В каком веке жил пророк мухаммед. Исламская энциклопедия. Роль в истории

Мавлид ан-Наби, что в переводе с арабского означает рождение Пророка, основные течения в исламе празднуют в разные дни - сунниты отмечают день рождения Пророка Мухаммеда 12-го числа Раби аль-авваль, а шииты — 17-го.

Месяц Раби аль-авваль, что в переводе означает начало весны - занимает особое место в мусульманском календаре, в который родился Пророк Мухаммед, а затем и скончался.

Отмечать рождение Пророка Мухаммеда стали лишь через 300 лет после прихода ислама.

Где и когда родился Пророк

Пророк Мухаммед, согласно традиции, родился около 570 года (по другим источникам в 571 года) нашей эры по григорианскому календарю в священном городе Мекке (Саудовская Аравия) — толкователи Корана говорят, что это событие произошло 12 числа третьего месяца лунного календаря, в год слона, в понедельник.

Точная дата рождения Пророка Мухаммеда осталась неизвестна, поэтому в исламе праздник рождения в действительности приурочен к дате его смерти — согласно исламу, смерть — это не что иное, как рождение для вечной жизни.

Отец Пророка Мухаммеда умер за несколько месяцев до его рождения, а матери - Амине, явился во сне ангел, который сообщил, что она носит особенного ребенка под сердцем.

Необыкновенными событиями сопровождалось и само рождение Пророка. Появился на свет он уже обрезанным и сразу смог опереться на ручки и поднять голову.

О его рождении тетя Пророка Сафия рассказывала так: "При рождении Мухаммеда весь мир залило светом. Как он появился, сразу сделал сажда (поклон). И, подняв голову, ясно произнес: "Нет Божества кроме Аллаха, я Посланник Аллаха".

Сиротская доля

Мухаммад осиротел, когда ему было около шести и опекуном его стал дед Абдуль Муталиб - глава Хашимитского клана. Через два года, после смерти деда, мальчик попал в дом дяди Абу Талиба, которой стал обучить его искусству торговли.

Будущий пророк стал торговцем, но вопросы веры не оставляли его. Еще в подростковом возрасте он познакомился с религиозными течениями христианства, иудаизма и иных верований.

© photo: Sputnik / Radik Amirov

Среди богатых людей Мекки была дважды овдовевшая Хадиджа, которая очарованная Мухаммедом, несмотря на то, что была старше него на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять себя в жены.

Брак оказался счастливым, Мухаммед любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие — свободное время он посвящал духовным исканиям, к которым его влекло с юных лет. Так началась биография Пророка и проповедника.

Пророческая миссия

Мухаммеду исполнилось 40 лет, когда началась его пророческая миссия.

В жизнеописании основоположника исламской религии сказано, что Мухаммед часто любил уединяться от суеты и мира в пещере горы Хира, где погружался в созерцание и раздумья.

Первая сура Корана была ниспослана Пророку в пещере горы Хира в Ночь Могущества и Предопределения или Ляйлят-аль-Кадр, в 610 году.

По приказу Аллаха К Пророку Мухаммаду явился один из ангелов — Джебраил (Гавриил), и сказал Ему: "Читай". Слово "читать" — значит "Коран". С этих слов началось ниспослание Корана — в ту ночь ангел Джебраил передал первые пять аятов (откровений) из суры Сгусток.

© photo: Sputnik / Nataliya Seliverstova

Но миссия длилась до смерти Мухаммеда, так как ниспосылался Великий Коран Пророку в течении 23 лет.

После встречи с ангелом Джебраилом Мухаммед начал проповедовать и число его приверженцев постоянно росло. Пророк рассказал, что всемогущий Аллах создал человека, а с ним все живое и неживое на земле и призывал соплеменников к праведной жизни, соблюдать заповеди, и готовиться к грядущему божьему суду.

В проповедях Мухаммеда влиятельные жители Мекки увидели угрозу власти и планировали заговор против него, а последователей Пророка подвергали издевательствам, насилию и даже пыткам.

Соратники уговорили Пророка покинуть опасный край и переехать из Мекки в Ясриб (названный позже Мединой). Переселение происходило постепенно и последним переселился Пророк Мухаммед, который покинул Мекку в день, соответствующий 16 июля и прибыл в Медину 22 сентября 622 года.

© photo: Sputnik / Maksim Bogodvid

Именно с этого великого события начинает свой отсчет мусульманское летоисчисление. Новый 1441 год по Хиджре — Рас-ас-Сана (День хиджры), наступил в первый день священного месяца Мухаррам — по григорианскому календарю этот день в 2019 году выпал на 31 августа.

Переселение позволило спасти множество верующих людей от гнета язычников, наладить безопасную жизнь, а в дальнейшем с этого момента началось распространение Ислама не только в пределах Аравийского полуострова, но и по всему миру.

Пророк Мухаммед вернулся в Мекку в 630 году, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания, где Пророка встретили толпы почитателей со всей Аравии.

После кровопролитных войн окрестные племена признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. И вскоре он стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу.

Смерть Пророка

Здоровье проповедника подкосила скоропостижная кончина сына — он снова отправился путь, чтобы перед смертью увидеть священный город и помолиться в Каабе.

В Мекке собралось 10 тысяч паломников желая помолиться с Пророком Мухаммедом - он объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. С тяжелым сердцем паломники внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

© photo: Sputnik / Mikhail Voskresenskiy

Возвратившись в Медину, он простился с окружавшими его людьми и просил у них прощения, отпустил своих рабов на волю, а деньги свои приказал отдать бедным. Пророк Мухаммед скончался в ночь на 8 июня 632 года

Пророка Мухаммеда похоронили там, где он умер, в доме его жены Айши. Впоследствии над прахом Пророка возвели прекрасную мечеть, которая стала одной из святынь мусульманского мира. Поклониться гробу Пророка Мухаммеда является для мусульман таким же богоугодным делом, как и паломничество в Мекку.

Как празднуют

День рождения Пророка Мухаммеда - третья дата по почитанию для мусульман. Первые два места занимают праздники, которые Пророк праздновал при жизни — Ураза-байрам и Курбан-байрам.

В дни празднования дня рождения Пророка Мухаммеда самым благочестивым делом может стать посещение могилы посланника Аллаха в Медине, совершение молитвы в его мечети. Не всем это удается, но все должны читать молитвы, посвященные Мухаммеду, как в мечети, так и дома.

В день рождения Пророка Мухаммеда в исламских странах традиционно проводят мавлиды - торжественные мероприятия, где мусульмане восхваляют Пророка, рассказывают о его жизни, о его семье и обо всем, что связано с ним.

© photo: Sputnik / Michael Voskresenskiy

В некоторых мусульманских странах праздник отмечается достаточно пышно — в городах развешивают плакаты с аятами из Священного Корана, люди собираются в мечетях и поют религиозные песнопения (нашиды).

Среди исламских богословов существуют разногласия в вопросе о дозволенности праздника в честь дня рождения Пророка Мухаммеда. Например, салафиты считают Мавлид ан-Наби нововведением и отмечают, что Пророк назвал "каждое нововведение" заблуждением, не сделав при этом различия между "хорошим" и "плохим" нововведением.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Мухаммед ибн Абдаллах, курайшит из рода Хашим, родился в одной из благородных мекканских семей. Традиционно приписываемый Мухаммеду год рождения – 570, невозможно подтвердить. Разумеется, не известны и точные месяц и число этого события.

Отец Мухаммеда, Абдаллах, умер еще прежде, чем родился его сын. Тем самым вдова Амина вместе с новорожденным оказывались на попечении рода.

Младенца при рождении назвали Котаном. Однако после благодарения богам Каабы за их благословение, глава рода Хашим Абд аль-Муталлиб назвал своего внука Мухаммедом, что означает: «Восхваленный». Гости удивились этому имени, довольно редкому, но известному среди арабов. На вопрос одного из гостей относительно того, почему не сохраняется традиция использования родового имени, Абд аль-Муталлиб ответил так: «Пусть Всевышний восхвалит в небесах того, кого Он создал на земле».

О периоде его отрочества и юности мало что можно сказать определенно, кроме того, что он рано осиротел: в два года он потерял мать, до восьми лет он оставался на попечении дедушки, – Абд аль-Муталлиба, а потом своего дяди – Абу Талиба. Последующая мусульманская традиция породила множество мифических сказаний о детстве «пророка» и разукрасила их самыми разнообразными деталями. Известно, впрочем, что Мухаммед в отрочестве был пастухом, а также ходил с караванами; один раз он побывал в Сирии, где, согласно легенде, христианский отшельник распознал в нем будущего пророка.

В 25 лет Мухаммед поступил на работу к своей дальней родственнице, вдове богатого купца Хадидже, на которой он чуть позднее женился, несмотря на то, что она была старше Мухаммеда на 15 лет. Женитьба, состоявшаяся по инициативе Хадиджи, дала Мухаммеду свободу действий и предоставила ему досуг, необходимый для умственного развития. Ежегодно он проводил какое-то время в одиночестве на горе Хира, неподалеку от Мекки (это был обычный для доисламской Аравии образ аскезы).

Во время одного из таких уединений в 610 г., когда ему было около сорока лет, Мухаммед, согласно традиции, услышал обращенный к нему призыв. Ему явился некий безымянный призрак, которого позднее стали считать архангелом Гавриилом. Он силой заставил Мухаммеда прочитать стихи. Эти стихи стали первыми строками «откровения». Вот как это краеугольное событие описывается в жизнеописании основателя ислама Ибн Хишама:

«Когда наступил этот месяц… посланник Аллаха отправился к горе Хира… Когда наступила ночь… принес ему Джибрил веление Аллаха. Посланник Аллаха рассказывал: -Явился мне Джибрил, когда я спал, с парчовым покрывалом, в которое была завернута какая-то книга и сказал: -Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Тогда он стал душить меня этим покрывалом, так, что я подумал, что пришла смерть. Потом он отпустил меня и сказал: -Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Он опять стал душить меня им, и я подумал, что умираю. Потом он отпустил меня и сказал:-Читай!» Я ответил: -Я не умею читать». Он вновь стал душить меня, так что я решил, что наступил конец, потом он отпустил меня и сказал:-Читай!» Я ответил: -Что читать?», желая только избавиться от него, чтобы он не стал опять делать со мной то же, что раньше. Тогда он сказал: -Читай! Во имя господина твоего, который сотворил..». (Коран 96, 1-5)».

Призвание Мухаммеда, как оно описано в мусульманских источниках, очень напоминает способ призвания шамана духами. Известно, что шаманами никто не становится по своей воле, и никто не стремится ими стать. Шаманы сами избираются потусторонними силами для службы им, после чего духи заставляют, в том числе и мучениями (так называемая «шаманская болезнь») кандидата в шаманы принять определенную им миссию. Видна основная параллель и в призвании Мухаммеда, и в призвании шаманов – это насилие над личностью, желание силой и мучениями заставить человека принять свою волю. Эту параллель отмечали и светские исследователи, например, М. Элиаде, который проводил также параллели между чудесным вознесением Мухаммеда на небо – «мираджем» и видениями шаманского транса.

В страхе Мухаммед прибегает домой и рассказывает о видении своей жене Хадидже. Та отправляется к своему двоюродному брату-христианину Вараке, и именно в разговоре с ним появляется концепция ислама – Варака толкует видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога. Хадиджа уверовала в это и постаралась убедить в этом самого перепуганного Мухаммеда, которому продолжало по ночам являться то же духовное существо. Довольно долго он пребывал в подозрениях, что это диавол.

Однако довольно оригинальным способом Хадидже удалось убедить его, что ему является именно ангел, а не шайтан. Когда Мухаммед в очередной раз увидел явившегося ему духа в образе человека, он сказал об этом Хадидже. Была ночь. Она спросила: «Видишь ли ты его сейчас?» Он сказал: «Да». После этого она раскрылась и спросила: «Видишь ли ты его теперь?» Он ответил: «Нет, он исчез». Она сказала: «Крепись и радуйся, потому что мы теперь точно знаем, что это ангел, а не дьявол». По ее мысли, будь он шайтаном, то остался бы посмотреть на обнаженную женщину, а ангел, с подобающей ему стыдливостью, обязательно бы удалился (см. Ибн Хишам. Жизнеописание пророка Мухаммеда. М., 2003. - С. 94 ).

Примечательно, что при этом формировании начальной концепции ислама, роль самого Мухаммеда была пассивной. Приняв определенную ему миссию, Мухаммед стал получать новые откровения, но еще целых три года он рассказывал о том, что ему открылось только в интимном кругу. Появились первые немногочисленные последователи – мусульмане («покорные»). Само название религии «ислам» переводится мусульманами как «покорность», в смысле, покорность Аллаху. Первыми мусульманами стали, прежде всего, родственники (жена Хадиджа, племянник Али и т.п.) и близкие знакомые.

Первой мусульманкой была Хадиджа, вторым – его племянник Али, которому тогда было 12 лет, и которого Мухаммед взял на воспитание. Следующим мусульманином стал раб Мухаммеда – Зейд. Потом появились другие, но, за исключением Абу Бакра – как правило, незнатные, не игравшие никакой роли в политической жизни Мекки люди, которые, тем не менее, верили, что Мухаммед пророк единого бога, которого он проповедовал под именем Аллаха. Они вместе собирались, молились, Мухаммед пересказывал им свои откровения, учил верить в одного Бога и себя, как пророка.

Следует процитировать несколько хадисов, которые описывают, каким образом Мухаммеду были откровения. Видения, подобные первоначальному, были очень редки. Откровения большей частью приходили в другом образе.

Ибн Саад приводит следующий хадис:

«Ал-Xapuc ибн Хишам сказал: -О посланник Аллаха! Как нисходят на тебя откровения?» Посланник Аллаха, ответил ему: -Иногда они приходят ко мне в форме звенящего колокола, и мне приходится очень тяжело; (в конце концов) он прекращает звенеть, и я помню все, что мне сказали. Иногда ангел появляется передо мной и говорит, а я вспоминаю все, что он сказал». Айша сказала: -Я была свидетельницей, когда откровение пришло ему в очень холодный день, когда оно прекратилось, весь его лоб был в испарине»».

«Убейд б. Самит рассказывает, что когда откровение сходило на посланника Аллаха, он чувствовал тяжесть, и цвет лица его подвергался изменению»(Хадис из сборника Муслима).

«Лицо пророка было красным, и он тяжело дышал какое-то время, а потом освобождался от этого» (Хадис из сборника ал-Бухари).

Надо сказать несколько слов о версиях, которые существовали в христианском мире, и о понимании этих откровений. Их три основных.

Первая версия: Мухаммед это имитировал и дурачил своих последователей. Он специально пользовался этим, чтобы произвести большее впечатление вокруг своего учения. Эта версия развита, в частности, у Феодора Абу Курры.

Другая: Мухаммед страдал эпилепсией, и эти состояния были эпилептическими припадками. Первым эту мысль выразил прп. Феофан Исповедник. Она пользуется вниманием в научном мире и до сего дня. Дело в том, что в жизнеописании Мухаммеда, написанном ибн Хишамом, имеются такие моменты, из которых можно сделать вывод, что подобные припадки были у Мухаммеда в детстве. Описывается случай, когда Мухаммед еще в младенческом возрасте, находясь в семье кормилицы Халимы, впал в обморочное состояние. Тогда Халима и ее муж очень перепугались за него, и, как говорит сама Халима: «Отец сказал мне: боюсь, что у этого ребенка был удар, поэтому отдай его в его семью, пока не сказался результат». Так мы взяли ребенка и отнесли его матери».

Еще одна версия состоит в том, что Мухаммед действительно видел все эти видения, которые были сгенерированы отрицательными духовными силами, то есть, во время этих состояний он находился под воздействием бесов, и этим бесообщением объясняется его состояние. Это высказывал Георгий Амартол, христианский историк IX века. Его хронография была переведена на славянский и грузинский языки и оказала колоссальное влияние на русскую историческую науку.

Каждая из этих интерпретаций имеет своих сторонников в наше время, в том числе и среди исследователей. Характерно, что каждая имеет сильную аргументацию в свою пользу и каждая находит основания в мусульманской исторической традиции. Не исключено, что в реальности все эти факторы сочетались и переплетались между собой.

Общественная проповедь

Спустя три года после первого откровения, Мухаммед получает указание начать общественную проповедь, что он и делает. Нервом первой проповеди стало возвещение единобожия, призыв отказаться от поклонения ложным богам и утверждение неотвратимости Последнего Суда.

Основным смыслом его проповеди было провозглашение единобожия, что есть только один бог – Аллах. Согласно с этим, происходят нападки на языческую религию арабов, на их чтимых богов и богинь, на их святыни. Он утверждал, что является пророком Аллаха, посланным для арабов, для того, чтобы увести их от ложного почитания, а также для провозглашения о Страшном Суде, о Воскресении, о награде верным и муках тех, кто не уверовал. Это были основные темы ранней проповеди Мухаммеда. Хотя появилось еще несколько обращенных, проповедь была встречена в целом равнодушно. Значительные же люди были оскорблены его нападками на их культ.

Помимо прочего это объяснялось тем, что Мухаммед не был оригинальным на фоне языческой среды. Одновременно с Мухаммедом, и ранее, у арабов существовали аналогичные пророки. Они учили о том, что Бог един, о Его милости, провозглашали себя пророками. У них были похожие на Мухаммеда впадения в транс. Его ранним предшественником и конкурентом был «пророк» Маслама из города Йемама на востоке Аравии. Так что неудача Мухаммеда как проповедника объясняется еще и тем, что он был неоригинален. Известно, что язычники упрекали его, что он просто пересказывает человека из Йемамы, который говорил то же самое, и даже вел себя также. Кроме этого, были другие пророки: Асвад, Талха и многие другие, которые говорили о том, что являются пророками единого Бога.

Конфликт между малочисленными последователями Мухаммеда и язычниками обострился тогда, когда «пророк» выступил против почитаемых мекканских божеств. Со временем конфликт начал выливаться в потасовки и преследования.
Известен эпизод, когда во время диспута на религиозные темы одного из последователей Мухаммеда и язычника, мусульманин, не имея аргументов, схватил лежащую рядом верблюжью кость и ударил ее острым концом своего оппонента, и серьезно ранил. Эта выходка и многое другое заставила элиту Мекки принять решение об уничтожении Мухаммеда, а также его сторонников. Некоторые мусульмане, которые находились в рабстве у язычников, были убиты или замучены, но самому Мухаммеду ничего не угрожало, так как он находился под покровительством своего рода. К главе рода Абу Талибу неоднократно приходили главы других родов и просили его снять защиту рода с Мухаммеда, предлагали ему разные варианты, однако, он не соглашался. Тогда мекканцы провозгласили бойкот роду хашим, но Абу Талиб остался непреклонен.

По мере обострения отношений в течение двух лет открытой проповеди, Мухаммед счел необходимым отослать в христианскую Абиссинию тех верующих, которые вызывали наибольшее раздражение. Состоялась эта первая хиджра в 615 г. При этом некоторые сподвижники Мухаммеда, переселившиеся в Абиссинию, узнав христианство, крестились (например, Убайдаллах ибн Джахиз).
Самому Мухаммеду по-прежнему не угрожали гонения. Когда остальные курайшиты объявили бойкот роду хашим, и это не заставило Абу Талиба изменить свою позицию. За это время умерла Хадиджа. Положение ухудшилось в 619 г, когда умерли Абу Талиб, несмотря на уговоры племянника, так и оставшегося язычником, а также глава рода Хадиджи. Преемником Абу Талиба становится другой дядя Мухаммеда Абу-Суфиан, который впоследствии стал его самым заклятым врагом, он снимает покровительство рода с Мухаммеда. Отчасти это было вызвано тем, что Мухаммед сказал, что поскольку его дядя Абу Талиб не принял ислам, то после смерти он отправится в ад.

Мухаммед пытается выйти на проповедь за пределы Мекки – в соседнем городе Таифе, но первая попытка не увенчалась успехом, и возвеститель новой религии был забросан камнями.

Вообще, в целом можно признать, что Мухаммед как проповедник был совершенно несостоятелен. Кроме поражения в Таифе, в самой Мекке он за десять лет не смог приобрести достаточно заметное число сторонников, а из горстки обратившихся многие были обращены не им, а его сторонником, уважаемым в Мекке торговцем Абу Бакром. Для сравнения: старший современник Мухаммеда и пророк-конкурент Маслама без труда смог обратить всех жителей своего родного города Йемамы. Тогда Мухаммед принимает решение о переселении в город Ясриб или Медину, в качестве третейского судьи, куда его приглашали представители племен, населявших город. Ясриб погрязал в междоусобных войнах и распрях между родами племени бану кайла, а также тремя иудейскими племенами. Их представители пригласили Мухаммеда и его общину поселиться в Медине в надежде, что присутствие мусульман окажет стабилизирующее воздействие. Вероятно, это было связано с тем, что мать Мухаммеда – Амина происходила из Ясриба. После двух лет переговоров с мединцами, часть из которых также приняла ислам, Мухаммед решается на вторую хиджру. Летом 622 г. около 70 членов его общины устремилось в Ясриб. Так что, когда 4 сентября Мухаммед вместе со своим другом Абу Бакром также прибыл в Ясриб, он нашел там личную охрану из мухаджиров (переселенцев). Мединские мусульмане назывались ансарами (помощниками). По прибытии Мухаммеда была построена первая мечеть.

Жители Медины вняли просьбам Мухаммеда и приняли на свое иждивение мусульман из Мекки. Однако так долго не могло продолжаться, ансары сами были небогаты, и община не могла существовать в нищенских условиях. Необходимостью было в сжатые сроки обеспечить экономическую независимость иммигрантов, которые лишились всего имущества.

Тогда Мухаммед принимает решение, которое можно считать поворотным в мусульманской истории. Видя, что невозможно прокормить общину честным трудом, он принимает решение заняться грабежом и совершает первый вероломный набег. Арабы почитали четыре священных месяца в году, во время которых было запрещено производить какие-либо военные действия. Во время этих месяцев Мухаммед, который хорошо знал о передвижении караванов, будучи в прошлом их участником, приказал небольшому отряду своих сторонников напасть на караван, зная, что тот будет незащищен.

Именно из этой точки начинается история успехов ислама, построенных не на проповеди, результаты которой были незначительны, а на грабежах, убийствах и военных столкновениях.

Первый такой налет был осуществлен по его приказу во время священного перемирия.

«Пророк услышал, что Абу Суфъян ибн Харб возвращается из Сирии с большим караваном курайшитов, везущим деньги и товары… Услышав о том… Пророк призвал мусульман напасть на них, говоря: -Вот караван курейшитов. В нем– их богатства. Нападайте на них, и, может, с помощью Аллаха они вам достанутся!»» (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 278–279).

Определенно сказано, что сам Мухаммед был инициатором захвата каравана с деньгами и товарами. Мухаммед понимал, что имущество в караване принадлежит не ему, не мусульманам, а другим людям. Однако он призывает мусульман захватить эти ценности, и это единственный мотив, который приведен биографом.

Караван практически шел без охраны, и вероломное нападение увенчалось успехом: посланный отряд мусульман возвратился с добычей. Однако многие последователи Мухаммеда были смущены нарушением священных месяцев перемирия, запретных для военных действий. На их недоумения ответило откровение: «Они спрашивают тебя [дозволено ли,] сражаться [с мекканскими многобожниками] в запретный месяц. Отвечай: -Сражаться в запретный месяц – великий грех. Однако совращать с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть, неверие в Него и изгнание молящихся из нее – еще больший грех перед Аллахом, ибо многобожие – грех больший, чем убийство»»(Коран 2. 217).

Через год мекканцы отправили к Ясрибу отряд с целью покарать Мухаммеда за разбой. Около 15 марта 624 г. они напали на мусульман. Со стороны язычников в битве участвовало около шестисот человек, со стороны мусульман – чуть больше трехсот. Благодаря дисциплине и рвению мусульман победа оказалась на их стороне. Это оказало значительное укрепление позиции Мухаммеда в Медине, многие язычники стали активно принимать ислам. Мусульмане были убеждены, что эта победа – подтверждение их правоты. «Не вы их убивали, но Аллах их убивал» (Коран 8. 17), – сказало об этом откровение.

В битве при Бадре было захвачено много язычников в плен. Некоторых из них «пророк» велел продать родственникам за выкуп, тех, кто был нищим, отпустил под клятвой, что те никогда не станут противостоять ему, а некоторых приказал убить:

«Пророк двинулся, возвращаясь в Медину. Вместе с ним были пленные язычники, и среди них – Укба ибн Абу Муайт, ан-Надр ибн аль-Харис… Когда Пророк находился в ас-Сафре, был убит ан-Надр ибн аль-Харис. Потомдвинулся дальше, и… был убит Укба ибн Абу Муайт. Когда Пророк приказал убить Укбу, Укба спросил: «Что же будет с мальчиками, о Мухаммед?» Пророк ответил: «Огонь». Его убил Асим ибн Сабит алъ-Ансари…» (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 300).

Указанные люди отмечены особо, поскольку они в свое время досаждали Мухаммеду насмешками над ним и его стихами. Такого Мухаммед не прощал и устраивал показательные казни. А мальчики, о которых Мухаммеда спрашивает поэт Укба, это его, Укбы, дети…

В случившейся еще спустя год следующей битве – при Ухуде, мусульмане потерпели ощутимое поражение, хотя Мухаммед накануне предсказывал победу, тем не менее, под ним был убит его верблюд, и ему самому выбили два зуба.

Для мусульманской общины наступили не лучшие времена, хотя она и не развалилась, несмотря на поражение. Мухаммеду снизошло откровение, объяснявшее, что во всем виноваты сами мусульмане, но не «пророк». Если бы, мол, они его слушались, то победили бы. Вместе с тем Мухаммед усиливает свои позиции внутри Медины. Начинаются репрессии на тех, кто выступал против Мухаммеда. Все проповеди Мухаммеда, которые потом стали Кораном, были в стихотворной форме, и хотя сам Мухаммед утверждал, что никто и никогда не сможет написать таких замечательных стихов, тем не менее, арабские поэты скептически относились к его стихотворчеству и к уровню его стихов. Они высмеивали их в своих стихах, и этого он не мог терпеть. По приказу Мухаммеда помимо захваченных в плен мекканских поэтов, были убиты два поэта, жившие в Медине. Причем для убийства старика-поэта, который был очень осторожным, Мухаммед разрешил убийцам прибегнуть ко лжи. Они сказали поэту, что они не мусульмане и, войдя к нему в доверие, убили старика и принесли Мухаммеду его сердце. Этим репрессиям подвергались и женщины. Мухаммед лично приказал своему вольноотпущеннику и приемному сыну Зейду убить поэтессу Умм Кирфа, которая высмеивала «пророка» в своих поэмах. Зейд убил ее, привязав к ее ногам по веревке, на другом конце привязанных к двум верблюдам, ведя верблюдов в противоположных направлениях, пока женщина не была разорвана на две половины (Al «saba – Ibn Hagar – vol. 4, page 231)

Большая часть язычников Медины стали мусульманами, меньшинство же заставили выселиться. Другой оппозицией в городе оставались иудейские племена, которых было четыре. Некоторые из иудеев также приняли ислам, но их количество было незначительным. Большинство иудеев высмеивали пророческие притязания и потуги к пересказу библейских историй, которые предпринимал Мухаммед. Это его раздражало, и он начал планомерную войну против иудейских племен. При этом он поступал как хитрый политик, пользовался ссорами между племенами и добивался того, чтобы каждое племя уничтожить по отдельности, при этом находясь в мире со всеми остальными. Три племени он уничтожил поголовно. Это первый пример геноцида при исламе. Одно племя он заставил выселиться.

«В полдень Пророку явился Джабраиль… [и сказал]: «Всемогущий и всеславный Аллах приказывает тебе, о Мухаммед, пойти на Бану Курайза. Я отправлюсь к ним и потрясу их». Посланник Аллаха осаждал их в течение двадцати пяти дней, пока осада для них не стала невыносимой… «Потом они сдались, и Пророк запер их в Медине в доме Бинт аль-Харис, женщины из Бану ан-Наджжар. Потом Пророк пошел на рынок Медины и вырыл там несколько рвов. Потом велел их привести, и отрубил им головы в этих рвах. Говорят, что их было от восьмисот до девятисот человек». (Ибн Хишам. Жизнеописание… с. 400).

Некоторых из влиятельных язычников – мединцев, например, Халида ибн Суфьяна и Кааба ибн аль-Ашрафа, Мухаммед убил через подосланных убийц, других – заставил выселиться. Таким образом, Мухаммед получил в свое распоряжение целый город с крепкой и обученной общиной, полностью ему послушной. Поэтому, когда мекканцы предприняли следующий поход, положение было другое.

Мекканцы собрали большой отряд и выдвинулись против Медины с намерением уничтожить ислам. Однако Мухаммед, который понимал, что сил еще недостаточно, прибег к советам специалиста-перса, состоявшего в общине, и подсказал новшество, с которым арабы были незнакомы. Салман-Перс посоветовал выкопать ров вокруг Медины. Когда мекканцы пришли к этому рву, то не решились его преодолевать и отступили, довольствуясь тем, что уничтожили финиковые пальмы, которые росли вокруг. Большинство последующих битв мусульмане выигрывали, несмотря на то, что некоторые племена объединялись против них, поскольку противники совершали ошибки и не были едины. За счет этого ислам усиливался.

По мере роста силы, Мухаммед навязывал свою религию окружающим малым племенам. Бедуины воспринимали это в большинстве случаев пассивно, нескольких всадников было достаточно, чтобы уничтожить племенные идолы, сопротивления это практически не встречало.

В 630 г. Мухаммед во главе многотысячного войска двинулся на Мекку. Город капитулировал. Мухаммед демонстративно простил своих самых заклятых врагов. Те, столь же демонстративно в числе первых поспешили принять ислам. В год смерти (632) Мухаммед совершил ритуал хаджа в Каабу, очищенную от идолов, и совершил обряд поклонения черному камню. Со всех сторон в Мекку стекались представители арабских племен, спешивших вступить в союз с грозной силой. В год смерти Мухаммеда насчитывалось около 100 000 приверженцев ислама. Однако не все было гладко. Ряд областей Аравии (Восток и Юг) прогнали с позором его эмиссаров, сплотившись возле своих собственных пророков – Асвада и Мусейлимы. Именно эти альтернативные пророки вместе со своими приверженцами стали самыми твердыми препятствиями на пути ислама в Аравии.

Тяжелая болезнь застала Мухаммеда за приготовлением большого похода против Византии. Смерть помешала осуществить задуманное. Перед смертью он тяжело болел, призраки умерших беспокоили его. Умер он в Медине, в 632 г.

Личная жизнь

Согласно исламскому учению: «Посланник Аллаха – образцовый пример для вас, для тех, кто возлагает надежды на Аллаха» (Коран 33.21). Поэтому действия и нравственный облик Мухаммеда имеют огромное значение для каждого мусульманина.

В Медине Мухаммед обзавелся гаремом, он имел единовременно до девяти жен, а всего за всю жизнь у него было 13 жен. Для мусульман Мухаммед поставил ограничение не брать больше четырех жен, но потом получил «откровение», что ему самому, в виде исключения, можно брать неограниченное количество жен. Среди этих жен были некоторые интересные примеры. Например, Айша бинт Абу Бакр, на которой Мухаммед женился, когда ей было девять лет. Поскольку Мухаммед – образец для мусульманина, то это является правовым прецедентом в мусульманском праве. В Иране и Марокко до сего дня девочек могут отдавать замуж в девять лет. Другой из его жен была жена его приемного сына Зеида, она очень понравилась Мухаммеду, и он заставил сына развестись с ней, и взял ее в жены. Когда некоторые из мусульман посмели этим возмутиться, поскольку, по понятиям арабов такой брак являлся кровосмешением, то Мухаммед тут же получил «откровение», разрешающее жениться на женах приемных сыновей.
Была также одна иудейка, захваченная «пророком» на поле боя, которая отказалась от «чести» быть «женой пророка», и, более того, пыталась отравить Мухаммеда.

Большую роль играло обоснование и призывы военной агрессии против немусульман. Пророк сказал: «Мне приказано воевать с людьми, пока они не засвидетельствуют, что нет Бога кроме Аллаха, и что Мухаммед Его слуга и Его Посланник, они не повернутся в направлении нашей киблы (направление для молитвы), не будут есть, то, что мы убиваем, и не будут молиться как мы. Когда они станут делать так, мы будем не вправе отнять их жизнь и собственность, кроме того, что причитается от них» (Абу Дауд, 2635, – здесь и далее в сносках первым стоит имя автора сборника хадисов, составляющих Сунну, а вторым – номер хадиса в сборнике).

«Пусть сражаются во имя Аллаха те, которые покупают будущую жизнь ценой жизни в этом мире. Тому, кто будет сражаться во имя Аллаха и будет убит или победит, Мы даруем великое вознаграждение» (Коран 4, 74), умерший на джихаде «будет возвеличиваем за свои дела до Дня Воскресения, и будет свободен от загробного Суда» (Муслим, 2494).

Мухаммеду самому было приказано: «О Пророк! Воодушевляй верующих сражаться с неверными!» (Коран 8, 65). И он – воодушевлял. «Посланник Аллаха побуждал людей на джихад и говорил им о Райских Садах. Один из ансаров ел финики, которые держал в руках, и сказал: -Я так желаю попасть в этот мир, должен ли я сидеть пока закончу есть?» Он выбросил то, что было в руках, и взял свой меч и сражался, пока не был зарублен». (Малик, 21,18,42).

При этом участие в джихаде – обязанность мусульманина, не зависящая от желания ее выполнять: «Вам предписано сражаться с врагами ислама, а это вам ненавистно. Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно, то, что для вас – зло. Аллах ведает об этом, а вы не ведаете» (Коран 2. 216).

Отношения Мухаммеда с христианами

С Мухаммедом регулярно встречались представители христианских арабских племен, и он с удовольствием беседовал с ними о вере. На протяжении жизни основателю ислама приходилось сражаться с четырьмя иудейскими племенами – канук, надир, курайз и хайбар, и один поход он направил против православных византийцев.

С Мухаммедом заключили договор христиане Наджрана. Они также имели религиозные диспуты, оканчивавшиеся для лжепророка неудачно. Видимо, эти неудачи и послужили тому, что он в последние годы жизни испытывал к христианам и христианству всевозрастающую неприязнь. В Коране можно встретить как восхваляющие христиан аяты, так и прямые проклятия. Он завещал изгнать всех христиан с Аравийского полуострова и умер за приготовлением большого похода против православных византийцев.

Мухаммед – арабский проповедник единобожия, основатель и центральная фигура религии ислама, пророк мусульман. Согласно исламскому вероучению, Аллах ниспослал Мухаммеду священное писание - Коран.

Родился посланник Аллаха в Мекке 22 апреля 571 года. О появлении особенного ребенка матери Мухаммеда сообщил ангел, пришедший во сне. Рождение пророка сопровождали удивительные события. Трон короля персов Кисры вздрогнул под правителем как от толчка землетрясения. В королевском зале обрушилось 14 балконов. Мальчик появился обрезанным. Присутствующие при рождении увидели, что новорожденный поднимает голову и опирается на руки.

Мухаммед принадлежал к племени Курайш, считавшемся у арабов элитой. Семья будущего проповедника Корана относилась к хашимитам, клану, названному по имени прадеда Мухаммеда – Хашима, богатого араба, удостоившегося чести кормить паломников. Отец пророка Абдоллах – внук могущественного Хашима, но богатства, как дед, не нажил. Мелкий купец едва зарабатывал на пищу семье. Сына, ставшего величайшим пророком, отец не увидел – умер до рождения Мухаммеда.

В 6 лет мальчик стал круглым сиротой – скончалась Амина, мама Мухаммеда. Женщина на время отдавала сына на воспитание бедуинке Халиме, жившей в пустыне. Осиротевшего мальчика взял к себе дедушка, но вскоре Мухаммед попал в дом к дяде. Абу-Талиб был добрым, но чрезвычайно бедным человеком. Племяннику пришлось рано взяться за работу и научиться зарабатывать на пропитание. За копейки маленький Мухаммед пас коз и овец, принадлежавших зажиточным мекканцам, собирал в пустыне ягоды.

В 12 лет подросток впервые погрузился в атмосферу духовных исканий: вместе с дядей Мухаммед побывал в Сирии, где познакомился с религиозными течениями иудаизма, христианства, иных верований. Он трудился погонщиком верблюдов, затем стал торговцем, но вопросы веры не оставляли парня. Когда Мухаммеду исполнилось 20, его взяли приказчиком в дом овдовевшей женщины Хадиджи. Молодой человек, выполняя поручения хозяйки, путешествовал по стране, интересовался местными обычаями и верованиями племен.

Хадиджа, будучи старше Мухаммеда на 15 лет, предложила 25-летнему юноше взять ее в жены, что не понравилось отцу женщины, но она проявила упорство. Молодой приказчик женился, брак оказался счастливым, он любил и уважал Хадиджу. Женитьба принесла Мухаммеду благополучие. Он посвящал свободное время главному, к чему влекло с юных лет – духовным исканиям. Так началась биография пророка и проповедника.

Проповедничество

Жизнеописание главного мусульманского пророка гласит, что Мухаммед удалялся от мира и суеты, погружаясь в созерцание и раздумья. Уединяться он любил в пустынных ущельях. В 610 году, когда Мухаммед пребывал в пещере горы Хира, ему явился архангел Гавриил (Джибрил). Он назвал молодого человека посланником Аллаха и приказал запомнить первые откровения (аяты Корана).

История гласит, что круг приверженцев Мухаммеда, проповедовавшего после встречи с Гавриилом, постоянно рос. Проповедник призывал соплеменников к праведной жизни, убеждал соблюдать заповеди Аллаха и готовиться к грядущему божьему суду. Пророк Мухаммед рассказал, что всемогущий Бог (Аллах) создал человека, а с ним все живое и неживое на земле.

Предшественниками посланник Аллаха назвал Мусу (Моисея), Йусуфа (Иосифа), Закарию (Захария), Ису (). Но особое место в проповедях Мухаммеда отводилось Ибрахиму (Аврааму). Его он назвал праотцом арабов и евреев и первым, кто проповедовал единобожие. Миссию свою Мухаммед видел в восстановлении веры Ибрахима.


Аристократы Мекки увидели в проповедях Мухаммеда угрозу власти и устроили против него заговор. Соратники уговорили пророка покинуть опасный край и на время переехать в Медину. Он так и поступил. За проповедником в Медину (Ясриб) в 622 году перебрались сотни сподвижников, сформировав первую мусульманскую общину.

Община окрепла и в наказание мекканцам за то, что изгнали проповедника и его соратников, совершала нападения на караваны, выходящие из Мекки. Средства от грабежа направлялись на нужды общины.

В 630 году ранее гонимый пророк Мухаммед вернулся в Мекку, торжественно въехав в священный город спустя 8 лет после изгнания. Купеческая Мекка встретила пророка толпами почитателей со всей Аравии. Шествие Магомета по улицам было величественным. Пророка, одетого в простую одежду и черную чалму, сидящего на верблюде, сопровождали десятки тысяч паломников.


Святой въехал в Мекку как богомолец, а не триумфатор. Он обошел святые места, совершил обряды и принес жертвы. 7 раз пророк Мухаммед объехал Каабу и столько же прикоснулся к священному Черному камню. В Каабе проповедник объявил, что «нет Бога, кроме единого Аллаха», и приказал разрушить 360 идолов, стоявших в храме.

Окрестные племена не сразу приняли ислам. После кровопролитных войн и тысяч человеческих жертв они признали пророка Мухаммеда и приняли Коран. Вскоре Магомет стал повелителем Аравии и создал могущественную арабскую державу. Когда в Мекке появились ставленники и военачальники Мухаммеда, он вернулся в Медину, посетив могилу матери Амины. Но радость пророка от торжества ислама омрачилась вестью о смерти единственного сына Ибрагима, на которого отец возлагал надежды.


Скоропостижная кончина сына подкосила здоровье проповедника. Он, почувствовав приближение смерти, снова двинулся в Мекку, чтобы в последний раз помолиться в Каабе. Услышав о намерениях пророка и желая помолиться с ним, в Мекке собралось 10 тысяч паломников. Пророк Мухаммед объехал Каабу на верблюде и принес в жертву животных. Паломники с тяжелым сердцем внимали словам Мухаммеда, понимая, что слушают его в последний раз.

В исламе для верующих имя наделено сакральным значением. Мухаммед переводится как «достойный похвалы», «восхваляемый». В Коране имя пророка повторяется четыре раза, в других случаях Мухаммеда называют Наби («пророк»), Расуль («вестник»), Абд («раб Бога»), Шахид («свидетель») и еще несколькими именами. Полное имя пророка Мухаммеда длинное: в него вошли имена всех его предков по мужской линии, начиная с Адама. Верующие называют проповедника Абуль-Касим.


День пророка Мухаммеда – Маулид ан-Наби – отмечают на 12-й день третьего месяца исламского лунного календаря Раби аль-авваль. День рождения Мухаммеда – третья по почитанию дата для мусульман. Первое и второе место занимают праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. При жизни пророк праздновал только их.

День пророка Мухаммеда потомки отмечают молитвами, добрыми делами, рассказами о чудесах святого. Праздником день рождения пророка стал через 300 лет после прихода ислама. История жизни Мухаммеда (Магомета, Магомеда, Мохаммеда) воспета в книге азербайджанского писателя Гусейна Джавида. Драма называется «Пророк».

О центральной фигуре ислама снят не один десяток фильмов. В середине 1970-х на экраны вышла американо-арабская картина Мустафы Аккада «Послание (Мухаммад посланник Бога)». В 2008 году зрители увидели 30-серийный сериал «Луна рода Хашим», снятый киностудиями Иордании, Сирии, Судана и Ливана. О жизни и характере святого снят фильм «Мухаммад - посланник Всевышнего» режиссером Маджидом Маджиди, премьера которого состоялась в 2015 году.

Личная жизнь

Хадиджа окружила молодого мужа материнской опекой. Мухаммед, освободившись от хлопот и торговых дел, посвятил время религии. Союз с Хадиджой оказался щедрым на детей, но сыновья умерли. После кончины любимой супруги Мухаммед неоднократно женился, но количество жен пророка источники называют разное. В одних указывают 15, в других – 23, из которых физические отношения Мухаммед имел с 13.


Британский арабист и профессор Эдинбургского университета Уильям Монтгомери Уотт в работах по истории ислама раскрывает причину разного количества жен пророка: племена, претендуя на родственные связи со святым, приписывали Мухаммеду жен-соплеменниц. Пророк Мухаммед вступал в браки до Коранического запрета, разрешающего жениться четыре раза.

Исследователи сходятся во мнении, что у пророка было 13 жен. Возглавляет список Хадиджа бинт Хувайлид, вышедшая замуж за Мухаммеда вопреки родительской воле. Историки утверждают, что ни одна из последующих жен пророка не заняла в его сердце место, которое досталось Хадидже.

Из 12 жен, появившихся после первой, любимой называют Аишу бинт Абу Бакр. Это третья супруга пророка Мухаммеда. Аиша – дочь халифа, ее называют величайшим из семи ученых ислама своего времени.

Всех детей пророка, кроме сына Ибрагима, родила Хадиджа. Она подарила мужу семерых отпрысков, но мальчики умерли в младенчестве. Дочери Мухаммеда дожили до начала пророческой миссии отца, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину. Все, кроме Фатимы, умерли прежде отца. Дочери Фатимы не стало через полгода после кончины великого отца.

Смерть

Здоровье пророка Мухаммеда ухудшилось после прощального хаджа в Медину. Посланник Аллаха, собрав оставшиеся силы, посетил могилы шахидов и совершил заупокойный намаз. Возвратившись в Медину, пророк до последнего дня сохранял ясный ум и память. Он простился с родными и последователями, попросил прощения, раздал сбережения нищим и отпустил рабов. Лихорадка усилилась, и в ночь на 8 июня 632 года пророк Мухаммед умер.


Жен не допустили до омовения тела, омыли покойного родственники-мужчины. Похоронили посланника Аллаха в одежде, в которой он умер. Три дня верующие прощались с пророком Мухаммедом. Могилу вырыли в том месте, где он умер – в доме жены Аиши. Позже над прахом возвели мечеть, ставшую святыней мусульманского мира.

Паломничество в Медину, где похоронен Мухаммед, считается богоугодным делом. Путешествие в Медину верующие совершают вместе с паломничеством в Мекку. Мечеть в Медине уступает по размеру мечети в Мекке, но поражает красотой. Она построена из розового гранита и украшена золотом, чеканкой и мозаикой. В центре мечети - глинобитная хижина, где спал пророк Мухаммед, и могила святого.

Цитаты

  • «Оставь внушающее тебе сомнение и обратись к тому, что сомнений у тебя не вызывает, ведь правда – это спокойствие, а ложь – сомнение».
  • «Пусть язык твой постоянно наслаждается поминанием Аллаха».
  • «Самым любимым из благих дел пред Богом является то, что постоянно, даже если оно незначительно».
  • «Религия - легкость».
  • «Каковы вы есть, таковы те, кто правит вами».
  • «Проявляющие излишнюю щепетильность и чрезмерную строгость - погибнут».
  • «Горе тебе! Держись ног матери, там Рай!».
  • «Рай находится в тени ваших мечей».
  • «Аллах мой, прибегаю к Тебе от знания бесполезного…».
  • «Человек с тем, кого он полюбил».
  • «Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы».
  • Слова «Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе» отношения к деятельности пророка Мухаммеда не имеют. Выражение основано на рассказе о Ходже Насреддине. Британский ученый и философ в своей книге «Нравственные и политические очерки» заменил Ходжу на Мухаммеда, подав собственный вариант рассказа о Ходже.
  • Лондонский журнал «Time Out» назвал пророка Мухаммеда первым экологом.
  • Кефирный грибок ранее назывался «Пшено Пророка». По легенде, под этим именем секрет его выращивания Мухаммед передал жителям Кавказа.

  • Мухаммед, предположительно, страдал эпилепсией с судорожными приступами и сумеречным помрачением сознания. В Коране сообщается, что неверующие называли пророка одержимым. Но в Коране также сказано, что «Мухаммед по милости Господа является пророком и не является одержимым».
  • Отпечаток ноги пророка Мухаммеда, впечатанный в камень, хранится в Тюрбе - мавзолее в Эюпе (Стамбул).

  • Главным чудом Мухаммеда мусульманские богословы считают Коран. Несмотря на то, что авторство Корана в немусульманских источниках может приписываться самому Мухаммеду, преданные хадисы говорят, что его речь не была схожа с коранической.
  • Выдающиеся художественные достоинства Корана признаются всеми знатоками арабской словесности. По мнению Бернхарда Вайса, человечеству за всю его средневековую, новую и новейшую историю не удалось написать ничего подобного Корану.
  • В Коране есть предание о хлебе, аналогичное истории о том, как Иисус накормил пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами.

Пророк Мухаммед родился в Мекке (Саудовская Аравия) приблизительно в 570 году н. э., в клане Хашим племени Курайш. Отец Мухамеда - Абдаллах, умер до рождения Сына, а мать Мухамеда - Амина умерла, когда Ему исполнилось всего лишь шесть лет, оставив Сына сиротой. Мухаммед воспитывался сначала Своим дедушкой Абд аль-Мутталибом, человеком исключительной набожности, а затем - Своим дядей, торговцем Абу Талибом.

В то время арабы были закоренелыми язычниками, среди которых, впрочем, выделялись немногие приверженцы Единобожия, такие, например, как Абд аль-Мутталиб. Большинство арабов жили кочевой жизнью на исконно принадлежащих им территориях. Городов было мало. Главными среди них можно назвать Мекку, Йасриб и Таиф.

Смолоду Пророк отличался исключительным благочестием и набожностью, веруя, как и Его дедушка, в Единого Бога. Сначала Он пас стада, а затем стал участвовать в торговых делах Своего дяди Абу Талиба. Он становился известным, люди Его любили и в знак уважения за набожность, честность, справедливость и рассудительность одарили почетным прозвищем аль-Амин (Заслуживающий доверия).

Позднее Он вел торговые дела состоятельной вдовы по имени Хадиджа, предложившей, некоторое время спустя, Мухамеду вступить с ней в брак. Несмотря на разницу в возрасте, они жили счастливой супружеской жизнью, имея шестерых детей. И хотя в те времена полигамия среди арабов была обычным явлением. Пророк не брал Себе других жен, пока жива была Хадиджа.

Новообретенное положение высвободило гораздо больше времени для молитв и размышлений. По обыкновению своему Мухамед удалялся в горы, окружавшие Мекку, и надолго уединялся там. Иной раз затворничества Его длились несколько дней. Особенно Ему полюбилась пещера горы Хира (Джабал Hyp - Горы Света), величаво возвышающаяся над Меккой. В одно из таких посещений, пришедшееся на 610 год, с Мухамедом, которому было в то время около сорока лет, случилось нечто такое, что полностью изменило всю Его жизнь.

В нахлынувшем внезапно видении перед Ним предстал ангел ангел Джабраил (Гавриил) и, указав на явившиеся извне слова, велел Ему произнести их. Мухамед воспротивился, заявив, что неграмотен, а посему не сможет их прочитать, но ангел продолжал настаивать, и Пророку вдруг открылся смысл этих слов. Ему велено было выучить их и в точности передать остальным людям. Таким вот образом и ознаменовалось первое откровение о речениях Книги, ныне известной как Коран (от араб. "чтение").

Эта полная событий ночь пришлась на 27 число месяца Рамадан, и получила название Лейлят аль-Кадр. Отныне жизнь Пророка уже не принадлежала ему, но была отдана на попечение Того, Кто призвал его к пророческой миссии, и остаток дней Своих он провел в услужении Богу, повсеместно провозглашая Его послания.

Получая откровения, Пророк не всегда видел ангела Джабраила, а когда видел, то ангел не всегда появлялся в том же обличье. Иногда ангел представал перед Ним в человеческом обличии, затмевающим горизонт, а иногда Пророку удавалось всего лишь уловить на Себе его пристальный взгляд. По временам Он слышал только голос, говорящий Ему. Иногда Он получал откровения, глубоко погрузившись в молитву, но в других случаях они появлялись совершенно "произвольно", когда Мухамед, например, пребывал в заботах о делах повседневной жизни, либо отправлялся на прогулку или же просто увлеченно внимал содержательной беседе.

В первое время Пророк избегал публичных проповедей, предпочитая личную беседу с заинтересованными людьми и с теми, кто заприметил в Нем необычайные перемены. Ему открылся особый путь мусульманской молитвы, и Он немедленно приступил к ежедневным благочестивым упражнениям, что неизменно вызывало волну нареканий со стороны тех, кто видел его. Получив высочайшее распоряжение начать публичную проповедь, Мухамед был высмеян и обруган народом, вдоволь поглумившимся над Его высказываниями и поступками. Между тем многие курайшиты серьезно встревожились, осознав, что настойчивость Мухамеда в утверждении веры в Единого Истинного Бога может не только подорвать престиж многобожия, но и привести к полному упадку идолопоклонничества, если люди вдруг начнут обращаться в веру Пророка. Некоторые родственники Мухамеда превратились в главных Его противников: унижая и высмеивая самого Пророка, не забывали они творить зло и против новообращенных. Существует множество примеров издевательства и надругательства над принявшими новую веру. Две большие группы первых мусульман в поисках убежища переселились в Абиссинию, где христианский негус (царь), весьма впечатленный их учением и образом жизни, согласился оказать им покровительство. Курайшиты решили наложить запрет на все торговые, деловые, военные и личные связи с кланом Хашим. Представителям этого клана строжайше воспрещалось появляться в Мекке. Настали очень трудные времена, и многие мусульмане были обречены на жесточайшую нищету.

В 619 году умерла жена Пророка Хадиджа. Она была Его самым преданным сторонником и помощником. В этом же году скончался и дядя Мухамеда, Абу Талиб, защищавший Его от самых яростных нападок со стороны соплеменников. Пораженный горем Пророк покинул Мекку и отправился в Таиф, где попытался обрести убежище, но и там был отвергнут.

Друзья Пророка сосватали Ему в жены благочестивую вдову по имени Сауда, оказавшуюся весьма достойной женщиной, да к тому же еще и мусульманкой. Аиша, малолетняя дочь его друга Абу Бакра, знала и любила Пророка всю свою жизнь. И хотя была она слишком юной для брачных уз, однако, согласно тогдашним обычаям, все же вошла в семью Мухамеда на правах свойственницы. Следует, однако, развеять заблуждение, бытующее среди людей, которые, совершенно не понимают причин мусульманского многобрачия. В те времена мусульманин, берущий себе в жены несколько женщин, делал это из чувства сострадания, милостиво предоставляя им свою защиту и кров. Мужчин-мусульман призывали оказывать помощь женам своих друзей, погибших в бою, предоставлять им в собственность отдельные дома и обращаться с ними, словно с ближайшими родственницами (разумеется, все может быть иначе в случае взаимной любви).

В 619 году Мухаммеду довелось пережить вторую наиважнейшую ночь в своей жизни - Ночь Вознесения (Лейлят аль-Мирадж). Известно, что Пророк был разбужен и перенесен на волшебном животном в Иерусалим. Над местоположением древнего иудейского Храма на горе Сион разверзлись небеса и открылся путь, приведший Мухаммеда к трону Господа, однако ни ему, ни сопровождавшему его ангелу Джабраилу не было дозволено вступить в запредельные области. Этой ночью Пророку открылись правила мусульманской молитвы. Они стали средоточием веры и незыблемой основой жизни мусульман. Также Мухаммед встречался и беседовал с другими пророками, включая Иисуса (Ису), Моисея (Мусу) и Авраама (Ибрахима). Это чудесное событие весьма утешило и укрепило Пророка, добавив уверенности в том, что Аллах не покинул Его и не оставил наедине с печалями.

Отныне судьба Пророка изменилась самым решительным образом. Его все еще преследовали и высмеивали в Мекке, однако послание Пророка уже было услышано людьми далеко за пределами этого города. Некоторые из старейшин Йасриба уговаривали Его покинуть Мекку и переселиться в их город, где Он с почетом будет принят как вождь и судья. В этом городе совместно проживали арабы и евреи, постоянно враждовавшие друг с другом. Они надеялись, что Мухаммед принесет им мир. Пророк незамедлительно посоветовал многим из Своих мусульман-последователей переселиться в Йасриб, пока Он оставался в Мекке, чтобы не вызвать излишних подозрений. После смерти Абу Талиба осмелевшие курайшиты могли спокойно напасть на Мухаммеда, даже убить его, и он отлично понимал, что это рано или поздно должно произойти.

Отъезд Пророка сопровождался некоторыми драматическими событиями. Сам Мухаммед чудом избежал плена благодаря своему исключительному знанию местных пустынь. Несколько раз курайшиты чуть было не пленили Его, однако Пророку все же удалось достичь предместий Йасриба. В городе его с нетерпением ждали, и когда Мухаммед прибыл в Йасриб люди устремились ему навстречу с предложениями о пристанище. Смутившись их гостеприимством, Мухаммед предоставил право выбора своему верблюду. Верблюд остановился у места, где сушились финики, и оно мгновенно было подарено Пророку для построения дома. Город получил новое имя - Мадинат ан-Наби (Город Пророка) ныне в сокращении известный как Медина.

Пророк без промедления приступил к подготовке указа, согласно которому Он провозглашался верховным главой всех враждовавших между собой племен и кланов Медины, вынужденных отныне подчиняться Его распоряжениям. Он установил, что все граждане вольны исповедовать свою религию в мирном сосуществовании, не опасаясь преследований или высочайшей немилости. Он просил их только об одном - сплотиться и дать отпор любому врагу, осмелившемуся напасть на город. Прежние племенные законы арабов и евреев были заменены основным принципом "правосудия для всех", независимо от социального положения, цвета кожи и вероисповедания.

Став правителем города-государства и овладев несметным богатством и влиянием. Пророк тем не менее никогда не жил, как царь. Его жилище состояло из простых глиняных домиков, выстроенных для Его жен; у Него никогда не было даже собственной комнаты. Неподалеку от домиков располагался двор с колодцем - место, которое отныне стало мечетью, где собираются правоверные мусульмане.

Почти вся жизнь пророка Мухамеда прошла в постоянной молитве и в наставлении верующих. Кроме пяти обязательных молитв, которые Он проводил в мечети, Пророк много времени уделял уединенной молитве, а иной раз и большую часть ночи посвящал благочестивым размышлениям. Его жены совершали вместе с Ним ночную молитву, после которой они удалялись в свои покои, а Он многие часы продолжал молиться, ненадолго засыпая к концу ночи, чтобы вскоре проснуться к предрассветной молитве.

В марте 628 года Пророк, мечтавший о возвращении в Мекку, решил воплотить Свою мечту в реальность. Он отправился в путь с 1400 последователями, совершенно безоружными, в паломнических одеяниях, состоявших из двух простых белых покрывал. Однако последователям Пророка было отказано во въезде в город, несмотря на то, что многими гражданами Мекки исповедовался ислам. Во избежание столкновений паломники принесли свои жертвы вблизи Мекки, в местности, называемой Худайбийа.

В 629 году пророк Мухамед приступил к планам мирного овладения Меккой. Перемирие, заключенное в местечке Худайбийа, оказалось недолговечным, и в ноябре 629 года мекканцы напали на одно из племен, состоявшее в дружественном союзе с мусульманами. Пророк двинулся на Мекку во главе 10 000 человек, самой огромной армии, которая когда-либо покидала Медину. Они расположились вблизи Мекки, после чего город сдался без боя. Пророк Мухамед с триумфом вошел в город, сразу же направился к Каабе и семижды совершил ритуальное обхождение вокруг нее. Затем Он вошел в святыню и разрушил всех идолов.

Лишь в марте марте 632 года пророк Мухамед совершил Свое единственное полноценное паломничество к святыне Каабы, известное как Хаджат аль-Вида (Последнее паломничество). Во время этого паломничества Ему были посланы откровения о правилах хаджа, которым и по сей день следуют все мусульмане. Когда Пророк достиг горы Арафат для "предстояния перед Аллахом", Он провозгласил Свою последнюю проповедь. Уже тогда Мухамед был тяжело болен. Он продолжал по мере сил руководить молитвами в мечети. Улучшения в болезни не было, и Он слег окончательно. Ему было 63 года. Известно, что последними Его словами были: "Мне уготовано в Раю пребывание среди самых достойнейших". Его последователи с трудом верили, что Пророк мог умереть, как простой человек, но Абу Бакр напомнил им слова откровения, произнесенные после битвы при горе Ухуд:
"Мухамед только посланник. Нет уже теперь посланников, которые были некогда прежде него;
если и он умрет или будет убит, то ужели вы обратитесь вспять?" (Коран, 3:138).

Он родился наполовину сиротой, ибо его отец Абдуллах умер, когда его мать была на втором месяце беременности.

Когда ему было шесть лет, умерла и его мать, Амина бинт Уахаб, оставив Мухаммада сиротой. Его опекуном стал Абдуль-Мутталиб, его дед по отцу, который имел особое положение и влияние в Мекке. Члены его племени Курайш относились к нему, как к достопочтенному шейху. А в те времена племя Курайш занимало господствующее положение среди всех других арабских племен.


Пророк Мухаммад стал предметом заботы, любви и привязанности своего деда, но все это длилось недолго, ибо его дед ушел из жизни, когда Мухаммаду было всего восемь лет. После смерти деда опекуном мальчика стал его дядя Абу Талиб.
Когда Мухаммаду исполнилось двенадцать лет, он вместе с дядей Абу Талибом отправился в торговое странствие в Билад аш-Шам (Сирия). Так Мухаммад впервые покинул свои родные места. Когда ему исполнилось двадцать пять лет, он снова отправился в Билад аш-Шам, на этот раз по делам госпожи Хадиджи бинт Хуайлид, богатой и благородной женщины. Услышав о том, что это человек надежный и честный, Хадиджа доверила ему свои деньги. По возвращении Мухаммада из Билад аш-Шама она предложила ему жениться на ней. На то время ему было двадцать пять лет, а ей сорок.
Еще до того, как Мухаммад в возрасте сорока лет стал пророком, его прозвали “достойный доверия”, ибо он был самым высоконравственным и самым достойным человеком в своей среде. Он славился такими чертами характера, как терпимость, скромность, справедливость, терпение, целомудрие, щедрость и храбрость.
Мухаммад был известен своей ненавистью к языческим идолам еще до начала своей пророческой миссии. Ненависть эта была столь велика, что Мухаммад никогда не присутствовал ни на одном из языческих ритуалов. К тому же пророк Мухаммад никогда в жизни не пил пьянящих напитков.
Эти черты характера присущи всем пророкам. Бог наделяет Своих пророков такими качествами, подготавливая их к принятию Своего Откровения. Ибо пророки всегда должны быть непогрешимы. Это означает, что они не совершают грехов ни до вступления на стезю пророчества, ни после этого.
Иудеи и христиане, жившие в те времена на Аравийском полуострове и в соседних землях, ожидали появления Последнего из пророков в этом мире, так как об этом гласили их Священные книги – Тора и Евангелие.


В 610 г. от Рождества Христова, когда пророку Мухаммаду исполнилось сорок лет, ему через архангела Гавриила (по-арабски Джибрииль) было ниспослано откровение от Бога. Гавриил принес ему первые пять стихов суры Аль-‘Аляк (“Сгусток”) Священного Корана1. Таким образом, Аллах назначил Мухаммада пророком.
С того дня Коран постепенно ниспосылался пророку Мухаммаду откровением на протяжении последующих двадцати трех лет. Каждое новое откровение Корана ниспосылалось Пророку Богом сообразно 1) обстоятельствам и событиям, требовавшим их правильного истолкования и разъяснения, а также 2) по мере необходимости конкретных практических наставлений и указаний2. Коран – это Слово Божье, ниспосланное пророку Мухаммаду через ангела Гавриила; в данном случае роль как пророка Мухаммада, так и Гавриила сводилась лишь к донесению его до людей. Гавриил произносил Коран пророку Мухаммаду, который затем заучивал его и доносил до людей. Пророк велел всем, кому было доверено, хранить текст Корана и записывать его, ибо сам он был неграмотен3. Стоит сказать и о том, что весь текст Корана был полностью записан и сохранен при жизни пророка Мухаммада.
До начала миссии Пророка Аравийский полуостров пребывал под властью невежества и тирании, ибо люди поклонялись идолам. Каждое племя имело своего собственного бога в виде идола, которому оно поклонялось. В то время полуостров населяли 360 племен, и, соответственно, существовало по меньшей мере 360 идолов.
Кроме того, более сильные обходились с более слабыми по принципу “разделяй и властвуй”, и поэтому войны разгорались по малейшему поводу. Это был период, когда процветали воровство и всевозможные грабежи, вплоть до грабительства караванов на больших торговых путях; ростовщичество, прелюбодеяние, пьянство, азартные игры, а также обычай захоронения заживо девочек-младенцев из-за того, что семья новорожденной боялась позора или нищеты. Положение женщины в обществе было сведено на нет. Так, женщина не имела права наследования недвижимого имущества своих близких родственников и, ко всему прочему, сама считалась вещью, переходящей по наследству, подобно предмету мебели, животному или домашней утвари.


Придя с пророческой миссией, Мухаммад введением Ислама возвестил начало новой эры. Он призвал людей поклоняться Единому Богу и соблюдать ряд новых принципов и норм повседневной жизни, неведомых людям того времени. Эти новые принципы и нормы поведения положили конец убийствам, грабежам, ростовщичеству, прелюбодеянию, азартным играм, пьянству, захоронениям заживо новорожденных девочек, пренебрежению правами женщин, а также всем остальным порокам, господствовавшим в доисламские времена.

Религия, которую проповедовал пророк Мухаммад, глубоко изменила нравственные устои в среде арабов, ибо она призывала поклоняться Единственному Богу, Аллаху, а также внушала людям такое понятие, как жизнь после смерти. Эта новая религия проповедовала равенство всех людей, целомудрие, добропорядочные родственные отношения, уважение прав соседа, благотворительность, а также отстаивала права женщин на наследование собственности и владение ею.
Большинство язычников Мекки были недовольны новым укладом общественной жизни, который проповедовал пророк Мухаммад, и начали борьбу с ним. Они подвергали его всевозможным преследованиям, причиняя ему глубокие телесные и душевные раны. Они стали обзывать его “лжецом”, “безумцем”, “колдуном” и “стихотворцем”. Прозвище “стихотворец” было призвано унизить его. Тем самым язычники стремились показать, что они не признают Коран Откровением, ниспосланным Мухаммаду свыше. И если до пророчества Мухаммада люди называли его “достойный доверия”, то впоследствии они наградили его множеством дурных и оскорбительных прозвищ.


Язычники также подвергали мукам последователей Пророка. И, в конце концов, Мухаммад и его последователи были изгнаны из родного города Мекки и вынуждены были переселиться в пустынную местность. Там они оставались в течение трех лет, испытывая острую нехватку пищи и воды, а также многие другие тяготы и страдания.
Но несмотря ни на что пророк Мухаммад продолжал проповедовать Ислам в Мекке в течение тринадцати лет. После этого Всемогущий Бог повелел ему переселиться в Медину. Это переселение из Мекки в Медину, называемое хиджра, считается точкой отсчета истории Ислама, оно устанавливает начало мусульманского календаря. Когда Пророк переселился в Медину, жители этого города оказали ему поддержку, и он основал там первое Исламское государство.
Медине пророк Мухаммад был правителем, судьей и военачальником. Эти обязанности дополняли важнейшую роль Мухаммада как пророка, посланника, отца своих детей и супруга своих жен. Этот момент наглядно доказывает основные различия между мусульманской и немусульманской культурами. Так, Ислам является всеобъемлющей религией, которая охватывает все аспекты жизнедеятельности людей. Поэтому мусульмане не верят в распространенную на Западе доктрину “разделения церкви и государства”.
Пророк Мухаммад осуществлял стратегическое руководство в деле защиты Медины, руководя войсками и военными действиями. Он сражался во многих битвах против язычников и других врагов Ислама – это двадцать семь военных походов и шестьдесят военных отрядов. Все эти военные действия предпринимались с целью остановить натиск врагов, а также обеспечить защиту Медины. Кроме того, эти битвы призваны были расчистить путь для распространения Ислама.
Прошло время, и люди поняли, что они сами вольны решать, избрать ли для себя Ислам в качестве нового образа жизни. Спустя некоторое время они убедились в истинности этой новой религии, и Ислам начал распространяться по всему Аравийскому полуострову. Пророк Мухаммад направил письма некоторым из монархов того времени, а также правителям соседних государств, призвав их принять Ислам, ведь Ислам – это религия без границ, т.е. для всех народов. Пророк Мухаммад отправил послания: Ираклию, византийскому императору; Аль-Мукаукасу, египетскому принцу; Асхаму ибн Аль-Абджару, негусу (правителю) Эфиопии; Хосрову, царю Персии; Аль-Мунзиру ибн Сауа, царю Бахрейна; Джифару и ‘Абду, обоим царям Омана; а также Хузе ибн Али, царю Аль-Ямама.

Пророк Мухаммад заключил договор о мире с народом Мекки сроком на десять лет. Но мекканцы нарушили этот договор и объединились с племенем Бакр, которое погубило многих членов племени Хузаа (это племя заключило союз с пророком Мухаммадом). Во главе десятитысячного войска Пророк выступил в поход за покорение Мекки. Мекканцы поняли всю тщетность сопротивления силам Пророка и сдались без боя.
Покорение Мекки считается у мусульман величайшим триумфом, поскольку она имеет статус священного города, куда люди совершают ежегодное паломничество. Мекка – это территория, где находится Кяаба, Запретный Дом Аллаха, возведенный пророками Авраамом и Исмаилем (мир им). Этот город имел также огромное политическое и торговое значение для всех арабских племен. Пророк Мухаммад сам был уроженцем Мекки, как и многие из его сподвижников. И именно здесь против Мухаммада ополчились все племена. Так Мекка стала стратегическим центром сопротивления Исламу. Именно поэтому ее покорение имело такое большое значение. Пророк прекрасно осознавал, что взятие Мекки есть лучший путь распространения Ислама среди арабов.


Пророк Мухаммад вошел в Мекку смиренно, полностью и всецело предавшись Богу, а не с высокомерным видом победителя, покорившего своих злейших врагов. Свидетельством смирения Мухаммада и его подчинения Богу было то, что, въезжая в Мекку, он преклонил голову так, что лоб его почти касался седла его верблюда. Кроме того, пророк Мухаммад простил всех жителей Мекки и велел своим воинам не трогать их имущество и богатство.
Благодаря тому, что Пророк повел себя осмотрительно и терпимо, все граждане Мекки обратились в Ислам. Что же касается окружавших Каабу идолов, они должны были быть разрушены все до единого.
Покорив Мекку, пророк Мухаммад вернулся в Медину, куда стеклись сотни людей, желавших обратиться в Ислам. Все арабские племена послали в Медину свои делегации на встречу с Пророком, который научит их Исламу. Все эти делегации обращались в Ислам, каждая – от имени своего племени. Этот год обрел известность как Год делегаций.
Пророк Мухаммад смог объединить все арабские племена на основе Ислама. Между этими племенами издавна царили взаимная вражда и презрение. Они постоянно сражались между собой, и никому за всю историю Аравийского полуострова еще не удавалось их объединить. Установив исламское государство, пророк Мухаммад объединил подавляющую часть населения Аравийского полуострова.
Перед смертью Пророк совершил паломничество в Мекку. Он обошел вокруг Каабы семь раз. Во время этого Последнего паломничества пророк Мухаммад выступил со своей знаменитой Прощальной речью. Вот часть из того, что он тогда сказал:
“…О люди, слушайте меня, я поясню вам, ибо, воистину, я не знаю, встречу ли я вас на этом месте спустя этот год.
О люди, воистину, как свят для вас этот месяц и день, как священен для вас этот город Мекка, точно так же должны быть для вас святы и священны жизнь и имущество каждого мусульманина, и так до того, как вы встретите Господа вашего. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И тот, у кого есть доверенная кем-то вещь (амана), пусть вернет ее тому, кто ее доверил ему.


О люди, воистину, шайтан (сатана) утратил надежду на то, что ему будут поклоняться на вашей земле. Однако он довольствуется тем, что подчиняет вас во всех иных ваших деяниях, которыми вы пренебрегаете.
О люди, воистину, верующие есть братья, и разрешается человеку имущество брата его лишь только по его доброй воле. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, не обратитесь же после меня в неверных, убивая и угнетая друг друга. Ведь я, воистину, оставил средь вас то, придерживаясь которого вы никогда не заблудитесь, – Книгу Аллаха. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
О люди, Господь ваш один, и отец ваш один – все вы от Адама, а Адам из земли. Самый благородный из вас пред Аллахом – самый богобоязненный.
Нет превосходства у араба перед иноязычным, кроме как в богобоязненности. О Аллах, довел ли я до сведения людей (Твое послание)? (Коль так), будь мне в том Свидетелем.
И пусть известит присутствующий из вас отсутствующего”.
В 633 г. н.э. пророк Мухаммад умер. Ему тогда было шестьдесят три года по лунному календарю или шестьдесят один год по солнечному календарю. Сразу же после его кончины Абу Бакр обратился к народу со словами: “Воистину, всякий, поклонявшийся Мухаммаду, знает, что Мухаммад мертв. Но всякий, поклоняющийся Аллаху, знает, что Аллах жив, что Он не умирает”. Затем он произнес следующие аяты из Священного Корана:
“Поистине, ты смертен (Мухаммад), как смертны и они”.
(Сура 39, аят 30)
“И Мухаммад – не больше чем посланник, ему предшествовали многие другие, и если он умрет или погублен будет, ужель вы обратитесь вспять? Отступники ни в чем не повредят Аллаху, но благодарным же сполна воздаст Аллах”.
(Сура 3, аят 144)
Тело Пророка было захоронено в его же доме, в комнате его жены ‘Аиши, то есть там же, где он умер. Ее комната расположена возле самой Мечети Пророка, которая сегодня расширилась настолько, что дом Пророка оказался внутри нее. Мечеть Пророка находится в Медине.
Сегодня эту Мечеть посещают миллионы мусульман. Посещать ее можно во время паломничества в Мекку или в другое время.
Не прошло и двух веков после смерти пророка Мухаммада, как мусульмане распространили его Послание. Ислам разошелся по миру до Китая на востоке и Испании на западе. Толчком для такого удивительно быстрого распространения мусульманской веры явились учения Ислама.
Сегодня в мире насчитывается более миллиарда мусульман4, большинство из которых проживает в 55-ти мусульманских странах Азии и Африки. Самой крупной мусульманской страной в настоящее время является Индонезия. Помимо этого, миллионы мусульман живут и в немусульманских странах: 120 миллионов – в Индии, более 100 миллионов – в Китае, около 20 миллионов – в России.


Итак, в настоящее время четырьмя странами с самым многочисленным мусульманским населением являются: Индонезия, Бангладеш, Пакистан и Нигерия. Миллионы мусульман проживают также в таких немусульманских странах, как Филиппины, Бирма, Таиланд, бывшая Югославия и США.