Гендерное равенство. Социальная роль женщины в современном обществе Значение индекса гендерного неравенства

Немного международной статистики. В парламенте Швеции насчитывается 42,7% женщин, в Дании 38% в Финляндии 36,4% и т.д. Скандинавские страны - лидеры в выполнении принципа равенства полов в политике. В первую десятку стран по числу женщин в парламенте входят также Коста-Рика и Аргентина. По закону, в этих странах женщины должны составлять не менее трети от общего числа парламентариев. В России в ныне действующей Государственной Думе насчитывается 9,5%, в Совете Федерации 5,6% женщин. В Верховном и Арбитражном судах, в правительстве - ни одной женщины. Среди глав регионов - только одна. В пяти региональных законодательных собраниях нет ни одной женщины. По количеству женщин в органах представительной власти Россия стоит на 120 месте в мире позади Аргентины, Барбадоса, Колумбии и даже африканских стран: Мозамбика, Намибии, Конго, Руанды. Тем не менее, незначительное количество женщин в выборных органах власти не рассматривается как общественная проблема. Почему в России проблема женского участия не является столь актуальной, как в других странах? Ответов может быть несколько. «Несерьезность». Считается, что эта проблема незначительна. Приоритетным является решение других социальных проблем - преступности, этнических конфликтов, социальной незащищенности и пр. Представительство женщин в этой логике рассматривается как проблема преуспевающих стран, которые могут позволить себе роскошь заниматься этой проблематикой.

«Плохая репутация» эмансипационной политики. Существует стремление не затрагивать проблему женского политического представительства в связи с противоречивой и во многом негативной общественной оценкой того, как решался женский вопрос в Советской России. Практика партийного квотирования дискредитировала идею женского лидерства. Женщина в политике ассоциировалась с образом послушного, лояльного, продвигаемого сверху «винтика» политического действия. Репутация так называемого «женского вопроса» в целом испорчена коммунистической партией, которая декларировала решение проблемы равенства женщин на всей территории социалистического государства (Конституция 1936 г.). «Русский менталитет». Бытует мнение о том, что Россия и здесь проявляет свой особенный путь, свое «евразийство». В этой логике продвижение женщин в политические институты рассматривается как некое излишество, а не обеспечение гражданских прав в демократическом государстве.

Тезис о «решенном женском вопросе» превалирует в общественном сознании. Равенство полов продекларировано и это достаточное основание для вытеснения этой темы из политической дискуссии. Гендерное равенство является проблемой, которую неизбежно рано или поздно приходится решать всем государствам претендующим на демократическое устройство. И в российской политике эта проблема становится актуальной. С одной стороны, это - реакция активных гражданок и граждан на усиливающиеся традиционалистские и патриархальные тенденции в российской политике и обществе. Наиболее отчетливо эти тенденции проявляются в предложениях, связанных с решением демографических проблем.

С одной стороны, государство стремится исключительно путем финансовой поддержки матерей стимулировать рождаемость, забывая, что помимо матери в этом процесс участвует еще и отец и необходимо изменить и его роль, повысив ответственность за воспитание детей, как это сделали все европейские страны с (относительно) высокой рождаемостью. Всерьез не рассматривается и задача обеспечения возможности совмещения материнских обязанностей с профессиональным ростом, создания большого числа не опасных для здоровья ребенка и эффективных дошкольных и внешкольных воспитательных учреждений. Все слышнее становятся требования запрещения абортов, ведения многоженства, в том числе - от представителей власти. Такое стремление навязать женщинам не просто традиционные для России роли, но и отнять у них уже ставшие привычными права вызывает серьезное сопротивление не только у женских организаций и в демократических партиях, но и академических и журналистских кругах.

С другой стороны, стремление завоевать новые электоральные ниши и стремление имитировать демократические институты и механизма принятия решений заставляет доминирующую партию возвращаться к советской практике 30% формального квотирования женщин и молодежи без обсуждения сути проблемы. Очевидно, что все социальные вопросы взаимосвязаны. Решая проблему преступности, беженцев, вырабатывая меры по предотвращению или мирному урегулированию этнических конфликтов, политики непременно вынуждены будут оперировать гендерными категориями, т.е. адресовать предложенные меры к разным категориям граждан, выделяемым, в том числе и по таким признакам, как пол и возраст, класс, этническая принадлежность, принадлежность к религиозным конфессиям, т.е. ко всем тем категориям, которые значимы для характеристики гендерного порядка общества. Почему именно женщин в политике должно быть больше, чем мы имеем сейчас? Ведь мы можем так же говорить о диспропорциональности в представительстве профессий, о диспропорциональном представительстве социальных слоев, этнических групп, возрастных групп. Во-первых, демократический порядок принятия политических решений предполагает, что граждане, избирая своего представителя, делегируют ему это право.

Рассуждая абстрактно, не важно сколько женщин в органе власти, главное - чувствительность представителей этой власти к проблемам, с которыми себя идентифицируют женщины (т.е. к условно называемым «женским проблемам»). Эксперты ООН утверждают, что пока в число депутатов парламента не попадет хотя бы 20% женщин, законодатели не занимаются проблемами детей; пока там не будет 30% женщин, депутатов не волнуют социальные потребности женщин. Исследования, проведенные в скандинавских странах, демонстрируют: присутствие значительного числа женщин (более 20%) в структурах власти способствует продвижению социально-ориентированной политики, даже если она идет вразрез с мнением партий. Другими словами, чем больше женщин в парламенте, тем более эффективно решаются вопросы, затрагивающие эту часть общества. Конечно, социальные проблемы, к которым особенно чувствительны женщины, значимы для всего общества. Вообще-то довольно нелепо называть проблемы образования, воспитания, заботы о пожилых, ювенильной преступности, молодежной наркомании, домашнего насилия и проч. женскими проблемами. Эти проблемы волнуют все общество. Опросы общественного мнения показывают, что проблемы социальной безопасности (в том числе и бытовой) приоритетны для самых различных категорий граждан.

Почему же в СМИ эти социальные проблемы часто воспринимаются как женские? Для того, чтобы это понять, нужно проанализировать гендерный порядок в России. Российское общество является чрезвычайно сложным, культурно многообразным, разные его сегменты существуют в разном социальном времени. Есть признаки постиндустриального образа жизни, а есть признаки до индустриальных, традиционных социальных отношений. Конечно, эти различия связаны и с региональной спецификой. Но в сфере гендерной культуры наше общество традиционно. Убежденность в том, что мужчины и женщины различны настолько радикальна, что распространяется и на социальную сферу. Биологический пол, биологические характеристики рассматриваются как важнейшие факторы, предопределяющие жизненный путь человека. Обсуждаются вопросы женского и мужского предназначения, постоянно возвращаясь к вопросам о том, что такое настоящая женственность и настоящая мужественность. Ответ находят в называемых изобретенных традициях.

Обращаясь к мифологизированным представлениям о традициях, общественное мнение склоняется к тому, что вечным истинно женским интересом является материнская забота о детях, немощных и пожилых. Именно в силу такого представления о «правильной», матерински ориентированной женственности ряд социальных проблем называются женскими проблемами. Кроме общесоциальных вопросов, интерес к которым приписывается женщинам, есть действительно круг социальных проблем, которые затрагивают женщин в большей степени, чем другие категории граждан. Социализация, биографический опыт женщин в советское и постсоветское время связан с определенными видами занятий или ролями, которые они вынужденно или добровольно выполняли в своей жизни. Положение женщин сегодня во многом обусловлено государственной еще советской политикой, которая отводила женщинам особую роль и видела в них группу, которую надо мобилизовать разнообразным образом - как работников, как репродуктивный потенциал общества (как матерей и агентов заботы, компенсирующих дефициты советской социальной сферы).

Такая множественная государственная мобилизация женщин была поддержана государственной социальной политикой, которая нашла отражение в трудовом и семейном законодательстве, сфере здравоохранения, в бюджетной сфере. В результате возникала проблема баланса женских ролей, ощутимая еще при государственном социализме, и обострившаяся сегодня. Женщина для многих структур публичной сферы предстала как социальный инвалид, нуждающийся в поблажках и особых льготах. Именно сила женщин делала их слабым полом. В результате на рынке они оказываются мало конкурентоспособными, и при найме наблюдается открытая дискриминация. Многие считают, что российская комбинированная избирательная система, в отличие от пропорциональной системы, не способствует продвижению женщин в политику. Опять таки статистические данные демонстрируют, что в нашей стране продвижению женщин способствует в большей степени одномандатная система выборов, но никак не пропорциональная.

Пропорциональная система голосования “не работает” в плане продвижения женщин в России по совершенно объективным причинам. Женщины располагаются в списках совсем не на потенциально выигрышных позициях. Итак, процесс отсева женщин происходит на уровне самовыдвижения, когда они решают быть или не быть депутатами (разного уровня). Мы не знаем, сколько из них сказало себе «нет», и отказалось от дальнейшей борьбы. Мы видим только результат - кандидатский и депутатский корпус. Причины - жесткость политической борьбы, насилие, экономическая коррумпированность, недостаточная подготовка женщин, и пр. Причем на уровне вспомогательного персонала - помощники депутатов - женщин огромное количество. И чем ниже уровень законодательной власти, тем больше женщин (напр. по муниципальным округам). То, что значительная часть общества не может или не хочет участвовать в управлении страной, является моментом, дискредитирующим существующее государственное устройство и его политическую культуру. В чем конкретно проявляется неравенство полов в политической жизни? Нельзя говорить о прямой дискриминации в политической сфере.

Сами политики обоих полов вряд ли смогут привести факты, связанные с прямым ущемлением прав женщин в политической жизни. Тем не менее, мужчины и женщины имеют разные стартовые условия в электоральной борьбе. Участие в предвыборной борьбе предполагает наличие значительных ресурсов. Состав этих ресурсов можно расписывать довольно долго. Основой любой предвыборной кампании остаются финансовые ресурсы. Не менее важными являются социальные связи, с помощью которых часто и привлекаются капиталовложения. Женщинам, как показывают исследования, сложно участвовать в политических играх еще и потому, что последние основаны во многом на правилах неформальной теневой политики, которые часто строятся на мужской сегрегации. Другими словами, путей для формирования финансовой и социальной поддержки кампании женщины-кандидата значительно меньше, чем у мужчин. Компенсировать отсутствие этих ресурсов могли бы женские организации, но они не спешили и не спешат помогать политическим партиям, не находящимся у власти. Каким образом, можно изменить существующий порядок вещей? Исследователи выделяют три основных типа стратегии по внедрению принципа равных возможностей.

Первый тип стратегии - это риторическая стратегия. Подобная стратегия подразумевает проговаривание проблемы равных возможностей в выступлениях и заявлениях лидеров партии, в официальных документах и партийных платформах. Цель подобной стратегии - подчеркнуть тот факт, что партия осознает необходимость поддерживать баланс полов в обществе. Критика сексизма, подчеркнутое включение в риторику антисексистской фразеология. Развития эти борьбы с дискриминацией на разных фронтах, в том числе и в отношении женщин. Второй тип - стратегия, которая направлена на поддержание отдельных групп кандидатов. При подобной стратегии проводятся различные тренинги для представителей этой группы (для женщин, например), специальные конференции, оказывается финансовая поддержка и т.д. Наконец, последняя стратегия - это стратегия позитивной дискриминации, подразумевает введение квот для женщин при утверждении кандидатов от партий. Наиболее эффективной является, несомненно, последняя стратегия позитивной дискриминации, которую можно проводить как на уровне государственных органов власти, так и на уровне партий и общественных движений. Для достижения желаемой цели - увеличения женщин среди политиков, необходимо следовать всем уровням этой стратегии.

Человеческое общество не может гармонично развиваться, если в нем принижена роль женщины, ведь положение жен­щины, словно лакмусовая бумажка, выявляет истинную сте­пень цивилизованности той или иной социальной общности, а также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма и милосердия.

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, мо­жет ли такое равенство быть полным?

Есть такое понятие: социальная дискриминация женщин . Оно означает ограничение или даже лишение прав по половому признаку во всех сферах жизни общества: трудо­вой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Подобная дискриминация ведет к сниже­нию социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

Суть идеи равноправия мужчин и женщин состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциа­лу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для женщин не существует принципиально закрытых, недоступных сфер ум­ственного и физического труда. Ни один закон не должен за­прещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная сво­бода выбора видов и форм деятельности для самореализации. Но такая постановка вопроса, разумеется, не означает, что физиологические особенности женщин не могут ограничивать их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть до­статочно полным и всесторонним.

В России после 1917 г. основной вектор движения к рав­ноправию полов проходил через экономическое освобождение женщин. Женщинам был открыт широкий доступ к образова­нию. Государство признало своей обязанностью заботу о мате­ринстве и детстве. Показательно, что уже в декабре 1917 г. был создан специальный отдел по охране материнства и младенче­ства. В конце 1917 -начале 1918 г. появились декреты, на­правленные на охрану труда женщин. Запрещалось использовать женский труд на подземных и некоторых других тяжелых работах, в ночные смены, а также сверхурочно. Декретом НЦИК от 22 декабря 1917 г. было введено денежное пособие по случаю родов в размере полного заработка в течение восьми педель до родов и восьми недель после родов. Дополнительное пособие полагалось работнице в период кормления ребенка.



В последующие годы было принято значительное число нормативных актов о льготах, предоставляемых женщинам н период материнства.

В соответствии со статьей 255 Трудового кодекса РФ ра­ботающие женщины по своему заявлению и на основании больничного листа получают отпуск по беременности и родам продолжительностью 70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов. Если беременность многоплодная, дородовый отпуск увеличивается на 14 дней. Осложнен­ные роды добавляют 16 дней к послеродовому отпуску, а рож­дение двух и более детей позволяет находиться в декрете I10 календарных дней. В этот период женщинам выплачивается пособие по государственному социальному страхова­нию в установленном федеральными законами размере. По желанию женщина может взять отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Это так

называемый Закон о материнском капитале в размере 250 тысяч рублей на каждого второго ребенка и последую­щих детей, родившихся после 1 января 2007 г. Указанная сумма подлежит индексации (в частности, в 2009 г. она со­ставила 299 731 рубль 25 копеек) (рис. 3).

Особо следует отметить, что в нашей стране в настоящее время действуют санитарные правила и нормы, определяющие обязательные гигиенические требования к производственным процессам, оборудованию, основным рабочим местам и санитарно-бытовому обеспечению работающих женщин в це­лях охраны их здоровья. Эти нормативные документы распро­страняются на предприятия, учреждения и организации всех форм собственности. Целью данных документов являются: предотвращение негативных последствий применения труда женщин в условиях производства; создание гигиенически без­опасных условий труда с учетом анатомо-физиологических особенностей женского организма; сохранение здоровья рабо­тающих женщин на основе комплексной гигиенической оцен­ки факторов производственной среды и трудового процесса.

Рис. 3. Вручение свидетельства о материнском капитале

Например, присутствие на рабочем месте химических веществ I -го и II-го классов опасности, патогенных микроорганизмов, а также веществ, обладающих аллергенным, канцерогенным, мутагенным действием, является противопоказанием для тру­да женщин детородного возраста.

По мере все большего вовлечения женщин в общественное производство появились, однако, и некоторые негативные тен­денции, которые не преодолены до сих пор. Уже в 1960-х гг. специалисты обратили внимание на чрезмерную загружен­ность женщин в народном хозяйстве и в сфере быта и, как следствие этого, на ухудшение здоровья работающих женщин и новых поколений. Рождаемость в стране постепенно стала снижаться. К специфической женской проблеме можно отне­сти также рост безнадзорности детей. К сожалению, эта про­блема остается острой и по сей день. Женщины потеснили мужчин, все чаще они занимают руководящие посты в бизне­се, играют заметную роль в политике, появились даже жен­щины-министры (хотя справедливости ради следует напом­нить, что женщины-министры были и в советское время), но при этом многие из них не выполняют своего основного пред­назначения - быть настоящей матерью. Свыше миллиона бес­призорников к началу XXI в. - это позор России, и если не принять соответствующих мер, направленных на укрепление семьи, шокирующая цифра возрастет еще более.

Женщины-матери должны быть окружены в стране осо­бым почетом, поэтому государству необходимо раз и навсегда решить проблему всесторонней и действенной поддержки именно этой категории женщин. Остается надеяться, что со временем наша страна станет для всего мира примером гу­манного и бережного отношения к вопросам материнства и детства, образцом разумного равноправия мужчин и женщин но всех без исключения сферах жизни общества.

Вопросы для самоконтроля

1. Как менялась социальная роль женщины в различные истори­ческие эпохи?

2. Что включает понятие «социальная дискриминация женщин»?

3. Как решалась проблема равенства женщин в нашей стране?

4. Регламентируется ли производственная деятельность женщин с тяжелыми и вредными условиями труда?

5. Каковы, на ваш взгляд, пути решения проблемы равенства по­лов в нашей стране?

Шаги к реальному равноправию полов June 26th, 2014

Пригласили в июле на круглый стол по проблемам равенства полов и тем законодательным изменениям, которые можно было бы предпринять, чтобы женщина тоже была человеком в полной мере.

В рамках предварительных слушаний вот мои примерные соображения на этот счёт, буду рада дополнительным предложениям и контраргументам :

1. Мы не можем понять, как обеспечить равноправие женщин с мужчинами, не поняв, что вызвало их неравенство.

Женщины находятся в ущемлённом и не равном положении по отношению к мужчинам, в условиях нашей относительной физиологической слабости. Женщины биологически слабее мужчин, а значит, исторически находятся в более зависимом от них положении. Можно сколько угодно рассуждать о новой эпохе развития человечества, правах человека и том, что люди отошли от грубой силы, однако это не так. Женщины в исламистских общинах даже Лондона далеко не совсем свободны. Мужчины отказавшиеся, как и женщины, от своей силовой функции, в быстрые по историческим меркам сроки просто уступят жизненное место другим мужчинам.

Правовые и политические надстройки в обществе возникают в условиях силовых соотношений. Если мы хотим изменить правовое положение вещей, мы должны начать с изменения баланса сил. Современные технологии позволяют это сделать, оружие самообороны позволяет компенсировать неравенство в сфере мускулов, поэтому, как бы на первый раз не безумно звучала эта идея, но примитивное вооружение женщин является самым серьёзным фактором в обеспечении их равенства .

Для пули уже не важно, сколько в тебе веса и мышечной массы, какой у тебя рост. Поэтому, при наличии угрозы пулю получить, сексизма в обществе станет много меньше, люди будут не насиловать и унижать слабых, а займутся более осмысленной деятельностью.

На месте активисток женских правозащитных организаций требование расширения гражданских прав на оружие я бы ставила в качестве задачи №1. Учитывая, что по статистике женщины в 10 раз реже совершают насильственные преступления, чем мужчины, в их приоритетном вооружении также практически нет криминогенных рисков.

Кроме правовых мер, здесь необходимо реализовывать просветительские кампании, направленные на вовлечение женщин в обучение стрельбе и самообороне, прежде всего вооружённой.

Женщины не будут равны мужчинам, пока оружие считается, прежде всего, мужским атрибутом. Нельзя получить права без базовой ответственности по силовому их обеспечению . При этом, обратная логика не действует. Если запретить всё оружие, мужчины как раз будут иметь безоговорочные физические преимущества, а мы вернёмся к старым добрым временам племенного патриархата, существовавшего задолго до появления огнестрельного оружия.

Сколько бы не рассуждали о обратном, однако в реальности не собственность от собственности, отличается лишь способностью защитить свой суверенитет.

2. В рамках этого же блока проблем следовало бы уравнять обязанности мужчин и женщин в области национальной обороны , по аналогии с Израилем, где в вооружённые силы призываются как мужчины, так и женщины. О том, что вооружённые силы при этом нужно серьёзно реформировать, смещая их больше в сторону не призывной, а резервистской армии-ополчения - это другой вопрос. Здесь же важно отметить, что самый кратчайший путь к обретению полового равенства - это выравнивание обязанностей между полами в такой ключевой отрасли как обороноспособность и защита страны.

В эпоху, когда женщины практически перестали рожать и даже не обеспечивают демографического воспроизводства, прикрываться от этой ответственности ссылкой на детородные функции нелепо. Разумеется, беременных и кормящих матерей в армию никто призывать не предлагает, а все остальные должны в этом вопросе быть равны мужчинам, если хотят с ними равенства. Именно активистки женского движения должны инициировать этот вопрос, так как, прежде всего они в этом заинтересованы.

3. Следующим важным аспектом в реализации гендерного равноправия является решение проблемы репродукции. Пока доминирующим способом демографического воспроизводства является институт патриархальной семьи, где женщина в идеале должна быть домохозяйкой, чтобы быть прилежной роженицей и матерью, мы будем иметь соответствующие роли мышки на кухне. Всё что за эту роль выходит, будет считаться социальной аномалией. Не все женщины рады такой перспективе, но простой отказ от традиционной функции матери-домохозяйки сопровождается дальнейшим снижением рождаемости, а значит, будет справедливо восприниматься в штыки и встречать активное противодействие.

Если женщины хотят закрепиться в партнёрской равноправной семье, значит, они должны оказать организованную поддержку развитию современных способов репродукции, рационализирующих эту сферу. Поощрять развитие специализации и отделить от женщин, как таковых, функцию деторождения, также как в своё время мужчины в целом утратили функцию охоты на мамонтов и теперь лишь немногие этим занимаются. С голода никто не умирает и требования всех мужчин загнать на охоту не актуальны, в отличие от призыва женщинам больше рожать.

Речь, конечно, прежде всего, идёт о развитии суррогатного материнства , за отсутствием пока более современных технологий. На пути развития суррогатного материнства остаётся множество нормативных барьеров. Чтобы этот институт развивался, необходимо освободить его от НДС. Снизить его административные ограничения, вроде возрастных рамок 20-35 лет и требования наличия детей у суррогатной матери, что автоматически радикально сужает их предложение, увеличивая стоимость этих услуг. Как будто быть нищей 40-ка летней алкоголичкой или 18-ти летней проституткой - лучше рисков беременности. Необходимо также обеспечить признание и поддержку суррогатного материнства со стороны различных негосударственных институтов. Речь, прежде всего о позиции РПЦ, которая пока против выступает.

Другими важными слагающими институтами, чьё развитие остро необходимо для этого нового демографического перехода, является инфраструктура детских садов, школ, секций и т.д. Феминистки должны создать идеальные условия для их развития в стране, полностью освободив их от налогов и административных барьеров.

При наличии достаточно развитого аутсорсинга воспитания и деторождения, основной фактор, требующий от женщины особого положения подчинённости функции продления человеческого рода отменяется. Без угрозы вместе с этим отменить и всё человечество. Пока суррогатное материнство, няни, высококачественные детские сады, школы и другая детская образовательная и досуговая инфраструктура не стали общедоступной нормой , женщина будет определяться через свою функцию материнства в значительно большей мере, чем мужчина через отцовство в эпоху, когда вероятность ребёнку умереть с голоду или быть съеденным саблезубым тигром, уже снизилась. Мужчинам уже можно брить бороды и прятать свои боевые топоры. Женщины своё право выходить из детской и кухни пока, к сожалению, не до конца обеспечили.

4. Другой, самой, пожалуй, очевидной проблемой, является правосудие, которого в России не очень то много. Вероятность женщины в судебном порядке добиться справедливости в вопросах изнасилования или домогательств, крайне низка. Это проблема несправедливости в судебной системе в любой сфере существует, но раз уж мы обсуждаем эту, давайте рассмотрим её. Я могу сказать, что когда я судилась с одним из своих преподавателей по этой части, судья, что характерно - женщина (это к вопросу о бессмысленности решения проблемы квотированием), при наличии железобетонной доказательной базы в виде массы пострадавших, по чисто формальным процессуальным моментам решила что он прав. В результате, мой крестовый поход за справедливостью, окончился для меня позором и массой впустую потраченного времени.

Многие женщины не без оснований уверены, что судебная и правоохранительная системы в случае возникновения подобной проблемы, не обеспечат им справедливости, а значит, они молчат. Массив латентного сексуального насилия в России астрономический, что очевидно хотя бы, если сравнить статистику изнасилований в России и развитых странах, по которой получается, что у нас нация импотентов.

Решить эту проблему, на мой взгляд, мог бы пункт 1, так как ключевую роль силового сдерживания никто не отменял. А также радикальное расширение полномочий судов присяжных . Так как если судебная инстанция будет связана с этой действительностью больше, чем с миром юридического крючкотворства и телефонного права, то адекватность правосудия сразу подскочит и тогда правоохранительной системе придётся вести себя лучше, чтобы на судебную ветвь власти не нарваться.

Список, конечно не полный, но это те фундаментальные системообразующие изменения, которые, на мой взгляд, могли бы наиболее реальным образом повлиять на выравнивание нездоровых диспропорций между полами.

Проблема гендерного неравноправия затрагивает подавляющее большинство стран, религий, национальностей, культур и доходных групп населения. Всемирный экономический форум предложил количественный измеритель неравноправия полов и, начиная с 2005 г., рассчитывает так называемый индекс гендерного неравенства (gender gap index ) для большинства стран мира. В зависимости от значения этого индекса составляется рейтинг стран по степени преодоления разрыва между мужчинами и женщинами в обеспечении реальных прав в экономической, политической и других сферах. Согласно расчетам, ни одна страна мира пока не достигла полного равноправия между мужчинами и женщинами.

«В «Отчете о всемирном рейтинге равноправия полов» проблема представлена в количественной форме…. Мы используем комплексную систему оценки и сравнения показателей равноправия полов в мировом масштабе и определяем страны, которые являются образцами равного распределения доступных им ресурсов между женщинами и мужчинами вне зависимости от их объема. Поэтому мы ожидаем, что данный Отчет будет способствовать повышению уровня информированности о проблеме, а также более интенсивному обмену опытом между лицами, принимающими решения», - сказала Саадия Захиди, руководитель Программы женского лидерства Всемирного экономического форума.

Гендерный разрыв оценивается по четырем критическим областям неравенства между мужчинами и женщинами:

  • Участие и возможности в экономической деятельности - итоговые данные по заработной плате, уровню участия и доступа к высококвалифицированной занятости;
  • Образовательные возможности - итоговые данные по доступности базового и высшего образования;
  • Участие в политическом процессе - итоговые данные по представительству в руководящих органах;
  • Здоровье и продолжительность жизни - итоговые данные по соотношению ожидаемой продолжительности жизни и численному соотношению полов.

    При построении индекса используется 14 параметров (см. табл. 1). Баллы, набранные странами в рейтинге равноправия полов, могут рассматриваться как процентный эквивалент устраненного разрыва между мужчинами и женщинами.

    Отчет за 2007 год включает данные по 128 странам – таким образом, в нем освещена ситуация с равноправием полов на территории, на которой проживает более 90% населения мира.

    Таблица 1. Показатели, используемые при построении индекса гендерного неравенства

    Показатели

    1) Экономическая активность

    Соотношение уровня занятости мужчин и женщин;

    Соотношение оплаты мужчин и женщин за равный труд

    Соотношение женской и мужской зарплаты

    Соотношение мужчин и женщин в составе законодателей, ответственных работников, руководителей;

    Соотношение мужчин и женщин среди специалистов;

    2) Образование

    Соотношение уровня грамотности мужчин и женщин;

    Соотношение охвата мужчин и женщин начальным образованием;

    Соотношение охвата средним образованием;

    Соотношение охвата высшим образованием;

    3) Участие в политике

    Соотношение полов в парламенте;

    Соотношение полов на министерских должностях;

    Число лет нахождения женщин во главе государства (за последние 50 лет);

    4) Здоровье и продолжительность жизни

    Соотношение продолжительности здоровой жизни мужчин и женщин;

    Соотношение полов при рождении*

    *Хотя авторы надеялись посредством этого показателя отразить наличие половых предпочтений у родителей, его включение представляется нам спорным, поскольку для большинства населений естественное соотношение полов при рождении составляет 105 мальчиков на 100 девочек, то есть изначально существует неравенство.

    Отчет является результатом совместной работы Рикардо Хаусманна, директора Центра международного развития при Гарвардском университете, Лауры Тайсон, профессора делового администрирования и экономики Калифорнийского университета в Беркли, и Саадии Захиди. «В данном рейтинге страны оцениваются по распределению ресурсов и возможностей между женским и мужским населением вне зависимости от общего объема таких ресурсов и возможностей. Таким образом, рейтинг ставит в невыгодное положение не те страны, которые имеют общий низкий образовательный уровень, а те, в которых образовательные возможности распределяются между женщинами и мужчинами неравномерно», - заявил Рикардо Хаусманн.

    В 2007 г. (как и в 2006 г.) рейтинг равноправия полов возглавили четыре северные страны: Швеция (1 место), Норвегия (2), Финляндия (3) и Исландия (4). Разрыв между женщинами и мужчинами составляет в странах-лидерах рейтинга 80% (табл. 2). По сравнению с прошлым годом, все страны, вошедшие в список 20 первых стран, улучшили свои показатели, хотя и в разной степени. Особенно продвинулись Латвия (13 место) и Литва (14 место).

    В нижней части списка такие страны, как Тунис (102), Турция (121) и Марокко (122) не только опускаются все ниже, но и теряют баллы, набранные в рейтинге прошлого года. С другой стороны, Корея (97), Объединенные Арабские Эмираты (105) и Саудовская Аравия (124) улучшили свое положение, набрав в 2007 г. больше баллов, чем в 2006 г.

    Значение индекса гендерного неравенства*

    Норвегия

    Финляндия

    Исландия

    Новая Зеландия

    Филиппины

    Германия

    Ирландия

    Молдавия

    Белоруссия

    Казахстан

    Узбекистан

    Азербайджан

    Киргизия

    Таджикистан

    Пакистан

    * 1 – полное равноправие, 0 – полное неравноправие.

    Россия занимает невысокое 45 место. При этом наша страна добилась значительного прогресса с точки зрения равноправия полов в экономической сфере (16 место в рейтинге стран по экономической активности женщин) и в сфере образования (22 место в рейтинге стран по образовательным возможностям). Согласно Отчету Всемирного экономического форума, Россия входит в число стран, занимающих первые места в мире по индексу соотношения мужчин и женщин среди специалистов, то есть Россия добилась здесь полного равноправия. В то же время мы сильно отстаем по уровню участия женщин в политическом процессе (120 место из 128). Возможно, в следующем году рейтинг России значительно повысится благодаря тому, что в Правительстве, наконец, появились женщины-министры. На момент построения индекса-2007 в Правительстве РФ не было ни одной женщины.

    Средние данные по всем индексам для 115 стран за 2006 и 2007 гг. показывают, что в мире в целом уменьшается разрыв по уровню образования (увеличение индекса с 91,55% до 91,60%), политическим правам (с 14,07% до 14,15%) и участию в экономической деятельности (с 55,78% до 57,30%). А в сфере здравоохранения разрыв на глобальном уровне увеличился (снижение индекса с 96,25% до 95,81%).

    В Отчете также представлены некоторые доказательства связи между уровнем равноправия полов и экономическими показателями разных стран. «Наша работа доказывает наличие устойчивой корреляции между показателями конкурентоспособности и равноправия полов. Хотя это не означает наличие причинной связи, возможное теоретическое обоснование такой зависимости достаточно очевидно: те страны, которые неэффективно извлекают выгоду из половины своих трудовых ресурсов, рискуют снижением своей конкурентоспособности. Мы надеемся наглядно продемонстрировать не только необходимость в защите равенства как одного из основных прав женщин, но и важность расширения прав женщин с экономической точки зрения», - добавила Лаура Тайсон.

    Значение индекса

    Мозамбик

    Филиппины

    Танзания

    Молдавия

    Новая Зеландия

    Узбекистан

    Норвегия

    Значение индекса

    Австралия

    Доминиканская Республика

    Гондурас

    Ирландия

    Люксембург

    Мальдивы

    Филиппины

    Соединенное Королевство

    Значение индекса

    Финляндия

    Норвегия

    Исландия

    Германия

    Шри-Ланка

    Ирландия

    Новая Зеландия

    Источник : Ricardo Hausmann, Laura D. Tyson, Saadia Zahidi. The Global Gender Gap Report 2007. World Economic Forum, 2007.

  • Абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все считают, что оно им так уж необходимо

    ​Гендерная социология

    Недавно Левада-центр провел исследование: как жители России относятся к равноправию полов. ​​Большинство как россиян, так и россиянок полагают, что полного равноправия нет, разница в отношении к гендерному вопросу проявляется в нюансах.

    Вот несерьезный пример: самым важным праздником для себя считают 8 Марта 10% мужчин и 25% женщин, а 23 Февраля — 17% мужчин и 4% женщин. А всерьез надо говорить о том, что две части общества различаются уже в оценке самой социальной проблемы гендерных различий. С тем, что возможностей добиться продвижения по службе больше у мужчин, согласны 49% мужчин и 53% женщин, противоположное мнение решаются выразить 7% и 4% соответственно. То есть уверенность, что у мужчины больше шансов добиться продвижения, несомненно господствует.

    Чтобы женщины имели «полностью равные права с мужчинами», считают «важным» и «очень важным» 51% мужчин и 75% женщин. Возражают, что это «неважно» или «не слишком важно», 40% мужчин и 21% женщин. Ясно видно стремление женщин сделать этот вопрос хотя бы предметом обсуждения, а возможно, и решения. Среди мужчин такой интерес распространен гораздо слабее. Это дает основания подозревать, что скрыто существует и интерес противоположный, желание сохранять гендерную асимметрию.

    Это подозрение усиливают данные об ответах на вопрос о том, надо ли, чтобы «женщины занимали высшие государственные посты наравне с мужчинами». Этого хотели бы 50% мужчин и 78% женщин. Вообще участие женщин в политике среди мужчин одобряют 66% и не одобряют 30%, среди женщин одобряют 86% и не одобряют 12%. Хотели бы, чтобы в России в ближайшие 10-15 лет президентом стала женщина, 44% женщин, но вдвое меньше мужчин (21%).

    Все эти примеры говорят об одном — о наличии серьезного конфликта в нашей культуре в целом. То есть это не «вековечный конфликт между мужским и женским началом, заложенный в нас самой природой». Это — конфликт нашей современной культуры. Как противоречие между «мужской» и «женской» позициями, он раскалывает мужское сознание, не оставляет единым и женское. Из приведенных данных видно, что немало мужчин считают справедливой «женскую» точку зрения на проблему, но есть и женщины, которые присоединяются к «мужской».

    При этом «мужская» точка зрения — дискриминационная, исключающая, в этом смысле партикуляристская. А «женская» может быть прочитана как уравнительная, в этом смысле как продолжение «мужской». В нашей культуре есть ее примеры — выражение «мужик-баба» нередко используется как похвала.

    Женщины в России живут дольше мужчин. Доля пенсионеров среди женщин в два раза больше, чем среди мужчин. Поэтому одиноких женщин в стране вдвое больше, чем одиноких мужчин. Частично этим объясняется и то, что женщин, заявляющих, что для них половая жизнь отсутствует — 33%, тогда как среди мужчин об этом сообщают в 2,5 раза реже (13%).

    Российские мужчины и женщины по-разному осваивают реальность. Есть, например, актуальная тема религиозности: к православным себя относят 84% женщин и 73% мужчин. То, что женщины более религиозны, известно издавна. В советских поколениях оба пола равно были вне религии. Со вторым пришествием православия в Россию эта гендерная особенность восстановилась.

    А вот вопрос не культа, но отношения к важным общенациональным символам. К Сталину у мужчин чаще встречается отношение положительное, нежели отрицательное (44% и 34% соответственно), а у женщин — наоборот (37% и 42%). С отношением к фигуре Путина все иначе. В широко известном вопросе об «одобрении/неодобрении в целом деятельности Владимира Путина на посту президента РФ» многократный перевес позитива демонстрируют оба гендера, но женщины устойчиво опережают в этом мужчин. В марте среди мужчин такое одобрение высказали 77%, а среди женщин — 84%.

    Неравный мир

    В интернет-дискуссиях на гендерную тему равноправие полов, как правило, обсуждают женщины. И с женщинами. Мужчины этой темы касаются редко, это «не их тема». Как правило, мужчины участвуют в таких дискуссиях, если речь идет о женщинах-политиках, причем нередко для них это повод заявить себя с сексистских позиций. Так, неадекватность (с их точки зрения) неких заявлений или законопроектов, поступающих от кого-либо из женщин-депутатов Госдумы, они объясняют тем, что у нее наверняка «проблемы с личной жизнью». Если же женщина-политик молода и хороша собой, но ее идеи им тоже представляются неприемлемыми, то ее карьеру и само появление на политическом поле объясняют связями с мужчинами из высших эшелонов власти. Если речь идет о женщинах — крупных политиках из других стран, то здесь реакции могут варьироваться от «восхищен, в том числе как мужчина!» до повторения идей о том, что «и у них в политику идут неудачницы в главном». А «главное» — это красота, семейная жизнь и дети. Иногда и неженственность может в мужских глазах выступать как достоинство. Об Ангеле Меркель или Маргарет Тэтчер могут сказать в порядке похвалы: «Она — единственный мужик среди баб вокруг нее». Так или иначе, отношение к женщине-политику вне ее гендера для мужчин-участников невозможно. Хоть легкий, но заметный отсыл к тому, что это именно женщина, присутствует практически всегда.

    Что касается женщин, то гендерная тема — одна из самых популярных в их дискуссиях в интернете, особенно на семейных форумах, которые являются почти на 100% женскими. Если обсуждают женщин-политиков, участницы дискуссий настроены по отношению к ним не менее критически, чем мужчины. Они еще строже оценивают их внешний вид и тоже зачастую связывают их политические позиции с личной судьбой. Впрочем, среди участниц немало и тех, кто готов восхищаться женщиной-политиком не ввиду ее позиции, а просто за то, что она, будучи женщиной, смогла достичь такого высокого поста. (Правда, среди российских женщин-политиков практически ни одна их восхищения не вызвала.)

    Но гораздо чаще дискуссии касаются не далеких и высоких сфер политики, а повседневной жизни: отношений в семье и на работе. И хотя все участницы имеют высшее образование, одни женщины ориентированы на более современные ценности, другие — на традиционалистские.

    В советское время все понимали невозможность для семьи жить на одну зарплату мужа. Женщина должна была выходить на работу. И пропаганда всячески расхваливала «участие женщин в общественно-полезном труде наравне с мужчинами», поэтому возможность не работать, сосредоточиться только на семейных ролях большинством женщин даже не обсуждалась. В перестройку, когда началась демографическая политика, направленная на повышение рождаемости, государство изменило свою риторику. Теперь утверждалось, что главное для женщины — это семья и дети.

    Современным женщинам от этих двух эпох остались и установка на выход в мир из семейного узкого круга, и установка на ценность семьи и детей. Поэтому часть участниц пишут, что работа, карьера для них играют огромную роль, такую же или почти такую же, как для мужчин. Им также кажется, что гендерное равенство обязательно предполагает финансовую независимость, особенно в современной ситуации, когда половина браков заканчивается разводами. Другие же считают, что сама идея гендерного равенства искусственна, что сила женщины не в конкуренции с мужчинами, что роль жены и матери более важна для женщины. Как для мужчины природой заложено быть добытчиком, так для женщины — обеспечивать ему семейный уют и тепло, заботу и внимание. Есть и третий подход, он предполагает, что женщина может выйти из семейного круга и работать, но только для своего собственного развития или просто удовольствия. Сторонницы такого подхода тоже негативно настроены по отношению к идее равенства мужчин и женщин, поскольку такой подход не выгоден самой женщине. Ее должны любить, обеспечивать, холить и лелеять.

    Судя по нашим исследованиям, абсолютное большинство женщин уверены, что равноправия полов в России нет, но далеко не все думают, что оно им необходимо. Да, гендерные стереотипы могут мешать карьере. Это важно для тех, кто ориентирован на карьеру, но и тут далеко не для всех. Во всяком случае женщины этим обстоятельством возмущаются довольно редко, преимущественно на форумах феминисток. Гораздо чаще пишут о том, что женщина может решить многие проблемы своей карьеры, используя свое женское обаяние, либо просто сменив место работы на то, где ей предложат более высокую позицию.

    Но для большинства женщин карьерный рост все-таки вторичен по сравнению с семейной гармонией. Или: карьерный рост важен и возможен, но не до самых высоких позиций. Там, как им кажется, для женщин начинаются проблемы, там идет дискриминация. Гораздо чаще гендерная проблематика обсуждается в ином ключе: как добиться желаемого (как в семье, так и на работе) с помощью чисто женских свойств, женской мудрости и женской хитрости. («Мы не хотим бороться за свои права, вступать в конфронтации, мы хотим добиваться своего, используя те качества, которыми наградила нас природа».)

    Не только принципы феминизма, но и сам термин «феминизм» вызывают резко негативные реакции как у мужчин, так и у женщин на массовых площадках в российском интернете. А чего не встретишь на этих площадках — это позиции, что все мы граждане, что у всех равные права и обязанности.