Торжественную ночь не приходи. Анализ " я не любви твоей прошу". Все отнято: и сила, и любовь

Стихотворная работа А. Ахматовой «Я не любви твоей прошу … » увидела мир в 1914 году. В данном творении сочетаются настоящие, искренние чувства поэтессы, которые гармонично переплетаются с поэтическим творчеством.

Уже с первых строк читатель чувствует ту печаль, ту грусть, которую испытывает героиня стихотворения. Она рассталась с любимым человеком по его инициативе. Он нашел себе другую женщину. По словам героини понятно, что та другая совершенно недалекая и непонятная особа. Ахматова называет ее дурочкой.

В своей стихотворной работе Ахматова уделяет внимание именно образу главной героини. У читателя складывается двоякое впечатление о ней. С одной стороны, это несчастная, покинутая женщина, которую переполняет печаль. С другой стороны, Ахматова описывает героиню, как мудрую, сильную женщину, которая не стала прятаться за занавесом обид и разочарований.

Поэтический дар, которым была награждена героиня, помогает ей переосмыслить, справиться со случившейся бедой. И теперь она решила, что разрыв отношений окончателен. Даже если ее любимый опомниться и вернется, она уже не примет его. Ведь когда-то ранее родной человек отказался от ее настоящей любви, зачем же теперь все возвращать! После прекращения отношений, героиня смогла посмотреть на них с другой стороны, переоценить и переосмыслить.

При написании данного стихотворения, Анна Ахматова использует необычайное разнообразие метафор и эпитетов. Они усиливают эмоциональную нагрузку рифмованных строк. Так же, читатель обращает внимание и на присутствие риторических вопросов, на которые поэтесса ищет ответы.

Данное стихотворение настолько выразительно, что оставляет долгую память о себе в сердцах читателей и любителей творчества Ахматовой.

Первый вопрос, который встаёт перед читателем, известным с биографией Ахматовой, при прочтении стихотворения «Я не любви твоей прошу» - не Гумилёву ли посвящены строки? Наверное, напрямую нет, хотя тема явно навеяна остывающими чувствами между Анной и Николаем.

Огонь превратился в лёд

Строки пишутся в 1914 году, через четыре года посте венчания Ахматовой и Гумилёва. За этот срок многое изменилось в отношениях – на место влюблённости пришло безразличие, на месте огня оказался лёд, и никакая весна не в силах его растопить. Отношения в это время не испытывают временного охлаждения, а находятся в глубоком пике падения. Надеется ли Ахматова на возврат чувств? Вряд ли, особых надежд она не питает.

Стихотворение «Я не любви твоей прошу» - это взгляд Ахматовой в будущее, таков вариант развития событие кажется автору строк наиболее вероятным в своих отношениях с Николаем Гумилёвым.

Главная нить стихотворения – это обращение вчерашней возлюбленной к ушедшему кавалеру с несколькими советами. Героиня просит давать новой пассии читать её стихи – это будет очень любезно со стороны «жениха». Любви героиня уже не просит, вчерашние светлые чувства растоптаны и сегодня сердце спрятано в надёжном месте. В обмен за чтение стихов она обещает не писать ревнивых писем – обманутая героиня предлагает своеобразный бартер – свободу за стихи. Свобода уже дана, дело остаётся за разрешением на чтение стихов.

Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.

Кроме стихов, героиня даёт совет вчерашнему возлюбленному разрешить своей даме хранить её портреты. Это даст ей ощущение полной победы, пусть упивается её призраком.

Героиня уже приняла твёрдое решение никогда не возобновлять отношений с этим человеком. Это видно в конце стихотворения, где строки говорят, что возврата нет:

В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.

Возврата нет

Она не готова ждать, когда он пересытится с другими и вернётся к ней в надежде на искренние отношения. Она не будет платочком для слёз, когда он пересытится – нет писем, нет возврата – остаются только стихи и портреты, как символ прошлого. Задета гордость женщины и на месте голубицы появляется зверь, не принимающий прощения и раскаяния.

От счастья я не исцеляю.

Героине не лечит от счастья, она не врачует мимолётные вспышки любви – она не отдаёт себя по частям и не позволит себя унижать, делая горький, но единственно правильный выбор – разрыв отношений раз и навсегда.

Красивое стихотворение, показывающее чувства отвергнутой женщины, где перемешана боль разлуки и невозможность прощения измены.

Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте...
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.

А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней...

Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло -

В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.

Стихотворение читает Ольга Остроумова (Минск, 2012 год).

Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,-
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней…
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло -
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.

Анализ стихотворения «Я не любви твоей прошу» Ахматовой

Стихотворение «Я не любви твоей прошу…» (1914 г.) относится к жанру любовной лирики. Можно отметить его некоторую простоту по сравнению с другими произведениями. Но в то же время в стихотворении отразился настоящий талант Ахматовой в передаче самых сокровенных чувств и переживания человека.

В основе сюжета лежит история обманутой женщины, которая обращается к своему бывшему возлюбленному. Мужская измена сделала ее намного опытнее и мудрее. В обращении она уже не пытается добиться возрождения былого чувства, понимая, что это глупо и бессмысленно. Лирическая героиня заверяет мужчину, что не будет досаждать его новой избраннице и писать ей «ревнивые письма». Она не скрывает своего презрительного отношения к сопернице, называя ее «дурочкой». Героиня советует мужчине для полного покорения открыть «дурочке» все свои прежние сокровенные тайны, которые раньше были доступны только им двоим. Она уверена в ограниченности духовного мира новой возлюбленной, которой не так важны романтические отношения перед «сознаньем полным победы». Такой женщине необходимо ощущение своей власти над внутренним миром другого человека.

Ахматова предрекает мужчине, что его счастье с ограниченной духовно женщиной продлится недолго. Восхищение перед физической красотой скоро закончится, но его нечем будет заменить. Поэтесса заранее предвкушает такой неизбежный финал и называет его своей «торжественной ночью». Героиня подозревает, что в поисках спасения бывший возлюбленный может вновь обратиться к ней, но она будет непреклонна. В последних словах звучит тонкая ирония поэтессы: «от счастья я не исцеляю».

Ахматова через глубокую личную драму показывает силу творческой личности. Любовная трагедия не может быть достаточным основанием для того, чтобы опускать руки. Поэтический дар дает возможность взглянуть на человеческие отношения и страдания со стороны. Измена мужчина лишь способствовала усилению характера главной героини. Она избавилась от романтической завесы перед глазами и смогла трезво оценить ситуацию. Если мужчина легко расстался с «памятью первых нежных дней», то это свидетельствует о его легкомыслии и ставит крест на всех дальнейших отношениях. Он не смог оценить всей силы любви поэтической натуры и вскоре понесет заслуженное наказание в виде разочарования от увлечения пустой женщиной.


Анна Андреевна Ахматова - поэтесса 20 века, стихи которой трогают до глубины души и заставляют задуматься о многих вещах. Одной из ключевых тем в её творчестве является тема любви. Любовь в её поэзии предстаёт во множестве оттенков чувств и настроений.

Стихотворение «Я не любви твоей прошу...» было написано в 1914 году. Уже с первых строк мы чувствуем всю ту боль и грусть, которые испытывает героиня. А.А. Ахматова ведёт повествование от лица женщины, в жизни которой разворачивается драма: её бросил любимый человек. Более того, он предпочёл ей другую девушку, которая стала уже его невестой. Описывая её, автор использует эпитет «дурочка», ироничное обращение «подруга милая». Эти художественно-изобразительные средства помогают понять, как относится Ахматова к новой девушке бывшего возлюбленного.

Читатель испытывает двойственные чувства к лирической героине.

С одной стороны нам безумно жаль её. Любимый мужчина разбил её сердце, читатель понимает, что расставание стало неожиданным и очень неприятным. Но с другой стороны мы испытываем уважение к героине, ведь перед нами предстаёт мудрая женщина, которая не собирается писать «ревнивых писем», а просто отпускает этого мужчину, и самое главное говорит о том, чтобы он никогда не возвращался. Ахматова чётко даёт понять, что обратной дороги уже нет и что это расставание окончательное. Даже если он вернётся к героине, она не примет его.

Напоследок героиня даёт советы бывшему возлюбленному: она говорит этому мужчине отдать её фотографии и стихи невесте. Возможно, она предполагает, что с этой девушкой мужчина может поступит также как с ней, а возможно просто хочет напоминать о себе.

«Все станет сразу так постыло -

В мою торжественную ночь

Не приходи. Тебя не знаю.»

В этих строках поэтесса высказывает предположение о том, что огонь любви между ними потухнет также быстро, как и у героини с этим мужчиной, и ещё раз подчёркивает, что их расставание - это окончательная точка, законченный период в жизни, к которому она больше никогда не вернётся.

Ахматовой удалось очень детально и полно изобразить образ сильной женщины, которая не унижается перед бывшим возлюбленным и не умоляет мужчину остаться, а вычёркивает его из своей жизни и сердца, так же как и сделал это он.

В произведение не так уж и много художественно-изобразительных средств, но при этом чувства, испытываемые героиней, все равно переданы очень точно и ярко. В стихотворении присутствуют метафоры («счастия гроши», « от счастья я не исцеляю», «память первых нежных дней»), эпитеты («пресыщенной души», «торжественную ночь»). Также Ахматова использует риторические вопросы, восклицательные предложения, просторечные слова. В произведение несколько инверсий, присутствует анафора. Стихотворение написано двусложным размером стиха, четырёхстопным ямбом с чередованием кольцевой и перекрёстной рифмовок. Все эти литературные приёмы помогают поэтессе передать весь спектр эмоций и чувств, испытываемых героиней.

Доподлинно неизвестно, кому посвятила это стихотворение поэтесса. Возможно его написание ознаменовано драмой в личной жизни Ахматовой, а возможно это просто её творческое воображение. Если обратиться к биографии, то можно узнать, что в это время она была уже замужем за Николаем Гумилёвым, который в 1914 году был на фронте. Я думаю, что всё-таки это произведение не посвящено кому-либо, но тем не менее оно очень проникновенно и выразительно.

В этом стихотворении сплетаются воедино темы любви расставания. По настроению это произведение очень грустное и печальное. Хоть героиня и смогла перебороть себя и показать чувство собственного достоинства, попрощавшись с мужчиной, бросившим её, мы понимаем, что удалось ей это сделать не сразу. Этим стихотворением Ахматова доносит до читателей мысль о том, что как бы не было больно и тяжело расставаться с прошлым, его нужно оставить и идти дальше.

Обновлено: 2019-08-04

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

«Я не любви твой прошу…» Анна Ахматова

Я не любви твоей прошу.
Она теперь в надежном месте.
Поверь, что я твоей невесте
Ревнивых писем не пишу.
Но мудрые прими советы:
Дай ей читать мои стихи,
Дай ей хранить мои портреты,-
Ведь так любезны женихи!
А этим дурочкам нужней
Сознанье полное победы,
Чем дружбы светлые беседы
И память первых нежных дней…
Когда же счастия гроши
Ты проживешь с подругой милой
И для пресыщенной души
Все станет сразу так постыло -
В мою торжественную ночь
Не приходи. Тебя не знаю.
И чем могла б тебе помочь?
От счастья я не исцеляю.

Анализ стихотворения Ахматовой «Я не любви твой прошу…»

В 1914 году известная поэтесса Анна Ахматова написала стихотворение «Я не любви твоей прошу…». На фоне ряда других своих произведений – строки этого стихотворения выглядят несколько непритязательно. Однако, область искренних чувств, а также тема поэтического творчества – оба эти направления наглядно проявились в данном произведении поэтессы.

Читая первые строки, становится ясно, что перед нами – личная драма: героиня стихотворения оказалась покинута своим любимым человеком. При этом ее возлюбленный сам решил расстаться, приняв решение уйти к другой женщине. Чувствуется, что та, «другая» – недалекая и ограниченная личность. На это наводит эпитет, который употребила поэтесса: «дурочка».

Несмотря на трагизм ситуации, основное внимание в данном произведении уделено образу главной героини. Он – явно неоднозначен. С одной стороны, перед читателями предстает покинутая женщина, которой одиноко и грустно. Однако, не все так очевидно: по отдельным «штрихам», мастерски созданным Ахматовой, явно виден образ поэтессы, обладающей даром выражения глубоких чувств.

Постепенно усиливается впечатление того, что перед нами – мудрая женщина, не закрывающаяся от мира и окружающих людей завесой обид и претензий. Случившееся расставание лишь более ярко высвечивает силу внутренних чувств и целостность творческой натуры. Поэтический дар становится именно тем спасительным средством, которое помогает героине не только обрести глубокое понимание произошедшего события, но и придает новый смысл ее творчеству.

Некоторые читатели могут подумать: «А что будет, если бывший возлюбленный поймет свою ошибку и решит вернуться к главной героине стихотворения?» Поэтесса гениально предвосхитила подобный вопрос – из последующих строк становится ясен ответ. В самом деле, если любимый человек оказался неверен, решив покинуть женщину, которая сильно его любила, то зачем пытаться изменить то, что уже случилось ранее?

Из дальнейших строк стихотворения становится ясно, что произошедший разрыв – окончателен. Героиня не высказывает претензий: теперь она получила возможность увидеть ситуацию с другого, гораздо более высокого уровня. Именно в таком состоянии можно выразить те чувства, глубину которых сложно передать обыденными словами.

Все стихотворение пронизано непередаваемой выразительностью эпитетов, метафор. Кроме того, в тексте произведения встречаются как риторический вопрос, так и восклицание аналогичного рода. Однако, даже изредка используемые поэтессой так называемые «просторечия» совершенно не снижают ощущения яркой образности героев данного произведения. И вполне закономерно, что все эти средства художественной выразительности делают стихотворение «Я не любви твоей прошу…» запоминающимся надолго.