Православная электронная библиотека. Святой ипполит Ипполит римский о одежде

Раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урване и Понтиане . В году святой Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию . Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября года Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день - 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января .

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

  • Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),
  • Ипполит, антиохийский пресвитер,
  • Ипполит пустынник,
  • Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),
  • Ипполит – солдат и тюремщик св. Лаврентия . Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Труды

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

  • Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.
  • Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).
  • В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

  • Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002
  • Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 – 1996 уч. г.)
  • Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.
  • Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]
  • Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I - V вв.). Учебное пособие по патрологии.
  • Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

Святой Ипполит Статуя из Латеранского музея.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Ипполит (антипапа), (217-235) Римлянин.

Ипполит (Hippolytus) Римский (ок. 170 - ок. 236), христианский писатель и ученый, мученик, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор полемического труда «Обличение всех ересей» и других догматико-полемических, апологетических и экзегетических сочинений (на греческом языке). Память в Православной церкви 30 января (12 февраля), в Католической - 13 августа.

Святой Ипполит, антипапа
Hyppolitus
Происхождение: Рим (Италия)
Годы жизни: ? - 235/236
Годы понтификата: 217 - 235

Во времена папы Зефирина Ипполит, ученик Иренея Лионского, был пресвитером одной из римских церквей. Он отличался умом и красноречием, глубоко разбирался в вопросах богословия. Он вступил в открытый конфликт с Зефирином и его ближайшим сподвижником Каликстом за их лояльное отношение к еретикам-монархианам и раскаявшимся грешникам. После смерти Зефирина часть консервативно настроенных христиан не признала Каликста и избрала епископом Ипполита, положив начало первому расколу церкви. Его кафедра находилась в Порте близ Рима.

В 235 г. во время очередных гонений на христиан Ипполит был сослан на рудники острова Сардиния, где встретился с папой Понтианом и примирился с ним. Послей скорой смерти он был даже канонизирован как святой, а его останки перевезены в Рим папой Фабианом и захоронены на кладбище у Тибуртовой дороги.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

Ипполит ("Ιππόλυτος, Hippolytus) Римский (умер около 235 в Сардинии) - христианский богослов, церковный деятель, римский пресвитер, вставший в оппозицию к папе Каллисту (217-222) и его преемникам Урбану и Понтиану. Согласно ряду свидетельств, порвал с Римской церковью и был провозглашен своими последователями епископом Рима, став первым в истории антипапой. По преданию, был отправлен на рудники во время гонения императора Максимина и перед своей мученической смертью воссоединился с Церковью. Причислен к лику святых.

Ипполит - один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, экзегетических и исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Наиболее значительное в историко-философском отношении произведение Ипполита - «Обличение всех ересей» (…), известное также под названием «Философумена». Цель этого трактата - доказать, что источником ересей (прежде всего гностических учений) является языческая философия и мифология. Трактат содержит богатейший доксографический материал и является важнейшим источником по истории гностицизма. Ипполит разрабатывал учение о Троице, сложившееся в полемике с модализмом (учением, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой являются модусами единой божественной субстанции) и отмеченное субординационистскими чертами. В христологии Ипполит настаивает на реальности человеческой природы Христа. Его трактат «О Христе и Антихристе» - наиболее известное сочинение на эту тему во всей патриотической литературе - оказал огромное влияние на представления об Антихристе в позднейшей христианской, в т. ч. русской традиции; в частности, он до сих пор чрезвычайно популярен среди русских старообрядцев-беспоповцев. В своих многочисленных комментариях на библейские книги, из которых наиболее известен комментарий на Книгу Даниила, Ипполит следовал аллегорическому методу Александрийской школы. Ему принадлежит также «Апостольское предание» - свод правил, касающихся церковной литургической жизни Римской церкви в 3 веке, и «Хроника», направленная против хилиазма.

H. В. Шабуров

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 151-152.

Далее читайте:

Ордена монашеские и ереси (католические)

Сочинения:

Werke, Bd. 1-3, Lpz., 1897-1929; Commentaire sur Daniel, ed. G. Bardy, P., 1947 (Sources Chretiennes, т. 14); La Tradition apostolique..., ed. B. Botte, 2 ed., R, 1984 (Sources Chretiennes, t. 11 bis); Hom<:lies pascales I: Une homelie inspiree du traite sur la Paque d"Hyppolite, P., 1950 (Sources Chretiennes, t. 27); в рус. пер.: Творения св. Ипполита, епископа Римского... Казань, 1898, вып. 1. Толкования на Книгу пророка Даниила, вып. 2. О Христе и Антихристе, О кончине мира, об Антихристе и втором пришествии Христовом (подложное), Против Ноэта, Слово надень Богоявления (репринт: Свято-ТроицкаяСергееваЛавра, 1997);ОХристеиАнтихристе. Апос-тольское предание. - в кн.: Отцы и Учители Церкви 111 века. Антология. М„ 1996, т. 2, с. 208-260.

Литература:

Писарев Л. Святой Ипполит, епископ Римский. Очерки его жизни и литературной деятельности. Казань, 1898; d"Ales A. La theologie de Saint Hippolyte, 2 ed., P., 1929; Richard M. Hippolyte de Rome (Saint). - «Dictionnaire de spirituality (P.), 1969, v. 7 (I), p. 531-571.

ИППОЛИТ РИМСКИЙ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Ипполит Римский (III в.), епископ, богослов, священномученик.

О жизни св. Ипполита уже в IV в. знали мало .

Патриарх Фотий Константинопольский называет св. Ипполита учеником св. Иринея Лионского. Сам св. Ипполит называет себя «преемником Апостолов» и участником в благодати Святого Духа по преемству («Философумены»).

Блаж. Иероним Стридонский в одном из своих писем говорит, что св. Ипполит происходил (род. ок. 170-го или 175-го г.) из римского сословия всадников и до становления священником был римским сенатором. Но достоверность этого свидетельства сомнительна.

Ириней был горячим поборником церк. правоверия и боролся словом и делом с ложными учениями (преимущ. тринитарными). При папе Каликсте I (Каллисте) (217-222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины и возглавил небольшую группу ригористически настроенных христиан. Его провозгласили епископом Рима . Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Похоже, раскол продолжался и при приемниках Каллиста Урбане (223 - 230) и Понтиане (230 - 235). В 235 году св. Ипполит и папа Понтиан были сосланы в заточение на остров Сардинию. Там, по-видимому, они и примирились. 28 сентября 235 г. Понтиан отказался от епископского престола. Ипполит также отказался от претензий на римскую кафедру.

Принято считать, что Ипполит скончался в ссылке на о. Сардиния равно как и папа Понтиан, по-видимому, на каторжных работах в рудниках (по др. версии Ипполит умер мученически, по возвращении из заточения, ок. 252 года). Тела их были перенесены и похоронены в Риме в один день — 13 августа 236 или 237 года. Поэтому в Западной Церкви память их обоих 13 августа. Восточная Церковь почитает св. Ипполита как священномученика 30 января.

В Риме св. Ипполиту воздвигли тогда памятник, на котором был высечен список его трудов (найден в 1551).

Были попытки отождествления со св. Ипполитом тех, кто имел такое же имя. Некоторые из них:

Ипполит, податель послания Дионисия александрийского римским христианам (Евсевий. Церковная история VI, 46),

Ипполит, антиохийский пресвитер,

Ипполит пустынник,

Ипполит священномученик (епископ Остии?), пострадавший при Клавдии II (268 - 270),

Ипполит - солдат и тюремщик св. Лаврентия. Он принял христианство и после этого был растоптан лошадьми (память 13 августа).

Св. Ипполит известен как христианский богослов, написавший много сочинений против еретиков. Он - последний крупный римский автор, писавший на греческом, был хорошо знаком с александрийским богословием, прекрасно знал греческую философию и религию.

Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные богоявлению и пророку Даниилу.

Возможные причины плохой сохранности его произведений:

Существовали разногласия св. Ипполита с Римскими епископами.

Богословие св. Ипполита не всегда было православным (?).

В то время, когда он действовал в Римской церкви, там уже начинал первенствовать латинский язык. Св. Ипполит писал на греческом.

Литература

Афонасин Е.В. Античный гностицизм. Фрагменты и свидетельства. СПб., 2002

Прот. Валентин Асмус. Патрология (Курс лекций, прочитанных в ПСТБИ в 1995 - 1996 уч. г.)

Прот. Гавриил Кин. Конспект по Патрологии.

Игумен Иларион (Алфеев).Священномученик Ипполит Римский. [Отцы и Учители Церкви III века: Антология. - М.: Либрис, 1996. - Т.2. С. 208-215. ]

Скурат К.Е. Святые отцы и церковные писатели (I — V вв.). Учебное пособие по патрологии.

Lightfoot J. B., The Apostolic Fathers

Использованные материалы

http://mystudies.narod.ru/name/h/hippolytus/about.htm

http://www.jmp.ru/svyat/jan30.htm

"Библиологический словарь" священника Александра Меня

http://www.krotov.info/spravki/persons/03person/0236ippo.html

Блж. Иероним. О знаменитых мужах, 61

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона называет его "епископом православного меньшинства римских христиан"

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ИППОЛИТ РИМСКИЙ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ИППОЛИТ РИМСКИЙ
    (ум. 258) христианский мученик, пострадавший в Риме в гонение императора Валериана. Был тюремным надзирателем, обращен в христианство священномучеником Лаврентием. Память …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Мифы Древней Греции,:
    (Гипполит) — сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры (дочери критского царя Миноса и …
  • ИППОЛИТ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    В греческой мифологии сын афинского царя Тесея и царицы амазонок Антиопы (варианты: Ипполиты или Меланиппы). Ипполит презирал любовь и славился …
  • ИППОЛИТ в Словаре-справочнике Кто есть кто в Античном мире:
    Сын афинского царя Тесея и Ипполиты, царицы амазонок. Согласно легенде, принял обет безбрачия и посвятил себя служению богине девственности Артемиде. …
  • ИППОЛИТ в Лексиконе секса.
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    (герой трагедии Еврипида «Ипполит» (428 г. до н.э.). И.- незаконный сын афинского царя Тесея и Амазонки, прекрасный юноша, чьей …
  • ИППОЛИТ в Литературной энциклопедии:
    в греческой мифологии сын Тезея и амазонки, страстный охотник и почитатель девственной богини Артемиды, избегающий женщин и любви; безуспешно преследующая …
  • ИППОЛИТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Гипполит) в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был оклеветан …
  • ИППОЛИТ ВИШЕНСКИЙ
    иеромонах м-ря Бориса и Глеба в епархии Черниговской; свое путешествие в Иерусалим и на Синай в 1707-9 гг. описал в …
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Ипполит - сын Тезея и амазонки Антиопы или Ипполиты. Весьма известенмиф о его трагической кончине. Вторая супруга Тезея, Федра, любовькоторой …
  • ИППОЛИТ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ИППОЛИТ в Энциклопедическом словарике:
    в греческой мифологии сын Тесея, искусный охотник, почитатель Артемиды. Отверг преступную любовь мачехи Федры, за это она оклеветала его перед …
  • РИМСКИЙ
    Р́ИМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, Италия, осн. в 1303. В 1996 св. 180 тыс. …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ ПАКТ 1935, серия соглашений, заключённых между П. Лавалем (Франция) и Б. Муссолини (Италия). Муссолини отказывался от притязаний Италии на …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    Р́ИМСКИЙ КЛУБ, междунар. обществ. орг-ция. Осн. в 1968 с целью исследования развития человечества в эпоху науч.-техн. рев-ции. Объединяет ок. 100 …
  • РИМСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    "Р́ИМСКИЙ ВОПРОС", конфликт между Ватиканом и итал. гос-вом, возникший в связи с ликвидацией в 1870 Папской обл. (терр. к-рой стала …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Hippolytus) Римский (ок. 170 - ок. 236), христ. писатель и учёный, пресвитер в Риме. Возможно, ученик Иринея Лионского. Автор …
  • ИППОЛИТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ИППОЛ́ИТ (Нурроlite) Жан (1907-68), франц. философ. Истолковывал философию Гегеля в духе …
  • РИМСКИЙ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    ри"мский, ри"мская, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мской, ри"мского, ри"мских, ри"мскому, ри"мской, ри"мскому, ри"мским, ри"мский, ри"мскую, ри"мское, ри"мские, ри"мского, ри"мскую, ри"мское, ри"мских, …
  • ИППОЛИТ
    Принимал душ прямо в …
  • ИППОЛИТ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Трагедия …
  • ИППОЛИТ в словаре Синонимов русского языка.
  • РИМСКИЙ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ в Словаре русского языка Лопатина:
    р`имский (от …
  • РИМСКИЙ
    римский (от …
  • ИППОЛИТ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Ипполит, (Ипполитович, …
  • РИМСКИЙ в Орфографическом словаре:
    р`имский (от …
  • ИППОЛИТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Гипполит) , в греческой мифологии сын афинского царя Тесея и амазонки Антиопы (или Ипполиты). Отверг любовь мачехи Федры и был …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    римская, римское. Прил. к Рим. Римский форум. Римский народ. Римское право - свод законов древнего Римского государства. Римская церковь - …
  • РИМСКИЙ в Толковом словаре Ефремовой:
    римский прил. 1) Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2) Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3) …
  • РИМСКИЙ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    прил. 1. Относящийся к Риму, римлянам, связанный с ними. 2. Свойственный римлянам, характерный для них и для Рима. 3. Принадлежащий …
  • РИМСКИЙ
    прил. 1. Относящийся к Древнему Риму как к государству, к Риму как к столице Италии и к римлянам, связанный с …
  • РИМСКИЙ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    прил. Папа …
  • МАВР РИМСКИЙ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мавр Римский, имя нескольких мучеников Мч. Мавр Римский (+ 283 , память 19 марта), …
  • КИРИАК РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кириак Римский, имя следующих лиц: сщмч. Кириак Римский, диакон (IV в., память 7 июня …
  • ИППОЛИТ РИМСКИЙ, МУЧЕНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит Римский (+ 258), начальник и смотритель тюрем в Риме, мученик. Память 13 августа …
  • ИППОЛИТ (ЯКОВЛЕВ) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит (Яковлев) (+ 1937), игумен. В миру Яковлев Иван Степанович. С осени 1905 года …
  • ИППОЛИТ (ХИЛЬКО) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Ипполит (Хилько) (род. 1955), епископ б. Хустский и Виноградовский. В миру Хилько Алексей Алексеевич, …
  • АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Александр Римский, имя нескольких лиц: Сщмч. Александр I Римский (+ ок. 119 , память 16 …
  • АДРИАН V РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан V (Фиески, граф Лаваньи) (ок. 1205 - 1276), папа Римский. В миру Оттобоне …
  • АДРИАН IV РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан IV (Брейкспир) (ок. 1100 - 1159), папа Римский. В миру Николай Брейкспир (Nicholas …
  • АДРИАН I РИМСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Адриан I (+ 795), папа Римский. Происходил из знатной римской фамилии. Вступил на Римский …

Святой Ипполит Римский – вероятно грек по происхождению, но родился в Риме, был одним из учеников св. Иринея; еще при папе Зефирине (199–217) сделался пресвитером Римским и в этом сане приобрел себе почетную известность своей ученой деятельностью. Он одинаково хорошо знал и светскую, и духовную науку, был толкователем Священного Писания , защитником христианства против иудейства и язычества, обличителем современных еретиков и ревностным блюстителем церковной дисциплины. Защищая против монархиан различие Отца и Сына во Святой Троице чрез внесения некоторого субординационизма, Ипполит столкнулся с другим видным членом римского клира – Каллистом, который обвинял Ипполита в двубожии. В свою очередь Ипполит подозревал Каллиста в склонности к учению Савеллия Феодота. Сталкивался Иппол. с Каллистом и в вопросе о церковной дисциплине. Ипполит обвиняет Каллиста, этого, по его словам, «обманщика, святотатственного плута и бесстыдного преступника», в чрезмерной снисходительности объясняемой его личной небезупречностью. По словам Иппол. Каллист оказывал сильное влияние и на Зефирина, которого Иппол. аттестует как слабого, недалекого и продажного человека. Между тем при избрании преемника Зефирина верх одержала партия Каллиста, который, став папой, не замедлил осудить как савеллианство, так и двубожие, и еще более смягчить требования церковной дисциплины. Тогда Ипполит совершенно прекратил общение с Каллистом, принял от своих сторонников, по-видимому большей частью христиан-греков, избрание и посвящение во епископа Римского и явился таким образом антипапой. Раскол этот прекратился в 235 г., когда Иппол. вместе со вторым преемником Каллиста Понтианом изгнан был «на чумный остров Сардинию» в рудники. Здесь он и умер. Некоторые (напр. Иванцов-Платонов) думают, что Ипполит вернулся из Сардинии, отправился на восток, познакомился здесь с расколом новатиан, вернулся в Рим с посланием Дионисия Великого и окончил жизнь мученической смертью при Валентиниане или при Клавдие. Но эта гипотеза покоится на недоказанном отождествлении Ипполита Римского с Ипполитом, упоминаемым у Евсевия (Ц. И. VI, 46) и в сирском мартирологе (под 30 января). Тело Иппол. было перенесено в Рим, а затем из Рима в Ст.-Дени. Ипполит был причтен к мученикам и восточной (память 30 января), и западной (13 августа) церковью и даже был почтен в Риме около VI века мраморной статуей, изображающей его сидящим на кафедре, на которой выгравирован список его сочинений и составленный им пасхальный круг. Статуя эта была найдена в 1551 году на дороге Тивуртиевой, на Вероновом поле (снимок ее есть в изд. «Жизнь и труды святых отцов» Фаррара, ч. ИИ-я). Мученическая святого Ипполита в мире с церковью имела следствием то, что произведенный им раскол был забыт очень скоро. Этим и объясняются те спутанные и противоречивые сведения, которые дают о кафедре Ипполита – епископа, жившего и погребенного в Риме, и однако не считаемого епископом Римским, церковные писатели. Евсевий, который первый упоминает о нем, о нем ничего не знает, кроме того, что он был «епископ какой-то церкви где-то». Не знают этого и Епифаний и Иероним. Позднейшие восточные писатели называют его епископом римской гавани, т. е. Порта или Остерии вблизи Рима на Тибре, а западные писатели, разумея под Portus не portus Рима, а Аден, ищут его кафедру в Аравии.

Святой Ипполит был одним из плодовитейших и разносторонних писателей. Неполные еще каталоги его творений у Евсевия (Ц. И. VI, 22), Иеронима (De vir. lll. 61) и на мраморной статуе, а также случайные указания Фотия и других церковных писателей показывают, что он писал по вопросам полемики, апологетики, экзегетики, догматики, хронографии и церковного права. Но из творений Иппол. сохранилась лишь небольшая часть, да и то в отрывках сомнительной подлинности, а большинство их известны лишь по названиям. Важнейшее из приписываемых св. Иппол. творений – это его полемическое сочинение: «Обличение всех ересей». О сочинении Иппол. под таким заглавием упоминают уже Евсевий и Иероним, но до открытия в 1842 году на Афоне рукописи, содержащей почти 8 из 10 книг этого сочинения, известна была под названием «Философумены» лишь первая книга, да и та приписывалась Оригену. Философумены представляют не столько прямое опровержение ересей, сколько их изложение. Автор, справедливо находя близкое соотношение между ересями и философскими учениями дохристианской древности, посвящает первые четыре книги изложению, часто своеобразному, и истолкованию последних, и, что особенно важно, приводит иногда отрывки из сочинений древних философов, до нашего времени не сохранившихся. С пятой книги по девятую излагается учение христианских еретиков, кончая современными Ипполиту ноэтианами и елкезаитами. Десятая книга дает заключительный обзор всех ересей и в заключение призывает все народы принять истинную веру. К отделу полемических принадлежат также сочинения: «Краткое опровержение ересей», упоминаемое в Философуменах, но не сохранившееся, «Гомилии Ипполита на ересь Поэта», из которых сохранилось 18 глав в Ватиканском кодексе, «Главы против Гайя», от которых сохранилось пять отрывков на сирском языке, «К Маркиону» и «Против магов» – сочинения, известные лишь по названиям. Апологетическими произведениями являются два сочинения: «К еллинам и Платону о сущности всего» и «Доказательство к иудеям». От обоих сочинений сохранились значительные отрывки. Самый большой по-видимому отдел творений святого Ипполита составляют толкования Священного Писания , полагавшие вместе с трудами Оригена начало этому роду церковной письменности. Упоминаются следующие его толкования:

1) на шесть дней творения,

2) на книгу Бытия,

3) на Исход,

4) на Руфь,

5) на Псалтирь,

6) на Притчи,

7) на Екклезиаста,

8) на Песнь песней,

9) на пророков Исаию, Иеремию, Иезекииля, Даниила и Захарию,

10) на Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна и

11) на Апокалипсис.

Были у него трактаты и об отдельных церковно-исторических событиях: о благословении Валаама, о родителях Самуила, об Аэндорской волшебнице, о талантах, о двух разбойниках. Лишь от некоторых из этих сочинений сохранились отрывки, более других из толкований на Песнь песней и пророка Даниила. Из гомилий в целом виде сохранилась лишь одна: «εἱς ά άγια Θεοφάνεια », но едва ли она принадлежит Иппол. Остальные известны лишь по названиям. К числу догматических сочинений принадлежит сохранившееся вполне произведение Ипполита. «О Христе и об антихристе». В 67 главах этого сочинения автор, находящийся видимо под влиянием св. Иринея Лионского , описывает антихриста самостоятельной личностью, человеком, имеющим произойти из колена Данова и явиться при внешнем подражании полной противоположностью Христу. Сохранились отрывки из «Слова о воскресении и нетлении», сочинения же: «Увещательное слово к Северине», под которой впоследствии разумели вторую жену Гелиогабала Юлию Северу, «Слово о богословии», «О благе и о происхождении зла» и «О домостроительстве» известны лишь по названиям. Два произведения Иппол. относятся к хронографии: «О пасхе» и «Хроника». Но словам Евсевия, первое сочинение состояло из хронологических замечаний и пасхального круга. Вероятно вторая часть его помещена на упомянутой статуе в виде таблицы, указывающей время для празднования Пасхи на 112 лет. В «Хронике», сохранившейся главным образом в латинских переделках, Ипполл. пользовался хронографией Юлия Африкана и «Строматами» Климента Александрийского . Памятниками трудов Ипполита в области церковного права считаются восьмая книга Апостольских постановлений и 38 канонов Иппол., известные лишь в арабской переделке. В каком отношении находятся эти два памятника друг к другу, представляет ли первое сочинение переделку второго, (Ахелис), или второе – сокращение первого (Функ), – решить трудно. Ложно приписываются Иппол. 8 отрывков «О богословии и воплощении», приводимые у Анастасия, апокрисиария римского, рассказ о коринфской девственнице в Лавсаике Палладия, «Слово о конце мира и об антихристе и о втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа», «О 12 апостолах, и где каждый из них проповедовал и скончался» и «О семи апостолах».

Литература

Перечисление иностранных изданий и литературы см. в «Патрологиии» Барденгевера, стр. 135, и в Энциклопедии Герцога, изд. 3-е, т. VIII, стр. 126– 127. Древнеславянский перевод сочинения Иппол. «О Христе и об антихристе» издан в 1868 г. Невоструев в Москве; издание это есть перепечатка московских изданий 1617 и 1701 года. См. о нем заметку А. Гарнака в «Zeitschr. f. hist. Theol.» 1875. стр. 38 и сл., также у Срезневского – «Сказания об антихристе в славянских переводах творений св. Ипполита», Петербург 1874. Здесь же – 2 книга и часть первой – толкований на пр. Даниила в древнеславянском переводе. Немецкое издание древнеславянского перевода соч. Ипполита об антихристе дано Бонвечем в «Abh. d. Gotting. Gesellsch. d. Viss», том XL, 1895 г. На греческом языке 4 книги этого толкования издал Георгиадес в афинском журнале «Εχχλεσίαστιχή άλειδεια » за 1885, 86 и 88 годы.

В 1898 и 1899 гг. творения Иппол. изданы в новом русском переводе в Казани в двух томах. См. еще об Иппол. Филарет, «Историческое учение», §§ 52–56; А. М. Иванцов-Платонов, «Ереси и расколы трех первых веков», стр. 72 –232, М. 1877; Н. П. Барсова, «Истории первобытной христианской проповеди », Спб. 1885; Фаррар, «Жизнь и труды святых отцов», I, 65, 70; II, 569–574.

Все о религии и вере - "святой ипполит римский молитва" с подробным описанием и фотографиями.

АКАФИСТ Священномученику Ипполиту епископу Римскому

От Бога свыше благодать приял еси духовную // священномучениче Ипполите, // душу твою привел еси кровию ко Христу, // мученик истинен был еси, // соборы страдальцев водяй, // и еретических учений зломыслие победив, // яко добрый пастырь душу твою положивый за овцы своя, // спасаяй от бед и напастей вся верныя, // благоприятными молитвами твоими, // отче преславне.

Светлостию огня Божественнаго // возсия душа твоя, // благодатию Христовою, // окормляя словесное стадо, // явился еси священномучениче изряден, // радуйся Владыце поя, // Ипполите, отче наш.

Избранный чудотворче, великий пред Господом о нас молитвенниче, // многоцелебный источниче благодати Духа Святаго исполненный, // Ипполите священномучениче // Ты же яко имеяй дерзновение возносити молитвы о нас пред Престолом Бога Всевышнего, от всяких нас бед, скорбей и напастей свободи, // благодарственно тебе зовущих:

Ангелом земным явися светлое житие твое, священномучениче Ипполите во Остии Римской пристани. Ты бо стадо словесное, от Христа врученное, добре упасл еси, сугубым венцем от Него украшен быв, блаженне. Приношение Авелево превошел еси в страданиях за веру Христову. Сего ради приими прославления наша, вопиющия ти с умилением сице:

Радуйся, пастырю любвеобильный, душу свою положивый за други своя.

Радуйся, веру Христову во страданиях своих зело прославивый.

Радуйся, кровию своею многия неверныя ко Христу обративый.

Радуйся, славы Христовой верный ревнителю.

Радуйся, веру, надежду и любовь ко Творцу до конца сохранивый.

Радуйся, Церкве Христовой страже неустрашимый.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Видя Господь чистоту веры твоея и ревность стояти за истину, даде ти разум просвещен и светел, яко учении и писании твоими толковати Священныя Писания во спасение верны и обличение еретичествующих. Подвиги и труды твоими верныя чада паствы твое укрепляшеся и в радосте пояху Богу: Аллилуйя.

Разум просвещен имея, блаженне Ипполите, потщался еси Господеви служити молитвами твоими, внимая Божественным словесем Его в служении паствы твоея. Плоть твою духове поработил еси, и незлобием побеждая враги, возвещал еси людем спасительную веру Христову. Сего ради и мы с любовию тебе зовем:

Радуйся, веру Христову во Остии насадивый.

Радуйся, яко тамо же мутныя воды многобожия истребивый.

Радуйся, идолопоклонников к вере спасительной направивый.

Радуйся, теми же истину веры Христовой прославивый.

Радуйся, велия подвиги во служении показавый.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Силою Божественною укреплен, невозвратно Господу последовал еси, наставляя верныя ко спасению, да познают вси неверующии Творца своего и Бога нашего и да поют Ему благодарне: Аллилуйя.

Имея велие дерзновение, священномучениче Ипполите, ко исполнению заповедей Господних, душу твою, любве ради, положил еси за други своя. Небоязненно явился еси ты на суд неправедный и обличив мучителя в бесчеловечности и называя его кровопийцем. Воспоминая подвиги и страдания твоя прославим мы с любовию тя сице:

Радуйся, судилищу неправедному дерзновенно представый.

Радуйся, мучителя в бесчеловечности обличивый.

Радуйся, безбоязненноего же кровопийцей назвавый.

Радуйся, соборища нечестивых не убоявыйся.

Радуйся, мучений лютых не устрашивыйся.

Радуйся, Божественную истину пред всеми защитивый.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Буря гонений и страданий не устраши тя, священномучениче Христов, егда разъяренный мучитель предаде тя на мучения лютыя. Твердейша адаманта явися душа твоя во исповедании веры Христовой. Не убоялся еси ни прещения, ни мучительства, Богоизбрание, но дерзновенно пред всеми в радостей воспевал песнь Богу: Аллилуйя.

Слышавше от тебе Божественныя глаголы, блаженне Ипполите, нечестивый судие злобою распыхахуся, видя яко многолюдие от пути нечестия отвращахуся и веру Христову исповедаху, взывая, яко велик Бог христианский. Сие воспоминая, блажим тя похвалами сими:

Радуйся, священномучениче Христов, мучении своими веру прославивый.

Радуйся, страдании твоими, многия к вере Христовой призвавый.

Радуйся, безбожных и нечестивых безбоязненно обличивый.

Радуйся, иго Христово мужественно на себе возложивый.

Радуйся, адского змия уста заградивый.

Радуйся, венцем мученическим чрез страдания украшенный.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Боготочный источниче глаголов уст твоих явися, досточудне, в дерзновении твоем. Наставлял бо и укреплял еси вся верныя в вере Христовой, прелести тьму отгоняя. Яко многосветлая звезда был еси пастве твоей, вразумляя и укрепляя с любовию пети Богу: Аллилуйя.

Видевшие еретичествующих глагольное зломыслие Духом победив, блаженне, священномученик изряден любовию Владыки был еси, призывая верныя дерзновенно исповедати Истину Христа. Мы же укрепляемии поручениями сими смиренномудренно взываем ти:

Радуйся, правды Божественнней служителю ревностный.

Радуйся, Церкви Христовой светильниче богосветлый.

Радуйся, звездо лучезарная чистотою сияющая.

Радуйся, яко маслина, дому Божию плоды приносящая.

Радуйся, святителей собеседниче предивный.

Радуйся, воине Христов, во страданиях непобедимый.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Проповедником истины Христовой ты был еси, блаженне Ипполите, и мученическим венцем блистая, от Господа увенчан был еси. Ты, яко мученик истинен священником был еси, и мучеником во святительстве пребыл еси, сугубыми блистая даровании призывал верныя во умилении пети Богу: Аллилуйя.

Возсия миру всему христианскому честная память твоя. Ты бо явился людем светом Божественным ко просвещению языков и славою Бога Вышняго. И память твоя в роды родов прославляема бысть и по смерти твоея. Ученейшем бо христианским богословом ты был еси, и труды твоя вещаху о тебе, яко образцы древне- церковнаго учительства. За таковыя деяния твоя прими и похвалы сия:

Радуйся, яко словесныя овцы Христовы в послушании Божии воспитавый.

Радуйся, яко и в самом себе храм Бога жива уготовавый.

Радуйся, яко многия души верныя Христу уневестивый.

Радуйся, истиный подражателю Христова смирения.

Радуйся, учителю смирения Божия и кроткаго послушания.

Радуйся, неверных богомудренное обличение.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Хотяще всем спастися и в разум Божий приити, призывал ты еси, священномучениче Ипполите, на судилищи неправедном вся предстоящии ко спасению, познати Бога Истиннаго. Ему Единому воспевати хвалебную песнь: Аллилуйя.

Новаго исповедника и священномученика прослави Господь за страдания твоя и истязания, блаженне Ипполите. Яко град на верху горы укрытися не может, тако и ты, святителю Божий.Преклонныя годы и немощное естество показа силу Божию в немощах совершающуюся. Не устраши тя истязания и смерть в руце Бога Твоего предал еси душу твою. Зряще ревность твою по славе Божией поем ти:

Радуйся, блаженне, ни во что же вменивый истязания мучителей.

Радуйся, яко преклонныя годы твоя явилися венцем святости.

Радуйся, небоязненно веру Христову даже до смерти проповедавый.

Радуйся, научающий не боятися веру Божию пред неверными прославляти.

Радуйся, верующих в Промысел Божий укрепляющий.

Радуйся, нечестивых пред всеми обличающий.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Странно и прискорбно видети старца, убеленнаго сединами, пред разъяренным судиею за веру Христову

страдавшаго. Ты еси, яко агнец Божий, блаженне Ипполите, после долгих истязаний, связанный по рукам и ногам был еси брошен в море. Не убояся сего, ты и из пучины моря дивному во святых Своих, взывал еси Богу: Аллилуйя.

Всего себе предав Творцу своему, душа твоя возсия на тверди небесней, прия по смерти твоея светлый венче за страдания от Господа. Слики святых, предстоя у Престола Вседержителя немолчное пение приносиши о всех чтущих тя, с верою тебе молящиися и прославляющии тако:

Радуйся, яко житием своим ты Богу угодивый.

Радуйся, вси заповеди Господни в чистоте сохранивый.

Радуйся, злонамерения богомерзких мучителей истребивый.

Радуйся, цевнице Божественныя, во страданиях всех украшающая.

Радуйся, зрителю славы Божественныя неизреченныя.

Радуйся, всех молящихся тебе усердно помогающий.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Всякия напасти, скорби и мучения, ты священномучениче Ипполите, претерпел еси в земной жизни твоей. Крепость мужества души твоея удиви естество ангельское, узревша тя непобидима мученика Христова. Море отдаде тело твое на брег Остии пристани Римской, и чада паствы твоея со благоговением взяша е, положи тело твое во храме града Рима, поя дивному во святых Богу: Аллилуйя.

Витийство человеческое не возможе по достоянию своему изрещи подвиги и труды твоя, мучения и страдания за веру Христову претерпевша. Ты, яко пастырь добрый, упасл еси стадо твое на ниве Христовой, наставляя и обличая, наказуя и милуя, вся к Богу приводяй, да ничтоже погибе, но имать живот вечен. Темже и нам, к тебе пребегающим испроси у Господа спасения, блаженне Ипполите, вопиющих тебе:

Радуйся, яко истинную мудрость и страх Божий всегда имевый.

Радуйся, иго Христово благое восприявый.

Радуйся, язвы Господа на теле твоем понесший.

Радуйся, в жертву Христову самаго себе принесший.

Радуйся, яко чрез тебя многи к Богу обратишася.

Радуйся, яко ко преславным мученикам приложивыйся.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Спасти хотя паству твою и многия верныя во Христе живущия не убоялся еси убивающих тело, блаженне Ипполите, истину рекл еси на судилище неправедном, не убоялся еси мучителей, не устрашился истязаний тела твоего, сохранив непорочность Богоугоднаго жития твоего, поюще Богу в мученическом подвиге песнь: Аллилуйя.

Стена еси спасительная и твердость веры укрепления был ты еси всем верным христианом, священномучениче Ипполите. Ты был еси учеником святаго Иринея епископа Лионскаго, и яко известный богослов Христовой Церкви, написаны тобою многи сочинения, крепивших веру в Бога. Слова твои являлися спасительны и просты крепя вся верныя в единстве к Богу, за вся труды твоя восхвалим тя мы сице:

Радуйся, пастырю добрый, о славе Божией ревновавый.

Радуйся, яко феникс, в дому Божием процветший.

Радуйся, светильниче Божий, седящих во тьме озаривший.

Радуйся, дивная величия Божия верным открывший.

Радуйся, источниче Божий, жажду духовную многим открывший.

Радуйся, соблазнами мира себе не прельстивший.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Пение похвальное Господу совершашеся в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса града Рима, идеже положися тело твое. Вси бо вернии, приходящии в храм сей святый, молят тя, священномученика Христова, якоже хранил еси паству твою от всякого вреда и озлобления в земной жизни твоея, тако буди и по смерти твоея помощь и заступление твое всем чтущим тя. Богу же поющим хвалу: Аллилуйя.

Светозарная свеща, просвещающая души верныя бысть душа твоя, священномучениче Ипполите, у Престола Божия предстоящая. Молим тя, угодниче Божий, умоли Господа Сил о всех кающихся грешниках, и всех нас укрепи на твердом камени веры Христовой святыми поучении твоими, во умилении тебе поющими:

Радуйся, веры Христовой непоколебимый столпе.

Радуйся, претыкающихся о камень соблазна наставниче.

Радуйся, душепагубных ересей искоренителю.

Радуйся, премудрый наставниче паствы твоея и учителю.

Радуйся, древней церковной проповеди блюстителю.

Радуйся, ревностный пастырю Богом прославленный.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

Благодать Божия прослави тя, священномучениче Ипполите, в житии твоем, и по смерти твоея яко дивнаго во святых Своих Бог прославляет тя во святых мощех твоих. Вси бо притекающии с верою к тебе приемлют благодатныя врачевания, их же и мы просяще тя молим избави и всех нас от всякия нужды и болезней, да поем во смирении сердец наших Богу: Аллилуйя.

Поюще досточудныя подвиги и страдания твоя, со умилением сердец славим тя, славнаго священномученика Божия, яко не устраши тя ни печения, ни смерть. Подвигом добрым подвизался еси, веру в чистоте сохранив, и всем явился еси, яко истинный светоч Христов, и праведных духов сопричастниче. Мы же недостойнии память твою чтущии, глаголем ти:

Радуйся, дивная величия Божия всем возвещающии.

Радуйся, скоропредстательный помощниче бедствующих.

Радуйся, иго Христово на рамо свое восприемый.

Радуйся, пламенную любовь ко Господу во страданиях своих показавый.

Радуйся, образ жития твоего всем нам по смерти оставивый.

Радуйся, чтущих любовию память твою от бед и скорбей покрывающий.

Радуйся, Ипполите священномучениче //, пастырю добрый паствы Христовой.

О, предивный священномучениче Ипполите, приими нынешнее похвальное сие моление от нас недостойных и твоим ходатайством у Престола Божия испроси нам в вере Христовой укрепление, от бед и напастей избавление, миру умирение, ересей избавление. Болящим здравие и благоденствие по молитвам твоим Господь ниспошлет всем нам, да сподобимся с тобою пети Всеблагому Творцу и Богу нашему: Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя.

(Этот кондак читается трижды, затем читается икос 1 и кондак 1.)

О, преславный и дивный страстотерпче, Архиерее Христов, священномучениче Ипполите. К тебе, яко истинному ходатаю и молитвеннику у Престола Божия мы недостойнии прибегаем и смиренно молимся. Ты, яко пастырь добрый, душу свою положивый за овцы своя, приисполнен быв любве и веры Христовой, укрепи и нас на стези спасения, да не погибнем люте. Ты бо приял от Господа благодать и силу за тяжкая и многая страдания твоя, чтущия память твою, помогати и от бед избавляти, избави и нас, молитвенниче всеславне, всяких раздоров и нестроений. Божественным венцем украшенный и каплями кровей твоих священства одежду украсил еси, всеблаженне Ипполите, украси благолепием святительства Архиереи и вся священноначалия. Нас же всех, призывающих тя с верою и любовию избави от всякаго злаго обстояния, наипаче от еретического зломыслия и басней эллинских. Мир умири предстательством пред Господом, безумныя вразуми и в вере Христовой укрепи, согревая огнем молитвы твоея охладевшия сердца наша, да сподобит Господь нас грешных Небеснаго Царствия Своего, и со всеми святыми прославляти всечестное и великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников

Хрисия дева Римская

Священномученик Ипполит, мученики Кенсорин, Савин, Хрисия дева и другие 20 мучеников пострадали в III веке.

Святой Кенсорин был первым сановником в царствование римского императора Клавдия II (268 – 270). По доносу он был взят и заключен в темницу за веру во Христа. Здесь он Именем Господа Иисуса Христа воскресил умершего, после чего обратились ко Христу 20 воинов – темничных стражей. Вместе со святым Кенсорином они были обезглавлены. Тогда же была приведена к допросу девица Хрисия, которая мужественно исповедала себя христианкой и была подвергнута мукам. После зверских истязаний она была утоплена в море.

Святого Савина избивали тяжелым молотом, а затем подвесили на дереве и жгли тело огнем. В мучениях он предал Господу святую душу.

Со святой Хрисией пострадали: Филикл, Максим, Геркулин, Венерий, Стиракин, Мина, Коммод, Ерм, Мавр, Евсевий, Рустик, Монагрей, Амандин, Олимпий, Кипр, Феодор, Тривун, Максим пресвитер, Архелай диакон и Кирин епископ.

Святой Ипполит, епископ Остии, Римской пристани при устье Тибра, узнав о страдании мучеников, несмотря на свои преклонные годы, явился в суд и обличил мучителя в бесчеловечности, называя его кровопийцем. Разъяренный судья предал святого епископа на мучения. После долгих истязаний его связали по рукам и ногам и бросили в море.

Эти мученики пострадали в 269 году. Мощи священномученика Ипполита были положены в Риме, в храме святых мучеников Лаврентия и папы Дамаса. Святой священномученик Ипполит был учеником святого Иринея, епископа Лионского, известен как христианский Богослов, написавший много сочинений против еретиков. Им составлены Канон пасхальный, знаменитое сочинение о Христе и Слово об антихристе. Святой Ипполит писал также много толкований на Священное Писание, на Книги Бытия, Исход, Притчи, Екклесиаста, Песнь Песней, на Евангелия от Матфея, Луки, Иоанна, на пророков Исаию, Иезекииля, Даниила, Захарию, на Псалмы Давида и Апокалипсис. Часть его сочинений сохранилась лишь в отрывках. Полностью сохранились слова, посвященные Богоявлению и пророку Даниилу. Слова его являются образцом искусства древней церковной проповеди.

Святой ипполит римский молитва

Ин. 1: 1, 14, 18. В начале было Слово, и Слово было с Богом, и Слово было Бог. И Слово стало плотью и обитало среди нас, и мы увидели славу Его, славу как Единородного от Отца, полного благодати и истины. Бога никто не видел никогда: Единородный Бог, сущий в лоне Отца, Он открыл.

Священномученик Ипполит Римский.

В истории христианской письменности III в. св. Ипполит занимает видное место. Он автор многочисленных произведений, в том числе книг против ересей, догматических, экзегетических и хронологических трактатов, литургико-канонического памятника и даже духовной поэзии. Оригинал большинства произведений св. Ипполита утрачен - не столько из-за его христологического субординационизма и из-за длительного раскола, который он учинил в Римской Церкви, сколько по той причине, что он писал на греческом языке, а в его эпоху, тем более в последующие столетия, лишь немногие римляне владели этим языком. Однако значительная часть сочинений св. Ипполита сохранилась в латинской, сирийской, коптской, арабской, эфиопской, армянской, грузинской и славянской версиях (Quasten J. Patrology, р. 165 - 166). Христиане Древней Руси знали св. Ипполита в первую очередь как автора знаменитого «Слова о Христе и антихристе»·, пользовавшегося необычайной популярностью у русского читателя.

Среди сочинений св. Ипполита ни одно не привлекло столько внимания исследователей, как «Апостольское предание», написанное им около 215 г. Заглавие этого сочинения имеется на статуе св. Ипполита, однако оно считалось утраченным до того, как в 1910 г. Е. Шварц, а в 1916 г. Р. Конноли доказали, что латинская версия «Egyptian Church Order», названного так учеными по той причине, что это сочинение стало известно вначале в эфиопском и коптском переводах, воспроизводит «Апостольское предание» св. Ипполита. Греческий оригинал сочинения св. Ипполита утрачен, за исключением нескольких фрагментов, наиболее важные из которых содержатся в 8-й главе «Апостольских постановлений», написанных в Сирии около 380 г. Так называемые «Завещание Иисуса Христа» и «Правила Ипполита» - памятники, датируемые приблизительно V веком и сохранившиеся в сирийской версии (первый), в арабской и эфиопской (второй), также основываются на «Апостольском предании» св. Ипполита.

Евсевий (Церк. ист., 6, 22), бл. Иероним (О знаменитых мужах, 61), Фотий (Библиотека, № 121) и сам св. Ипполит (Философумена, 1, 20) упоминают о сочинении Ипполита под названием «Синтагма», или «Против всех ересей». Согласно патриарху Фотию, речь в произведении шла о 32 ересях вплоть до ереси Ноэта. Сочинение утрачено, однако о его содержании можно судить как по ремарке Фотия, так и по приложению к трактату «Об отводе иска еретиков» Тертуллиана и трактату «Панарион» св. Епифания Кипрского: автор приложения и св. Епифаний пользовались «Синтагмой» св. Ипполита в качестве источника. «Синтагма» принадлежит к раннему периоду творчества св. Ипполита: трактат написан при жизни папы Зефирина (199 - 217).

Святой Ипполит написал большое количество комментариев к различным книгам Ветхого и Нового Заветов. В них он в основном следовал экзегетическому методу александрийской школы. «Толкование на книгу пророка Даниила» сохранилось целиком в славянской версии и частично в греческом оригинале. Оно написано около 204 г. и представляет собой наиболее ранний комментарий на данную книгу Библии. Толкование состоит из четырех книг. В 1-й книге (видения 1 и 2) излагается история Сусанны, в которой автор усматривает аллегорию Церкви - невесты Христа. Во 2-й книге (видения 3 и 4) речь идет об истории Навуходоносора и трех отроках, а также о четырех царствах, упоминаемых Даниилом: это четыре царства - вавилонское, персидское, греческое и римское. В кн. 3 (видения 5 - 7) св. Ипполит говорит о видениях Навуходоносора - дерева и кисти руки, а также о том, как Даниил был ввержен в ров ко львам; обсуждается важный для современников св. Ипполита вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства. В кн. 4 (видения 8 - 12) обсуждаются видение четырех зверей, тексты об овне и козле, о семидесяти седминах, о «царях южных и северных» и о трех персидских царях. В этой же книге содержится наиболее раннее в христианской письменности упоминание о том, что Христос родился 25 декабря, в среду, в 42-й год правления императора Августа . Предполагают, что это упоминание является интерполяцией, однако сделанной весьма рано.

«Хроника», написанная св. Ипполитом в 234 г., сохранилась в трех латинских и одном армянском переводах; из греческого оригинала сохранились лишь отдельные фрагменты. Трактат направлен против тех современников св. Ипполита, которые ожидали скорого наступления Судного дня и последующего тысячелетнего царства праведников (хилиазм). Святой Ипполит доказывает, что к моменту написания его книги от сотворения мира прошло только 5738 лет, тогда как конец мира должен произойти после исполнения шести тысячелетий. Значительная часть книги посвящена разделению земли между потомством Ноя (Быт. 10), а также описанию пути из Александрии в Испанию. В качестве источников св. Ипполит пользовался философскими и естественнонаучными трактами античных авторов, а также «Хроникой» Юлия Африкана и «Строматами» Климента Александрийского.

Беседа «О Пасхе», о которой упоминают древние авторы, долгое время считалась утраченной, за исключением двух фрагментов на сирийском языке и одного на латыни в Актах Латеранского Собора. Однако в 1926 г. X. Мартэн установил, что одна из бесед Златоуста «На Святую Пасху», отнесенная в издании Миня к разряду неподлинных, принадлежит св. Ипполиту. 10 лет спустя ученый подтвердил свою гипотезу, опубликовав рукопись, датируемую VIII -XI вв. и содержащую значительную часть той же беседы под именем «святого Ипполита, епископа Римского и мученика». Однако некоторые детали беседы, напечатанной у Миня под именем Златоуста, в особенности ее антиарианская христология, указывают, что в своем окончательном виде она относится к IV в. По-видимому, проповедь св. Ипполита была прототипом этой беседы, переделанной в IV в. с учетом необходимости противостоять арианам. Беседа, так же, как ее предпологаемый прототип III в., посвящена описанию Ветхозаветной Пасхи как прообраза Новозаветной, прославлению искупительного подвига Иисуса Христа, Его сошествия во ад и победы над смертью.

Оценка 4.1 проголосовавших: 42