Учим цифры с ребенком. Дидактический материал по математике. Число и Цифра «5 Математические головоломки с числами

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

муниципального образования Выселковский район

Рабочая тетрадь

для детей 4-5 лет

« Готовимся к школе.

ЧИСЛА И ЦИФРЫ 1 – 10»

педагог дополнительного образования

Чимшит Любовь Михайловна

станица Выселки

2017г.

Пояснительная записка.

Рабочая тетрадь предназначена для совместной работы педагога

дополнительного образования в школе раннего развития или родителя с ребёнком 4-5 лет, не посещающим детские учреждения.

В тетради представлены учебно-игровые развивающего характера задания, направленные на последовательное усвоение детьми представлений и понятий о числах и цифрах от 1 до 10.

Основное назначение заданий – способствовать формированию зрительного образа цифр, установлению связи числа с цифрой, развитию произвольного внимания, логического мышления, мелкой моторики и координации движений руки.

При составлении заданий для рабочей тетради были использованы учебные пособия:

Л.Г. Петерсон, Е.Е.Кочемасова «Игралочка» Часть1, 2;

С.В.Гаврина, Н.Л.Кутявина, Н.Т.Топоркова, С.В. Щербинина

«30 заданий для успешного развития ребёнка» Часть1,2;

Е.Деньго «Математика в играх, стихах и загадках»;

Е.Бортникова «Изучаем состав чисел»;

стихи о цифрах С.Я.Маршака из книги «Весёлый счёт».

Задания по теме: Число и цифра 1.

Сколько ежей? Какой ёж идёт вправо? Влево?

Сколько ёлок? Сколько шишек слева, справа?

(Вспомнить понятие «одинаково»)

Каких предметов один?

(Раскрасьте)

2.

Соедините линией карточки, на которых нарисовано по одному предмету.

(Раскрасьте верхний предмет красным цветом, нижний синим)

3. Знакомство с числом и цифрой 1.

Заучивание стихотворения о цифре 1.

Письмо цифры 1 по точкам.

Нахождение цифры 1 и обведение её в круг.

Какие цифры напечатаны в рамочке слева?

(Раскрасьте один шар, один цветок, 1 машинку).

5. Повторение ранее изученного. Подготовка к знакомству с числом 2.

Сколько гусениц?

Где длинная гусеница, а где короткая? (вверху, внизу)

(Раскрасьте длинную гусеницу зелёным цветом, а короткую - жёлтым)

6.Повторение ранее изученного. Подготовка к знакомству с числом 2.

Какое дерево нарисовано внизу?

Сколько берёзок?

Какая берёзка слева, справа?

(Раскрасьте низкую берёзку зелёным цветом, а высокую- жёлтым)

Задания по теме: Число и цифра 2.

(Задания можно выполнять на двух занятиях)

1. Получение числа 2.

Сколько яблок? клубничек?

(Раскрасьте левое яблоко зелёным цветом, а правое красным).

Как получили 2?

Сколько морковок?

(Раскрасьте длинную морковку в оранжевый цвет, а короткую- в жёлтый)

Как получили 2?

Сколько клубничек?

(Раскрасьте большую клубнику красным цветом, а маленькую – зелёным)

Как получили 2?

Знакомство цифрой 2. Наклеивание печатной цифры 2 на вопросительный знак.

Заучивание стихотворения о цифре 2.

2. Какое животное изображено на рисунке? Сколько их? Какие они?

(Раскрасьте столько кружочков, сколько у нас слонов).

3. Упражнение в узнавании числа 2.

Найти цифру 2 и обвести её в круг.

4.Закрепление, повторение ранее изученного.

Сколько мальчиков, девочек на рисунке? Как получили 2?

У кого ленточка длиннее, короче.

(Раскрасьте длинную ленточку синим карандашом, а короткую- красным).

5. Соотнесение числа и цифры.

В каждом ряду раскрасьте столько предметов, сколько обозначает цифра слева.

Какие листики слева? Сколько их? Соедините линией рисунок с цифрой два.

Задания по теме: Число и цифра 3.

(Задания можно выполнять на двух занятиях)

1.Повторение ранее изученного. Работа по новой теме.

Проведи дорожки от большой машины к большому гаражу,

от машины поменьше – к гаражу поменьше, от самой маленькой – к самому маленькому гаражу.

Сколько машин на рисунке?

Три – это один, один и ещё один. Или два и один. Один и два.

(Проговаривают хором, показывая на рисунке)

2. Знакомство с числом и цифрой3.

Заучивание стихотворения о цифре 3.

Письмо цифры 3 по точкам.

Нахождение цифры 3 и обведение её в круг.

3. Повторение геометрических фигур. Счёт треугольников.

Сколько треугольников необходимодля ёлочки? Как их надо расположить?

(Наклеивание треугольников справа на листе).

4. Соотнесение числа и цифры.

В каждом ряду закрасьте столько предметов, сколько обозначает цифра слева. Как закрасили?

В каждом нижнем прямоугольнике обведите по точкам цифру, соответствующую количеству геометрических фигур в верхнем прямоугольнике.

6. Соотнесение числа и цифры. Диагностика знаний.

Сколько яблок? Соедините линией рисунок с цифрой один.

Сколько ромашек? Соедините линией рисунок с цифрой три.

Какие листики справа? Сколько их? Соедините линией рисунок с цифрой два.

Задания по теме: Число и цифра 4.

(Задания можно выполнять на двух занятиях)

1.Повторение ранее изученного. Работа по новой теме.

Сколько котят в корзинке? Какой по счёту будет кошка?

(Раскрасьте оранжевым цветом столько кружочков, сколько у нас котят. Раскрасьте чёрным цветом столько кружочков, сколько у нас кошек.

Сколько всего кружочков? Как получили число 4?)

2. Знакомство с числом и цифрой 4.

Заучивание стихотворения о цифре 4.

Письмо цифры 4 по точкам.

Нахождение цифры 4 и обведение её в круг.

3. Письмо цифры 4 по точкам. Соотнесение числа и цифры.

В каждом ряду закрасьте столько предметов, сколько обозначает цифра слева.

4.Закрепление по теме.

Сколько груш? Как можно по-разному закрасить их жёлтым и зелёным цветом? (3и1; 2 и 2)

Письмо цифры 4 по точкам.

5 Закрепление знаний об изученных числах и цифрах.

Сколько шариков в верхнем левом прямоугольнике?

Сколько шариков в нижнем левом прямоугольнике?

(Раскрасьте в этом прямоугольнике цифру, которая обозначает количество шариков в нём).

Сколько шариков в верхнем правом прямоугольнике?

(Раскрасьте в этом прямоугольнике цифру, которая обозначает количество шариков в нём).

Сколько шариков в нижнем правом прямоугольнике?

(Раскрасьте в этом прямоугольнике цифру, которая обозначает количество шариков в нём).

6. Соотнесение числа и цифры. Диагностика знаний.

Сколько белочек? Соедините линией рисунок с цифрой два.

Сколько лягушек? Соедините линией рисунок с цифрой три.

Сколько ежей? Соедините линией рисунок с цифрой четыре.

Сколько зайцев? Соедините линией рисунок с цифрой один.

Задания по теме: Числа и цифры 1- 4. Закрепление.

1.Найди и исправь ошибку.

Где ошибка? Как исправили?

2. Соотнесение числа и цифры.

Рассмотрите рисунки. Сосчитайте, сколько вишен (груш, яблок, лимонов)?

Зачеркните ненужную цифру. (Какую зачеркнули?)

3. Соотнесение числа и цифры. Самостоятельная работа.

4. Повторение геометрических фигур. Сравнение количество предметов.

Знак « равно».

5. Сравнение количество предметов. Знаки «больше», «меньше»

Сколько грибов собрала девочка, мальчик? Кто собрал больше?

(Ставим знак, проговариваем)

Какие грибы есть нельзя? (Зачёркиваем их). Сколько съедобных грибов теперь у девочки, мальчика? (Проговариваем полученное неравенство)

6.Задание на логику.

Раскрасьте цифру, которая обозначает количество зайцев в корзине.

(Объяснение выбора цифры)

7. Задания на развитие внимания. Повторение геометрических фигур, знаков «плюс», «минус», «точка». Самостоятельная работа.

8. Задания на развитие внимания. Повторение геометрических фигур, понятий «справа», «слева».

Задания по теме: Число и цифра 5.

(Задания можно выполнять на двух занятиях)

1.Порядковый счёт предметов. Закрепление понятий: « стоит за, после», «стоит перед», «стоит между».

На каком по счёту месте матрёшка, мишка, кошка, кукла и тд.?

Сколько всего игрушек?

2. Получение числа 5.

Нарисуй в прямоугольнике столько кружков, сколько ворон на картинке.

Сколько ворон летает? (Закрасьте последний кружок простым карандашом)

Сколько ворон? Как получили число 5?

3. Знакомство с числом и цифрой 5.

Заучивание стихотворения о цифре 5.

Письмо цифры 5 по точкам.

Нахождение цифры 5 и обведение её в круг.

4. Соотнесение числа 5 и цифры 5.

Беседа о времени года на рисунке, о листьях, плодах, животных осенью.

Закрасьте столько кружочков, сколько листиков на земле.

Письмо цифры 5 по точкам.

5.Соотнесение числа и цифры. Закрепление зрительного образа цифр.

Сколько карамелек? Соедините линией рисунок с цифрой два.

Сколько вишен? Соедините линией рисунок с цифрой четыре. (И тд.)

6. Соотнесение числа и цифры. Диагностика знаний.

На каждом рисунке раскрасьте столько бусин, сколько показывает цифра в квадрате.

Задания по теме: Числа и цифры 1- 5. Закрепление.

1. Соотнесение числа и цифры. Закрепление зрительного образа цифр. Развитие внимания. Впомнить сказки.

Проведите линии от числа к героям сказок, поставьте нужное количество точек.

2. Соотнесение числа и цифры. Состав числа 5.

Обведите по точкам цифру, обозначающую количество утят и уток на картинке.

Сколько утят? Уток? Всего? Как получили 5?

3.Повторение геометрических фигур. Счёт их(показывают нужную цифру, доставая её из конверта с цифрами).

Самостоятельная работа (развитие внимания).

4.Порядковый счёт предметов. Закрепление понятий: « стоит за, после», «стоит перед», «стоит между». Вспомнить героев сказок.

Поставьте точки и проведите линии.

Кто стоит пятым? Найдите в конверте цифру 5 и наклейте её под Красной Шапочкой.

5. Повторение геометрических фигур. Самостоятельная работа.

Рассмотрите коврик в рамке. Найдите такой же и раскрасьте.

Какие фигурки раскрасили красным цветом?

Синим? Жёлтым?

1. Повторение. Порядковый счёт предметов. Закрепление понятий: « стоит за, после», «стоит перед», «стоит между».

Кто лишний? Почему?

Сколько птиц, зверей? Всего? Как получили число 4?

2.Повторение чисел и цифр 1-3.

Счёт3-1; 1-3.

Поставьте в нижней клетке столько точек, сколько показывает цифра в верхней клетке.

3. Повторение чисел и цифр 1-4.

Счёт1-4; 4-1.

Соотнесите число и цифру. Проведите линию от овала к числу.

Назовите одним словом предметы.

4.Повторение понятий: « шире», «уже», «слева», «справа», времён года.

Самостоятельное раскрашивание рисунка после разбора задания.

5. Соотнесение числа и цифры. Вспомнить героев сказки.

6. Упражнение в счёте предметов, обобщении понятий, нахождении лишнего.

Раскрашивание картинок, на которых нарисовано 5 предметов.

Задания по теме: Счёт предметов. Числа и цифры 1- 5. Закрепление.

(Последовательность выполнения заданий может быть разной).

1.Соотнесение числа и цифры. Закрепление зрительного образа цифр.

Сколько игрушек на каждой полке?

Соедини полки с нужными цифрами.

2. Повторение геометрических фигур. Сравнение количество предметов.

Знак « равно».

Обведите по точкам цифру, соответствующую количеству кругов и квадратов.

3.Задание на логику.

Раскрасьте столько кружков, сколько зайцев на картинке.

(Объяснение детьми, сколько кружков они раскрасили).

4. Соотнесение числа и цифры. Повторить понятия« стоит за, после», «стоит перед», «стоит между».

Какие цифры напечатаны в 1 прямоугольнике? Какое будет следующее?

В пустом кружке нарисуйте подходящее количество точек. (Сколько?) И тд.

5. Соотнесение числа и цифры. Самостоятельная работа (Диагностика знаний цифр 1-5).

6. Повторение геометрических фигур. Счёт их количества.

Наклеивание таких геометрических фигур справа.

7. Соотнесение числа, цифры. Выбор цвета в соответствии с цифрой. Раскрашивание домиков самостоятельно.

Задания по теме: Счёт предметов. Числа и цифры 1- 5.

(Мониторинг знаний по данной теме)

1. Счёт предметов.

Сколько стульев?

Раскрасть стул, который выше красным цветом.

А стул, который ниже – синим цветом.

2. Порядковый счёт предметов. Название цветов.

Поставьте столько точек, какой по счёту цветок.

Раскрасьте первый цветок красным цветом. Третий – жёлтым.

Пятый – оранжевым. Второй –голубым. Четвёртый – синим.

3.Сравнение количества предметов.

Какие листья на ветке слева? Сколько их? Достаньте из конверта нужную цифру и наклейте её внизу под веткой слева.

Какие листья на ветке справа? Сколько их? Достаньте из конверта нужную цифру и наклейте её внизу под веткой справа.

Каких листьев больше. Наклеивание знака.

4.Счёт предметов. Наклеивание нужных цифр.

5. Беседа по сказке. Счёт героев и предметов сказки.

Каких предметов одинаково? Разное количество?

Сколько надо поставить тарелок, чтобы хватило всем медведям?

Достаньте из конверта нужную цифру, наклейте её внизу под картинкой.

Задания по теме: Число и цифра 6.

(Задания можно выполнять на двух занятиях)

1.Повторение изученного. Понятия «длиннее», «короче».

Короткую расчёску раскрасьте жёлтым цветом, а длинную- синим.

2. Повторить понятия « стоит за, после», «стоит перед», «стоит между».

3.Счёт предметов.

Сколько зайцев? Морковок?

Достаньте из конверта и наклейте снизу нужные цифры.

Чего больше? Как сделать одинаково, столько же?

Зачеркните 1 морковку.

4. Повторить понятия « стоит за, после», «стоит перед», «стоит между».

Нарисуйте в пустой клетке нужное количество точек.

5. Получение числа 6.

Сколько флажков на верхней верёвке? А на нижней? Что сделали, чтобы их стало 6?

Знакомство с числом и цифрой 6.

Заучивание стихотворения о цифре 6.

Письмо цифры 6 по точкам.

6. Закрепление зрительного образа цифр.

Найдите цифру 6 и обведение её в красный кружок.

Сколько у вас кружочков с цифрой 6? (Наклеим нужную цифру).

Найдите цифру 5 и обведение её в зелёный кружок.

Сколько у вас кружочков с цифрой 5? (Наклеим нужную цифру).

Каких цифр больше? (Наклеиваем знак сравнения).

7. Прямой и обратный счёт.

Понятия « увеличение» и «уменьшение» числа.

1-6;

6-1.

Задания по теме: Число и цифра 6. Закрепление.

(Задания можно выполнять на двух занятиях)

1.Порядковый счёт предметов. Назвать их одним словом.

Закрепление понятий: « стоит за, после», «стоит перед», «стоит между».

2. Количественный счёт предметов.

Сосчитайте предметы и соедините линией с нужной цифрой.

3. Закрепление зрительного образа цифр.

Раскрасьте все цифры 6 в зелёный цвет.

Посчитайте, сколько 6?

Раскрасьте красным цветом цифру, обозначающую число зелёных цифр.

4. Соотнесение числа и цифры. Самостоятельная работа (Диагностика знаний цифр 1-6).

Посчитайте количество предметов на каждой картинке.

Достаньте из конверта нужную цифру и наклейте её под картинкой.

5. Счёт и сравнение предметов.

Сколько грибочков?

Достаньте из конверта нужную цифру и наклейте её справа от картинки.

Сколько ёлочек?

Достаньте из конверта нужную цифру и наклейте её справа от картинки.

Чего больше? (Ставим знак, читаем запись)

Как сделать одинаково?

6. Подготовка к решению задач.

Сколько рыбок в аквариуме? Как сделать, чтобы их стало 5?

(Наклеиваем 6- 1 =5, объясняем почему знак «минус», читаем запись)

Сколько мячей лежит в шкафу? Как сделать, чтобы их стало 5?

(Наклеиваем 4+1=5, объясняем почему знак «плюс», читаем запись).

7. Подготовка к решению задач. Беседа о Новогоднем празднике.

Считаем ёлочные игрушки слева и справа.

Сколько их всего?

Наклеиваем запись 3+3=6.Читаем её.

Раскрасьте ёлочные игрушки так, чтобы 3 были одного цвета и 3- другого.

Задания по теме: Число и цифра 7.

(Задания можно выполнять на двух занятиях)

1.Получение числа 7.

Сколько бусинок раскрашено?

Как чередуются цвет бусинок?

Какой по цвету будет следующая? Раскрасьте её.

Какая по счёту последняя бусинка?

Как получили число 7?

(Наклеиваем под бусами запись: 6+1=7 Читаем её)

2. Знакомство с числом и цифрой7.

Заучивание стихотворения о цифре7.

Письмо цифры 7 по точкам.

3. Закрепление зрительного образа цифры 7.

Найдите цифру 7 и обведение её в круг.

Сколько вы нашли цифр?

4.Прямой и обратный счёт: 1-7; 7-1.

Понятия « увеличение» и «уменьшение» числа.

5.Счёт предметов и сравнение чисел 7и 6.

(Наклеиваем справа: 7> 6).

Как сделать одинаково?

(Дорисовываем яблоко, наклеиваем внизу запись:6+1=7).

Как по-другому сделать одинаково?

(Зачёркиваем кружку. Наклеиваем внизу запись:7-1=6).

6. Соотнесение числа и цифры.-

Помоги черепахе попасть домой.

Раскрасьте каждую черепаху и её домик в одинаковый цвет. Путь черепахи к домику нарисуйте тем же цветом.

Задания

Знакомим ребенка с числом и цифрой «5».

Из личной практики знаю, что дети очень любят эту цифру и быстро ее запоминают. Почему?

  • Во-первых, дети любят играть с пальчиками, и знают что на руке 5 пальчиков.
  • Во-вторых, если у них есть старшие братья или сестры, то они знают что это лучшая оценка в школе.

Принцип знакомства с цифрой «5», такой же, как и с другими числами, то есть, добавляем один предмет и получаем следующее число, большее на один. Например, если к 4 вишенкам добавить еще 1 вишенку, то получим число 5.

Спросите малыша:

  • Какое число больше (меньше) 4 или 5?
  • На сколько число 5 больше, чем число 4?

При пересчете предметов, следите чтобы малыш правильно считал и называл итоговое число (одна вишенка, две, три, четыре, пять, всего пять вишенок).

Учите малыша полным развернутым ответам, умению рассуждать и доказывать правильность своего ответа – это залог успешного обучения в школе.

При знакомстве с числом «5» используйте разнообразный дидактический материал по математике , но ни в коем случае не перегружайте ребенка, помните, что с малышами надо заниматься 15мин и с детьми после 5 лет – 20-25 мин. И во время занятия используйте физминутки.

Дидактический материал по математике.

Число и Цифра «5»

Веселые стихи

А вот это – цифра пять!До пяти легко считать.

Каждый пальчик подержи,

Цифру пальчику скажи,

Как считали, повтори!

И один, и два, и три,

А четыре не забудешь?

И четыре говори.

А последний будешь брать –

Говори скорее пять.

С. Маршак

Почему Егорка

Прибежал веселый?

Первую пятерку

Он принес из школы.

С. Коган

Эта цифра не простая,Как пружинка завитая.

Да ведь это не беда.

Всем бы надо с ней, ребята,

Подружиться навсегда.

Пятерка пляшет,

Платочком машет.

А как она изгибается,

Весело нам улыбается.

«Пять» в дневнике получается,

Если ученик постарается.

Если пять стоит в тетрадке,

Это значит – все в порядке.

Загадки

Веселые задачки

Два щенка-баловникаБегают, резвятся,

К шалунишкам три щенка

С громким лаем мчатся.

Вместе будет веселей.

Сколько собралось друзей?

У стены стоят кадушки,

В каждой по одной лягушке.

Если было б 5 кадушек,

Сколько было б в них лягушек?

В снег упал Сережка,А за ним Алешка,

А за ним Маринка,

А за ней Иринка.

А потом упал Игнат.

Сколько было всех ребят?

Три ромашки-желтоглазки,

Два веселых василька

Подарили маме дети.

Сколько же цветов в букете?

  Птичек просто сосчитать:

Два да три… Их будет… (пять.)

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

Только я в лесок зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Двое девчат и трое парней

В танце кружились всех веселей.

На дискотеке ребят было сколько?

Считайте! Не ошибитесь только!

  Зайка серенький, скажи:

Сколько будет два плюс три?

Два котенка – на диване,

Три котеночка у Вани.

Теперь спросим у ребят:

«Сколько было всех котят?»

Шесть веселых медвежат

За малиной в лес спешат.

Но один малыш устал:

От товарищей отстал.

А теперь ответ найди:

Сколько мишек впереди?

На прогулку из яслей

Вышло десять малышей.

Пять из них на травку сели,

Остальные – на качели.

(Сколько малышей село на качели?)

Считалки

Тип урока: урок изучения нового материала

Продолжительность урока: 35 минут

Используемые педагогические технологии:

  • традиционная педагогическая технология;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • элементы технологии организации исследовательской деятельности обучающихся и элементы дифференцированного подхода к обучению.

Цели урока:

  • ввести понятие числа 5.
  • научить писать цифру 5.
  • Изучить число пять, его состав, написание цифры пять.
  • Упражняться в счете предметов.
  • Развивать мыслительные операции, математические способности, внимание, память, речь;

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Обучающиеся по итогам урока должны:

  • Понимать количественный и порядковый смысл целого числа 5.
  • Знать число и цифру 5, его состав.
  • Читать и записывать число 5.
  • Давать ответы в виде развернутых предложений на вопросы учителя или сказочного персонажа.
  • Уметь выполнять инструкции учителя.
  • Уметь в процессе учебной деятельности контактировать с товарищами и вести диалоги.
  • Понимать и выполнять учебные требования, предъявляемые со стороны учителя и мультимедиа-персонажей.

Оборудование: Учебник А.Л.Чекина Математика, 1 класс, часть 1; тетрадь для самостоятельной работы №1 О.А.Захаровой; счетные палочки для каждого ребенка; веера с цифрами; фишки; наборное полотно с цифрами от 0 до 9; презентация к уроку.

Поощрение: Учитель во время урока поощряет учеников словесно, а в конце урока за работу дети оценивают себя сами в своих дневниках-еженедельниках.

Ход урока

Звенит звонок

I. Организационная часть: психологический настрой учащихся.

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок? СЛАЙД 3
Все ль на месте, все ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Я желаю вам успехов!
Чтоб воду в ступе не толочь
Душа обязана трудиться и день и ночь
И день и ночь.

II. Устный счёт.

Учитель: (Вначале мы с вами поработаем устно, приготовьте свои счетные палочки).

Четыре спелых груши
На веточке качалось.
Две груши снял Павлуша,
А сколько груш осталось? (2) СЛАЙД 4

На забор влетел петух,
Повстречал ещё там двух.
Сколько стало петухов? СЛАЙД 5
У кого ответ готов?

Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ними-
Ёж и лягушка.
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка? СЛАЙД 6

Миша сорвал 3 ягоды, а потом ещё 1.
Сколько ягод сорвал Миша? СЛАЙД 7

(теперь поработаем с веерами)

Покажите число, следующее за числом 1(2).

За числом 8 (9).

За числом5 (6).

Покажите какое число стоит при счете перед числом 4 (3)

Перед числом 10 (9)

Перед числом 7 (6)

Назовите соседей числа 2 (1,3)

Соседи числа 6 (5,7) Молодцы!

Физкультпауза.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер - тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше, выше.

III. Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.

Учитель: -А теперь отгадайте кто гостья на нашем уроке:

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
У порога плачет,
Коготки прячет.
Тихо в комнату войдет,
Замурлычет, запоет.

Дети: Кошка СЛАЙД 8

Учитель: Я рисую Кошкин дом:
Три окошка, дверь с крыльцом,
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки, в домике у кошки. СЛАЙД 9

Дети: Четыре

Учитель: Расскажите гостье, как получить число 4.

Дети: Рассказывают состав числа четыре. (1 и 3), (2 и 2), (3 и 1), (1, 1, 1, 1), (0 и 4).

Учитель: В домике у кошечки живут котята. Они очень любят играть. Посмотрите внимательно и скажите, а во что играют котята? Как сказать одним словом, что это? (геометрические фигуры) Назовите их.

Дети: (Прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Учитель:А какая фигура больше всех? (прямоугольник)

Возьмите счётные палочки и составьте свой четырехугольник из счетных палочек.

(Дети составляют четырехугольник).

IV. Работа над новым материалом. Знакомство с числом и цифрой 5.

1. Образование числа 5.

Учитель: Как из четырехугольника получить пятиугольник? (надо добавить ещё одну палочку) (составьте)

Учитель: Сколько сторон у этой фигуры?(5) Сколько углов? (5) СЛАЙД 11

Какой цифрой обозначим количество сторон и углов у пятиугольника? (цифрой 5)

Физкультпауза. СЛАЙД 12

Вышли мышки как-то раз,
Посмотреть который час.
Раз, два, три, четыре
Мыши дернули за гири.
Вдруг раздался сильный звон
Побежали мыши вон.

2. Знакомство с цифрой 5.

Учитель (демонстрирует карточку с цифрой 5). Ребята, а чей это портрет? Что за незнакомка здесь изображена?

Учитель Это цифра 5. Так записывают число 5. Кто из вас раньше видел цифру 5? Где?

Ученики Цифру 5 мы видели на страницах учебника, на линейке, на монетах, на домах.

3. Работа с учебником.

Откроем учебники и найдём страничку, на которой мы с вами ещё не работали. Что мы видим на верху? (цифру 5)

Сколько очков выпало на кубике? (5)

№5. Рассмотрите рисунок и скажите, кто же ПЯТЫМ подошёл к козлёнку? А сколько всего животных на рисунке? Давайте посчитаем все вместе.

№6. Ребята, внизу у нас нарисован забор. Смотрим на условные обозначения. Что нам надо сделать? (взять фишки) Выполним задание.

Рассмотрите как пишут цифру 5, и поучитесь её правильно писать.

4. Работа в тетради.

Физкультпауза для глаз. СЛАЙД 14

Откроем тетради на странице 5 4. В тетради найдите рабочую строку, где вы будете писать цифру 5: начинаем писать палочку немного правее середины верхней стороны клетки, ведем ее наклонно вниз почти до центра клетки, пишем полуовал, касаясь правой стороны клетки. Сверху от палочки пишем вправо волнистую линию, доходящую до правого верхнего угла клетки.

СЛАЙД 15 Посмотрите, как правильно её надо записать.

Ученики В тетрадях прописывают цифру 5.

Учитель Ах, как красиво у вас получается! А у кого получилось не совсем так, как он хотел, не беда! Дома в черновике, а потом в прописях обязательно потренируйтесь и у вас обязательно получится!

Закрепление.

V. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Какие новые знания вы получили на уроке?

Чем понравилось заниматься на уроке?

СЛАЙД 16 (Молодцы, ребята. Вы были очень активными на уроке! Спасибо вам, за хорошую работу.)

Учится считать малыш с малых лет. Уже в год умная мама, подавая ребенку игрушку, проговаривает: "Один мячик", "Два шарика"... Ребенок все это запоминает и, как правило, умеет считать до десяти уже годам к пяти точно. Но совершенно другое дело - цифры. Малыш пока не ассоциирует количество предметов с их изображением, и этому ребенка нужно учить. Не стоит вбивать в голову цифры раньше пяти лет, а вот с пяти-шести уже можно, а в семь перед самой школой - даже нужно.

Если этап обучения счету пропущен, то есть ребенок считать еще не умеет, несмотря на старший дошкольный возраст, придется учиться считать и учить цифры одновременно. Начать интереснее всего со стихов про цифры. Отличное, запоминающееся стихотворение есть у С. Маршака: Весёлый счёт (прочитать стихотворение >>)

Наибольшую результативность в обучении деток показывают комплексные задания. На одном листе собраны задания, касающиеся изучаемой цифры и ее предшественников (то есть повторение изученного). Один лист идет на два занятия. Первое - непосредственно изучение цифры. Ребенок смотрит, как она выглядит, раскрашивает, ассоциирует с количеством предметов на картинке. 20 минут на одно занятие вполне хватит. После того, как цифру выучили, рекомендуем распечатать и расположить на видном месте в комнате соответствующую карточку с цифрой.

Второе занятие - закрепление изученного. Ребенок узнает состав числа, выполняет простейшие манипуляции с числами.

Скачать и распечатать задания "Учим цифры с ребенком"

Чтобы скачать лист, для начала кликните на него левой кнопкой мыши и откройте в полном размере. Далее клик правой кнопкой мыши, выбираем "Сохранить картинку как..." и сохраняем себе на компьютер, а с него распечатываем.

Итак, лист распечатали. Текст заданий читает родитель или преподаватель. Самое первое задание при знакомстве с цифрой - заштриховать ее. Не раскрасить, а именно заштриховать. Такое задание, как штриховка, отлично готовит руку к письму, ребенок учится владеть своими пальчиками, это позитивно отразится и на почерке.

Затем из цепочки цифр выбираем ту, которую изучили, проговариваем, раскрашиваем.

Следующее задание - раскраска. Раскрашиваем одинаково помеченные области одним цветом.