1 абай основоположник казахской письменной литературы. Абай кунанбаев - основоположник казахской литературы. Выставление оценок за урок

Великий казахский поэт, мыслитель, философ, композитор, основоположник казахской письменной литературы, классик. Ибрагим Кунанбаев родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. С самого детства Ибрагим получил глубокое гуманитарное образование, полюбил книги, поэзию, - во многом под влиянием своей матери Улжан и бабушки Зере, чья любовь освятила его жизненный путь. Именно мать называла его ласкательно-уменьшительным именем Абай, что означает "осмотрительный, вдумчивый", которое стало его именем в литературе. Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников. В педагогической системе Абая первостепенное значение отводится нравственному примеру и языкам. Через родной язык впервые открывается окно в мир. Широта взглядов, общечеловечность обязывает изучать языки других народов. Испытанный им самим путь приобщения к европейской культуре Абай пропагандирует как всеобще значимый путь приобщения к достижениям европейской цивилизации. "Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет оставаться в стороне". Отталкиваясь от общего правила, что тот, кто способен воспринимать чужую культуру, делает шаг к более широкому взгляду на мир, учится самокритичности и к преодолению ограниченности, Абай еще раз настаивает: "Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира и, приобретя его, можно намного облегчить жизнь нашего народа. Например, мы познали бы разные, но в то же время честные способы добывания средств к жизни и наставляли бы на этот путь детей, успешнее боролись за равноправное положение нашего народа среди других народов земли". Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью Абдрахмана и Магавьи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни. Последующее за Абаем поколение интеллектуалов, объединившихся вокруг Алаш-Орды, восприняло Абая как духовного вождя возрождения казахской нации. Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай-улы (1864-1927). Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову.

Билет № 10

1.Абай – основоположник казахской письменной литературы.

Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Родился Ибрагим 29 июля 1845 года в Казахстане в аристократической семье феодала. Прозвище Абай в биографии Кунанбаева было получено еще в детстве от матери .

Получил хорошее образование – учился в семипалатенском медресе, а также в русской школе . Кунанбаев с юношеских лет увлекался литературой (русской, европейской), а также работами восточных ученых. Много сил в своей биографии Абай Кунанбаев приложил для сближения русской и казахской культур. Он взывал свой народ к изучению русского языка. Среди стихотворений Кунанбаева важное место занимает борьба с социальной несправедливостью . Также биография поэта Абая Кунанбаева известна как новатора в поэзии. Именно Кунанбаев стал первым поэтом среди казахов, который использовал шестистишья и восьмистишья. Абай написал несколько поэм, больше полутора сотни стихотворений, выполнил более 50 переводов. Среди самых известных произведений писателя – поэма «Черное слово». Также в жизни Кунанбаева проявился незаурядный музыкальный талант – он стал автором нескольких популярных мелодий. Скончался великий писатель и деятель 23 июня 1904 года, подавленный смертью двоих сыновей. Одна из заслуг Абая – основоположник письменной казахской литературы. Его произведения «Гаклие», «Лето», «Искандер», «Сказание об Азиме», «Кара сөз». Перевел на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. 1909г. в Казане был опубликован под редакцией Бокейханова сборник стихов.


2. Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Минусы. Последствия целены: освоение целины проходило без надлежащего научного основания, научная подготовка не проводилась. На ряду с честными тружениками приехало не мало людей стремившихся к получению легких денег и званий. В первые годы были случаи нарушения правопорядка, воровства, хищения ГОСсредств. Изменилась демографическая ситуация и ухудшилось положение казахского языка и культуры. Распашка огромных территорий привела к сокращению сенокосных и пастбищных угодий. Тысячи га земли изымались для застройки населенных пунктов. Нанесен непоправимый ущерб животноводству, что привело к падению производства мясных и молочных продуктов. Нарушен экологический баланс. Усилилось эрозия почв. Выветривался гумус. Чтобы скрыть провал планов 6 пятилетки была запланирована семилетка. Целена была экологически не рациональна, не целесообразна, социально не эффективна.

Плюсы . На время лишена

Литературные процессы шли по двум направлениям: устное творчество и письменная литература. Устное творчество развивалось в виде айтыса акынов, дастанов, героических и лиро-эпических поэм, сказок, поговорок и пословиц, загадок и т. д. Конец Х111 - середина XIX вв. - это период зарождения и начала развития индивидуального поэтического творчества.

Сохранились несколько произведений известного жырау XVIII в. Бухара Калкаманулы (1693-1787 гг.)., которому принадлежит видное место в истории казахской литературы. Бухар-жырау родился и вырос на территории нынешнего Баянаульского района Павлодарской области. Он создал много дидактических песен-размышлений, выражавших идею сохранения и упрочения независимости, поддерживал хана Среднего жуза Абылая. Бухар вместе с тем верно отразил в своем творчестве отдельные важные исторические события своего времени. Одна из стержневых тем сочинений Бухар-жырау - любовь к Родине, патриотизм. Он воспевал освободительную борьбу казахского народа против джунгарских захватчиков, призывал народ к единству, к подвигам, прославлял героев этой борьбы - батыров Богембая, Кабанбая, Жаныбека. В песнях «Желание», «?й, Абылай», «Смерть высокой горы» и других он в стихотворной форме образно излагал свои мысли о человеческой жизни и морали.

Жырау мечтал о сильном централизованном государстве, объединяющем в себе все три казахских жуза. Во времена, когда Казахстан был обессилен набегами внешних врагов и внутренними междоусобицами, самым сильным из ханов был Аблай. Бухар воспевал образ хана как деятеля как деятеля, призванного воплотить в жизнь лучшие идеи народа, одобрял его политику лавирования между Россией и Китаем.

Сочинения Бухара, который, благодаря своему таланту, пользовался большим авторитетом не только среди ханов, султанов и крупных феодалов, но и народе, явились могучей идеологической силой, оказавшей благотворное воздействие на общественное сознание казахов XVIII в.

Песни других жырау - Таттикары, Умбетея, Шала, Котеша - сохранились отрывочно. Известна жоктау- поминальная песня Умбетея, посвященная смерти батыра Богембая, в которой акын воспевает его подвиги в сражениях с джунгарами. Он создает яркий, впечатляющий образ Богембая. Богембай в жоктау Умбетея - идеальный образ защитника народа.

Крупным певцом - импровизатором и сказителем XVIII в. был Таттикара. Поэт участвовал в качестве рядового воина во многих сражениях. В стихах, рожденных в походах, он призывал воинов не склоняться ни перед какими трудностями в борьбе за свободу.

Певцы Шал, Котеш, Жанкиси- жырау, жившие в начале XIX в., в своих песнях изобличали социальное неравенство, насилие ханов над народом. Жанкиси с гневом и горечью указывал на жестокость и насилие кокандских беков.

Песни акынов - импровизаторов исполнялись на понятном, доступном для народных масс языке.

Актамберды - жырау (1675-1768гг.) был акыном эпического жанра. В своих песнях он восхищался героизмом, доблестью батыров.

Акын призывал современное ему молодое поколение к стойкости и мужеству, к воинской отваге, доблести.

Бухар, Жанкиси, Татикара, Актамберды и другие певцы - импровизаторы и сказители, чьи песни и сказания дошли до нас, являются зачинателями индивидуального поэтического творчества в казахской литературе. Их песни во многом отличались от эпоса и обрядово- бытовой поэзии предшествующей эпохи. В этих произведениях сильнее, чем раньше, проявлялись гражданские мотивы, полнее раскрывалась жизнь народа, несмотря на противоречия, характерные для творчества многих жырау XVIII- начале XIX вв., они занимают видное место в истории казахской литературы.

Песни этого периода по художественной форме совершеннее, чем песни более раннего времени. В этих песнях, сохранивших все основные черты и традиции устного творчества казахов, уже имелись элементы, свойственные письменной поэзии.

В многочисленных айтысах (состязаниях) XIX -- начала XX в. отличались острословием, находчивостью, импровизацией, глубоким знанием обычаев, тради­ций, языка акыны Жанак, Шоже, Акан Сере, Суюнбай, Жамбыл, Сара Тастанбекова, Асет Найманбаев, Биржан сал.

В XIX в. началось зарождение казахской прессы. 28 апреля 1870 г. вышел первый номер газеты «Туркестан уалаяты». Она издавалась на казахском и узбекском языках. На ее страницах печатались материалы о Чокане Валиханове, восстании казахов Мангыстау 1870 г.

В 1911 г. увидел свет первый казахский журнал «Айкап», за четыре года существования которого вышли 88 номеров. В 1913--1918 гг. издавалась газета «Казах». «Айкап» и «Казах» освещали все стороны жизни общества. Они выступали за переход казахов к оседлому образу жизни и овладение земледельческой культурой, в то же время, не отрицая значения и места кочевничества, смело поднимали женский и национальный вопросы, распространяли медицинские, агрономические знания, поддержали идею созыва Всеказахского съезда.

Расширялось издание книг казахских авторов. В Петербурге, Казани, Оренбурге, Ташкенте вышли произведения Абая Кунанбаева, Чокана Валиханова, Ибрая Алтынсарина, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Абубакира Диваева и многих других. В 1912 г. в Семипалатинске была создана типография «Жардем» («Помощь»), специализировавшаяся на выпуске книг на казахском языке. До Октябрьской революции на казахском языке было издано приблизи­тельно 700 названий книг (не считая переизданий).

Однако не все духовные ценности и достижения культуры доходили до народа. Сказывались массовая неграмотность населения, малочисленность культурно-просветительных учреждений, колониальная политика царизма.

Основоположникам казахской письменной литературы является А. Кунанбаев. Он родился (1845--1904) в Чингисских горах Семипалатинской области в семье старшины тобыктинского рода. Получил первоначальное образование дома, у наемного муллы. Абай затем был направлен в медресе Семипалатинского имама Ахмет-Ризы. Однако, не дав Абаю закончить учение в городе, отец вернул его в аул и начал постепенно готовить к судебной и будущей административной деятельности главы рода. Абай постиг приемы ведения словесных турниров, в которых главным оружием служило отточенное красноречие, остроумие и находчивость. Судебное разбирательство велось на основе веками существовавшего обычного права казахов. В течение двадцати лет Абай, уже зрелый человек, изучал народное поэтическое творчество, восточных поэтов и русскую классическую литературу. В 1886 г. в 40 лет Абай написал свое стихотворение «Лето», последующие двадцать лет жизни прошли в поэтической деятельности.

Абай был носителем всего нового, прогрессивного в казахском обществе. По его мнению, каждый мыслящий человек должен был выработать свое сознательное отношение к окружающей действительности. Он хотел видеть человеческое общество благим и разумным, прогрессивно развивающимся.

Стремление к прогрессивному развитию общества, где человека возвышают «разум, наука, воля», было одним из главных направлений творчества Абая. Пути служения человеческому обществу каждым человеком в отдельности Абай Кунанбаев видел прежде всего в труде, как средстве достижения и расцвета материальных и духовных благ общества.

Все творчество Абая пронизано идеями непримиримости к бездействию. Человеческий характер, по его мнению, закаляется лишь в борьбе с трудностями, в их преодолении. Поэт глубоко верил в творческие силы народа, хотя и понимал, что при современных условиях общественной жизни народные массы не имеют возможности полностью пользоваться плодами своего труда.

Пути улучшения жизни трудящихся масс Абай видел в изменении экономической основы общества. Прогрессивное развитие казахов Абай неразрывно связывал с развитием земледелия, ремесла и торговли. Эти три рычага развития экономики являются предметом постоянного внимания казахского просветителя, на них, по его мнению, и должны ориентироваться народные массы.

У Абая была четко выработанная точка зрения на взаимоотношение с другими народами, населяющими Россию. Основной принцип, которым он руководствовался при этом, был принцип уважения, дружбы и равноправия.

XIX -- начало XX в. был периодом небывалого подъема музыкальной культуры казахского народа. Композиторы Курмангазы, Даулеткерей, Дина Нурпеисова, Таттимбет, Казангап, Сейтек, Ихлас создавали бессмертные кюи. Вся казахская степь пела песни Биржан сала, Ахан сэре. Mухита, Абая, Балуан шолака, Жаяу Мусы, Мади, Ибрая, Естая и др. Творчество народных композиторов отражало горячую любовь человека к родному краю, воспевало красоту природы, заклю­чало в себе нравственные и эстетические ценности. Оно запечатляло рост социальной напряженности в обществе, желание простых людей жить в мире и благополучии. Так, первое музыкальное произведение Курмангазы «Кишкентай» было посвящено восстанию Исатая и Махамбета, а события 1916 г. послужили причиной создания кюя Дины Нурпеисовой «Набор». Если песня «Гакку» Ибрая стала своеобразным гимном любви, то «Зауреш» Мухита, по определению академика А. Жубанова, настоящий «Реквием». Песни Абая и Жаяу Мусы отличались насыщенностью элементами европейской музыкальной культуры.


01:03 29.07.2015

Он шел вперед своим путем

Поэт, писатель, общественный деятель, композитор, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик Абай принес казахскому народу новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы.

Родился он 29 июля 1845 года в урочище Жидебай Семипалатинской губернии в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева. Его прадед Иргизбай и дед Оскенбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Настоящее имя Абая - Ама Ибрагим, но прозвище Абай, данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь.

С 10 до 12 лет Абай учился казахской грамоте в степи. В 12 лет поступил в медресе семипалатинского муллы Ахмед-Ризы. Находясь у него, 14-летний Абай посещал русскую приходскую школу. Несмотря на свой столь юный возраст - 15 лет, вернувшись на степную землю, стал одним из помощников своего отца, влиятельного вожака казахских родов. К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора, первого знатока народной жизни, его юридических обычаев, знал на память многочисленные решения разнообразных дел знаменитых биев и представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов, созданных мудрецами казахской степи.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей: Алишер Навои, Низами, Фирдоуси, Физули, Ибн Сина, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гете и Байрона.

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи "Көзімнін қарасы" ("Ты зрачок глаз моих", перевод Марии Петровых, 1891 г.) стала народной. Это чудесная песня-боль, песня-любовь, песня-тоска, значение и смысл которой так понятны, когда читаешь роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая".

К передовой русской культуре

Всесторонне эрудированный, культурный человек своего времени, Абай в русском народе видел воплощение идеала единства разума и труда, гуманности, нравственной чистоты и образованности. Не только отдельные выдающиеся представители России, но и в целом весь русский народ, по мысли Абая, его научно-технические и культурные достижения являются предметом подражания для казахского народа. Он считал, что единственный верный путь просвещения народа - это изучение русского языка и усвоение лучших достижений русской культуры. В "Двадцать пятом слове" своих моралистических назиданий он писал: "Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык - значит открыть глаза на мир.

Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне….

Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа…

Путь, который я предлагаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сначала в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это требуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из него вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам, и не будет от него благо народу. Вечный страх перед Всевышним и вечный стыд перед людьми тебе за такого сына".

Слова поэта-просветителя стали спутником народа в его радости и горе. Казахи полюбили эти слова, верили ему как слову мудрого заступника своего.

Особая заслуга Абая состоит в том, что он одним из первых на востоке так действенно распространял русскую культуру, своими переводами пропагандировал бессмертные произведения русских писателей. Огромное влияние на Абая оказал русский баснописец Иван Крылов. Большинство крыловских афоризмов благодаря мастерским переводам Абая вошли в состав казахских поговорок, изречений.

Абай написал около 170 стихов. Он, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами, ввел новые стихотворные формы: восьмистишие и шестистишие и другие.

"Быть сыном человечества"

Забота Абая о доброжелательном и сочувственном отношении людей друг к другу в общечеловеческом масштабе основывается на том, что все они дети человечества, а человек не может не общаться, не учиться и не оказывать помощь друг другу. Поэтому он в "Словах назидания" пишет, что истоками истинной дружбы между народами и нациями являются честность, сознательность и сострадание. Если человек не отделяет себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то это уже говорит о нем как о сознательном и честном человеке.

В связи с этим представляет немалый интерес "Второе слово" назиданий Абая, в котором говорится об ошибочности представлений среди некоторой части казахского населения об узбеках: "В детстве я, - пишет Абай, - не раз слышал о том, как казахи смеялись над узбеками… Теперь я вижу: нет плода, которого сарт не получал, выпрашивая его умело, не найти страны, где бы сарт не побывал торгуя, нет просто вещи, которую бы он не мог смастерить. За полезными хлопотами им недосуг выслеживать друг друга, поэтому они и дружнее нас. Раньше ведь сарты и одевали казахов, даже саваны для покойников брали у них, щедро расплачиваясь скотом, которым иной отец жалел делиться с родным сыном. Когда же при-шли русские, сарты опять же опередили нас, переняв у русских их же ремесла. И несметное богатство, и истинная набожность, и сноровка, и учтивость - все можно найти у сартов".

Из этих высказываний видно, что Абаю были чужды националистическая узость и пренебрежение к другим народам. Питая к ним чувство уважения, он призывает свой народ принять все полезное, что имеется в их экономике и культуре, чтобы не отставать от них в своем развитии. При этом он не выпячивает национальных преимуществ казахов, наоборот, особо выделяет достоинства, положительные особенности, присущие другим народам. Как истинный патриот, свою основную задачу Абай видел не в восхвалении своего народа, а в разоблачении его пороков, мешающих социальному и культурному возрождению.

Такие определяющие национальные черты казахов, как гуманизм, доброта и щедрость души, входят в сокровищницу общечеловеческого нравственного богатства. Для любого народа эти человеческие чувства священны. Но феодальные раздоры и межродовая борьба казахов, несущие трудящимся бедствие и разорение, не отвечают общечеловеческим интересам. Поэтому Абай снова и снова советовал своим землякам, призывая их к единству, брать пример с соседних народов, где нет подобной вражды и раздоров.

Однако отсталые и реакционные слои общества, считая Абая изменником народа, враждебно отнеслись к его просветительской деятельности. Поэтому он, обиженный на свою судьбу, в 1892 году в своем "Девятом слове" назиданий, в частности, пишет: "… А если бы не любил, то не разговаривал бы с сородичами, не советовался бы, не доверял бы им свои сокровенные мысли. Просто не мог бы общаться с ними. И не было бы мне дела до того, что среди них происходит. Откочевал бы, чтоб с глаз долой. Но не смог я сделать этого".

Ключ к жизни

Абай, являясь продолжателем дела Чокана Валиханова, изучал произведения выдающихся представителей русской культуры, был знаком с русскими политическими ссыльными. "Человек, который познакомил меня с произведениями известных русских писателей-революционеров: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Белинского, Добролюбова и Писарева, был Микаэлис, - писал Абай. - Именно он сделал для меня больше, чем родной отец, открыв глаза на мир".

В отзыве Западно-Сибирского отдела Русского географического общества по поводу научной деятельности Е. П. Микаэлиса, данном 29 октября 1929 года, говорится: "Е. П. Микаэлис - крупный научный работник Западно-Сибирского края - открыл в казахской степи крупный поэтический талант в лице казахского поэта Ибрагима (Абая) Кунанбаева, воспитанием которого Микаэлис занимался в течение нескольких лет. В результате казахский народ в лице Кунанбаева получил блестящего поэта, талантливыми произведениями которого, оригинальными и перевод-ными (перевел на казахский язык басни Крылова, некоторые произведения Пушкина), зачитывалась вся степь".

Такие русские революционеры, как Микаэлис, ясно видевшие незавидное положение казахов, сочувственно отнеслись к стремлению Абая служить своему народу. Они помогали ему в самообразовании. Именно эти добрые русские люди, как ключ к жизни, открывшие Абаю глаза на мир, сыграли колоссальную роль в формировании его мировоззрения.

Период самостоятельного изучения творчества русских писателей явился вершиной в формировании мировоззрения Абая. Он также был достаточно знаком с античной литературой, систематически занимался философией, интересовался учением Дарвина.

Сподвижник

Шакарим Кудайберды-улы, ярко проявившийся в поэзии, прозе, переводческом деле, журналистике, философии, истории, теологии, генеалогии, считал Абая своим учителем. В ряде своих стихов он с болью и гневом пишет, как Абай подвергался гонениям, вплоть до избиения, как клеветали на него, порочили самыми гнусными способами.

А вот что пишет Абай о себе:
Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно.
Вот он, провал!
Полузнайка, я мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Я остальных мечтал за собой вести,
А они меня сами сбили с пути.
Я - один, а наглых невежд
не сочтешь,
И нелепые шутки ныне в чести.
Ни друзей у меня, ни любимой нет.
Я устало пою на исходе лет.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я
жизни рассвет!

Подавленный Абай отверг лечение, и 23 июня (6 июля) 1904 года на 58-м году жизни его не стало. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай вблизи Чингизских гор.

Осень 1931 года оказалась последней и трагической в жизни Шакарима. Его убили 2 октября, приписав преступление, которого он не совершал. Шакарим был похоронен рядом с Абаем.

К 150-летию Абая на месте захоронения двух великих поэтов был сооружен уникальный архитектурно-мемориальный комплекс "Абай- Шакарим". Они не только похоронены рядом как ближайшие родственники, но их объединяет и родство душ, родство творчества.

Валихан АЛИМХАНОВ, историк-краевед,
Мухаббат АЛИМХАНОВА

Последствия освоения целинных и залежных земель в Казахстане

Отметьте на контурной карте территорию расселения племени аргиппеев. Расскажите об археологических памятниках аргиппеев.

Ответ:

1. Абай – основоположник казахской письменной литературы.
Абай занимает видное место в отечественной истории и литературе. Он выступил основоположником национальной письменной литературы. Поэзия, назидания поэта оказали самое положительное воздействие не только на современников, но и на

последующие поколения. Именем Абая названы улицы и населенные пункты в Казахстане. Его имя носят Алматинский национальный педагогический университет, Государственный академический театр оперы и балета в г. Алматы. В честь поэта установлены памятники в Казахстане и России. В вузах Казахстана проводятся ежегодные международные и республиканские конференции. Признанием таланта и выдающихся его заслуг перед человечеством стало объявление ЮНЕСКО 1995 года Годом Абая. В последние годы на базе ведущих зарубежных вузов стали открываться центры науки и культуры им. Абая.

2. Освоение целины шло в Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Северо-Казахстанской, Тургайской областях. Начало освоения было после Февральско-мартовского пленума ЦК КПСС 1954 год. Это была идея правительства. В Казахстане развернулось массовое строительство жилых домов, объектов культуры, появились новые промышленные предприятия, были проложены миллионы километров автодорог. На целинных просторах выросли сотни совхозов с необходимой инфраструктурой. Только в 1954 году было построено свыше 120 новых совхозов. В определенной степени улучшилось продовольственное снабжение населения. Распашка миллионов гектар земли, массовое строительство поселков резко сократило объемы пастбищных и сенокосных угодий. К негативным последствиям целины относятся закрытие казахских школ, перевод сельских казахских детей в школы-интернаты, увеличение некоренного населения, а также изменение местных топонимов.

3. Геродот писал, что соседями савроматов были аргиппеи, которые жили у подножья Уральских гор. Некоторые историки считают, что аргиппеи, сарматы, савроматы - это названия одного народа В 1 тысячелетии до н.э. жители Северного Казахстана перешли от земледелия и оседлости к кочевому образу жизни. Находимые здесь предметы искусства относятся к «звериному стилю». Культура племен Северного Казахстана имеет много общего с культурой сакских племен юга Казахстана На формирование сакской культуры в междуречье Иртыша и Урала сильное влияние оказала тасмолинская культура Памятники раннего железа в Северном Казахстане составляют улыбай-тасмолинскую культуру. Хорошо исследованы курганыБирлик, Алыпкаш, Покровка. Бектениз. три поселение Карлыга, Борки и Кеноткел. На правом берегу Есиля обнаружено укрепление-городище раннежелезного века -Актау. В раннем железном веке в Казахстане получило развитие искусство плавки иобработки цветных металлов. Металлические изделия вывозились в Восточную Европу и на Кавказ. Они относятся ко III-I вв. до н.э. Казахстан на 2-3 века раньше своих соседей стал центром древней металлургии. Северный Казахстан стал связующим регионом между металлургическими центрами Казахстана и Сибири с Восточной Европой.