«Все люди по природе жаждут знать»
Так звучит знаменитое первое предложение Аристотелевой «Метафизики». Здесь можно подметить интересную особенность: знание, по крайней мере со времен Аристотеля, может пониматься как желание, образно говоря, как интеллектуальная жажда. Когда знание понимается как желание, оно, по определению, должно сопровождаться некой нуждой, отсутствием чего-либо. Жаждущие знания еще не владеют им, находясь пока что в его поисках. Аристотель восхваляет интеллектуальное любопытство; по его мнению, это свойство чрезвычайно важно -- оно делает человека человеком.
Тем не менее если мы выйдем за рамки гуманистической традиции, то вполне можем столкнуться с совершенно иными взглядами на знание. Одним из примеров этого служит философия даосизма, согласно которой знать что-либо хорошо часто означает овладеть этим в совершенстве. Часто, говоря «знать», мы подразумеваем «знать, как...» (т.е. «уметь»), а не «знать, что...». Похоже, такая разновидность знания - скорее практическая, нежели интеллектуальная - чрезвычайно ценится Лао-цзы . Впрочем, это уже относится скорее к классификации знания. А прежде чем приступить в классификации знания, целесообразней было бы определиться с самим понятием знания.
В широком смысле, знание -- субъективный образ реальности в форме понятий и представлений .
Знание в узком смысле -- обладание проверенной информацией (ответами на вопросы), позволяющей решать поставленную задачу .
Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Итак, многозначность термина «знание»:
Знание как способности, умения навыки, базирующиеся на осведомленности;
Знание как познавательно-значимая информация;
Знание как отношение человека к действительности .
Из всего вышеназванного можно сделать заключение, что знание -- результат познавательной деятельности человека, некая совокупность сведений и познаний в какой-либо области. Знание помогает людям рационально организовывать свою деятельность и решать различные проблемы, возникающие в её процессе.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. -- соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образцовую основу .
Выделяют различные виды знания: научное, вненаучное, обыденно-практическое (обыденное, здравый смысл), интуитивное, религиозное и др.
Обыденно-практическое -- знание, существовавшее ещё на ранних этапах человеческой истории и доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности (т. н. здравый смысл, приметы, назидания, рецепты, личный опыт, традиции и т. п.), носит несистемный, бездоказательный, бесписьменный характер . Обыденное знание служит основой ориентации человека в окружающем мире, основой его повседневного поведения и предвидения, но обычно содержит ошибки, противоречия.
Научное -- знание, основанное на рациональности, характеризуется объективностью и универсальностью, и претендует на общезначимость. Научное познание -- процесс получения объективного, истинного знания. Его задача -- описать, объяснить и предсказать процесс и явление действительности. Научные революции, происходящие в ходе развития научного познания и приводящие к смене теорий и принципов, сменяются периодами нормального развития науки (углубление и детализация знаний) .
Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий.
Форма научного знания младше многих форм вненаучного знания .
Вненаучное знание не является чьей-то выдумкой, продуцируется определённым интеллектуальным сообществом по отличным от рационалистических нормам, эталонам, имеют свои источники и средства познания. В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием -- эзотеризм .
Также разделяют формы знания по степени научности, знания могут быть научными и вненаучными.
Научные знания могут быть:
Эмпирическими (на основе опыта или наблюдения)
Теоретическими (на основе анализа абстрактных моделей).
Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе.
Теоретические знания -- абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов.
Вненаучные знания могут быть :
паранаучными -- знаниями, не совместимыми с имеющимся гносеологическим стандартом. Широкий класс паранаучного (пара от греч. -- около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
лженаучными -- сознательно эксплуатирующие домыслы и предрассудки. Лженаучное знание часто представляет науку как дело аутсайдеров. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью. Лженаучные знания сосуществуют с научными знаниями. Считается, что лженаучное знание обнаруживает себя и развивается через квазинаучное;
квазинаучными -- они ищут себе сторонников и приверженцев, опираясь на методы насилия и принуждения. Квазинаучное знание, как правило, расцветает в условиях строго иерархированной науки, где невозможна критика власть предержащих, где жестко проявлен идеологический режим. В истории России периоды «триумфа квазинауки» хорошо известны: лысенковщина; фиксизм, как квазинаука в советской геологии 50-х гг.; шельмование кибернетики и т.д.;
антинаучными -- как утопичные и сознательно искажающие представления о действительности. Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке. С ним связывают извечную потребность в обнаружении общего легко доступного «лекарства от всех болезней». Особый интерес и тяга к антинауке возникают в периоды социальной нестабильности. Но, хотя данный феномен достаточно опасен, принципиального избавления от антинауки произойти не может;
псевдонаучными -- представляют собой интеллектуальную активность, спекулирующую на совокупности популярных теорий, например, истории о древних астронавтах, о снежном человеке, о чудовище из озера Лох-Несс;
обыденно-практическими -- доставлявшими элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Люди, как правило, располагают большим объёмом обыденного знания, которое производится повседневно и является исходным пластом всякого познания. Иногда аксиомы здравомыслия противоречат научным положениям, препятствуют развитию науки. Иногда, напротив, наука длинным и трудным путем доказательств и опровержений приходит к формулировке тех положений, которые давно утвердили себя в среде обыденного знания. Обыденное знание включает в себя и здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции. Оно хотя и фиксирует истину, но делает это не систематично и бездоказательно. Его особенностью является то, что оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении не требует предварительных систем доказательств;
личностными -- зависящими от способностей того или иного субъекта и от особенностей его интеллектуальной познавательной деятельности. Коллективное же знание общезначимо (надличностно), предполагает наличие общей для всей системы понятий, способов, приёмов и правил построения.
Народная наука -- особая форма вненаучного и внерационального знания. Прежде была привилегией шаманов, жрецов, старейшин рода, ныне стала делом отдельных групп или субъектов (знахарей, целителей, экстрасенсов) .
По иным источникам, виды знания классифицируют следующим образом:
Житейское - строится на здравом смысле (Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию)
Практическое - строится на действиях, овладении вещами, преобразовании мира
Художественное - строится на образе (Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии)
Научное - строится на понятиях (Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы)
Рациональное - отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении
Иррациональное - отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.
Личностное (неявное) - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности .
Раздел Познание
Познание: уровни и методы.
Познание - процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире .
Субъект познания | Результат | Объект познания |
||||
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив | Все общество | Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) | Весь окружающий мир |
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
Агностицизм (гр. agnostos - Недоступный познанию) | Скептицизм (гр. skeptikos - рассматривающий, критикующий) | Оптимизм |
(лат. optimus - |
||
наилучший) |
||
Отрицает полностью или частично возможность по- знания мира, познание не дает достоверных сведений о мире | Не отрицая принципиальной возможности познания мира, выражает сомнение в том, что все знания о мире носят достоверный характер | Утверждает принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверныхзнаний о мире |
Познание имеет два уровня (две стороны) - чувственное познание - осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание - присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-
Ственного воздействия на органы чувств.
Восприятие - чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-
Вующих на органы чувств.
Представление - чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
Умозаключение (вывод) - мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания.
Эмпиризм - единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм - наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Чувственное познание | Рациональное познание |
Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | Опора на результаты чувственного познания Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Истина - это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Абсолютная истина - это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина - это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Критерии (измерители, показатели, то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения) истины:
соответствие законам логики;
соответствие ранее открытым законам науки;
практика;
простота, экономичность формы.
Заблуждение - это НЕсознательное искажение образа объекта, это содержание знания, не соответствующее реальности, но принимаемое за истину.
Ложь - это сознательное искажение образа объекта.
Знание - результат познания действительности, полученное человеком в ходе активного отражения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
Виды знания
Наименование | Сущность |
Житейское | Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. |
Научное | достоверное обобщение фактов, облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Художественное | Строится на образе. Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства , при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); большую роль в процессе познания играет воображение и фантазии познающего субъекта. |
Иррациональное | Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное | Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Научное познание
Научное познание - особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных , системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
Объективность добываемого знания;
Развитость понятийного аппарата (категориальность);
Рациональность, связанная с непротиворечивостью,
Системность;
Доказательность и проверяемость;
Высокий уровень обобщения знаний;
Универсальность;
Использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы .
Уровни научного познания | Формы научного познания | Методы научного познания |
Эмпирический (выявление объективных фактов) | Научный факт | Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
Теоретический (выявление закономерностей, внутренних связей) | Проблема Гипотеза | Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация, формализация, математизация |
Закон - объективная, существенная, всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема - осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Гипотеза (гр. hypothesis - основа, предположение ) - научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке , обосновании.
Теория - наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности, система законов.
Метод (путь исследования) понимается как орудие, средство познания .
Наблюдение | Эксперимент (лат. - проба, опыт) |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов | Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis - разложение) - процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis - соединение) - процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Индукция (лат. inductio - наведение) - путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio - выведение) - доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Универсальным методом научного познания является аналогия (гр. analogia - соответствие) - сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.
Моделирование - воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения.
Абстракция (от лат. abstractio - отвлечение) - один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения.
Формализация (лат. forma - вид, образ) - уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Математизация - использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определенные числа, а затем вместо трудоемкой работы с объектами действовать с числами по определенным математическим правилам.
«Свои выводы наука формулирует в____________(1), законах и формулах, вынося за скобки эмоциональное отношение познающего_____________(2) к изучаемым явлениям. Все, что наука делает своим___________(3), она исследует со стороны закономерностей и_______(4). Научное
познание опирается на систему__________(5) и вырабатывает свой собственный ___________(6), отличный от
обычного».
А)вопрос Е) теория
Б) предмет Ж) язык
В) проблема 3) субъект
Г) метод И) причина
Ответ: ЕЗБИГЖ.
Социальные науки, их классификация
Социальные науки - форма духовной деятельности людей, направления на производство знаний об обществе.
Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.
Важнейшие социальные науки
Наименование | Сущность |
Социология (гр. societas - общество и гр. logos - учение, слово) | Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных |
Философия (гр. phileo - люблю и sophia - мудрость) | Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания |
История | Наука, изучающая прошлое человеческого общества |
Культурология (лат. cultu-га - возделывание, обрабатывание и гр. logos - учение, слово) | Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре |
Политология (гр. polity - права гражданства, политический порядок и logos - учение,слово) | Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом |
Правоведение | Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности |
Экономика (от гр. oikos - домашнее хозяйство и по-mos - правило) | Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности |
Эстетика (гр. aisthetikos - чувствующий, чувственный) | Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты |
Этика (гр. ethos - привычка, обычай) | Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль |
Социальное и гуманитарное знание
Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
Особенности социального познания
1. Субъект и объект познания совпадают .
2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания.
3. Социальное знание всегда нагружено оценкой , это ценностное знание. естествознание - «истины разума», обществознание - «истины сердца».
4. Сложность объекта познания - общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено.
5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.
6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент.
Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы :
Рассматривать социальную действительность в развитии;
Изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
Выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.
Интерпретация социального факта - это сложная процедура его истолкования, обобщения, объяснения.
Тема считается сложной, так как мы изучим сущность внутренних процессов головного мозга и Мы определим понятие ИСТИНА, а также выделим ВИДЫ ЗНАНИЙ. Каждую тему мы начинаем с определения. Итак, что такое познание? Если это человеческая то для чего она, на что направлена, какова ее ЦЕЛЬ?
Вспомним, какие признаки характеризуют ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ человека? Это Соответственно, это признаки и ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Итак, даем определение!
Чем она характеризуется, какие проблемы решает? Теория познания носит название ГНОСЕОЛОГИЯ (от греческого гнозис – знание). Гносеология решает ряд важных познавательных проблем порядка.
Итак, познаваем ли мир? Если Вы отвечаете ДА, вы – ГНОСТИК! Если отвечаете отрицательно, имея ввиду слабость органов чувств человека (общеизвестно, то, что обоняние собаки гораздо сильнее человеческого, зрение хищных птиц во много раз превосходит зрение человека), то Вы – АГНОСТИК. Ирландский философ Д. Беркли так иллюстрировал эту дискуссию на примере спора греческих мудрецов Филониуса и Гиласа.
Поистине, мое мнение заключается в том, что все наши мнения одинаково суетны и недостоверны. То, что мы одобряем сегодня, мы осуждаем завтра… И я не думаю, чтобы мы могли познать что-либо в этой жизни. Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало.
Филониус. Как! Ты говоришь, что мы ничего не можем познать, Гилас?
Гилас. Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу или то, что она такое сама в себе.
Филониус. Ты хочешь сказать, что я в действительности не знаю, что такое огонь или вода?
Гилас. Ты можешь, конечно, знать, что огонь горяч, а вода текуча; но это значит знать не больше, чем какие ощущения вызываются в твоей собственной душе, когда огонь и вода соприкасаются с твоими органами чувств. Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме» (Д. Беркли).
Попробуйте определить, кто здесь ГНОСТИК, а кто АГНОСТИК? Гилас утверждает:
«…Наши способности слишком ограничены, и их слишком мало… Нет ни одной вещи, относительно которой мы могли бы познать ее действительную природу… Что же касается их внутреннего устройства, их истинной и действительной природы, то в этом отношении ты находишься в совершенной тьме…».
Он отрицает возможность ИСТИННОГО познания, он АГНОСТИК. Итак, еще один важный для нашего занятия, ключевой термин:
ИСТИНА – это соответствие наших представлений о познаваемом объекте его реальной сущности.
Другие важные вопросы теории решаются в зависимости от типа МИРОВОЗЗРЕНИЯ – и (ПРАКТИЧЕСКОГО). Человек с религиозным типом мировоззрения на вопрос о происхождении мира ответит «Это акт божественного творения», а с научным – с точки зрения теории «Большого взрыва».
И тот и другой человек в данном случае будет прав… Прав с точки зрения своего типа мировоззрения! Здесь мы подходим к ВИДАМ ИСТИНЫ. В данном случае – истина Обе субъективные точки зрения одинаково общеприняты! Агностики утверждают невозможности достижения полного знания о предмете, явлении. По их мнению, постичь суть вещей невозможно, можно только приблизиться к полному, исчерпывающему знанию. Значит, они признают возможность ОТНОСИТЕЛЬНОЙ ИСТИНЫ. Гностики, наоборот, признают возможность получения полного знания – АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНЫ. Таким образом, выделяют два вида истины – АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА.
АБСОЛЮТНАЯ ИСТИНА – исчерпывающее знание о предмете (явлении), которое никогда не будет опровергнуто.
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА — ? Подумайте над формулировкой?
Мы видим, что сложность темы в том, один тип истины легко переходит в другой, а затем может превратиться в Так, представления средневековых людей об устройстве мира были для них АБСОЛЮТНОЙ ИСТИНОЙ (Земля – центр Вселенной), были опровергнуты ГЕЛИОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ Коперника – Бруно, а нам сегодня представляются смешным заблуждением.
Каков механизм ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ человека? Начало ему дают наши органы чувств, которые соприкасаясь с познаваемым объектом, поставляют информацию о нем головному мозгу (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Эта первичная информация есть
Другие формы ЧУВСТВЕННОГО (ОПЫТНОГО, ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ) – (оценка полученной от ОЩУЩЕНИЯ и – образ воспринятого объекта, который наш мозг с помощью АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ может воспроизвести в любой момент, даже не соприкасаясь с ним органами чувств.
Для каких видов ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ характерно Для А вот основана на рациональном логическом мышлении. Но, информацию ей дает чувственное познание, например.
Наука – понятийное знание. Соответственно, РАЦИОНАЛЬНОЕ (умственное) познание начинается с
ПОНЯТИЯ – определения изучаемого объекта
.
Понятия связываются в СУЖДЕНИЕ – законченную мысль.
Цепочка логичных суждений превращается в УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ – конечный вывод
, который в науке носит форму ТЕОРИИ, объясняющей познаваемое явление.
Таким образом, чувственное познание является предпосылкой
Основными способами познания, которые формируют в результате специфические ВИДЫ являются
Теперь закрепим полученные сегодня теоретические знания на примере решения заданий! Вначале выполним задание 27 тестовой из (на примере
Применяем наши знания по теме «Виды знаний» и вписываем недостающие слова и словосочетания в пропуски.
И наш ответ, который мы переносим в бланк — это цифровая последовательность 769854. А теперь делаем сложное письменное задание 25 из демоверсии ЕГЭ 2016.
Задание 25. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «относительная истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о критериях(-и) определения истины, и одно предложение, раскрывающее особенности этого вида истины.
Рассуждаем! Мы сегодня определили две истины – относительную и абсолютную. Значит, относительная истина – это вид истины. Теперь вспомним, что ее отличает, особенность? Например, результат определенного уровня развития науки.
Даем определение:
«Относительная истина – вид истины, характеризующий определенный этап развития науки».
В определении ИСТИНЫ видим, что это знание, соответствующее реальной действительности. Отвечаем, максимально подстраиваясь под формулировку вопроса:
«Критерием определения истины служит соответствие познаваемой действительности».
Одно предложение, раскрывающее особенности этого (относительной) вида истины. Чем еще характеризуется ОТНОСИТЕЛЬНАЯ ИСТИНА?
«Относительная истина характеризуется субъективностью».
И наш полный ответ:
Таким образом, мы сегодня разобрали с вами две темы из – Виды знаний. Понятие истина, ее критерии.
Знание – это результат познавательной деятельности человека.
Знание — это многозначное понятие:
Знание имеет несколько форм и видов в зависимости от методов, способов, сущности познания мира, общества и человека. Каковы же они?
Ненаучное в свою очередь делится на следующие формы:
Формы ненаучного знания | Особенности |
Донаучное | Основа научного знания, оно возникло ещё до того, как знания оформились в определённые науки. |
Паранаучное | От греческого «вне», то есть знание, не принимаемое наукой, несовместимое с ней. |
Лженаучное | Знание, сознательно использующее всякого рода домыслы и предрассудки. |
Антинаучное | Утопичное, искажающее действительность. |
Квазинаучное | «Квази» — от лат. quasi якобы, как будто, то есть «мнимый, ненастоящий». Опирается на методы насилия и принуждения, возникает в строго идеологизированном режиме. Например, в СССР при Сталине — лысенковщина, то есть критика и гонения на генетику как науку. |
Псевдонаучное | «Псевдо» — от греческого корня pseudos «ложь». Знание, спекулирующее на популярных теориях, например, о снежном человеке, о древних астронавтах. |
Наименование | Особенности, сущность |
Научное | Объективное, достоверное знание об окружающем мире. Реальность выражается в нём виде теоретических понятий, формул, законов, принципов. |
Житейское | Знание, которое основано на здравом смысле, обыденном сознании. Сводится к констатации фактов, к их описанию. Возникает в повседневной деятельности людей, в их взаимоотношениях с природой и друг с другом. |
Практическое | Преобразование мира, овладение вещами. |
Художественное | Образное восприятие мира, целостное отражение его и человека в нём, но с точки зрения видения мира творцом данного образа. |
Рациональное | Связано с рациональным мышлением, отражение действительности в определённых понятиях, категориях. |
Иррациональное | Основано на чувственном восприятии мира, эмоциях, переживаниях, интуиции |
Личностное | Знание, характерное для каждого конкретного человека, его уровень знаний о мире. Оно зависит от способностей человека, его желаний познавать мир, заниматься интеллектуальной деятельностью. |
Таким образом, форм и видов знаний достаточно много. Это свидетельствует об огромном желании человека познавать мир, получать сведения о нём, но в то же время подтверждает огромную силу воздействия знаний на жизнь общества. Поэтому так остро встаёт проблема ответственности учёных за свои открытия, а также вопрос о необходимости объективного познания мира, свободе научной деятельности.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Теория познания впервые была упомянута Платоном в его книге «Государство». Тогда он выделил два вида познания - чувственное и умственное, и эта теория сохранилась по сей день. Познание - это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.
В структуре познания два элемента:
Методы познания обобщают по двум уровням: эмпирический уровень познания и теоретический уровень .
Эмпирические методы :
Формы познания (некоторые психологические школы называют просто видами познания) бывают следующие:
Подведем итог: познание - это способность человека умственно воспринимать внешнюю информацию, ее перерабатывать и делать из нее выводы. Основная цель познания заключается как в овладении природой, так и в совершенствовании самого человека. Кроме того, многие авторы видят цель познания в стремлении человека к