Узел учета холодной воды. Проектирование уутэ. Коммерческий учет воды расчетным способом

Описание:

При ведении документации необходимо незамедлительно фиксировать любые отклонения от типового проекта на всех этапах производства работ в присутствии представителей заинтересованных организаций. Такой подход существенно упрощает итоговую сдачу готового объекта в эксплуатацию.

Особенности монтажа узлов учета холодной и горячей воды

А. Н. Орехов , директор ООО «Строительная фирма ЗЕВС»

Во времена СССР контроль за расходованием природных ресурсов, в частности питьевой воды, практически отсутствовал – государственная политика формирования цен на воду, носящая в прошлом дотационный характер, переводила этот ресурс в категорию бросовых. Как следствие, водопроводные сети развивались не по пути оптимизации существующей схемы и бережной эксплуатации водоисточника, а методом освоения новых. В то же время недостаточное внимание, уделяемое охране водоисточников, привело к тому, что количество поверхностных водоемов, пригодных для забора воды питьевого качества, значительно сократилось на всей территории нашей страны.

В конце XX века плановая экономика нашей страны была замещена рыночной, что превратило питьевую воду в коммерческий продукт. К началу XXI века ресурс многих водозаборных сооружений, построенных еще в середине прошлого века, был исчерпан. Наиболее заметно это на примере крупных городов. Особенно тяжелая обстановка сложилась в Москве и прилегающем регионе.

Самый крупный город России практически не имеет близкорасположенных источников водоснабжения, способных полностью перекрыть его потребность в питьевой воде. Для решения этой проблемы был сооружен канал имени Москвы, по которому вода из созданного Московского моря через каскад подъемных станций поступает к потребителям.

В последние годы началось массовое внедрение системы многоступенчатого коммерческого учета воды на всех этапах ее транспортировки от водозабора до потребителя. Такой подход позволяет не только стимулировать экономное расходование воды потребителями, но и создает жесткие рамки для эксплуатирующих организаций, принуждая их внимательнее следить за состоянием распределительной сети во избежание излишних убытков из-за протечек.

Учитывая, что во времена существования СССР этому вопросу не уделялось достаточно внимания, подавляющее большинство жилых зданий, являющихся основными потребителями воды в крупных городах, не оборудовано приборами учета.

В целях улучшения обстановки учета воды правительством Москвы проводится масштабная программа по реконструкции узлов учета в жилых домах.

Монтажные работы на таких объектах имеют некоторые особенности. В основном работы проводятся в подвальных помещениях домов, имеющих небольшую высоту в свету, лишенных естественного освещения, загроможденных транзитными трубопроводами. Немаловажным осложняющим фактором является весьма ограниченное время на монтаж узлов учета, который должен производиться в период с 11.00 до 17.00 (по требованию большинства ТСЖ), когда большая часть жильцов находится вне дома.

Для обеспечения успешного проведения работ необходимо уделить большое внимание подготовительным работам, как то:

– первоначальное посещение всех без исключения объектов с обязательной фотофиксацией и минимально необходимыми замерами помещений. С особым вниманием следует отнестись к привязке на обмерочном чертеже мест прохода транзитных коммуникаций и расположения электротехнического и слаботочного оборудования. Также желательно произвести замеры высоты помещения и замеры путей прохода к помещению водомерного узла. Перечисленные действия позволяют вносить необходимые изменения в конструкцию типовых водомерных вставок до начала их сборки и установки, что в конечном итоге сводит к минимуму сварочные работы непосредственно в помещении узла, что в свою очередь сокращает общее время производства работ. Этому также способствует заблаговременное изготовление типовых водомерных вставок в оборудованном цехе;

– заблаговременное решение вопроса об электроснабжении помещений с представителями ДЕЗа (ТСЖ). Мощность, выделяемая на помещение, должна обеспечивать работу всех необходимых инструментов. Как правило, это 5,5–7 кВт. Рекомендуется использовать собственный переносной распределительный щит, позволяющий подключение как однофазного, так и трехфазного оборудования, снабженный помимо автоматических выключателей еще и устройством защитного отключения. Такая комплектация щита обеспечивает высокую степень безопасности при проведении монтажных работ, а также предотвращает обесточивание подъезда или всего жилого дома при случайном коротком замыкании. Все используемое оборудование должно иметь класс защиты не ниже IP55. Электрические розетки, установленные на щите и вилки ручного электроинструмента должны иметь степень защиты IPX64;

– во избежание сильной загазованности в помещении водомерного узла при проведении электросварочных работ целесообразно установить переносной центробежный вентилятор производительностью 200–300 м 3 /ч с напором около 150 Па и нужное количество гибкого воздуховода для вывода загрязненного воздуха на улицу. Такие меры обязательны при работе в замкнутом помещении с малой кубатурой воздуха, т. к. образующиеся при сварочных работах газы могут нанести серьезный вред здоровью рабочих, особенно это касается работы с оцинкованными трубами.

Существенно осложняет проведение работ отсутствие в местах ввода водопровода в здание дренажных приямков. При сливе системы при проведении демонтажных и сварочных работ накапливается значительное количество воды, которая, разлившись по полу, делает электросварочные работы небезопасными. Для решения данной проблемы бригады снабжались шлангами диаметром ¾“ длиной не менее 25 м и дренажным насосом небольшой мощности.

Рекомендуемый состав бригады, полученный из опыта: два слесаря и один сварщик с опытом работы на трубопроводах. При соблюдении описанных выше рекомендаций сработавшаяся бригада способна в день монтировать 3–4 узла учета холодной и горячей воды с диаметром счетчиков 25–50 мм, при условии расположения домов в пределах нескольких кварталов друг от друга.

Основное внимание следует уделять качеству сварочных работ, ведь если подтекающий фланец или муфту возможно подтянуть не опорожняя системы, то свищ в сварном шве после заполнения системы устранить не удастся. Поэтому рекомендуется все полностью готовые блоки предварительно испытывать гидравлическим методом на производственной базе. Это значительно сократит время на устранение протечек в «полевых» условиях и повысит производительность труда.

При ведении документации необходимо незамедлительно фиксировать любые отклонения от типового проекта на всех этапах производства работ в присутствии представителей заинтересованных организаций. Такой подход существенно упрощает итоговую сдачу готового объекта в эксплуатацию.

Статья 11. Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений, сооружений

6. Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов.

7. Застройщики обязаны обеспечить соответствие зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов путем выбора оптимальных архитектурных, функционально-технологических, конструктивных и инженерно-технических решений и их надлежащей реализации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта.

8. Проверка соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляется органом государственного строительного надзора при осуществлении государственного строительного надзора. В иных случаях контроль и подтверждение соответствия вводимых в эксплуатацию зданий, строений, сооружений требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов осуществляются застройщиком.

Требования энергетической эффективности не распространяются на следующие здания, строения, сооружения:

1) культовые здания, строения, сооружения;

2) здания, строения, сооружения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесены к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры);

3) временные постройки, срок службы которых составляет менее чем два года;

4) объекты индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящие и предназначенные для проживания одной семьи жилые дома с количеством этажей не более чем три), дачные дома, садовые дома;

5) строения, сооружения вспомогательного использования;

6) отдельно стоящие здания, строения, сооружения, общая площадь которых составляет менее чем пятьдесят квадратных метров;

7) иные определенные Правительством Российской Федерации здания, строения, сооружения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 261-ФЗ от 23.11.2009

Статья 13.Обеспечение учета используемых энергетических ресурсов и применения приборов учета используемых энергетических ресурсов при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы

3. До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

4. До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

5. До 1 января 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.

6. До 1 января 2012 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776
"Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод"

Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Разъяснения о порядке применения Правил , утвержденных настоящим постановлением, даются Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации в течение 3 месяцев утвердить:

методические указания по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей;

методические указания по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод.

Правила
организации коммерческого учета воды, сточных вод
(утв. постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 г. N 776)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящие Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод определяют порядок коммерческого учета воды, сточных вод с использованием приборов учета, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в узлах учета, спроектированных и допущенных в эксплуатацию в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, или расчетным способом в целях расчета размера платы за поданную (полученную), транспортируемую воду, принятые (отведенные), транспортируемые сточные воды по договорам холодного водоснабжения, договорам горячего водоснабжения (далее - договоры водоснабжения), договорам водоотведения, единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, договорам по транспортировке холодной воды, договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке сточных вод и другим договорам, заключенным с организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения.

Настоящие Правила распространяются на отношения, возникающие при предоставлении коммунальных услуг, в той части, в которой такие отношения не урегулированы жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".

2. Коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем):

а) воды, поданной (полученной) за определенный период абонентам по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

б) воды, транспортируемой организацией, осуществляющей эксплуатацию водопроводных сетей, по договорам по транспортировке горячей воды, договорам по транспортировке холодной воды;

в) сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, в том числе единому договору холодного водоснабжения и водоотведения;

г) сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод;

д) воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки по договору по водоподготовке воды;

е) сточных вод, в отношении которых произведена очистка в соответствии с договором по очистке сточных вод.

3. Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".

4. Приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение.

Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.

Абоненты и транзитные организации обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, установленных Правилами постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644.

5. Коммерческий учет холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод осуществляется:

а) абонентом, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения и (или) единым договором холодного водоснабжения и водоотведения;

б) транзитной организацией, если иное не предусмотрено договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды и (или) договором по транспортировке сточных вод.

6. Коммерческий учет воды, в отношении которой проведены мероприятия водоподготовки, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоснабжения, если иное не предусмотрено договором по водоподготовке, договором по транспортировке холодной воды и (или) договором по транспортировке горячей воды.

7. Коммерческий учет сточных вод, в отношении которых произведена очистка, осуществляется организацией, эксплуатирующей отдельные объекты централизованных систем водоотведения, если иное не предусмотрено договором по очистке сточных вод, договором по транспортировке сточных вод и (или) договором по обращению с осадком сточных вод.

8. В случае если иное не предусмотрено настоящими Правилами, установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 8.1 с 14 июля 2017 г. - Постановление

8.1. Установка узлов учета во вновь создаваемых объектах капитального строительства, в отношении которых осуществляется подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и (или) централизованным системам водоотведения, в соответствии с условиями подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к централизованным системам водоснабжения и (или) централизованным системам водоотведения включает:

а) проектирование, монтаж и установку узла учета в соответствии с проектной документацией объекта капитального строительства и (или) условиями подключения (технологического подключения);

б) допуск к эксплуатации узла учета.

9. Используемые приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, сточных вод должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, действующим на момент ввода приборов учета в эксплуатацию.

По истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета. Эти положения распространяются в том числе на приборы учета холодной воды, горячей воды и тепловой энергии в составе горячей воды, используемые для определения количества холодной и горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды, подаваемой в помещения многоквартирных домов и жилые дома.

II. Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

10. Сбор сведений о показаниях приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах, количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, а также снятие показаний приборов учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), осуществляется абонентом или транзитной организацией, если иное не предусмотрено договорами абонента и (или) транзитной организации с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Абонент или транзитная организация предоставляют организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, до окончания 2-го дня месяца, следующего за расчетным месяцем, сведения о показаниях приборов учета по состоянию на последнее число расчетного периода, если иные сроки не установлены законодательством Российской Федерации, а также сведения о текущих показаниях приборов учета в течение 2 рабочих дней после получения запроса о предоставлении таких сведений от организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. Такая информация направляется организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, любым доступным способом (почтовое отправление, факсограмма, телефонограмма, электронное сообщение с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), позволяющим подтвердить получение организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, указанной информации.

В случае если технические характеристики используемых приборов учета и узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем.

11. Абонент или транзитная организация обязаны обеспечить беспрепятственный доступ представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, или по указанию организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, представителям иной организации к узлам учета и приборам учета для сверки показаний приборов учета и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета.

12. В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета абонента или транзитной организации об объеме поданной (полученной) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с представленными абонентами или транзитными организациями сведениями организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, составляет акт сверки показаний приборов учета, подписываемый представителями абонента или транзитной организации и организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

При несогласии представителя абонента или транзитной организации с содержанием акта сверки показаний приборов учета представитель абонента или транзитной организации на акте делает отметку "ознакомлен" и проставляет подпись. Возражения абонента или транзитной организации указываются в акте либо направляются организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в письменной форме любым способом, позволяющим подтвердить получение документа абонентом или транзитной организацией. В случае отказа представителя абонента или транзитной организации от подписания акта сверки показаний приборов учета такой акт подписывается представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, с отметкой "представитель абонента или организации, осуществляющей транспортировку воды и (или) сточных вод, от подписи отказался".

Акт сверки показаний приборов учета является основанием для осуществления перерасчета объема поданной (полученной) воды и тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод со дня подписания последнего акта сверки показаний приборов учета до дня подписания нового акта.

13. В целях контроля объемов поданной (полученной) воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, либо абонент или транзитная организация вправе использовать контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод при условии уведомления одной из сторон договора другой стороны об использовании таких приборов учета.

Контрольные (параллельные) приборы учета холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод устанавливаются на сетях организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, транзитной организации или абонента в местах, позволяющих обеспечить коммерческий учет подаваемой абоненту воды, тепловой энергии в составе горячей воды и принимаемых сточных вод.

В случае различия показаний контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод и основных приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод более чем на погрешность измерения таких приборов учета за период, составляющий не менее одного расчетного месяца, лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, может потребовать у другой стороны проведения внеочередной поверки эксплуатируемого этой стороной прибора учета. Показания контрольного (параллельного) прибора учета используются в целях коммерческого учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод на период неисправности, поверки основного прибора учета, а также в случае нарушения сроков предоставления показаний приборов учета.

Установка, замена, эксплуатация и поверка контрольных (параллельных) приборов учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и сточных вод осуществляются в соответствии с процедурами, предусмотренными для установки, замены, эксплуатации и поверки основных приборов учета, предусмотренными настоящими Правилами.

Лицо, установившее контрольный (параллельный) прибор учета, обязано предоставлять другой стороне (абоненту, транзитной организации, организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение) беспрепятственный доступ к контрольным (параллельным) приборам учета воды, тепловой энергии в составе горячей воды и отведенных (принятых) сточных вод с целью контроля за правильностью установки и эксплуатации контрольного (параллельного) прибора учета.

III. Коммерческий учет воды расчетным способом

14. Коммерческий учет воды осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, являющегося собственностью абонента или транзитной организации, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

15. При расчетном способе коммерческого учета воды применяются:

а) метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;

б) метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;

в) метод гарантированного объема подачи воды;

г) метод суммирования объемов воды.

16. Применение метода учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения, при их круглосуточном действии полным сечением в точке подключения к централизованной системе водоснабжения и при скорости движения воды 1,2 метра в секунду используется в следующих случаях:

а) при самовольном присоединении и (или) пользовании централизованными системами водоснабжения за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоснабжения, определяется со дня предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоснабжения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоснабжения, до дня устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоснабжения, расчетный способ определения количества поданной (полученной) воды применяется не более чем за 6 месяцев;

б) через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета (в том числе непроведения поверки после истечения межповерочного интервала) или демонтажа прибора учета до проведения допуска прибора учета к эксплуатации либо поверки без демонтажа прибора учета;

в) при отсутствии у абонента или транзитной организации приборов учета воды, допущенных к эксплуатации в установленном порядке, в случае, если в течение 60 дней со дня получения от организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, уведомления о необходимости установки приборов учета или после даты, определенной в договорах водоснабжения, едином договоре водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды и договоре по транспортировке горячей воды, приборы учета воды не установлены;

г) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом или транзитной организацией организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, о временном прекращении потребления воды.

17. Метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды, используемого на основании показаний прибора учета за последний год, применяется в случае установления факта неисправности такого прибора учета или демонтажа такого прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой, но не более чем в течение 60 дней после установления факта неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета, если иной срок не согласован с организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, и не применяется в случаях применения контрольных (параллельных) приборов учета.

В случае если период работы прибора учета составляет менее 1 года, то используются данные прибора учета за фактический период его работы.

В случае если фактический период работы прибора учета составляет менее 60 дней, то метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды не применяется.

18. Применение метода гарантированного объема подачи воды, определенного договорами водоснабжения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, используется в следующих случаях:

б) если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к эксплуатации прибора учета до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

19. В случае если показания прибора учета содержат информацию о временных нарушениях в работе прибора учета, имевших место во время работы прибора учета, расчет объема полученной воды за указанный период производится в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил.

20. Применение метода суммирования объемов воды, которые поданы абонентам и (или) другим транзитным организациям, объемы которых определены по показаниям приборов учета или расчетным способом, организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, с использованием водопроводных сетей этих транзитных организаций используется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также при возникновении неисправности прибора учета и демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены.

21. В случае если узел учета воды размещен не на границе эксплуатационной ответственности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, абонента и (или) транзитной организации, то расчет объема поданной (полученной) воды производится с учетом потерь в водопроводных сетях от границы эксплуатационной ответственности до места установки прибора учета.

IV. Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

22. Коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях:

а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения;

б) в случае неисправности прибора учета;

в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.

23. При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.

23.1 Объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, разработанным абонентом и согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение, при соблюдении одновременно следующих условий:

установление абонентом совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", факта отсутствия технической возможности установки прибора учета сточных вод и подписание соответствующего акта либо отсутствие обязанности абонента по установке прибора учета сточных вод;

использование абонентом воды в составе выпускаемой продукции, при производстве тепловой энергии, или наличие у абонента самостоятельных выпусков в водные объекты, или наличие у абонента 2 и более канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения.

В балансе водопотребления и водоотведения указывается среднесуточный объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, с указанием распределения общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах).

Абонент обязан представить организации, осуществляющей водоотведение, документы и материалы, подтверждающие данные, указанные в балансе водопотребления и водоотведения.

Организация, осуществляющая водоотведение, при рассмотрении баланса водопотребления и водоотведения осуществляет проверку данных, содержащихся в балансе водопотребления и водоотведения абонента, а также иных данных, сообщаемых абонентом при предоставлении баланса. При проверке данных баланса водопотребления и водоотведения может осуществляться измерение количества сточных вод, проводимое с помощью переносных (временных) приборов учета, устанавливаемых на срок от 7 до 30 дней организацией, осуществляющей водоотведение, или иной уполномоченной ею организацией.

23.2. Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказать абоненту в согласовании баланса водопотребления и водоотведения по следующим основаниям:

непредставление абонентом документов и материалов, подтверждающих данные, указанные в балансе водопотребления и водоотведения;

несоответствие баланса водопотребления и водоотведения документам и материалам, представленным абонентом в подтверждение данных, указанных в балансе водопотребления и водоотведения;

выявление организацией, осуществляющей водоотведение, или иной уполномоченной ею организацией при проверке данных баланса водопотребления и водоотведения путем измерения количества сточных вод с помощью переносных (временных) приборов учета расхождения с представленным абонентом балансом водопотребления и водоотведения более чем на 30 процентов.

При этом количество отведенных сточных вод определяется в соответствии с пунктом 23 настоящих Правил.

23.3. Срок действия баланса водопотребления и водоотведения абонента определяется по соглашению между абонентом и организацией, осуществляющей водоотведение, но не может составлять более 5 лет. Абонент не позднее чем за 90 календарных дней до истечения срока действия баланса водопотребления и водоотведения обязан разработать и направить на согласование в организацию, осуществляющую водоотведение, новый баланс водопотребления и водоотведения в порядке, предусмотренном пунктом 23.1 настоящих Правил.

24. При самовольном подключении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения объем отведенных сточных вод определяется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) сточных вод с использованием метода учета пропускной способности канализационных сетей, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, за период времени, в течение которого осуществлялось такое самовольное присоединение и (или) пользование, но не более чем за 3 года. При этом период времени, в течение которого осуществлялось самовольное присоединение и (или) пользование централизованными системами водоотведения, определяется с даты предыдущей контрольной проверки технического состояния объектов централизованной системы водоотведения в месте, где позже был выявлен факт самовольного присоединения и (или) пользования централизованными системами водоотведения, до даты устранения самовольного присоединения (прекращения самовольного пользования). В случае если абонент в течение 1 года после вступления в силу настоящих Правил проинформировал организацию, осуществляющую водоотведение, о самовольном присоединении и (или) пользовании централизованной системой водоотведения, расчетный способ определения количества принятых (отведенных) сточных вод применяется не более чем за 6 месяцев.

25. Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

26. Объем сточных вод, принятый от собственников или пользователей помещений в многоквартирных домах, в которых в качестве способа управления выбрано непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирных домах или в которых не выбран способ управления, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, в качестве коммунального ресурса из многоквартирного дома, не оборудованного соответствующим коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с Правилами , обязательными при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124.

27. При отсутствии у транзитной организации прибора учета, а также при возникновении неисправности прибора учета или демонтаже прибора учета в целях его поверки, ремонта или замены объем сточных вод, транспортируемых по канализационным сетям такой организации, определяется расчетным способом путем суммирования объема сточных вод, который отведен абонентами или принят от других транзитных организаций, а также объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

V. Проектирование узла учета

28. В случаях установки узлов учета на объектах капитального строительства, не указанных в пункте 8.1 настоящих Правил, проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий на проектирование узла учета. Результатом проектирования узла учета является проектная документация на оборудование узла учета. Абонент или транзитная организация вправе привлечь к подготовке проектной документации на оборудование узла учета юридические или физические лица.

29. Технические условия на проектирование узла учета выдаются в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).

30. Технические условия на проектирование узла учета должны содержать:

а) требования к месту размещения узла учета;

б) требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;

в) требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

31. Проектная документация объекта капитального строительства и проектная документация на оборудование узла учета в случаях, предусмотренных пунктом 28 настоящих Правил, должны содержать:

а) указание на место размещения узла учета;

б) схему установки (подключения) прибора учета и иных компонентов узла учета к сетям водоснабжения и водоотведения;

в) сведения о типе используемого прибора учета и сведения, подтверждающие его соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

VI. Допуск узла учета к эксплуатации

34. Допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации (далее - заявка).

В случае если объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия заявки, направленной в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.

В заявке должны быть указаны:

реквизиты абонента или транзитной организации (для юридических лиц - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц и дата ее внесения в реестр, местонахождение, индивидуальный номер налогоплательщика, для индивидуальных предпринимателей - основной государственный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей и дата ее внесения в реестр, адрес регистрации по месту жительства, индивидуальный номер налогоплательщика, для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства), контактные данные, включая почтовый адрес и номер телефона лица, направившего заявку;

реквизиты (номер, дата заключения) договоров водоснабжения, договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке холодной воды, договора по транспортировке горячей воды, договора по транспортировке сточных вод или договора подключения к централизованной системе водоснабжения или водоотведения;

предлагаемые дата и время проведения процедуры допуска узла учета и (или) прибора учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня подачи заявки.

35. К заявке прилагаются:

а) заверенная абонентом или транзитной организацией копия проектной документации на оборудование узла учета;

б) заверенные абонентом или транзитной организацией копии паспортов на приборы учета, входящие в состав узла учета;

в) заверенные абонентом или транзитной организацией копии документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета (за исключением новых приборов учета);

г) документы, подтверждающие право лица на подписание заявки и (или) подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

36. Допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 36.1 с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 778

36.1. Допуск к эксплуатации узла учета, смонтированного во вновь создаваемом или созданном объекте капитального строительства, подключаемом (технологически присоединяемом) к централизованным системам водоснабжения и (или) централизованным системам водоотведения, производится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основании акта о подключении (технологическом присоединении) объекта в пределах срока подключения (технологического присоединения), определяемого Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83", и (или) Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В случаях, когда объект абонента не присоединен непосредственно к водопроводным и (или) канализационным сетям организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, копия уведомления о выполнении условий подключения (технологического присоединения), направленного в организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение, направляется ею для сведения в транзитную организацию, к водопроводным и (или) канализационным сетям которой присоединен объект абонента.

37. При проведении допуска к эксплуатации узла учета в многоквартирном доме к участию в проведении допуска к эксплуатации привлекается представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - лицо, уполномоченное решением общего собрания таких собственников, или уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам, предусматривающим оказание услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых систем водоснабжения и (или) водоотведения (при наличии таких договоров).

38. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, получившая заявку, определяет представителя со своей стороны и при необходимости в течение 3 дней со дня получения заявки определяет иную дату и время проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации, которая не может быть ранее 5 рабочих дней и позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки.

Новая дата и время согласовываются с абонентом или транзитной организацией, направившими заявку.

39. При проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке:

а) соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах;

б) соответствие узла учета соответствующей проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям;

Подпунктом "г" пункта 53 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 642 "Об утверждении Правил горячего водоснабжения и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83", либо пунктом 106 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" соответственно, узел учета считается допущенным к эксплуатации.

42. По результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации, в котором указываются:

а) дата, время и местонахождение объекта проверки;

б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в проверке;

в) результаты проверки узла учета;

г) решение о допуске или об отказе в допуске узла учета к эксплуатации с указанием причины отказа;

д) в случае допуска узла учета к эксплуатации показания приборов учета на момент завершения процедуры допуска узла учета к эксплуатации и указание мест на узле учета, в которых установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы).

43. Акт допуска узла учета к эксплуатации подписывается лицами, принимавшими участие в допуске узла учета к эксплуатации, в количестве экземпляров, равном числу сторон (организаций), принявших участие в допуске узла учета к эксплуатации. Акт в случае отказа указанных лиц от его подписания подписывается представителями организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение. При этом такая организация обязана направить акт сторонам, принимавшим участие в допуске, любым способом, позволяющим подтвердить получение этого акта.

Информация об изменениях:

Правила дополнены пунктом 43.1 с 14 июля 2017 г. - Постановление Правительства РФ от 29 июня 2017 г. N 778

43.1. При отсутствии замечаний к узлу учета, смонтированному во вновь создаваемом или созданном объекте капитального строительства, подключаемом (технологически присоединяемом) к централизованным системам водоснабжения и (или) централизованным системам водоотведения, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, отражает сведения о допуске узла учета к эксплуатации в акте о подключении (технологическом присоединении) объекта.

44. Перед подписанием акта допуска узла учета к эксплуатации (при отсутствии оснований для отказа в допуске узла учета к эксплуатации) представитель организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет установку контрольных пломб на приборах учета, фланцах и задвижках на обводных линиях узла учета.

45. Установка приборов учета осуществляется абонентами или транзитными организациями самостоятельно либо по договору с организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за счет средств абонента или транзитной организации.

46. В случае установки организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, приборов учета в соответствии с требованиями Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 36 - 45 настоящих Правил. Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, установившая узел учета, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска узла учета к эксплуатации не позднее чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска узла учета к эксплуатации. В случае неявки представителя абонента для участия в процедуре допуска узла учета к эксплуатации в день и время, указанные в уведомлении, направленном абоненту организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, осуществляет допуск узла учета к эксплуатации без участия представителей абонента с последующим направлением акта допуска узла учета к эксплуатации в адрес абонента. Этот акт с приложением копии паспорта на приборы учета направляется абоненту любым способом, позволяющим подтвердить факт его получения. Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации в установленном порядке с даты получения абонентом (доставки абоненту) акта допуска узла учета к эксплуатации с приложением копии паспорта на приборы учета.

б) наличия признаков несанкционированного вмешательства в работу узла учета, определяемых представителем организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, на основе фотоматериалов и путем визуального сравнения прибора учета до и после несанкционированного вмешательства;

в) нарушения контрольных пломб или знаков поверки;

г) механического повреждения приборов учета и (или) других элементов узла учета;

д) превышения допустимой погрешности показаний приборов учета;

е) нарушения проектной документации на оборудование узла учета, в частности осуществления врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренной проектной документацией на оборудование узла учета;

ж) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

50. Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета или прибора учета из строя (неисправности) обязано незамедлительно известить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение и (или) водоотведение (абонента или транзитную организацию), и сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности). Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня. Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении.

51. Установка пломб на прибор учета, входящий в состав узла учета, после ремонта и (или) замены прибора учета, его поверки проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Приборы учета воды и (или) сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договорам водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе после поверки, пломбируются организациями, которые осуществляют водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки абонентом или третьим лицом.

Как бы дешево ни ценилась холодная вода в счете за коммунальные услуги, необходимо бережное к ней отношение, первейшим воплоще-нием чего является учет объемов потребления воды. В качестве прибора учета расхода ХВС, в том числе общедомового, применяется обычный счетчик — водомер. Основными критериями для выбора ОДПУ явля-ется тип счетчика, диаметр трубопровода, на котором устанавливается счетчик, и номинальный расход воды, оба параметра должны быть ука-заны в проектной документации. Для МКД площадью выше 6000 кв. метров мы рекомендуем использовать водомеры турбинного типа, они хотя и дороже крыльчатых, но имеют намного большие сроки безот-казной работы и также межповерочные интервалы.

Водомер, использующийся в качестве ОДПУ, включается в водо-проводные сети по определенной схеме, отвечающей условиям его нор-мального функционирования и характеризующейся наличием обводной трубы, обеспечивающей достаточный поток воды для пожарного водо-провода.

В состав водомерного узла кроме непосредственно прибора учета входят прямые патрубки требуемого диаметра и длины, сетчатый муф-товый фильтр с магнитным сердечником (механически отсеивает по-сторонние включения и металлическую стружку, окалину), задвижки, манометры, сливные отводы. При этом на обводной трубе задвижка должна иметь электрический привод, автоматически открывающий за-движку ввода пожарного водопровода.

Типовая схема водомерного узла системы ХВС

Спецификация оборудования

№ п/и

Наименование

Кол-во

Ед. изм.

Счетчик ВСХ-32

шт.

Фильтр сетчатый муфтовый ®32

шт.

Патрубок прямой з*32 мм, L = 130 мм

шт.

Патрубок сливной ®15

шт.

Патрубок под манометр ®15

шт.

Вентиль шаровой а 15

шт.

Вентиль трехходовой а 15

шт.

Манометр МП 2У

шт.

Задвижка клиновая фланцевая

шт.

Переход стальной а 50x32

шт.

Задвижка клиновая фланцевая с электроприводом

шт.

Работоспособность задвижки обводной линии и ее электропривода должна проверяться не реже 2 раз в год. В нормальном режиме водопотребления данная задвижка полностью закрыта и имеет пломбу, сохранность которой подтверждает отсутствие безучетного потребления поды, допустимого в случае пожара. Поставщик ресурса пломбирует также прибор учета и иное оборудование, использование которого без ведома поставщика неприемлемо. Ежемесячно, при составлении акта снятия показаний ОДПУ, поставщик проверяет сохранность пломб, что является непременным условием расчетов за ХВС по показаниям водомеров.

Внешний вид типового водомерного узла


Следом за водомерным узлом устанавливаются повысительные на-сосы, которым, в свою очередь, также требуются задвижки, манометры, обратный клапан и, кроме того, резиновые виброизоляторы. Насосы устанавливаются на железобетонные фундаменты также через вибро-изолирующие прокладки. Все данное оборудование дублируется, во избежание его закисания и застаивания воды производится периоди-ческое, не реже раза в месяц, переключение оборудования с рабочего на резервное и наоборот.

В помещениях с повышенной влажностью (в подвалах) на трубо-проводах ХВС появляется конденсат, который становится причиной коррозии и преждевременного старения сетей и оборудования. Для устранения подобных явлений необходима термоизоляция сетей, окра-ска оборудования, проветривание помещений.

Сеть ХВС в МКД представляет собой горизонтальный трубопровод, проходящий в подвале, с присоединенными к нему вертикалями — сто-иками, разводящими воду поэтажно. На каждом этаже сеть ХВС за-водится в квартиру отдельным отводом, оснащенным отключающим устройством (шаровым краном). В этой точке проходит граница общего имущества МКД, все дальнейшие присоединения относятся к квар-тирной сети и оборудованию, находящемуся в зоне ответственности собственника помещения. На последнем этаже после отвода в квартиру стояк ХВС заглушается (тупиковая магистраль). Эта особенность по-ставки ХВС может стать объективной причиной застаивания воды, при низких объемах ее потребления пользователями на последних этажах. В современных зданиях в квартиры заведены также отводы пожарного водопровода с вентилем и отрезком шланга.

Платежи за полученную воду и отведенные сточные воды, по данным Минэнерго России, увеличиваются с каждым годом. Поэтому для множества предприятий задача организации коммерческого учета воды и сточных вод становится все более актуальной.

В 2013 году для организаций, связанных с водоснабжением, водоотведением, водоподготовкой и очисткой сточных вод, правительство Российской Федерации определило порядок коммерческого учета, утвердив «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Организация коммерческого учета воды и сточных вод

Коммерческий учет воды подразумевает расчет платы за транспортируемую воду, которую получают, либо подают по договорам водоснабжения.

Коммерческий учет сточных вод - это контроль воды, которая была сброшена, либо собрана по договорам, заключенным с организациями, работающими в сфере водоснабжения или водоотведения.

Организация коммерческого учета воды и сточных вод в той части, которая не урегулирована жилищным законодательством Российской Федерации, регламентируется «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 № 776 «Об утверждении Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод».

Согласно этим Правилам, абоненты или организации, эксплуатирующие водопроводные или канализационные сети и оказывающие услуги по транспортировке воды или сточных вод, обязаны вести коммерческий учет. За исключением случаев, когда условиями договоров водоснабжения или договоров по транспортировке воды предусмотрено иное.

Эти же Правила предусматривают, что организация коммерческого учета воды и сточных вод должна соответствовать требованиям законодательства об обеспечении единства измерений.

Требования к средствам и методам измерений утверждены Федеральным законом от 26.06.208 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

К применению допускаются средства измерений, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. При утверждении типа средств измерений устанавливаются показатели точности, интервал между поверками средств измерений, а также методика поверки данного типа средств измерений. ст. 9. п. 1, ст.12. п.1 102-ФЗ

Коммерческий учет воды, сточных вод с использованием приборов учета

Коммерческий учет воды и сточных вод должен вестись с использованием приборов учета, на основании которых отслеживаются:

  • сведения о показаниях приборов учета по состоянию на 1-е число месяца, следующего за расчетным месяцем;
  • сведения о текущих показаниях приборов учета.

При этом коммерческий учет с помощью приборов учета предусматривает возможность применения телематических систем .

В случае если технические характеристики используемых приборов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.10

Однако использование телематических систем не исключает того, что абоненты или транзитные организации обязаны допускать представителей организаций, осуществляющих водоснабжение или водоотведение, к приборам учета для сверки показаний и проверки соблюдения условий эксплуатации приборов.

В случае выявления расхождений между предоставленными данными и фактическом потреблении, составляется акт сверки показаний приборов учета. Такой акт является основанием для осуществления перерасчета.

В случае расхождения обнаруженных в процессе сверки показаний приборов учета со сведениями, представленными абонентом или транзитной организацией, в установленном Правилами порядке организация, осуществляющая водоснабжение, составляет акт сверки показаний приборов учета. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.12

Согласно этих же Правил, предусмотрена возможность использования контрольных приборов учета. Установка паралельного счетчика позволяет сверять показания с прибором учета воды на стороне ресурсной организации, и в случае расхождений оперативно требовать внеочередной поверки их водосчетчика.

Коммерческий учет воды расчетным способом

«Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают, что коммерческий учет может вестись и расчетным способом. Это означает, что для расчета применяются не данные приборов учета, а специальные методики расчета, утвержденные Правилами.

Расчетный способ применим в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»:

  • при отсутствии прибора учета;
  • в случае неисправности прибора учета;
  • в случае нарушения сроков представления показаний в течение 6 месяцев, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом о временном прекращении потребления воды.

Положения «Правил организации коммерческого учета воды и сточных вод» содержат следующие методики расчета:

  • метод гарантированного объема подачи воды;
  • метод учета пропускной способности устройств и сооружений, используемых для присоединения к централизованным системам водоснабжения;
  • метод расчетного среднемесячного (среднесуточного, среднечасового) количества поданной (транспортируемой) воды;
  • метод суммирования объемов воды.

Правила также определяют, когда и какой метод применять.

Метод гарантированного объема подачи воды

Расчет по методу гарантированного объема подачи воды предполагает, что поставляемый объем заранее определен договорами водоснабжения. Такой метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии прибора учета воды у абонента;
  • если фактический период эксплуатации прибора учета с даты осуществления допуска к его эксплуатации до выхода его из строя составил менее 60 календарных дней.

Метод учета пропускной способности устройств и сооружений

При использовании метода учета пропускной способности за расчет принимается, что скорость движения воды составляет 1,2 метра в секунду на полное сечение в круглосуточно работающих устройствах по приему воды. При этом объем сточной воды считается равным объему, который был отправлен абоненту, с учетом поверхностных сточных вод, если схемой водоснабжения и водоотведения, либо договором, предусмотрен их прием.

Этот метод используется в следующих случаях:

  • при отсутствии допущенных в эксплуатацию приборов учета в течение 60 дней после получения от ресурсной организации уведомления о необходимости установки;
  • при непредоставлении показаний приборов учета на протяжении 6 месяцев, не считая случаев, когда абонент предварительно уведомил ресурсную организацию о временном прекращении потребления;
  • через 60 дней со дня возникновения неисправности прибора учета или демонтажа прибора учета.

Метод расчетного среднемесячного, среднесуточного и среднечасового количества поданной воды

Метод расчетного количества поданной воды применяется на основании показаний прибора учета за последний год. При этом, если счетчик работал менее 1 года, к расчету принимаются данные за фактический период его работы.

Такой метод используется в случаях, когда прибор учета неисправен или демонтируется для поверки, ремонта или замены, но не более чем в течение 60 дней после установления такого факта.

Метод суммирования объемов воды

Метод суммирования объемов воды состоит из определения по показаниям приборов учета или расчетным способом того объема воды, который подан абонентам или другим транзитным организациям.

Метод применяется в случае отсутствия у транзитной организации приборов учета воды, а также если счетчик неисправен или демонтирован в целях его поверки, ремонта или замены.

Коммерческий учет сточных вод расчетным способом

В случаях, если прибор учета неисправен или отсутствует, а также если в течение 6 месяцев нарушены сроки предоставления показаний по нему, коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом.

При расчетном способе объем отведенных сточных вод считается равным тому объему воды, который был подан из всех источников водоснабжения.

При отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения.

Если схемой водоснабжения или договором водоотведения предусмотрен прием поверхностных сточных вод, то такие воды, при отсутствии приборов учета, так же учитываются расчетным способом в соответствии с методическими указаниями, изложенными в п.25 Правил.

Коммерческий учет поверхностных сточных вод осуществляется расчетным способом в соответствии с методическими указаниями по расчету объема принятых (отведенных) поверхностных сточных вод, утверждаемыми Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, п.23

Расчетный способ также применим при самовольном подключении или пользовании централизованной системой водоотведения. При этом «Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод» предусматривают расчет по такому методу только за период времени, в течение которого длилось самовольное присоединение или пользование, но не более чем за 3 года.

В случае, если прибор учета отсутствует у транзитной организации, либо в случаях его неисправности или демонтажа, объем сточных вод определяется расчетным способом путем суммирования объема, который был отведен абонентами и объема поверхностных сточных вод, принимаемых транзитной организацией.

Особенности коммерческого учета горячей воды (теплоносителя)

Коммерческий учет теплоносителя ведется на основании Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя». Постановление предусматривает, что коммерческий учет теплоносителя может быть организован как теплоснабжающими организациями, так и потребителями тепловой энергии.

Коммерческий учет теплоносителя ведется с помощью приборов учета. При этом Постановление «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» допускает на узле учета установку приборов для контроля подачи и потребления теплоносителя.

Теплоснабжающая организация, теплосетевая организация и потребитель имеют право установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления тепловой энергии, теплоносителя в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя, не препятствующих при этом осуществлению коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и не влияющих на точность и качество измерений;

В случае установки на узле учета оборудования дистанционного снятия показаний доступ к указанной системе вправе получить теплоснабжающая (теплосетевая) организация и потребитель в порядке и на условиях, которые определяются договором. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

Организация коммерческого учета теплоносителя включает в себя также процедуру регулярного снятия показаний приборов учета.

В соответствии с Постановлением «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя», если технические характеристики узлов учета позволяют использование телеметрических систем, то производится установка АСКУВ - автоматизированных систем коммерческого учета воды , передающих показаний дистанционно.

В случае, если технические характеристики узлов учета позволяют использовать телеметрические системы для передачи показаний приборов учета и существует финансовое и техническое обеспечение установки телеметрических модулей и телеметрического программного обеспечения, представление (снятие) показаний приборов учета осуществляется дистанционно с использованием таких телеметрических систем. ПП РФ от 18.11.2013 № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя»

При этом допускается, что теплосчетчики, оснащенные стандартными промышленными протоколами, могут быть снабжены дополнительными устройствами , позволяющими осуществлять дистанционный сбор данных в автоматическом режиме.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод

Поверхностные сточные воды - вид сточных вод, отводимых с территорий жилых домов, строительных площадок и промышленных зон, образующихся в результате выпадения осадков, таяния снега, полива территорий и т.п.

Особенности коммерческого учета поверхностных сточных вод определены «Правилами холодного водоснабжения и водоотведения», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644. Согласно этим Правилам, абонент обязан обеспечить учет поверхностных сточных вод путем установки прибора учета.

Абонент обязан установить приборы учета холодной воды, сточных вод на границе эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или в ином месте, определенном договором холодного водоснабжения, договором водоотведения или единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности. Правила холодного водоснабжения и водоотведения, п.35

Проектирование узла учета

Узел учета проектируется на основании проектной документации. Такую документацию подготавливают специализированные организации или частные проектанты.

По итогам разработки в состав проекта входят:

  • пояснительная записка;
  • чертежная документация.

Также к проекту предусмотрены приложения:

  • техническое задание на проектирование узла учета воды, утвержденное абонентом;
  • программа и методика испытаний узла учета;
  • при наличии сужения расчет гидравлических потерь;
  • документация на средство измерений;
  • свидетельство о допуске к проектным работам.

Проектирование узла учета ведется на основании технических условий. Такие условия выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение. «Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» предусматривают выдачу технических условий в течение 10 рабочих дней со дня получения заявки на их выдачу.

Согласно Правилам, технические условия должны содержать:

  • требования к месту размещения узла учета;
  • требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета;
  • требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.

Допуск узла учета в эксплуатацию

«Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод» разрешают допуск узла учета в эксплуатацию силами самих абонентов после заключения договора с организацией, осуществляющей водоснабжение или водоотведение. Для предоставления допуска со стороны абонента формируется заявка.

Правилами предусмотрено, что допуск предоставляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявки от абонента.

Заявка на допуск должна содержать:

  • реквизиты абонента или транзитной организации, а также контактные данные с номером телефона лица, от которого поступила заявка;
  • реквизиты договоров, которые заключены на водоотведение, транспортировку воды и т.п.
  • дата и время, при которых возможно допустить в эксплуатацию узел учета.

Также к заявке прилагаются, заверенные абонентом или транзитной организацией, копии:

  • проектной документации на оборудование узла учета;
  • паспортов на приборы учета, которые входят в состав узла учета;
  • документов, подтверждающих прохождение последней поверки приборов учета.

Помимо прочего, к заявке прилагаются документы, подтверждающие право лица на подачу заявки от имени абонента или транзитной организации.

Согласно п. 39 Правил, при допуске узла учета в эксплуатацию также проверяются:

  • соответствие заводских номеров на приборах учета номерам, указанным в их паспортах;
  • соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета;
  • наличие знаков последней поверки, за исключением новых приборов учета;
  • работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета;
  • работоспособность телеметрических устройств в случае их наличия в составе узла учета.

При выявлении несоответствий указанным требованиям узел учета к эксплуатации не допускается.

Когда прибор учета устанавливает организация, осуществляющая водоснабжение, допуск к эксплуатации узла учета осуществляется в порядке, предусмотренном п. 46 «Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод»:

Организация, осуществляющая водоснабжение, направляет абоненту уведомление о дате и времени проведения процедуры допуска не позднее, чем за 5 рабочих дней до дня проведения допуска, а в случае неявки представителя абонента организация, осуществляющая водоснабжение, осуществляет допуск без участия представителей абонента с последующим направлением в его адрес Акта допуска. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод, п.46

Приборы учета считаются допущенными к эксплуатации с даты получения Акта допуска узла учета с приложением копии паспорта на приборы учета.

Эксплуатация узла учета

Узел учета эксплуатируется в соответствии с его технической документацией. В случае выхода узла учета из строя, абоненту следует незамедлительно уведомить об этом организацию, осуществляющую водоснабжение или водоотведение.

В соответствии с «Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод», организации предоставляется следующая информация:

  • показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя;
  • предполагаемое время демонтажа приборов учета, требующих ремонта (не менее чем за 2 рабочих дня).

Согласно Правилам, устранить существующую неисправность, необходимо в течение 60 дней с момента поломки. Демонтаж приборов учета для передачи в ремонт, а также последующий монтаж, выполняется в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение или водоотведение.

Лицо, осуществляющее эксплуатацию узла учета, в случае выхода узла учета обязано сообщить показания приборов учета на момент выхода узла учета из строя (возникновения неисправности), а также устранить выявленную неисправность (осуществить ремонт) в течение 60 дней со дня выхода узла учета или приборов учета из строя (возникновения неисправности).

Организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, должна быть извещена о проведении демонтажа приборов учета не менее чем за 2 рабочих дня.
Демонтаж приборов учета, входящих в состав узла учета или узла учета, а также их последующий монтаж выполняются в присутствии представителей организации, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, за исключением случаев, когда такие представители не явились к сроку демонтажа приборов учета или узла учета, указанному в извещении. Правила организации коммерческого учета воды, сточных вод

В соответствии с Правилами, узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях:

  • приборы учета не отображают результаты измерений;
  • нарушены контрольные пломбы или знаки поверки;
  • имеются механические повреждения приборов учета или других элементов узла учета;
  • превышена допустимая погрешность показаний приборов учета;
  • имеются врезки в трубопроводы, входящие в состав узла учета, не предусмотренные проектной документацией на оборудование узла учета;
  • имеются признаки несанкционированного вмешательства в работу узла учета;
  • истек период поверки приборов учета.

После проведения ремонта, замены или поверки приборов учета, сотрудниками ресурсной организацией производится опломбирование приборов.

Установка пломб на приборы учета осуществляется сотрудниками ресурсной организацией на безвозмездной основе. Взимание платы с абонента возможно только в случаях, если опломбирование происходило повторно из-за нарушения пломбы или знаков поверки.

Уменьшение расходов с помощью АСКУВ

Рост тарифов на энергоресурсы приводит к необходимости повышения эффективности их использования. Достоверный учет энергоресурсов позволяет не только рационально их использовать, но и снижать платежи за их потребление.

Основным залогом достоверного учета является использование телематических систем, позволяющих дистанционно и вовремя передавать показания о потреблении, а также своевременно отслеживать неполадки в системе.

Смотрите систему автоматизированного коммерческого учета «СТРИЖ»

В продолжение статьи.