П и стучка о государстве праве. Биография. П. И. Стучка о государстве и праве


Источник: Электронный каталог библиотеки юридического факультета СПбГУ

Алексеева, Л. Б.
Шаров, А. Н.

П. И. Стучка о государстве и праве

Всякая наука на определенном этапе развития обращается к своей истории. То внимание, которое в последнее время уделяется советской юридической наукой ее истокам, свидетельствует, что этот момент на-ступил и для нее. Одной из самых ярких фигур на теоретическом фронте первых лет Советской власти является, несомненно, П. И. Стучка — революционер, государственный деятель, ученый. Жизнь и деятель-ность этого человека непосредственно связаны с историей социалистической революции в России, с историей становления и развития первого в мире социалистического государства, с историей развития марксист-ско-ленинской науки о государстве и праве.

Теоретическое наследие П. И. Стучки весьма значительно. Авторы данной статьи не ставят своей целью дать исчерпывающий анализ всей его теоретической деятельности, они ограничиваются задачей сделать краткий обзор его общего учения о государстве и праве.

Оценка теоретических взглядов П. И. Стучки и определение его ме-ста в истории советской юридической науки предполагают прежде всего знание и учет тех условий, в которых он создавал свои работы, и тех це-лей, которые он перед собой ставил. Первые шаги советская юридиче-ская наука делала в трудный период осуществления революции, граж-данской войны, создания основ социалистической государственности. В. это время формируется теоретическое кредо П. И. Стучки. Его взгляды в области общей теории государства и права развиваются в не-посредственной связи с практикой социалистической революции, совет-ского строительства, и эта практика положена в основу его методологического подхода к изучению сущности государства и права.

Создание нового государственного аппарата, новой системы права на обломках разрушенной государственности самодержавной России требовало переосмысления всех категорий юридической науки в соответствии с требованиями времени. Социалистическая революция не только выдвигает задачу дальнейшей разработки проблем государства и права, но и предоставляет широчайшие возможности для развития юридической науки на базе практики социалистического строительства.

Философской основой учения П. И. Стучки является марксизм-ленинизм. Рассматривая вопросы сущности государства, он часто отсылает читателя к соответствующим произведениям классиков марксизма, а его статья «Государство и революция» непосредственно основана на одноименном произведении В. И. Ленина. Обоснование понятия права П. И. Стучка находит в работах К. Маркса, в частности в «К критике политической экономии», «Капитале» и др. П. И. Стучка «подверг критическому анализу на базе широкого исторического материала все важ-нейшие юридические категории, понятия, институты, он показал, какое наследие в области права достается рабочему классу и как он должен им распоряжаться: что он должен решительно отбросить и что в какой-то мере использовать».

Однако теоретические взгляды П. И. Стучки нельзя сводить к рецепции и переосмыслению отдельных положений буржуазной юридиче-ской науки. Его творчество — постоянная борьба за обоснование материалистического понимания государства и права, против юридического позитивизма, нормативизма, социологической и психологической школ права. Естественно, эта борьба не могла не сказаться на окончательных выводах П. И. Стучки, ибо, противопоставляя свою позицию буржуаз-ным теориям, он должен был делать упор на противоположном понима-нии явления. Е. Б. Пашуканис впоследствии указывал, что «в то время, когда П. И. Стучка выступал со своими работами, основной удар при-ходилось наносить по нормативным и идеологическим теориям. Это был главный враг, и поэтому естественно, что у П. И. на первое место была выпячена материально-объективная сторона права, неразрывная связь с экономикой, с базисом». И в таком сложном переплетении фактиче-ских и теоретических обстоятельств выкристаллизовывается основа его понятий государства и права.

Основная задача работ П. И. Стучки в области общей теории государства заключалась в обобщении взглядов К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина по этому вопросу и систематизированном их изложении. Большая работа проделана им по дальнейшему развитию марксистской теории государства на основе опыта социалистической революции в Рос-сии и советского строительства. Впервые в социалистической юридиче-ской науке П. И. Стучкой было дано общее определение понятия социалистического государства и сделано теоретическое обоснование его Конституции. В предисловии к работе «Учение о государстве пролета-риата и крестьянства и его Конституции СССР и РСФСР» он пишет: «Я старался всюду вместо лишнего теоретического балласта давать на первом месте сведения, практически необходимые. Но основная моя цель была дать для всего этого материала правильную марксистскую точку зрения».

П. И. Стучка выделяет следующие характерные черты марксистского учения о государстве: революционно-диалектический метод иссле-дования, классовый подход к сущности всякого государства и, следова-тельно, признание временного характера всякого государства, новое по-нимание классов и классовой борьбы как движущей силы истории, соотношения государства и масс, роли партии, самоопределения наций, наконец, реализацию теоретических выводов на практике при построе-нии социалистического государства.

Основное положение П. И. Стучки в теории государства — соответ-ствие реального порядка общественных отношений интересам господ-ствующего класса, защищенным его организованной силой. В свете этой концепции государство является организацией господствующего класса для закрепления и охраны тех общественных отношений, в которых данный класс заинтересован: «. . .если самый общественный класс в своем существе определяется его ролью в производстве, то, встав у власти, класс в государстве, или, вернее, в государственной власти, в первую голову создает аппарат завоевания, упрочения, развития своей роли в производстве».

Свое общее определение понятия государства П. И. Стучка основывает на известном положении «Манифеста Коммунистической партии» о государстве как организации господствующего класса. Он пишет: «Мы Всякое государство называем классовою организацией человеческого общества, или, что в действительности то же самое, организацией господствующего класса, имеющею основной своей задачей или целью — господство этого класса». В этом определении сконцентрирован опыт всей марксистско-ленинской теории государства, имевшийся в то время.

П. И. Стучка несколько расширяет это определение, вводя в него в качестве внешних признаков государства такие элементы, как населе-ние, территория и государственная власть: «Мы можем одновременно принять и общепризнанные внешние признаки этой организации: тер-риторию, население и государственную власть, на которых мы должны подробнее остановиться уже просто по практическим соображениям. Мы таким путем можем прийти к пояснению, что государство является клас-совой организацией общества, охватывающей определенную территорию и относящееся к этой территории население в его совокупности и фор-мально объединенную под суверенной государственной властью».

В этом развернутом определении проявляется понимание П. И. Стучкой государства как классовой организации управления об-ществом, с одной стороны, и как определенным образом организованного на определенной территории населения, подчиненного суверенной государственной власти, — с другой, что, несомненно, расширяет содер-жание понятия государства. Из трех элементов государства, признавае-мых Стучкой, решающее значение, бесспорно, принадлежит государ-ственной власти. Согласно его общей концепции, «первоначальной го-сударственной властью была фактическая сила», и только впоследст-вии, с окончательным формированием классов, она приобретает харак-тер нормированного принуждения с использованием публичной власти и ее вещественных придатков: армии, полиции и т. д. «Государствен-ная власть от отдельных „целевых" мероприятий переходит к организо-ванным методам общих приказов —закон и применение этих законов — в отдельных случаях непосредственно или через особые судебные органы».

П. И. Стучка всегда подчеркивает классовый характер государственной власти: «. . .государственная власть является властью одного класса над другим классом или другими классами». Он категорически отвергает принцип «разделения властей» как совершенно устаревший и к советской системе неприменимый, неоднократно подчеркивая, что со-ветский государственный аппарат должен не только исполнять декреты и указы, он должен управлять государством.

В общей связи с понятием государственной власти П. И. Стучка раскрывает и сущность формы и функций государства. Исходя из понятия государственных отношений как властеотношений, он предста-вляет формы и функции государства как формы и функции государственной власти. Характерно, что завершающая (XV) глава «Учения о государстве пролетариата и крестьянства» названа весьма примечательно: «Последнее действие: государство отмирает». Это логическое завершение концепции П. И. Стучки, согласно которой государство как орга-низация господствующего класса для защиты его собственных интере-сов, отражающих угодный ему порядок общественных отношений, отми-рает. Для него государство не вечный, а находящийся в движении институт, для которого он намечает «только твердую тенденцию, а не готовую схему». Теоретическое обоснование процесса отмирания госу-дарства П. И. Стучка находит в работах К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Конкретные его черты он видит в постепенном сужении роли принуждения, последовательном развитии экономической функции государства, возрастании роли хозяйственных органов, «управляющих экономическим оркестром» до того момента, когда для осуществления этой функции уже не нужна будет государственная машина.

Несомненный интерес представляют и взгляды П. И. Стучки в области общей теории права. Основные теоретические работы его посвя-щены именно этой проблеме. И если в вопросе о государстве П. И. Стучка мог опереться на значительное количество марксистской литературы, то с правом дело обстояло значительно сложнее, ибо, как указывал он сам, «марксизм не излагал новой философии права, не дал сразу нового понимания права, но он дал метод и материал для такого понимания». При выработке платформы, на которой возможно эффективное исследование вопросов теории права, П. И. Стучка предлагает три основных принципа: материалистическое понимание права, диалектический метод исследования права, классовый интерес как определяющий фактор в праве.

Он отмечает, что, несмотря на то, что само «производство права» приняло форму крупного фабричного производства, а для применения и истолкования его созданы настоящие храмы, «где священнодействия жрецов этого права протекают по всем методам крупного производ-ства», право оставалось таинством, чем-то непонятным для простого смертного. Материалистическое понимание права П. И. Стучки формируется в борьбе с юридическим позитивизмом, волюнтаризмом и дру-гими буржуазными теориями права. Прежние учения о праве дали об-щее его понятие, составленное, по характеристике Ф. Энгельса, идеоло-гически, априорно: «Сперва из предмета делают себе понятие предмета; затем переворачивают все вверх ногами и превращают отражение пред-мета, его понятие в мерку для самого предмета». В норме права П. И. Стучка видел лишь форму права, его субъективный элемент, и чтобы окончательно отмежеваться от буржуазного юридического миро-воззрения, он предлагает раз и навсегда порвать с идеалистической фи-лософией права.

В поисках элемента права, не зависящего от воли и сознания лю-дей, определяющего характер и форму позитивного права, П. И. Стучка обращается к реальным общественным отношениям, которые были по-ложены в основу социологического определения права. Однако, понимая ограниченность социологической школы, он указывал, что «социологическое направление, там где оно договорилось до понятия общественных отношений и общественного порядка, столкнулось со столь же непонятным для него понятием общества или с красным призраком классовой борьбы и вновь оказалось в тупике». В этих условиях глав-ной задачей работ П. И. Стучки было выявление классовой сущности права. Он пишет: «Я ставлю на первое место вопрос о классе, чтобы подчеркнуть, что мне нет столько дела до правовых вопросов, сколько до вопросов классовых, другими словами, до основных вопросов марксистского мировоззрения, т. е. в конечном выводе — коммунизма».

Итак, что такое право в понимании П. И. Стучки? В «Руководящих началах по уголовному праву РСФСР» П. И. Стучка формулировал оп-ределение права следующим образом: «Право — это система (или по-рядок) общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая организованной силой его (т. е. этого класса)». П. И. Стучка признавал необходимость разработки более совершенного понятия права и впоследствии определял его как «форму организации общественных отношений» и, наконец, под влиянием критики— как систему норм (при обязательном условии признания классового интереса в праве) «вместе или рядом» с системой общественных отношений. Однако он неоднократно возвращался к определению пра-ва, данному в «Руководящих началах», считая его наиболее соответствующим марксистскому пониманию права.

Основным возражением П. И. Стучке в дискуссиях по вопросу об определении общего понятия права (и это возражение не снято практи-чески и сегодня) было то, что он свел право к экономике, «утопил право в базисе», на что П. И. Стучка, отвечая оппонентам, замечал, что спор по существу сводится не к взаимоотношению базиса и надстройки, а к тому, где искать основное понятие права: не в нормах, не в психиче-ском переживании, а в системе реальных общественных отношений. М. С. Строгович, давая в общем совершенно правильную оценку теоретическому наследию П. И. Стучки, отмечает в то же время, что «право-вые нормы П. И. Стучка рассматривал как определенный аспект права, но считал, что суть права в правовых отношениях. Это первый и основ-ной недостаток воззрений Стучки». При такой оценке определения права П. И. Стучки упускается из виду та положительная роль, кото-рую сыграло это определение, вскрывающее материальную и классовую сущность права.

Кроме того, анализ учения П. И. Стучки о трех основных формах права не дает оснований для такой оценки. Основным признаком той си-стемы общественных отношений, которые охватываются понятием права, согласно точке зрения П. И. Стучки, служит «ее соответствие интересам господствующего класса, что и является основанием ее охраны со стороны организованной власти этого класса». Следовательно, признаком права, по мнению П. И. Стучки, является охрана его организованной силой господствующего класса, причем главную цель этой власти он видит именно «в охране этого порядка как соответствующего интересам или обеспечивающего интерес того же господствующего класса».

Общее понятие права П. И. Стучка строит на основании практиче-ского решения вопросов, связанных с установлением нового порядка об-щественных отношений в ходе социалистической революции. Процесс революционного движения пролетариата обусловил концепцию примата классового интереса в установлении определенного порядка обществен-ных отношений. П. И. Стучка указывал, что «основной момент права за-ключается не в законе, а в правоотношении, т. е. в системе общественных, и только общественных, отношений». Однако этот порядок не может быть реализован, пока он не осознан. И в этой связи возникает одна из важнейших проблем юридической науки —проблема классового интереса и правосознания.

Как отражение в сознании людей их классового интереса система общественно-политических идей, принципов, правосознание выступает у П. И. Стучки как абстрактная форма порядка общественных отноше-ний, т. е. права в объективном смысле: «У нас, конечно, не могло быть такой абсолютной веры в закон; декреты нового правительства были обязательны, но рядом с ними — революционная совесть и революцион-ное (впоследствии социалистическое) правосознание». С другой стороны, организация пролетариата как господствующего класса требовала создания новой системы законодательства, регламентирующего статус нового общества. В этих условиях закон выступает у П. И. Стучки как конечная абстрактная форма права. «Не юридическое отношение создает право по существу; оно есть „лишь формальное осуществление" эконо-мического отношения». Однако «без этой формы экономическое отно-шение не будет правовым, а только фактическим».

Таким образом, общественные отношения в качестве правовых отношений у П. И. Стучки существуют в трех формах: одной конкретной и двух абстрактных, и в соответствии с этим право как система или поря-док этих отношений существует также в трех формах: в форме системы конкретных отношений, в форме осознания этой системы (правосозна-ния) и, наконец, в форме выражения ее в системе норм права. Говоря о взаимосвязи этих форм, он указывает, что чаще всего они не совпа-дают друг с другом. Система конкретных отношений как наиболее подвижная не всегда охватывается правосознанием, а тем более не всегда отражается в нормах права, и, с другой стороны, не все законы «гласят», т. е. имеют своим основанием реальные общественные отношения. В то же время П. И. Стучка подчеркивает, что правовыми эти отноше-ния могут стать только тогда, когда они находят отражение в абстракт-ной форме закона.

Рассматривая три формы права в их взаимосвязи, П. И. Стучка отмечал взаимное влияние одной формы на другую, безусловно отдавая предпочнение первой. Подводя итог проделанной работе в области разработки общей теории советского права, П. И. Стучка писал: «Мне вы-пала доля в своей книжке впервые внести в теорию права классовую точку зрения. Я попытался вскрыть классовую подоплеку векового течения — естественного или философского права как классовой программы буржуазии. Я также показал, что наука права не могла сделаться наукой пока и потому, что она не стала и не могла стать на классовую точку зрения. Я эти вопросы поставил, и верная постановка вопроса, даже при неверном ответе, стоила бы тех листов бумаги, которые РСФСР потратила на эту книжку. Я буду очень рад, если кто-нибудь внесет серьезные поправки в наше определение».

Оставляя в стороне те критические замечания, которые были выска-заны в адрес П. И. Стучки его современниками, в основном высоко ценившими его теоретические работы, следует сказать несколько слов о той «критике» 1938 г., в результате которой работы П. И. Стучки, как и Е. Б. Пашуканиса и ряда других теоретиков, были признаны вреди-тельскими и преданы забвению, а его имя было вычеркнуто из истории советской юридической науки. П. И. Стучке было предъявлено обвине-ние в прямом или косвенном отношении к подрывной деятельности против советского государства. На 1-м совещании по вопросам науки Советского государства и права Вышинский указывал, что П. И. Стучка и его последователи «ликвидировали право как особую специфическую общественную категорию, утопили право в экономике, лишили его активной творческой роли». Вышинский не учитывал, что, будучи последовательным марксистом, отстаивая материалистическую позицию в вопросах понятия права, П. И. Стучка объективно вынужден был пере-нести центр тяжести на изучение «самого предмета», реального отноше-ния между людьми, а не производного от него — нормы, установленной или санкционированной государством. Он выступал против фетишиза-ции закона, но не отрицал активной его роли. «Мы должны избегать всяких теорий ревизионизма и экономизма, преподающих нам бессилие революционного закона над буржуазными производственными отноше-ниями. Но мы одинаково осторожно должны относиться и к революци-онным законникам, верующим во всемогущество революционного декре-та», — писал он.

Пётр Иванович (Петерис Янович) Стучка (латыш. Pteris Stuka, 14 (26) июля 1865 - 25 января 1932) - писатель, юрист, политический деятель Латвии и Советского Союза. Один из организаторов КП Латвии.

Биография

Латыш. Родился 14 (26) июля 1865 года в Кокнесской волости, Рижского уезда Лифляндской губернии в семье зажиточных крестьян.

Учился в Рижской гимназии. В 1888 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Один из виднейших деятелей латышского общественно-политического движения «Jaun Strva» (Новое течение), в Петербурге совместно с Я. Плиекшансом (Райнисом) был главным редактором латышской демократической газеты «Dienas Lapa».

С 1888 по 1897 работал помощником присяжного поверенного. В 1897 году был арестован вместе со всей редакцией газеты. После 7-месячного ареста был сослан на 5 лет в Вятскую губернию.

С 1903 по 1906 гг. жил под надзором полиции в Витебске. В 1906 году вернулся в Ригу, где председательствовал на объединительном съезде Латышской с.-д. партии, которая получила название Социал-демократическая партия Латышского края и стала территориальной частью РСДРП.

С 1907 года жил в Петербурге. Сотрудничал в легальной и нелегальной социал-демократической печати. С 1915 обеспечивал связь руководства СДЛК с ЦК и ПК РСДРП. Один из руководителей латышского района Петроградской организации большевиков.

После Февральской революции был членом большевистской фракции исполкома Петроградского совета.

Участник Октябрьской революции. С 24 октября 1917 находился в Смольном, поддерживал связь с латышскими стрелками.

Председатель следственной комиссии Петроградского ВРК.

В марте 1918 - комиссар юстиции Петроградской трудовой коммуны. С 18 марта 1918 года - нарком юстиции РСФСР. Под руководством Стучки закладывались основы советского правосудия. Он был одним из авторов декрета о суде № 1. «Наш проект Декрета № 1 о суде, - вспоминал впоследствии Стучка, - встретил во Владимире Ильиче восторженного сторонника. Суть декрета заключалась в двух положениях: 1) разогнать старый суд и 2) отменить все старые законы». Декрет устанавливал два вида судов: народные суды и революционные трибуналы. Народные суды создавались как общегражданские, а ревтрибуналы - для наиболее важных дел, главным образом, о контрреволюционных преступлениях. Декрет упразднял институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Институт мировых судей «приостанавливался», но сами мировые судьи получали право превращаться в «местных», избираемых местными же Советами.

Дополнением к декрету о суде являлось подписанное Стучкой «Руководство для устройства революционных трибуналов». В нём содержалось принципиально важное положение о том, что «в своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка».

В марте - августе 1918 Стучка - член коллегии, затем заместитель наркома иностранных дел.

В 1919-1920 гг. - заместитель наркома юстиции. Одновременно в 1919--1920 гг. - председатель особой межведомственной комиссии по борьбе со спекуляцией и связанных с ней должностных преступлений при ВЧК. С 1923 года председатель Верховного суда РСФСР.

В начале 1920-х гг. - один из активных участников кодификационных работ (в частности, принимал участие в разработке Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.)

Главный редактор 1-й советской «Энциклопедии государства и права» (1925-1927).

Один из создателей и директор (с 1931) Института советского права.

Кандидат в члены ЦК РКП(б) (1918-1919, 1920-1921), член ЦК РКП(б) (1919-1920).

Умер 25 января 1932 года в Москве. Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

Супруга Дора - младшая сестра народного поэта Латвии Райниса.

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени

Память

  • В городе Кирове на доме N 75 ул. Карла Маркса, где он жил в период ссылки 1901-1903 годов, установлена мемориальная доска.
  • Имя носил Латвийский государственный университет

Библиография

  • Сатирический сборник «Маленькие оводы» (1888, в соавторстве с Я. Райнисом)
  • Литературно-критические статьи, воспоминания.
  • Труды по теории государства и права, гражданскому праву.
  • Пять месяцев Социалистической Советской Латвии: Сборник статей и заметок. Ч. 1. - Псков, 1919.
  • Пять месяцев Социалистической Советской Латвии: Сборник статей и заметок. Ч. 2. - Псков, 1921.
  • Olmane, P.; Pce, O. (1988). Pteris Stuka: Biobibliogrfiskais rdtjs / Петр Стучка: Биобиблиографический указатель. Riga: Via La Latvijas PSR Valsts bibliotka.

Пётр Ива́нович (Петерис Янович) Сту́чка (латыш. Pēteris Stučka, 14 июня 1865 - 25 января 1932) - писатель, юрист, политический деятель Латвии и Советского Союза. Один из организаторов КП Латвии.

Был женат на сестре народного поэта Янис Райнис.

Биография

Латыш. Родился 14 июля (26 июля) 1865 года в Кокнесской волости, Рижского уезда Лифляндской губернии. Сын крестьянина.

В 1888 году окончил юридический факультет Петербургского университета. Один из виднейших деятелей латышского общественно-политического движения «Jaunā Strāva » (Новое течение), в Петербурге совместно с Я. Плиекшансом (Райнисом) был главным редактором латышской демократической газеты «Dienas Lapa » (Дневной лист).

С 1888 по 1897 работал помощником присяжного поверенного. В 1897 году был арестован вместе со всей редакцией газеты. После 7-месячного ареста был сослан на 5 лет в Вятскую губернию.

С 1903 по 1906 гг. жил под надзором полиции в Витебске. В 1906 году вернулся в Ригу, где председательствовал на объединительном съезде Латышской с.-д. партии, которая получила название Социал-демократическая партия Латышского края и стала территориальной частью РСДРП.

С 1907 года жил в Петербурге. Сотрудничал в легальной и нелегальной социал-демократической печати. С 1915 обеспечивал связь руководства СДЛК с ЦК и ПК РСДРП. Один из руководителей латышского района Петроградской организации большевиков.

После Февральской революции был членом большевистской фракции исполкома Петроградского совета.

Участник Октябрьской революции. С 24 октября 1917 находился вСмольном, поддерживал связь с латышскими стрелками.

Председатель следственной комиссии Петроградского ВРК.

В марте 1918 - комиссар юстиции Петроградской трудовой коммуны. С 18 марта 1918 года - нарком юстиции РСФСР. Под руководством Стучки закладывались основы советского правосудия. Он был одним из авторов декрета о суде № 1. «Наш проект Декрета № 1 о суде, - вспоминал впоследствии Стучка, - встретил во Владимире Ильиче восторженного сторонника.

Суть декрета заключалась в двух положениях: 1) разогнать старый суд и 2) отменить все старые законы».

Декрет устанавливал два вида судов: народные суды и революционные трибуналы. Народные суды создавались как общегражданские, а ревтрибуналы - для наиболее важных дел, главным образом, о контрреволюционных преступлениях. Декрет упразднял институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Институт мировых судей «приостанавливался», но сами мировые судьи получали право превращаться в «местных», избираемых местными же Советами.

Дополнением к декрету о суде являлось подписанное Стучкой «Руководство для устройства революционных трибуналов». В нем содержалось принципиально важное положение о том, что «в своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка».

В марте-августе 1918 Стучка - член коллегии, затем заместитель наркома иностранных дел.

С декабря 1918 по январь 1920 - председатель Советского правительства Латвии. Командир белого отряда А. П. Ливен вспоминал:

Впечатление при взятии Риги от душевного и физического состояния горожан было удручающее. Рассказы о большевистском режиме, о терроре и лишениях превосходили все, что проникало до тех пор в печать. Рассказы эти подтверждались при находке массы расстрелянных и изуродованных трупов.

Ко всем бедствиям присоединились форменный голод и эпидемия тифа. На фоне всеобщего бедствия ярко выделялась картина празднества в дворянском доме по поводу свадьбы дочери главного комиссара Стучки . Масса гостей съехались по этому поводу со всех концов России, и, говорят, никогда ещё и нигде, ни в одном зале не видано было такого ослепительного количества дорогих камней и драгоценностей, как на гостях товарища Стучки.

В 1919-1920 гг. - заместитель наркома юстиции. Одновременно в 1919--1920 гг. - председатель особой межведомственной комиссии по борьбе со спекуляцией и связанных с ней должностных преступлений при ВЧК. С 1923 года председатель Верховного суда РСФСР.

В начале 1920-х гг. - один из активных участников кодификационных работ (в частности, принимал участие в разработке Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.)

Главный редактор 1-й советской «Энциклопедии государства и права» (1925-1927).

Один из создателей и директор (с 1931) Института советского права.

Умер 25 января 1932 года в Москве. Был кремирован, прах помещён в урне в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В городе Кирове на доме N 45 ул. Карла Маркса, где он жил в период ссылки 1901-1903 годов, установлена мемориальная доска.

Мемориальная доска в г. Кирове

Должности:

1-й Председатель Верховного СудаРСФСР январь 1923 года - 25 января 1932 года Предшественник: должность учреждена Преемник: И. Л. Булат

1-й Председатель Совета Народных Комиссаров Латвийской ССР 4 декабря 1918 года - 13 января 1920 года Предшественник: должность учреждена Преемник: должность упразднена

4-й Народный комиссар юстицииРСФСР 18 марта 1918 года - 22 августа 1918 года Предшественник: И. З. Штейнберг Преемник: Д. И. Курский

2-й Народный комиссар юстицииРСФСР 3 (16) ноября 1917 - 26 ноября (9 декабря) 1917 Предшественник: Г. И. Оппоков Преемник: И. З. Штейнберг

Предшественник: должность учреждена Преемник: должность упразднена
Народный комиссар юстиции РСФСР
18 марта 1918 года - 22 августа 1918 года Предшественник: И. З. Штейнберг Преемник: Д. И. Курский
Народный комиссар юстиции РСФСР
3 (16) ноября - 26 ноября (9 декабря) Предшественник: Г. И. Оппоков Преемник: И. З. Штейнберг Вероисповедание: Рождение: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
хутор Пакули, Кокнесской волости , Рижский уезд , Лифляндская губерния , Российская империя ныне Кокнесский край , Латвия Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Москва , РСФСР , СССР Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Партия: РСДРП с 1906 Образование: Императорский Санкт-Петербургский университет Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Профессия: юрист Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Пётр Ива́нович (Петерис Янович) Сту́чка (латыш. Pēteris Stučka , 14 (26) июля - 25 января ) - писатель, юрист , политический деятель Латвии и Советского Союза . Один из организаторов КП Латвии .

Биография

Председатель следственной комиссии Петроградского ВРК .

В марте 1918 - комиссар юстиции Петроградской трудовой коммуны . С 18 марта 1918 года - нарком юстиции РСФСР. Под руководством Стучки закладывались основы советского правосудия. Он был одним из авторов декрета о суде № 1 . «Наш проект Декрета № 1 о суде, - вспоминал впоследствии Стучка, - встретил во Владимире Ильиче восторженного сторонника. Суть декрета заключалась в двух положениях: 1) разогнать старый суд и 2) отменить все старые законы». Декрет устанавливал два вида судов: народные суды и революционные трибуналы . Народные суды создавались как общегражданские, а ревтрибуналы - для наиболее важных дел, главным образом, о контрреволюционных преступлениях. Декрет упразднял институты судебных следователей, прокурорского надзора, присяжной и частной адвокатуры. Институт мировых судей «приостанавливался», но сами мировые судьи получали право превращаться в «местных», избираемых местными же Советами.

Дополнением к декрету о суде являлось подписанное Стучкой «Руководство для устройства революционных трибуналов». В нём содержалось принципиально важное положение о том, что «в своих решениях Революционные трибуналы свободны в выборе средств и мер борьбы с нарушителями революционного порядка».

В марте - августе 1918 Стучка - член коллегии, затем заместитель наркома иностранных дел .

В 1919-1920 гг. - заместитель наркома юстиции. Одновременно в 1919--1920 гг. - председатель особой межведомственной комиссии по борьбе со спекуляцией и связанных с ней должностных преступлений при ВЧК . С 1923 года председатель Верховного суда РСФСР .

В начале 1920-х гг. - один из активных участников кодификационных работ (в частности, принимал участие в разработке Гражданского кодекса РСФСР 1922 г.)

Главный редактор 1-й советской «Энциклопедии государства и права » ( -).

Один из создателей и директор (с 1931) Института советского права.

Награды

Память

  • В городе Кирове на доме N 75 ул. Карла Маркса, где он жил в период ссылки -1903 годов , установлена мемориальная доска.
  • Имя носил Латвийский государственный университет

Библиография

  • Сатирический сборник «Маленькие оводы» ( , в соавторстве с Я. Райнисом)
  • Литературно-критические статьи, воспоминания.
  • Труды по теории государства и права, гражданскому праву.
  • Пять месяцев Социалистической Советской Латвии: Сборник статей и заметок. Ч. 1. - Псков, 1919.
  • Пять месяцев Социалистической Советской Латвии: Сборник статей и заметок. Ч. 2. - Псков, 1921.
  • Olmane, P.; Pūce, O. (1988). Pēteris Stučka: Biobibliogrāfiskais rādītājs / Петр Стучка: Биобиблиографический указатель. Riga: Viļa Lāča Latvijas PSR Valsts bibliotēka.

Напишите отзыв о статье "Стучка, Пётр Иванович"

Примечания

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

После весьма необычного «всплеска» температуры, которое произошло после возвращения домой с «этажей», несколько дней ничего особенного со мной не происходило. Я прекрасно себя чувствовала, если не считать того, что мысли о девочке с фиолетовыми глазами неотступно будоражили мой взвинченный мозг, цеплялся за каждую, даже абсурдную мысль, как бы и где бы я могла бы её снова найти... Множество раз возвращаясь на Ментал, я пыталась отыскать раннее нами виденный, но, казалось, теперь уже навсегда потерявшийся Вэйин мир – всё было тщётно... Девочка исчезла, и я понятия не имела, где её искать...
Прошла неделя. Во дворе уже ударили первые морозы. Выходя на улицу, от холодного воздуха пока ещё непривычно захватывало дыхание, а от ярко слепящего зимнего солнышка слезились глаза. Робко припорошив пушистыми хлопьями голые ветви деревьев, выпал первый снег. А по утрам, раскрашивая окна причудливыми узорами, шаловливо гулял, поблёскивая застывшими голубыми лужицами, весёлый Дедушка Мороз. Потихоньку начиналась зима...
Я сидела дома, прислонившись к тёплой печке (дом у нас в то время ещё отапливался печами) и спокойно наслаждалась чтением очередной «новинки», как вдруг почувствовала уже привычное покалывание в груди, в том же месте, где находился фиолетовый кристалл. Я подняла голову – прямо на меня серьёзно смотрели огромные, раскосые фиолетовые глаза... Она спокойно стояла посередине комнаты, такая же удивительно хрупкая и необычная, и протягивала мне в своей крошечной ладошке чудесный красный цветок. Первой моей панической мыслью было – быстрее закрыть дверь, чтобы не дай Бог, никто не вошёл!..
– Не надо, меня всё равно никто кроме тебя не видит, – спокойно сказала девчушка.
Её мысли звучали в моём мозгу очень непривычно, как будто кто-то не совсем правильно переводил чужую речь. Но, тем не менее, я её прекрасно понимала.
– Ты меня искала – зачем? – внимательно глядя мне в глаза, спросила Вэя.
Её взгляд был тоже очень необычным – как будто вместе со взглядом она одновременно передавала образы, которых я никогда не видела, и значения которых пока, к сожалению, ещё не понимала.
– А так? – улыбнувшись, спросила «звёздная» малышка.
У меня в голове что-то «вспыхнуло»... и открылось умопомрачительное видение совершенно чужого, но необыкновенно красивого мира... Видимо того, в котором она когда-то жила. Этот мир был чем-то похож на уже нами виденный (который она себе создавала на «этажах»), и всё же, чем-то чуточку отличался, как если бы там я смотрела на рисованную картину, а сейчас вдруг увидела эту картину наяву...
Над изумрудно-зелёной, очень «сочной» землёй, освещая всё вокруг непривычным голубоватым светом, весело поднималось потрясающе красивое и яркое, фиолетово-голубое солнце... Это наступало чужое, видимо инопланетное, утро... Вся буйно растущая здесь зелень, от падающих на неё солнечных лучей, сверкала золотисто-фиолетовыми бриллиантами «местной» утренней росы, и, счастливо ими умываясь, готовилась к наступающему новому чудесному дню... Всё вокруг благоухало невероятно богатыми красками, слишком яркими для наших, привыкших ко всему «земному», глаз. Вдали, по покрытому золотистой дымкой небу клубились почти «плотные», нежно-розовые кудрявистые облака, похожие на красивые розовые подушки. Неожиданно, с противоположной стороны небо ярко вспыхнуло золотым.... Я обернулась, и от удивления застыла – с другой стороны царственно поднималось невероятно огромное, золотисто-розовое, второе солнце!.. Оно было намного больше первого, и казалось, было больше самой планеты... Но его лучи, в отличие от первого, почему-то светили несравнимо мягче и ласковее, напоминая тёплое «пушистое» объятие... Казалось, это огромное доброе светило, уже устало от каждодневных забот, но всё ещё по привычке отдавало этой невероятно красивой планете своё последнее тепло и, уже «собираясь на покой», с удовольствием уступало место молодому, «кусачему» солнцу, которое ещё только-только начинало своё небесное путешествие и светило яро и весело, не боясь расплескать свой молодой жар, щедро заливая светом всё вокруг.

Петр Иванович (наст. имя – Петерис Янович) Стучка, (1865-1932), родился в Кокнесском уезде Рижской губернии в семье крестьянина. Национальность – латыш. Образование высшее: в 1888г. окончил юридический факультет Петербургского университета. Работал помощником присяжного поверенного. Первоначально сочувствовал либералам, но после того, как в 1897г. был арестован и сослан на 5 лет в Вятскую губернию, резко полевел, и в 1906г. поддержал большевиков. В 1917г. П.И.Стучка – один из организаторов большевистского переворота: находясь в Смольном, поддерживал связь ленинского штаба с частями латышских стрелков, был председателем следственной комиссии Петроградского ВРК, и в этой должности занимался арестами чинов прежней администрации, офицеров, лидеров оппозиционных большевикам организаций. Сам вел допросы арестованных, участвовал в обысках. После восстания юнкеров 29 октября 1917г. дал санкцию на казнь значительной части пленных. Руководил закрытием небольшевистских газет в столице.

В марте 1918г. П.И.Стучка был назначен наркомом юстиции РСФСР, и под его руководством формировались основы советского правосудия: Стучка был автором Декрета№1 «О суде». Целью Декрета была такова: «разогнать старый суд и отменить все старые законы» . Вводилось два вида судов:

Народные суды (общегражданские);

Революционные трибуналы (для рассмотрения «политических» дел).

Институты судебных следователей, прокурорский надзор, присяжная и частная адвокатура упразднялись. Стучка считал все это ненужным. П.Стучка разработал и подписал «Руководство для устройства революционных трибуналов», устанавливавшее, что «ревтрибуналы свободны в выборе средств и мер в борьбе с нарушителями революционного порядка». Тем самым Стучка давал санкцию на любое насилие и любой произвол. П.И.Стучка сыграл одну из ключевых ролей в развертывании «красного террора», создав для него псевдоправовую базу .

В декабре 1918г. П.Стучка был назначен председателем Советского правительства Латвии, и формально занимал этот пост до января 1920г., уже после освобождения Латвии от большевиков. Но и того времени, пока Стучка хозяйничал в Риге, ему хватило, чтобы устроить настоящий «конвеер» расстрелов. В подвале Рижской ЧК после занятия Риги белыми были обнаружены изуродованные трупы заложников, казненных по приказу Стучки перед уходом большевистских войск . Ко всему добавились голод и эпидемия тифа, для прекращения которой Стучка не делал ничего. В этот момент он устроил пышную свадьбу своей дочери с банкетом, а после банкета был большой бал в лучшем дворце Риги. Именно там прозвучали знаменитые слова Ларисы Рейснер: «Разве мы делали революцию не для себя?» .

В 1919-1920гг. Стучка был председателем особой межведомственной комиссии по расследованию должностных преступлений и спекуляции при ВЧК, и, по имеющимся сведениям, немало на этом заработал: чтобы уйти от ответственности, чекисты-взяточники просто платили комиссии Стучки мзду, а он, в худшем случае, объявлял виновному какой-нибудь «выговор с занесением» .

С 1923г. П.Стучка – Председатель Верховного суда РСФСР. На этом посту продолжал доказывать ненужность для победившей революции правовых норм и обеспечения прав подсудимых или арестованных. Насколько мог, он свое «видение законности» отразил в Гражданском кодексе РСФС 1922г., в разработке которого участвовал, и в «Энциклопедии государства и права», вышедшей в 1927г. Показательно, что антиправовые идеи декларировал и активно проводил в жизнь человек с юридическим образованием, окончивший одно из лучших тогдашних высших учебных заведений в Европе, каким был Петербургский университет.