Орша монастырь мужской. Свято-Богоявленский Кутеинский мужской монастырь, г. Орша. Отрывок, характеризующий Богоявленский Кутеинский монастырь

Мало кому известно, что единственная лавра на территории современной Беларуси находилась ранее в Орше. В 1917 году она окончательно утратила своё значение. Сейчас на её месте — скромный Богоявленский Кутеинский мужской монастырь.

Несмотря на все невзгоды в прошлом, обитель продолжает жить. Сейчас здесь три монаха, инок и послушник. Как и в старину, они несут свой крест и возносят молитвы к Богу в Свято-Троицком храме, отреставрированном в середине 90-х годов XX века. В последнее время храм преобразился, в нём появилось немало прекрасных икон. В 2012 году был отреставрирован иконостас, а в прошлом году произошла замена кровли и был сделан парапет.

У Свято-Троицкого храма есть свои давние традиции. По словам прихожан, в нём чувствуется благодать. Храм живёт полноценной приходской жизнью. В нём совершаются богослужения и церковные таинства, возносится молитва «О Богохранимой стране нашей», «О граде сем и верою живущих в нем».

Два года тому назад на пожертвования оршанцев Владимира и Наталии Панасенко на территории монастыря появилась новая колокольня. Звон девяти отлитых в Москве колоколов, разного звучания и тональности, слышен далеко над Днепром. Перекрывая уличный шум и гудения автотранспорта, он несёт в мир очистительную «молитву в бронзе». Звонить в колокола, наряду с монахом Авраамом, хорошо получается у отрока Захарии, ученика второго класса одной из средних школ города Орши.

В Кутеинской обители побывали в своё время многие святые. Это святитель Георгий Могилёвский (Конисский), преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Пётр Могила, Мелетий Харьковский. В 2012 году по благословению игумена Сергия (Константинова) мастерами-иконописцами в Унитарном предприятии Витебской епархии «Ремесленные мастерские «Кутейна» была написана икона в честь этих святых. Сегодня образ находится в Свято-Троицком храме с северной стороны.

Наследницами славных церковных традиций являются прихожанки Нона Дунина, занимающаяся иконописью, и Валентина Кузнецова, поющая на клиросе. Сейчас в мастерской «Кутейна» работают 4 иконописца, 4 резчика и 4 столяра. Есть малярный участок. Работы кутеинских мастеров можно встретить не только в Беларуси, но и в Санкт-Петербурге, Москве, Магадане и в других городах России и Украины.

Приход имеет свою библиотеку. Когда мы слышим словосочетание «монастырская библиотека», наше воображение рисует помещение со старинными фолиантами, рукописями и свитками, до которых и дотрагиваться страшно. А что же на самом деле представляет современная монастырская библиотека, скажем, в Кутеинской обители? Недавно для неё было выделено специальное помещение. Заведующей книжным фондом стала Галина Юркевич. Монастырская библиотека насчитывает около 1,5 тысячи книг разной тематики. Значение православной книги состоит в том, чтобы помочь познать читателям Слово Божие. Галина Андреевна не ограничивается только выдачей литературы. Она создала музейный уголок по истории Кутейны. Такой музейный уголок — единственный в нашем городе. Центральное место в нём занял действующий печатный станок. В 80−90-е годы минувшего века на территории монастыря проводились раскопки. Найденные ценные экспонаты размещены здесь. Также в музейном уголке представлены старинные церковные книги и факсимильное издание «Букваря» Спиридона Соболя 1631 года издания.

На территории монастыря находится колодец коловратного типа, который освящён и назван в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Сейчас в сельской местности редко встретишь колодец, а у нас в городе он имеется. Ежегодно на Светлой седмице, в пятницу, в день празднования иконы Божией Матери «Живоносный источник», после Божественной литургии совершается крестный ход к колодцу, где освящают воду.

В настоящее время в Кутеинской обители заканчивается строительство дома для трудников — людей, приезжающих на территорию монастыря потрудиться во Славу Божию.

Активное участие в жизни прихода принимает Галина Горбачевская. Она организует паломнические поездки по святым местам Беларуси, России и Украины.

В 2015 году с ознакомительной поездкой Кутеинский монастырь посетил епископ Лидский и Сморгонский Порфирий, являющийся председателем Синодального отдела по делам монастырей и монашества Белорусского экзархата.

Работы по преображению Кутеинского монастыря рассчитаны на 10 лет. Для города Орши этот объект знаковый. Если он будет восстановлен, то непременно станет одной из главных достопримечательностей, не уступающей Мирскому и Несвижскому замкам.

Орша расположена в Витебской области в 220 километрах от Минска. Добраться на машине можно за 2 часа 30 минут. Ходят рейсовые автобусы. Билеты онлайн смотрите , стоимость около 13 рублей.

Удобный способ поезд. Орша – крупный железнодорожный узел. Подобрать ЖД билеты можно вот .

Не забывайте про попутки, через сервис .

Коллегиум Иезуитов в Орше

Одной из главных достопримечательностей города Орша можно смело назвать строение, датированное 17 веком – Коллегиум Иезуитов . Здание реконструировано в соответствии с первоначальным обликом.

Именно здесь, в здании коллегиума, расположился Наполеон Бонапарт во время войны 1812 года. Именно тут получили образование известные люди того времени.

Иезуитский коллегиум был построен еще в начале 17 века в стиле барокко. Изначально здание использовалось для проведения сеймов. Однако через несколько лет, король Сигизмунд III передал здание иезуитам, где было организовано первое учебное заведение. Через столетие здание было перестроено в камне. Стены вместили в себя музыкальную школу, аптеку и даже городской театр. Здание постепенно достраивалось, и на втором этаже появилась декоративная башня с часами.

В 1820 году коллегиум был закрыт из-за запрета на деятельность иезуитов. Долгие годы в здании находилась городская тюрьма. А после помещения пришли в негодность и были разворованы.

В конце 20 века весь комплекс был полностью отреставрирован. Археологи нашли остатки фундаментов коллегиума и монастыря. Сегодня в здании расположилась художественная галерея и выставочный зал и детская библиотека.


Водяная мельница

В историческом центре находится водяная мельница, построенная в 1902 году. Еще в 18 веке деревянная мельница в Орше была действительно очень прибыльной среди всей губернии. К сожалению, здание, которое привлекает туристов со всей Беларуси, не является оригинальным.

Построенная в начале 20 века мельница из красного кирпича впитало в себя особенности архитектуры того времени, сохранив только оригинальное местоположение. Фасад здания украшен круглым окном, по периметру которого выложена дата построение.

В начале 90-ых годов прошлого века благодаря программе «Возрождении» была проведена реконструкция мельницы. Теперь внутри этого красного здания находится этнографический музей.

В архитектурной композиции мельницы также присутствует арочный мост начала 20 века.

Части строений монастыря Базилиан

Сам монастырь Базилиан до наших дней не дошел. На берегу реки, в центре города Орша, сохранились лишь руины жилого комплекса монастыря .

Построенный в середине 18 века, сейчас в крайне плачевном состоянии.

Историки утверждают, что храм был основан базилианцами во второй половине 18 века.

При монастыре также был храм, который получил название костела Опеки Богоматери. В 1842 году он был переосвящен и в стенах храма расположился православный Свято-Покровский мужской монастырь.

Однако в 1967 году этот уже православный храм был взорван. На сегодняшний день частично сохранились только стены жилого комплекса при монастыре.


Заброшенный корпус монастыря Францисканцев

На улице Доминиканская, находится заброшенное здание, которое раньше было жилым корпусом монастыря. Сейчас заброшенный монастырь францисканцев не используется и постепенно разрушается. Возле главного входа находится небольшая мастерская.

О том что эта постройка памятник архитектуры напоминает небольшая табличка “Каштоунасць”.

Бывший монастырь

Там, где сегодня расположилась Троицкая церковь (Церковь Святого Духа) – ранее располагался Кутеинский монастырь. Он был основан в Орше в 1623 году. Название монастырь получил не случайно. Здание монастыря было заложено на месте слияния двух рек Днепр и Кутеинка.

Через несколько лет, во время основания монастыря, чудесным образом была явлена икона, которая сегодня считается покровительницей всей Орши – икона Божией Матери. Вокруг ее чудотворных свойств ходит множество легенд. Поговаривают, что она приносила исцеление и утешение каждому страждущему. Сегодня эта икона находится в Свято-Ильинском храме Свято-Успенского женского монастыря в Орше.

Примерное в это же время на территории монастыря был построен деревянный Богоявленский храм. Также была возведена еще одна церковь в честь рождения Христа. Во второй половине 19 века она была переосвещена в честь Святой Троицы.

Кутеинский монастырь прославился благодаря своей культурно-просветительской деятельности. В стенах монастыря находились и школа, и библиотека, и мастерская художников-иконописцев. Кутеинский монастырь славился своими мастерами и их приглашали в другие города и области. Даже Московское государство вызывало к себе плотников, каменщиков, граверов и других мастеров своего дела. В монастыре находилась самая главная в то время типография, которая издавала книги на белорусской кириллице.

В первой половине 17 века монастырь приютил более 200 монахов. Благодаря их деятельности было открыто множество других православных монастырей. Однако в 1655 году монахи были вынуждены перебраться в Иверских монастырь из-за возникшего притеснения православных униатами.

Богоявленский собор, который находился на территории монастыря, полностью сгорел в 1885 году. Интересен и тот факт, что в начале 20 века монахи нашли древний пещерный монастырь в честь Воскрешения праведного Лазаря. Были найдены пещеры, ниши и коридоры.

После распада советского союза началось восстановление Монастыря. В 1995 году, по окончанию реставрации, в стенах бывшего монастыря была освещена Свято-троицкая церковь. В стенах храма расположились мастерские по деревянной резьбе и иконописи, создаются иконостасы и многое другое.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В Орше, было бы несправедливо не сказать ни слова об оршанском Кутеинском Богоявленском монастыре.

Оршанцы получили от патриарха иерусалимского Феофана грамоту на основание православного мужского монастыря в 1620 году. Большую часть денег собрали простые жители Орши и Могилева — члены православных братств. Государственные документы на строительство были выданы в Варшаве на имя крупного белорусского православного магната Богдана Статкевича-Заверского и его жены Елены Соломерецкой. В связи с этим М. Батюшков сообщал: «Старорусская православная фамилия Стеткевичей в XVI- XVII вв. владела обширными поместьями в Оршанском повете, известна по своим представителям на разных служебных постах, преимущественно в Беларуси, по своим родственным связям с княжескими фамилиями Друцких-Горских, Огинских и Соломерецких, особенно преданностью православию и благотворением на пользу православной церкви».

Строительство монастыря началось в 1623 г. под Оршей в живописном уголке векового леса возле устья речушки Кутеинки. По названию реки монастырь стал называться Кутеинским. Строительство возглавил писатель, печатник, религиозный деятель, патриот белорусской земли, иеромонах Иоиль Труцевич, ставший впоследствии игуменом монастыря.


Одним из первых появился Богоявленский собор. Почти на 40 метров возвышался четырехсрубный крестово-купольный храм. Три сруба имели форму пятигранников, четвертый был квадратным. Большой купол завершал строение, меньшими куполами заканчивался каждый отдельный сруб. Вход в храм архитекторы выполнили в виде красивой открытой галереи. Верующих поражал величественный шестиярусный резной позолоченный иконостас главного престола. Художники расписали тесаные стены внутри храма 38 многофигурными композициями на библейские и евангельские темы. В 1635 г. собор был освящен киевским митрополитом Петром Могилой. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братий, подражающих житию ангельскому».
В 1885 г. собор сгорел от удара молнии и более не восстанавливался.

Документальные источники подтверждают, что одновременно с главной святыней монастыря строились многочисленные жилые и хозяйственные помещения. Под Богоявленским собором находился храм Воскрешения Праведного Лазаря — пещерный подземный храм, площадью около 11 квадратных метров. Он имел крестообразную форму с низким каменным сводом. В алтарной части на месте престола стоял низкий деревянный крест, обложенный камнем.

Свято-Троицкий храм Кутеинского мужского Богоявленского монастыря был построен в XVII в. в стиле белорусского барокко.
До наших дней храм пережил несколько реконструкций и действует с 1993 г.

С конца XVI в. крупные и влиятельные мужские православные монастыри получали статус лавры. Белорусской лаврой называли современники и Кутеинский Богоявленский монастырь.

В книге «Рай мысленный» (1656) от имени патриарха Никона о Кутеинской обители говорится так: «Слышав же аз от многих известно, яко и там благочестие сияет. Беже тамо Лавра Велика, Свято-Богоявления Господа Бога и Спаса нашего Иисуса, завома Кутейно, близ славно града Орши, иж бысть глава и начало общему житию во всей Белой Руси».

Кутеинский комплекс значительно расширился в 1631 г., когда мать Богдана Статкевича-Заверского княгиня Анна Огинская на реке Кутеинке, неподалеку от мужского монастыря, основала Успенский женский монастырь. Он состоял из нескольких деревянных церквей и собора Успения Пресвятой Богородицы, который сгорел в 1635 г., а через 20 лет был возрожден в камне в стиле барокко. Также были построены водяная мельница и мост.

Наиболее значительные события в истории Кутеинской лавры произошли в середине XVII в. Монастырь еще не был полностью построен, но о нем уже знали далеко за пределами Оршанщины. Здесь по инициативе Иоиля Труцевича была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг. В них трудились талантливые мастера: художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.
(Кутеинские ремесленные мастерские существуют и сейчас. Снова, как когда-то, там пишутся иконы, проектируются и изготавливаются иконостасы, царские врата, церковная мебель)

Игумен занимался не только религиозной, но и просветительской деятельностью. При его активном участии в монастыре была открыта братская школа. Нехватка книг была одной из главных проблем в обучении и сохранении белорусского языка и культуры. Была необходимость в собственной типографии, и для ее открытия в Кутейно имелись хорошие условия. В 1630 г. И. Труцевич пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя — продолжателя дела Ф. Скорины.

С. Соболь учился в Киевской академии, знал языки, в 1628 г. в типографии Киево-Печерской лавры издал три книги. Приехав в Оршу, он быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». Монахи с удовольствием ему помогали: резчики вырезали из дерева тексты, чеканщики украшали переплеты книг, граверы создавали книжные гравюры. Учиться этому мастерству приезжали в монастырь издалека.

Самая известная с древних времен оршанская книга была издана в 1631 г. и называлась так: «Букварь сиреч, начало учения детям начинающим чтению из- выкати. В Кутейне изобразися. В типографии Спиридона Соболя». Название книги по краям страницы обрамлял орнамент.

Учебная часть «Букваря» начиналась со старославянского алфавита, 44 буквы которого, большие и маленькие, печатались вначале в обычном, а затем в обратном порядке. Есть в учебнике данные об ударении, знаках препинания, о склонении существительных и прилагательных, об искусстве стихосложения.

Спиридон Соболь понимал важность принципа единства обучения и воспитания и отдельный раздел книги посвятил христианским заповедям, которые дополнил еще одной: оставаться верным православию. Начинался и заканчивался «Букварь» молитвой.

Кутеинский «Букварь» был небольшим по размерам и насчитывал всего 80 страниц. Их нумерация отсутствовала, ее заменяли кустоды в правом нижнем углу страницы (это первое слово или слог, с которого начиналась следующая страница). «Букварь» был недорогим и красивым. Печатник использовал простые, но выразительные средства: наборный орнамент на титульной странице, гравюру Иисуса Христа с серафимами в начале книги, красивые заставки перед началом разделов, инициалы с растительным орнаментом.

Издание «Букваря» было событием в искусстве книгопечатания. Эта книга внесла значительный вклад в распространение просвещения в Беларуси, Литве, на Украине и за рубежом. На ней есть пометки на английском и немецком языках. Если бы Соболь ограничился изданием только одной этой книги, то все равно его имя было бы золотыми буквами вписано в историю белорусской национальной культуры.

Время было безжалостно к оршанскому букварю: уцелела только одна такая книга. Она хранится в Национальном музее Украины (г. Львов). А ее искусную копию, выполненную художником Петром Драчевым, можно увидеть в Оршанском музее истории и культуры.

Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь через два года уезжает из Орши. Его дело продолжалось уже под руководством И. Труцевича, который писал предисловия к каждой новой книге. Типография печатала не только церковную, но и научно-просветительскую литературу. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около 20 разных книг.

На юго-западной окраине Орши в 1623 году у впадении р. Кутеинки в Днепр был основан Кутеинский Свято-Богоявленский мужской монастырь. При нём были построены: каменная Свято-Духовская церковь, деревянные Богоявленский собор и церковь Рождества Христова, а также множество хозяйственных построек. В 1885 году собор сгорел от удара молнии, а в начале 20 века на этом месте под землёй была найдена церковь Воскрешения праведного Лазаря с многочисленными печерами и нишами, сооружённая во время основания монастыря. Сейчас она засыпана землёй и ждёт своего часа для восстановления. Каменная церковь Святого Духа первоначально была двухэтажной, но после реконструкции в 19 веке храм приобрёл сегодняшний вид. Частично сохранилось жилое кирпичное здание, в котором находились кельи, трапезная, духовное училище. Кутеинский монастырь известен типографией Спиридона Соболя, в которой был напечатан первый в истории Букварь. С приходом советской власти в 1917 году обитель была закрыта и разорена. Восстановление началось только с 1990 года, и в 1995 году после реставрации храм был переосвящён в Свято-Троицкий, монастырь снова стал действующим.

Н ачало Кутеинской обители было положено 19 мая 1620 года, когда Могилевским братством Святого Богоявления было получено благословение от Патриарха Иерусалимского Феофана на строительство мужского монастыря около города Орши. Из-за восстания жителей Могилева против греко-католического духовенства в декабре 1618 г. строительство монастыря в городе стало невозможно. Тогда члены православных братств городов Орши и Могилева выкупили у Каспера Швейковского имение Кутеино и село Поддубцы, находившиеся за городской чертой, около Днепра. Фундуш на монастырь был дан 19 сентября 1623 г. паном Богданом Стеткевичем, активным членом братства и строгим поборником православной веры и женой его, княгиней Еленой Соломорецкой. Эта дата считается днем основания монастыря. От протекающей рядом небольшой речки Кутеинки монастырь получил название Кутеинский, а по главному храму – Богоявленский. Строительство возглавил иеромонах Иоиль (Труцевич), ставший впоследствии игуменом монастыря.

И стория монастыря знала периоды расцвета и упадка. Его лучшие времена пришлись на первую половину XVII в. Одним из первых монастырских храмов появился Богоявленский собор. Соборный храм Святого Богоявления находился в центре монастырского архитектурного комплекса и представлял собой великолепное творение деревянного белорусского зодчества. Строгий по форме крестово-купольный храм имел изящную крытую галерею, резной шестиярусный золоченый иконостас и два придела – в честь Архистратига Божия Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы. Стены храма были расписаны изображениями на библейские темы, а также на темы из житий святых. В июне 1635 г. Киевский митрополит Петр Могила освятил главный престол в честь Богоявления Господня, а приделы – во имя Архистратига Михаила и Благовещения Пресвятой Богородицы, положив мощи святых великомученика и целителя Пантелеимона и великомученика Артемия и преподобномученика Анастасия Персиянина. Позднее он напишет в письме к Саковичу: «Посмотри еще и на Белую Русь, там, под Оршей, в Кутеинском монастыре найдешь по крайней мере 200 братии, подражающих житию ангельскому».

П од фундаментами Богоявленского собора на значительной глубине находилась и пещерная подземная церковь в честь Воскрешения Святого Праведного Лазаря. Церковь эта имела крестообразную форму и низкие каменные своды. Ее площадь составляла около 11 кв. м. В центральной алтарной части, площадью 2,5 кв. м., на месте престола находился низкий деревянный крест, обложенный камнями. Рядом находились два помещения для хранения монастырской казны и драгоценной утвари. Во время сильной грозы 24 июня 1891 г. в пять часов вечера Богоявленский собор был сожжен ударом молнии и более не восстанавливался, удалось спасти только монастырскую ризницу.

Н едалеко от собора была построена деревянная церковь в честь сошествия Святого Духа. Со временем деревянный храм был разобран, и на его фундаменте построили каменный двухэтажный храм с нижним престолом в честь Рождества Христова и верхним – в честь апостола Андрея Первозванного. После реконструкции 1868 г. храм стал одноэтажным, с престолом во имя Живоначальной Троицы. В 1885 г. церковь была украшена предалтарным плафоном с изображением Божией Матери, сидящей на престоле с Предвечным Младенцем на руках и окруженной Ангелами. В годы своего расцвета монастырь имел высокий статус лавры. Сохранились очерки монастырского устава. Духовным ориентиром обители были поучения преподобного Кассиана Римлянина. По инициативе Иоиля (Труцевича) была создана иконописная мастерская, работала мастерская по переписыванию и переплету книг, где трудились талантливые художники, резчики по дереву, чеканщики, граверы.

П ри активном участии отца Иоиля в монастыре была открыта братская школа и собственная типография. В 1630 г. он пригласил в монастырь печатника Спиридона Соболя. Приехав в Оршу, Спиридон быстро наладил дело и уже в 1630 г. напечатал «Брашно духовное» и «Молитвослов». В 1631 г. вышла книга, которая надолго стала главным пособием для начинающих учиться читать – «Букварь». Полное его название - «Букваръ, сиречь начало учения детям, начинающим чтению извыкати. В Кутейне изобразися в типографии Спиридона Соболя року 1631». Научив оршанских монахов печатному делу, Спиридон Соболь покинул Оршу. Его труд продолжил отец Иоиль, который сам писал предисловия к каждой книге. Типография печатала не только церковные книги, но и научно-просветительские. За 25 лет существования этого культурного центра в нем было издано около двадцати разных книг, значительными для того времени тиражами – по 200-350 экземпляров.

К утеинский монастырь посещали преподобномученик Афанасий Брестский, святитель Могилевский и всея Беларуси Георгий Конисский, царь-страстотерпец Николай II, священномученик Серафим Жировицкий, святая Валентина Минская. Царь Алексей Михайлович, посетив Кутейно в 1656 г., дал высокую оценку таланту здешних мастеров. По его приказу знаменитые резчики по дереву Арсений и Герасим, гравер Паисий были взяты в Москву, где вместе с другими мастерами работали в Оружейной палате Кремля, украшали Коломенский царский дворец и церкви в Измайлово. Продолжали свою работу в Москве и кутеинские печатники. Среди них упоминается известный мастер по изготовлению матриц для отливки шрифта Каллистрат.

В 1655 г., в результате Русско-Польской войны, большинство братий уехало по благословению патриарха Никона в Иверский Валдайский монастырь. Сам игумен Иоиль, не доехав к новому месту жительства, скончался в городе Болдино под Смоленском. Тело же его было предано земле на Валдае, где покоится и поныне. Во время войны 1812 г. разрушения, нанесенные монастырю французами, были огромными. Поэтому Кутеинская обитель, как бедная и не имеющая достаточно средств для существования, была переведена в ряд третьеклассных. В 1842 г. стала заштатной в составе некогда греко-католического Оршанского Покровского монастыря.

Н е обошли когда-то известную Белорусскую Лавру и революционные события 1917 г. После Октябрьской революции на базе монастыря было создано товарищество по совместной обработке земли. У новых хозяев лесное и полевое хозяйство, монастырские огороды, сады и пасеки очень быстро пришли в запустение. Рассыпались от старости или разбирались на кирпичи монастырские здания. Свято-Троицкая церковь была приспособлена под складские помещения. Затем на территории размещалась советская кавалерия. Есть основания полагать, что в 1939 г. здесь временно находились военнопленные польской армии. В 1941-1943 гг. со слов очевидцев на территории монастыря размещался небольшой лагерь советских военнопленных. В 1943 г. от советских авиаударов была разрушена колокольня. После Великой Отечественной войны жилые помещения монастыря были использованы Оршанским льнокомбинатом под квартиры рабочим.

Н овая история обители началась с 1990 г., когда была зарегистрирована приходская община. С 1992 г. монастырь стал действующим. Государственную регистрацию получил 7 апреля 1993 г. При содействии государства в 1995 г. был отреставрирован Свято-Троицкий храм. В начале 2010 г. в восточной части монастырского корпуса построена крещальня. 10 октября 2014 г. в обитель была перенесена местночтимая Оршанская икона Божьей Матери (день памяти 5/18 сентября и 20 июля/2 августа), временно находившаяся в Свято-Успенском женском монастыре города Орши. При монастыре работает воскресная школа для взрослых и детей, библиотека с читальным залом.

О тправной точкой в изучении, осмыслении и практическом применении духовного наследия Кутеинской обители стали 1-е, 2-е, 3-и Кутеинские чтения и Международная научно-практическая конференция «Кутеинские чтения-2014», которые привлекли внимание общественности к роли и значимости Кутеинской обители в деле просвещения и сохранения духовных и культурных традиций нашего народа. В 2006 и 2014 гг. в Орше состоялся республиканский православный фестиваль «Беларусь Православная», который способствовал возрождению и укреплению Свято-Богоявленского Кутеинского мужского монастыря. Событием международного значения стало открытие памятного знака в честь «Букваря» Спиридона Соболя 10 октября 2014 г., который был установлен на территории монастыря, также передача факсимильного издания «Букваря», воссозданного специалистами издательства Белорусского Экзархата.

В обители проживает 5 насельников (2017 г.) Наместник – игумен Сергий (Константинов).

КОНТАКТЫ:

Беларусь, г. Орша, ул. Ф. Скорины, 79