Кто такой казачий атаман и чем он отличается от обычного человека? Кто такой атаман? Как ты понимаешь слова атаман насупленный ошеломило

АТАМАН

диал. вата́ма́н, укр. ата́ман, ота́ман. Др.-русск. ватаманъ (часто с 1294 г.). Срезн. (I, 231 и сл.) возводит к атаманъ, однако не может привести столь же старые примеры последнего. Ср. также польск. wataman у Папроцкого (1584 г.), по указанию Брюкнера, KZ 48, 172 и сл. В то же время в XVII в. часто атаманъ: "Смерть Скопина-Шуйского", "Азовск. Вз." и др., см. РФВ 56, 139. Согласно старому мнению (Mi. EW 5; Бернекер 1, 378; Преобр. 1, 9 и сл.; Брандт, РФВ 22, 124), эти слова, как и польск. hetman, восходят к нем. Hauptmann, раньше heubtmann. Это толкование сопряжено с фонетическими трудностями, поэтому Брюкнер (KZ 48, 172), Дашкевич (AfslPh 4, 545) и Смаль-Стоцкий ("Slavia" 5, 44) отделяют (в)атаманъ "старейшина" от группы hetman (см. ниже ге́тман). Брюкнер (там же) делает попытку возвести первое слово к тюрк. odaman "старейшина пастухов или казачьего лагеря", тур., крым.-тат. oda "солдатская артель", "отряд" (Радлов 1, 1121) и ссылается на протетическое в- в вата́га. Ср. сомнения Ягича (AfslPh 4, 545). Совершенно неприемлемо объяснение Горяева, ЭС 438: атаман из тюрк. ata "отец" и tuman "10000"; против см. Преобр. 1,9.

(Ср. еще Дмитриев, Лексикогр. сб., З, 1958, стр. 17. – Т.)

Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс


Значение

Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

атаман

атама ́н

м.

а) Высший начальник казачьего войска.

б) Начальник казачьей административно-территориальной единицы - округа, станицы и т.п., выполняющий военные, полицейские и административные функции.

2) разг. Главарь разбойничьей или воровской шайки.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

АТАМАН

1) предводитель вооруженного отряда…2) Высший начальник казачьего войска (войсковой, наказный, походный, кошевой атаман), начальник казачьей административно-территориальной единицы (окружной, отдела, станичный, хуторской атаман) или командир подразделения (куренной атаман).

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

атаман

АТАМА́Н, -а, м.

1. Высший начальник в казачьих войсках, а также военно-административный начальник в казачьих областях. Станичный а. Войсковой а. А. казачьего круга.

2. перен. Главарь, предводитель. А. разбойников.

| ж. ~ша , -и (ко 2 знач. ; разг. ).

| прил. ~ский , -ая, -ое.

Малый академический словарь русского языка

Вольные времена казачества

Ни для кого не секрет, что в нашей жизни очень многое зависит от того, кто и как руководит людьми. Общественные науки и человеческий опыт доказывают, что общества без власти не бывают. Что говорить о людях, когда даже в сообществах животных присутствуют отношения господства и подчинения! Но там это формируется на уровне инстинктов и, конечно, не рефлексируется. Люди же устроены так, что все время спорят по поводу властных, а значит, политических отношений, ругают и ненавидят или терпят и подчиняются.


Редко кто когда любит власть, редко вызывает она положительные эмоции. Возможно, все дело в человеке, его страстях и личных качествах. Кстати, мало кто выдерживает испытание властью. Но, тем не менее, власть будет существовать всегда. И здесь, скорее всего, важно то, как и на каких основаниях, эта власть организуется.

Нашей страны знает если и не уникальный, то удивительный способ взаимоотношений общества и власти. Причем способ, который пережил века. Во многих других структурах жизни он стал анахронизмом, и исследователи изучают его в исторической ретроспективе, рассматривая как что-то начальное, далекое от более высоких «сакральных» или «договорных» основаниях существования власти.

Это способ выбора обществом, по его мнению, лучшего представителя для руководства людьми в различных сферах жизни. Историческим примером здесь может служить казачество, где институт выборной атаманской власти прошел через века и долгое время был синонимом справедливого устройства взаимоотношения общества и власти.

Знаки атаманской власти (насека, шестопер, использовалась и булава)

Образ казачьего атамана для обычного человека - это всегда что-то очень сильное, яркое и красочное. За этим званием в сознании людском стоят несколько столетий воплощенной народной мечты о справедливом общественном устройстве и не менее справедливом управлении. Так получилось, что в наиболее законченных формах идея народного самоуправления была воплощена в казачьей общине и в должности выборного казачьего атамана.

Весьма интересно, что само по себе казачество прошло сложный путь эволюции, притом, что время его формирования было отнюдь не доисторическое. Всё происходило уже в хронологических рамках второго тысячелетия новой эры, то есть уже в эпоху письменной истории народов. А что касается должности казачьего атамана, так весьма примечательно, что она была выборной, срочной (на время) и очень ответственной. Ответственной во всех смыслах, притом что главный смысл может быть в ответственности перед обществом, перед теми, кто этого атамана выбирал, так как если обязанности исполнялись не должным образом, атаман переизбирался.

Вообще, откуда взялось само понятие «атаман»? Версий здесь несколько. Что может быть авторитетней официальной энциклопедии?... Слово «атаман», по мнению некоторых исследователей, восходит к польскому hetman, которое, в свою очередь, произошло от немецкого Hauptman, что значило «начальник» или «старший». Другие же считают, что «атаман» слово древнерусское, но также заимствованное из тюркских языков, где odaman означало «старейшина пастухов или казачьего лагеря». Кстати, в «Большой советской энциклопедии» говорится также про тюркские языковые источники.

Считается, что на Руси слово «атаман» впервые встречается в новгородских грамотах. В каком-то смысле перед нами опять вечная дилемма очень многого в русской жизни, особенно в историческом контексте. В данном случае это заимствование слова и спор идет, откуда, с Востока или Запада, оно к нам пришло. Но на самом деле это не так уж и важно…

Есть и другие интересные, иногда баснословные версии, но оставим их пытливым умам и договоримся, что определять атаманов будем мы именно вышесказанным образом.


Так выглядел атаман

Изначально атаманами казаки называли своих военных предводителей. Как уже было сказано выше, атаманская должность была выборной. Для этого казаки собирались в круг и путем голосования определяли себе вождя. Характерно, что выбранный атаман был хозяин в жизни и смерти казаков. Он представлял собой высшую власть, но, что важно, только во время похода. После возвращения казачьей ватаги в родные пенаты атаман складывал с себя полномочия и становился рядовым казаком, причем подсудным, как и другие члены казачьей общины.

Если атаман переставал быть высшей властью, то что представляла собой высшая власть в казачьем сообществе? И вот здесь надо сказать об удивительных вещах. Казачество как социальная структура было устроено достаточно интересно. Особенностью было, по-настоящему демократическое устройство казачьей общины. Высшим органом власти у казаков был войсковой круг (рада, коло). Именно на Круге происходили все значимые для казаков политические и иные решения. Круг соединял в себе все ветви власти, а именно законодательную и судебную, лишь на время военных походов, передавая власть исполнительную в руки атаманов. Но и здесь присутствовала еще одна особенность.

Как уже было сказано выше, атаман во время похода концентрировал в своих руках более чем только распорядительную, т.е. исполнительную власть. Его слово было законом, а его распоряжения в области наказания за какие-либо провинности обсуждению не подлежали и оспорены быть не могли, вплоть до смертной казни. Все претензии к атаману откладывались на потом, т.е. на возвращение из похода, после которого он (атаман) складывал свои полномочия, становился равен всем и подсуден как все, а к Кругу, который обретал вновь свои полномочия, казаки могли вновь апеллировать, если считали какие-то действия атамана несправедливыми или чрезмерными.

Старейшим в России является Донское войско. Официально установленное старшинство, т.е. здесь уместно сказать «как бы», начало войска ведется с 1570 г. Естественно, что история казачества насчитывает гораздо более длинную историю. Не вдаваясь особенно в подробности этого вопроса (особенно в баснословную его часть), скажем, что первые серьёзные упоминания о казаках появляются, по меньшей мере, в XIV в., а в дальнейшем связаны были с устройством юго-восточных границ Рязанского княжества.

Список известных по разным источникам донских атаманов с XVI по XX в. насчитывает более 60 человек. Это те, чьи имена вошли в официальную историю Донского войска. А были бесчисленные «неформальные» атаманы, поднимавшие казаков на «охоту за зипунами», на различные бунты и восстания против власти, на бесчисленные «воровские» походы на казачьи реки. В годы русской Смуты начала XVII в. казачество и крестьянство, которое тоже хотело стать казаками, дали такое количество атаманов, которое невозможно исчислить. И надо сказать, что принципы организации власти, что у «голутвенных» казаков, что у так называемых «официальных» казаков продолжали оставаться неизменными.

Пройдемся по некоторым персоналиям. В Донском войске отметим как неизвестных, так и получивших всемирное признание атаманов. Начнем с XVI в., т.к. до этого известных по именам казачьих атаманов не находится. У Н.М. Карамзина находим под 1549 г. информацию о неком Сарыазмане, казачьем атамане, который, кстати, уже был с войском подданными Ивана Грозного, так вот они «завладели сею рекою (Доном) до самого устья, требовали дани с Азова, воевали ногаев, Астрахань, Тавриду (Крым); не щадили и турков, обязывались служить вдали бдительной стражей для России».


Казак из ранней эпохи с головой ногайца

И хотя немного известно о первом донском атамане, все же он попал в переписку глав государств, содержание которой во многом показывает накал взаимоотношений и дипломатические коллизии, возникавшие на почве действий казаков. В грамоте 1550 г. посланной от ногайского правителя Юсуфа Ивану Грозному говорится о Сарыазамане: «Холопи твой, нехто Сарыазман словет, на Дону в трех и четырех местах городы поделали, да наших послов и людей…забирают, иных до смерти бьют…» Царь Иван отвечал, что, мол, «те разбойники… живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы не один раз посылали, чтобы их переловить, да наши люди добыть их не могут». И далее царь лукаво предложил, мол, ты Юсуф, поймай их сам да в Москву пришли, здесь мы этого Сарыазмана с другими ворами и казним.

Этот момент очень интересен. Известно, что считается, что служба казаков, в частности донских казаков русскому государству начинается именно в XVI в. при Иване Грозном. Но служба эта была очень своеобразна. До XVIII в. донские казаки были с русским государством как бы в равных отношениях. То есть напрямую подчинения казачеству царской власти не было.

Казаки общались с московским царством на равных, их станицы, бывавшие в Москве, имели по существу, дипломатический статус. Это происходило по тому, что центральная власть, с одной стороны, не могла сильно влиять на казаков, а с другой стороны, была очень заинтересована в прикрытии своих юго-восточных границ со стороны Дикого Поля. Именно поэтому, между Москвой и казачеством сложились весьма своеобразные отношения. Казаки по клятве-присяге обязались защищать рубежи Московского государства, за это государство платило жалованье, хлебом, деньгами и иными материальными благами, например, оружейными припасами, в которых у казаков всегда был недостаток, т.к. изначально хозяйством они не занимались.

Основным занятием казачества была война. Но во внутренние дела казачества власть не совалась, что и предопределило дальнейшую эволюцию казачества. Оно изначально было очень самостоятельным, в отличие от многих других подданных царя, были лично свободными, обладали в связи с этим чувством собственного достоинства, и к тому же были способны к самоорганизации.

Правда редкость употребления имени первого известного донского атамана некоторыми исследователями ставит самого его под сомнение. Например, Е.П. Савельев выводит имя из иранского языка, где «сарыазман» означает «удальца». Есть и другие версии, но уже подтверждающие общеизвестную точку зрения и лишь уточняющие её.

Как казачество делится, по сути, на раннее татарское и более позднее синтезированное из разных народов, так и Сарыазман, возможно был татарином или русским, носившим татарское прозвище. И для Московского царства и для друзей-противников его казаки в целом, а Сарыазман в частности, были разбойниками, но для русского государства «нашими», а значит почти «хорошими» разбойниками, а для других - «чужими», «московскими», а значит «плохими», «лихими» людьми. Но, собственно так всегда и бывает в большой внешней политике. Для нас же главное, что в XVI в. наконец прозвучало реальное имя казачьего предводителя. И звали его Сарыазман.

Казачьи атаманы были ключевыми участниками всех войн Российской Империи. Их роль часто занижается, но с их именами связаны важнейшие события истории России.

1. Ермак

О , несмотря на масштабность этой фигуры, мы знаем не очень много. Не знаем даже точного места его рождения. Ермак был в народном сознании неким полулегендарным персонажем, «народным заступником». В Кунгурской летописи про него сказано, что он грабил и разбойничал на Оке скопом в 5000 человек, затем на Волге, уже с 7000 казаков, затем хотел идти на Персию...
Не знаем мы и того, как погиб Ермак. Одно известно точно: никакой «кольчуги и шубы с царского плеча» на Ермаке не было. Иван Грозный до этого пожаловал Ермаку сукно и золотой, и приказывал Ермаку возвращаться.

2. Михаил Черкашенин

Атаман Черкашенин со своими казаками внес огромный вклад в победу в , когда были повержены войска Девлет-Гирея. Это был ключевой момент русской истории - если бы ослабленная Ливонской войной и чумой Россия проиграла, это изменило бы ход истории.
Черкашенин был одним из главных атаманов времен Ивана Грозного, он участвовал в обороне Полоцка и Пскова от войск . Про его храбрость складывались легенды. Считалось, что атаман заговорен от пуль, и даже летописец записал, что он заговаривает вражеские ядра. О смерти атамана летописец написал «Да тут же убили Мишку Черкашенина, а угадал себе сам, что ему быти убиту, а Псков будет цел. И то он сказал воеводам.»

3. Кондратий Булавин

Атаман Кондратий Булавин был очень недоволен тем, что казакам запретили добывать соль на Бахмутских промыслах и тем, что Петр I издал указ о насильном возвращении беглых крестьян, поэтому в 1707 году собрал войско и пошел воевать с царем. Так называемое «булавинское восстание» длилось целых два года, в 1708 году Булавин был убит в результате заговора, но восстание не утихло. Руководство им перешло к Игнату Некрасову.

4. Игнатий Некрасов

Принял за Булавиным руководство восстанием, собрал казачий круг, но единое решение по дальнейшим мерам так и не было принято. Войска Некрасова были в итоге разбиты царскими и он сначала , которая в то время была на территории Крымского ханства, а потом и вовсе - перешел в Турцию.

Переход казаков-игнатовцев под турецкие стяги зафиксировал Пушкин: «Со стороны турков замечены были копья, дотоле у них не бывалые; эти копья были русские: некрасовцы сражались в их рядах».

5. Яков Бакланов

В казачьих песнях, посвященных Бакланову, упоминается «страшный баклановский удар» - Яков Петрович был известен тем, что разрубал шашкой всадника пополам от плеча до луки седла.
Герой Кавказской войны, Бакланов был первым, кто своим личным знаменем сделал флаг чёрной ткани, на котором был изображён череп с перекрещёнными костями и круговой надписью из «Символа веры»: «Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь». На горцев это знамя действовало самым решительным образом.
Один из очевидцев писал: «Где бы неприятель ни узрел это страшное знамя, высоко развевающееся в руках великана-донца, как тень следующего за своим командиром,- там же являлась и чудовищная образина Бакланова, а нераздельно с нею неизбежное поражение и смерть всякому попавшему на пути».

6. Наум Васильев

У атамана Наума Васильева (Шелудяки) мы не знаем ни даты рождения, ни даты смерти, но знаем, что он был атаманом Донского войска, в 1637 году участвовал во взятии Азова, руководил его обороной от турецко-татарских войск и время от времени возглавлял вылазки. Шелудяк ездил несколько раз в Москву в качестве атамана казачьей станицы с известием об удержании казаками Азова. В 1656 году атаман принимал участие в штурме Азова, но на этот раз взять его не удалось.

7. Иван Галкин

Иван Галкин был основателем Илимского, Усть-Кутского и Баргузинского острогов.
Также Галкина можно считать и одним из основателей Якутска. При нём 6 февраля 1638 года было учреждено Якутское воеводство, независимое от Енисейского. Якутск впервые получил статус столицы.

8. Епифан Родилов

Несмотря на то, что Епифана Родилова несколько раз «снимали» с должности атамана , слава о нем гремела и он становился атаманом снова. Он участвовал в нескольких штурмах Азова, а весной 1627 года Родилов возглавил морской поход объединенного отряда донских и запорожских казаков на побережье Турции. Казачья флотилия внезапно появилась в окрестностях Стамбула. Они ворвались в бухту Золотого Рога и подожгли стоявшие военные и торговые корабли турок. В турецкой столице казаки «навели немало шороху», после чего скрылись так же быстро, как и появились. Но уже в приличной добычей.

9. Захарий Чепега

Захарий Чепега, казачий атаман Черноморского казачьего войска, был необычным казаком: у него был дом, у него были крепостные, но в этом доме Чепега бывал редко - все больше воевал. Казаки-черноморцы под его командованием особо отличились при взятии Очакова, укрепленного острова Березань, Гаджибея, Аккермана, Бендер. В 1790 году казаки показали ни с чем не сравнимое мужество при штурме Измаила.
Также Чепега принимал самое деятельное участие в переселении черноморских казаков на Кубань (для защиты границы), и в усмирении Польского восстания 1794 года. За успешный штурм предместья Варшавы - Праги - Чепега был награжден орденом св. Владимира 2-го класса.

10. Михаил Татаринов

Имя атамана Михаила Татаринова вошло в российскую историю - под его руководством донские и запорожские казаки в 1637 году осадили и взяли крепость Азов.
В этом походе участвовало около 4000-4500 человек (из них запорожских казаков было одна тысяча).
После взятия Азова Татаринов попросил московского царя Михаила Фёдоровича взять взятый турецкий Азов под свою власть, но царь отказался - не хотел войны с Османской империей. У казаков началось знаменитое «Азовское сидение».

11. Матвей Платов

Войсковой атаман войска Донского, граф, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года. Самый известный атаман не только на Дону, но и во всей России и в мире. Герой русских войн конца XVIII - начала XIX веков. Именно Платов возглавлял задуманный Павлом Первым Индийский поход, именно Платову подчинялись все казачьи формирования за границей во время войны с Наполеоном, именно Платов ездил в Лондон с императором для заключения мира.

Донской казак стал для британцев живой легендой. Очевидцы тех событий рассказывали, что однажды толпа после богослужения вынесла Платова из храма на руках и несла до самой кареты. Визит атамана в театры приостанавливал представление. На казаков в Лондоне началась мода, так стали называть себя и британцы. В том числе и знаменитый лорд Байрон как-то заявил: «А я казак!».

12. Иван Заруцкий

Заруцкий - фигура в русской истории далеко не однозначная, но от этого ещё более масштабная. Он был фаворитом Марины Мнишек в 1608 - 1614 годах и наиболее вероятным настоящим отцом её сына - Ивана Лжедмитриевича Ворёнка. Именно его Иван Заруцкий видел на русском престоле.
Однако, не сложилось. Сил Заруцкого не хватило для оказания достойного сопротивления в Астраханском кремле, и он в мае 1614 года с Мариной Мнишек и её сыном бежал на Яик, где и укрылся на Медвежьем острове, но был там после боя захвачен.
6 июля 1614 года Заруцкий был привезён в Астрахань, а оттуда вместе с Мариной Мнишек и её сыном был отправлен в Москву. «На Москве же тово Заруцково посадиша на кол, а Ворёнка повесиша, а Марина умре на Москве»

13. Корнилий Яковлев

Жизнь Корнилия Яковлева опредленно достойна экранизации. Драматизма её сюжету придаст то, что атаман был крестным отцом Степана Разина и главным его противником. Именно Яковлеву удалось победить крестника и взять его в плен. Атаман верно служил царю и именно с него пошла казачья традиция присягать на верность новому государю.

14. Степан Разин

Человек-легенда. Свою мифологичность атаман Степан Разин поддерживал. Так, Разин распускал о себе слух, будто с его войском следуют наследник царя Алексей Алексеевич (на деле умерший) и опальных патриарх Никон. Первые два корабля из плывших по Волге были накрыты красной и черной материей: на первом якобы находился царевич, на втором - Никон. Агитационная политика Разина была настолько успешной, что царь даже допрашивал Никона о связи того с бунтовщиками.
Чем это все закончилось мы знаем. Разин был прилюдно казнен.

15. Павел Граббе

Атаман Павел Граббе прославился во время Кавказской войны взятием неприступной твердыни горцев - крепости Ахульго, где была резиденция Шамиля. Крепость была расположена на отвесных скалах и с трех сторон окружен рекой. 12 июня 1839 года Ахульго был осажден 13-тысячным русским отрядом под командованием генерал-лейтенанта Граббе. Защищали Ахульго около 2 тысяч горцев. После 70-дневной осады Ахульго был взят. Русские войска потеряли 500 человек убитыми и 2500 человек ранеными; горцы около 2000 убитыми и пленными.

Взятию считавшегося неприступным аула была посвящена первая и, к сожалению не сохранившаяся панорама Франца Рубо «Штурм Аула Ахульго».

16. Алексей Каледин

11 февраля 1918 года прославленный герой Первой мировой, атаман Каледин сделал выстрел, во многом определивший историю. После Февральской революции Каледин на Дону выступил против разрушения армии, его, впервые за 300 лет избрали сами казаки на Войсковом круге. После Октября Каледин выступил против большевиков и Советов на Дону. При нем в Новочеркасске началось создание Добровольческой армии и всего Белого движения. В 1918 году атаман не смог мобилизовать казаков, и после заседания Донского правительства застрелился. Но после его выстрела Гражданская война на Дону обрела новую форму - массовой борьбы против Советской власти.

Атаман Семенов долгое время был «врагом народа» и одним из главных злодеев советской пропаганды. Это не удивительно - он был для большевиков не только врагом ратным, но и врагом идеологическим. Семенов стал автором идеи «россизма» - цементирующей русское общество идейной устремленности, противоположной коммунизму. В 1938 году он даже написал тезисы «россизма».

Несмотря на националистические настроения, атаман Семенов в своих войсках следовал принципу космополитизма. Так, им был создан даже Еврейский пехотный полк. Отправляя своих многонациональных казаков на Первую мировую, Семенов писал: «Пробудить совесть русского солдата, у которого живым укором были бы эти инородцы, сражающиеся за русское дело».

19. Иван Краснощеков

Слава об атамане Краснощекове гремела в народе. О Краснощекове сложено немало казачьих песен и стихов. Ещё в молодости он прославился как отважный «гулебщик», то есть охотник до набегов с Дона на соседние земли татар, ногайцев и закубанских горцев. Казачьи предания передают потомству о подвиге-единоборстве Краснощёкова с черкесским богатырем Овчаром, которого он убил и, завладев его конем, развел на Дону «овчарскую» породу лошадей. В 1740 году первым из донских казаков был пожалован чином бригадира.

20. Петр Краснов

Из-за сотрудничества с Третьим Рейхом остался в истории как атаман-предатель, но личностью Петр Николаевич был неординарной. Он написал больше 20 книг. В Германии во время Великой Отечественной войны Петр Краснов, будучи уже в преклонном возрасте, выступал с антирусских позиций. В 1944 году, в Постдаме он говорил: «Казаки! Помните, вы не русские, вы казаки, самостоятельный народ. Русские враждебны вам. Москва всегда была врагом казаков. Давила их и эксплуатировала. Теперь настал час, когда мы, казаки, можем создать свою независимую от Москвы жизнь».
16 января 1947 года Петр Краснов был казнен в Москве.

У степных народов, предводитель казаков или (устар.) вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

По одной из версий, слово происходит от тюркского слова «ата» - «отец»/«дед» с личным окончанием «ман» ("мен/мэн - я) и буквально означает «я ваш отец». Аналогами титула «атаман» являются такие обращения к старшим и начальникам как батя-командир , батюшка-царь, батька-атаман (ср. с турецким «ага» или «офицер », от «ага» - старший, старшина).

Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств. Так у Соловьева находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим атаманом» .

Этимология

Слово «Атаман» имеет несколько версий происхождения.

История

История Всевеликого Войска Донского согласно А. С. Пушкину [ ] начинается во времена борьбы за власть между Тамерланом и Тохтамышем и распада Великого Степного Войска-Орды и его Войсково-Ордынской Державы (Золотой Орды) на землях возле Волги и Дона. Именно тогда, в условиях царившей анархии и беззакония на этих землях начинается самоорганизация местного христианского населения в казачьи отряды, ядро которых составили бывшие русскоязычные войны-христиане, дезертиры из распадающегося Великого Степного Войска-Орды. Со временем, к казачьим отрядам начали также присоединяться тюркоязычные жители этого региона [ ] .

Поэтому нет ничего удивительного, что своих начальников донские казаки продолжали называть атаманами. Главный предводитель всего Войска Донского назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом - народным собранием всего казачьего войска. На этих общественных сходах на открытой площади, казаки действительно составляли из себя круг, стоя без шапок в знак уважения к месту и случаю. Выборы происходили ежегодно и решались большинством голосов. Зачастую на выборах происходила борьба партий, которая среди этой необузданной вольницы нередко заканчивалась кровопролитной схваткой ожесточившихся сторон.

В помощь войсковому атаману избирались ещё два войсковых есаула , а для ведения письменной части - войсковой дьяк . Войсковой атаман был лишь исполнительным органом войскового круга, самостоятельной власти он не имел никакой. Блюститель порядка и исполнитель решений круга, он по собственному почину ничего не мог и не смел предпринимать, в противном случае ему грозило позорное лишение должности, а иногда и суровая казнь.

Войсковой атаман обыкновенно докладывал в кругу дела и возбуждал вопросы, требовавшие решения всего войска, для чего он вместе с своими есаулами выходил на середину круга, но это не было его исключительным правом: всякий казак мог выступить в середину и предлагать вопросы на суд народный. Голос атамана был равен голосу всякого другого казака: он имел вес лишь постольку, поскольку подкреплялся личной доблестью атамана и уважением, которое к нему питало войско. Сложив с себя звание по окончании выборного срока, атаман поступал в общее число войска и уж ничем не отличался от рядовых казаков. По образцу этого общего войскового управления начали в конце XVI столетия складываться и частные управления в городках. Всякая казачья община, жившая в городках или зимовищах, равно и посланная куда-либо (например, в Москву за царским жалованьем), именовалась станицей и имела своего станичного атамана.

Но не одних начальников своих и должностных лиц казаки называли атаманами; всякого доблестного казака, выдававшегося своей удалью и отвагой, честили атаманом. Атаман - это цвет казачества, высшее сословие войска, но это не было сословие замкнутое: право называться атаманом давалось не рождением, а приобреталось личной доблестью и славой. Этим значением слова «атаман» объясняются формулы царских грамот , отправляемых на Дон. Так, например, в царствование Иоанна Васильевича и Феодора Иоанновича в грамотах (после титула) писали: «на Дон Донским атаманам и казакам» или даже «на Дон Донским атаманам (следуют имена их) и всем атаманам и казакам». Это же значение слова «атаман» отразилось в поговорках «из рядовичей в атаманы выходят», «терпи казак, атаманом станешь» в традиционном обращении к казакам «Атаманы - молодцы!», в сохранившемся обычае всякого казака честить «атаманом».

Сословие атаманов

Но с течением времени дело изменилось: возникло на Дону целое сословие атаманов, резко отделявшееся от народа и рядовых казаков. Впрочем, наряду с этим, слово «атаман» и в смысле начальника и должностного лица, и в смысле просто знатного казака начинает заменяться словом «старшина» . Впервые название старшины упоминается в 1649 г. в донесении дворянина Андрея Лазарева в Посольский приказ , где слово это употреблено вместо «атаман». Далее в показании, данном в Посольском приказе станичным атаманам Козьмой Дмитриевым, приехавшим с Дону в Москву в 1655 г., между прочим говорится, что начальником казаков в морском походе был старшина Павел Нескочихин. После этого весьма часто встречается в актах название старшины, которое означало то же, что и атаман. С 1680 г. название «атаман» весьма редко встречается в актах, кроме одних только грамот, в коих обыкновенно писали: «на Дон в нижние и верхние юрты атаманам и казакам, войсковому атаману (такому-то) и всему войску Донскому»; в донесениях же в Посольский приказ разных чиновников , бывших на Дону, атаманов всегда называли старшинами.

При Петре I название старшины сделалось столь общим, что и само Войско Донское в донесениях своих к государю именовало знатных людей старшинами: «и мы, выбрав в кругу, - доносили государю казаки в 1705 г., - старшин Максима Фролова, Василья большого Познеева, Ефрема Петрова и прочих…». Из современных актов не видно, в какое именно время название старшин обратилось в звание сословное и чин. Надо полагать, что это последовало в середине XVII столетия, когда число казаков значительно умножилось, возникли постоянные и обширные селения, появились богатые и бедные, проникли в среду казаков роскошь и честолюбие.

Классовость в казачестве

Атаманы и старшины, как первенствующий класс войска, естественно имели перевес над прочими казаками, отличаясь богатством и умом, и потому они постепенно присвоили себе навсегда преимущества, сопряжённые с временной должностью, и поставили себя в положение, резко отличавшее их от всего войска. Власть и значение старшин усиливались по мере того, как ограничивались вольности казацкие; вскоре по восшествии на престол Петра I они мало-помалу сосредоточили в своих руках права круга.

Этому способствовали разные обстоятельства, но главным образом беспрерывное снаряжение казацких отрядов в состав московского войска под начальством старшин и назначение войскового атамана властью государя. Возведение в звание старшин зависело от войска, оно же за преступления и лишало этого достоинства, но в 1754 г. запрещено было Войску Донскому производить в старшины без представления в военную коллегию . Наряду с возникновением отдельного сословия старшин расширялась и усиливалась власть войскового атамана. Со второй половины XVII в. он является уже прямым начальником казаков в дни мира и брани. К нему перешли разного рода дела по внутреннему управлению и внешним сношениям, которые до того ведались одним лишь войсковым кругом: он разбирал тяжбы, защищал от обидчиков, разделял царское жалованье между казаками, принимал послов турецких, татарских и калмыцких, вёл с ними предварительные переговоры и лишь окончательное решение передавал на суждение круга.

Должность войскового атамана оставалась выборной до 1718 г., выборным и наказным (назначенным) атаманом Всевеликого Войска Донского ( -) был Войсковой писарь П. Е. Ромазанов (? - 1718), а с той поры она замещалась по назначению от правительства, то есть атаманы уже не избирались. Первым войсковым атаманом, назначенным царским указом , был Василий Фролов, по смерти его в 1723 г. определён был на место его старшина Андрей Лапатин, в 1735 г. назначен был Иван Фролов, в 1738 г. - Данило Ефремов. С того времени назначение войсковых А. зависит от высочайшей власти. Войсковые атаманы в знак достоинства своего искони носили в руках «насеку» (трость), которую они, оставляя должность, передавали вновь избранному в это звание с особенной церемонией. Пётр Великий, желая придать войсковым атаманам более важности и власти, пожаловал в 1704 г. Войску Донскому

Кто такой атаман и какое значение слова «атаман» Вы узнаете из этой статьи.

Кто такой атаман?

Атаман — это служебное выборное лицо в Запорожской Сечи на протяжении XVI — XVIII веков. Атаман возглавлял всю сечевую организацию или отдельную Военно-административную единицу — шалаш. Если же случалось так, что атаман не избиралась по отдельным причинам, а был назначен, например, во время военного похода, то его называли наказным атаманом. В Гетманщине на протяжении XVII — XVIII веков существовали также должности городовых, сельских и сотенных атаманов.

Что означает слово «атаман»?

Понятие атаман означает с тюркского языка «отец людей». Кочевники ранее называли так старейших представителей своего рода. Также есть другая версия, согласно которой слово атаман происходит от немецкого слова «Нarter Mann», что означает «крепкий человек». С XVI века атаманами стали называть выборного или назначенного главаря казацкого войска.

Атаман — это выборное лицо, возглавляющее шалаш. Он ведал хозяйством и средствами куреня, решал абсолютно все вопросы, касающиеся жизни и быта казаков.