Как развивается растение из семени: выращивание растений. Окружающий мир. Развитие растения из семени. Я – исследователь Развитие цветка из семени

Растения бывают разные, красивые и не очень, маленькие и большие, с цветами и без них и даже невидимые невооруженным глазом. Лес, луг, поле, любой водоем, пустыни и степи это разнообразный и очень интересный растительный мир. Не все растения размножаются семенами. Самый большой отдел растительного мира – цветковые или покрытосеменные растения. Они отличаются от всех других высших растений, за исключением голосеменных образованием семени.

В природе каждую весну можно увидеть, как развивается растение из семени. Прорастание – так называется процесс в результате которого вырастает взрослое растение. Когда семя попадает в благоприятную среду, а это должна быть теплая влажная почва оно сначала набухает, оболочка лопается и появляется первичный корешок. Он втягивает воду и минеральные вещества, зародышевый стебелек быстро начинает расти вверх и выносит на поверхность семядоли. Растение выпрямляется, у него начинают расти настоящие листья. Теперь оно само обеспечивает себя пищей в результате фотосинтеза. Растения, растущие в пустынях, степях способны переносить обезвоживание и жару.

Как приспособились растения в степи? Степная растительность это в основном травы. У них хорошо развита корневая система, тонкие жесткие листья, восковой налет на них или опушение. Это позволяет добывать воду из глубоких слоев земли и экономно ее расходовать. При обезвоживании клетки растений съеживаются и высыхают, у засухоустойчивых растений цитоплазма более эластичная и приспособлена выносить сжатие и потерю влаги. Зато когда идут дожди, степи цветут, летает много насекомых, растения спешат продолжить свой род.

Как происходит оплодотворение у растений? Для того чтобы зародилось и развилось семя, а потом сформировалось новое растение женская и мужская клетки должны соединиться. Процесс соединения называется оплодотворением. На женские части цветка должна быть перенесена пыльца, то есть произойти опыление. Пыльцу переносят птицы, ветер, вода и насекомые. Пыльца, попадая на рыльце, оплодотворяет семязачаток, который превращается в семя, а из завязи развивается окружающий семя плод. Хороший рост плодов обеспечивает плодородная почва. Существует взаимное влияние почвы на рост растений и растений на ее плодородность.Как растения влияют на почву? Растения получают минеральное питание из почвы, накапливают органические вещества, погибая, они разлагаются, и в почве образуется перегной, это самый плодородный слой, в котором в свою очередь снова будут развиваться растения.

У растений нет органов зрения и слуха, они не могут перейти с места на место, но, тем не менее, они реагируют на различные раздражители и умеют защищаться от врагов. Как растения защищаются? Колючки, шипы, иголки, ядовитый сок, смола – все это защита от поедания. некоторые растения не едят, потому что они плохо перевариваются и не являются питательными. Во многих содержатся алкалоиды, которые влияют на насекомых и животных так же как на людей – отрицательно. Некоторые растения выделяют вещества, разрушающие ДНК насекомых. Есть растения выделяющие ток при обламывании веток. А с помощью запахов они зовут на помощь своих защитников, которые уничтожают вредителей. Огромные пространства на земле заняты растениями, это говорит о том, что они умеют защищаться.

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

п. Синегорский

Проект

Руководитель проекта Лавочникова Г.Н.

2013 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Лавочникова Галина Николаевна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения, выяснить опытным путём какие условия необходимы для прорастания семян.

Задачи проекта:

    Выбрать участников проекта

    Подготовить необходимое оборудование для проекта

    Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.

    Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени

    Оформить свои наблюдения в дневник

    Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

    поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях

    творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся

    исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: семена огурцов, просо, фасоль, пшеница.

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 9 октября 2013 года –октября 2013 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся изъявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений всем семенам необходимы одинаковые условия для прорастания. Поэтому, мы предположили, что и семена огурца, проса, пшеницы, фасоли можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

    Уточнить условия роста растений.

    Прорастить семена и поместить их в почву.

    Наблюдать за развитием ростков.

    Следить за соблюдением условий.

    Вести дневник наблюдения.

    Получить конечный результат.

    Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 3 «Б» класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 9 октября 2013 года по 21 октября 2013 года , можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали следующие учащиеся 3 класса.

Шилякина Дарья

Захаренко Максим

Бондарева Алина

Руководитель проекта :

Лавочникова Галина Николаевна

Э тапы реализации проекта :

    введение в проект (9 октября 2013 года )

    индивидуальная работа в проекте (9 октября 2013 года –20 октября 2013 года )

    оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (21 октября 2013 года )

    создание коллективного проекта (22 октября 2013 года )

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась с амостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Шилякиной Дарьи:

Я взяла блюдо, бинт и семена пшеницы. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

9.10.2013

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

11.10.2013

На следующий день после последнего полива семена дали росток, но он ещё очень маленькие. 15.10.2013

Ростки подросли и их уже опять пора поливать. Теперь они высотой 8 см!!!

20.10.2013

Дневник наблюдений Бондаревой Алины:

Я взяла семена фасоли и положила их на марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда диск с семечками, закрыла вторым диском и залила водой.

Прошло два дня. Я увидела, что семена разбухли. А ещё через 2 дня появились корешки.

Прошла ровно неделя. В моём горшочке проклюнулись маленькие росточки.

Сейчас мои росточки ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Захаренко Максима:

Я положил в блюдечко 4 семечки огурцов, накрыл мокрой марлей.

Семена в марле я продержал три дня, а затем высадил в почву. В маленьком горшочке я сделал 4 лунки по 1см, поместил в них семена и полил.

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

После того, как ростки проросли, я поставил их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следил за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см.

С каждым днём их длина увеличивается. Эти ростки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как фасоль, огурец, пшеница могут вырасти в искусственных условиях. Для прорастания семян разных растений необходимы одинаковые условия: влага, тепло, воздух.

Источники

Литература:

  1. Уход за растениями. 300 вопросов и ответов И.Крупичева , 2004 .

  2. Настольная книга овощевода: справочник /Е.С.Каратаев, Б.Г.Русанов, А.В.Бешанов и др., Сост. Е.С.Каратаев. М.: Агропромиздат, 1990.

    «Окружающий мир» учебник 3 класса, программа «Начальная школа 21 века», 2013 год

Рост и развитие - одни из основных свойств живых организмов, в том числе растений. Для каждой систематической группы эти процессы имеют свои особенности. Из нашей статьи вы узнаете о типах роста и циклах развития растений. Что означают эти понятия? Давайте разбираться вместе.

Рост и развитие: отличие понятий

Эти два биологических процесса тесно взаимосвязаны. Рост и развитие растений - это изменения, которые происходят с ними. В чем их отличие? Ростом называют количественное увеличение всего живого организма или его отдельных частей. Происходит этот процесс в течение всей жизни. Такой тип роста называется неограниченным. Развитие растений - это качественные изменения. С течением времени происходит усложнение в строении организмов. В многоклеточном организме это происходит путем дифференциации, которая проявляется в увеличении разнообразия органоидов.

Процессы роста тесно взаимосвязаны. Дело в том, что некоторые этапы циклов развития растений и сопровождающие их процессы жизнедеятельности могут наступать только при определенных размерах органов.

В ходе полового размножения новый организм развивается из зиготы - оплодотворенной яйцеклетки. Эта структура не является специализированной. Она многократно делится с образованием новых клеток, которые называются бластомерами. Первоначально они имеют одинаковое строение. Но когда количество бластомеров достигает 32, их структура начинает видоизменяться в зависимости от местоположения.

Понятие о фитогормонах

Рост и развитие растений определяются не только размерами организма. Эти процессы регулируются особыми химическими веществами - фитогормонами. В зависимости от состава и строения они могут оказывать на растения влияние различного характера. К примеру, абсцизины способствуют началу листопада, ауксины стимулируют рост корневой системы. Под воздействием цитокининов начинают делиться клетки, а появление цветков связано с выделением гиббереллинов.

Растения не имеют специальных органов, которые выделяют фитогормоны. Просто одни из них более насыщены веществами по сравнению с другими. Так, высокая концентрация цитокининов наблюдается в корнях и семенах, а гиббереллинов - в листьях. Но влияние гормонов одинаково для всех частей органов. Синтезируясь в одном из них, они транспортируются в другие.

Образовательная ткань

Рост, а следовательно, и развитие растений обеспечиваются деятельностью образовательной ткани, или меристемы. Ее клетки имеют многоугольную форму, крупное ядро, многочисленные поры в оболочке и рибосомы в цитоплазме.

В зависимости от происхождения различают общие и специальные образовательные ткани. Первые развиваются из зародыша семени. Их клетки постоянно делятся и дают начало апикальным или верхушечным меристемам. А уже из него развиваются эпидерма, паренхима и прокамбий.

Кроме верхушечных, в зависимости от расположения меристемы, бывают боковые (латеральные), краевые (маргинальные) и интеркалярные. Последние обеспечивают вставочный рост. При делении клеток интеркалярной образовательной ткани происходит удлинение междоузлий стебля и развитие черешков листьев.

Стадии развития растений

Каждый растительный организм, как и все живое, зарождается, растет и погибает. Такое развитие называют индивидуальным. В нем различают несколько фаз:

  • семя в состоянии покоя;
  • от прорастания семени до наступления первого цветения;
  • от первого до последнего цветения;
  • от последнего цветения до отмирания.

У представителей разных систематических единиц продолжительность стадий развития растений значительно отличается. К примеру, секвойя живет 3 тысячи лет, а молочная вика - 3 года.

Историческое развитие растений связано с эволюционными процессами, происходящими на планете. Первыми растениями, появившимися на Земле, были водоросли. С течением времени климат существенно изменился. Результатом этого был "выход" растений на сушу. Так появились высшие споровые растения - мхи, плауны, хвощи и папоротники. От них произошли современные семенные растения.

От семени к цветению

У многолетних растений рост происходит ритмично. Это связано с сезонными изменениями в природе. Зимой или во время засухи растения находятся в состоянии покоя. Это касается не только листопадных видов, но и вечнозеленых. Развитие цветковых растений начинается с прорастания семени, которое может находиться в состоянии покоя даже несколько лет. Их развитие связано с наступлением благоприятных условий. Чтобы семя проросло, необходимы влага, тепло и воздух. Сначала оно впитывает воду и набухает. Далее начинает появляться корень, который закрепляет будущее растение в почве. Потом прорастает побег. Необходимое количество тепла и влаги зависит от вида растения. К примеру, семена моркови прорастают при 5 градусах, а огурцов и томатов - при 15 градусах тепла. Озимым видам требуется отрицательная температура.

Жизненный цикл

Для споровых растений характерно повторение этапов развития. Рассмотрим этот процесс на примере мхов. В жизненном цикле развития растений этого отдела преобладает гаметофит - половое поколение. Он представлен зеленым листостебельным растением, которое прикрепляется к субстрату с помощью ризоидов. С течением времени на гаметофите формируется спорофит. Он состоит из коробочки со спорами на ножке. Такая структура недолговечна и существует только в течение вегетационного периода. Так называют время года, благоприятное для роста и развития растений.

Когда споры созревают, они высыпаются в почву. Из них вновь развивается гаметофит. На нем формируются гаметангии с половыми клетками. Далее при помощи воды происходит оплодотворение, результатом которого является спорофит. Цикл развития повторяется снова.

Итак, рост и развитие - это взаимосвязанные процессы. Они являются характерными для всех живых организмов. Ростом называют количественные изменения, которые проявляются в увеличении размеров и объема растения в целом и его отдельных частей. Развитием называют качественные изменения. Это свойство проявляется в специализации и дифференциации клеточных структур.

2014 год

Название проекта : «Развитие растения из семени»

Руководитель проекта : Выжелевская Алла Петровна

Цель проекта : проследить, как из семян вырастают новые растения.

Задачи проекта:

  • Выбрать участников проекта
  • Подготовить необходимое оборудование для проекта
  • Индивидуально создать условия для проращивания растений каждому участнику проекта.
  • Самостоятельно прорастить выбранное растение из семени
  • Оформить свои наблюдения в дневник
  • Сделать выводы по данному проекту

Направления деятельности:

  • поисковая - работа с литературой и интернет-ресурсами о различных растениях
  • творческая - развитие интереса и расширение кругозора учащихся
  • исследовательская – наблюдение за выращиваемыми растениями

Объект исследования: мандарин, помидор

Предмет исследования: условия роста растений

Практический выход проекта: создание коллективного проекта

Сроки реализации проекта : 23 декабря 2013 года –21 февраля 2014 года

Актуальность

Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нём для себя что–то новое. На уроках «Окружающего мира» мы знакомились о растениеводстве, с развитием растений из семени. Это и послужило основой для создания нашего проекта. В нашем классе несколько учащихся выявили желание вырастить своё собственное растение и пронаблюдать за его развитием.

Гипотеза

Среди большого разнообразия растений есть такие, которые не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях. Поэтому, мы предположили, что и семена мандарина и помидора можно прорастить в домашних условиях.

План реализации проекта

  1. Уточнить условия роста мандарина, помидора.
  2. Прорастить семена и поместить их в почву.
  3. Наблюдать за развитием ростков.
  4. Следить за соблюдением условий.
  5. Вести дневник наблюдения.
  6. Получить конечный результат.
  7. Сделать вывод.

Ожидаемые результаты

Предполагается, что в результате работы будет создан проект.

Учащиеся 4 класса проявят интерес и примут активное участие в поиске материалов о растениях с целью дальнейшего оформления проекта.

Осуществление проекта позволит решить задачи воспитания активной жизненной позиции ребят, формирования чувства ответственности.

Реализация проекта

«Развитие растения из семени»

Проект, который был осуществлен с 23 декабря 2011 года по 21 февраля 2012 года, можно охарактеризовать как исследовательский. В проекте принимали участие 3 учащиеся 4 класса.

Ковалёва Мария

Куличкова Ирина

Конопелько Светлана

Руководитель проекта

Этапы реализации проекта :

  • введение в проект (23 декабря 2013 года)
  • индивидуальная работа в проекте (23 декабря 2013 года –10 февраля 2014 года)
  • оформление и представление наблюдений в виде дневников наблюдений (16 февраля 20124года)
  • создание коллективного проекта (21 февраля 2014 года)

На первом этапе была выбрана тема проекта, после обсуждения ситуации выявлена гипотеза, выбраны участники проекта.

На втором этапе осуществлялась самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным задачам. Для поиска необходимой информации использовались Интернет–ресурсы, библиотечный фонд.

На третьем этапе представлены результаты своих наблюдений в виде дневников наблюдений. Участники проекта рассказали о своих наблюдениях классу.

Дневник наблюдений Ковалёвой Марии:

Я взяла блюдо, бинт и семечко мандарина. Налила воды в блюдо и капельку на бинт. Завернула семечко бинтом и положила в блюдце.

30.12.2013

Я купила земли и насыпала её в горшок. Затем полила землю водой и сделала углубления в 1 см. После посадила туда семечки.

31.12.2014

На следующий день после последнего полива семечко дало росток, но он ещё очень маленький, а второй, к сожалению, сломался.

7.01.2014

Росток подрос и его уже опять пора поливать.

21.01.2014

Росток вырос теперь он высотой 8 см, а ширина листа составляет 4 см!!!

10.02.2014

Дневник наблюдений Куличковой Ирины:

Я взяла семечки мандарина и положила их в марлю. Затем я взяла блюдце и положила туда марлю с семечками, залила водой.

Прошло два дня. Я взяла почву и насыпала её в горшочек. Потом полила почву и проделала в ней углубления в 1см, посадила туда две семечки.

Прошло ровно три недели и четыре дня. В моём горшочке проклюнулись два маленьких росточка.

Сейчас мои два росточка ростом 5 см и у них появились маленькие листочки. Росточки растут и зеленеют с каждым днём, и я очень радуюсь этому.

Дневник наблюдений Конопелько Светланы:

Я положила в блюдечко 4 семечки помидор, накрыла мокрой марлей.

24.12.2014

Семена в марле я продержала один день, а затем высадила в почву. В маленьком горшочке я сделала 4 лунки по 1см, поместила в них семена и полила.

25.12.2014

Спустя неделю, после полива, появился маленький росточек.

2.01.2014

После того, как ростки проросли, я поставила их на подоконник, поближе к свету. Я тщательно следила за влажностью в почве и освещением. Они выросли длиной 5 см. 20.01.2014

С каждым днём их длина увеличивается. Эти растки можно будет позже высадить в грунт у меня на даче, а потом с них собирать плоды.

20.02.2014

На заключительном этапе основное внимание было уделено коллективному анализу проведенных дел и созданию проекта.

Результаты проекта

Наши исследования доказали, что растения, такие как мандарин или помидор, не столь требовательны к долготе светового дня и могут вырасти в искусственных условиях.

Источники

Литература: