Х. Сравнительное богословие. Глава I. Основные особенности католического вероучения, отличающие его от других христианских исповеданий

100. Римо-католический догмат об абсолютной и единоличной власти Римского епископа над Церковью и его непогрешимость. Предпосылки учения. Православная критика.

    Основные особенности учения протестантизма.

99. Основные догматические и обрядовые отличия римо-католиков.

С IX в. началось и в XI в. окончательно совершилось отпадение от единства Вселенской Церкви западной ее части во главе с Римской кафедрой.

Сохранив существенные черты древней неразделенной Церк­ви, Римско-католическая церковь приобрела со времени отпаде­ния ясно обозначившиеся особенности в догматах, обрядах, уст­ройстве церковного управления, дисциплине и канонах. В отличие от Восточной Церкви, Римско-католическая Церковь акцентирует развитие догматического учения Церкви и возможность восполне­ния его путем провозглашения новых догматов.

Основные разногласия между обеими Церквами в вопросах догматического характера , изложенные в хронологическом поряд­ке их возникновения, сводятся к следующему:

1. Учение об абсолютной, единоличной власти Римского епис­копа (папы) над Церковью.

2. Учение об исхождении Святого Духа "и от Сына". Православная Церковь учит, что Дух Святой исходит от Отца и почивает на Сыне, Сыном посылается в мир, чрез Сына преподается нам в Церкви и справедливо именуется как Духом Отца, так и Духом Сына. Превечной причиной бытия Св. Духа, по православному разумению догмата о Св. Троице, является только Отец, ибо в Троице есть только одно ипостасное Начало.

Два эти пункта расхождения римского католицизма с право­славием и были причиной разделения церквей в Х I в. Логическим выводом из учения об абсолютной, единолич­ной власти папы над Церковью было учение об учительной не­погрешимости папы , сформулированное как догмат на I Ватиканс­ком Соборе 1870 г.

3. После разделения Церквей в Римско-католической Церкви сложилось учение о спасении , включающее учения о первородном грехе и об удовлетворении Богу за грехи, и связанные с ним уче­ния о чистилище, сокровищнице заслуг и индульгенциях.

Римско-католическое учение о спасении

Вопрос о спасении человека - важнейшая часть христиан­ского вероучения, и именно в понимании спасения лежит одно из самых существенных вероисповедных расхождений Православия и Католичества.

Сущность спасения, по православному учению , состоит в том, что Господь Иисус Христос даровал нам силу, которой мы по­беждаем нападения диавола и делаемся свободными от страстей. Способ совершения нашего спасения - внутреннее развитие, постепенно совершающееся в человеке действием благодати Божией.

В католической же сотериологии получил преобладание раци­оналистический юридизм: в учении об искуплении, последствиях первородного греха, в теории сатисфакции. И здесь юридическое, внешнее, идея заслуги, удовлетворения, зачета получает преобла­дание над нравственным и органическо-мистическим учением о нашем спасении через воплощение, страдание и воскресение Сына Божия и через наше внутреннее органическое участие в его искупительной жертве и Его просветленной жизни. Главная опас­ность юридического учения для духовной жизни католика именно в том, что при желании человек может ограничиться только вне­шним деланием.

Римско-католическое учение о спасении говорит, что Бог, оскорбленный грехом человека, гневается на него и потому посылает ему наказания; чтобы обратить гнев Божий на милость, необходимо принести Богу удовлетворение за грех, - таково в общих чертах римско-католическое понимание сущности наших взаимоотношений с Богом. Спасение здесь мыслится, прежде всего, как избавление от наказаний за грехи. В православии спасение понимается, прежде всего, как избавление от самого греха. От человека-грешника Бог требует не удовлетворения за грехи, а изменения образа жизни - рождения в новую жизнь. Таким образом, в православии дело спасения мыслится в нравственном смысле, в римском католицизме - в юридическом.

Основные представления о спасении в христианстве условно делятся на два типа, которые иногда называются «органическая» и «юридическая» теории спасения . В православной традиции, а также работах до раскола церквей на западную и восточную преобладает первый вариант, в католицизме и протестантизме – второй.

Концепция спасения в православии

В православной традиции грех понимается не столько как вина, сколько как болезнь (рана). ”Грех делает нас более несчастными, чем виновными”, - преп. Иоанн Кассиан (ок. 360 - ок. 435). Спасение с этой точки зрения состоит в изменении / исцелении природы человека, которая «тленна, смертна, страстна». (Конститутивные изменения в человеческой природе, предполагается, произошли в результате разрыва непосредственной связи человека с Богом (библейский сюжет грехопадения).) Очень краткая формулировка «органической» теории спасения такая. Христос, Богочеловек, есть Бог-Слово, который воплощается, т.е. принимает на себя человеческую природу (больную, смертную и т.д.) и через страдания, через смерть восстанавливает эту природу в самом себе (через смерть и воскресение). Это восстановление в самом себе имеет важнейшие последствия для всей последующей жизни, т.к. открывается возможность, которой не было в человечестве до того времени, а именно возможность духовного рождения каждого человека, принимающего Христа как спасителя. В отличие от первого рождения («естественного»), второе сопряжено с сознанием и волей человека и связывается с само определением человека. (Обычно в этом контексте христианские авторы цитируют, среди прочих, слова из Откровения Иоанна Богослова: «Се, стою у двери и стучу, – говорит Господь, – если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему». (Отк., 3, 20).) Причем это самоопределение рассматривается не только в рамках «этой» жизни, но и в эсхатологической перспективе (т.е. в перспективе Страшного Суда и последнего выбора человеком своей участи). Т.е. хотя человек не становится избавленным от морального зла или физического, от болезней, смерти (это очевидно, мы до сих пор и смертны, и несовершенны в других отношениях), но возможность полного, решительного и окончательного освобождения воскресением Христа человеку, согласно этому подходу, была предложена. Поскольку последний выбор в эсхатологической перспективе есть выбор между «быть с Богом или без Бога», то отсюда следует то особое значение, которое придается именно признанию Христа как спасителя и выбору «быть с Христом» в этой жизни (а не просто, скажем, деланию добрых дел). С этой точки зрения спасение – это не столько, что произошло, сколько то, что может произойти. Как сказал один православный автор (прот. Д.Смирнов), в Царство Божие никого насильно не тянут. Для спасения человека поэтому требуется то, что в православии называется синергия – кооперация/ совместное усилие человека и Бога в деле спасения (Бог не может спасти человека без его участия).



Концепция спасения в католицизме

В 13в. в католицизме появляется ряд новых концепций, которые определяют официальную доктрину спасения католицизма вплоть до наших дней.

Рассмотрим содержание главных идей. Важной для формирования этой доктрины явилась норма средневекового (и античного) права, согласно которой степень вины за правонарушение определяется не только самим содержанием правонарушения, но и тем против кого оно было совершено. Так, одно и то же противозаконное деяние, совершенное, скажем, против крестьянина и против короля обладает, с этой точки зрения, предполагает совершенно разную степень виновности. Кроме того, любая вина всегда предполагает определенную меру наказания по принципу: чем тяжелее вина, тем суровее наказание (с возможными отягчающими или смягчающими обстоятельствами). Далее, грехопадение человека мыслится как противозаконное действие, совершенное против Бога, Абсолюта, а значит, такое правонарушение влечет за собой бесконечную виновность. Значит, никто из людей (ни персонально, ни совокупно все человечество) не способен понести наказание, соразмерное совершенному преступлению. Значит, удел людей – оставаться навсегда проклятыми (на библейском языке «проклятие» значит «отделение», «отсечение»). Но для восстановления связи с Богом это необходимо.

Грехопадение, таким образом, положило между Богом и человеком преграду правового характера , т.е. осмысление этого отделения человека от Бога мыслится в терминах права: вина, виновен, наказание, для снятие вины необходимо претерпеть некоторое наказание, т.е. надо искупить вину, принести удовлетворение (сатисфакцию ) правосудию Божию, последнее – ключевое выражение католической сотериологии.

Так вот, поскольку люди не способны принести нужную для прощения меру удовлетворения правосудию Божию (ибо мера в данном случае бесконечна), то Бог Сам приносит от имени людей такую жертву ради восстановления правосудия. «Сам приносит» означает, что Бог, став человеком, (точнее воплощается вторая ипостась) сам претерпевает страдания (на кресте). Такая жертва соразмерна совершенному преступлению и тем самым человечеству прощен первородный грех.

Если Христос приносит удовлетворение правосудию Божию за грех Адама, то каждый человек должен принести личное удовлетворение правосудию Божию за свои личные грехи (т.е. что-то претерпеть, что-то совершить в порядке искупления данного конкретного совершенного греха). Если человек совершает такие искупления грехов, он приобретает заслуги . (Опять-таки, специфически католическое представление.) искупление всех грехов является условием спасения.

А что будет, если человек будет совершать богоугодные дела, не необходимые для его спасения? Ответом на этот вопрос является важнейшее учение католицизма о сверхдолжных делах . С точки зрения католического богословия в учении И. Христа следует различать заповеди (praecepta) и советы евангельские (consilia): первые предписаны всем как обязанности, вторые предлагаются как средства достижения высшего, необязательного совершенства. (Например, принятие монашества необязательно для спасения, но является средством для достижения высшего совершенства.) Кто исполняет советы, тот, по учению католической церкви, исполняет дела сверхдолжные , которые для самих совершителей их не необходимы. Такой человек приобретает сверхдолжные заслуги. Любой человек, если он ревностно живет по-христиански и совершает как можно больше добрых дел, приобретает все большее количество заслуг. У Христа их бесконечно много. У Девы Марии практически тоже бесконечно («почти» бесконечно). У святых их много. Но и у «простых смертных» могут быть сверхдолжные заслуги.

Сверхдолжные дела образуют некую сокровищницу (thesaurus, буквально ящик), сокровищницу добрых дел. Все сверхдолжные добрые дела поступают в пользу членов церкви в силу таинственного союза, связующего их с церковью небожителей и самим Христом, как Главою церкви. Папа Римский, как наместник Христа, имеет право перераспределять заслуги и вменять заслуги одних (из сокровищницы добрых дел) – другим. Такое перераспределение осуществляется в порядке снисхождения к грешнику. Это снисхождение, или прощение, по латыни называется indulgentio. Данное учение возникло в XIII в. и подробно развито в сочинениях Альберта Великого, Фомы Аквината, Бонавентуры, Дунса Скота и Беллармина. В тесной связи с учением о сверхдолжных заслугах находится католическое учение об индульгенциях.

Концепция спасения в протестантизме

Протестантизм поставил естественный вопрос католической доктрине спасения: неужели у Христа хватило заслуг только на то, чтобы освободить человечество только от первородного греха? Конечно же, их больше. Протестантизм утверждает: Христос своей жертвой принес полное удовлетворение Богу-Отцу за грехи мира и каждый верующий освобождается не только от греха первородного, но и от всех личных грехов. (Отличие от католицизма: в католицизме приносится удовлетворение только за (уплачен только) первородный грех.) Освобождается так: верующий оправдывается . «Формула согласия» говорит «Сын Божий уплатил за все наши грехи» . Отсюда известная протестантская формула «верующему грех не вменяется в грех». (выделено мной – О.Н.) (Опять-таки правовое понятийное поле: грех есть, существует / может быть , но судебный процесс по нему не открывается.) Для спасения достаточно поверить в Христа как в Спасителя. В упомянутой "Формуле согласия" говорится: "Нужно отвергнуть мнение, будто добрые дела необходимы для спасения». Разумеется, добрые дела в протестантизме остаются необходимыми, но не для спасения, а для проявления благодарности по отношению к Богу за мое спасение.

Таким образом, оправдание понимается как правовой вердикт. Процесс спасения идет не во мне, а надо мной. С протестантской точки зрения не человек меняется (в результате искупительной жертвы Христа), а Бог в результате нее меняет Свое отношение к человеку. В человеке перемена лишь в том, что раньше он подлежал наказанию и был в страхе, а после пронунциации он - "радостное, ликующее дитя Божие". Даже сама вера человека не есть результат его деятельности. В «Кратком Катехизисе» Лютера об этом сказано так: “Я верую, что не могу по собственному разумению или своими силами уверовать в Иисуса Христа, Моего Господа, или прийти к Нему. Но Святой Дух призвал меня через Евангелие, просветил меня Своими дарами, освятил и сохранил меня в истинной вере» Т.е. здесь спасение – это не акт изменения человека , а это акт изменения Бога . Не человек изменяется в спасении, а Бог .


Не считая сюжетов любовных похождений, которыми изобилуют рассказы о языческих божествах (и Зевс, как вы, наверное, помните, любил «по бабам бегать», у Кришны, 8-й аватары Вишну, было, согласно пуранам, 16 100 жен и т.д. и т.п.)

Он может быть милостивым и милосердным, как утверждает ислам, и это означает, что раскаявшихся Аллах карает не в полную меру. Т.е. смягчающие обстоятельства возможны, но наказание, к которому взывает и которого требует справедливость – обязательно.

Ср. «определение» Василия Великого (ок. 330-379): «Богословие – это подбор наименее неподходящих слов.»

Ипостасис (греч.) (латинская калька: substantia) – досл. под-ставка [ипо-стасис ], т.е. то, что лежит в основе; у Аристотеля – любое индивидуальное существование (конкретный, вот этот человек, конкретное животное, камень и т.д.), то, что не может быть свойством для чего бы то ни было, но что воспринимает различные свойства (является основой, «подставкой» для различных свойств); в христианской теологии этот термин позднее стал означать конкретное личностное существование, личность (которая, так же как у Аристотеля ипостасис, принимает различные свойства, но сама не является свойством, не может быть определена и в этом смысле - апофатична).

Причем эти лица/ индивидуальности настолько различны, что одна из них – и только одна – соединилась с человеческим естеством.

Ср. с политеизмом. Там боги имеют одинаковую сущность (а не одну ), они подобны по сущности.

В христианской традиции проводились различные аналогии для пояснения троичности (чтобы все-таки придать данной идее троичности некую интуитивность). Приведу одну: сравнение с человеком (поскольку, по Библии, только человек создан по образу и подобию Бога). В человеке есть ум. Есть порожденное им слово, есть исходящий от ума дух. Ум является источником и слова, и духа (Слово дух в данном случае апеллирует к максимально широкому значению (ср. дух времени, дух книги и т.д.).). Ум без мысли существовать не может, и мысль без ума. Человеческий ум не может быть без мысли; слово – выраженная, высказанная мысль; ум по своей природе всегда рождает мысль.

Ср. также индуистские тексты, где говорится о том, что Вишну, воплощаясь, уподобляется актеру, который меняет костюм и надевает следующую маску (=переходит к другому воплощению).

Впрочем, христианская мысль тоже оценила Боговоплощение как то, что Богу «по чину» совершенно не подобает, но на что Бог идет из любви к людям и по (в прямом смысле) сверхчеловеческому смирению (кеносис ).

Хотя, строго говоря, гностицизм не есть сугубо греческий феномен

По этой же причине для эллинского сознания была дикой идея (телесного) воскресения мертвых как окончательного определения человеческого бытия (в единстве тала и души).

Ср. также «Слово стало плотью, и значит, стало беззащитным.» (А.С.Доброхотов) http://www.patriarchia.ru/db/text/1117011.html

Ср. «грех» по-гречески "амартиа" - в буквальном переводе означает "промах, выстрел мимо цели", и в русском однокоренное с «огрех», т.е. ошибка, промах, стремился к одному, получилось другое.

Ср. «Бог не нарушает человеческой свободы. И поэтому двери ада, если хотите, могут быть заперты только изнутри – самими его обитателями. Там остаются только те, которые сами не захотели или не захотят из него выйти. Мысль о том, что причиной пребывания в аду, не исключая самого дьявола, является их свободное «не хочу», высказывали целый ряд Отцов Церкви: Климент Александрийский, свт.Иоанн Златоуст, свт.Василий Великий, преп.Максим Исповедник, преп.Иоанн Дамаскин, преп.Исаак Сирин, Св. Николай Кавáсила и др.» (А.И.Осипов «Посмертная жизнь души», М.2005)

Кстати, единственным догматически принимаемым определением Царства Божия в христианстве (не только в православии) – там человек находится с Богом, «пред лицеем Бога». Тем самым цель спасения – быть с Богом, а не блаженство. Если определить конечную цель как достижение блаженства, тогда Бог становится функцией от блаженства (т.е. поскольку я стремлюсь к блаженству, по ходу дела мне понадобился Бог). В контексте учения о жертве Христа, воплощении и т.д., такое целеполагание неприемлемо (или, по-другому, не приведет к блаженству).

В русском языке слово «удовлетворение» в религиозном контексте скорее всего будет нести морально-этический аспект; латинское satisfactio скорее соответствует понятию возмещение , возмещение ущерба ; satisfactio – это правовой термин, не распространяющийся на область этики. Понятие удовлетворения / сатисфакции (именно понятие, не учение) введено в 12в. Ансельмом Кентерберийским (1033 - 1109) (причислен к лику святых в 15в., в 18в. ему присвоен титул Учитель Церкви; этот титул сообщает, что данный святой почитается не только за благочестивый образ жизни, но и что его труды признаются адекватно выражающими католическую церковную доктрину).

Характер искупления устанавливает священник. (Таковым может быть, например, посещение больниц в течение какого-то времени (ради каких-то добрых дел, разумеется), пожертвования, чтение молитв и др.)

Ср. 3 части в католическом таинстве покаяния: покаяние человека, отпущение грехов священником и принесение удовлетворения правосудию Божию. Последнего нет ни в православии, ни в протестантизме.

Если католик не искупил всех грехов, но в то же время не совершил смертных, тогда искупление наступает после смерти в т.н. чистилище . (Догматическое) учение о чистилище – также специфически католическое.

Собственно, начало деятельности М.Лютера (1483- 1546), стоявшего у истоков движения Реформации, связано с его выступлением против практики индульгенций. Во времена Лютера эта практика достигла неслыханного размаха и приобрела черты, поражающие воображение (например, некоторые распространители индульгенций устанавливали четкую таксу за тот или иной грех: простое убийство; убийство родителей (подороже); святотатство и т.д.). Кроме того, индульгенции можно было приобрести не только в счет содеянных, но и будущих прегрешений.

Ср. терминологию спасения: в православии – исцеление; в католицизме – искупление; в протестантизме – оправдание.

Формула Согласия (лат. Formula Concordiae ) - одна из самых догматически важных книг протестантизма (опубликованная на немецком в 1576 году и переведенная на латынь в 1584 году). Она должна была послужить прекращению распри между двумя течениями в протестантизме, возникшей после смерти Лютера

Острый вопрос здесь: а если человек верит во все, что нужно и не делает ничего доброго, тогда как? Ответ протестантизма решителен: спасение достигается только верой.

Пронунциация - оправдание грешника, которое происходит в крещении


Причины Реформации. Язык церкви – латинский – был непонятен большинству верующих; Многие не могли прочитать Библию; Крестьян и горожан возмущали поборы церкви; Представителей буржуазии раздражало богатое убранство церкви; Малоземельные рыцари, феодалы, с завистью смотрели на богатые церковные земли; Королей и князей раздражало вмешательство Римского Папы в дела государства.




31 октября 1517 Мартин Лютер обнародовал свои « 95 тезисов», ни сводились к следующему: -не отпускать грехи без покаяния (раскаяния), -прощение дается Богом, а не за деньги, -лучше совершить доброе дело, чем откупиться, -главное богатство церкви - Священное писание. Мартин Лютер


Жан Кальвин. Гравюра 17 в. В 40-х гг. XV в. начался второй этап Реформации. Его возглавил Жан Кальвин, выдвинувший идею «божественного предопределения». Люди изначально поделены на тех, кто спасется, и тех кто погиб нет. Но это заранее неизвестно. Поэтому нужно вести себя как подобает божественным избранникам.




Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Каковы отличительны е особенности вероучения о спасении души? Какова роль церкви, священников? Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Каковы отличительны е особенности вероучения о спасении души? Спасение души только через церковь, следование ее заповедям Спасение верой, нет посредников между человеком и Богом «Божественное предопределение » в то, кто будет спасен Сохраняются основы католического вероучения Какова роль церкви, священников? Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Какова роль церкви, священников? Только священники могут толковать Библию и прощать грехи Священники только разъясняют Библию. Их избирает община верующих. Избранные проповедники следят за нравственностью Сохраняется роль священников Какая власть важней: духовная или светская? Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.


Особенности Церкви Католическая ЛютеранскаяКальвинистская Англиканская Какая власть важней: духовная или светская? Светские правители подчиняются Римскому Папе Глава церкви - Король Существует община верующих Глава церкви - Король Язык, на котором ведется богослужение Отношение к богатству церкви.





Католицизм – самое многочисленное направление в христианстве (от 580 до 800 млн.приверженцев). Особенно много католиков в Италии, Испании, Португалии, Франции, Австрии, Польше, Венгрии, странах Латинской Америки, в США.

В небольшой римской христианской общине, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр.

Процесс обособления начался в 3-5 веке, когда углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточными частями Римской империи. Начало разделения было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 г. произошел разрыв между папой Николаем 1 и константинопольским патриархом Фотием. На 8 Вселенском соборе раскол принял необратимый характер после полемики между папой Львом 4 и константинопольским патриархом Михаилом Келуарием (1054 г.) и был завершен, когда крестоносцы захватили Константинополь.

Основой католического вероучения как и христианства в целом приняты Священное писание и Священное предание, однако католическая церковь считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава. Выбирается пожизненно конклавом кардиналов. Он определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Католичество утверждает, что Святой Дух происходит как от Бога-Отца, так и от Бога-Сына. Основа спасения – вера и добрые дела. Церковь обладает сокровищницей «сверхдолжных» дел – «запасом» добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью, святыми, благочестивыми христианами. Церковь имеет право распоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в этом нуждается. То есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся (отсюда учение об индульгенциях – отпущении грехов за деньги или другие заслуги перед церковью). Папа имеет право сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (местом между раем и адом) есть только в католицизме. Души грешников горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Догмат о непогрешимости папы (принят на первом Ватиканском соборе в 1870 г.)(то есть устами папы говорит сам Бог), о непорочном зачатии Девы Марии (1854 г.)

Культовая часть католицизма также выражена в наличии обрядовой части.

Католицизм также признает семь таинств , но несколько разнится понимание этих таинств: причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным); при крещении окропляют водой, а не погружают в купель; миропомазание (конфирмация) производится в возрасте 7-8 лет, а не в младенчестве (при этом подросток получает себе еще одно имя и образ святого, поступкам которого он намерен следовать); в православии обет безбрачия принимает лишь черное духовенство (монашество), у католиков же безбрачие (целибат) обязательно для всего духовенства.

Большое внимание уделяется убранству священнослужителей (священник – черная сутана, епископ – фиолетовая, кардинал – пурпурная, папа – белая сутана. Папа надевает митру и тиару как знак высшей земной власти, а также паллий – ленту с нашитыми на ней крестами из черного сукна).

Важными элементами культа являются католические праздники и посты. Рождественский пост – адвент. Рождество – наиболее торжественный праздник (три богослужения: в полночь, на заре и днем, что символизирует рождение Христа в лоне отца, во чреве Богоматери и в душе верующего). Богоявление – праздник трех царей – в память о явлении Иисуса язычникам и поклонении ему трех царей. Праздник Сердца Иисуса – символа надежды на спасение. Праздник Сердца Марии – символа особой любви к Иисусу и спасения, праздник Непорочного Зачатия Девы Марии (8 декабря). Один из главных праздников – Вознесение Богоматери (15 августа). Праздник Поминовения усопших (2 ноября).

За пределы Европы католицизм распространился в виде миссий к нехристианам.

Резиденция Папы – Ватикан (площадь 44 га) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

Католицизм является самым крупным направлением в христианстве. Он преимущественно распространен в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Германия, Австрия, Бельгия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), в Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также западных областей Украины и Белоруссии.

Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство.

Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына.

В спасении людей, обремененных первородным грехом, католическое вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь человеку возместить утраченную способность к достижению вечного спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверхдолжных дел, т. е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле, папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.

Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, миропомазание, соборование, священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой, в то время как в православии только погружением в воду. Таинство миропомазания (конфирмация) совершается при достижении семи-восьмилетнего возраста.

Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о чистилище -- промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439 г. и подтвержден в 1562 г. Тридентским собором.

Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы -- Девы Марии. В 18541 г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950 г. -- догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взята на небо «с душой и телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «королеве небес».

В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) и беатификация (возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшаемый живописными и скульптурными произведениями на религиозные темы.

Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшим первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому Ватиканским собором в 1870 г., папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности. В 1978 г. папой избран польский кардинал Кароль Войтыла, принятыми имя Иоанн Павел II. Международный центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (площадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира.

Через посредство римской курии -- центрального административного аппарата -- папа руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Согласно реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией «Добрый пастырь» (1988), римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегации (курирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. По решению II Ватиканского собора при папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, представители национальных епископских конференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые папой.

В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. священников. К числу особых обязанностей католического духовенства относится соблюдение безбрачия (целибат).

Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Монашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Создаются также особые объединения священников и мирян. К самому многочисленному и могущественному из них принадлежит «Божье дело», насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира. Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах информации.

Попытки активного приспособления вероучительного комплекса, культа, церковных структур к современному миру нашли свое выражение в обновленческом движении (аджорнаменто). Эти проблемы обсуждались на II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с 1962 по 1965 год. После долгих дискуссий на нем были приняты 16 документов по различным теологическим и социальным вопросам. Соборная конституция по литургии включает многие положения, направленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослужения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах. При отправлении обрядов используются местные разговорные языки, национальная музыка. Указывается на необходимость сочетания священной традиции и современных форм культуры, использование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий. Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католического вероучения и культа одной из главных задач своего понтификата. Ряд его энциклик посвящен актуализации в современном мире трех ипостасей Бога. Так, образ Бога Сына -- основная тема энциклики «Искупитель человека». В ней Иисус Христос изображается центром Космоса и истории, эталоном человека. Энциклика «Богатый в милосердии» посвящена в основном первому лицу Святой Троицы -- Богу Отцу, сущность которого раскрывается через милосердие и спасение, через религиозную веру, даруемые человеку. Третьей ипостаси -- Святому Духу -- отводится особая роль в энциклике «Господь и животворящий». В ней утверждается, что при всех достижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техники мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет Святой Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности.

Духовенство, руководители орденов и светских католических организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных центров, действующих главным образом при учебных заведениях, монастырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах проводятся дискуссии по проблемам «отцов и детей», секса, выступают церковные ансамбли.

Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитывающие возрастные особенности различных групп молодежи. Большие надежды церковь связывает с обновлением катехизисов -- книг, содержащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положений христианской веры и морали. К составлению катехизисов привлекаются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В настоящее время в различных странах мира преподаванием катехизисов (катехизацией) заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы среди катехизаторов увеличилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тесном контакте с приходскими священниками.