Питанов В.Ю. Духовный опыт, как источник истины. «Самая большая радость – что наши дети в Церкви

Выступление Юрия Мушкетика

Нас всех собрали на этой площади одно слово - "воссоединение". Признаюсь, оно необычное для меня, как, наверное, и для вас. Наверное, потому, что наш народ знал в прошлом лишь противное слово "разлука". Его произносили все те, кого злая судьба гнала за моря и океаны в далекую Канаду, США, Австралии, на Кубань и Дальний Восток, кого гнали в гнилые болота Ладогу и на чьих костях построен Питер, на Беломоро-Балтийский канал, на шахты Магадан.

Это слово произносили те, кто садился на коня и мчался на край Дикого поля заменить своей грудью родину, бросался из одной стороны в другую, защищая изрезанную, разорванную королями, султанами, царями, цесарями Украины. Во все века над нашей землей дули мощные противоположные ветры и клонили наши флаги то в одну, то в другую сторону. Трагично, с слезой зронялы это слово рыцари, копали саблями могилы для своих собратьев.

Однако и могил тех не осталось. У нас нет могил наших славных предков, у которых мы могли бы помолиться и подумать над своей судьбой, разорили враги, нет могил Остряницы, Сагайдачного, Хмельницкого, Палия, Гонты. Осталась только одна могила - знаменитого кошевого Сечи Запорожской Ивана Сирко, ее трижды сравнивали с землей копыта боярских лошадей.

Сегодня мы стали в живую цепь. Я думаю, что эта цепь пролег не только по нашим дорогам, но и достиг в глубь веков, в нем с нами стоят все, кто защищал свободу Украины. ее судьба ада им, как вражеская стрела под сердцем, именно так она печет и всем нам.

Сейчас у нас на устах слово "воссоединение", а также другие, близкие и родные ему слова - воссоединение, единение, единство.

Она, единство, нам нужна, чтобы возродиться, возродить наше национальное достоинство, нашу культуру, наш язык, нашу историю. Она нужна нам, чтобы добиться суверенитета, чтобы нам не клали в изголовье чернобыли, гнилые морю, не выкачивали до грамма и не продавали за бесценок за границу лучшую в мире полтавскую нефти, разоряли лучшие в мире черноземы, чтобы мы наконец почувствовали себя хозяевами на собственной земле.

Мы собрались здесь, чтобы продемонстрировать свое единство, посмотреть друг другу в глаза, поднять свой голос в защиту голубого неба, чистых вод, нашего прошлого и будущего, во славу Украины!

Евгений Сверстюк

Духовные источники возрождения

Выступление на I съезде Народного Руха Украины

Дорогие люди! Разделяю с вами радость нашего большого праздника и надеюсь, что к следующему съезду мы созреют к тому, чтобы доклад на тему "Духовные источники возрождения" поставить на первое место, и мы откроем съезд нашей давней украинской молитвой.

Мы живем в неспокойном мире отчуждения человека от своей сути. Кризис человека, духовный кризис человечества - сейчас самая тревога мира. Человек измельчали и запуталась в сверхпроизводства вещей, идей и арсеналов оружия - и свои произведения она начала ставить более своего Творца.

Конечно, мы в авангарде человечества - в области революций, разрушение традиций, самоуничтожения. Мы первые дали миру Чернобыль. Мы первые переживаем кризис человека - и именно этот кризис требует перестройки и нового мышления.

На витрине мод запестрело слово "духовность". Оно уже стало легким, как прах. Одни для заполнения духовного вакуума заводят духовой оркестра и агитмузей в помещении храма. Те начали давать служителям культа общественные поручения. Те несут своих детей в церковь крестить, но потом не учат их жить по-христиански. Те собирают материал о пришельцах из космоса и интересные с индийской культуры. Другие, впрочем, прикладывают духовные усилия в научной и художественной труда - и тоже как входят в сферу духовного...

Но почему эти похвальные занятия не производят того высокого соприкасающегося идеализма, козла любви, бескорыстного служения идеалам, которые порождала высокая вера, которая шла от Нагорной проповеди Христа?

Строительные камни вторичного происхождения можно ценить, собирать, шлифовать, но храма из них не построишь. Вспомним давний предание о двух строителей. Одного мужчину с тачкой, наполненной камнями, спросили: "Что ты делаешь?" - "Да вот велели возить камни - вожу». "А что ты делаешь?" - Спросили второго, такого же. - "Я строю собор святого Петра".

Собор святого Петра в Риме стоит благодаря тому-другому. Все большие соборы прошлого - это, прежде всего, памятники высокого духа. Все великие творения Данте, Рафаэля, Сервантеса, Шевченко - это тоже творение не пера и кисти, а творение духа. Все безумно от важные поиски неизвестной земли, экспедиции Колумба и Магеллана шли от одержимости духом и веры в великого Бога.

Без веры, горы тронется, малые люди будут манит рыбку на таможенные и грызться за привилегии, и никогда не будут знать: "Кто моря переплыл и сжег корабли за собой, тот не умрет, не получив нового добра" (Леся Украинка).

Где и когда люди оторвались от источников? XX век созрел как эпоха гльобальних доктрин, экспериментов, изобретений. Головокружительные открытия изменили образ мира. Люди засуетились в силовом поле науки.

Суетные люди и серые волы науки подхватили легенду о всемогущем идола и возгордились. Большие же ученые забили тревогу.

Владимир Вернадский: "Демократия - свобода мысли и свобода веры, которой лично я придаю не меньшее значение, но которая, кажется, сейчас, - может, временно исторической - теряет свою силу в духовной жизни человечества".

Тейяр де Шарлю: "Всего пробовать, все доводить до конца, стремиться к постижению наиболее полной сознания - это высшее право нравственности, обязательно в мире, который подлежит духовным преобразованиям.

Нравственность динамическая должна быть обращена в будущее - в поисках Бога.

Бог пронизывает Вселенную, который надо исполнить своим усилиям, - и это непременный мотор всего дальнейшего развития жизни.

Хорошо в конечном итоге лишь то, что вызывается к подъему Духа на земле... что вызывает духовное развитие Земли ".

Антагонизм науки и веры - это несуществующая проблема, придуманная догматиками, которые не знают ни науки, ни веры.

При всей различия! восприятия феномена духа французом Шарда-ном, Украинский Всрнадським и обычным крестьянином, который в связи с зелеными праздниками знал, что Святой Дух сошел на простоватых рыбаков и таможенников и дал им силу апостолов, - при всей различия! они одинаково понимали главное: Дух дает нам силу, смысл и перспективу. В конце концов, это мог бы понимать каждый: ведь наша эра открылась самой духовной революцией именно из-за деятельности тех апостолов, которым Евангелия засверкала и - впервые в истории - заговорила различными национальными языками.

Мы потеряли это понимание не только из фетишизацию науки и человеческую слабость перед миром вещей. У нас государство организовало духовную разруху и разрушала духовную культуру в течение трех поколений. Морально терроризировали, духовно ослабленный человек, приглушенная тотальной пропагандой бездуховного материализма, привыкала к примитивному, конъюнктурного мышления.

Наше воспитание ориентировало ребенка на удовлетворение материальных потребностей и пренебрегало тысячелетнюю мудрость самосовершенствования: "Только Закон свободу может дать".

Фальшивая псевдонаука ориентировала на искаженное толкование высокого идеализма и проповедничества наших классиков. Мы потеряли ключ к их душе - к наследству. Школа систематически разрушала ту культуру, которая и сама легко разрушается без ежедневного сохранения.

Не будем упрощать: никто намеренно морали не разрушал-разрушено основу, на которой держится сооружение морали. Эта основа - Абсолют.

Великие христианские ценности - Истина, Добро, Красота - были выстраданные и достигнутом на восходящем пути служения Богу и в напряженном чувстве страха Божия. В основе их лежит тот бескорыстный идеализм, который становится потребностью высокой души, направленной к Богу. Только Абсолют был источником и ведущей звездой.

Крах ценностей начинается с узаконенного грабежа и отрицание Бога. Восходящий путь Духа отвергнуто. На обратном пути уже нет засвеченных идеалов - они полишаються за спиной. Во истину делаются личины правдоподобия. Добро - произносят с улыбкой, Красоту презирают и используют для нужд...

Храм без божества, любовь без жертвоприношения, путь без страдания - вот и ряд дешевых заменителей, внешне напоминающие правдивое и живет, а на самом деле только спародированы образами его. Затоптано и потеряно нравственные максимы.

Все это должно усвоиться с молоком матери, все это ребенок должна повторять ежедневно в ранней молитве...

Почему нас так приятно поражают украинские студенты, приезжающие из Америки, из Польши, из Канады? Почему они в чужой стихии сохранили украинский дух, язык, лицо? Почему им ничего не надо объяснять, как заранее моральная договоренность?

В них живой религиозный корень - и они живы. Польша объединилась в солидарности против казенной силы в независимой церкви. Украинский Запада объединяет церковь. А разве наших казаков в борьбе за веру и волю объединяла не церковь?

Мы должны возродить человека - должны возродить ее духовной корень. Иначе мы не склеим ее из лучших лозунгов и предписаний.

Не надо ставить наивных вопросов, мол, каждый представляет Бога по-своему, не все на Западе верят, не всех вера перерождает...

Это проблемы глубинные и вечные. Важно, чтобы над головами всех была святыня - как солнце одинаково для всех. И чтобы стоять к ней лицом.

Какая существенная разница между палачом Грозным и палачом Сталиным? В разговоре с Эйзенштейном, который ставил фильм о Грозном, стала высказался примерно так: "Бог мешал Ивану... Он правильно начинал дело, но потом шел замаливать грехи...".

Образ абсолютно нечестивого вождя особенно страшен тем, что он стал примером для воспитания совершенно безбожной человека. Вопреки всем учениям великих, которые открывали законы природы, научный атеизм был объявлен единственно правильным и научным взглядом, согласно которому человек должен бороться с природой и с человеком, переломить свою собственную природу, чтобы потом перестроить ее вопреки опыту тысячелетий. Вершиной воспитания должна быть беззаветная преданность идеям, то есть состояние слепого послушания, готовность на все и преступление всех законов морали.

В эпоху страшной руины храмов и руины человека катастрофическое падение нравов, веры и права шло одновременно. В активисты вышел потенциально криминальный элемент, и ему все грабежи, убийство и насилия заранее прощались именем власти. Он входил в жизнь народа, как нож в масло. Бесконтрольный и безнаказанный, он сидел сверху.

Что случилось с народом? Или пропала вдруг тысячелетняя проповедь добра и любви? Нет, не пропала. Люди все понимали, все пам яталы. их здеморализував теоретически обоснованный террор - непрерывный и безнадежный. Зло взяло верх и закрепилось. Народ запуган... Запуганный, но не уничтожен морально. Надо освободить его здоровые силы.

Перестройка может начаться тогда, когда честные и порядочные возьмут верх. Когда вооруженные боевой фразеологией преступники и лакеи начнут прятаться.

Движение должно иметь моральный фундамент - традиционный народный. Украинская традиция является христианской. Этим духом она питалась и расстраивалась испокон. Язык, песня, душевный строй проникнуты насквозь добротой этого источника. Его замулювалы нашествия татаро-монгол и в, сильных царей, но его розчищувалы Сковорода, Гоголь, Шевченко, Кулиш... Длительная неровная - вечная борьба за источники. До революции Украина пришла спали и обокрали, разрозненные, но с большим запасом духовных сил. Отречение от святилище тяжелой драмой.

Я тот, кто бросил Бога и Небо, Чтобы тебе было светлое время, - кричал в отчаянии Владимир Сосюра. Это была безумная бесполезная жертва: светлое время без Неба не наступит.

Седые, измученные, наклонные, мы суммируем жизненный опыт: то есть над нами. В этом "что-то" - все инфантелизм блудных сыновей блудного времени. Пророки, гении, чужие и наши национальные мыслители тысячу лет говорили, кто над нами. А мы, полуобразованные, дипломированные и "сердцем голые догола", сделали великого Бога предков слово "что-то".

Сейчас нам нужен храм науки мудрости. Не та казенная церковь, которая повторяет стиль и даже жаргон партийно-бюрократического аппарата. Народу нужна настоящая церковь Христова, украинский - и православная, и католическая, и протестантская. Нужен священник-подвижник, добрый учитель, священник-патриот, народной воспитатель и лидер. Недуги духовные осадили нас еще больше, чем физические. Морально мы совершенно заброшенные...

Нам нужна литература, будит "дух, тело рвет к бою". Нам нужна новая школа, прежде всего для армии учителей - вчерашних послушных агитаторов.

Нашим детям нужно вернуть азбуку морали и духовности. Если мы хотим, чтобы наши дети уважали нас и законы, должны им открыть источник закона - Закон Божий. Сейчас еще эти слова вызывают бездумную улыбку. Сейчас у нас есть только виз, который до сих пор там, - в болоте застоя.

Над миром летит эпоха научно-технической революции. Мы всем "союзом несокрушимым" приняли ее на уровне дикарей. Она сожгла наши природные богатства, довела нас до разорения и подвела к пропасти наших непоправимым правителей. их талисман - принцип насилия - потерял силу.

На наших глазах тихо происходит нравственная изменение мира. Идолы падают так быстро, что носители их только растерянно волять глазами. Фальшь и ложь идут потоком, но уже их никому слушать. А тем временем на нашем полигоне продолжаются старые игры в рабов и погонщиков. Погонщики не раздумывайте, что их язык уже недействительна. Мы только начинаем просыпаться к духовной жизни и вспоминать азбуку морали. Фальшивые стереотипы еще ходят в обращении. Обмане самообман, ложная информация, угодливые начальству отчеты - наш кошмар продолжается.

Но растет народной движение. Народ просыпается, и он будет диктовать изменения. Готова ли наша интеллигенция к разговору на уровне высокого слова, на уровне национального долга на уровне достоинства? Ведь это единственно приемлемая речь завтрашнего дня.

Мы приветствуем новое мышление, которое проклямуе приоритет общечеловеческих моральных ценностей. Но мышление есть мышление: сказав "А", оно должно сказать и "Б", и "В" ... Начать надо с извинения перед детьми: "Дети, закройте вчерашние учебники. Извините-там обман. НЕ классовых, а общечеловеческих нравственных стоимости придерживались ваши деды и прадеды. Они были правы.

Мы хотели создать новый мир и новый тип человека - идейной, национально равнодушной, преданной вождям и готовой для них на все. Мы сбросили моральный барьер и открыли широкую дорогу новому человеку. Туда бросились проныра, агрессивные бездари, эгоисты, циники - оказалось, что в театре жизни роль "идейного товарища" играть легче. А вот порядочного, честного, доброго, умного - не сыграешь: им надо быть. Такого человека мы затоптали...

Еще до вашего рождения, дети, мы снизили также уровень мысли, господарносте, культуры и духовносте, потому подозревали и истребляли самых культурных. И сейчас, когда цивилизованные нации решают большие проблемы жизни, мы доводим друг другу аксиомы и переиздают вчерашние учебники - с дополнениями. Закройте учебники.

Мы боролись с пережитками прошлого в сознании - с пережитками собственнос, с индивидуализмом, с религией... Конечно, с человеческой скупостью, с глухим эгоизмом и суетой надо бороться. Но именно этих слабостей мы не затрагивали. Мы боролись против человеческой подлинности и независимости, опирающейся на право собственности, на достоинство личности, на право свободной совести... Мы преследовали духовность во всех проявлениях - мы культивировали человека черствого и равнодушного...

Если вы, обманутые, можете верить в святыню - верьте, дети! Ибо вера дает силы для жизни. И пусть вас спасают крылья молодость - священные порывы ".

Лина Костенко

Говоря языком менеджеров, протоиерей Александр Белый-Кругляков - человек многозадачный: настоятель храма Всех святых в земле Российской просиявших в городе Усть-Илимск Иркуской области, глава благочиния, руководитель издательского отдела, попечительской и наградной комиссий и член Епархиального совета. В свободное время он пишет книги. Еще он многодетный папа и дедушка. А находиться с ним рядом очень тепло, и беседовать с ним - одно удовольствие. Отец Александр рассказал «Бате», как семейное счастье привело его к Богу, о противоречиях в вопросах воспитания с супругой и о том, нужно ли заманивать молодёжь в храм.

От «Барбезы» — к памяти смертной

— Неисповедимы пути Господни… Скорее всего мой дедушка —сапожник маленького заштатного городишки Тулуна в Иркутской области Корней Емельянович Павлик и в мыслях не держал, что так и не увиденный им внук пойдет по стезе, по которой его дед в свое время пытался отправиться, да не получилось. Неугомонный характер бросал деда из стороны в сторону: от учебы в Сорбонне — до Черниговской духовной семинарии, от консерватории по классу скрипки — до участия в революционных беспорядках. Наказание за последнее и привело его в Сибирь.

Мои родители были обычными провинциальными советскими интеллигентами: бедными, любящими читать, рассуждать о политике и искусстве. Отец-фронтовик часто болел. Это было связано с ранениями, полученными на войне, и когда его в очередной раз определяли в больницу, весь семейный бюджет состоял из заработка провинциального журналиста, коим являлась мама. Папа наш не пил, в чем не совсем соответствовал своему статусу интеллигента. Зато, благодаря этому счастливому обстоятельству, наша беспросветная бедность скрашивалась атмосферой покоя, доверия и равноправия. В доме царил культ книги, чтение было основным занятием и родителей, и нашим с сестрами, и даже бабушки.

Никаких разговоров о вере в нашей семье не было, и об учившемся в семинарии деде старательно умалчивали. Но религиозное чувство живет в каждом ребенке, и прорастание этого семени зависит от вовремя пролитых дождей или несвоевременно пришедшей засухи.

В пятилетнем возрасте мы с другом любили петь вместе:
Смела-а-а мы в бой пойдем
За власть Советов,
И как один умрем —
Барьбеза — это!

Мы представляли, как вместе умрем. Ляжем на пригорке рядом с полем боя и умрем, а «комиссары в пыльных шлемах склонятся, молча», над нами. Эта решимость умереть вместе за власть Советов была страшной, но понятной. Непонятно было только, почему все это называлось «Барьбезой»!

Наивные строчки эти стали источником одного из переживаний детства - размышления о неизбежности смерти. Когда горизонты познаваемого мира раздвигаются, вместе с растущими на дверном косяке зарубками, трудно примириться с мыслью, что когда-нибудь всё исчезнет. Это казалось настолько несправедливым, что при первом посещении подобных мыслей у меня терялся аппетит на целый день. Представлялось, как лежу я в тесном гробу под землей и сквозь её толщу вижу идущих по городу людей, наслаждающихся жизнью и совсем забывших про меня…

«Счастливый брак - пристань, где нас нашел Бог»

…Пролетело детство и наполненная несусветными глупостями, пустыми переживаниями и трагическими ошибками юность… Эх, юность, юность! Какая бы ни была, а все хочется прилепить к ней - счастливая. Но все же соглашусь с поэтом Александром Кушнером: «…какой это труд и надрыв — молодым быть, старым и все это вынесшим - лучше…»

Был Афганистан, учеба, работа. Девочка Люба, которой нёс портфель, стала спутницей жизни. Счастливый брак - это та блаженная пристань, где нас нашел Бог. Мы несколько лет смотрели друг на друга, почти не замечая ничего вокруг, а Небесный Отец наблюдал за нами. Бытует мнение, что в храм человека приводит беда, в нашем же случае к вере привело счастье.

У нас с женой уже было двое детей, когда сложилась привычка - уложив малышню спать, вместе пить чай на кухне и мечтать. Мечтали о богатстве, которое тратили с фантазией, изяществом и благородством, о путешествиях, о всеобщем признании и о многом другом. В конце концов, все эти мечты поистёрлись о стены нашей маленькой кухни и уткнулись в мысли о смысле жизни.

С высокооплачиваемой работы - в церковные сторожа

Как только мы стали думать об этом, о самом, как мне кажется, главном, в музыкальную школу, где преподавала Люба, поступила дочь недавно назначенного в наш город священника. Дальше события развивались стремительно. Мы познакомились с отцом Иаковом и матушкой Ниной. Пригласив их первый раз к себе в гости, я был уверен, что парой умных вопросов о религии загоню их в тупик. И даже не понял, как к концу вечера оказался не просто побежденным по всем фронтам своих домашних заготовок, но и ощутил себя самым, что ни на есть инвалидом безверия.

Евангелие с первых страниц произвело на меня неизгладимое впечатление — как-то сразу, всеми клетками почувствовал, что это глаголы Божии, а не человеческие. Дальше были книги, которых у отца Иакова вполне хватало на наш голод. Через полгода я уже оставил высокооплачиваемую по тем временам работу на угольном разрезе и трудился сторожем в храме. Люба работу в музыкалке совмещала с пением на клиросе. В нашем провинциальном приходе довелось пройти все стадии «карьерного роста» - от сторожа-истопника до старосты. Некоторые друзья считали, что я сошел с ума и меня это, в общем, устраивало.

Через несколько лет воцерковились мои родители и близкие родственники. В 89-м иркутский архиепископ Хризостом (ныне митрополит Виленский и Литовский на покое) рукоположил меня во диакона, а в январе 90-го — во священника.

Педагогические рецепты

— Батюшка, у вас пятеро взрослых детей. У вас были какие-то особые педагогические рецепты?

— О своих детях мы с матушкой, как и все родители, можем рассказывать очень долго. Они у нас талантливые - рисуют, поют, пишут, снимают фильмы, играют на музыкальных инструментах. К слову, матушка моя — профессиональный музыкант, педагог по классу фортепиано, без малого три десятка лет руководит церковным хором.

Сегодня наши пятеро детей выросли и живут своей жизнью. Старшая дочь имеет два высших образования, оба художественные, живет со своей семьей в Москве, работает ведущим дизайнером в архитектурном бюро. Её сестра окончила Академию госслужащих, живет со своей семьей в нашем городе, она бухгалтер в коммерческой фирме. Старший сын работает начальником смены в крупной компании, производящей целлюлозу. К нашей печали, два года назад его брак распался, но двое внуков часто бывают и даже иногда живут у нас. Средний сын живет в Москве, служит в Федеральной службе охраны, заочно учиться в университете, в этом году собирается вступить в брак с девушкой, с которой дружит со школы. А самый младший сын учится на третьем курсе Сретенской семинарии в Москве. В этом году девушка, с которой он тоже дружит со школы, собирается поступать в Православный Свято-Тихоновский университет.

Самую большую радость нам доставляет то обстоятельство, что наши дети в Церкви: они исповедуются, причащаются и к этому приучают уже своих детей.

Что до особых педагогических рецептов… Мы с матушкой никогда на них не давили и серьезные мировоззренческие вопросы обсуждали, только если они спрашивали. Я вообще всегда был сторонником того, чтобы детей баловать. Матушка со мной была не согласна, и из этой педагогической противоположности, как-то само собой выросли верующие дети.

Мне кажется, мы их особо не воспитывали, просто много времени проводили все вместе. Сейчас, когда они выросли, с замиранием сердца представляем - какими были бы и те трое, что умерли во младенчестве…

Пастырь и прихожане

— Отец Александр, вы уже более четверти века настоятель городской православной общины Усть-Илимска. Каково это - быть настоятелем, а кроме того совмещать еще немало должностей?..

— Заботы настоятеля в общих чертах всем известны. С одной стороны ты должен быть добрым пастырем, с другой - администратором, хозяйственником, строителем, кадровиком и так далее. В этой раздвоенности важно правильно соблюсти баланс. Если администратор поглотит пастыря — не будет прихода, если пастырь не может быть администратором - приход не сможет развиваться. Ведь от настоятеля зависит очень многое! Дружный приход, ухоженный храм с приветливой атмосферой, стройное богослужение, внятная и вдумчивая проповедь могут сделать больше, чем несколько миссионерских отделов.

— Чем вас удивляют прихожане? О чём неформально беседуете с паствой?

— По-моему, хороший священник всегда общается с паствой неформально… Само наличие прихожан, да еще добрых, вдумчивых и, самое чудесное, терпящих и любящих нас, своих ленивых пастырей - предмет постоянного удивления.

Вот только один пример. Мы живем в очень снежном крае, бывают года, когда сугробы к Пасхе вырастают в человеческий рост. Большая территория храмового комплекса требует постоянных усилий по очистке снега. Этой работой постоянно заняты мужчины нашего храма. Как-то поздним холодным вечером, выйдя из настоятельского дома, увидел бабушку-прихожанку, большим скребком толкающую снег на прихрамовой площади. Решил забрать у нее инструмент и предложить идти домой, отдыхать. На мои увещевания и сочувствие к ее возрасту отрезала с юмором - «Покойная свекровь мне всегда говорила - если ты полюбишь север, не разлюбишь никогда». Вот такие здесь люди! Из них, перефразируя известное изречение, не гвозди, а двутавровые балки делать можно.

— Отец Александр, какие сложности на духовном пути, наиболее тяжело переносить и какие победы вдохновляют более всего?

— Самым сложное в жизни священника, как и в жизни любого христианина, - это борьба с собой. С гордостью, тщеславием, леностью, маловерием, сребролюбием. Если ты поставлен пастырем для людей, это не значит, что ты не должен заботиться о собственном спасении. Для священника борьба с собой осложняется тем естественным обстоятельством, что он, как правило, является объектом уважения и почитания прихожан. Легко проявлять смирение и добродушие, когда тебе подчиняются, когда тебя считают примером. Но подлинные качества души проявляются не в таких благодушных обстоятельствах. Победы на этом фронте, свои ли, прихожан ли, вдохновляют больше всего.

Единственное, что отличает священника от мирян в этом смысле - это бремя ответственности за доверившихся тебе людей. Пока этот колокольчик звучит в твоем сердце, зовет тебя на молитву и не дает расслабиться - ты пастырь.

С другой стороны - священник у всех на виду. И мне думается, иногда спасительный Божий Промысел ставит на это место грешного человека, потому, что естественное желание получить уважение прихода, может помочь ему победить некоторые страсти.

Зрелая вера

— Много ли молодёжи у вас в храме? Может у вас есть идеи о том, как привлекать молодых людей в Церковь?

— Много ли молодежи в храме? А с чем сравнивать? На футбольном матче их конечно больше. Из Восточной Сибири молодежь активно уезжает, поэтому письма из Патриархии, рекомендующие те или иные формы работы с молодежью, не могут исполняться во всех регионах под копирку.

С другой стороны, хочется, чтобы в Церковь человек входил осознанно, в результате поисков и серьезных размышлений. Как правило, это приходит с возрастом и жизненным опытом. Поэтому, может быть, естественно, что в храме в основном люди зрелые. В советское время Церковь ассоциировалась с диссидентством, и это было привлекательным для неформальной ищущей молодежи. Сейчас этого нет.

Мне думается - сеяние слова Божия, это не pr-компания. Прекрасно, когда молодые люди откликаются на голос Божий и становится чадами Церкви, но стоит ли тех, кто не готов к духовной жизни, зазывать в храм любыми способами? Я часто думаю об этом, но ответов у меня нет.

В одном я уверен - приходская жизнь должна быть устроена таким образом, чтобы переступающая церковный порог молодежь, не была здесь инородным элементом и не чувствовала себя обязанной включаться в наши «галочные» мероприятия.

— Батюшка, а есть ли в вашей жизни место чуду?

— Сама наша жизнь и есть чудо. Возможность переживать радость и боль, познавать себя и пытаться приблизиться к Богу, общаться с людьми и быть кому-то полезным, каяться и вставать после падений - все это самое настоящее чудо. Все, что я просил у Бога, было дано. Не так и не тогда, как мне представлялось, но было дано. Это тоже чудо, чудо милости Божией к человеку совершенно обыкновенному и этой милости не заслуживающему.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Проблемы и необходимость философского осмысления бытия человека. Мировоззренческая основа западной цивилизации. Основные задачи современной философии. Понятие духовной культуры, главные критерии духовности. Право и наука в системе духовной культуры.

    реферат , добавлен 10.12.2010

    Изучение социальной природы, сущности и содержания духовной жизни общества. Выявление взаимосвязи между Миром и Человеком. Общая характеристика взаимоотношений между материальным и духовным производством; рассмотрение их основных сходств и различий.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2014

    Сущность и цель духовной культуры; процесс сознания и осмысления духовных объектов, норм, ценностей, теорий. Человеческое мышление, мировоззрение – фундаментальная форма духовной культуры, которая дает понимание и объяснение мира; мифология и литература.

    лекция , добавлен 22.02.2012

    Изучение истории человеческого общества, материальной и духовной культуры. Процесс развертывания, реализации деятельно-творческого отношения человека к окружающему его миру. Исследование творческой деятельности и техники коллективного поиска человека.

    презентация , добавлен 16.08.2015

    Внутренняя духовная жизнь человека, основные ценности, которые лежат в основе его существования как содержание духовной жизни. Эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные) ценности как составная духовной культуры.

    реферат , добавлен 20.06.2008

    Классификация религий: родоплеменные верования, национально-государственные и мировые. Признаки мировых религий: пропагандистская активность и космополитизм. Роль морали в регулировании жизни общества. Искусство как высшая форма эстетического сознания.

    контрольная работа , добавлен 02.02.2015

    Философское понятие культуры, характеристика её моделей. Подходы осмысления культуры, её технологическая трактовка. Роль и место человека в мире культуры, особенности её социальных функций. Формы духовной культуры. Человек как творец и творение культуры.

    контрольная работа , добавлен 21.09.2017

Любая религия начинается с духовного опыта. Духовный опыт лежит в основе жизни православного христианина, ибо «только опытно, благодатно познается Церковь чрез причастность ее жизни» . В основе современной эзотерики лежит духовный опыт основателей оккультных учений. Махатмы теософии писали: «Мы говорим вам то, что мы знаем, ибо мы учимся этому через личный опыт» . Агни-йога не скрывает того, что основой создания ее учения является духовный опыт Елены Рерих: «Считаю (речь ведется от имени махатмы Мории - духа, с которым контактировала Елена Рерих. - В.П.) опыт Урусвати (псевдоним Елены Рерих. - В.П.) самым опасным и самым нужным. Урусвати дала целую новую форму Йоги» . Личный мистический опыт является базой восточных религий, в частности буддизма и индуизма. На основании личного мистического опыта пытаются провозглашать идеи единства религий , например об этом говорил известный учитель неоиндуизма Рамакришна , который, как утверждают, мистически познал, что за всеми религиями стоит один и тот же Бог. Все вышесказанное слишком серьезно, чтобы тема природы духовного опыта была оставлена без внимания. В данной статье мы попытаемся ответить на следующие вопросы. Существует ли такое явление, как «чистый» непредвзятый духовный опыт? Тождественен ли духовный опыт христианина и эзотерика или, скажем, индуиста? Достаточно ли одного духовного опыта для утверждения истинности того или иного учения? Можно ли на основании личного духовного опыта утверждать идею единства духовного источника всех религий?

Пытаясь обосновать истинность любого утверждения, мы используем два вида аргументов: так называемую эмпирическую аргументацию, неотъемлемым элементом которой является ссылка на опыт, и теоретическую аргументацию, опирающуюся на рассуждения и не использующую ссылки на опыт . Апелляция к опыту применима, по сути, только для описательных утверждений . Это связано с тем, что «ум… начинает оценивать то, что вы переживаете. Он подбирает понятия и общие представления, чтобы описать это явление. Он переживает каждую вещь» . Когда речь заходит о любой оценочной деятельности, например делается попытка обосновать истинность или ложность каких-либо идей, то обоснование, основанное лишь на утверждении личного духовного опыта, является недостаточным . Строго говоря, «объективного» способа «установить истинность или значимость религиозного опыта не существует» . В духовном опыте всегда присутствуют как объективные, так и субъективные элементы: «вы что-то переживаете (объективность), но что именно вы переживаете - это уже вопрос интерпретации (субъективность)» . Говорить о достаточности, самоудостоверении личного духовного опыта для утверждения конечной истины некорректно , потому что «чувственный опыт, являющийся конечным источником и критерием знания, сам не однозначен, содержит компоненты теоретического знания, и потому нуждается в правильном истолковании, а иногда и в особом обосновании. Опыт не обладает абсолютным, неопровержимым статусом, он может по-разному интерпретироваться и даже пересматриваться» . Человек, переживающий некий духовный опыт, фактически сразу же начинает его толковать в русле уже имеющихся у него мировоззренческих установок. Следовательно, «как именно будет истолковано переживание, зависит от культуры, идей и языка, принятых в данное время и в данном месте» . Такого явления, как «чистый» опыт не существует, любой опыт в своей основе имеет какие-то ожидания и теории . Духовный опыт рассматривается в каком-либо теоретическом контексте , и всегда существует возможность его неправильной интерпретации . Можно ли из всего вышесказанного сделать вывод о том, что духовный опыт не может изменить мировоззренческие установки человека? Нет, в Священном Писании мы видим яркий тому пример. Апостол Павел - в одночасье из гонителя христиан превращается в христианина (Деян. 9:3-21), но этот факт не отрицает всего вышесказанного. Павел был монотеистом, как и все иудеи, ожидал прихода Мессии, хотя и имел превратное представление о Нем. Поэтому полученное им откровение легло на взрыхленную почву, но, несмотря на полученное видение, Павел становится христианином только после того, как «Анания пошел и вошел в дом и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа» (Деян.9:17). Павел не стал «независимым» христианином, не создал собственную Церковь, придя к апостолам, он получил благодать Святого Духа через них, а не посредством своего мистического опыта.

Когда говорят об истинности личного духовного опыта, обычно используют две теории истинности - эмпирическую и эмоциональную. Эмпирическая теория гласит: «Истина - это то, что мы наблюдаем или ощущаем» . Эмоциональная теория утверждает, что «истина - это то, что я чувствую» . Смысл этих теорий можно сформулировать так: личный духовный опыт является основным мерилом истинности любых идей. Этот принцип лежит в основе всего мистицизма. Как уже было замечено, не существует «чистого» наблюдения или ощущения, нельзя достоверно утверждать объективность моих чувств. Любое наблюдение «всегда имеет избирательный характер» . Люди очень субъективны в оценке тех явлений, с которыми сталкиваются, это заложено в психологии человека . Чувства переменчивы, ощущения и наблюдения зависят от условий, в которых они переживаются. О важности теоретических предпосылок при интерпретации полученного духовного опыта мы уже говорили выше.

Духовный опыт является важнейшей и неотъемлемой частью любой религиозной системы. Причем этот опыт напрямую связан с мировоззренческими установками человека: «…религиозный догмат может изменять самый ум того, кто его исповедует: такие люди отличаются от тех, что сформировались на основе иной догматической концепции» . Но если это так, то отсюда следует, что разные предпосылки обретения духовного опыта ведут к разным плодам. Таким образом, опыт неоиндуиста и эзотерика не будет тождественен опыту христианина. Попытаемся более глубоко разобраться в этом вопросе. Что такое оккультный мистический опыт эзотериков? «Мистический опыт - это переживание, при котором появляется ощущение единства, лежащего в основе всего, чувство разрушения всех обычных барьеров между собственной личностью и внешним миром, выхода за пределы нашего нормального осознания пространственных и временных ограничений» . В формировании подобного рода переживаний всегда лежит убеждение человека в верности идей пантеистического монизма, на которых базируется большинство восточных религий, а также эзотеризм. Когда же мы говорим о духовном опыте православных христиан, то видим, что в его основе всегда лежат догматы Православной Церкви . Разные мировоззренческие позиции изначально закладывают принципиальную разницу в полученном опыте, поэтому опыт эзотерика, основанный на принятии им учения агни-йоги, будет принципиально отличаться от опыта, основанного на вере в Божественное Откровение : «…само возникновение религиозного чувства возможно только при определенном представлении о Боге» . Нам могут возразить: быть может, опыт тождественен, а различаются лишь его интерпретации? Такой вариант был бы возможен только при одном условии: если бы учения восточных религий были согласны с основными догматами христианства, а отличия восточных религий и эзотеризма от христианства заключались только в деталях. Но так ли это в действительности? С чего начинается духовное восхождение христианина? «Его начало - осознание неправильности своей жизни…» . Из этого осознания следует покаяние, к этому призывал Христос: «…сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:8), к этому призывали и апостолы Христовы: «Они … проповедывали покаяние» (Мк.6:12). Покаяние - это фундамент христианской жизни, без него христианства нет. Господь говорит в Нагорной проповеди: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф.5:3). Ни один православный святой не признавал себя «великим посвященным», смирение, духовная нищета являются необходимыми условиями духовного роста христианина , отсутствие покаяния «приводит к духовному умерщвлению, упадку религиозного духа и распространению ересей» . Христос «прежде всего выставляет смирение, как бы основание. Поскольку Адам пал от гордости, возжелав быть Богом, то Христос восставляет нас посредством смирения. «Нищие духом» суть душевно чувствующие свое недостоинство» . Что говорят о покаянии эзотерические учения? В них оно отвергается : «Слово раскаяние отсутствует в словаре Сензара …» . Отвергается покаяние и в неоиндуизме . В основе восточных религий и эзотеризма лежит стремление самообожиться . Всего этого нет в христианстве. Христиане принципиально иначе строят свою духовную жизнь, нежели эзотерики и неоиндуисты, основы этой жизни иные, и ставить между ними знак тождества некорректно. Профессор Осипов пишет: «Смешение понятий «мистика» и «святость» в духовной области жизни опаснее, чем в любой другой, поскольку касается самой основы бытия человеческого» . Связано это с тем, что и «…сам сатана принимает вид Ангела света» (2Кор.11:14). Приняв дьявола за Бога, человек приходит не к спасению и духовному развитию, а к погибели.

Состояние ложной духовности в Православной Церкви называют прелестью. Прелесть есть состояние, когда человек принимает разгоряченность своих чувств или демонические внушения за благодатные откровения, имеющие своим источником Бога. Святые отцы Православной Церкви предупреждали: «Берегись советов злого дьявола, когда придет он в виде правдоречиваго, чтоб прельстить вас и ввести в обман. Хоть бы он пришел к вам в виде Ангела светла, - не верьте ему и не слушайте его: ибо тех, кои верны, он обыкновенно очаровывает привлекательною видимостью истины … Посему диавол устрояет им видения и призраки и надымает их сердце гордынею ; иногда дает им ночью сны, которые исполняются для них днем, чтоб еще в большую погрузить их прелесть. Этого мало: он иногда показывает им свет ночью, так что светлым становится место, где они; и многое такого рода он делает, даже будто знамения. Все это он делает для того, чтобы они относительно его оставались спокойны, думая, что он Ангел, и принимали его. Как скоро они примут его в этом смысле, он низвергает их с высоты, по причине духа гордости, который ими овладевает. Старается держать их в убеждении, что они сделались великими и славными в духе паче многих, и не имеют нужды обращаться к своим отцам и слушать их … Наставления отцов им тяжелы; потому что они уверенны, что сами уже знают все (выделено нами. - В.П.)» . Главным признаком прелести можно назвать страсть гордыни. Эзотерик не ставит перед собой вопрос: достоин ли я высших откровений? Вот, например, как «скромно» величается в агни-йоге Елена Рерих: «Когда Матерь Агни Йоги (Елена Рерих. - В.П.) обняла весь мир сердцем и заключила в «Чаше» всю эволюцию , тогда все самые напряженные огни утвердились как космическое действие. Потому Наша Матерь Агни Йоги несет Земле Космическое Право (выделено нами. - В.П.)» . Так же в агни-йоге о Елене Рерих сказано: «…она оставит записи, которые лягут порогом Нового Мира» . Как это отличается от образа Иисуса Христа, Который «…будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба (выделено нами. - В.П.), сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени…» (Фил.2:6-9). Среди «великих посвященных» «образ раба» не в моде! Поэтому конец их часто плачевен, как пал денница (Ис.14:12), так падают и «великие посвященные», нередко под руководством махатм и прочих «тонких» учителей доводя себя до безумия и смерти: «Многие по глупости своей говорят: мы так же видели Господа Иисуса Христа, как и апостолы; между тем как они состоят в самообольщении и прелести, и очей не имеют, чтоб видеть Господа, как видели Его апостолы…» . Апостол Иоанн предупреждает: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1Ин.4:1). Но для многих это предупреждение так и остается неуслышанным.

Ну а какой же духовный опыт считать действительным? Православная Церковь, в отличие от эзотерических и восточных мистиков, утверждает, что в Ее лоне нет людей, обладающих личной непогрешимостью в догматических вопросах : «на обладание личной богословской непогрешимостью никто не может притязать, и она не связана ни с каким саном…» . Связано это с тем, что все христиане «…одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом. Тело же не из одного члена, но из многих» (1Кор.12:13-14). Церковный духовный опыт всегда соборен. Если Церковь есть «столп и утверждение истины» (1Тим.3:15) и состоит из многих членов: «так мы, многие, составляем одно тело во Христе» (Рим.12:5) , так как «Тело Его… есть Церковь» (Кол.1:24) , то вся полнота Церкви является хранительницей истины. Что же касается роли епископов в Церкви, то она очень важна, епископы являются носителями высшей церковной власти , но это отнюдь не означает, что епископу дано право вводить какие-либо новые догматы или отменять имеющиеся: «орган церковной власти сам по себе не становится обладателем непогрешимости, которая принадлежит только Церкви в ее соборности» . Но и «соборные постановления имеют лишь условный авторитет, который делается безусловным лишь через принятие их церковной соборностью. Этой непогрешимостью Церковь уже облекла постановления семи вселенских соборов» . В Православной Церкви есть два вероучительных источника - это Священное Писание и Священное Предание , при этом Священное Писание является самой ценной частью Священного Предания. Православная Церковь считает истинными любые духовные переживания, которые не противоречат данным вероучительным источникам.

Попытаемся подытожить смысл всего вышесказанного. Не существует такого понятия, как «чистый» духовный опыт, любой опыт имеет теоретическую предпосылку и всегда толкуется в рамках той или иной мировоззренческой системы. Единичный духовный опыт не достаточен для утверждения истинности религиозных тезисов, поэтому Православная Церковь признает только тот духовный опыт, который не противоречит Ее соборному опыту, выраженному в Священном Предании Церкви. Утверждать же на основе единичного духовного опыта тезис о единстве всех религий невозможно, так как опыт христианских подвижников и опыт учителей эзотеризма (так же как учителей неоиндуизма), имеет принципиально отличную изначальную базу для своего формирования. Согласно логическому принципу непротиворечия, нельзя считать одновременно истинными взаимоисключающие утверждения . При этом, если вспомнить эзотерический принцип: «нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина Едина!» , то можно сделать вывод, что нужно хранить ту истину, которую даровал Иисус Христос, что, впрочем, и делает Православная Церковь, защищая хранимую ею истину от постоянных попыток ее исказить со стороны представителей сект и оккультных течений. Появление самых разнообразных неоиндуистских, оккультных и подобных им учений является не попыткой утвердить истину, а, наоборот, путем к духовному совращению. Появление подобных лжеучений было предсказано в Священном Писании: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами; суд им давно готов, и погибель их не дремлет» (2Пет.2:1-3). Господь же призвал христиан соблюдать слово Свое: «…если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31-32).