Карл Андреевич Шильдер был человеком военным, который не понаслышке знал о тяготах и лишениях военной службы, участвовал во всех войнах, которые вела в те времена Россия, и был поистине героической личностью. Глубокое знание военного дела вызывало у него желание улучшить приемы защиты и нападения, которые помогали сохранять человеческие жизни. Шильдер разработал особую систему контрминной борьбы, необычную конструкцию висячего канатного моста и переправочных средств («бурдючный мост»), спроектировал первую в мире цельнометаллическую подводную лодку и др.
Карл Андреевич родился в семье богатого рижского купца 27 декабря 1785 года. Первоначальное образование получил в семье. Мама воспитала в нем религиозные убеждения и любовь к изящным искусствам. После окончания Московского Благородного университетского пансиона Шильдер был назначен унтер-офицером в Московский гарнизонный батальон (1802), а через год стал колонновожатым. В Петербурге он изучал фортификацию. В 1805 году Шильдер был назначен в штаб генерала Л. Л. Беннигсена, затем в армию М. И. Кутузова, под руководством которого участвовал в боях при Аустерлице и былнагражден орденом Святой Анны 4-й степени за храбрость и отвагу. Впоследствии Шильдер держал оборону крепости в Бобруйске.
После непродолжительной отставки Карл Андреевич возвратился на службу по приглашению великого князя Николая Павловича и стал командиром 2-го Пионерского батальона, а позднее был произведен в полковники (1821). Столкнувшись с трудностями, Карл Андреевич задумался о совершенствовании способов переправ армии через реки. Именно в это время он сделал свое первое изобретение. Это был канатный мост абсолютно новой конструкции. В результате в 1826 году Шильдер был награжден переводом в лейб-гвардии Саперный батальон, а затем стал его командующим и выступил в турецкий поход в 1828 году.
Во время военных действий он проявил себя как опытный командир и талантливый изобретатель. В сентябре 1828 года русские войска осаждали Варну и никак не могли одержать победу. Опасаясь наступления холодов и следовавших за ними бурь на Черном море, граф А. Р. Воронцов принял решение о штурме Варны, который, однако, обещал быть очень сложным и кровопролитным.
Приступив после болезни к командованию своим батальоном, Карл Андреевич изучил сложившуюся военную обстановку и разработал план взятия Варны в короткий срок, избегая кровопролития.
План минных работ Шильдера был одобрен государем. Талантливый изобретатель с присущей ему храбростью осуществил свой план, и после нескольких последовательных взрывов бастионов крепость сдалась. Благодаря тактике Шильдера и его инженерным усовершенствованиям, русским войскам удалось избежать кровопролитного штурма. Применив технологию взрывных работ, Карл Андреевич выполнил поставленную военную задачу и спас сотни человеческих жизней.
За взятие Варны император Николай Павлович наградил Шильдера орденом Святого Георгия 4-й степени и чином генерал-майора.
Еще один подвиг Шильдер совершил, осуществив подготовку переправы через реку Дунай для осады Силистрии. Для моста были заготовлены несамоходные грузовые судна — плашкоуты, которые необходимо было сплавить по Дунаю и доставить к Кальрату. Вооружив плашкоуты, Шильдер пустился вниз по Дунаю. Во время переправы Карл Андреевич столкнулся с большими трудностями. В первые дни бушевала сильная буря, потом русских несколько раз атаковали турки, но Шильдер благополучно достиг назначенного пункта и при осаде крепости применил тактику минных работ, проверенную в Варне. После последовательных подкопов и взрывов крепость сдалась. Шильдер был награжден орденом Святого Георгия 3-й степени.
Впоследствии Карл Андреевич принял участие еще в нескольких сражениях. В одном из них Шильдер был тяжело ранен в ногу. После лечения он с незажившей раной вернулся в действующую армию и продолжал с огромной самоотверженностью сражаться с врагами, находясь везде впереди с гвардейскими саперами. Прочувствовав все тонкости военного дела, Шильдер продолжал задумываться об усовершенствовании технологий ведения войны, улучшении средств обороны и наступления.
В должности генерал-адъютанта и начальника инженеров действующей армии с 1831 по 1854 год Карл Андреевич активно работал над изобретениями в области инженерной атаки и обороны и проводил их испытания.
В 1832 году он впервые применил гальванический ток для взрыва пороха, заложенного в земле. Впоследствии Шильдер разработал новую контрминную систему. В ее основе лежал принцип закладки трубы в просверленных в грунте скважинах. Для скважин Карл Андреевич изобрел специальное сверло. В 1833 году за удачные изобретения Шильдер был удостоен звания генерал-адъютанта.
Также изобретателя не оставляла мысль о покорении морских глубин — строительстве подводной лодки. До сих пор ученые затрудняются установить, кто был первым изобретателем подводной лодки. Известно, что многие ученые, философы и даже художники интересовались созданием различных устройств для подводного плавания. Первым российским изобретателем подводной лодки считается Ефим Никонов, который сконструировал свою опытную модель в 1721 году и представил ее Петру I. Однако испытать в деле подводную лодку не удалось, так как при спуске на воду был поврежден ее корпус, образовалась течь, и модель была заброшена. А первую в мире металлическую подводную лодку сконструировал именно Карл Андреевич Шильдер в 1834 году.
В лодке были смотровые башни и оптическая труба. Изобретатель сделал лодку бронированной с целью оградить ее от снарядов, скрыть от выстрелов приводивший в движение лодку механизм. Для сокращения площади возможного прицела Шильдер уменьшил размер надводной части. Подводная лодка была вооружена гарпунными минами с электрическим запалом. Лодка прошла удачные испытания, но развивала низкую скорость. Чертежи и сама подводная лодка находились под строжайшим секретом и не дошли до современников. Лодка бесследно пропала. Ее чертежи нашел в заброшенном архиве сын Шильдера, который беседовал с плававшим на ней Н. П. Патриком и узнал, что двигателем лодки были гребки наподобие гусиных лапок. Шильдер планировал применить винт, но не осуществил задуманного.
Идеи Шильдера получили развитие в дальнейших изобретениях российских ученых. Через 30 лет И. Ф. Александровский построил подводную лодку и разработал для нее двигатель (1866). В 1884 году С. К. Джевецкий впервые в мире построил подводную лодку с электродвигателем. Со временем совершенствовались форма, размеры, двигатели и оснащение подводных лодок. Развитие подводного флота имело огромное значения для защиты страны от неприятеля. Подводные лодки считались самым грозным морским оружием, топили корабли, оставаясь незамеченными.
Также Шильдер предложил оснастить подводные лодки шестовыми минами, которые представляли собой заряд взрывчатого вещества, располагающегося на конце длинного шеста, и использовались для активного нападения. Подводная лодка (или минный катер), как правило, в темноте, доставляла это минное оружие до борта вражеских кораблей. С помощью контактного или электрического взрывателя мина приводилась в действие. Впоследствии испытаниями шестовых мин занимался адмирал Г. И. Бутаков. Шестовую мину называли еще «минным тараном», который состоял из порохового заряда (весом приблизительно 20 кг), приделанного к концу бревна-шпирона (длиной от 5 до 18 м), являющегося продолжением форштевня броненосной лодки. В качестве взрывчатого вещества в разное время использовался порох, динамит и пироксилин.
К 70-м годам XIX века в русском флоте насчитывалось более 10 разновидностей шестовых мин, от самых легких до очень тяжелых (корабельная мина В. Ф. Петрушевского весила без шеста 182 кг и имела заряд 57,5 кг пороха). Данное минное оружие активно использовалось во время гражданской войны в Америке, в русско- турецкой войне 1877—1878 годов и в то время являлось мощной разрушительной силой. Перестали применять шестовые мины после изобретения торпед.
1838 год для Шильдера отмечен новыми изобретениями. Он придумал свою конструкцию фугасовых ракет с большим количеством пороха. Также изобретатель использовал электрический ток для взрыва подводных мин, придумал способ прокладки проводов под водой и усовершенствовал способы устройства бурдючного моста. Кроме того, Шильдер трудился над устройством пароходного сообщения между Петербургом и Кронштадтом, где изобретатель вместе с Б. С. Якоби испытывал свои новые виды оружия. К сожалению, это дело закончилось неудачей. Пароходы оказались плохо сконструированы и медленно ходили.
Неутомимым талантливым изобретателем также были спроектированы пороховые торпеды и подводный торпедоносец, а вместе с академиком Якоби созданы гальванические и гальваноударные подводные мины.
В 1849 году Шильдер был назначен начальником инженеров действующей армии. Он должен был следить за состоянием крепостей в западном крае. Под его руководством была построена крепость «Новогеоргиевск». В честь изобретателя одно из укреплений было названо «Шильдер»
Планомерное развитие подводного минного оружия в России началось с создания в 1839 году «Комитета о подводных опытах», который занимался рассмотрением подводной лодки Шильдера, его фугасных ракет и других проектов по созданию подводных мин.
В 1853 году началась Восточная война, и Карл Андреевич принял в ней активное участие. Он руководил работами по укреплению Дуная с целью истребления турецкой флотилии, в чем достиг успеха. Русские батареи, построенные и искусно замаскированные флеровыми масками и анвелопами (наружными постройками в крепостях для прикрытия сухих рвов и главного вала крепости от артиллерийского огня), уничтожили у Рущука турецкий флот (1854).
Впоследствии Шильдер организовал успешную переправу русской армии через Дунай и был за это награжден орденом Святого Александра Невского с алмазными украшениями.
Работы Шильдера в области организации крепостных маневров были очень удачны и использовались впоследствии инженерами последующих поколений. Специалисты в этой области под руководством Е. И. Тотлебена, используя достижения Шильдера, вошли в историю, обороняя Севастополь.
Во время подготовки осады крепости Силистрия и проведения минных работ разорвалась граната и раздробила изобретателю раненую ногу. После ампутации ноги Шильдер держался стойко и не терял самообладания и чувства юмора. Однако выздороветь ему не удалось. 11 июня 1854 года талантливого изобретателя не стало. Эта утрата была большой трагедией как для простых солдат, которые просто боготворили своего командира, так и для всего русского народа, на благо которого были сделаны все изобретения Шильдера. Современники отзывались о Карле Андреевиче как о неутомимом искателе всего нового и лучшего, человеке высокой нравственности, храбрости и самоотверженности.
Император, присутствующий на испытании практически всех нововведений Шильдера, очень огорчился, узнав о смерти изобретателя, и отметил, что «второго такого не будет и по знанию, и по храбрости».
Открытия и изобретения России, Славянский Дом Книги
Выдающийся военный инженер
Карл Андреевич Шильдер родился в 1785 г. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командировал им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады ее польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Шильдер назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г.
С прибытием гвардейских сапер под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привел в исполнение. С началом кампании 1829 г. Шильдер под Силистриею с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости. Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.
С 1831 по 1854 г. Шильдер, назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.
Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера, в семидесятых годах, мог только узнать о ней кое-что со слов Н.П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.
Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта остались не выполнены, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения.
Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя. Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии.
Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853 - 54 годов ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач. Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Шильдер был ранен осколком гранаты в ногу и умер в Калараше, не вынеся операции.
Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего
любимца словами: "Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого
второго не будет, и по знанию, и по храбрости". - Человек инициативы,
с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах
для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности,
Шильдер был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил
название "Баярд русского инженерного корпуса".
www.museum.ru
Ракетоносец XIX века
Сто шестьдесят восемь лет назад, 29 августа 1834 года, близ Петербурга
произошло событие, о котором тогда знали немногие. В сорока верстах
от города в верховьях Невы производились испытания первой в мире
цельнометаллической подводной лодки, оснащенной боевыми ракетами.
Многие специалисты в той или иной степени были причастны к ее созданию:
военные и гражданские инженеры, группа артиллеристов и офицеров
флота, рабочие петербургского Александровского завода под руководством
мастера Горохова... Но двух следует назвать особо - Карла Андреевича
Шильдера и Александра Дмитриевича Засядко.
К. А. Шильдер, русский военный инженер, участник многих войн, человек большого мужества и отваги. Занимаясь теоретическими и практическими проблемами борьбы в военное время с вражескими кораблями, он создал проект оригинальной подводной лодки, которая могла использовать против них мины и, кроме того, стрелять ракетами из-под воды по любым целям. Таких кораблей не имела в то время ни одна морская держава. Лодка была небольшой, около 8 метров в длину, имела две башенки для входа и несложные оптические приборы для обзора поверхности моря. Она могла плавать под парусами, а для передвижения под водой использовались особые лопасти-гребки. Их приводили в действие четыре человека.
Лодка была хорошо вооружена. На длинном штоке подвешива- лась мина. Во время подводной атаки шток с миной вонзался бы в борт вражеского корабля. Затем, отойдя на безопасное расстояние, команда могла подорвать мину с помощью электрического тока. Снаружи к бортам лодки были прикрепле- ны строенные ракетные станки, снабженные приспособлением, позволявшим изменять угол их возвышения. В нужный момент ток гальванической батареи воспламенялся запалом, и шесть ракет одновременно направлялись к цели. Изобрел эти установки инженер-артиллерист А. Ю. Засядко , ракеты которого начали применяться в русской армии уже с 1817 года. 29 августа 1834 года он с интересом наблюдал за испытаниями подводной лодки конструкции К. А. Шильдера. Испытания, проведенные в присутствии Николая I и высших представителей военного министерства, показали правильность всех технических расчетов. Однако до массового, серийного производства таких кораблей, по многим причинам, тогда дело не дошло, хотя указ императора Николая I позволял начать это строительство. После испытаний лодку отвели в Кронштадт, где опыты с ней были продолжены.
В том же году К. А. Шильдер сконструировал новую, более совершенную подводную лодку, способную преодолевать довольно большие расстояния. Она была также оснащена ракетами и минами инженера А. Д. Засядко .
Так 168 лет назад в нашей стране появились первые подводные лодки-ракетоносцы, намного обогнавшие свое время. И было бы очень интересно взглянуть на этого "первенца" подводного Российского флота, стоящим на Неве в последнее воскресенье июля рядом с современными атомными субмаринами под гордым Андреевским флагом; в тот самый день, который мы ежегодно отмечаем, как День Военно-Морского флота.
Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.
Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в колонновожатые при Депо свиты царя. Боевое крещение получил в Аустерлицком сражении (1805 г.), а на следующий год получил первый чин подпоручика и начинает службу в инженерных войсках, где состоял до конца жизни и дослужился до звания генерал-адъютанта.
Фортификация стала главным, но не единственным призванием Шильдера. Его работы в ракетной и минной технике, мостостроении, подземной проходке, в создании подводных мин и подводной лодки для обороны крепостей - таков далеко не полный перечень его изобретений и идей.
Но прежде была служба в армии, участие в обороне Бобруйска (1812 г.), в русско-турецкой войне 1828-1829 гг.
В 1831 году член-корреспондент Петербургской академии наук Павел Львович Шиллинг - друг молодости Шильдера, посвятил его в тайны изобретенного Шиллингом способа электровоспламенения пороха. Шильдер посчитал необходимым применить это изобретение для электроподрыва подводных мин. Первое показательное испытание подводных мин с помощью гальванизма было проведено Шильдером на Обводном канале 21 марта (2 апреля) 1834 года. Тогда же состоялись первые подводные пуски пороховых ракет.
В дальнейшем при участии Шильдера был создан в 1839 году "Комитет о подводных опытах", который возглавил работы по подводным минам и, так как от идеи подводной мины Шильдер перешел к идее подводных лодок, то и по подводным лодкам. В марте 1834 года была начата и в мае закончена постройка подводной лодки по проекту К.А.Шильдера. Корпус подводной лодки был изготовлен на Александровском литейном заводе (ныне ПО "Пролетарский завод"). Предметы вооружения и оборудования изготавливались в мастерских лейб-гвардии саперного батальона; ракеты - в Петербургском ракетном заведении.
Подводная лодка Шильдера была первым в России судном с цельнометаллическим корпусом и представляла собой удлиненное тело обтекаемой формы. Поперечное сечение напоминало неправильный эллипс. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной около 5 мм и подкреплялась пятью шпангоутами. Над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Система погружения состояла из резервуара в трюме, заполняемого водой через два крана; при всплытии откачка воды из резервуара проводилась ручным насосом. На лодке имелись два якоря-гири, отлитых из чугуна. При опускании гирь на дно лодка становилась легче на 130 кг. Лодка приводилась в движение гребками. Каждый из гребков состоял из двух складывающихся лопастей, вращаемых рукоятью (через зубчатое зацепление) изнутри лодки. Создавая гребки, Шильдер подражал лапам водоплавающих птиц. Для управления движением лодки служили вертикальный руль в виде рыбьего хвоста. В кормовой башне располагалась зрительная труба с двумя зеркалами (перископ). Для замены воздуха предусматривался центробежный вентилятор конструкции А.А. Саблукова, вращаемый вручную. К выхлопному патрубку вентилятора присоединялся воздухопровод, который выводился в атмосферу через крышку кормовой башни, в другой башне располагался трубопровод для поступления свежего воздуха. Подводная мина имела заершенный стержень и надевалась на бушприт. Мина соединялась с гальванической батареей внутри лодки длинным проводом. Для поражения вражеского судна миной необходимо было вонзить в его корпус заершенный стержень мины, удалиться от судна на безопасное расстояние и с помощью электрозапала взорвать мину.
Пороховые ракеты размещались в 6 горизонтальных железных трубах - пакет из 3 труб с каждого борта. Пакет мог приводиться в наклонное положение для создания угла возвышения в 10-12 градусов, необходимого при стрельбе. Электрозапуск ракет также производился изнутри лодки. При пуске ракет пробки, закрывающие концы труб, вышибались самими ракетами и их выхлопными газами.
Работы по строительству подводной лодки затянулось до 1840 года, когда от Шильдера потребовали представить записку о тех исправлениях, которые еще необходимо было произвести до окончательных испытаний. Наконец 23 сентября (5 октября) 1840 года на фарватере Невки между Петровским и Крестовским островами лодка была погружена насколько позволяла глубина реки, над поверхностью воды были только верхушки башен. Через 3 часа лодка всплыла. Восемь человек команды "стеснения воздуха не чувствовали".
Дальнейшие испытания проходили в Кронштадте по программе, составленной Шильдером и одобренной Комитетом о подводных опытах. 24 сентября (6 октября) 1841 года накладывался дополнительный балласт, затем с помощью гирь, впуска воды и архимедова винта лодка погружалась и всплывала. 25 сентября (7 октября) лодка погрузилась с помощью балласта, башни возвышались на 1 фут над поверхностью воды. Сам Шильдер управлял движением лодки по курсу и перекладкой рулей с катера через каучуковую переговорную трубу, один конец которой входил в лодку, а другой, в виде рупора, находился у него в руках. Подводная лодка за 35 минут прошла 183 сажени (один гребок был сломан), после чего была отбуксирована к пристани.
После этих испытаний Комитет заключил, что лодка не может выполнять боевых задач, так как сама не может находить направление под водой, и счел дальнейшие опыты бесполезными. Распоряжением военного министра от 9 октября (21 октября) 1841 года за № 949 опыты были прекращены и лодка назначена к уничтожению. По просьбе Шильдера лодка была передана в его распоряжение для "партикулярных занятий". Через несколько лет, не имея более средств продолжать опыты, Шильдер лодку разобрал и продал в виде металлолома.
Как и все изобретатели подводных лодок XIX века Шильдер оказался впереди своего века, состояние технических средств того времени не могло обеспечить создание подводной лодки, пригодной для боевого использования. Скромные боевые возможности своей лодки осознавал и сам Шильдер, поэтому он предложил для доставки подводной лодки к месту боевых действий использовать подвижную пристань, также вооружив ее ракетами. Другим вариантом доставки подводных лодок предлагались два парохода, строительство первого из них не было доведено до конца, а второй ("Отважность") не оправдал себя при испытаниях. Шильдером было предложено еще два проекта подводных лодок, которые не были воплощены в жизнь.
Начавшаяся в 1853 году Крымская война заставила Шильдера вернуться в армию и продолжить службу по основной специальности. При форсировании Дуная в 1854 году был тяжело ранен и 11 июня (23 июня) 1854 года скончался в госпитале в городе Кэлэраш (Румыния).
Карл Шильдер
Александр Лесов
25.04.2008 08:36:21
Я являюсь прямым потомком этого человека и поэтому очень горжусь этим. Его дочь является моей пра пра бабкой. Если бы все наши офицеры были таким беззаветно служащими Росии.то земли которые Россия собирала в течении тысячелетия входили бы в ее состав, а не были бы отданы!
Карл Андреевич Шильдер (27 декабря 1785 (7 января 1786) - 11 (23) июня 1854) - военный инженер, инженер-генерал (1852).
Родился 27 декабря 1785 года (7 января 1786 года по новому стилю) в деревне Симаново ныне Невельского района Псковской области.
Среднее образование получил в Московском благородном университетском пансионе. В 1803 году был зачислен в школу колонновожатых при Депо свиты царя.
В 1805 году был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Оппермана, в 1811 году командирован им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады её польскими войсками в 1812 году.
В 1813 году был переведён в 1-й сапёрный батальон, где и служил до 1818 года, когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 году, по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 году Шильдер назначен командующим лейб-гвардии сапёрным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 году.
С прибытием гвардейских сапёров под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привёл его в исполнение. С началом компании 1829 года Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости.
Польская война в 1831 году застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля.
«…невзирая на рану, полученную при Остроленке, от которой ещё не излечился, и, двигаясь на костылях, находился везде впереди с гвардейскими саперами, которые, как в укреплении Воля, так и на главном городском валу, в самом жестоком огне производили работы, чтобы врезаться амбразурами…»Генерал-фельдмаршал граф Паскевич
С 1831 по 1854 годы Шильдер, назначенный 31 октября 1831 года генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приёмов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, сиистемы контрминной борьбы; применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванических электродетонаторов; подводные лодки с шестовыми минами и ракетами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби.
Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки Шильдера, испытанной в 1834 г., сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера в семидесятых годах XIX века мог только узнать о ней кое-что со слов П. И. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта осталось не выполненным, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Испытания этой первой в мире цельнометаллической подлодки, включая первый подводный запуск ракет, были осуществлены 29 августа 1834 г. на Неве в 40 верстах выше Санкт-Петербурга. В присутствии Николая I c подводной лодки под командованием самого Шильдера запускались 4-дюймовые зажигательные ракеты, уничтожившие несколько учебных целей - парусных шаланд на якорях.
Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных манёвров, опытов и других способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почётное место в истории обороны Севастополя.
ШИЛЬДЕР КАРЛ АНДРЕЕВИЧ
Шильдер (Карл Андреевич, 1785 - 1854) - выдающийся военный инженер. Воспитание получил в школе колонновожатых. В 1805 г. был в сражении при Аустерлице. Обратив на себя внимание графа Опермана, в 1811 г. командировал им на работы по расширению крепости в Бобруйске. Затем участвовал в обороне последней во время блокады ее польскими войсками в 1812 г. В 1813 г. переведен в 1-й саперный батальон, где и служил до 1818 г., когда, по семейным обстоятельствам, вышел в отставку подполковником; но в 1820 г., по приглашению великого князя Николая Павловича, вновь поступил на службу командиром 2-го пионерного батальона, а в 1826 г. Шильдер назначен командующим лейб-гвардии саперным батальоном, с которым выступил в турецкий поход в 1828 г. С прибытием гвардейских сапер под Варну, Шильдер заболел. Начатая без него постепенная атака крепости шла неудачно. Немедленно по выздоровлении, Шильдер составил свой план атаки и блестяще привел в исполнение. С началом кампании 1829 г. Шильдер под Силистрией с таким успехом руководил постепенной атакой, что она завершилась сдачей крепости. Польская война в 1831 г. застала его исправляющим должность начальника инженеров гвардейского корпуса. В сражении при Остроленке был ранен пулей в ногу, но при штурме Варшавы уже находился на костылях среди самой жестокой свалки в укреплении Воля. С 1831 по 1854 гг. Шильдер, назначенный генерал-адъютантом, начальником инженеров действующей армии в Царстве Польском, выделялся своей деятельностью по изобретению и испытанию разнообразных приемов инженерной атаки и обороны. Наиболее замечательны его предложения: трубчатые мины, применение идей Шиллинга к взрывам посредством гальванизма; подводные лодки с шестовыми минами; гальванические и гальваноударные подводные мины, разработанные им совместно с академиком Якоби. Многие изобретения Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только теперь могут получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера, в семидесятых годах, мог только узнать о ней кое-что со слов Н.П. Патрика, плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи. Чертеж первоначальной лодки помещен в книге Мазюкевича: двигателем были гребки вроде гусиных лапок; применение их и винта остались не выполнены, с лодкой было сделано много опытов довольно удачных, недостаточной оказалась скорость движения. Замечательна также деятельность Шильдера как инициатора и организатора крепостных маневров, опытов и др. способов практической подготовки инженерного корпуса в мирное время, благодаря которым наши инженеры, с Тотлебеном во главе, прошедшие в большинстве школу Шильдера, заняли потом такое почетное место в истории обороны Севастополя. Командировка 1854 г. в дунайскую армию дала Шильдеру новый случай к ряду отличий: при уничтожении турецкой флотилии у Рущука огнем наших батарей, им построенных и остроумно маскированных анвелопами и флеровыми масками; при переправе наших войск у Браилова; при осаде Силистрии. Начатая князем Горчаковым, против желания главнокомандующего, дунайская кампания 1853 - 1854 гг. ведена была бессвязно и вяло, вопреки инструкциям императора Николая, что и отразилось рядом неудач. Не знавший личных соображений, проникнутый лишь желанием успеха для дела, Шильдер вел беспощадную борьбу не только с неприятелем, но и с бесчисленными причинами, препятствовавшими благоприятному ходу наших движений на Дунае, особенно при осаде Силистрии. Всегда впереди со своими саперами, обходя осадные работы, Шильдер был ранен осколком гранаты в ногу и умер в Калараше, не вынеся операции. Император Николай I, в письме к князю Горчакову, почтил память своего любимца словами: "Потеря Шильдера меня крайне огорчила; такого второго не будет, и по знанию, и по храбрости". - Человек инициативы, с редким мужеством военным и гражданским, неистощимый в средствах для преодоления неожиданно возникающих преград, чуждый мелочности, Шильдер был вполне "рыцарь без страха и упрека" и заслужил название "Баярд русского инженерного корпуса". Ср. Мазюкевич "Жизнь и служба генерал-адъютанта К.А. Шильдера" (СПб., 1876); "Русская Старина" (1875 и 1876).
Краткая биографическая энциклопедия. 2012