Как поэт воспринимает и изображает родную природу. Тема природы в стихах русских поэтов. Странная и мучительная любовь к родине

Тема природы проходит через все творчество С. Есенина, является его основной составляющей. Например, в стихотворении «Русь» он очень ласково говорит о русской природе:

Заневестилася кругом
Роща елей и берез,
По кустам зеленым лугом
Льнут охлопья синих рос…

А как красиво поэт описывает зарю: «Выткался на озере алый свет зари…».
Месяц у Есенина — «кудрявый ягненочек», который «гуляет в голубой траве», «за темной прядью перелесиц, в неколебимой синеве».
Можно сказать, что тема природы раскрывается почти во всех стихотворениях С. Есенина, причем поэт не просто описывает все то, что его окружает, но и сравнивает природные явления с человеческим организмом: «васильками сердце светится, горит в нем бирюза».
Поэт «одурманен весной», когда «сыплет черемуха снегом, зелень в цвету и росе, в поле, склоняясь к побегам, ходят грачи в полосе». В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся…» С. говорит:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных,
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…

Поэт с любовью описывает природу родного края, сравнивая ивы с кроткими монашками.

Над окошком месяц. Под окошком ветер.
Серебристый тополь серебрист и светел.

В стихотворениях С. Есенина природа живая, одухотворенная:

О сторона ковыльной пущи,
Ты сердцу ровностью близка,
Но и в твоей таится гуще
Солончаковая тоска.
Она о розовом тоскует небе и голубиных облаках.
Но не от холода рябинушка дрожит,
Не от ветра море синее кипит.
Напоили землю радостью снега…

Описания природы у Есенина не похожи ни на какие другие: у него «тучи с ожереба ржут, как сто кобыл», «небо словно вымя», «как пес, пролает за горой заря», «струится с гор зеленых златоструйная вода», «облаки лают, ревет златозубая высь…»
Родная природа для поэта — это «море голосов воробьиных» и «…золотеющая осень, в березах убавляя сок, за всех, кого любил и бросил, листвою плачет на песок».
Но Есенин говорит о себе, что он-то здесь «случайный гость» «на горах твоих, земля». А на земле «широки леса и воды, крепок взмах воздушных крыл, но века твои и годы затуманил бег светил».
Поэту в «окошко постучал сентябрь багряной веткой ивы» — он прощается с родной природой, которую любит до глубины души, ведь «все пройдет, как с белых яблонь дым», потому что «все мы, все мы в этом мире тленны, тихо льется с кленов листьев медь…» И просит поэт: «Не шуми осина, не пыли, дорога, пусть несется песня к милой до порога».
Читая стихи С. Есенина, чувствуешь, что слова в его стихотворениях идут от самого сердца, потому что только если очень любить природу своего края, своей Родины, можно написать такие слова:

Черная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать,
К сердцу вечерняя льнет благодать…

Описывая природу, С. Есенин подбирает для ее описания вроде бы простые слова, но они звучат, как песня:

Топи да болота,
Синий плат небес.
Хвойной позолотой
Взвешивает лес.
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Темным елям снится
Гомон косарей…»
И слухают ракиты
Посвист ветряной…
Край ты мой забытый,
Край ты мой родной!

Можно сказать, что тема природы в произведениях С. Есенина раскрывается через душу природы, он сравнивает ее с человеком, с его чувствами. Картины природы, увиденные в детстве, навсегда остались в памяти поэта, потому и спрашивает он сестру: «Как живет теперь наша корова, грусть соломенную теребя?», «Отгорела ли наша рябина, осыпаясь под белым окном?»
Природа в стихотворениях С. Есенина живая, она думает, плачет, грустит и смеется. В заключение скажем словами С. Есенина:

Жить нужно легче, жить нужно проще,
Все принимая, что есть на свете.
Вот почему, обалдев, над рощей
Свищет ветер, серебряный ветер.

Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской природы. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это не разрывные понятия…

Как Есенин изображает природу?

«Моя лирика жива одной большой любовью -- любовью к родине»,-- так говорил Сергей Есенин о своем творчестве. А образ родины для него неразрывно связан с родной природой. Русская природа для Есенина -- это вечная красота и вечная гармония мира, врачующая людские души. Именно так воспринимаем мы стихи поэта о родной земле, именно так, возвышенно и просветленно, действуют они на нас. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновенье, посмотрите на окружающий вас мир красоты, послушайте шелест луговых трав, песню ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, предвещающую рождение нового дня, на звездное ночное небо. Живые картины природы в стихах Сергея Есенина не только учат любить красоту родной природы, они закладывают нравственные основы нашего характера, делают нас добрее, мудрее. Ведь человек, умеющий ценить земную красоту, уже не сможет противопоставить себя ей.

Признаваясь в любви к родине, поэт с благоговением описывает красоту русской природы, уподобляя ее живому существу: ковыль «спит», вербы «плачут», тополя «шепчут»:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

Не разлюбит отчие поля.

Часто применяя характерный для его лирики прием олицетворения природы, Есенин создает свой неповторимый мир. Природа в его стихах чувствует, смеется и грустит, удивляется и огорчается. Сам поэт ощущает себя единым целым с деревьями, цветами, полями.

Воспринимая природу как единое целое с собой, поэт видит в ней источник вдохновения. Родная земля наделила поэта удивительным даром -- народной мудростью, которая была впитана со всей самобытностью родного села, с теми песнями, поверьями, сказаниями, которые он слышал с детства и которые стали главным источником его творчества. И даже экзотическая красота далеких стран не смогла затмить скромную прелесть родных просторов. Где бы ни был поэт, куда бы ни занесла его судьба, сердцем и душой он принадлежал России.

Все исследователи творчества Есенина отмечают в его стихотворениях яркую, ни с чем не сравнимую цветопись.

Найти примеры цветового изображения явлений, какие цвета преобладают и почему?

В стихах Есенина оттенки красного цвета: розовый, алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «металлическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и голубого. Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.

Наиболее употребляемые цвета, которыми поэт умело окрашивал своё поэтическое творчество, - жёлтый и золотой.

Не жалею, не зову, не плачу,

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Есенин подчеркивает в стихотворении золотой цвет, как силу и высоту русской природы.

Стихотворения С. Есенина окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки. Один из таких оттенков - «алый». В стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных…» с «алым» сливается женский облик:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая была.

На закат ты розовый похожа

И, как меч, лучиста и светла.

Есенин ярко показывает красочность лета: «в кустах багряных», « с алым соком ягоды». А одно слово «розовый» создает незабываемую картину:

Я теперь скупее стал в желаниях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Природа многокрасочна и многоцветна. Цветовая гамма способствует и передаче тончайших состояний человеческой души:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

«Золото увяданья…». Этот образ, проходящий через всю лирику Есенина и значивший для него много, говорит о том, в какие тона окрашены были есенинские мысли «о старости и тлене». Цвета «золотой осени» - желтизна, багрянец, медленный листопад - это символ убывающих жизненных сил и ясная «осенняя» мысль о прожитом, об утраченном, о неповторимом и острая, повышенная чувствительность к прелести мира.

Есенин как большой художник, оказался гораздо сложный. Его открытие состояло в том, что цветовой образ, так же как и фигуральный, может вбирать в себя сложное определение мысли. С помощью слов, соответствующим краскам, он сумел передать тончайшие эмоциональные оттенки, изобразить самые интимные движения души.Его цветовая гамма способствовала передачи различных настроений, романтической одухотворенности, придавала свежесть образа. Так, где казалось, пейзаж обычен, где свет и тени не захватывают воображение внезапно, где на первый взгляд, в природе нет броских, запоминающихся картин и многое уже примелькалось, поэт вдруг неожиданно и смело открывает новые краски: синее, алое, зелёное, рыжее и золотое брызжет и переливается в есенинских стихах.

Природа воспета Есениным, словно живое существо. Докажите это примерами из текста

В стихах Есенина природа живет богатой поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

Он часто прибегает к приему олицетворения.

С самого детства Сергей Есенин воспринимал природу как живое существо. Поэтому в его поэзии ощущается древнее, языческое отношение к природе.

Поэт одушевляет ее:

Спит ковыль. Равнина дорогая,

И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая

Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь,

И, пожалуй, всякого спроси -

Радуясь, свирепствуя и мучась,

Хорошо живется на Руси.

Через образы родной природы поэт воспринимает события жизни человека.

Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы:

Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,

Сердце, тронутое холодком,

И страна березового ситца

Не заманит шляться босиком.

Сергей Есенин, пусть и с горечью, принимает вечные законы жизни и природы, понимая, что “все мы в этом мире тленны”, и благословляет естественный ход жизни:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвестъ и умереть.

В стихотворении “Не жалею, не зову, не плачу...” чувства поэта и состояние природы сливаются. Человек и природа находятся у Есенина в полной гармонии. есенин стихотворений цветовой природа

Сергей Есенин искренне признается: “Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины -- основное в моем творчестве”. В понятии родины для поэта слилось “все родное и близкое, от чего так легко зарыдать”. Поэт не мыслит себя без русской природы. “Страна березового ситца” стала для поэта источником жизненных сил, вдохновения.

Стихи Сергея Есенина, я думаю, близки каждому русскому человеку, потому что поэт сумел передать в своей лирике те светлые, прекрасные чувства, которые вызывают у нас картины родной природы. И если мы порой затрудняемся в поиске нужных слов, чтобы выразить глубину своих чувств к родному краю, то обязательно обращаемся к этому поэту.

«Письмо матери» основано на противопоставлении. Объясните, что и чему противопоставлено?

В «Письме матери» предстает человек, уставший от жизни и мечтающий о возвращении на родину как о единственном средстве спасения «Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад...», ибо все самое чистое и светлое связано только с родным домом.

Два мира, два пространства противостоят в сюжете этого стихотворения. В одном мире (мире матери) над деревенской избушкой «струится» «вечерний несказанный свет», тишина, спокойствие и материнское ожидание возвращения сына. В другом мире (мире сына, воспринимаемом матерью) -- праздность и поножовщина кабацких драк. Однако уже в этом стихотворении мир кабака трактуется поэтом не как следствие моральной неустойчивости, а как следствие «тоски мятежной», причины которой в стихотворении не объясняются. Но образ «мятежной тоски» говорит, что это чувство является следствием попыток постичь какие-то глубинные общественные закономерности.

«Письмо матери» было написано в 1924 году, в последний период творчества и почти в самом конце жизни. Для Есенина это время подведения итогов. Во многих стихотворениях возникает тема безвозвратно ушедшего прошлого. Наряду с этой темой в «Письме матери» звучит тема матери, а стихотворение представляет собой обращение к ней. Это достаточно традиционная тема для русской лирики, но есенинские произведения, пожалуй, можно назвать самыми трогательными признаниями в любви к матери. Все стихотворение пронизано неизбывной нежностью и трогательной заботой о ней.

Лирический герой восхищается бесконечным терпением и нежной любовью своей «старушке»:

Пишут мне, что ты, тая тревогу,

Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Лирический герой с горечью осознает, что у «его старушки» есть основания беспокоиться о своем непутевом сыне: она знает о «кабацких драках», о запоях. Тоска матери так велика, а предчувствия так нерадостны, что она «часто ходит на дорогу». Духовный кризис героя подчеркивают эпитеты «вечерний», «тягостная». Не случайно употреблено слово «саданул» -- разговорное, сниженное, свидетельствующее о его отдалении от вечных ценностей. Резкость этого глагола смягчается в четвертой строфе:

Ничего, родная! Успокойся.

Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца,

Чтоб, тебя не видя, умереть.

Лирический герой пытается утешить мать, обещает вернуться, «когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад». Последние строфы -- предельный накал эмоций, горькое осознание того, что слишком многое «отмечталось» и «не сбылось». Завершает стихотворение проникновенная просьба:

Так забудь же про свою тревогу,

Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу

В старомодном ветхом шушуне.

Понимая, что даже в родном селе, где с детства все знакомо, близко и понятно, обрести душевный покой ему вряд ли удастся. Сергей Есенин уверен, что предстоящая встреча будет не долгой и не сможет залечить его душевные раны. Автор чувствует, что отдаляется от своей семьи, но готов принять со собственным ему фатализмом и этот удар судьбы. Он беспокоится не столько за себя, сколько за мать, которая переживает за сына, поэтому просит ее: «Не грусти так шибко обо мне». В этой строчке - предчувствие собственной гибели попытки хоть как-то утешить ту, для которой он остается самым лучшим, дорогим и любимым человеком.

Основываясь на материале своих исследований, сделайте выводы о значении творчества С. Есенина

Сергей Есенин, всей душой понимавший и принимавший Русь, обладавший удивительным, тончайшим чувством прекрасного, в своей поэзии смог удивительно полно и глубоко отразить все те изменения в жизни родины, которые происходили на его глазах. Он жил в эпоху великих перемен в России, горячо приветствовал все то, что, по его представлению, могло принести пользу родной земле. И все же до самой смерти он оставался сыном «страны березового ситца».

В нашу литературу С. Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу Есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в “узком промежутке” старых чувств и воззрений. И если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - “половодье” самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них “русский дух”, в них “Русью пахнет”. Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии. Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины.

Тема природы проходит красной нитью через творчество великого русского поэта Сергея Александровича Есенина, любимого и почитаемого многими поколениями читателей. Стихи его с ранних лет проникают в наше сознание, завладевая частью нашей души, он словно зачаровывает своими образами, которые являются будто живыми и чрезвычайно запоминающимися.

Поэтический язык С.А. Есенина весьма оригинален и самобытен, благодаря его живым образам, которые он использует в своем поэтическом творчестве, мир природы будто оживает. Тема природы в творчестве Есенина занимает одно из центральных мест, его описания природных явлений мелодичны, наполнены звонкими мотивами. Природа у него – это одушевленное существо, которое действует, живет собственной жизнью. Роща у поэта «отговорила», береза «принакрылась» снегом, тополи шепчут, а вербы плачут.

Эпитеты поэт также подбирает довольно точные, способные воссоздать довольно яркую и живую картину, он не пытается приукрасить или применить пышные сравнения, которые неуместны, скорее наоборот он стремится показать простую и незамысловатую красоту всего того, что нас окружает. Пусть облака похожи на дешевый ситец, но плывут они над родной землей, пусть хлеба небогаты урожаем, но выращены они в родимом краю. С.А. Есенин учит нас замечать и любить простые вещи, которые нас окружают, подмечая красоту в самых, казалось бы, обыденных вещах, которых некоторые и вовсе не видят в повседневной суете.

Поэт в своих стихотворениях объединяет мир людей, животных, растений, мир этот олицетворяет собой одну общность, связанную между собой неразрывными узами душевного родства. С невероятной теплотой и любовью описывает поэт и животных, вступая с ними в диалог, чувствуя с их стороны живое участие, доброту и невероятную нежность. В своем стихотворении «Собаке Качалова » поэт ведет с ней дружескую беседу на равных, обращаясь к собаке, как к истинному другу и соратнику, тон его беседы очень теплый. С Джимом поэт поднимает серьезные темы, говорит обо всем, от взаимоотношений, любви до жизни в целом, поверяя обыкновенному псу самые сокровенные мысли.

В творческом наследии Сергея Александровича чувствуется неразделимое единение с природой, он мечтает, когда человечество поймет и осознает тот факт, что люди – всего лишь неотъемлемая часть природы, что жить нужно в ладу с окружающим миром, который прелестен и нуждается в нашем участии. Лирические произведения С.А. Есенина призывают нас любить и ценить матушку-природу, жить в ладу с ней, проявлять заботу.

«Чувство родины» это элемент есенинской поэзии, распространяющийся на все тематическое многообразие лирики поэта. Любовь поэта к своей малой (село Константиново) и большой (Россия) родине, ко всему живому, тревога за судьбы «избяной» России спаяны с личностью самого поэта, с его судьбой, поисками смысла жизни.

Родная природа для поэта – это рай для души, успокоение и умиротворение. Любая пора года, любое природное состояние описываются автором с любовью и нежностью. Есенинские пейзажи наполнены цветом и звуками, что позволяет читателю «видеть» создаваемые поэтом картины:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

Все стихи С. Есенина пронизаны поэтическим видением мира и ощущением родства с природой. Тема родины в поэзии Есенина слита с темой природы (особенно в стихах 1910-1915 гг.), обретая философичность. В лирике поэта появляются тревожные нотки мыслей о быстротечности жизни и предчувствие ее трагического завершения: «Я пришел на эту землю, // Чтоб скорей ее покинуть ». Размышления о собственной судьбе переходят в размышления о судьбе родины, события которой кажутся цикличными, никогда не изменяющимися: «И Русь все так же будет жить, // Плясать и плакать у забора ». Вопреки печальным раздумьям, в поэте на протяжении всей жизни продолжает жить благоговейное чувство к Родине: «Россия - какое хорошее слово. И роса, и сила, и синее что-то ».

Родина представлялась поэту не столько Россией современной, сколько Рус ью «избяной» , судьба которой отождествлялась с судьбой деревни . Как ужаснейшие катастрофы воспринимает Есенин «автоматизацию» деревни; поэт видит в этом уничтожение Руси исконной, которою ему искренне жаль:

На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарею пролитый,
Соберет его черная горсть.

По мнению поэта, уничтожение исконной Руси повлечет за собой искажение и взращенной на ее почве поэзии и песенности. В стихотворении «Сорокоуст» поэт изображает лирически окрашенную картину «соревнования» живого жеребенка и бездушного чугунного поезда:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?

«Красногривый жеребенок » становится воплощением поэзии деревни и деревенского быта, которая не совместима с «мертвой» городской цивилизацией.

Творческий кризис 20-х гг. привел Есенина к переосмыслению своего взгляда на советскую действительность, результатом чего стали стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая», «Стансы», «Письмо женщине». Но изменения во взгляде в целом не исказили устоявшееся мировоззрение автора, который ощущал себя «иностранцем» в своей стране:

Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».

Стихотворения 1925 г. («Я иду долиной. На затылке кепи», «Спит ковыль. Равнина дорогая») все чаще приводят поэта к осознанию себя как крестьянского поэта: «Все равно остался я поэтом // Золотой бревенчатой избы ». Деревенская Россия по-прежнему остается у поэта религией, философией и воплощением всех надежд: «Я люблю родину. Я очень люблю родину ».

Лирика Есенина пронизана любовью к родной земле, верой в ее светлое будущее и отличается простотой формы, прозрачностью стиха, сочетанием фольклорной и классической традиций. Часто в стихах Есенина возникают традиционные для русской литературы мотивы дороги и российских просторов.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Доклад 7 класс.

XIX век - золотой век русской литературы. Именно тогда творили А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Именно в это время были написаны непревзойденные шедевры поэти­ческого слова. Родная природа всегда вдохновляла поэтов. Не­яркий русский пейзаж преображается под их пером и, являясь всякий раз по-новому, волнует и удивляет нас. Не только о природе эти стихи, но через описание пейзажа, леса, луга поэт передает настроение, чувства, мысли человека. Мир души че­ловека и мир природы взаимно отражаются, находятся в гармо­нии. Например, элегия А.С. Пушкина «К морю» (1824) написа­на уже в Михайловском, куда поэт отправился после южной ссылки. Она подводит своеобразный итог целого творческого периода. Следуя традиции романтизма, поэт обращается к мо­рю, как к ничем и никем неограниченной стихии. Море являет­ся в стихотворении воплощением авторского идеала, символом свободы, той стихией, которую никто не может обуздать. Для Пушкина периода южной ссылки истинным воплощением ин­дивидуальной свободы являются Байрон и Наполеон - бро­сившие вызов предрассудкам, укоренившимся взглядам. Но оба героя оказались обречены, перед величием морской стихии претензии земных титанов угасли. Возникает вопрос: не тщет­ны ли вообще какие-либо надежды человека на физическую си­лу («тиран» - Наполеон) или всепоглощающую духовную мощь («просвещенье» - Байрон). Шум моря напоминает чело­веку о мирской суете, о тщетности суетных желаний и призы­вает человека к духовному совершенствованию:

В леса, в пустыни молчаливы Перенесу, тобою полн, Твои скалы, твои заливы, И блеск, и тень, и говор волн.

В стихотворении «Осень» (1833), написанном в Болдине, Пушкин объясняет, почему любит именно это время года, по­чему именно осенью испытывает приливы вдохновения. Осень очаровывает поэта своей смиренной, умиротворенной красотой, лишенной яркой страстности, порыва. Красота осенней природы одухотворяет человеческие чувства: Как это объяснить? Мне нравится она, Как, вероятно, вам чахоточная дева Порою нравится. На смерть осуждена, Бедняжка клонит­ся без ропота, без гнева...

Такая красота не направлена на чувственность, взывает к созерцанию, требует самоотдачи. Лирический герой захвачен осенним круговоротом, чувствует «природы увяданье», по­этому в его душе возникает иная, бескорыстная любовь к кра­соте, молодости.

Стихотворение «Вновь я посетил...» (1835) относится к фи­лософской лирике Пушкина. Осенью 1835 года поэт провел не­сколько недель в своем родовом поместье в Михайловском. О своих впечатлениях он написал в письме к жене: «В Михайлов­ском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть кавалергардов на балах, на которых я уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...». Настроение письма, также как и всего стихотворения, элегическое. Но содержание стихотворе­ния шире конкретных жизненных предметов и явлений. В са­мом начале произведения поставлена проблема непрерывного обновления как естественного закона природы:

Но около корней их устарелых (Где некогда все было пусто, голо) Теперь младая роща разрослась, Зеленая семья; кусты теснятся Под сенью их, как дети...

Поэт прославляет и приветствует «племя младое, незнако­мое». Здесь «племя» - это не только «сосновая семья», но и молодое поколение людей, поэтому молодая поросль сравни­вается с детьми, а в заключении стихотворения появляется об­раз внука, который «вспомянет» о поэте:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст...

Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда, С приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет.

Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Кавказ» (1830) отлича­ется особым нежным лиризмом: воспоминания о красоте и ве­личии кавказского пейзажа переплетаются с сокровенными переживаниями поэта - воспоминаниями о матери:

В младенческих летах я мать потерял, Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, Люблю я Кавказ.

Комментарием к автобиографическим мотивам стихотво­рения могут служить две записи, сделанные поэтом летом 1830 года: «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать»... Вторая запись пе­рекликается со строками стихотворения о первой любви: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были...на водах кавказских»:

Я счастлив был с вами, ущелия гор, Пять лет пронеслось: все тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: Люблю я Кавказ!..

В стихотворении выражена глубокая и неизменная любовь поэта к Кавказу. У М.Ю. Лермонтова тучи из одноименного стихотворения 1840 года ассоциируются со странничеством, с изгнанничеством:

Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники, С милого севера в сторону южную...

Лермонтов пишет это стихотворение перед своей второй ссылкой на Кавказ, ощущая себя изгнанником в собственной стране. Риторические вопросы, используемые в тексте стихо­творения, помогают передать полный драматизма облик лири­ческого героя, вступить в острую полемику.

«На севере диком стоит одиноко...» М.Ю. Лермонтова (1841) является вольным переводом стихотворения Г. Гей­не - немецкого поэта - «Сосна стоит одиноко». Главная те­ма произведения Гейне - разлука двух влюбленных. Основ­ная тема стихотворения Лермонтова - трагическая разобщенность людей, трагическое одиночество и невозмож­ность его преодолеть. Трагизм ощущения сосны и пальмы пе­редан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как ризой она» - сравнение; «стоит одиноко... со­сна» - гипербола; «на утесе горючем» - эпитет.

Природа в стихотворении Ф.И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа...» (1836) одухотворена, очеловечена. Она внут­ренне близка и понятна человеку.

Природа и человек образуют единство, поэтому вдохнове­ние поэта созвучно с жизнью природы, которая изображается в движении, как участница событий человеческой жизни, как проявление Божественной мудрости:

Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...

По мысли Тютчева, дело поэзии - утверждать прекрасное не как вымысел, а как истину. Такое понимание природы вы­текает из православного миросозерцания, исповедующего гармоническую согласованность и всеединство.

Стихотворение «Зима недаром злится...» (1836) относится к пейзажной лирике Тютчева. Поэт изображает последнюю схватку зимы с весной. Основное художественно-вырази- тельное средство, использованное для характеристики обра­зов, олицетворение:

Зима недаром злится, Прошла ее пора - Весна в окно стучится И гонит со двора.

Схватка между силами природы изображена в виде дере­венской ссоры старой ведьмы - зимы и молодой, веселой де­вушки - весны.

Постижение мира человека путем сопоставления его с ми­ром природы нашло выражение в тютчевском стихотворении «Фонтан» (1836) философского характера. Произведение име­ет двухчастную композицию с четким разделением содержа­ния по строфам. Поэт уподобляет фонтан лучу:

Смотри, как облаком живым Фонтан сияющий клубится; Как пламенеет, как дробится Его на солнце влажный дым. Лучом поднявшись к небу, он Коснулся высоты заветной - И снова пылью огнецветной Ниспасть на землю осужден.

Фонтан - это луч наоборот, он направлен от земли к не­бу, как бы бросая вызов закону земного тяготения. Это свое­образный вызов небу. Человеческий разум уподобляется фон­тану, так как главные вопросы человеческой жизни направлены на постижение смысла Бытия, Бога, человеческо­го предназначения.

В стихотворении «Чародейкою Зимою...» (1852) Тютчев изобразил зимнюю природу. Зимнее «чудо» совершается в со­стоянии волшебного сна природы. Музыка стихотворения на­поминает магическое действие: Чародейка чертит таинствен­ные круги, гипнотизируя, очаровывая:

Чародейкою Зимою Околдован лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Поэт описывает природу не как сторонний наблюдатель, он пытается понять ее душу, услышать ее голос. Природа у Тютчева - разумное, живое существо. По мнению философа В.С.Соловьева: «...механизм всей природы есть только сла­женная совокупность для проявления и развития всемирной жизни».

В стихотворении Ф.И. Тютчева «Есть в осени первона­чальной...» (1857) изображена одухотворенная природа, кото­рая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувст­вует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народ­ном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она пол­на загадочности, таинственности, и в этом ее сила:

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора - Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Поэта привлекает переходное состояние природы: самое начало осени, когда «далеко еще до первых зимних бурь». Уравновешенность и гармония в природе умиротворенно дей­ствуют на чувства поэта: лирический герой чувствует особую прелесть в осеннем увядании, исчезли бурные страсти, безум­ства, хаотичность юности.

Стихотворение «Вечер» (1855) относится к пейзажной ли­рике Фета: в нем изображается неброская красота русской природы. Поэт замечает ее неуловимые переходные состоя­ния: как художник-пейзажист он рисует словесно, находя все новые оттенки и звуки. Для поэта природа - источник не­ожиданных открытий, философского оптимизма:

Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.

Стихотворение можно сравнить с картинами импрессио­нистов: то же желание показать субъективность мировосприя­тия и формы выражения. В лирическом произведении преоб­ладают светлые, жизнеутверждающие тона. Поэт видит в природе ту гармонию, которой ему не хватает в человеческих взаимоотношениях. Лирический герой обретает способность видеть прекрасную душу природы, поэтому его характерное состояние - эстетическая восторженность.

Стихотворение «Учись у них - у дуба, у березы...»(1883) принадлежит к пейзажной лирике Фета: через природу поэт постигает тончайшую психологическую правду о человеке:

Кругом зима, жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся кора. Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый...

Природа помогает решать загадки, тайны человеческого бытия. Вглядываясь в природу, человек познает свои законы и возможности. Для лирического героя природа - мудрый со­ветчик и наставник:

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша,

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Именно в природе заключены вечные тайны жизни, поняв которые, человек становится мудрее, нравственно богаче.

Итак, поэты-пейзажисты характеризуют русскую природу каждый по-своему, выявляя в ней дорогие для самого автора черты.

Вопросы по докладу:

1) Кто из русских поэтов XIX века обращался в своем по­этическом творчестве к теме природы?

2) Какие стихотворения А.С. Пушкина посвящены природе?

3) Какие образы природы создает в своих стихотворениях М.Ю. Лермонтов?

4) В чем особенности изображения природы у Ф.И. Тютчева?

5) Как изображает природу средней полосы России А.А. Фет?