Чем отличается прямая речь от косвенной. Предложения с прямой речью, примеры. Как составить предложение с прямой речью. Перевод модальных глаголов из прямой в косвенную речь в английском языке

1. Предложения с прямой речью.

2. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

3. Предложения с косвенной речью.

4. Предложения с несобственно-прямой речью

5. Диалог. Знаки препинания в диалоге.

6. Цитата.

7. Синтаксический разбор предложений с прямой речью

Литература

1. 1. Валгина Н.С Синтаксис современного русского языка: [Учеб. для вузов по спец. «Журналистика»] / Н.С. Валгина. – М.: Высшая школа, 1991. – 431 с.

2. 2. Белошапкова В. А. Современный русский язык: Синтаксис / В.А. Белошапкова, В.Н.Белоусов, Е.А. Брызгунова. – М.: Азбуковник, 2002. – 295 с.

3. Габидуллина А.Р. Несобственно-прямая речь в дискурсе языковой личности (на материале повести М. Булгакова «Собачье сердце») / А.Р. Габидуллина // Русская филология: Украинский вестник. – Харьков, 2001. - № 1-2. – С. 26-28

4. Ковтунова И.И. Несобственно-прямая речь в современном русском языке / И.И. Ковтунова // Рус. язык в шк. – 1953. ‑ №2. – С. 3-9

1. Предложения с прямой речью

С точки зрения лексической прямая речь, как правило, представляет собой дословную передачу чужого высказывания, тогда как в косвенной речи, обычно воспроизводящей только содержание чужого высказывания, подлинные слова и выражения говорящего лица претерпевают те или иные изменения.

С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчиненного предложения, в котором роль главной части играют авторские слова. Это синтаксическое различие является основным признаком отграничения косвенной речи от прямой. Что же касается лексического различия, то оно менее обязательно.



С одной стороны, прямая речь иногда передает чужое высказывание не дословно, как это явствует из сопровождающих ее авторских слов, например: Он сказал примерно следующее…; Он ответил приблизительно так… и т.п.

С другой стороны, косвенная речь может дословно передавать чужое высказывание, например, в косвенном вопросе. Ср.: Он спросил: «Который теперь час?» (прямая речь). – Он спросил, который теперь час (косвенная речь).

Наконец, наблюдается сближение форм прямой и косвенной речи в так называемой несобственно-прямой речи и их смешение в так называемой полупрямой речи .

Прямая речь характеризуется следующими признаками : 1) точно воспроизводит чужое высказывание; 2) сопровождается авторскими словами. Назначение авторских слов – установление самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит. Авторские слова могут также пояснять, при каких условиях была произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку и т.д. Например: «Что это значит? – спросил он [Дубровский] сердито у Антона, который бежал ему навстречу. – Это кто такие и что им надобно?» (П.).

Авторские слова и прямая речь образуют особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей, связанных по смыслу и интонационно. Связь между обеими частями конструкции может быть более тесной или менее тесной, что зависит от их взаимного расположения, лексического значения глагола-сказуемого в авторских словах, вводящих прямую речь, и т.д. Ср.:

1. Марина вздохнула: «Вот видишь! Но это, конечно, озорство» (М. Г.). После авторских слов здесь возможна разделительная пауза (обозначаемая на письме точкой), что подчеркивает слабость интонационной связи между обеими частями сложной конструкции и их синтаксическую независимость.

2. Наконец, я сказал ему: «Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват» (П.). Авторские слова образуют предложение, не имеющее смысловой законченности: при переходном глаголе сказал необходимо дополнение, указывающее на объект высказывания. Такой объект высказывания может быть выражен членом предложения, придаточной частью (в косвенной речи) или прямой речью (как в приведенном примере).

Прямая речь может передавать:

а) высказывание другого лица, например: «Ребята, у кого есть оружие, собирайтесь сюда», ‑ шепотом командовал лежащим Дубава (Н. Остр.);

в) невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.).

а) предшествовать прямой речи, например: Иван Игнатьич отворил дверь, провозгласив торжественно: «Привел!» (П.);

б) следовать за прямой речью, например: «Дедушку знаешь, мамаша?» ‑ матери сын говорит (Н.);

в) включаться в прямую речь, например: «Беликов жил в том же доме, где и я, ‑ продолжал Буркин, ‑ в том же этаже, дверь против двери» (Ч.);

г) включать в себя прямую речь, например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» ‑ когда все утихло вокруг (Т.).

Авторские слова обычно содержат в своем составе глагол высказывания или мысли (сказать, говорить, спросить, ответить, подумать и др.). Иногда в роли вводящих прямую речь слов выступают существительные с указанными значениями (слова, восклицание, вопрос и т.п.), например: Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» (Л.). Реже в той же роли выступают глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние, движения и т.п. (обрадоваться, удивиться, вздохнуть, улыбнуться, указать и т.п.), например: «Музгарко, да ты в уме ли? – удивился старик. – Проспал обоз!» (М.-С.).

Если же авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный, например: «Что же это?»- спросил я (Л.); «Ну, - сказал я с радостью, - близко ночлег!» (Кор.).

2. Знаки препинания в предложениях с прямой речью

Условные обозначения:

П – прямая речь, начинающаяся с прописной буквы; п – прямая речь, начинающаяся со строчной буквы; А а

Различные способы передачи чужой, не принадлежащей автору речи по-разному сохраняют ее содержание и форму. Прямая речь – это такой способ передачи чужой речи, при котором и содержание, и форма сохраняются полностью.

Существует четыре варианта оформления прямой речи на письме. Каждому из них соответствуют схемы, которые необходимо запомнить.

Если прямая речь в предложении стоит только перед словами автора, то она заключается в кавычки и перед словами автора ставится тире. Обратите внимание, что после прямой речи и перед тире должен стоять один из трех знаков: либо восклицательный, либо вопросительный, либо запятая. Слова автора должны быть записаны с маленькой буквы. Например:

«Далече ли до крепости?» – спросил я у своего ямщика (Пушкин).

Если прямая речь стоит в предложении после слов автора, то она заключается в кавычки и начинается с прописной буквы, а после слов автора ставится двоеточие. Например:

Старый священник подошел ко мне с вопросом: «Прикажете начинать?» (Пушкин)

Если прямая речи разрывается словами автора, то кавычки ставятся в начале и в конце предложения, а слова автора с двух сторон отделяются от прямой речи знаками тире. Обратите внимание, что после первого отрывка прямой речи стоит запятая, а слова автора пишутся с маленькой буквы и после них ставится точка. Например:

«Тише, – говорит она мне, – отец болен, при смерти, и желает с тобою проститься» (Пушкин).

Изредка в художественных текстах можно встретить предложения, в которых прямая речь находится внутри слов автора. В таком случае она заключается в кавычки, перед ней ставится двоеточие, а после – тире. Обратите внимание, что вторая часть слов автора начинается с маленькой буквы. Например:

Она вскрикнула: «Ай, не он, не он!» – и упала без памяти (Пушкин).

Количество предложений внутри прямой речи не ограничено. Например:

«Слава богу, – сказала девушка, – насилу вы приехали. Чуть было вы барышню не уморили» (По Пушкину).

В этом примере прямая речь состоит из двух предложений, первое из которых разорвано словами автора. Но если бы слова автора оказались между двумя предложениями, из которых состоит прямая речь, то после слов автора нужно было бы поставить точку. Сравните:

«Слава богу, насилу вы приехали, – сказала девушка. – Чуть было вы барышню не уморили» .

Рассмотрите схемы этих предложений.

Обобщающая таблица

Прямая речь после слов автора
А: "П". Мальчик сказал: "Я приду сегодня вечером".
А: "П?" Он спросил: "Что ты делаешь?"
А: "П!" Он возмутился: "Что ты делаешь!"
Прямая речь перед словами автора
"П", -а "Я приду сегодня вечером", - сказал мальчик.
"П?" -а "Что ты делаешь?" ‑ спросил он.
"П!" -а "Что ты делаешь!" ‑ возмутился он.
Прямая речь прерывается словами автора
"П, -а, - п". "Плыви вперед, - сказал он, ‑ я за тобой последую".
"П, -а. - П". "Я приду завтра вечером, ‑ сказал он. ‑ Принесу тебе книгу".
"П!(?) -а. - П". "Какой чудесный человек, не правда ли? ‑ воскликнула Саша. ‑Я не видела его грустным".
Прямая речь стоит внутри авторских слов
А: "П", -а. Он сказал: "Я очень устал", - и сразу же замолчал.
А: "П!(?)" -а. Раздался чей-то голос: "К вам можно?" ‑ и кто-то вошел в комнату.
А: "П..." -а. Сергей говорит: "Ветру бы теперь дунуть..." ‑ и отвернулся.

3. Предложения с косвенной речью

Вам хорошо известны такие понятия, как главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. От главной части к придаточной всегда можно задать вопрос. Например: Батюшка не хотел верить, что я мог быть замешан в гнусном бунте . В этом предложении от первой части ко второй можно поставить вопрос (верить ЧЕМУ? ), следовательно, первая часть является главной, а вторая – придаточной.

Чужая речь, переданная в форме придаточного предложения, называется косвенной речью .

Первая, главная часть предложения в этом случае представляет собой слова автора, а вторая – косвенную речь. Обратите внимание: слова автора стоят перед косвенной речью и отделяются от нее запятой. Этот способ передачи чужой речи, в отличие от прямой речи, сохраняет содержание чужого высказывания, но не сохраняет его форму и интонацию.

Сравните два способа передачи одного и того же высказывания на иллюстрации. Предложение с косвенной речью не передает восклицательной интонации, которая присутствует в прямой речи.

Косвенная речь может присоединяться к главной части предложения с помощью союзов ЧТО, БУДТО, ЧТОБЫ, местоимений и наречий КТО, ЧТО, КАКОЙ, ГДЕ, КОГДА, ПОЧЕМУ и других, а также частицы ЛИ. Выбор этих слов зависит от цели высказывания в косвенной речи. В вопросительных предложениях будут использованы местоимения или частица ЛИ:

Я спросил, когда отправляется поезд .

В побудительных предложениях употребляется союз ЧТОБЫ, например:

Капитан приказал, чтобы подняли флаг .

В повествовательных предложениях используются союзы ЧТО, БУДТО, например:

Он рассказывал, будто в лесу видел живого медведя .


4. Предложения с несобственно-прямой речью

Сравните три предложения, которые приводятся в книге Н.С. Валгиной «Синтаксис современного русского языка» для иллюстрации того, что такое несобственно-прямая речь:

· Друзья побывали в театре. Очень уж понравился им этот спектакль!

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова друзей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.

Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.

Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, местоимение первого лица НАМ поменялось на местоимение третьего лица ИМ, как и при косвенной речи. Такой способ введения чужого текста называется несобственно-прямой речью.

Сущность ее заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика. Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос. Прочитайте пример несобственно-прямой речи из романа Л. Н. Толстого «Война и мир»:

Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой)

К несобственно-прямой речи, как правило, прибегают для передачи невысказанных мыслей, внутреннего монолога. Создается двуплановость высказывания: воспроизводится «внутренняя речь» героя, но выступает за него автор: Она выписывала книги и журналы и читала у себя в комнате. И по ночам читала, лежа в постели. Когда часы в коридоре били два или три и когда уже от чтения начинали болеть виски, она садилась в постели и думала. Что делать? Куда деваться? Проклятый, назойливый вопрос, на который давно уже готово много ответов и в сущности нет ни одного. О, как это, должно быть, благородно, свято, картинно – служить народу, облегчать его муки, просвещать его. Но она, Вера, не знает народа. И как подойти к нему? Он чужд ей, неинтересен, она не выносит тяжелого запаха изб, кабацкойбрани, немытых детей, бабьих разговоров о болезнях (А. Чехов).

Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи – вопросительные и восклицательные предложения, выделяющиеся на фоне авторского повествования, например: Он ужаснулся и в отчаянии спрашивал себя, как это и зачем попал он в неизвестную землю, в компанию страшных мужиков? Где теперь дядя, отец Христофор и Дениска? Отчего они так долго не едут? Не забыли ли о нем? (А. Чехов).

5. Диалог

Чужие предложения, записанные этим способом, полностью сохраняют и форму, и содержание. Прямая или косвенная речь применяется авторами, когда нужно воспроизвести фразу, принадлежащую какому-либо одному персонажу, а диалог (от греч. dialogos – разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев.

Пунктуационное оформление диалога

Диалогом называется один из четырех возможных способов включения чужой речи в авторский текст.

В приведенном выше тексте можно легко выделить слова автора и реплики персонажей: первое и последнее предложения представляют авторскую речь, внутри которой две реплики, принадлежащие разным героям. Но одним важным отличием диалога от прямой и косвенной речи является то, что в диалоге вообще могут отсутствовать слова автора. Прочитайте следующий диалог.

Для того чтобы запомнить, как расставляются знаки препинания при записи реплик диалога, можно сравнить эту форму записи чужой речи с уже знакомой нам прямой речью. Оформление диалога отличается от оформления прямой речи тем, что реплики не заключается в кавычки, а начинаются с новой строки и со знака тире. В следующих ниже примерах одни и те же слова записаны двумя способами. Для оформления диалога, так же как и для записи прямой речи, существуют четыре правила, каждому из которых соответствует схема на иллюстрации.

Условные обозначения:

Р – реплика, начинающаяся с прописной буквы; р – реплика, начинающаяся со строчной буквы; А – слова автора, начинающиеся с прописной буквы; а – слова автора, начинающиеся со строчной буквы.

Вам нужно мертвых душ? – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления… (Гоголь)

«Вам нужно мертвых душ?» – спросил Собакевич просто, без малейшего удивления…

3. Прямая речь или реплика разрываются словами автора

Он сказал:

– Здравствуйте! – и подошел к окну… (В. Драгунский)

Он сказал: «Здравствуйте!» – и подошел к окну.

Знаки препинания при цитатах

Цитата – это точная, буквальная выдержка из какого-н. текста.

Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь:

а) Марк Аврелий сказал: «Боль есть живое представление о боли: сделай усилие воли, чтобы изменить это представление, откинь его, перестань жаловаться, и боль исчезнет» (Ч.); Почаще вспоминайте слова Л. Н. Толстого: «У человека есть только обязанности!»; У М. Алигер есть строки: «Человеку надо очень мало, чтобы счастье выросло в полный рост»; У Л. Н. Толстого есть интересное сравнение: «Как у глаза есть веко, так у дурака есть самоуверенность для защиты от возможности поражения своего тщеславия. И оба, чем более берегут себя, тем менее видят - зажмуриваются»;

б) «Кто стреляет в прошлое из пистолета, в того будущее будет стрелять из пушки», - писал Р. Гамзатов; «Тот не писатель, кто не прибавил к зрению человека хотя бы немного зоркости», - сказал К. Паустовский;

в) «Чтобы что-нибудь создать, - писал Гёте, - надо чем-то быть»; «Если на Николу (19 декабря), - говорилось в книге, - день холодный и ясный - к хлебородному году» (Сол.);

г) Высказывание Паскаля: «Кто умеет внушить, что он не очень хитер, тот уже далеко не прост» - звучит афористично; Слова Пикассо: «Искусство - это эманация боли и печали» - имеют глубокий смысл.

Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием (в начале цитаты, в середине или в конце):

а) «...Если добро имеет причину - это уже не добро; если добро имеет следствие - то это уже не добро. Добро вне следствий и причин», - писал Л. Н. Толстой в своих дневниках; «...Поэма перерастает в мои воспоминания, которые по крайней мере один раз в год (часто в декабре) требуют, чтобы я с ними что-нибудь сделала», - замечает А. Ахматова в «Прозе о поэме»;

б) «Биография героини... записана в одной из моих записных книжек», - пишет в одном из своих писем из Комарова А. Ахматова;

в) «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, - я же всегда считала, что это неверно...» - писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке.

Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия слово пишется с прописной буквы; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква: «...Книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы», - писал В. Лидин; В. Лидин писал: «...книги Олеши полностью выражают его существо, будь то «Зависть», или «Три толстяка», или отточенные маленькие рассказы».

Цитата, включенная в авторское предложение на правах его компонента, выделяется кавычками (но начинается со строчной буквы), знаки препинания употребляются только те, которые диктуются самим авторским предложением: Мысль Л. Н. Толстого «время есть отношение движения своей жизни к движению других существ», высказанная в его дневниках, имеет философское содержание.

Если цитата не является самостоятельным предложением и заканчивается многоточием, то после закрывающих кавычек ставится точка, относящаяся ко всему предложению в целом: Искандер заметил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести...». Ср.: Академик И. П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель; барство - самый опасный яд». - Академик И. П. Павлов писал, что «идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель...». - Академик И. П. Павлов писал: «Идея без развития мертва; стереотипность в научной мысли - гибель...» (В первом и втором случае точка, стоящая после закрывающих кавычек, относится ко всему предложению в целом; в третьем - цитата оформлена как самостоятельное предложение, имеющее свой собственный конечный знак (многоточие), поэтому после закрывающей кавычки точки нет.)

При сокращении цитаты, уже имеющей многоточия, выполняющие те или иные свойственные им функции, многоточие, поставленное автором, цитирующим текст, указывающее на сокращение цитаты, заключается в угловые скобки: В дневнике Л. Н. Толстого читаем: «Она не может отречься от своего чувства ‹...›. У нее, как у всех женщин, первенствует чувство, и всякое изменение происходит, может быть, независимо от разума, в чувстве... Может быть, Таня права, что это само собой понемногу пройдет ‹...›».

Если в цитируемом тексте уже имеется цитата, то пользуются кавычками разной формы - «лапочками» (" ") и «елочками» (« »). «Лапочки» (или «лапки») - внутренний знак; «елочки» - внешний. Например:«"Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости", - сказал когда-то Пушкин. Подле этой черты мы, похоже, теперь и остановились, сознавая, что нельзя отступать назад, и не смея, но всё приготовляясь и приготовляясь двинуться вперед, к подлинному уважению» (Расп.).

При необходимости выделения цитирующим отдельных слов цитаты, в скобках оговаривается данное выделение: (подчеркнуто нами. - Н. В. ); (курсив наш. - Н. В. ); (разрядка наша. - Ред. ). Например: «Тот, кто хочет изучать человека в истории, должен уметь анализировать исторические (выделено нами. - Н. В. ) эмоции» (Ю. Лотман).

Если цитирующий вставляет в цитату свой поясняющий текст или раскрывает сокращенное слово, то это пояснение заключается в квадратные или угловые скобки: «Спасибо за любование Муром [сыном М. Цветаевой]...» - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927г.; «Лестницу, наверное, читал! П[отому] ч[то] читала Ася. Достань у нее, исправь опечатки», - пишет М. Цветаева Б. Пастернаку в 1927 г.

Ссылки на автора и источник цитирования заключаются в скобки; точка, заканчивающая цитату, ставится после закрывающей скобки. Например:«Мыслить педагогически широко - это значит уметь видеть в любом социальном явлении воспитательный смысл» (Азаров Ю. Учиться, чтобы учить// Новый мир. 1987. № 4. С. 242 ).

Если цитата заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, а также многоточием, то эти знаки сохраняют свое место (стоят перед закрывающей кавычкой). При перечислении примеров точка после закрывающей скобки заменяется на точку с запятой: «Как ты таинственна, гроза!» (И. Бунин. Полями пахнет...); «Не покидайте своих возлюбленных. Былых возлюбленных на свете нет...» (А. Вознесенский. Поэмы. М., 2001. С. 5 ).

Если указание на автора или цитируемый источник помещается ниже цитаты, в частности при эпиграфах, то скобки снимаются, как и кавычки при цитате, а в конце цитаты ставится знак, соответствующий данному предложению. Например:

Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

С. Есенин

Ты не меня полюби, ты полюби мое!

Ф.Достоевский

Почему так часто
Мне жаль весь мир и человека жаль?

Н. Заболоцкий

Живопись учит смотреть и видеть...

А. Блок

Синтаксический разбор предложений с прямой речью.

Подчеркните грамматические основы, обозначьте границы предикативных частей, составьте схему предложения.

1. Тип предложения (предложение с прямой речью).

[«Как ярад , дорогой Максим Максимыч!] [Ну, как выпоживаете ?»] – [сказалПечорин] (М.Ю. Лермонтов)

[П! П?] – [а].

Предложение с прямой речью. Прямая речь находится в препозиции по отношению к словам автора. Слова автора представляют собой два простых двусоставных предложения: первое из них нераспространенное, полное, осложнено обращением; второе – нераспространенное, полное, неосложнённое.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что представляет собой прямая речь с лексической и синтаксической точек зрения?

2. Назовите основные признаки прямой речи.

3. Всегда ли прямая речь передает высказывания другого лица?

4. В чем заключается различие между прямой и косвенной речью?

5. В каких синтаксических конструкциях передается косвенная речь?

6. Что представляет собой несобственно-прямая речь? С какой целью ее используют писатели (какова стилистическая функция)?

7. Чем диалог отличается от прямой речи? Расскажите о знаках препинания при диалоге.

8. Как оформляются цитаты в письменном тексте?

Сегодняшняя наша тема - предложения с прямой речью. Примеры таких предложений встречаются повсюду: в художественной литературе, журналах, газетах, публицистических материалах. Уже из самого названия «прямая речь» становится понятно, что в данном случае автор текста передаёт слова какого-либо человека в точности так, как они были произнесены.

Чем отличается прямая речь от косвенной?

При прямой речи любое высказывание сохраняет свои особенности - синтаксические, лексические и стилистические. Со словами автора она связана только по интонации и смыслу, оставаясь при этом самостоятельной конструкцией.

Если же речь идёт о предложениях с косвенной речью, то автор передаёт чужую речь без её синтаксических, стилистических и лексических особенностей, сохраняя неизменным лишь содержание высказывания. Причём в зависимости от целей автора и контекста высказывание может быть изменено.

Рассмотрим детальнее предложения с прямой речью. Примеры подобных конструкций могут выглядеть следующим образом:

  • Иван сказал: «Давайте быстро уберём класс и пойдём в парк!»
  • «Сегодня на улице тепло, - заметила Анна. - Кажется, весна окончательно вступила в свои права».
  • «Желаете выпить чаю?» - спросил гостей Даниил.

Теперь попробуем переформулировать эти же предложения таким образом, чтобы вместо прямой речи в них использовалась косвенная:

  • Иван предложил побыстрее закончить уборку в классе и отправиться в парк.
  • Анна отметила, что на улице стало необычайно тепло и весна окончательно вступила в свои права.
  • Даниил спросил у гостей, желают ли те выпить чаю.

Основы правописания предложений с прямой речью

Пунктуация при передаче прямой речи напрямую зависит от того, как располагается высказывание в предложении относительно слов автора.

Прямая речь в начале предложения

Всё высказывание в данном случае выделяется кавычками («»). В зависимости от типа восклицательное или вопросительное) дальнейший переход к словам автора может быть разным:

  • для повествовательных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ», - слова автора;
  • для восклицательных (побудительных) предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ!» - слова автора;
  • для вопросительных предложений: «ПРЯМАЯ РЕЧЬ?» - слова автора.

Обратите внимание! В повествовательных предложениях в конце цитаты НЕ ставится точка. А вот восклицательный или ставить нужно обязательно. Кроме того, в повествовательных предложениях после кавычек ставится запятая, а в остальных случаях - нет.

Приведём примеры:

  • «В лесу сегодня будет много грибов», - отметил дедушка.
  • «Как думаешь, много сегодня грибов будет в лесу?» - спросил мальчик.
  • «Как же много сегодня грибов в лесу!» - воскликнул Женя.

Прямая речь в конце предложения

В другом случае прямая речь может располагаться после авторских слов. Здесь всё гораздо проще: сразу после слов автора ставится двоеточие, а вся цитата опять-таки заключается в кавычки.

Рассмотрим подобные предложения с прямой речью. Примеры могут выглядеть следующим образом:

  • Аня сказала: «Я прочитала интересную книгу».
  • Библиотекарь спросила: «Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?»
  • Дима воскликнул: «Я в жизни не читал более интересной повести!»

Обратите внимание! В повествовательном предложении сначала закрываются кавычки, и только потом ставится точка. Но если нужно поставить или восклицательный, он должен находиться исключительно внутри кавычек.

Прямая речь между слов автора

Если цитата из чьего-то высказывания находится между двумя фрагментами слов автора, вышеперечисленные правила как бы комбинируются.

Непонятно? Тогда попробуем с прямой речью такого типа:

  • Он произнёс: «Сегодня, похоже, будет дождь», - и положил в сумку зонт.
  • Игорь спросил: «Как твои дела?» - и протянул однокласснице букет полевых цветов.
  • Катя прокричала: «Быстрее! Все сюда!» - и начала сильно махать руками, чтобы привлечь внимание.

Вы уже знаете эти правила, а потому с подобными предложениями проблем возникать не должно вообще - просто будьте внимательнее!

Прямая речь, которая прерывается авторским текстом

А вот это довольно-таки интересный тип предложений.

Как всегда начинается прямая речь с кавычек. Перед словами автора ставится запятая и тире, а после - точка, тире и продолжение цитаты. При этом прямая речь продолжается с большой буквы ! В конце предложения кавычки закрываются.

Посмотрим на практике на такие предложения с прямой речью. Примеры, которые можно привести в данном случае:

  • «Давай купим букет цветов, - предложила Лена. - Маме подарим».
  • «Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. - Его дедушка подарил».

Обратите внимание! Если из-за разрыва прямой речи первая часть теряет свою смысловую завершенность и появляется ощущение недосказанности, то после слов автора нужно поставить запятую, а продолжение прямой речи нужно начинать с маленькой буквы .

  • «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».
  • «Кажется, - отметила девушка, - сегодня обещали дождь».

Проще говоря, если предложение можно разбить на два, и читателю всё равно всё будет понятно - нужна точка. А если один из фрагментов прямой речи по отдельности не несёт в себе никакого смысла, имеет резон поставить запятую и продолжить мысль с маленькой буквы.

Синтаксический разбор предложений с прямой речью

С прямой речью практически ничем не отличается от обычного Однако потребуется, кроме всего прочего, назвать автора и прямую речь, разобрать их (как два отдельных предложения), пояснить расстановку знаков препинания, а также начертить схему.

Вот так на практике с прямой речью оказываются совершенно простыми и понятными. Главное - проанализировать каждый пример и попробовать составить свои варианты по образцу.

Понятие о прямой и косвенной речи

С точки зрения лексической прямая речь, как правило, представляет собой дословную передачу чужого высказывания, тогда как в косвенной речи, обычно воспроизводящей только содержание чужого высказывания, подлинные слова и выражения говорящего лица претерпевают те или иные изменения.

С точки зрения синтаксической прямая речь представляет собой самостоятельное предложение (или ряд предложений), связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная речь образует придаточную часть в составе сложноподчиненного предложения, в котором роль главной части играют авторские слова. Это синтаксическое различие является основным признаком отграничения косвенной речи от прямой. Что же касается лексического различия, то оно менее обязательно.

С одной стороны, прямая речь иногда передает чужое высказывание не дословно, как это явствует из сопровождающих ее авторских слов, например: Он сказал примерно следующее...; Он ответил приблизительно так... и т.п.

С другой стороны, косвенная речь может дословно передавать чужое высказывание, например, в косвенном вопросе. Ср.: Он спросил: «Который теперь час?» (прямая речь). - Он спросил, который теперь час (косвенная речь).

Наконец, наблюдается сближение форм прямой и косвенной речи в так называемой несобственно-прямой речи и их смешение в так называемой полупрямой речи.

Прямая речь

Прямая речь характеризуется следующими признаками: 1) точно воспроизводит чужое высказывание; 2) сопровождается авторскими словами. Назначение авторских слов - установление самого факта чужой речи и указание, кому она принадлежит. Авторские слова могут также пояснять, при каких условиях была произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку и т.д. Например: «Что это значит? - спросил он [Дубровский] сердито у Антона, который бежал ему навстречу. - Это кто такие и что им надобно?» (П.).

Авторские слова и прямая речь образуют особую синтаксическую конструкцию, состоящую из самостоятельных частей, связанных по смыслу и интонационно. Связь между обеими частями конструкции может быть более тесной или менее тесной, что зависит от их взаимного расположения, лексического значения глагола-сказуемого в авторских словах, вводящих прямую речь, и т.д. Ср.:

1. Марина вздохнула: «Вот видишь! Но это, конечно, озорство» (М. Г.). После авторских слов здесь возможна разделительная пауза (обозначаемая на письме точкой), что подчеркивает слабость интонационной связи между обеими частями сложной конструкции и их синтаксическую независимость.

2. Наконец, я сказал ему: «Ну-ну, Савельич! Полно, помиримся, виноват» (П.). Авторские слова образуют предложение, не имеющее смысловой законченности: при переходном глаголе сказал необходимо дополнение, указывающее на объект высказывания. Такой объект высказывания может быть выражен членом предложения, придаточной частью (в косвенной речи) или прямой речью (как в приведенном примере).

Прямая речь может передавать:

а) высказывание другого лица, например: «Ребята, у кого есть оружие, собирайтесь сюда», - шепотом командовал лежащим Дубава (Н. Остр.);

в) невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (М. Г.).

а) предшествовать прямой речи, например: Иван Игнатьич отворил дверь, провозгласив торжественно: «Привел!» (П.);

б) следовать за прямой речью, например: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит (Н.);

в) включаться в прямую речь, например: «Беликов жил в том же доме, где и я, - продолжал Буркин, - в том же этаже, дверь против двери» (Ч.);

г) включать в себя прямую речь, например: Я только тогда выпрямился и подумал: «Зачем это отец ходит ночью по саду?» - когда все утихло вокруг (Т.).

Авторские слова обычно содержат в своем составе глагол высказывания или мысли (сказать, говорить, спросить, ответить, подумать и др.). Иногда в роли вводящих прямую речь слов выступают существительные с указанными значениями (слова, восклицание, вопрос и т.п.), например: Повсюду стали слышны речи: «Пора добраться до картечи!» (Л.). Реже в той же роли выступают глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние, движения и т.п. (обрадоваться, удивиться, вздохнуть, улыбнуться, указать и т.п.), например: «Музгарко, да ты в уме ли? - удивился старик. - Проспал обоз!» (М.-С.).

Если же авторские слова стоят после прямой речи или включаются в нее, то порядок главных членов предложения в них обратный, например: «Что же это?»- спросил я (Л.); «Ну, - сказал я с радостью, - близко ночлег!» (Кор.).

Косвенная речь

Косвенная речь - это передача чужого высказывания в форме придаточного предложения. Ср.:

Прямая речь может занимать любое место по отношению к авторским словам, а косвенная речь всегда следует за ними. Придаточная часть, содержащая косвенную речь, присоединяется к главной части при помощи союзов и относительных слов, характерных для придаточной части изъяснительной (что, чтобы, будто, как будто, кто, что, какой, который, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему и др.).

Если прямая речь представляет собой повествовательное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз что, например: Слуга вошел и объявил, что лошади поданы (П.). (Ср.: Слуга вошел и объявил: «Лошади поданы»).

Если прямая речь представляет собой побудительное предложение, то при замене ее косвенной речью используется союз чтобы, например: Скажите, чтоб он убирался... (Ч.). (Ср.: Скажите: «Убирайтесь...»).

Если прямая речь представляет собой вопросительное предложение, то при замене ее косвенной речью возможны два случая:

а) при наличии в прямой речи вопросительных местоименных слов они сохраняются в косвенной речи в роли относительных слов, например: Подъехали они к избе, спрашивают, где тут разыскать хозяйственную часть (Фурм.). (Ср.: Подъехали они к избе, спрашивают: «Где тут разыскать хозяйственную часть?»). Такая придаточная часть называется косвенным вопросом;

б) при отсутствии в прямой речи вопросительных местоименных слов косвенный вопрос выражается при помощи частицы ли в роли союза, например: Генерал осведомился, не сын ли я Андрея Петровича Гринева (П.). (Ср.: Генерал осведомился: «Вы сын Андрея Петровича Гринева?» или «Не сын ли вы Андрея Петровича Гринева?»).

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Обращения, междометия, эмоциональные частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются; выражаемые ими оттенки передаются только приблизительно другими лексическими средствами, например:

В разговорном стиле возможно смешение прямой и косвенной речи в форме так называемой полупрямой речи, например: На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы и мне с Суркой не поохотиться? (Акс.)

Если в повествование включены высказывания других лиц, то они образуют так называемую «чужую речь» (рис. 1).

Рис. 1. Способы передачи чужой речи ()

Петров сказал: «Отыскать клад - это отличная идея! » - прямая речь

Петров сказал, что отыскать клад - это отличная идея . - косвенная речь.

Чужой речью называют также собственное высказывание автора, которое он произнес ранее или собирается произнести, а также мысли автора или других людей:

Вот подойду к нему завтра и скажу «Не буду я с вами клад искать, я сам, один найду! »

или с косвенной речью:

Вот подойду к нему завтра и скажу, что не буду я с ними клад искать, а сам, один найду.

Прямая речь - это дословное воспроизведение чужого высказывания. Для ее передачи используются специальные синтаксические конструкции, которые состоят из двух компонентов: слов автора и собственно прямой речи .

(от греч. dialogos - разговор) используется в тех случаях, когда необходимо передать несколько реплик разговаривающих между собой героев (рис. 2).

Прямая речь в таких конструкциях - это обязательный компонент, а вот слова автора могут отсутствовать.

Косвенная речь - это пересказ чужого высказывания. Для ее оформления используется один из типов придаточного предложения - конструкция с придаточным изъяснительным.

Главная часть таких предложений строится от имени автора текста и соответствует словам автора при прямой речи , а придаточная часть передает содержание высказывания и соответствует прямой речи.

Косвенная речь

Цель высказывания

Способ присоединения

Повествовательное предложение

Союзы будто, что

Он сказал, что прилетит утром .

Вопросительное предложение

Местоимения и наречия кто, что, какой, где, почему, когда; частица ли в значении союза

Мама спросила, когда прилетит самолет .

Побудительное предложение

Союз чтобы

Начальник приказал, чтобы все вышли на улицу.

Петров сказал: «Я хочу найти клад сам ». - Прямая речь.

Петров сказал, что хочет найти клад сам . - Косвенная речь.

Высказывание, переданное с помощью косвенной речи, изменилось.

Петров сказал о своем желании найти клад самостоятельно

Петров, если верить его словам, хочет найти клад сам

(само предложение передает содержание высказывания Петрова, а вводное сочетание указывает на автора высказывания).

Такие способы передачи чужой речи не относятся ни к прямой речи, ни к косвенной.

Прямая речь может стоять после, до или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон. Расстановка знаков препинания зависит от взаимного расположения компонентов конструкции - прямой речи и слов автора, от места, в котором слова автора разрывают прямую речь или, наоборот, прямая речь разрывает слова автора, от количества вводящих прямую речь глаголов.

Если прямая речь следует за авторскими словами , то после слов автора ставится двоеточие , прямая речь выделяется кавычками , первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки , а также многоточие в прямой речи ставятся перед кавычками, а точка - всегда после кавычек:

Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ».

Петров подумал и сказал: «Я буду искать клад один ! »

Петров подумал и сказал: «? »

Петров подумал и сказал: «… »

Если прямая речь стоит перед авторскими словами , то она также выделяется кавычками . После прямой речи вместо точки ставится запятая (после кавычек) или вопросительный, восклицательный знак, многоточие (перед кавычками). После одного из этих знаков ставится тире . Слова автора начинаются со строчной буквы:

«Я буду искать клад один », - подумав, сказал Петров.

«Я буду искать клад один ! » - подумав, сказал Петров.

«Можно я буду искать клад один ? » - подумав, сказал Петров.

«Я, пожалуй, буду искать клад один … » - подумав, сказал Петров.

Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно быть никакого знака или должны стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире , после которых первое слово пишется со строчной буквы:

«Я решил , - сказал Петров, - искать клад один ».

Исходная фраза: Я решил искать клад один .

«Я решил ,- сказал Петров, - что буду искать клад один ».

Если на месте разрыва прямой речи должна стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире. Вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Я хочу вам кое-что сообщить , - подумав, сказал Петров. - Я решил искать клад один ».

Если на месте разрыва прямой речи должен стоять вопросительный или восклицательный знак , то этот знак сохраняется перед авторскими словами, после знака ставится тире , слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставится точка и тире

«Все-таки буду искать клад один ! - решительно сказал Петров. - И вам так проще будет ».

«Может быть, мне одному пойти ? - спросил Петров. - А то я вам мешать буду ».

Если на месте разрыва прямой речи должно стоять многоточие , то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире. Если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения, после слов автора ставится запятая и тире, вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы:

«... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».

Если вторая часть прямой речи представляет собой новое предложение , после слов автора ставится точка и тире , вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы:

«Даже не знаю ... - протянул Петров. - Наверное, все-таки с вами за кладом пойду ».

«Даже не знаю, может быть, все-таки ... - протянул Петров, - пойти за кладом с вами ».

Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а второй - ко второй, то после слов автора ставится двоеточие и тире , причем первое слово второй части прямой речи пишется с прописной буквы:

Петров помолчал, вздохнул: «Не знаю, что и делать », потом опять задумался.

Запятая разделяет однородные сказуемые вздохнул и задумался , между которыми находится прямая речь.

Петров помолчал, потом, пробормотав: «Не знаю, что и делать », развернулся

и вышел из комнаты.

Запятая закрывает деепричастный оборот, в состав которого включена прямая речь.

Если прямая речь заканчивается вопросительным или восклицательным знаком, перед второй частью авторских слова ставится тире:

Петров помолчал, потом решительно сказал: «Один за кладом пойду ! » - и решительно

вышел из комнаты .

На вопрос Петрова: «Может, мне одному за кладом пойти ? » - никто не ответил.

Рис. 3. Знаки препинания в предложениях с прямой речью ()

Дополнительно

Стилистические особенности прямой речи.

В художественном тексте стилистические функции прямой речи заключаются в изображении речевого поведения персонажа.

В художественной литературе и публицистических произведениях , близких к ней по стилю (очерках, фельетонах ), используются экспрессивные формы передачи чужой речи, оживляющие художественное произведение. Отражаются особые характерологические черты участников диалога (речевая манера и профессиональный опыт) в интервью, беседах, круглых столах.

Список литературы

  1. Багрянцева В.А., Болычева Е.М., Галактионова И.В., Жданова Л.А., Литневская Е.И. Русский язык.
  2. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю., Чешко Л.А. Русский язык.
  3. Справочник по русскому языку «Русский язык в таблицах и схемах» ().
  4. Чужая речь (собрание материала) ().
  1. Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ().
  2. Презентация. «Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» ().

Домашнее задание

Посмотрите презентацию на тему: « Прямая и косвенная речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью» и выполните 1. задания, 2. тесты ().

Конкурс Копирайта -К2
ПРЯМАЯ РЕЧЬ - высказывание персонажа, дословно введённое в авторскую речь. Прямая речь сохраняет индивидуальные и стилистические особенности речи того, чье высказывание воспроизводится: диалектные черты, повторы, паузы, вводные слова и т. п.

Шариков пожал плечами.
– Да не согласен я.
– С кем? С Энгельсом или с Каутским?
– С обоими, – ответил Шариков.
– Это замечательно, клянусь богом. «Всех, кто скажет, что другая…» А что бы вы со своей стороны могли предложить?
– Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…
– Так я и думал, – воскликнул Филипп Филиппович, шлёпнув ладонью по скатерти, – именно так и полагал.
– Вы и способ знаете? – спросил заинтересованный Борменталь.
– Да какой тут способ, – становясь словоохотливым после водки, объяснил Шариков, – дело нехитрое. А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет… (Булгаков. Собачье сердце)

Пунктуация в прямой речи и диалогах

В отличие от прямой КОСВЕННАЯ РЕЧЬ передаёт чужое высказывание от лица автора и воспроизводит его не дословно, а лишь с сохранением общего содержания (хотя в отдельных случаях косвенная речь может приближаться к дословному воспроизведению чужой речи).

В домкоме он поругался с председателем Швондером до того, что тот сел писать заявление в народный суд Хамовнического района, крича при этом, что он не сторож питомца профессора Преображенского, тем более, что этот питомец Полиграф не далее, как вчера, оказался прохвостом, взяв в домкоме якобы на покупку учебников в кооперативе 7 рублей. (Булгаков. Собачье сердце)

В косвенной речи личные и притяжательные местоимения и лица глагола употребляются с точки зрения автора, а не лица говорящего, например:

Прямая речь - Он сказал: «Я сделаю эту работу для тебя».
Косвенная речь - Он сказал, что сделает эту работу для меня.

Прямая речь - Ты спрашиваешь: «Когда ты вернешь мне мою книгу?»
Косвенная речь - Ты спрашиваешь, когда я верну тебе твою книгу.

Предложения с косвенной речью представляют собой сложные предложения, состоящие из двух частей (слов автора и косвенной речи). Слова автора представляют собой главные предложения, косвенная речь - придаточные. Придаточные предложения присоединяются к главным при помощи союзов и союзных слов.

Повествовательные предложения

При помощи союзов что, будто косвенно передается содержание повествовательных предложений чужой речи, например:
Вася сказал: "Эту картину нарисовал я".
Вася сказал, что эту картину нарисовал он.
Вася сказал, будто эту картину нарисовал он.

При помощи союза чтобы передается содержание побудительных предложений чужой речи:
Учитель сказал: "Сдайте тетради".
Учитель сказал, чтобы мы сдали тетради.

Вопросительные предложения

При передаче вопросительных предложений чужой речи в косвенных предложениях придаточные предложения присоединяются местоимениями и наречиями что, кто, какой, как, где, когда, почему и т.п. или при помощи вопросительной частицы ЛИ, например:
"Где ты был?" - спросил я товарища.
Я спросил товарища, где он был.
"Сколько сейчас времени?" - поинтересовался Василий.
Василий поинтересовался, сколько сейчас времени.
"Ты сможешь сделать это задание?" - спросила Алёна.
Алёна спросила, смогу ли я выполнить это задание.

В косвенных предложениях при передаче вопроса, который называется косвенным вопросом, вопросительный знак не ставится.
"Маша, кто разбил чашку?" - спросила бабушка.
Бабушка спросила Машу, кто разбил чашку.

В разговорном стиле возможно смешение прямой и косвенной речи в форме так называемой ПОЛУПРЯМОЙ РЕЧИ, например: На охоту с ружьем я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы и мне с Суркой не поохотиться? (Аксаков)

НЕСОБСТВЕННО-ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Сохраняет лексические и синтаксические особенности, эмоциональную окраску, характерную для передачи мыслей, чувств и настроений персонажа в прямой речи. Но ведется несобственно-прямая речь не от имени действующего лица, а от имени автора, что сближает ее с косвенной речью.

Сравните:

Прямая речь:
К концу похода дети устали и честно признались: «Не ожидали мы таких трудностей!»

Косвенная речь:
К концу похода дети устали и честно признались, что они не ожидали таких трудностей.

Несобственно-прямая речь:
К концу похода дети устали. Не ожидали они таких трудностей!

В первом случае перед нами конструкция, в которой слова детей оформлены как прямая речь. Ни содержание, ни форма их высказывания не изменились: то, что заключено в кавычки полностью воспроизводит их речь.
Вторая строка содержит конструкцию с косвенной речью. Чужая речь передана с помощью придаточного предложения, которое присоединяется с помощью союза ЧТО. Содержание высказывания сохранилось, но восклицательная интонация потеряна.
Третий вариант очень похож на первый, но в нем нет двоеточия и кавычек. Кроме этого, существительное «дети» поменялось на местоимение третьего лица ОНИ, как и при косвенной речи.

К несобственно-прямой речи, как правило, прибегают для передачи невысказанных мыслей, внутреннего монолога. Создается двуплановость высказывания: воспроизводится внутренняя речь героя, но выступает за него

Еще утром сегодня она была в восторге, что все так хорошо устроилось, во время же венчания и теперь, в вагоне чувствовала себя виноватой, обманутой. Вот она вышла за богатого, а денег у нее все-таки не было, венчальное платье шили в долг, и когда сегодня ее провожали отец и братья, она по их лицам видела, что у них не было ни копейки. Будут ли они сегодня ужинать? А завтра? (Чехов. Анна на шее).

И заметьте! Все это мы проходили в школе…
Попробуйте тряхнуть стариной – сделать домашку по русскому.

Задание 61. Выделите прямую речь. Расставьте недостающие знаки препинания и объясните их. Замените, где это требуется, строчную букву прописной.

1) Много еще Петух заказывал блюд. Только и раздавалось да поджарь, да подпеки, да дай взопреть хорошенько. Заснул Чичиков уже на каком-то индюке (Г.).
2) К чему заводить эти споры?-думает с досады Катя надо самой найти хоть какое-нибудь наказание для девочки! (Ос).
3) Ничего! - шепотом сказал Шамет и подтолкнул Сюзанну в плечо мы рядовые, тоже не выбираем себе ротных начальников. Терпи, Сузи, солдатка! (Пауст.).
4) ...Ну, чего я, например, как сумасшедшая лечу со службы домой? И почему мои дети стоят и ревут у калитки? Все это интеллигентщина раздеваясь, говорит Марина и, с удовольствием забираясь в постель, оживленно добавляет в общем, впечатлений много! Разных! А главное, я как-то воспрянула духом (Ос).
5) Если крикнет рать святая кинь ты Русь, живи в раю! Я скажу не надо рая, дайте родину мою (Ес).
6) Что ж сказала Смерть пусть будет чудо! Разрешаю я тебе-живи! Только я с тобою рядом буду. Вечно буду около любви! (М. Г.).
7) Псари кричат ахти, ребята вор! И вмиг ворота на запор; в минуту псарня стала адом (Кр.).
8) За окном прогремели по булыжникам колеса, брякнул и замолк колокольчик под дугой, захрапел и лошади; топоча сапогами, скатился по лестнице гостиничный слуга, знакомая девочка-нищенка пропела серебряным голосом Барыня-красавица, подайте копеечку убогому слепцу-кавалеру и гармоника споткнулась и затихла (Пауст.).
9) Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай. Соседушка, я сыт по горло. - Нужды нет, еще тарелочку; послушай: ушица, ей-же-ей, на славу сварена! Я три тарелки съел (Кр.).
10) Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно! А ты, Кукушечка, мой свет, как тянешь плавно и протяжно: во всем лесу у нас такой певицы нет! Тебя, мой куманек, век слушать я готова. А ты, красавица, божусь, лишь только замолчишь, то жду я, не дождусь, чтоб начала ты снова... (Кр.).

© Copyright: Конкурс Копирайта -К2, 2013
Свидетельство о публикации №213112300254
обсуждение