Эго особый вид сложноподчиненных предложений, которые не относятся ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, они имеют признак расчлененности - придаточная часть относится ко всей главной части, поясняет весь ее состав, с другой - имеют союзное средство, не характерное для расчлененной структуры.
Придаточные присоединительные связаны с главной частью посредством союзного слова что в различных формах. Содержание придаточной части оформляется как добавочное, как замечание по поводу сказанного в главной части. Союзное слово не только является скрепой, но и имеет указательное значение, близкое к "это"; в нем фокусируется семантика главной части: Иногда подымался холодный порывистый ветер , что было хуже (С.-Ц.) - ср.: а это было хуже. Формы союзного слова - надежные, предложно-падежные (в чём , с чего , вопреки чему , из-за чего , вследствие чего и др.), а также производные (отчего , почему) - выражают различные отношения придаточной части с главной частью (субъектные, объектные, уступительные, причинно-следственные и др.): Росси имел право говорить просто и умел делать это - что так редко у актёров (Ст.); Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул, , отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел (Ч.); Эта гостиница называлась "Суша и море", о чём возвещала деревянная вывеска (Грин).
Для придаточных присоединительных характерно расположение только после главной части сложноподчиненного предложения, что вытекает из характера самих присоединительных отношений [ср. предложения с сочинительными союзами: Приходилось набирать рабочих со стороны , а это для Гарусова было нож острый (М.-С.)].
Строго говоря, термином "сложноподчиненное предложение" следует обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т.е. состоящее из главной части и придаточной. Это элементарное сложноподчиненное предложение: подчинительная связь реализуется один раз, используется одно союзное средство - союз или союзное слово.
Термин "сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" обозначает особый вид сложного предложения - усложненного, в котором подчинительная связь реализуется более одного раза. Например: Но барыни , нам не внимая, садились на извозчиков и уезжали , - из чего вы видите , что нам с Яшкой совсем не везло (М. Г.) - здесь реализованы расчлененная и нерасчлененная структуры, использованы разные союзные средства - союзное слово что (из чего) и союз что ; Самгин чувствовал, что это на него упала мягкая тяжесть , приплюснув к земле так , что подогнулись колени (М. Г.) - дважды реализована нерасчлененная подчинительная структура (изъяснительная и местоимённо-союзная), дважды - в разных значениях - употреблен союз что.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными включают конструкцию элементарного сложноподчиненного предложения, форма которого в них повторяется многократно. Каждая придаточная поясняет ту или иную предикативную часть, связывается с ней посредством союза, союзного слова или других средств. При этом понятие главной части становится относительным, так как одна и та же предикативная единица может быть зависимой от другой и в то же время господствующей по отношению к третьей.
В данном виде сложного предложения собственно главной (исходной), независимо й является только одна предикативная единица. Например: Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба , укропа и лозы , от которого захватывало дыхание , то тут, под соломенною крышею, отлично было бы прятаться от гостей (Ч.) - условная придаточная подчиняет себе определительную и является главной но отношению к ней, а независимая главная часть располагается в конце сложного предложения.
Разнообразие сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными создается не количеством частей, а способом их связи. Последовательное подчинение (или цепная связь) - это такая связь, когда независимой главной части подчиняется придаточная (1-я степень), а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (2-я степень и т.д.): Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями , чтобы поймать ту незаметную долю секунды , когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Пауст.); Тётка [собака] закрыла глаза , чтобы поскорее уснуть , так как она знала по опыту , что чем скорее уснёшь , тем скорее наступит утро (Ч.).
При соподчинении (параллельная связь) одной главной части подчиняются все придаточные. При этом они могут быть как разнотипными, неоднородными: Пока Шамохин говорил , я заметил , что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие (Ч.), так и однородными, соединенными с главной частью подчинительной, а между собой - сочинительной связью: Казалось , настало время , когда каждая минута словно вечность и не надо ждать иной (Л. Т.); Беда стране , где раб и льстец одни приближены к престолу , а небом избранный певец молчит... (П.); Сделайте города такими , чтобы ими можно было гордиться . чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать (Пауст.). Показателем однородности придаточных является не только сочинительная связь, но и бессоюзное перечисление; при этом подчинительный союз или союзное слово может не повторяться.
Наиболее сложной является структура сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными при реализации сразу обоих видов связи: Я совершенно уверен , что у этого лорда есть что-то очень смешное , чего он стыдится , что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги (М. Г.); Но не прошло и минуты , как эта радость... так же мгновенно и прогнила, будто её вовсе не было , и лицо его вновь приняло заботливое выражение (Г.).
Мир синтаксиса неисчерпаем: как в лексике, в нем есть синонимы, только это синтаксические синонимы. Как и в морфологии, в нем необходимо знать части речи, чтобы определить слово, к которому прикрепляется придаточное. На уроке вы отработаете навык нахождения придаточного присоединительного. Научитесь находить синтаксические синонимы к нему. Рассмотрите, чем отличается придаточное присоединительное от других придаточных с похожими союзами и союзными словами; узнаете о переходе некоторых придаточных присоединительных в устойчивые словосочетания
Придаточные присоединительные - это предложения, которые содержат попутное, добавочное сообщение.
Они прикрепляются к главному при помощи союзных слов что, почему, отчего, зачем, вследствие чего и др., относятся ко всему главному. К ним нельзя задать вопрос, но можно подобрать синонимичные сложносочиненные предложения:
что должно было поднять настроение маме . - СПП с придаточным присоединительным. - Дети старательно убирали игрушки, и это должно было поднять настроение маме. - Сложносочиненное предложение.
Придаточные присоединительные, как правило, стоят после главного (иногда в середине главного).Некоторые присоединительные придаточные превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.
Список литератур ы
Домашнее задание
Упражнение 1. Найдите СПП с придаточным присоединительным, замените его ССП.
1. Надо было ехать в гости, чего Лене совсем не хотелось. 2. Он говорил о том, что волновало его. 3.Дети старательно убирали в комнате, что должно было поднять настроение маме. 4. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 3.Ребята пошли в лес, где и заночевали. 5. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы.4. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.
Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.
1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. (Н. Гоголь.) 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.
Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.
1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов. 2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять. 3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия. 4. Отчего так плачет Варя? 5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы? 6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий. 7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный... (М. Лермонтов.) 8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир. 9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.
Многое уже позади и теперь ты - выпускник, если, конечно, вовремя напишешь дипломную работу. Но жизнь - такая штука, что только сейчас тебе становится понятно, что, перестав быть студентом, ты потеряешь все студенческие радости, многие из которых, ты так и не попробовал, всё откладывая и откладывая на потом. И теперь, вместо того, чтобы навёрстывать упущенное, ты корпишь над дипломной работой? Есть отличный выход: скачать нужную тебе дипломную работу с нашего сайта - и у тебя мигом появится масса свободного времени!
Дипломные работы успешно защищены в ведущих Университетах РК.
Стоимость работы от 20 000 тенге
Курсовой проект - это первая серьезная практическая работа. Именно с написания курсовой начинается подготовка к разработке дипломных проектов. Если студент научиться правильно излагать содержание темы в курсовом проекте и грамотно его оформлять, то в последующем у него не возникнет проблем ни с написанием отчетов, ни с составлением дипломных работ, ни с выполнением других практических заданий. Чтобы оказать помощь студентам в написании этого типа студенческой работы и разъяснить возникающие по ходу ее составления вопросы, собственно говоря, и был создан данный информационный раздел.
Стоимость работы от 2 500 тенге
В настоящее время в высших учебных заведениях Казахстана и стран СНГ очень распространена ступень высшего профессионального образования, которая следует после бакалавриата - магистратура. В магистратуре обучаются с целью получения диплома магистра, признаваемого в большинстве стран мира больше, чем диплом бакалавра, а также признаётся зарубежными работодателями. Итогом обучения в магистратуре является защита магистерской диссертации.
Мы предоставим Вам актуальный аналитический и текстовый материал, в стоимость включены 2 научные статьи и автореферат.
Стоимость работы от 35 000 тенге
После прохождения любого типа студенческой практики (учебной, производственной, преддипломной) требуется составить отчёт. Этот документ будет подтверждением практической работы студента и основой формирования оценки за практику. Обычно, чтобы составить отчёт по практике, требуется собрать и проанализировать информацию о предприятии, рассмотреть структуру и распорядок работы организации, в которой проходится практика, составить календарный план и описать свою практическую деятельность.
Мы поможет написать отчёт о прохождении практики с учетом специфики деятельности конкретного предприятия.
Мир синтаксиса неисчерпаем: как в лексике, в нем есть синонимы, только это синтаксические синонимы. Как и в морфологии, в нем необходимо знать части речи, чтобы определить слово, к которому прикрепляется придаточное. На уроке вы отработаете навык нахождения придаточного присоединительного. Научитесь находить синтаксические синонимы к нему. Рассмотрите, чем отличается придаточное присоединительное от других придаточных с похожими союзами и союзными словами; узнаете о переходе некоторых придаточных присоединительных в устойчивые словосочетания
Придаточные присоединительные - это предложения, которые содержат попутное, добавочное сообщение.
Они прикрепляются к главному при помощи союзных слов что, почему, отчего, зачем, вследствие чего и др., относятся ко всему главному. К ним нельзя задать вопрос, но можно подобрать синонимичные сложносочиненные предложения:
что должно было поднять настроение маме . - СПП с придаточным присоединительным. - Дети старательно убирали игрушки, и это должно было поднять настроение маме. - Сложносочиненное предложение.
Придаточные присоединительные, как правило, стоят после главного (иногда в середине главного).Некоторые присоединительные придаточные превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.
Список литератур ы
Домашнее задание
Упражнение 1. Найдите СПП с придаточным присоединительным, замените его ССП.
1. Надо было ехать в гости, чего Лене совсем не хотелось. 2. Он говорил о том, что волновало его. 3.Дети старательно убирали в комнате, что должно было поднять настроение маме. 4. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 3.Ребята пошли в лес, где и заночевали. 5. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы.4. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.
Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.
1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. (Н. Гоголь.) 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.
Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.
1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов. 2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять. 3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия. 4. Отчего так плачет Варя? 5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы? 6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий. 7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный... (М. Лермонтов.) 8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир. 9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.