Внутриполитическое развитие ссср в 1964 1984 гг. Восточные славяне в древности: происхождение, занятия, верования, социальная организация. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь цк кпсс и председатель Президиума Верховного Совета ссср


46.Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1984 гг. (Брежнев и его последователи).

После смерти Сталина в 1953 г. бразды правления страной сосредо­точились в руках небольшой группы политиков: преемни­ка И. В. Сталина на посту председателя Совета Минист­ров Г. И. Маленкова, министра объединенного МВД Л. П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева. Между ними сразу же началась борьба за лидерство, завершившаяся победой Н. С. Хрущева.

Во второй половине 50-х годов СССР выполнил задачи индустриализации, позади остались острые социальные противоречия. Послесталинские реформы стали давать ощутимые результаты как в соревновании с США, так и в повышении уровня жизни.

При этом дальнейшие преобразования в политической, идеологической и экономической областях все более упирались в необходимость решительного разрыва с прошлым. Следовало открыто сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций советского общества. Частично это удалось сделать Н. С. Хрущеву на XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 г. К этому времени его позиции в руководстве страны серьезно укрепились. XX съезд КПСС, развенчание Сталина, разоблачение связанного с ним репрессивного режима положили начало новому этапу в общественной жизни партии и страны.

В 1957-1958 годах Хрущёвым было проведено три реформы . Они касались промышленности, сельского хозяйства и системы образования. Хрущев стремился к децентрализации управления промышленностью ., переходу от отраслевого принципа руководства к территориальному Было решено, что промышленные предприятия должны управляться не министерствами, а местными органами – совнархозами. Сохранялось лишь строго центра­лизованное управление немногими стратегическими отрас­лями (оборонной, авиационной, радиотехнической и т. п.).

Реформа принесла лишь долю того экономического эффекта, на который рассчитывали ее творцы. Оказалась ослаблен­ной единая техническая политика внутри продолжавших объективно существовать промышленных отраслей, лишивших­ся своих координирующих органов. Реформа ослабила хозяйственные связи между регионами, породив местничество. Как раньше министер­ства, так теперь каждый территориальный совнархоз пытался перетянуть на себя общегосударственное финансовое «одеяло».

Чтобы преодолеть местнический крен в I960 г. созданы республи­канские СНХ в Российской Федерации, Казахстане и на Украине, а в 1963 г. – Высший совет народного хозяйства СССР.

Гораздо значительнее на структуру производства повлияли преобразования в сельском хозяйстве. Хрущёв изменил критерии планирования в сельском хозяйстве. Теперь колхоз получал только обязательные задания по заготовкам вместо жёсткой регламентации деятельности. Он впервые мог решать сам, как использовать собственные ресурсы и организовать производство. При Хрущеве произошло сокращение числа колхозов и рост число совхозов. Самые бедные колхозы были объединены и для их оздоровления преобразованы в совхозы. Характерной чертой было укрупнение хозяйств за счет неперспективных деревень. Этими рамками и ограничилась новая реформа Хрущева. Основная разница между совхозом и колхозом состояла во владении машинно-тракторными станциями. Совхозы их имели, а колхозы пользовались услугами МТС в обмен на продукты питания. МТС были распущены, а их техника передана в собственность колхозов. Это было очень важно для укрепления самостоятельности крестьянского хозяйства. Однако поспешность в осуществлении реформы не дала желаемых результатов.

Дорого обошлась советскому крестьянству и печально изве­стная кукурузная эпопея. Н. С. Хрущев, посетив в 1959 г. США, вдруг горячо уверовал, что можно быстро поднять «мясную целину», если кардинально изменить структуру посевных площадей кормопроизводства: вместо травополья перейти, по примеру богатой Америки, к посеву кукурузы. Но лишь в южных районах страны кукуруза прижилась и стала при­носить доход.

^ Третья реформа Хрущёва коснулась системы образования . В основе реформы лежали два мероприятия. Н.С. Хрущёв ликвидировал систему "трудовых резервов", то есть сеть военизированных училищ, существовавших за государственный счёт, которые были созданы перед войной для подготовки квалифицированных рабочих. Их заменили обычными профессиональными училищами, в которые можно было поступать после седьмого класса. Средняя школа получила "политехнический" профиль, предполагавший сочетание образования с трудовой деятельностью, с тем, чтобы учащийся получил представление об одной или нескольких профессиях. Однако недостаток средств не позволил оборудовать школы современным оборудованием, а предприятия не могли полноценно нести педагогическую нагрузку.

В целом в хрущёвском десятилетии часто выделяют два периода, различных по экономическим результатам. Первый (1953-1958) – наиболее позитивный, когда Никита Сергеевич боролся за главенство во враждебном ему коллегиальном руководстве; второй (с 1959 года до смещения Хрущёва в 1964 году) – когда положительных результатов было меньше.

Первым планом развития страны, который базировался в основном на индустриализации, стал семилетний план, принятый ХХI съездом партии. С его помощью пытались, не тормозя развития страны, восполнить серьёзные нарушения равновесия, от которых страдало советское общество. В нём было указано, что за 7 лет СССР должен был произвести столько же, сколько за предшествующие 40 лет.

Семилетний план вывел советскую экономику из застоя. Сократился экономический разрыв между СССР и США. Однако не все отрасли развивались равномерно. Медленно росло производство потребительских товаров, которых хронически не хватало. Нехватка усугублялась незнанием спроса на рынке товаров, который никто не изучал. Среди диспропорций семилетнего плана самый тяжёлый был кризис сельского хозяйства. В хозяйствах не хватало электроэнергии, химических удобрений, ценных культур.

В 60-х годах Н.С. Хрущёв начал сдерживать частную деятельность крестьян. Он надеялся заставить крестьян больше работать в колхозе и меньше в личном хозяйстве, что вызывало недовольство у крестьян. Многие устремились в города, и как следствие деревни начали пустеть. Экономические трудности совпали с неурожаем 1963 года. Участились перебои в снабжении хлебом. Впервые за всю свою историю СССР закупал зерно за рубежом в Америке за золото.

Аграрный кризис, расширение рыночных отношений, быстрое разочарование в совнархозах, соперничество с более развитыми странами, критика деятельности Сталина и большая интеллектуальная свобода стали факторами, которые способствовали возрождению экономической мысли в СССР. Оживились дискуссии ученых по проблемам экономики. Это горячо приветствовал Н.С. Хрущёв. Выявилось два направления: широкое применение математических методов в планировании, большая самостоятельность для предприятий, менее жесткого и обязательного планирования, позволяющего развивать рыночные отношения, изучение экономики Запада.

Ситуация, сложившаяся в экономике, проецировалась на социальную политику Хрущева. В середине 50-х гг. был разработан пакет мер, направленных на улучшение жизни населения. Регулярно повышалась зарплата (ежегодно в среднем на 6%). Прекратился выпуск обязательных облигаций госзаймов. Был принят закон о пенси­ях, предусматривавший их двойное увеличение для рабочих и служащих (колхозникам пенсии устанавливаются в 1965 г.). Отменяются все виды платы за обучение. Существенно повысился уровень потребления основных продовольственных товаров.

Бурно шло массовое строительство жилья. За 1956– 1960 гг. новоселье справили около четверть населения страны. При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще бесплатно получали от государства не комнаты, а отдельные, хотя и малогабаритные, квартиры.

В 1961 году был провозглашен Моральный кодекс строителя коммунизма. Параллельно с этим была развернута атеистическая кампания.

После ХХII съезда КПСС (октябрь 1961 г.) в деятельности Хрущева началась вторая волна реформ. В марте 1962 года он провел реорганизацию всего руководящего аппарата сельского хозяйства. Согласно проекту реформы, вся партия сверху донизу меняла территориальную структуру на производственную. Её аппарат подразделялся на две параллельные структуры для промышленности и для сельского хозяйства, который объединялись только в верхах. В каждой области появилось по два обкома: по промышленности и по сельскому хозяйству – каждый со своим первым секретарём. По этому же принципу были разделены также и исполнительные органы – облисполкомы. Такая реформа была чревата конфликтами, так как вела к зародышу двухпартийной системы.

Осенью 1962 года Хрущёв высказался за частичную отмену цензуры. Он добился разрешения Президиума ЦК на публикацию эпохального произведения "Один день Ивана Денисовича" Солженицына.

Прогрессивные изменения в годы правления Хрущева происходили и во внешней политике. В мае 1953г. были восстановлены дипломатические отношения с Югославией. В 1955г. по договоренности между СССР и США были выведены советские и американские войска из Австрии, которая благодаря этому избежала раскола на два государства и стала нейтральной. В 1956г. с Японией была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений.

Большое влияние оказала на международные отношения "холодная война". Рост влияния Советского Союза в Восточной Европе после второй мировой войны и образование там правительств во главе с коммунистами, победа китайской революции, нарастание антиколониального освободительного движения в Юго-Восточной Азии привели к новой расстановке сил на мировой арене, к постепенной конфронтации между вчерашними союзниками. Самым острым столкновением двух сил в начале 50-х годов стал корейский конфликт. Он показал, как легко «холодная война может перерасти в вооружённое столкновение. Советское правительство постоянно предлагало расширять торговые отношения. Новые отношения с внешним миром не могли ограничиваться только экономикой и техникой, устанавливались контакты и начался обмен делегациями с парламентами других стран.

Важной вехой в укреплении отношений между социалистическими государствами было создание Организации Варшавского Договора - Союза, провозгласившего своей целью проведение оборонной политики. Затронула оттепель и отношения нашей страны со странами Запада. Был заключен договор о коллективной безопасности в Европе с участием США. Пиком противоречий между Востоком и Западом явился "карибский кризис" (1962 г), вызванный размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе. Идея размещения ракет на Кубе принадлежала самому Н.С.Хрущеву. При этом преследовалась цель спасти «социалистическую» Кубу от нападения США.У СССР была и другая, более важная цель: попытаться уменьшить преимущество США в ракетно-ядерном вооружении. Кризис, поставивший мир на грань ядерной катастрофы был улажен с помощью переговоров и достигнутых на них компромиссов.

Ещё одной проблемой переговоров и разногласий с Западом, и особенно США было разоружение. В ядерной гонке Советский Союз достиг значительных успехов. СССР выдвинуло много предложений о разоружении. Так Хрущёв в сентябре 1959г. выступил на ассамблее ООН с программой «всеобщего и полного разоружения» всех стран. В марте 1958г. СССР по собственной инициативе приостановил в одностороннем порядке испытания ядерного оружия. Однако в 1961 году вынужден был приостановить его в связи с обострением обстановки вследствие строительства Берлинской стены.

После "холодной войны" начался медленный процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. Оттепель в международных отношениях была реальной и позволила людям многих стран по-иному взглянуть друг на друга.

Положение Хрущёва стало особенно сложным после разрыва советско-китайских отношений. Они настолько обострились, что вылились в пограничные конфликты. Китай стал предъявлять территориальные претензии к СССР. Этот разрыв пагубно сказался и на международном коммунистическом движении. Разногласия были вызваны различиями в оценке решений XX съезда КПСС. Китай отрицательно отнесся к оценке деятельности Сталина.

14 октября 1964 г. на Пленуме ЦК КПСС Хрущев был смещен со всех государственных и партийных постов и отправлен на пенсию. В официальном сообщении говорилось об отставке из-за преклонного возраста и состояния здоровья. Фактически на Пленуме ЦК, так же как днем ранее на заседании Президиума ЦК КПСС, Хрущеву были предъявлены многочисленные обвинения в развале экономики, принижении роли советских и партийных органов, личной нескромности, стремлении единолично решать важнейшие вопросы.

^ 47. Социально-экономическое и политическое развитие СССР в 1964-1984гг.

Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития.

В 1953 г. Секретариат ЦК возглавил Хрущев, председателем Совета министров стал Маленков, министром ин. дел - Молотов, министром обороны - Булганин, мин. внутр. дел - Берия, председателем Верховного Совета - Ворошилов. Произошел спад культа личности Сталина.

Во втор. половине 50-х г. прод. политика, напр. на восст-е законности в общ.-полит. жизни. Была осущ. реформа системы правосудия: разработано новое уголовное законодательство, принято пол-е о прокурорском надзоре. Активно проводилась реабилитация. Политика Хрущева вызвала недовольство части партийного аппарата, его хотели снять, но это не удалось. Были сняты Маленков. Молотов, Каганович. Место Ворошилова занял Брежнев. Одновр. возрастал культ Хрущева. Он стал совмещать 2 должности: секретаря и главы правительства. Им был подготовлен новый проект Программы КПСС, который был принят на XXII съезде партии. В нем были сформул. задачи коммунизма: достижения наивысшего в мире произ-ва на душу насел., переход к коммун. самоупр-ю. Воспитание нового человека. Новая прог-ма вызвала массовый трудовой подъем населения.

Во второй половине 1953 г. начались кардинальные преобразования в экономике страны. Была разраб. новая аграр. политика: повышение гос. закупочных цен на с/х продукцию, увеличение финансирования отраслей агросферы, совершенствование налоговой пол-ки. С 1954 г. началось освоение целинных и залежных земель: Южный Урал, Сибирь, Казахстан. В 1958 г. реорганизация МТС: колхозы стали покупать у них технику, однако это привело к росту цен на старую технику. Все эти меры позволили увел. прирост с/х продукции на 34%, но коренного улучшения не произошло. Начался новый этап укрупнения колхозов и селения неперспективных деревень. Колхозы преобраз. в совхозы. При этом исп. силовые методы. Хрущев настоятельно стал рекомендовать всем посев кукурузы, что привело к закупке зерна из-за границы.

Продолжалось развитие пром-ти. Росло машин-е и приборостроение, строились 1000 предприятий, крупнейшие из них Череповецкий металлургический и Омский нефтеперерабатывающий. Во второй пол. 50-х г. насчит. около 300 отраслей и видов произв-ва. В 1957 г. был принят закон о перестройке упр-я пром-ю и строительством: были созданы совнархозы и 105 экон. районов, однако это привело к нарушению единой технич. и технологич. политики внутр. промышл. отраслей.

Произошли изменения в соц. структуре. Была сделана перепись насел., выросла численность жителей. Для подростков устан. 6-часовой рабочий день, для др. рабочих он сокращ. на 2 ч. в праздники и по субботам, увел. пенсии, повысилась з/п, была отменена плата за обучение. Увел. жилищное строительство.

Началась НТР. В 1954 г. начала действ. первая промышл. электростанция на атомной энергии. В Дубне был созд. междунар. центр для проведения исследований в обл-ти ядерной физики и атомной энергии. Проектир. новые сверхскоростные самолеты авиаконструкторами Туполевым, Ильюшиным. Ученые трудились в ракетно-космической области: в 1957 г. был запущен 1-ый искусственный спутник Земли, в 1961 г. был совершен первый полет вокруг Земли. Были достигнуты значит. рез-ты в области кибернетики, вычислительной техники и электроники. Прохоров и Басов получили Нобелевскую премию за труды в области квантовой электроники. Стали нобелевскими лауреатами Семенов, Ландау, Черенков и др.

^ 48.49. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Распад СССР.

Понятие “перестройка” можно опред. как попытку сохранить админ.-командный социализм, придав ему эл-ты демократии и рыночных отношений, не затрагивая коренных основ полит. строя. Перестройка имела серьезные предпосылки. Стагнация в экономике, нарастание научно-техн. отставания от Запада, провалы в соц. сфере вызвали у миллионов людей и части руководителей осознание необходимости перемен. Др. ее предпосылкой был полит. кризис, выразившийся в разложении руководства, в его неспособности обесп. экон. прогресс.

Субъективной причиной перестройки яв. приход во втор. пол. 70-начале 80-х гг. в руководство страны отн. молодых политиков (М. С. Горбачева, Е. К. Лигачева, Э. А. Шеварнадзе, Н. И. Рыжкова), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и выступавших за обновление гос-ва и общ-ва.

Можно предложить сл. периодизацию перестройки : 1-й этап – с апреля 1985 до конца 1986 г.; второй этап – с января 1987 по апрель 1988 г.; третий этап – с апреля 1988 по март 1990 г.; четвертый этап – с марта 1990 по август 1991 г.

Начало перестройке положил апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС, провозгл. курс на ускорение соц.-экон. развития страны, глубокие перемены в жизни общ-ва через совершенствование социализма. Ускорение предполаг. осущ. за счет научно-техн. прогресса, перевооружения машин-я и активизации “человеч. фактора”, путем повышения трудовой и экон. дисциплины. Наиболее реально перестройка прояв. на первом этапе во внеш. политике, где была выдвинута идея нового полит. мышления. Под ним понималось переосмысление совр. мира и проведение пол-ки с позиции общечеловеч. ценностей.

Начался медленный отход от идей “мировой революции”. Первые годы перестройки показ. Горбачеву (а его позиции в руководстве партии укрепились), что радик. перемен невозможно достичь без глубоких преобразований экономики и полит. сис-мы. Сущ. 2 альтернативы развития СССР: первый мог быть основан на опыте Китая, где при отсутствии полит. свобод широко развернулась экон. реформа, второй вариант предполагал одновр. демократизацию и реформы. Был выбран второй вариант. Именно с этих мер начался второй этап перестройки. Понимая важность экон. вопросов, Горбачев созвал 1987 г. Пленум, на кот. предлаг. программа реформ в экономике. Был провозглашен переход от административных к экон. методам руководства народным хоз-вом. Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о гос. предприятии и о кооперации.

Важную роль в осущ. реформ, вовлечения в полит. жизнь трудящихся сыграла пол-ка гласности. Она началась с раскрытия правды о преступлениях сталинского периода, без разоблачения кот. невозможно было сломать тоталитарный режим.

В ходе партконференции в июне-июле 1988 г. б. поставлен вопрос о полит. реформе, напр. на создание правового гос-ва, развитие парламентаризма. Б. внесены изменения в Конституцию СССР, предусматривающие введ-е нового элемента гос. структуры – Съезда народных депутатов СССР. В этот период перестройки идет формир-е многопартийности. Горбачев начинает проводить пол-ку лавирования м/у консерваторами и реформистами. Но такой стиль играл на руку противникам перемен. Отсутствие твердости и решительности особенно тяжело сказалось на экономике. В 1988-1990 гг. не предприн. решит. мер по ее структурному преобразованию – сохр. прежний хозяйств. механизм. Перемены затронули только кооперативный сектор. Начались открытые инфляционные процессы, падало произв-во, сниж. уровень жизни. Весной 1990 г. начался посл. этап перестройки –кризис. Пост. колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в “буржуазности”, “предательстве дел социализма”.

Избранный весной 1990 г. Председателем Верховного Совета Б. Н. Ельцин в конце июля предл. Горбачеву выработать совместную программу экон. реформ. Было изначально разработано две программы: Рыжкова-Абалкина (“прусский” путь рыночной трансформации общества) и Шаталина-Явлинского (радикальный переход к рынку). Хотя была выбрана вторая программа, на деле план не был доведен до конца. Вместо Рыжкова председателем прав-ва стал В. С. Павлов, кот. осущ. повышение цен и обмен 50- и 100-рублевых банкнот. Рубль значительно обесценился.

На рубеже 1990-1991 гг. Горбачев пошел на сближение с консерваторами. Осложнилось пол-е в союзных республиках. 23 апреля 1991 г. –в Ново Огареве состоялась встреча руководителей 11 республик, на кот. б. достигнута договоренность о принципах нового союзного договора. Ельцин стал терять поддержку большинства, кот. был избран на пост Председателя Верховного Совета. Он пров. досрочные выборы Президента России и побеждает.

В то же время 21 августа 1991 г. д.б. подписаться союзный договор, кот. предусм. создание федеративного гос-ва. Однако 18 августа группа рук-лей предл. Горбачеву ввести чрезв. пол-е и покончить с реформами. После отказа, его изолировали от упр-я страной.

В19 августа вице-президент Г. И. Янаев вступил в должность президента. Был создан ГКЧП. В Москву были вв. войска. Борьбу с ГКЧП возглавил Ельцин и рук-во России. Переворот был объявлен антиконституционным. Произ. путч у белого дома. Многие тысячи москвичей пришли к Белому дому. Акт. роль в орг-и отпора путчу сыграли новые предприниматели – рук-во бирж, коммерческих структур. Они оказали фин. и техн. помощь рук-лям России, а их сотрудники были акт. участниками живого кольца у Белого дама. В рез-те путчисты не рискнули применить силу, и к 21 августа выступление было подавлено. Руководители ГКЧП были взяты под стражу. Эти события по сути подвели черту под существованием СССР. Победа Ельцина и демократов напугала коммунистическую номенклатуру на местах, и она бросилась в объятия националистов. Во всех республиках прокатилась волна провозглашений незав-ти, референдумов и выборов президента.

В декабре на встрече в Беловежской пуще Ельцина, Кравчука и Шушкевича, а затем на встрече в Алма-Ате руководителей бывших союзных республик было прекращено действие союзного договора 1922 г., СССР перестал сущ., а Горбачев ушел в отставку. Одновр. на территории бывшего союза возникло СНГ. Крушение админ.-командного социализма и ликвидация СССР были вызв. комплексом соц.-экон. причин. Прежде всего требовали легализации развивавшиеся на “теневой” криминальной основе рын. отношения. Тоталитарная полит. сис-ма не б. способна обесп. усл. для прогресса экономики. Отсутствие реальных прав и полномочий у союзных республик, разрыв в уровнях их экон. развития, боязнь потери нац. самобытности, воспоминания о репрессиях создавали предпосылки подъема национальных движений.

План ответа:
1. “Доктрина Брежнева”.
2. Политика разрядки.
3. Конец разрядки.

Ответ:


В 1964-1984 гг. внешняя политика имела приоритетное значение: ядерная угроза - угроза не только мирной жизни, но и жизни вообще. После отставки Н. С. Хрущева консервативные силы вместо политики мирного сосуществования стали проводить жесткий курс, сделав основной упор на достижение военного паритета с Западом.

В эти годы оформилась так называемая доктрина Брежнева - политика “ограниченного суверенитета”, патернализма в отношении социалистических стран. Для этого СССР пришлось неоднократно прибегать к силе и угрозе применения силы. В 1968 г. во время “пражской весны” (реформ, нацеленных на демократизацию экономики и социально-политической жизни в рамках существующей системы) СССР принял решение о вводе в ЧССР войск стран - участниц Варшавского Договора. 21 августа 1968 г. реформы пресечены, реформаторы убраны с руководящих постов.

После подавления “пражской весны” советскому руководству удалось на время стабилизировать ситуацию в Восточной Европе, но в рамках СЭВ складывается неблагоприятная ситуация. Усиливаются иждивенческие настроения и обособленность от мирового рынка, от конкуренции, в результате сильных колебаний мировых цен на сырье большинство соцстран оказалось в должниках у СССР, а затем СССР задолжал по товарообороту соцстранам около 20 млрд. рублей.

Одновременно получение средств на внедрение новых технологий привело к задолженности соцстран западным странам. В конце 60-х гг. резко обострились отношения между Советским Союзом и Китаем, предъявившим СССР территориальные претензии. В марте 1969 г. Китай организовал ряд военных провокаций в районе острова Даманский. СССР был обеспокоен началом крупномасштабной войны с Китаем, а также возможностью сговора США и Китая, что заставило его пойти на улучшение отношений с Западом.

Важный фактор политики разрядки - бессмысленность гонки вооружений. Начало политики разрядки - улучшение отношений СССР с Францией и ФРГ по инициативе последней. ФРГ провозгласила “новую восточную политику”, и 12 августа 1970 г. между СССР и ФРГ был подписан Московский договор.

Стороны обязались соблюдать территориальную целостность всех государств в Европе и нерушимость послевоенных границ. Поворот от “холодной войны” к разрядке закрепил визит в Москву президента США Р. Никсона в мае 1972 г. В декларации, подписанной по итогам встречи, говорилось о том, что основой отношений между двумя странами может быть только мирное сосуществование.

Были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны, а также Временное соглашение о некоторых мерах по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1). В 1979 г. был подписан новый Договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), однако он не был ратифицирован конгрессом США. Оба договора не остановили гонки вооружений. Политика разрядки способствовала развитию сотрудничества между странами Востока и Запада. Соглашение по Западному Берлину (1971) положило начало диалогу между государствами Европы по вопросам мира и безопасности. Заключительный акт совещания 33 европейских стран, США и Канады (август 1975 г., Хельсинки) провозгласил принципы нерушимости границ, уважение независимости и суверенитета, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В конце 70-х гг. новое обострение напряженности. Причина - ввод советских войск в Афганистан. Апрельская 1978 г. революция в Афганистане дала надежду СССР установить свое влияние в регионе, однако действия афганской оппозиции могли нарушить эти планы. Поэтому, воспользовавшись просьбой председателя Революционного совета и премьер-министра ДРА Н. М. Тараки о поддержке, советское правительство 27 декабря 1979 г. ввело в Афганистан “ограниченный контингент” советских войск, что впоследствии отрицательно сказалось на международном престиже и экономике СССР.

Причины неудач политики разрядки: несовпадение взглядов Востока и Запада на суть и перспективы разрядки; осложнение положения внутри социалистического лагеря, что проявилось в экономическом, а затем и политическом кризисе в ПНР. События в Польше стали началом развала мировой системы социализма, хотя реально это произошло в 1989 г.

К середине 80-х гг. несостоятельность внешней политики СССР стала очевидной.

После смещения Н.С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, в 1982-1984 гг. - Ю.В. Андропов, 1984-1985 гг. - К.У. Черненко. Это время позже стали называть периодом "застоя" (а тогда именовали "развитым социализмом"), "золотой век" советской бюрократии, достигшей всевластия. В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС при формальной демократии. В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г., ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты), самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Брежнев Леонид Ильич (1906-1982), советский политический деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС (с 1966 г.), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (с 1977 г.).

Родился 19 декабря 1906 г. в селе Каменском (ныне город Днепродзержинск, Украина) в семье рабочего-металлурга.

Учился в гимназии, землеустроительно-мелиоративном техникуме. Окончил металлургический институт. Начал делать профсоюзную, а после вступления в 1931 г. в ВКП (б) - партийную карьеру. В годы Великой Отечественной войны Брежнев был политработником (начальник политотдела 18-й армии, с 1945 г. - начальник политуправления 4-го Украинского фронта).

После войны он резко продвигается по партийной лестнице: в 1950 г. становится первым секретарём ЦК КП (б) Молдавии, в 1957 г. - членом Президиума Верховного Совета СССР, а с 1960 г. - возглавляет Верховный Совет.

В 1963 г. Брежнев возвращается в ЦК и активно участвует в подготовке смещения Н.С. Хрущёва.

После "партийного переворота" 1964 г. занимает пост Первого секретаря ЦК КПСС; фактически это означает, что Брежнев становится руководителем государства. Первоначально Брежнев не был реальным претендентом на эту должность. Брежнев получил пост в результате компромисса между группировками, свергнувшими Хрущёва, однако прекрасно справился с ситуацией, показав пример политического маневрирования. Его характер, образование, опыт соответствовали требованиям времени: доброжелательный, вежливый, простой человек, консервативный, исполнительный чиновник, типичный "аппаратчик". Командно-административной системе, господствовавшей в тот период в Советском государстве, нужен был не вождь, а функционер.

С 1966 г. Брежнев - Генеральный секретарь ЦК КПСС. В 1977 г. он объединяет этот пост с постом Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Брежнев руководил государством на протяжении 18 лет. Это время называют как "годами разрядки и стабилизации", так и "годами застоя". Было достигнуто военно-стратегическое равновесие между СССР и США, подписаны договоры по ПРО, ОСВ-1 и ОСВ-2, Акт о безопасности и сотрудничестве в Европе, активно развивались некоторые отрасли промышленности, рос национальный валовой доход и т.д.

Наряду с этим обнаружились провал в экономике, отставание в науке и технике, непомерный рост бюрократии, была начата война в Афганистане. Последние годы Брежнев сильно болел и практически не мог вести дела. "Аппарат" справлялся и без руководителя. По подсчётам экономистов, 1982 год (год смерти Брежнева) - самая кризисная точка развития Советского государства, которая определила последующую перестройку, а затем и слом политической и экономической систем.

В октябре 1964 г. Н.С. Хрущев был обвинен в «волюнтаризме» и «субъективизме», снят со всех постов и отправлен на пенсию. Правящая элита не хотела больше терпеть реформаторские действия Хрущева, которые сопровождались кадровой чехардой. Народу была непонятна борьба Хрущева за «светлое будущее» при ухудшении текущей жизни.

Первым секретарем ЦК КПСС был избран Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР назначен А.Н. Косыгин. С приходом Брежнева к власти управление советским обществом переходит к «новому» классу (700 тыс. человек), классу управляющих, лишенному веры в социальную справедливость и многих моральных запретов. Номенклатура окружала себя новыми привилегиями и материальными благами, а наиболее коррумпированные ее членами были связаны с «теневой экономикой». Главным источником обогащения правящего класса в 60-х -- начале 80-х годов становятся всевозможные злоупотребления должностями, взятки, приписки. К середине 80-х годов правящая элита превращается из управляющих «социалистической» собственностью в ее реальных хозяев. Создается атмосфера безнаказанности и вседозволенности.

Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм»). Со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина, прекратился процесс реабилитации репрессированных, начались гонения на инакомыслящих. В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение, характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм (академик А. Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М. А. Ростропович).

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма». В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе. Политическую жизнь страны 1-й половины 1980-х годов характеризовала частая смена высшего руководства: в ноябре 1982 г. умер Л.И. Брежнев, в феврале 1984 г. В. Андропов, в марте 1985 года - К.У. Черненко.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы. Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству: установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены, ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию, увеличить капиталовложения в деревню, сократить налоги. Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства. Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующем: переход к отраслевому управлению, перевод предприятий на хозрасчет, сокращение числа плановых показателей (вместо 30 - 9), создание поощрительных фондов на предприятиях. В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966-1970 гг.) объем промышленного производства вырос на 50%. Было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»). Сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства. Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, главным образом вширь (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов). На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда. Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход. Из 25 млрд руб. общих расходов на науку 20 млрд руб. приходилось на военно-технические исследования.

Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971-1975 гг.) экономический рост прекратился. Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств -- газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) -3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е -80-е годы оставалось сельское хозяйство. Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику -- высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979-1984 гг. -- 40 млн т в год.).

В 70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» -- Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают -- промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в СССР к 1990 г.

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления.

Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».

  • 1. Галицко-Волынское княжество Юго-Западная Русь
  • 2. Новгородская земля Северо-Западная Русь
  • 3. Владимиро-Суздальское княжество Северо-Восточная Русь
  • 6 Борьба Руси с завоевателями в 13 веке. Татаро-монгольское иго и его влияние на судьбы русских земель.
  • 1 У них была очень хорошая конница
  • 2 Монголо-татарское войско не имело тыла. Кормились раз в сутки, подручной едой
  • 3 Высокое военное искусство
  • 4 Жесточайшая дисциплина.
  • 1. Разрушение производительных сил
  • 1. Глубокий экономический кризис
  • 10. Причины, ход и последствия Смутного времени начала 17 века.
  • 11. Внутренняя и внешняя политика при первых Романовых. Соборное уложение 1649 года.
  • 12. Формирования российского абсолютизма. Преобразования Петра1.
  • 13 Петр 1 начал подготовку к войне сразу же после возвращения из Великого посольства. В 1699 г. Был создан Северный союз, в который вошли: Россия, Речь Посполитая, Дания и Саксония.
  • 14. Дворцовые перевороты.
  • 1. Наблюдается тенденция к укреплению абсолютизма. Большую роль играет личность монарха
  • 1764 Год - секуляризация церковных земель изъятие у церкви части земель; роль церкви снижалась, а барщина была заменена денежным оброком.
  • 16. Культура 18 века.
  • 18. Внешняя политика России начала 19в. Отечественная война 1812г
  • 19. Движение декабристов.
  • 20. Внутренняя и внешняя политика России в период правления Николая 1.
  • 21. Культура России первой половины 19 века.
  • 22. Общественно-политическая мысль в России 30-50х годов 19в.
  • 23. Крестьянская реформа 1861г: причины отмены крепостного права, содержание и последствия реформы.
  • 19 Февраля 1861 г. - Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.
  • 24. Промышленный переворот; ускорение процесса индустриализации в 19в и его последствия. Либеральные реформы Александра2 в России.
  • 25. Народничество в России: характер, содержание, этапы развития, течения и лидеры.
  • 26. Социально-экономическое развитие пореформенной России. Контрреформы 80-х - начала 90-х годов.
  • 27. Социально-экономическое развитие России на рубеже 19-20в. Реформы Витте.
  • 28. Международные отношения в конце19 - начале20в. Образование тройственного союза и Антанты. Русско - японская война: причины, характер, последствия.
  • 29. Первая русская революция 1905-1907г: причины, характер. Изменение полит. Системы России: создание полит. Партий, гос. Дума
  • III этап. С января 1906 по 3 июня 1907 г. - спад и отступление революции. Основные события: крестьянские волнения, восстание моряков, национально освободительное движение Польша, Финляндия, Украина.
  • 31. Россия в Первой мировой войне 1914-1918г.
  • 1. Шовинизм и национализм в большинстве стран
  • 3. Желание погасить конфликт внутри страны.
  • 32. Кризис самодержавия и Февральская революция в России 1917. Двоевластие.
  • 33. Внутренняя и внешняя политика Временного правительства март-октябрь 1917.
  • 35. Гражданская война. Российская эмиграция.
  • 36 Образование ссср (кратко)
  • 30 Декабря 1922 г. На 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (ссср). Съезд принял Декларацию и Договор.
  • 37. Социально-экономическое развитие ссср: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Первые пятилетки
  • 38. Борьба ссср за мир и коллективную безопасность.
  • 39 Ссср накануне и в начальный период второй мировой войны.
  • 20 Ноября 1942 г. Выступил Сталинградский фронт. Наступление для немцев было неожиданным. В результате была окружена немецкая группировка под Сталинградом.
  • 40. Ссср в послевоенные годы 1945-1953 гг.: экономика, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика. Холодная война.
  • 42. Начало десталинизации общества
  • 43. Период застоя. Ссср в 1964- 1984 гг.
  • 1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь цк кпсс и председатель Президиума Верховного Совета ссср;
  • 2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров ссср в октябре 1980 г. Его сменил н.А. Тихонов
  • 3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа.
  • 44. Ссср в годы перестройки 1985-1991 гг.. Распад сс.
  • 45. Ельцинское десятилетие. Конституция 1993 г.
  • 43. Период застоя. Ссср в 1964- 1984 гг.

    В конце 50-х - начале 60-х годов падали темпы экономического развития. Для руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ.

    Преобразования коснулись сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на несколько лет вперед. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование.

    Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. В реформу были вложены некоторые принципы рыночной экономики прибыль, хозрасчет. Процесс перехода промышленности на систему хозрасчета был завершен к концу восьмой пятилетки. В процессе осуществления реформы развернулось слияние мелких предприятий с крупными.

    Восьмая пятилетка 1966-1970 была временем наиболее стабильного развития послевоенной экономики. На рубеже 70-х начале 80-х годов начали проявляться серьезные диспропорции в структуре промышленности СССР. Приоритетное развитие получили отрасли тяжелой индустрии, прежде всего оборонная. Была сделана попытка перевести промышленность на путь интенсивного развития. Однако намеченные планы по внедрению новой техники и росту производительности труда выполнены не были. Реформы середины 60-х годов не остановили нарастания трудностей в развитии сельского хозяйства.

    Периодически повышались заготовительные цены на зерновые культуры, картофель, молоко. Для улучшения управления агросферой были созданы Государственный агропромышленный комитет, а на местах - районные агропромышленные объединения. Новые управленческие структуры не улучшили положения дел в земледелии и животноводстве. Объем валовой продукции сельского хозяйства сокращался.

    На рубеже 70-80-х годов значительно ухудшились условия народно-хозяйственного развития. Уменьшение рождаемости населения привело к сокращению притока трудовых ресурсов. Неблагоприятная экономическая конъюнктура сложилась на мировом рынке. Резко упали цены на нефть - важнейший предмет советского экспорта. Параллельно с государственной появилась так называемая теневая экономика. Ее развитию сопутствовали беззакония и коррупция.

    Успешнее других шло решение жилищных проблем. К началу 80-х годов почти 80% семей имели отдельные квартиры. В 70-х - начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в социальную сферу. Это тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения. Значительно отставало от города обеспеченность селян медицинскими и детскими дошкольными учреждениями.

    Это время часто называют двадцатилетием упущенных возможностей, брежневской эпохой. Главенствующее место в новом руководстве страной в период с 1964 по 1982 гг. занимали три человека:

    1. Л.И. Брежнев - Генеральный секретарь цк кпсс и председатель Президиума Верховного Совета ссср;

    2. А.Н. Косыгин, Председатель Совета Министров ссср в октябре 1980 г. Его сменил н.А. Тихонов

    3. М.А. Суслов, в ведении которого находилась идеологическая работа.

    Пришедшая к власти команда Брежнева не имела единой позитивной программы деятельности. После критики в адрес Хрущева на Пленуме ЦК в октябре 1964 г. за непродуманные реформы, нарушение коллегиальности руководства, частую смену кадров с трибуны был выдвинут лозунг стабильности. Достаточно быстро стало ясно, что в политическом плане он означал:

    - отказ от радикальных перемен прекращение дальнейших попыток демократизации общества и партии, свертывание критики культа личности Сталина и пр.

    - укрепление существующей общественно-политической системы тоталитарного режима, обязательным элементом которого является культ личности вождя - в данном случае Брежнева

    - тихую реставрацию ряда элементов сталинизма практику политических процессов, преследование инакомыслящих, и пр..

    При внешнем спокойствии и единодушии в руководстве шла борьба различных групп, представлявших интересы определенных структур. В этой ситуации Брежнев вплоть до тяжелой болезни 1976 г. проявлял качества лидера, будучи, по выражению одного из наблюдавших его журналистов, беспощадным человеком со стальными кулаками, хотя и в бархатных перчатках. В результате тонкой закулисной борьбы

    Брежнева один за другим его соратники по смещению Хрущева без особого шума оказываются на пенсии или явно на второстепенных постах Семичастный, Шелепин, Воронов, Подгорный, Шелест и др.. В начале 80-х гг. из тех, кто пришел с Брежневым к власти, на политической арене остались лишь Андропов и Устинов.

    Выбывших заменили люди, лично близкие Брежневу и особенно знакомые ему по работе в Днепропетровске днепропетровская мафия - А. Кириленко и К. Черненко, ставшие секретарями ЦК и членами Политбюро; Н. Щелоков - министр МВД; Д. Кунаев - 1-й секретарь ЦК компартии Казахстана и др.. Реальное управление в партии сосредоточилось в Политбюро ЦК КПСС. Узкая группа олигархов во главе с Брежневым решала все важнейшие вопросы. Под родственников Брежнева и его окружения создавались не только посты, но и целые министерства. Протекционизм, кумовство, семейственность проникали в самые высокие инстанции.

    Естественными спутниками этих процессов явились:

    Невиданных размеров коррупция.

    Теневая экономика.

    Сращивание деятелей теневой экономики

    с представителями номенклатуры - формирование организованной преступности - мафии особенно в Средней Азии, Кавказе и Москве. Партийные, советские, хозяйственные руководители, пользуясь доверием Брежнева и его окружения, а так же практически отсутствием контроля снизу, чувствовали себя полновластными хозяевами своих республик, регионов, заводов и пр.

    Рост преступности особенно взяточничества и хищения. Наиболее пораженными этими видами преступления оказались торговля, сфера услуг.

    Превращение членства в партии в необходимое условие для служебного продвижения, приобщения к партийной номенклатуре.

    Падение престижа власти.

    Распространения пьянства.

    Интриги, чинопочитание, угодничество.

    Зачастую решения высших партийных органов имели приоритет над законами. Таким образом, в обществе развитого социализма корпоративные интересы номенклатуры полностью возобладали над государственными и общественными интересами.

    В области идеологии началась тихая ревизия решений XX съезда партии и последующих либеральных тенденций в сфере теории. Проблемы нарастали и усугублялись, но не было разработано конкретных и эффективных мер по их разрешению. На очередных съездах КПСС очень громко говорилось о мнимых успехах и достижениях СССР, создавался иллюзорный мир показательного благополучия. Выступавшие на съездах, соревновались в славословиях политике КПСС и ее руководству.

    Особенно пышные эпитеты с начала 70-х гг. доставались Л.И. Брежневу. Происходило как бы во зрождение культа личности, но уже в виде фарса.

    В октябре 1977 г. была принята новая, 4-ая по счету советская Конституция - Конституция развитого социализма. 6-я статья Конституции юридически оформила монопольное положение КПСС в советской политической системе, определив партию как руководящую и направляющую силу общества, ядро его политической системы. КПСС в соответствии с решениями XXV съезда определялась теперь как партия всего народа, оставаясь по своей природе якобы партией рабочего класса. Был выдвинут тезис о полном и окончательном решении национального вопроса, о формировании новой исторической общности - советского народа. Тезис об общенародном государстве, конституционно оформленный в 1977 г. был не более чем декларацией.

    Попытка приостановить дальнейшее развитие негативных процессов в советском обществе была предпринята уже после смерти новым Генеральным секретарем ЦК КПСС Андроповым, который руководил страной 15-ть месяцев ноябрь 1982 - февраль 1983. Как сторон Решительные меры Андропова перепугали старую политическую элиту, которая боялась потери руководящих постов, но встряхнули страну, вызвали симпатии к энергичному руководителю, породили в обществе надежды на перемены к лучшему. Однако скорая смерть Ю.В. Андропова в марте 1984 г., который не оставил политического завещания, вновь породила в стране острый кризис и породила в обществе апатию.ник укрепления системы Андропов приступил к ее модернизации с помощью чрезвычайных административных мер которые часто выходили за рамки конституционных мер.

    В феврале 1984 г.

    Генеральным секретарем ЦК КПСС стал полностью недееспособный К.У. Черненко, на избрании которого настояло консервативное большинство Политбюро во главе с маршалом Устиновым. Избрание прошло в жесткой борьбе с Горбачевым и поддерживавшими его Громыко, Воротниковым, Алиевым и Соломенцевым. При Черненко возобновились практически все процессы, которые были характерны для периода правления Брежнева.