Вам нравится лариса голубкина в передаче. Лариса Голубкина: "Я всю жизнь бегала от людей. И не жалею". – Какие подарки или знаки внимания от поклонников вам запомнились

— Ещё учась в институте, я познакомилась с Андреем Мироновым, — рассказывает Лариса Голубкина «АиФ». — На дне рождения моей подруги Наташи Фатеевой. Собственно говоря, это и была её идея — представить нас друг другу. (В ту пору, говорят, Миронов был безумно влюблён в Фатееву , но отношения зашли в тупик. «Это — твой», — сказала Фатеева подруге. И Андрей «переключился» на Ларису Голубкину, практически сразу же сделал предложение. Она отказалась, что Миронова невероятно удивило: все хотят за него замуж, а она — нет.- Ред.)

Помню, ко мне пришёл Андрюшин папа Александр Семёнович . (Александр Менакер — знаменитый советский артист. — Ред.) Говорит: «Лариса, ну зачем тебе Андрей? Он ведь такой тяжёлый человек!» «Какой же он тяжёлый? Мне с ним весело», — ответила я.

Лариса Голубкина. 1965 год. Фото: www.russianlook.com

У нас с Мироновым шли дни рождения один за другим. У Андрюши 8 марта, у меня 9-го. Каждый раз мне приходил в голову необычный вариант празднования. Однажды мы справляли день рождения в баре гостиницы «Спутник» на Ленинском проспекте. Я привезла всю еду, которую приготовила дома, скатерти, свечи на каждый столик. За барной стойкой в смокинге и в бабочке играли роли барменов Андрей и его лучший друг известный дирижёр Юрий Темирканов , а на входе стоял народный артист Александр Ширвиндт , переодетый в швейцара, с наклеенными усами и бородой, в фуражке. Он держал в руках список гостей и с большим подозрением пропускал тех, кто не дал ему хотя бы рубль. В этот вечер был аукцион Андрюшиных вещей, где продавались смешные штучки — носки Миронова, сигарета... «Какие-то жадные у тебя гости сегодня! Мы мало заработали», — пошутил Ширвиндт, когда мы возвращались домой. На все эти праздники готовила только я. В ресторанах тогда было одинаковое меню — антрекот, котлета по-киевски... И приходилось самой придумывать что-то вкусное и оригинальное. На один шпинат по моему фирменному рецепту у меня уходило 5 дней!

Актеры Андрей Миронов и Анатолий Папанов в художественном фильме «Бриллиантовая рука» (режиссер Леонид Гайдай). 1968 год.

Наша квартира, в которой я до сих пор живу, даже для меня одной сейчас маловата! Но тогда к нам приходили по 25 человек, и все помещались! Мне хотелось, чтобы Андрюше было хорошо, и я всё для этого делала. Можно было, конечно, и «рожу состроить» — отказаться принимать гостей. Но Андрей бы тогда ушёл в другой дом... Я понимала — хочу быть с Андреем. А гости, друзья, готовка — это были предлагаемые обстоятельства... И не самые сложные, как выяснилось.

Маша Миронова. Фото: www.russianlook.com

Сейчас, конечно, я уже не буду так корячиться с готовкой. Мария Владимировна Миронова , когда мы к ней приходили, заявляла: «У меня ничего нет». Теперь, с возрастом, я её так понимаю! А тогда нам казалось, что нас не хотят кормить. (Смеётся.) Но мы же не есть приходили, а общаться...

Андрей очень любил своих друзей, ему нравилось их развлекать. У нас дома часто были гости. Нравилось ли это и мне? Не могу так сказать... Я репетировала, много играла в театре, и Маша тогда была маленькая...

(Сегодня Маша — популярная актриса Мария Голубкина. Как утверждает в своих интервью известный сценарист Николай Щербинский , он прожил в гражданском браке с Ларисой Голубкиной 6 лет, и в 1973 г. у них родилась дочь Маша. Дело в том, что тогда, в 1963 году, брак Голубкиной и Миронова так и не состоялся. Они остались друзьями. А потом, в 1971 году, в Театр сатиры, где всю жизнь служил знаменитый артист, пришла актриса Екатерина Градова , известная всем по роли радист-ки Кэт из «Семнадцати мгновений весны». Миронов влюбился, почти сразу они поженились. В 1973 году у них родилась дочка Маша. Теперь это известная актриса Мария Миронова . Но отношения Градовой и Миронова не сложились, они развелись в 1976 году. Но, как утверждает их окружение, за два года до этого он переехал к Ларисе Голубкиной и начал воспитывать её маленькую дочь Машу как родную. Мария Голубкина и сейчас в интервью называет Андрея Миронова папой. — Ред.)

Мария Голубкина Фото: РИА Новости

Посадили в тюрьму

Кстати, я так и не поняла смысла фразы о том, что Анд-рюша тяжёлый человек. Наоборот! Я могла приготовить обычный обед, а он говорил: «Как вкусно!» Он всё хвалил... После этого бежишь, ещё лучше делаешь! Миронов был невероятным аккуратистом. В смысле аккуратности как раз я была не так уж сильна, поэтому за собой очень следила. Такая же, как Анд-рей, сейчас внучка Настя — всё по полочкам у неё разложено: где какая тетрадь, где какое колечко, карандашик. Полный порядок.

Андрюша был милый, славный человек. Мог и взбрыкнуть, живой ведь. Но как-то обходилось без тяжёлых ссор. Я не лезла в бутылку. Это бесполезно. Как только я вякала, получала по носу. Полезешь в бутылку — в бутылке этой и останешься! Если возникала какая-то спорная ситуация, я всегда первая затыкалась. Я приспособлена к тому, чтобы подчиняться как женщина.

После «Гусарской баллады» за мной начали девушки бегать. Как охотятся за кумирами-мужчинами, так и за мной носились толпы девиц... Наверное, потому, что я сыграла роль в мужском костюме. У меня была квартира на Мичуринском проспекте, так 14-15-летние девушки рядом с домом просто дневали и ночевали... Засовывали спички в замки, чтобы я в дом не сразу попала и таким образом они бы меня увидели. Андрюша ещё не был тогда знаменит. Он стал безумно популярным в 1969 г., когда снялся в «Бриллиантовой руке». И тогда многие мои поклонницы «перекочевали» к нему. Некоторые на пороге ночевали... Конечно, это очень раздражало. Но закончилось это ровно тогда, когда какие-то три дуры попёрлись в Брест, чтобы перейти границу и приехать в Варшаву: там Театр сатиры был на гастролях. Их поймали и посадили в каталажку...

Лариса Голубкина в фильме «Гусарская баллада». 1962 год.

Когда умер Андрюша, я пришла на следующий день после похорон на кладбище. Марта , самая верная его поклонница, лежала, обняв холмик. Я поняла, что ей нужна помощь. Приезжала за ней после 7 вечера, когда темнело, и отвозила на вокзал (она жила в Домодедове), приносила ей еду. Марта вскорости после Андрюши умерла — врождённый порок сердца.

26 лет, как нет Андрюши, но его любят люди. Даже те, кто родился после смерти Миронова. Многие задаются вопросом: в чём же загадка этого человека? В его невероятно хороших человеческих качествах и деликатности к любому зрителю, который видит его работу.

После смерти Андрея многие за моей спиной говорили: «А что-то она не плачет, что не упала в обморок? Почему не бросилась с 12-го этажа?» Я бы сказала так: люди примитивно мыслят и говорят друг о друге очень примитивно... Им хотелось легенды — какая молодец Лариска, какая преданная жена: ушёл Андрюша — и она тут же в сердце ножом. И никого не волновало, что у меня в душе. Тяжело было... В расцвете сил и лет осталась одна. Как вы думаете, каково это для женщины молодой?! А замуж ещё раз выйти... Да вы что, смеётесь — как это можно?..

Лариса Голубкина поведала, как нелегко складывалась семейная жизнь с Андреем Мироновым и каким было совместное счастье.

28 лет назад - 16 августа 1987 года - умер от инсульта 46-летний актер Андрей Миронов. Фильмы с его участием «Бриллиантовая рука», «12 стульев», «Трое в лодке, не считая собаки» и многие другие зрители помнят и сегодня. Женщины его обожали, однако Андрей Миронов, несмотря на все свои похождения, долгие годы был увлечен актрисой Ларисой Голубкиной. Он ухаживал за ней 11 лет, несколько раз делал предложения, но заветное «да» услышал с четвертой попытки. Лариса Голубкина в интервью рассказала о том, почему 28 лет после смерти любимого она не пускает мужчин в свою жизнь, как относится к множеству новоявленных любовниц народного артиста России и как ей пришлось стать покорной женой, чтобы не упустить советского секс-символа...

С Андреем Мироновым Ларису Голубкину познакомила ее подруга, актриса, звезда фильма «Джентльмены удачи» Наталья Фатеева. В то время еще малоизвестный актер был безумно влюблен в нее. И когда Наталье он изрядно надоел, она пришла к выводу, что Андрей очень даже подойдет Ларисе Ивановне. Она так и сказала: «Это - твое» - и в декабре 1963 года на свой день рождения представила их друг другу.

Мы тогда еще детьми были - 22 года. Я к тому времени снялась в фильме «Гусарская баллада», за полгода картину просмотрели 49 миллионов зрителей, многие меня воспринимали как невероятную знаменитость, - вспоминает 75-летняя народная артистка РФ. - Он тогда был веселым, смешным мальчишкой, который танцевал мазурку на улице.

В тот вечер Андрей Александрович пошел провожать новую знакомую. Тогда же он и танцевал перед Голубкиной мазурку, но та в ответ лишь учтиво хохотнула. Вкоре он сделал ей предложение, но она всерьез слова Миронова не приняла, ответила ему отказом. Как признается Лариса Ивановна, о замужестве она и не думала.

Соглашаться на сожительство тогда было не принято. Жить в гражданском браке считалось оскорбительным, а если выходить замуж, как я тогда представляла себе, то сразу надо рожать. Я недавно снялась в фильме, много ездила за границу, боялась стать невостребованной, уйдя в декрет.

Миронов и Голубкина долгие годы оставались друзьями. В жизни Андрея Александровича появлялись новые женщины. И вот однажды он влюбился в актрису Екатерину Градову. И в 1971 году они узаконили свои отношения. В этом браке у Миронова родилась дочь - Мария Миронова.

Не оставалась одна и Лариса Голубкина. Со своим гражданским мужем, сценаристом Николаем Щербинским-Арсеньевым, они стали жить вместе еще в 1969 году. Плодом их любви стала дочь - Мария. Ей Голубкина дала свою фамилию. Однако и сегодня у многих встает вопрос: «Кто же на самом деле является отцом Марии Голубкиной?» Официально - Щербинский-Арсеньев. Однако три года назад гражданский муж Голубкиной в одном из своих интервью заявил, что настоящий отец Марии - бывший директор «Мосфильма» Владимир Досталь. С ним у актрисы был краткосрочный брак.

Сама Мария Голубкина большую часть жизни была уверена в том, что Андрей Александрович и есть ее настоящий папа. Правду ей открыли журналисты. Лариса Ивановна на эту тему говорит неохотно. Актриса сказала лишь, что это дочь Андрея Александровича и нечего тут перемалывать. Маша Миронова и Маша Голубкина, будучи детьми, никак друг с другом не взаимодействовали. По словам Ларисы Ивановны, Андрей Александрович не был против их общения. У него просто не хватало времени на них:

Мне кажется, что есть какой-то заданный ритм в жизни каждого человека. У Андрея был совершенно безумный ритм. И очень хорошо, что мы ему там не мешали. Он успел очень многое сделать. Вот смотрите, после его смерти прошло 28 лет, а мы до сих пор про него говорим с вами. Он незабываем.

«Каждая считала, что именно она достойна Миронова» / Личный архив

Как бы там ни было, брак Миронова и Градовой распался, у Ларисы Ивановны личная ситуация была аналогичной. По словам актрисы, семью Миронова она не разрушала. К ней он пришел, уже будучи свободным мужчиной:

Они жили-то всего ничего - года два, не из-за меня же они развелись. Андрей уже жил у родителей, когда мы сошлись, так что я не входила в их дом ледоколом.

Отношения с родителями Миронова у Ларисы Ивановны всегда были хорошими, знакомым они ее представляли: «Это наша Лариска!» Но все же отец Андрея Миронова, актер Александр Семенович Менакер, узнав о романе, пришел к его возлюбленной, чтобы предупредить о сложном характере сына.

Я тогда спросила Александра Семеновича: «Это ваша политика, чтобы отвадить его от меня? Может, для вас он тяжелый, а для меня легкий».

В 1977 году Миронов и Голубкина расписались в одном из московских загсов. Никакого особого торжества по этому случаю молодые не устраивали. У невесты не было даже белого платья. Это было решение самой Ларисы Ивановны. Несмотря на то, что с доводами свекра она не согласилась, потом не раз убеждалась, что у мужа характер непростой. В быту ей приходилось подстраиваться под его правила. Андрей Александрович был крайне педантичен в отношении порядка и очень любил гостей. Миронова называли душой компании, а вот его супругу это тяготило - она предпочитала тишину.

Каждые выходные наш дом был полон гостей, я принимала их, кормила, а могла ведь и по-другому себя вести - скандалить, например. Не делала этого, потому что знала, что Андрей тогда просто уйдет от меня, а все женщины в его окружении только об этом и мечтали. Каждая считала, что именно она достойна Миронова, а не какая-то там Голубкина.

Советуюсь я только с собой. На первый взгляд кажется, что я открытая, на самом деле не так: свое глубокое, сокровенное никогда никому не скажу. Врач может помочь: перевязать ногу, сделать укол сердечный, заглянуть тебе в желудок, а твою душевную боль никто понять не в состоянии, иногда даже ты сам.

Мария Голубкина, ее дочь Настя и Маша Миронова /

- Вы и с Андреем Александровичем не делились личным?

Мы так глубоко друг друга не терроризировали, может, поэтому у нас и были отношения довольно не скандальные. У обоих уже был опыт за плечами, смотрели на все трезвыми глазами.

Будучи в браке с Голубкиной, Миронов оставался привлекательным для многих женщин. И слава донжуана, в особенности после смерти, его настигла. То одна, то другая актриса рассказывала о своих отношениях с ним. Лариса Ивановна сама однажды поведала о том, как ее муж был увлечен молодой Еленой Прокловой.

Он был милый славный человек, любил женщин, как и все мужики. Все, кто сейчас жив, прикидываются святошами, хотя могли дать фору Андрею Александровичу. При мне он не демонстрировал влюбленности в других. Он рассказывал про каких-то своих женщин, которые у него были до меня, ему нравилась моя реакция - я смеялась.

- Лариса Ивановна, но вы красивая женщина. У вас ведь тоже были поклонники. Миронов не ревновал?

Сейчас мне многие говорят, что я красива, но тогда я не знала этого. То, что кокетливая - знаю. Конечно, он ревновал, порой говорил мне: «Только попробуй взглянуть на кого-нибудь!» Однажды, я помню, мы из Таганрога летели, с нами в самолете оказался красивый молодой человек - зам. директора военного завода таганрогского. Андрюша понял, что этот человек на меня глаз положил. Тогда муж включил все свое обаяние и предложил военному выпить. После рюмочки-другой они и подружились. Когда прилетели в Москву, то сразу же пригласил его к нам домой. Уже у нас дома они продолжили выпивать, в конечном счете военный стукнул по столу и сказал, глядя Андрею в глаза: «А все равно я ее люблю», но в этой ситуации супруг смог сгладить острые углы. С тех пор каждый раз, когда он звонил или приезжал, подарки привозил только Андрею, а не мне.

Андрей Александрович и Лариса Ивановна прожили вместе 10 лет. Жизнь Миронова оборвалась в Риге во время спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Не доиграв последнюю сцену, он потерял сознание. Его доставили в нейрохирургическое отделение местной больницы, но спасти актера не удалось. Специалисты диагностировали обширное кровоизлияние в мозг.

Лариса Ивановна не считает, что ее муж был против общения своей дочери с дочерью Голубкиной / Валерий Плотников

У Андрея была врожденная аневризма (выпячивание стенки артерии. - Авт.) сосудов головного мозга. Если бы трагедия произошла в Америке, а не в Риге, его скорее всего успели бы прооперировать, - уверена Лариса Ивановна.

Похоронили артиста в Москве 20 августа 1987 года. На следующий день после похорон Лариса Ивановна решила навестить могилу мужа и побыть с ним наедине. Но там уже была девушка - его верная поклонница Марта.

Девчонка лет 16 или 17 лежала, обняв холмик. Мы с ней познакомились, и, как оказалось, она с 13 лет на спектакли с участием Андрея ходила. Марта умерла через год после смерти Андрея, она страдала врожденным пороком сердца. А девушка ведь к свадьбе готовилась со своим молодым человеком. У нее и платье уже готово было. Такая любовь к артисту - это, наверное, болезнь...

После смерти Андрея Миронова Лариса Голубкина так и не вышла больше замуж. Как она сама признается, это не был какой-то ее осознанный выбор.

Моя жизнь продолжается, после смерти Андрея она не остановилась.

После похорон Андрея Миронова многие обвиняли Голубкину в том, что она не плачет и не падает в обморок от горя. Однако время показывает, что именно она остается верной хранительницей их очага. Как и прежде, живет в двухкомнатной квартире, в которой они когда-то были счастливы с Андреем Александровичем. После смерти народного артиста России Лариса Ивановна вот уже 28 лет одна. Как призналась нам актриса, предложения о замужестве ей не поступают.

Мне порой очень хочется найти человека, который ухаживал бы за мной, заботился, поддерживал меня, но в этом возрасте я не вижу смысла выходить замуж. Одинокой я себя не чувствую, спасают дочка и любимые внуки.

Лариса Ивановна, вы ведь сошлись не юнцами в общем-то…

Нет, встретились мы как раз юнцами - в 22 года. А сошлись много лет позже, когда кое-что уже хлебнули: и он хлебнул, и я. Мы вообще оба бежали по жизни как сумасшедшие. Как от чумы люди бегут. И встретились вот на этой пробежке...

- Правда, что Миронов вас долго добивался, а вы ему отказывали?

Я не возьму на себя смелость говорить, что Андрей, дескать, бедный, меня добивался, а я снисходительно на него посматривала. Это все неправда. Правда то, что он мне сделал предложение, когда мы были еще совсем молодые. У меня была квартира однокомнатная, и у него уже к тому времени. В те-то годы! Можете себе представить?! Он мне говорит: «У тебя квартира, у меня квартира. Давай поженимся». Помню, первый раз он меня в гости пригласил... (Лариса Ивановна рассмеялась. ) Прихожу к нему, звоню в дверь. Открывает Андрей Александрович: в халате черно-сером, воротник шалькой, - знаете, барин такой. Я ему говорю: «Извини, Андрюш, я к тебе не пойду, ты в халате. Смокинг надень, тогда войду. Я пойду погуляю, через несколько минут вернусь - чтобы был одет». Прихожу, смотрю - стоит в смокинге с бабочкой: «Так тебя устраивает?» Ой, это было так смешно!

«ОН МНЕ РАССКАЗЫВАЛ О СВОИХ ЛЮБОВНИЦАХ»

- Почему же он так настырно делал вам предложения?

Не скажу, что безумно в меня влюбился, как сумасшедший. Нет, конечно, - он меня абсолютно не знал, причем ни с какой стороны. Но я ему нравилась. Потом, я известная артистка. А Андрюша жуть как любил известных артисток, вы себе не представляете. Меня же с ним познакомила другая очень известная артистка - Наталья Фатеева: «Я знаю, кто твой мужчина». Это же с ее легкой руки мы узнали друг друга.

- Известно, что он и в Фатееву был влюблен?

Да, но она очень быстренько отшила его в мою сторону. И Андрей моментально перестроился. Все-таки я тоже была известная артистка, а его «Бриллиантовая рука» только в 69-м вышла. Сколько раз он мне говорил: «Лариска, сЕмью (именно с ударением на первый слог) надо делать». А однажды сказал: «Боже мой, Лариса, пора заканчивать все поиски, глупые эксперименты. Нам надо быть вместе». «Андрюш, - говорю, - ведь мы же не любим друг друга». Он мне ответил: «Ларис, мы полюбим потом». И знаете, ведь он был прав. Молодые же обычно как оголтелые женятся в раннем возрасте: гормоны играют, страсть кипит. А жизнь семейная - не игра гормонов, это некий творческий процесс.

- Кстати, насчет хорошеньких актрис. Как вы отнеслись к той книжке знаменитой?..

А я ее не читала и даже не хочу на эту тему разговаривать. Это бессмысленные беседы. Даже, я бы сказала, унизительные. Грязь! (Речь о скандальной книге актрисы Татьяны Егоровой, в которой та описала свой роман с Мироновым. - Ред .)

- Вы не читали, зато читали многие другие и могли об этом говорить за вашей спиной.

Пусть говорят что угодно… Во-первых, это очень низко - написать такую книжку сразу после смерти Марии Владимировны. Написала бы она при ней, при Андрюше, - так нет, все сделала по-тихому. Ну мелко, глупо, бессмысленно! Во-вторых, у людей есть право на существование - она таким образом существует.

Да ладно бы только Егорова. Сейчас читаешь интервью с актрисами того поколения - едва ли не все были любовницами или Высоцкого, или Миронова.

Ну, это им так нравится - что я-то могу сделать? Потом они не впрямую говорят - намекают. И далеко не всем стоит верить. Про каких-то любовниц Андрюшиных я знала очень хорошо - он сам мне рассказывал, кто действительно у него был. Я говорила: «Андрюш, что ты мне рассказываешь - вот тебе бумажка, пиши». Смотрит так озорно: «А мне твоя реакция нравится». - «Ну, меня раздражает, зачем тебе это надо?» - «Нет, ты должна знать»... А вот эти все вякалки сейчас - это все бред. Ну посмотрел, ну ущипнул…

- Я вспоминаю: Проклова, Яковлева…

О Прокловой он мечтал. Но не удалось - там перехватил художник один... Причем Андрюша так очаровательно готовился к той поездке (на съемку фильма «Будьте моим мужем». - Ред .). Это было что-то! Я же сразу все поняла. Покупал себе брюки, какие-то рубашки. «Ах, тебе на съемку, в Сочи! Ну конечно». И Андрей хохотал, понимая, что я догадываюсь. А через несколько дней он почему-то вдруг вызывает меня. Я приехала и увидела - «непрохонже»! Ну не получилось. Он уж, видимо, размечтался, она там другого себе нашла - так Андрей меня вызвал как спасительницу. Ей-то он не мог ничего сказать, вот и срывался на мне. И я, вот смех-то, его пожалела. Даже обиделась за Андрюшу. Проклова как-то рассказывала о том эпизоде, говорит: ну, он какой-то был увалень такой… Думаю: елки-палки, чего ж она такое говорит? А он пытался, да у него это была целая история… Ну понимаете, какая штука: мужчину не исправить в этом смысле никак.

- Но если Миронов рассказывал, значит, знал, что воспримете адекватно и ничего за этим не последует.

Конечно!

- Как же научились не обращать на это внимания?

Почему не обращала? У меня реакция была жуткая! Вот нравилось ему, когда я ревновала. Но что это вообще обсуждать… Это же естественно, что у мужчин может быть не одна женщина. У нас в мозгах сидит: я одна и лучше меня нет, а все остальные - паршивые девки. А у мужчин по-другому. Вот он увидел: какая-то пошла, двигается. Ее надо поймать, и все. Охотничий инстинкт: поймал, прикусил и до свидания.

«В ТОТ ДЕНЬ БЫЛИ СИЛЬНЫЕ МАГНИТНЫЕ БУРИ»

- Такой живой во всех смыслах человек, а вспоминаю последние роли Миронова - все грустнее и грустнее…

Да. Но самая «черная» работа, мне кажется, по части грусти - это то, что они с Чурсиной сделали - фильм-спектакль «Белые розы, розовые слоны». Он смотрит и говорит прямо в кадр: «Куда уходят все люди?» И у него там такое изможденное лицо, усталое. Просто готовое к смерти. Причем это снимали в мае, а апрель-май для него были самые тяжелые месяцы. Видимо, в это время у Андрюши сильно работала его аневризма, от которой он умер, быстро бежала кровь, и бывало, он заговаривался. Тогда ведь не понимали, в чем дело. Думали: ну, в компании сидел - выпил, наверное. А он мог совершенно посторонней женщине сказать такое, чего никогда в жизни себе бы не позволил. Я говорю: «Андрюш, а что ты Леночке сказал?» Он: «Как! Я ей такое сказал?!» То есть это было как наваждение. А теперь я понимаю: у нас же у всех в голове есть хранилище, что-то мы там тайно храним: мечты свои, злобу свою, радость - все что угодно. И потайные мысли свои не выдаем. А когда с бешеной скоростью несется кровь, из этого ящика вылетает все и ты можешь такое завернуть!..

- И какие у него фразы вылетали?

Грубоватые. То, чего в принципе от него невозможно было услышать. И даже в адрес мамы, как я помню, - слава богу, она не слышала. Это было как раз в апреле, мы приехали в город Жданов, и в ответ на какую-то случайно брошенную фразу он сказал: «Да пошла ты!..»

- Тогда, наверное, и лечением особо некогда было заниматься?

А тогда и лечить это не могли. У нас не делали этих снимков, этих операций. И, оказывается, при такой аневризме Андрюше нельзя было быть артистом. Потому что у артиста на сцене, по себе знаю, резко повышается давление. А у него и так оно было повышенное.

- А на сцене Миронов мог заговариваться?

На сцене - нет. Но! У него в день смерти сильно заболела голова. Он в этот день еще два часа играл в теннис на солнце. Может, если бы пару дней еще потянул - полежал бы, отдохнул, не играл бы в теннис - все и угомонилось бы. А так… Было сильное солнце, пекло очень; помню, все приставала к нему: почему он без шапки? Андрюша еще красный был как помидор. Лицо красное… Вообще в этот день очень сильные магнитные бури были. Я не могу понять, что это такое было, просто помню: мы ждали, когда Андрюша подъедет к нашей гостинице, заберет Шуру Ширвиндта и они поедут на спектакль. И вдруг… уснули. Я, Маша, моя приятельница, ее сын - все уснули мертвым сном. Я в жизни никогда так не спала, вообще сплю неглубоко, только со снотворным засыпаю. А в этот день - в день смерти Андрюши - мы до восьми часов спали все, просто как убитые. Причем, когда проснулась, я пошла в стенку - вот такая неосознанность была, понимаете? Я думаю, что очень сильные магнитные бури были...

- Вообще события того дня часто в голове всплывают?

Да нет, вот сейчас с вами разговариваем - вспоминаю. А вообще за эти 25 лет я уже как-то перешла в то состояние, когда человека нет, но ощущение его присутствия все равно существует. Всегда, постоянно. И я поняла, отчего это. Оттого, что ты находишься с его существованием. Вот говорят: человек будет жить, пока мы его помним...

Лариса Ивановна, 25 лет прошло. А рассказываете вы о Миронове, будто бы все было вчера. Это по-прежнему ваша нынешняя жизнь?

Вообще я вам хочу сказать такую вещь. Как-то лет пять назад я поехала в Швейцарию с одной своей приятельницей. Однажды вечером, когда уже вернулись с гор, со всяких бассейнов, мы купили какое-то очень хорошее швейцарское вино, зажгли свечи, пили, беседовали. Время от времени как-то невольно в связи с чем-то у меня возникала тема Андрюши. Причем, как мне казалось, совсем ненавязчиво, не заполняя атмосферу. И вдруг она мне говорит: «Ларис, а сколько лет назад Андрюша умер?» А уже прошло, наверное, лет двадцать. «А чего ты все время про него говоришь?» - спрашивает. Я в ужасе была. Мне стало до того неудобно: «Что значит, все время? Не все время - я так, к слову…» И потом я поставила себя на ее место, а она мне все время рассказывала про свой диабет, что у нее повышается сахар. Причем с утра до ночи. И знаете, тогда я себя одернула - думаю: все, не буду занимать ее этими разговорами… Понимаете, какая штука? Вот вы мне сейчас сказали: как будто вчера. А я как раз вчера на одном мероприятии увидела: Шура Ширвиндт идет, Захаров... И какие-то они старые. А мне действительно кажется, что это было вчера, какая-то свежесть восприятия до сих пор существует. Хорошо бы, эта свежесть еще присутствовала какое-то время. Чтобы не было маразма. Чтобы маразм не крепчал... А то, что я говорю про Андрюшу, - так это потому, что мы сейчас с вами об этом разговариваем. А если так... То можно вообще больше ничем не заниматься, а только говорить про Андрюшу. Все 25 лет...

Фото FOTOBANK.COM, PHOTOXPRESS, ИТАР-ТАСС, РИА "НОВОСТИ", FOTOLIA, Г. Усоева

Легендарная Шурочка Азарова из «Гусарской баллады» рассказала, как в Киеве совершила большой грех, о том, как сумасшедший выдавал себя за ее мужа, почему отец гордился ею тайно и как она трясется от страха перед выходом на сцену.

- Лариса Ивановна, слышала, что вы влюблены в наш Киев. Расскажите, за что именно.

Ну как можно не любить такой красоты город! Это даже смешно. У меня связаны с вашей столицей очень интересные воспоминания. Когда я была задействована в фильме "Освобождение" и прилетела к вам, мы как раз снимали танковую атаку под Киевом - там постоянно стреляли. Еще была переправа через Днепр, и наши стреляли из пулемета прямо в лодке. В общем, страшно было безумно, ведь все было очень натурально! А я же по фильму медсестра, и во время танковой атаки должна была по-пластунски подползать к раненым. И на меня очень ревностно смотрели солдаты - они служили в армии и снимались у нас в массовке. Все потому, что я мужественно держалась и не показывала страха… Но когда закончилась съемка, я помню, как быстро прибежала в отель: переоделась и помчалась на самолет. И только в самолете заплакала - такое было напряжение от этой киевской атаки. И большой грех у меня там оказался… Никто не успел посмотреть и вышло, что у меня в кадре ногти были накрашены! Актер, конечно, отвечает за свои поступки, но тут и помреж, и художник по костюмам не углядели. Я сама это увидела уже на экране крупным планом. Мне прямо дурно стало. Тогда, когда я перевязку делаю и руку к лицу подношу, так видно! У меня никогда ногти ярко накрашены не были, но все-таки - какой маникюр во время войны у медсестры?! И после этого Киев у меня прямо в голове застрял. Постоянно вспоминаю, как же это я там совершила такой невероятный поступок. А потом мы еще жили в гостинице "Москва" - боже, какой же там вкусный борщ был с пампушками! И, конечно, вспоминаю ваш рынок. Как только мы добирались к вам - сразу же с поезда бежали как оголтелые туда. Ой, а Чернобыль... Вот где грустные воспоминания... Мы приезжали буквально через пару недель после случившегося и какое-то время жили в Киеве, так тогда ездили в Припять к военным на концерты.

- Тринадцатого мая в столице пройдет ваш творческий вечер, чем порадуете киевлян?

О, я давно уже у вас не была с сольными выступлениями. Последний раз мы приезжали со спектаклем, играли с Якубовичем. Так как я всегда пою, думаю "мой" народ вспомнит - придет. Я буду исполнять старинные романсы. У меня недавно прошел такой вечер в Харькове, где очень хорошо и тепло принимали. Так что если меня хуже примут в Киеве, я обижусь (смеется).

Ваш папа изначально не был в восторге от того, что вы выбрали актерскую профессию, но вы говорили, что после "Гусарской баллады" он существенно изменил свой взгляд...

А мне кажется, он никогда не был в восторге. Мы как-то особо его и не переубеждали. А он мне своей страсти по отношению к моей профессии не показывал. Утверждают, что где-то там, среди друзей, он говорил: "Это вот моя дочка!" - значит, гордился. А в открытую никогда не хвалил. Но это и правильно в общем-то - тогда ты всегда находишься в хорошей форме.

- А вы Машу (Мария Голубкина - известная актриса, дочь Ларисы Ивановны. - Авт.) хвалите?

А Маша мне сама не поддается и от меня похвалы особо не требует. В принципе, я так люблю дочку, что мне нравится все, что она делает!

- А почему вы так мало снимались, ведь что ни картина с вашим участием - то колоссальный успех?

Ой, это не у меня надо спрашивать. Это целая корпорация - решения режиссеров, продюсеров, целая история, если копнуть - и не поймешь. Я много работала в театре. К тому же сразу после первых съемок в кино еще училась… Зато с тем небольшим количеством фильмов, которые у меня были, я объездила весь мир! Эти фильмы показывались везде в свое время, и я имела в некотором роде какой-то успех. Но тем не менее не выработала в себе такой безумной страсти - завоевать весь мир своим творчеством. У меня не возникло за все это время ощущения тщеславия.

- А что вы делаете за 5 минут до выхода на сцену?

Трясусь как сумасшедшая от страха! За пять минут до выхода я уже готова - стою на сцене в гриме, повторяю текст, вспоминаю характер, который буду играть, и очень волнуюсь. Безумно! Но как только я выхожу, издаю два-три звука, нахожу свое энергетическое место и начинаю работать - успокаиваюсь. Сахар повышается (смеется).

- Берегите себя! А вы бы согласились сыграть в каком-нибудь проекте серий так на 120?

Ой, не буду лукавить - смотря какая роль. И потом, сейчас же снимаются там, чтобы деньги заработать. Оригинальничать тоже не буду, говоря, что мне не нужны деньги. Может, я бы и согласилась, но если уж сериал - совсем караул, отказалась бы.

- А что за удивительная история о парне, который выдавал себя за вашего мужа после "Гусарской баллады"?

Ой, это был сумасшедший сосед, который возил коляску вокруг нашего дома с куклой и говорил, что это наш с ним ребенок. Папа его несколько раз в милицию сдавал, но там говорили: "Он тихо помешанный, поэтому мы ничего с ним сделать не можем". Ну а потом мы переехали, он пропал и все затихло.

- Наверняка это было не одно безумство, совершенное ради вас поклонниками?

Ой, поклонники у меня были только женщины, в смысле - девочки. Вот знаете, как бегают за звездами шоу-бизнеса? За мной так лет 15 толпы ходили. Толпы! Это я не преувеличиваю. Но дело в том, что я с ними не очень дружила, поэтому они мне мстили: спички засовывали в замки, поджигали мне коврики возле квартиры, следили за мной, за моей личной жизнью. И когда-то я шла в "Лужники" на концерт, а молодые люди рядом запускали кордовую авиамодель (самолет на тросе. - Авт.), которая развивает скорость до 30 км/час. Она, знаете, летает по кругу, а я попала в этот самый круг, и тросом мне разорвало щеку. И тогда я увидела преданность этих девочек - они так заплакали, глядя на меня! А я подумала: какая я все-таки глупая, что их гоняю! Молодые люди тоже были, хоть и мало - очень смешные и странные, не такие, знаете, мужчины разухабистые. Они бегали вместе с этими девочками.

А вы не встречались с Робертом Де Ниро во время открытия его московского ресторана, ведь он общался с Андреем Мироновым (второй муж Голубкиной. - Авт.)?

Ресторан открыл? Не знала. Нет, мы не встречались. Они с Андрюшей действительно были дружны, но виделись лично всего раза два или три, а потом передавали друг другу записки. Мы связывались с Робертом, когда делали фильм об Андрюше, но он любезно ответил, что если бы действительно был хорошо знаком с его творчеством - тогда с удовольствием поучаствовал бы.

- У вас подрастает двое внуков, как любите проводить с ними время?

У меня замечательные внуки! Я с ними уроки делаю, Ваня мне может на скрипке поиграть, а я ему - подпеть. Он с удовольствием аккомпанирует. А Настя у нас играет на пианино.

- Так у вас скоро собственный оркестр будет!

Я думаю, да! Они очаровательные, послушные дети. Любят маму, любят отца. Настя семь лет каталась на коньках, но сейчас перешла на теннис, да еще и в английской школе занимается. Она еще хорошо катается на лыжах, на сноуборде, Ваня тоже на лыжах гоняет. Так что дети спортивные. И с ними всегда можно поговорить о чем-то интересном. Вот тут недавно Ваня интересовался о гражданской войне и революции, спрашивал о товарище Ленине. Рассказала все, как могла.

- А Маша была девочкой шустрой или спокойной?

Маша была уникальным мыслителем. У нее разговорный жанр был невероятно развит. Тут уже она мне рассказывала, кто такой Ленин был. Говорила - "вождь трудящихся" (смеется).

- А современную музыку вообще любите? Может, с кем-то из поп-исполнителей хотели бы спеть дуэтом?

Я люблю, люблю, люблю джаз! И вообще очень музыкальная девушка. Но ни с какой "попой" петь не собираюсь (смеется). Думаю, я уже не в том возрасте - не хочу сказать, что какая-то старуха, - но приходит момент, когда нужно уже быть более... академичной что ли.

- Раз уж заговорили о возрасте: у вас ведь в следующем году юбилей…

Ой, не считайте, сколько будет! Ничего справлять не будем (смеется). Не хочу. Не нравится мне. Я ни один юбилей не справляла. Не потому, что боюсь того, что плохо выгляжу. Думаю, когда я буду в Киеве, зрители смогут оценить, какова я на сегодня. И пока без операций обхожусь. Просто не люблю их.

- А вы подарки вообще любите?

По большому счету, я их, наверное, люблю, но сказать, что мне их дарят, не могу. Да я даже и не мечтаю особо о чем-то таком. Ну разве что бриллиант в пять каратов кто-то подарит и я его положу на зуб, за щеку и буду ходить.

А есть ли такие вещи, о которых вы хотели бы сказать: "А кроме того, что я хорошая актриса, я отлично умею делать…"?

Вот сейчас котлеты вкусные пойду делать. Намесила что-то интересное: мясо, одну молодую картошку натерла, белого хлеба, яйцо, два больших гриба. Еще лучку с чесночком добавлю - и посмотрю, что получится. Ни разу еще такого не делала, но думаю, будет очень вкусно. Угощу вот собаку еще (у Ларисы Ивановны живет йоркширский терьер. - Авт.) - мы с ней только что погуляли, я ее помыла хорошенько, а сейчас пойдем поедим.

- Я знаю, что вы - отличный водитель, любите покататься. Гаишники часто останавливают?

Да я уже 30 лет за рулем. Останавливают время от времени. Недавно один остановил, мне даже интересно стало, почему, говорю ему: "Ну вы что, думаете, что я пьяная?". А он мне так возмущенно отвечает: "А что, женщины не пьют что ли?". Я говорю: "Я не пью. Ну неприлично останавливать даму!". Все-таки я ведь не девчонка какая-нибудь сопливая, еду с сигаретой в зубах. Но ведь я еще застегнута очень странно - держу ремень под мышкой, и они думают, что я не пристегнута. А мне грудь мешает! Но я же не буду им объяснять, что мешает грудь! (смеется)

- А узнают, когда останавливают-то?

Раньше, конечно, все гаишники знали в лицо, а сейчас уже другое поколение пришло. Совсем молодые мальчишки, ну чего я буду с ними разговаривать? Я с ними серьезно, только по делу.

- А чего вы боитесь в жизни больше всего?

Да я трусливая всегда была. После "Гусарской баллады" я очень стала бегать от людей. Сейчас, конечно, я более открытая. А тогда старалась как бы не нарываться на людей, и вместо того чтобы кокетливо общаться, пряталась. Потому что это все было очень неестественно - ты два года назад закончил школу, снялся в кино - и тебя сразу превращают в какую-то непонятную небожительницу и требуют от тебя невесть чего, ждут от тебя каких-то невероятных поступков, как хороших, так и плохих… Это все очень опасно, поэтому я старалась уйти от этого. И об этом нисколько не пожалела. Благодаря такой манере держаться у меня до сегодняшнего дня нет осадка от общения с людьми, а это очень трудно сохранить.

- Вы от пресловутого кризиса еще не пострадали?

А я все время в кризисе живу! (смеется) Вот у меня сейчас есть только 600 рублей - лежат в сумке. А завтра, может, еще где-нибудь найду. И никаких проблем. Я живу сегодняшним днем, и сбережений никаких не держу. Правда, вот бензин может закончиться - надо будет заправиться, но до зарплаты, думаю, доживу.

- А к Маше можете обратиться за финансовой помощью, если нужно будет?

Никогда. И она ко мне не обращается, и я к ней. И не потому, что мы такие принципиальные. Я-то знаю, что она меня в трудную минутку выручит, а сейчас чего дергать?

А кого из публичных людей - политиков, деятелей культуры, артистов - вы можете сегодня назвать настоящим гусаром?

Да я и не знаю, что это такое - гусарство. Но если я была "настоящим гусаром", то пусть все ко мне подтягиваются (смеется). Сейчас время абсолютно не гусарское - глобальное потепление. Нет дуэлей, лошадей, сабель. Честь и доблесть, в принципе, должны быть, но я их тоже пока не вижу. Мне вот кажется, что сейчас потеряно другое очень важное качество - совесть. Это даже на сегодня важнее, чем любовь. Допустим, ты не будешь очень уж любить, но если ты совестливый человек - многого себе не позволишь. А можно изображать любовь и быть абсолютно бессовестным, многое себе позволять, потому что "я люблю". Я считаю, что совестливость - это что-то от Бога, и у многих она растеряна.

ЗВЕЗДНАЯ СЕМЬЯ. Лариса Голубкина ро¬дилась 09.03.1940 г. в Москве. Лариса хотела стать актрисой с раннего детства. Закончила ГИТИС. В начале 70-х Голубкина вышла замуж за оператора и режиссера Николая Щербинского и вскоре родила дочь Машу. Но уже через два года этот брак распался, и отец с дочерью не виделись. К этому времени она уже давно была знакома с Андреем Мироновым, который, еще будучи 22-летним парнем, предлагал Голубкиной выйти замуж, но тогда она "не хотела близких отношений", и они остались хорошими друзьями. А в 1974 году Голубкина и Миронов снова пересеклись. В то время он уже был женат на актрисе Екатерине Градовой ("Семнадцать мгновений весны"), у них тоже была дочь Маша. Но и эта семья распалась. Миронов переехал к родителям. Тогда между актерами снова возникли отношения. Лариса и Андрей прожили вместе 14 лет. А 16 августа 1987 года Миронов умер. После его смерти Голубкина замуж так и не вышла. А две их дочери Маши от первых браков стали также известными актрисами. Мария Голубкина была замужем за известным шоуменом Николаем Фоменко, от которого у нее двое детей: 11-летняя Настя и 6-летний Ваня.

14 ФИЛЬМОВ, НО ЗАТО КАКИХ! Окончив в 1964 году отделение музыкальной комедии ГИТИСа, Голубкина сразу стала актрисой Центрального академического театра Советской Армии (ныне Российской Армии), там Лариса Ивановна работает и сейчас - уже 44 года! Когда юная Голубкина училась на втором курсе, Эльдар Рязанов предложил ей сняться в "Гусарской балладе". После триумфального дебюта Голубкину носил на руках весь Союз. Тогда последовали яркие роли в фильмах "Дайте жалобную книгу!", "День счастья", "Сказка о царе Салтане", "Освобождение", "Трое в лодке, не считая собаки" (единственная совместная работа с супругом Андреем Мироновым) и др. Фильмография актрисы насчитывает всего 14 картин, последняя из которых вышла на экраны всего 2 года назад. Это "Живописная авантюра", где Голубкина сыграла с дочерью.