того, есть идиоматические выражения с have , об их значениях сложно догадаться.

Чтобы помочь вам запомнить устойчивые выражения с глаголом have , мы предлагаем вам изучать их по тематическим категориям.

Выражения, связанные с приемом пищи:

have coffee - пить кофе

have a drink - выпивать

have a meal - принимать пищу

have a sandwich - есть сэндвич

have a snack - перекусить

have breakfast - завтракать

have dinner - ужинать

have lunch - принимать ланч

have supper - есть перед сном

have tea - пить чай

Выражения, связанные со встречами и проведением времени:

have a date - назначать свидание

have a game - играть

have a good time - хорошо проводить время

have a lesson - проводить/ посещать урок

have a meeting - назначать встречу

have a nice day - удачно провести день

have an appointment - назначать встречу

have an interview - назначать интервью

have fun - веселиться

Выражения, связанные с внешним видом:

have a bath - принять ванну

have a haircut - подстричься

have a massage - принять массаж

have a shave - побриться

have a shower - принять душ

have a tint - покрасить волосы

Выражения, связанные с эмоциями и мыслями:

have a brainwave - выступить с блестящей идеей

have a clue - иметь представление

have a feeling - иметь ощущение

have a fit - быть поражённым или возмущённым

have a good laugh - посмеяться от души

have a plan - иметь план

have an idea - выступить с идеей

have an opinion - иметь мнение

have cold feet - струсить

have had enough - быть сытым по горло

have second thoughts - иметь сомнения, передумать

Выражения, связанные с возможностями:

have a chance - иметь возможность

have a choice - иметь выбор

have an effect - оказывать воздействие

have a problem - иметь проблему

have a reason - иметь причину

have an advantage - иметь преимущество

have an idea - иметь представление

have difficulty - иметь сложности, трудности

have luck - быть удачливым

have the opportunity - иметь возможность

have the time - располагать временем

Выражения, связанные с общением:

have a hand in - участвовать в чём-либо, приложить руку к чему-либо

have a guess - угадывать, сделать догадку

have a chat - болтать

have a discussion - обсуждать

have a row - ссориться

have a talk - беседовать

have an affair - иметь роман, отношения

have an argument - поссориться

have influence - иметь воздействие

have nerves of steel - иметь крепкие нервы

have no business - не иметь права, основания

Выражения, связанные со здоровьем:

have a baby - рожать ребенка

have a cold - простудиться

have a cough - кашлять

have a headache - страдать от головной боли

have a nervous breakdown - пережить нервный срыв

have a pain - страдать от боли

have a temperature - страдать от высокой температуры

have flu - болеть гриппом

have measles - болеть корью

Выражения, связанные с отдыхом:

have a day off - взять выходной

have a dream - видеть сон

have a holiday - взять отпуск

have a lie-down - прилечь

have a nap - прилечь поспать

have a nightmare - видеть кошмар

have a rest - отдыхать

have a sleep - спать

Выражения, связанные с путешествиями:

have a drive - проехаться на машине

have a good flight - хорошо долететь

have a good journey - добраться без проблем

have a lift - подвести

have a ride - прокатиться, проехаться

have a trip - отправиться в путешествие

have a walk - пройтись, сходить на прогулку

Выражения, связанные с личностными качествами и характером:

have a bad temper - иметь сложный характер

have a sense of humour - иметь чувство юмора

have a sweet tooth - быть сладкоежкой

have an ear for music - иметь музыкальный слух

have an eye for - иметь зоркий глаз

have brains - быть сообразительным

have green fingers - иметь хорошие руки (о садоводах)

have guts - иметь сильный характер, силу воли

have no conscience - не иметь совести

have sense - иметь разум, быть рассудительным

have sharp claws - уметь постоять за себя

have strong stomach - иметь крепкие нервы

have the cheek - иметь наглость, нахальство

Хотите первыми узнавать об обновлениях на нашем сайте? Подписывайтесь на нашу рассылку и следите за нашими новостями

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование ;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление ;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание .

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Пример:

Студёный ветер резко рвал полы его шинели (Л. Толстой).

какой?
— ↓──────×
студёный ветер
—- ↓ ↓
прилаг. + сущ.
Словосочетание именное.
Способ связи - согласование, выражено окончанием зависимого прилагательного.
Отношения определительные: указывается предмет и его признак.
как?
↓─────×
резко рвал
—- ↓ ↓
нар. + глаг.
Словосочетание глагольное.
Способ связи - примыкание, слова связаны по смыслу и интонационно.
Отношения обстоятельственные: называется действие и его признак.
что?
×────↓
рвал полы
↓ ↓
гл. + сущ. в вин. п.
Словосочетание глагольное.

Словосочетание называет действие и объект, отношения объектные.
какие?
×────↓
полы шинели
↓ ↓
сущ. + сущ. в род. п.
Словосочетание именное, так как главное слово - существительное.
Способ связи - управление, выражается окончанием зависимого существительного.
Словосочетание называет предмет и его признак, отношения - определительные.

Словосочетание - это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день .

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать - читать вслух, ручка - шариковая ручка, быстро - очень быстро .

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным .

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым .

От главного слова к зависимому можно задать вопрос .

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком .

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого , так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения , так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным , так как это словоформа: около дома (около - предлог), тоже пришёл (тоже - союз), словно во сне (словно - частица).

4. Составные формы слов : буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты , так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам , которые ставятся от главного слова к зависимому:

×——————-↓ ×—————-↓ ×———————-↓
тропинка (какая?) лесная , бежать (куда?) домой , думать (о чём?) об экзамене .

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога :

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место , рассказать (о чём?) о поездке .

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день , разбитая ваза , седьмой дом , наш двор , капли дождя , желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный , способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться , идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий ;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно , по-прежнему интересно , налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак :глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет , на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак : хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание ), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый ); читать книгу - читать интересную книгу - читать очень интересную книгу - долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания - результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно .
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания - это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое - слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово - местоимение или числительное, зависимое - существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово - прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово - неопределённое местоимение, зависимое - согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово - существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое - существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе : мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес. Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным: отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее - отец , с сыном - дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом; девушка с голубыми глазами , человек высокого роста .
  7. Словосочетания в составных сказуемых , включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь ; Она выглядела усталой .

Образование некоторых личных форм
Варианты видовых форм
Возвратные и невозвратные формы
Формы причастий
Формы деепричастий

Образование некоторых личных форм

1. Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить и некоторые другие, принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего-будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используется описательная конструкция, например: сумею победить, хочу (стремлюсь) убедить, могу очутиться, попытаюсь ощутить, не буду чудить.

Редко или почти совсем не употребляются в литературном языке из-за необычности звучания формы "башу" (от басить), "галжу" (от галдеть), "гвозжу" (от гвоздить), "дужу" (от дудеть), "ерунжу" (от ерундить), "прегражу" (от преградить), "пылесошу" (от пылесосить), "сосежу" (от соседить), "шкожу" (от шкодить).

Не употребляются из-за фонетического совпадения с формами от других глаголов такие формы, как "бужу" (от бузить, ср.: бужу от будить), "держу" (от дерзить, ср.: держу от держать), "тужу" (от тузить, ср.: тужу от тужить) и некоторые др.

Глаголы умертвить, роптать образуют в 1 лице единственного числа формы умерщвлю, ропщу.

2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь образуют личные формы по типу 1 спряжения: выздоровею, -еешь, -еют; опостылею, -еешь, -еют; опротивею, -еешь, -еют. Формы этих глаголов выздоровлю, -ишь, -ят и т.д. употреблять не рекомендуется.

3. Глагол зиждиться образует прошедшее время (зиждился) с суффиксом -и- и деепричастие (зиждясь) (по II спряжению), формы настоящего времени и причастие образуются по I спряжению (зиждется, -утся, зиждущийся).

Такое же соотношение форм у глагола зыбиться - зыбился, зыблясь - зыблется, -ются, зыблющийся.

Равноправные варианты неопределенной формы стелить (ся) - стлать(ся) образуют личные формы I спряжения от глагола стлать: стелю (сь), стелешь (ся), стелет (ся) и т.д.

Глагол чтить в 3-м лице множественного числа имеет равноправные формы чтят - чтут, а также равноправные формы причастия настоящего времени чтящий - чтущий; ср. у Горького: Оба они любовью чтят память о ней. - Их чтут, им повинуются тысячи таких, как он. Ср. формы глагола почтить в условиях сочетаемости: почтут память вставанием, почтут за честь, но: почтят присутствием.

4. Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени, например: полоскать при наличии нормативных форм полощу, полощет, полощи, полощущий, полоща имеет допустимые формы: полоскаю, полоскает, полоскай, полоскающий, полоскал.

Такое же соотношение форм у глаголов плескать, капать, кудахтать, колыхать, мурлыкать, махать, рыскать и др.

Наряду со стилистическим отмечается смысловое разграничение параллельных форм.

Глагол брызгать в значении "окроплять, опрыскивать" имеет личные формы брызгаю, брызгает (брызгаю водой, брызгает белье); в значении "разбрасывать капли", "сыпать брызги" имеет личные формы брызжу, брызжет (фонтан брызжет, брызжет слюной).

Глагол двигать в значениях "перемещать толкая или таща", "шевелить, производить движения", "заставлять идти вперед, направлять" имеет личные формы двигаю, двигает (двигают мебель, двигаю пальцами, двигает войска); в значениях "содействовать развитию чего-л.", "быть причиной чьих-л. поступков" имеет личные формы движет, движут (движущие силы, что им движет!); в значении "приводить в движение, в действие" имеет параллельные личные формы двигает - движет (пружина двигает/движет часовой механизм).

Глагол капать в значении "падать каплями" имеет параллельные личные формы капаю, капает и каплю, каплет (капают слезы, дождь каплет), но во фразеологизме только: над нами не каплет; в значении "наливать, лить каплями" имеет личные формы капаю, капает (капает микстуру).

Глагол метать в значении "шить, прошивать стежками, обшивать петлю" имеет личные формы метаю, метает (метает кофту, метает шов). Его омоним, глагол метать в значении "разбрасывать, раскидывать" имеет личные формы мечу, мечет (мечет гром и молнии, мечет гневные взоры; также: мечет икру); в том же значении "бросать" в спортивном обиходе употребляется форма метает: метает гранату, диск, копье и т.д.

В просторечии и в диалектах встречаются формы кликает (вместо кличет - от кликать), мяучит (от мяучить; литературная форма мяукает — от мяукать).

Глаголы сыпать, трепать, щипать при наличии нейтральных форм сыплет, щиплет, треплет имеют разноспрягаемые разговорные формы с выпадением -л-: по I спряжению спрягаются формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, по II спряжению - сыпят, такое же соотношение форм и у глаголов щипать, трепать.

5. Глаголы доить, кроить, поить, утаить в литературном языке образуют форму повелительного наклонения на -и, форма на -й ненормативная. Ср.: ...Тревогой бранной напои! (Блок). - Напой ее чаем, баловница, - закричал ей вслед Овсяников (Тургенев).

Некоторые глаголы с приставкой вы- образуют параллельные формы повелительного наклоненная единственного числа: выброси - выбрось, выглади - выгладь, выдвини - выдвинь, выкраси - выкрась, вылези - вылезь, выплюни - выплюнь, высуни - высунь, выстави - выставь, выправи - выправь, высыпи - высыпь, вытаращи - вытаращь. Но форма множественного числа не имеет вариантов и образуется от второй формы единственного числа, например: выдвиньте, выкрасьте, выплюньте и т.д. Такое же соотношение форм у глаголов заку́порить, чистить, уведомить, посахарить, дрейфить, лакомить: заку́пори - заку́порь, заку́порьте, (не)дрейфи - (не)дрейфь, (не)дрейфьте и т.д.

Некоторые глаголы на ить: портить, корчить, морщить, топорщить, сплющить имеют параллельные формы в обоих числах повелительного наклонения: порти, портите - порть, портьте; корчи, корчите - корчь, корчьте и т.д. Формы взглянь, выдъ при наличии нормативных взгляни, выйди являются просторечными, но в фразеологическом обороте только: вынь да положь. Просторечный характер имеют также формы поди (вместо пойди), обоими (вместо обними); езжай (вместо поезжай); формы едъ, ехай являются недопустимыми.

Варианты видовых форм

1. Двувидовые глаголы образовать и организовать в прошедшем времени употребляются только в совершенном виде (ср.: Парламент образовал комиссию; заведующий отделом эффективно организовал работу); в прошедшем времени в значении несовершенного вида употребляются глаголы образовывать, организовывать (ср.: городские власти ежегодно организовывали фольклорный фестиваль; межведомственная комиссия уже не раз образовывала такие комиссии).

2. Варианты глагола несовершенного вида с чередованием в корне о - а обусловливать - обуславливать равноправны; варианты сосредотачивать, унаваживать являются допустимыми при нормативных сосредоточивать, унавоживать; варианты заподозривать, условливаться являются устарелыми при нормативных заподазривать, уславливаться; не рекомендуется употреблять уполномачивать вместо уполномочивать.

3. Чередование о - а в корне наблюдается у ряда глаголов при образовании видовой пары: выхлопотать - выхлопатывать, заболотить - заболачивать, заморозить - замораживать, застроить - застраивать, затронуть - затрагивать, обработать - обрабатывать, облагородить - облагораживать, освоить - осваивать, оспорить - оспаривать, удостоить - удостаивать, усвоить - усваивать и др.; глаголы деморализовать, мобилизовать, нейтрализовать, нормализовать, реализовать, стилизовать, электризовать и др. не допускают вариантов с суффиксом -изирова-; глаголы агонизировать, активизировать, госпитализировать, идеализировать, иронизировать, приватизировать, символизировать, яровизировать и др. не допускают вариантов с суффиксом -изова-.

4. Видовые пары захлопнуть - захлопывать, озаботить - озабочивать, опозорить - опозоривать, опорочить - опорочивать, отсрочить - отсрочивать, приурочить - приурочивать, узаконить - узаконивать и др. сохраняют корневое о.

5. Варианты приставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -ива-, -ыва- и -а-, -я-, образующие видовые пары: заготавливать/заготовлять - заготовить, подбадривать/подбодрять - подбодрить, приспосабливать/приспособлять - приспособить, простуживаться/простужаться - простудиться, разрезывать/разреза́ть - разре́зать равноправны.

6. Варианты бесприставочного и приставочного глаголов несовершенного вида, образующие видовые пары, мерзнуть/замерзать - замерзнуть, порочить/опорочивать - опорочить, заботить/озабочивать - озаботить и др. равноправны.

7. Варианты двувидовых глаголов с суффиксом -изова- и -изирова- вулканизоватъ - вулканизировать, гармонизовать - гармонизировать, канонизовать - канонизировать, колонизовать - колонизировать, легализовать - легализировать, модернизовать - модернизировать, рационализовать - рационализировать, секуляризовать - секуляризировать, стабилизовать - стабилизировать, стандартизовать - стандартизировать и др. равноправны, хотя варианты с суффиксом -изирова- в данных парах становятся более употребительными.

Варианты форм брезгать - брезговать, прочитать - прочесть, свистеть - свистать равноправны.

В парах лазить - лазать, видеть - видать, слышать - слыхать, поднимать - подымать второй вариант разговорно-просторечный.

8. Необходимо различать значения парных глаголов движения:

Бегать - бежать
летать - лететь
водить - вести
носить - нести
возить - везти
плавать - плыть
гонять - гнать
ползать - ползти
ездить - ехать
таскать - тащить
катать - катить
ходить - идти
лазить - лезть

Первые глаголы в каждой паре обозначают действие без указания на направление или действие, совершающееся не за один прием (глаголы неопределенного движения), а вторые - действия, протекающее в одном направлении, или действие, совершающееся непрерывно и в определенный момент (глаголы определенного движения). Ср.: грузовик возит кирпич - грузовик везет кирпич; самолет летает над лесом - самолет летит над лесом; утки плавают в зарослях камыша - утки плывут к берегу и т.п.

В некоторых случаях допустимы обе формы, например: Автобус по этой линии ходит каждые пять минут. - Автобус по этой линии идет каждые пять минут. Различие между обоими вариантами заключается в следующем: ходит имеет значение "туда и обратно", т.е. указывает на движение не в одном направлении, а идет обозначает только "туда", т.е. указывает на движение в одном направлении.

Ср. также: иди на почту (движение в одном направлении) - не ходи на почту ("движение туда и обратно") и приставочные образования: ко мне приехал брат ("прибыл и находится здесь") - ко мне приезжал брат ("был и уехал").

Значение рассматриваемых форм зависит также от контекста: при конкретизации действия употребляются глаголы определенного движения. Ср.:

Сегодня утром он возил нас на станцию. - Сегодня утром он вез нас па станцию очень быстро;

Я ходил вчера на работу. - Я немного задержался, когда шел вчера на работу;

В тот день мы ездили в город. - В тот день мы не устали, потому что ехали в город медленно.

9. Названия средств сухопутного, механического и воздушного транспорта обычно сочетаются с глаголом идти, например: Автобус идет по новой трассе; Поезд идет со скоростью 60 километров в час; Трамвай идет в парк; Самолеты идут (также летят) один за другим, но: Трамваи плохо ходят. Слово мотоцикл сочетается с глаголом ехать, например: Мотоцикл ехал прямо на нас.

Названия средств передвижения по воде сочетаются как с глаголом идти, так и с глаголом плыть, например: Вниз по реке идут (плывут) нагруженные баржи; Вблизи берега шла (плыла) лодка; Миноносцы идут в кильватерной колонне; В море плывут корабли.

10. Параллельные формы мужского рода прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну- вял - вянул, лип - липнул, слеп - слепнул, отверг - отвергнул, гиб - гибнул, прибег - прибегнул, расторг - расторгнул, опроверг - опровергнул, пух - пухнул равноправны; формы сохнул, мерзнул, мокнул, гаснул, зябнул при наличии нормативных сох, мерз, мок, гас, зяб являются допустимыми.

11. Варианты неопределенной формы глаголов совершенного вида достичь - достигнуть, застичь - застигнуть, настичь - настигнуть, постичь - постигнуть равноправны; личные же формы параллельных вариантов не образуют и обслуживают обе неопределенные формы.

Возвратные и невозвратные формы

1. Варианты типа вдали белеется парус - вдали белеет парус (с возвратной и невозвратной формами глагола, имеющими одинаковое значение "быть видным своим цветом, выделяться им") различаются тем, что в возвратном глаголе указанный признак выявляется менее четко и менее стойко. Ср. также: в отдалении чернеется лес - в отдалении чернеет лес, в тумане что-то синеется - в тумане что-то синеет, желтеется мед в чашке - желтеет мед в чашке и т.п. При наличии в предложении слова, указывающего на интенсивность проявления признака, предпочтительней невозвратная форма, например: ярко зеленеет молодая трава.

В значении "становиться белым (зеленым, красным, черным и т.д.)" употребляется только невозвратная форма, например: земляника на солнце краснеет (становится красной или более красной), серебро от времени чернеет, мех песца в носке желтеет.

2. В совпадающих в значении парах грозить - грозиться, стучать - стучаться, убирать - убираться и т.п. возвратным глаголам присуще значение большей интенсивности действия, заинтересованности в его результате; ср.: он постучал в дверь - он постучался в дверь, чтобы ему открыли. Стилистически эти формы различаются тем, что формы на -ся свойственны сниженному стилю речи, например: Одна баба с порогу своей избы погрозилась мне ухватом (Тургенев).

3. В совпадающих в значении парах кружить - кружиться, плевать - плеваться, плескать - плескаться, решить - решиться и т.п. первые (невозвратные) формы характеризуются как общелитературные, вторые - как разговорные; ср.: Даша решила как можно скорее начать самостоятельную жизнь (А.Н. Толстой). - Низведенная на степень кухарки, Глафира решилась скоротать свой век в кухне (Гл. Успенский). Не рекомендуется употреблять играться вместо играть.

4. При использовании глаголов на -ся следует учитывать возможность совпадения у них двух значений - страдательного и возвратного, что может породить двузначность, например: Сюда собираются дети, потерявшиеся на улице (сами приходят или их собирают?). В подобных случаях необходима соответствующая нужному смыслу правка; ср.:

А) Сюда приходят дети...;

Б) Сюда собирают детей...

Ср. также: "Деталь бросается в ванну" (вместо Деталь бросают в ванну). В технической литературе формы на -ся целесообразно употреблять в тех случаях, когда на первый план выступает самое действие независимо от его производителя, например: Дверь открывается автоматически. Если же с понятием действия связано представление о его производителе, иногда неопределенном, то правильнее употреблять формы без -ся.

Формы причастий

1. Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- типа гаснуть, мокнуть, сохнуть, мерзнуть, пухнуть, вянуть, зябнуть образуют причастия гаснувший, мокнувший, мерзнувший, пухнувший, вянувший, сохраняя этот суффикс.

Глаголы с суффиксом -ну- типа ввергнуть, отвергнуть, прибегнуть, расторгнуть, опровергнуть образуют параллельные формы причастий, как и личные формы мужского рода прошедшего времени: ввергший - ввергнувший, отвергший - отвергнувший, прибегший - прибегнувший, расторгший - расторгнувший, опровергший - опровергнувший.

2. Действительные причастия настоящего времени на -щийся- совпадают в значении со страдательными причастиями на -мый: состав, отправляющийся (отправляемый) на восток; рукав, пришивающийся (пришиваемый) к пройме; товар, выставляющийся (выставляемый) на витрину; но в сочетаниях типа коровы, отправляющиеся (отправляемые) на убой; реакция, вызывающаяся (вызывавмая) медицинским препаратом следует предпочесть страдательное причастие.

Формы деепричастий

1. Подавляющее число глаголов с суффиксом -ну- не имеет параллельных форм деепричастий: отвергнуть - отвергнув, мокнуть - мокнув, мерзнуть - мерзнув, расторгнуть - расторгнув, но. остынуть - остыв/остынув. Формы на -вши сохраняются в пословицах и поговорках: Давши слово, крепись; Снявши голову, по волосам не плачут.

2. Варианты деепричастий заперши, умерши, отперши, вытерши, натерши при наличии нормативных заперев, умерев, отперев, вытерев, натерев являются допустимыми.

3. Глаголы на -сти не образуют параллельных деепричастных форм: вывести - выведя, отвезти - отвезя, обрести - обретя, недопустимо употреблять выведши, отвезши, обретши

4. В парах высунув - высуня (ср.: бежать высуня язык); положив - положа (ср.: положа руку на сердце), разинув - разиня (ср.: слушать разиня рот), скрепив - скрепя (ср.: согласиться скрепя сердце), сломив - сломя (ср.: броситься сломя голову), спустив - спустя (ср.: работать спустя рукава) и т.п. вторые формы являются устарелыми, но сохраняются в устойчивых фразеологических выражениях.

5. Стилистически окрашенными (под народную или старинную речь) являются деепричастные формы на -учи (-ючи) глядючи, играючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи и т.п. В значении наречий употребляются формы играючи (делать играючи), крадучись (идти крадучись), припеваючи (жить припеваючи), умеючи (пользоваться умеючи) и некоторые др.