Знаки препинания. Функции знаков препинания Функции запятых

Многие из нас «не дружат» с пунктуацией. Таким людям сложно запомнить правила расстановки запятых, поэтому эти знаки препинания они либо пропускают, либо переполняют ими текст. Конечно же, всем нам хотелось, чтобы запятых было меньше – ведь проще не задумываться над тем, где грамотно ее поставить.

Но это только одна точка зрения. А представьте, если бы запятых не было бы совсем. Получилась бы история, как в мультфильме «Страна Невыученных Уроков». Герой, попав в волшебную страну, должен был грамотно проставить в предложении знаки препинания, решив тем самым судьбу неизвестного бедняги.

Функции запятой

Конечно, через мультфильм дети проще понимают, зачем нужны запятые . Однако во взрослой жизни отсутствие запятых запутало бы всех: длинные предложения потеряли бы свой смысл, а короткие – стали односложными, обрубленными, потеряли бы интонацию и эмоциональный окрас.

Выражаясь умно, в тексте запятыми выделяют конструкции и простые предложения в составе сложных, разделяют перечисления, обособляют определения, обстоятельства, вводные слова и междометия, а также используют их для выделения прямой и косвенной речи.

Если говорить о запятой в контексте смыслового предназначения, то этот знак препинания придает предложению интонацию, при помощи которой значимые части текста можно «окрасить» различными эмоциональными оттенками.

При разделении смысловых блоков предложения запятая не только разделяет их, но связывает, наполняя определенным смыслом, как отдельные части, так и само предложение. Такая функция знака препинания отлично показана на примерах с пропущенной запятой, в которых значение фраз зависит от того, где стоит запятая. Правильно поставленный знак препинания придает тексту не только конкретный, но и понятный смысл.

Одна лишняя запятая в тексте, как говорил Иван Бунин, «…нарушает всю музыку», искажая понимание текста и усложняя его восприятие.

Если рассматривать все функции запятой, можно точно ответить на вопрос «Зачем нужны запятые ?». Они, запятые, как ни один знак препинания, помогают донести значение любой письменной речи.

Как «работают» запятые?

Запятые в устной речи нужны для того, чтобы отражать особенности ее интонации. Если в конце любой устной фразы мы отчетливо делаем паузу, на письме ставим точку. При перечислении предметов или действий мы делаем небольшую паузу, в письменной речи однородные члены предложения разделяем запятыми. Итак, запятая в устной и письменной речи нужна для того, чтобы придать тексту необходимую интонацию и эмоциональный окрас.

В современной пунктуации функции запятой немного изменились – кроме интонации, запятая стала выражать синтаксическую структуру текста. Разделение текста запятыми, кроме обособления и перечисления, помогает структурировать его, разбив более сложные предложения на простые. Это позволяет не только легко зрительно воспринимать текст, но и правильно понимать его, как того хотел автор. Итак, вторая функция запятой – помощь в восприятии текста.

Как красота может изменить мир, так и запятая может в корне поменять смысл предложения (вспомните примеры с пропущенной запятой). Именно эта функция запятой является самой безусловной.

Запятые в пунктуации

Запятая является письменным знаком препинания, который используется во многих языках.

Зачем нужны запятые в русском языке? В пунктуации русского языка запятые используют для выделения частей речи: некоторых определений и обстоятельств, обращений, уточнений, вводных слов или предложений, междометий. Запятые разделяют сложносочиненные, сложноподчиненные и сложные бессоюзные предложения, однородные члены предложения при перечислении; разделяют прямую и косвенную речь.

Запятые в математике

Кроме пунктуации при письме, запятые используются в математике, выполняя роль десятичного разделителя целой и дробной части вещественного числа в десятичной системе исчисления. В некоторых странах, в основном, англоязычных, роль запятой выполняет точка, а в арабских – символ моммайе, графический код которого соответствует набору символов - U+066B.

Запятые в информатике

Запятые широко используются в языках программирования при перечислении элементов массивов, аргументов функций и других подобных элементов.

Юникод – стандарт (система) универсального кодирования графических символов большинства письменных языков, который используется для компьютерной обработки текстовых данных. Юникод представляет собой набор графических элементов текста - цифр, букв, знаков препинания, среди которых присутствует и запятая, код которой соответствует сочетанию символов 0x002C.

Запятыми разделяют табличные данные в текстовом формате CSV.

Запятые в культуре

В детских считалочках часто можно встретить строчки про запятую – «Точка, точка, запятая…». Кроме этого, запятая часто становилась героиней детских мультфильмов – «Приключения запятой и точки» и «В Стране Невыученных Уроков».

Сложно оценить роль запятых. Они используются в устной и письменной речи, математике, информатике и даже культуре. Зачем нужна пунктуация? Чехов заметил, что запятые, как и другие знаки препинания, «…служат нотами при чтении», Бунин - что лишняя запятая может нарушить всю музыку, а древняя азбука утверждает, что запятая придает речи совершенство. С высказываниями, которые «победили» время, спорить бесполезно.

Разделительные и выделительные знаки препинания

Описание:

При участии проекта http://videouroki.net

Задание #1

Вопрос:

Отметьте ложные и правдивые утверждения.

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

В сложных предложениях употребляются только разделительные знаки препинания.

К выделительным знакам препинания относятся двоеточие и точка с запятой

Выделительные знаки препинания употребляются в сложноподчиненных предложениях.

В бессоюзных сложных предложениях употребляются как выделительные, так и разделительные знаки препинания.

Задание #2

Вопрос:

Чтобы разделить предикативные части, в бессоюзных сложных предложениях употребляются...

1) двоеточие

3) запятая

4) точка с запятой

Задание #3

Вопрос:

Выберите предложение с выделительными знаками препинания.

1) Пес погнался за осой, та укусила его в нос.

2) Вадик пытался дотянуться до ветки, на которой висело краснобокое яблоко.

3) Мальчика впервые посадили за руль машины, и он был просто счастлив.

4) Мы вернулись поздно: концерт затянулся до полуночи.

Задание #4

Вопрос:

Выберите предложения с разделительными знаками препинания.

Выберите несколько из 4 вариантов ответа:

1) Я уснул незаметно: меня убаюкало мурлыканье кошки.

2) Василиса с утра взялась за чтение книг, а Иван решил сыграть в футбол.

3) Никогда нельзя сидеть и ждать, что таинственный волшебник решит за тебя все проблемы.

4) Алевтина сунула голову в шкаф, однако и там никто не прятался.

Задание #5

Вопрос:

Выберите предложение с выделительным союзом.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Охотник спустил курок − птица вскрикнула и забила крыльями в воздухе.

2) Тяжелые холодные капли медленно падали со свинцового неба, барабаня по листьям; в отдалении нервно взрыкивал гром.

3) Олег не раздумывал долго: он прыгнул в реку за тонущей девочкой.

4) Когда приходит пора взрослеть, мы с недоумением оглядываемся в свое детство.

Задание #6

Вопрос:

Проявите смекалку. Выберите союзы или союзные слова, перед которыми может стоять разделительный знак препинания.

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

4) не только, но и

Задание #7

Вопрос:

В каком случае вы поставите выделительный знак препинания в сложном предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) в предложении нет союзов

2) в предложении есть подчинительный союз

3) в предложении есть сочинительный союз

4) выделительные знаки в сложном предложении вообще не ставятся

Задание #8

Вопрос:

В трех предложениях части разделяются запятыми. И только в одном часть выделяется запятой. Найдите это предложение.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Мой друг хотел идти направо, меня же тянуло налево.

2) Никто не понял, как ему удалось поставить этот рекорд.

3) Я не решил простейший пример, какой же я после этого отличник!

4) Клоун тщательно наносил грим на лицо, а дрессировщик рассеянно щелкал кнутом.

Задание #9

Вопрос:

Вы уже знаете, что в сложноподчинённых предложениях между частями иногда может стоять тире. Прочитайте предложение.

Как быть в такой ситуации ‒ мне решительно непонятно.

Каким знаком в данном случае является тире? Выберите верное высказывание.

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) Тире является выделительным знаком. Все же это предложение - сложноподчиненное, а значит, его части выделяются знаками препинания.

2) Это сложносочиненное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

3) Это бессоюзное сложное предложение, и тире является разделительным знаком препинания.

4) Тире является разделительным знаком препинания, потому что оно всегда разделяет элементы в тексте и никогда не выделяет их.

Задание #10

Вопрос:

Посмотрите на предложение.

Когда мыслей в голове не стало совсем, поэт выглянул в окно: заснеженный двор выглядел волшебно, и вдохновение пришло само собой.

Сколько и каких знаков препинания вы видите в этом предложении?

Выберите один из 4 вариантов ответа:

1) один выделительный, два разделительных

2) два выделительных, один разделительный

3) три выделительных

4) три разделительных

Ответы:

1) (3 б.) Верные ответы:

2) (2 б.) Верные ответы: 1; 2; 3; 4;

3) (1 б.) Верные ответы: 2;

4) (3 б.) Верные ответы: 1; 2; 4;

5) (1 б.) Верные ответы: 4;

6) (3 б.) Верные ответы: 4; 5;

7) (2 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

8) (3 б.) Верные ответы: 2;

10) (3 б.) Верные ответы: 1;

§ 1 Знаки препинания

На этом уроке мы рассмотрим основные группы знаков препинания и систематизируем свои знания о них.

Все знаки препинания и правила их постановки в предложениях и текстах изучает особая наука - пунктуация.

Пунктуация является важным средством оформления письменной речи и обладает коммуникативной функцией.

Знаки препинания образуют особую группу всей графической системы русского языка; их назначение - обслуживать те стороны письменной речи, которые не могут быть выражены буквами.

Знаки препинания служат

rдля того, чтобы способствовать четкости и ясности в передаче мыслей,

rони отделяют одно предложение от другого или одну часть его от другой,

rи выражают ощущения говорящего и его отношение к слушающему.

«Их назначение - указывать на смысловое членение речи, а также содействовать выявлению ее синтаксического строя и ритма», - говорится также в «Словаре-справочнике лингвистических терминов» Д.Э. Розенталя и М.А. Теленковой.

В ряде случаев знаки препинания являются основным или единственным средством выявления смысловых отношений.

Например, можно сравнить постановку запятой, тире и двоеточия в одном и том же бессоюзном сложном предложении:

Молодежь ушла, на вечере стало скучно. (В этом предложении указывается на последовательность событий).

Молодежь ушла - на вечере стало скучно. (Во второй части данного предложения указывается на следствие, результат действия, обозначенного в первой части).

Молодежь ушла: на вечере стало скучно. (Здесь выявляются причинно-следственные отношения с указанием причины во второй части данного бессоюзного сложного предложения).

§ 2 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Знаки препинания в сложном предложении нужны для того, чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.

В сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях они разделяют простые предложения, выполняя разделительную функцию, а в сложноподчиненных выделяют зависимую часть (придаточное предложение), выполняя выделительную функцию.

Так, например, запятая, точка с запятой и тире выполняют разделительную функцию в сложносочиненных и бессоюзных предложениях, эту же разделительную функцию несет и двоеточие, но употребляется между частями только в бессоюзном сложном предложении.

Тире в БСП выполняет разделительную функцию.

А вот выделительная функция свойственна исключительно запятой, которая выделяет придаточное предложение в составе сложноподчиненного предложения.

Например:

Запятые в СПП выполняют выделительную функцию.

§ 3 Особенности русской пунктуации

Необходимо отметить, что правила русской пунктуации обладают большой гибкостью, так как вместе с обязательными нормами существуют указания, не имеющие строгого нормативного характера и допускающие различные пунктуационные варианты.

Так, например, авторская пунктуация в сложных предложениях - это такая постановка знаков препинания, которая не предусмотрена правилами, однако допустима, если автор с их помощью передает какой - либо добавочный смысл. К таким знакам чаще всего относятся в сложных предложениях тире, точка с запятой.

Например, К.Г. Паустовский посчитал нужным поставить тире в бессоюзном сложном предложении

хотя нужно было поставить двоеточие.

§ 4 Краткие итоги урока

Подводя итог занятию, можно отметить, что знание пунктуации и функций знаков препинания в сложном предложении крайне необходимо, так как знаки препинания не только указывают на смысловое членение текста и предложений, но и являются важным средством оформления письменной речи.

Список использованной литературы:

  1. Золотарева И.В., Дмитриева Л.П., Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку:11 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 320 с. – (В помощь школьному учителю).
  2. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 399с.
  3. Егорова Н.В.Поурочные разработки по русскому языку: универсальное пособие. 9 класс. – М.: ВАКО, 2007. – 224с.

В русском языке 10 знаков препинания. (их описывать не над)
1. Вспомните употребление знаков препинания:
а) какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
б) какой знак препинания <<живет>>внутри предложения?

1. Какие знаки препинания могут ставиться на границе частей бессоюзного сложного предложения? 2. В каких сложных предложениях смысловые связи между

частями выражены отчетливее - в союзных или бессоюзных? 3. Выполните упражнение. Найдите среди предложений, приведенных с сохранением авторской пунктуации, такое, в котором расстановка знаков препинания не соответствует современным правилам. 1. Я стал читать, учиться - науки также надоели... 2. Я колебался - я не охотник до сентиментальных прогулок по морю... 3. Я понял его: бедный старик, в первый раз отроду, может быть, бросил дела службы для собственной надобности, говоря языком бумажным... 4. Через несколько мгновений поднимаю их и вижу: мой Карагез летит, развевая хвост, вольный как ветер... (М.Ю.Лермонтов).

Расставьте все пропущенные знаки препинания

К сожалению я не могу сказать точно когда впервые узнала о правилах постановки знаков препинания при вводных словах. Я кажется всегда знала что это один из самых трудных разделов пунктуации но правда даже не подозревала что это настолько трудно. Запомнить что при вводных словах ставятся запятые с двух сторон казалось не очень трудным однако между прочим обнаружилось что существует ряд особенностей, которые в свою очередь надо специально запоминать.Во-первых оказалось что список вводных слов удивительно огромен и существуют целые группы вводных слов. Прежде всего надо было запомнить эти группы а потом научиться классифицировать собственно вводные слова. Именно в процессе классификации происходят первые а главное неприятные ошибки. Многие склонны либо запоминать не все слова а лишь самые легкие либо наоборот сильно увеличивать для себя эти списки.Во-вторых к моему изумлению выяснилось что бывают слова которые могут быть как вводными так и нет. В тексте учебника я обнаружила множество уточнений а главное специальных примечаний на что раньше между прочим внимания не обращала. Для овладения этим разделом правила кстати я просто составила ряд предложений в которых использовала указанные в справочниках слова например "наконец", "собственно", "значит". Это была очень веселая работа а значит полезная. Я и теперь не помню всех примеров Розенталя однако прекрасно вспоминаю свои собственные главным образом смешные.В-третьих мелким шрифтом были перечислены не меньше чем 20 слов не являющихся вводными среди которых в свою очередь я нашла 15 которые всегда обособляла на письме. Вооружившись листами бумаги я естественно переписала эти слова крупным шрифтом в количестве 10 экземпляров и развесила на самых посещаемых точках квартиры в частности на зеркалах. Теперь даже рассматривая себя в зеркале я буду повторять правила русского языка. Не один а наверное пять раз в день я вынуждена была проглядывать свои записки и наконец запомнила и текст правил и сами вводные слова назубок.
Таким образом теперь я могу считаться настоящим экспертом в области вводных слов. Это с одной стороны приятно а с другой мне стало намного сложнее. Ведь в наших газетах сплошь и рядом попадаются безграмотные статьи, читать которые конечно интересно но безусловно неприятно. Многим журналистам в самом деле кажется что правила русского языка установлены только для сдачи экзаменов при поступлении на факультет журналистики МГУ поэтому после поступления они перестают их повторять что в конечном счете приводит к появлению статей нарушающих по-моему права каждого образованного человека в стране.