Фонетика - это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки и их чередования, а также ударение, интонация, слогораздел.
Графика - это раздел науки о языке, в котором изучаются начертания букв алфавита и их соотношение со звуками речи.
Современный русский алфавит состоит из 33 букв, 10 из которых предназначены для обозначения гласных звуков и соответственно называются гласными. 21 согласная буква служит для обозначения согласных звуков. Кроме того, в современном русском языке есть две буквы, которые никаких звуков не обозначают : ъ (твёрдый знак), ь (мягкий знак).
Гласные и согласные звуки
Звуки речи на письме заключаются в квадратные скобки . Это транскрипция. В транскрипции не принято писать прописные буквы и ставить знаки препинания. См. подробно: Правила русской транскрипции в школе.
Все звуки русского языка делятся на гласные и согласные.
1. Гласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса. В русском языке их шесть: [а], [э], [и], [о], [у], [ы].
2. Согласные звуки - это звуки, которые образуются при участии голоса и шума или только шума.
а) Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . Большинство твердых и мягких согласных образуют пары по твердости-мягкости : [б] - [б""], [в] - [в""], [г] - [г""], [д] - [д""], [з] - [з""], [к] - [к""], [л] - [л""], [м] - [м""], [н] - [н""], [п] - [п""], [р] - [р""], [с] - [с""], [т] - [т""], [ф] - [ф""], [х] - [х""] (апостроф справа вверху обозначает мягкость согласного звука). Например, лук - [лук] и люк - [л""ук].
б) У некоторых согласных звуков отсутствуют соотносительные пары но твердости-мягкости, то есть в языке существуют непарные твердые согласные [ж], [ш], [ц] (т.е. они всегда только твёрдые) и непарные мягкие согласные [ш""], [й], [ч] (т.е. они всегда только мягкие).
Примечания:
у звуков [й], [ч] не принято обозначать мягкость апострофом, хотя в некоторых учебниках она обозначается;
звук [ш""] обозначается на письме буквой щ;
черта сверху обозначает удвоенный (долгий) звук . Например, щека - [ш""ика], чаща - [чаш""а], ванна - [вана], касса - [каса]. В некоторых учебниках обозначают долгие согласные так: [ван:а] - ванна.
в) Согласные звуки, образованные при участии голоса и шума, называютсязвонкими (например, [д], [д""], [з], [з""] и др.); если в образовании звуков участвует только шум, то такие звуки называются глухими согласными (например, [т], [т""], [с], [с""] и др.). Большинство звонких и глухих согласных в русском языке образуют пары по звонкости-глухости : [б] - [п], [б""] - [п""], [в] - [ф], [в""] - [ф""], [г] - [к], [г""] - [к""], [д] - [т], [д""] - [т""], [з] - [с], [з""] - [с""], [ж] - [ш]. Ср.: бить - пить, год - кот, жить - шить.
г) Звуки [й], [л], [л""], [м], |м""], [н], [н""], [р], [р""] не образуют соотносительной пары с глухими согласными, следовательно, они являются непарными звонкими (непарные звонкие согласные еще называются сонорными , это звуки, в образовании которых участвует и голос и шум). И наоборот, глухие согласные, не образующие пары со звонкими, являютсянепарными глухими . Это звуки [ч], [ц], [х], [х""].
3. В потоке речи звучание одного звука может уподобляться звучанию другого звука. Такое явление называется ассимиляция . Так, в слове жизнь звук [з], стоящий рядом с мягким [н""], тоже смягчается, и мы получаем звук [з""]. Таким образом, произношение слова жизнь записывается так: [жыз""н""]. Сближение звучания возможно также у парных по звонкости-глухости звуков. Так, звонкие согласные в позиции перед глухими и в конце слова по звучанию сближаются с парными глухими. Следовательно, происходит оглушение согласных. Например, лодка - ло[т]ка, сказка - ска[с]ка, воз - во[с]. Возможно и обратное явление, когда глухие согласные в позиции перед звонкими тоже становятся звонкими, то есть озвончаются . Например, косьба - ко[з""]ба, просьба - про[з""]ба.
Обозначение мягкости согласных на письме
В русском языке мягкость согласных обозначается следующими способами:
1. При помощи буквы ь (мягкий знак) в конце слова и в середине между согласными: польза - [пол""за], лось - [лос""] и др.
Примечание. Мягкий знак не обозначает мягкости согласных в следующих случаях:
а) если служит для разделения согласных, второй из которых й (йот): листья - лис[т""йа], белье - бе[л""йо];
б) для различения грамматических категорий: рожь (3 скл., ж.р.) - нож (2 скл., м.р.);
в) для различения форм слов (после шипящих): читаешь (2 л., ед.ч.), режь (форма повелительного наклонения), помочь (неопределенная форма глагола), а также наречий: вскачь, навзничь.
2. Посредством букв и, е , ё, ю, я, указывающих на мягкость предшествующего согласного звука и передающих гласные звуки [и], [э], [о], [у], [а]: лес - [л""эс], мёд - [м""от], лил - [л""ил], люк - [л""ук], мял - [м""ал].
3. При помощи последующих мягких согласных: винтик - [в""ин""т""ик], слива - [с""л""ива].
Звуковое значение букв е, ё, ю, я
1. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать два звука : [йэ], [йо], [йу], [йа]. Происходит это в следующих случаях:
в начале слова: например, ель - [йэ]ль, ёж - [йо]ж, юла - [йу]ла, яма - [йа]ма;
после гласного звука: моет - мо[йэ]т, поёт - по[йо]т, дают - да[йу]т, лаять - ла[йа]ть;
после разделительных ь,ъ: съем - съ[йэ]м, пьёт - пь[йо]т, льют - ль[йу]т, рьяный - рь[йа]ный.
Кроме того, после разделительного ь два звука будет обозначать буква и : соловьи - соловь[йи].
2. Буквы е, ё, ю, я указывают на мягкость предшествующего согласного в позиции после согласных, парных по твердости-мягкости: мех - [м""эх], нёс - [н""ос], люк - [л""ук], мял - [м""ал].
Памятка:
Звуки [й], [л], [м], [н], [р] - звонкие (не имеют пары по звонкости-глухости)
Звуки [х], [ц], [ч], [ш""] - глухие (не имеют пары по твердости-мягкости)
Звуки [ж], [ш], [ц] - всегда твёрдые.
Звуки [й], [ч], [ш""] - всегда мягкие.
Фонетический разбор слова (звуко-буквенный анализ слова) - это анализ слова, который заключается в характеристике слоговой структуры и звукового состава слова ; фонетический разбор слова предполагает элементы графического анализа. Слово для фонетического разбора в школьных учебниках обозначается цифрой 1: например, земля1 .
При проведении фонетического разбора слова необходимо обязательно произносить слово вслух. Нельзя автоматически переводить буквенную запись в звуковую, это ведет к ошибкам. Нужно помнить, что характеризуются не буквы, а звуки слова.
Иногда необходимо сделать фонетическую запись целого предложения или текста .
Порядок фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (по школьной традиции): 1.Запишите данное слово, разделите его на слоги, устно укажите количество слогов. 2.Поставьте ударение в слове. 3. Запишите фонетическую транскрипцию слова (пишем слово буквами в столбик, напротив каждой буквы записываем звук в квадратных скобках). 4. Охарактеризуйте звуки (напротив каждого звука ставим тире и пишем его характеристики, разделяя их запятыми):
характеристики гласного звука: указываем, что звук гласный; ударный или безударный;
характеристики согласного звука: указываем, что звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой. Можно ещё указать парный или непарный по твердости-мягкости, звонкости-глухости.
5. Укажите количество звуков и букв.
Образцы фонетического (звуко-буквенного) разбора слова (базовый уровень)
Фонетический разбор слова люблю: люблю люб – лЮ (на второй слог падает ударение, 2 слога) люб-лю [л"убл"у]
Л – [л"] согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и безударный;
Б – [б] – согласный, твердый, звонкий и парный
Л – [л"] – согласный, мягкий, звонкий и непарный;
Ю – [у] – гласный и ударный
В слове 5 букв и 5 звуков.
Фонетический разбор слова морковь: морковь мор-кОвь (на второй слог падает ударение, 2 слога). Перенос: мор-ковь [маркоф"]
М – [м] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
О – [а] – гласный и безударный.
Р – [р] – согласный, твердый, звонкий и непарный.
К – [к] – согласный, твердый, глухой и парный.
О – [о] – гласный и ударный.
В – [ф"] – согласный, мягкий, глухой и парный.
Ь ---------–
В слове 7 букв и 6 звуков.
о – а, в – глухой звук ф, ь смягчает в
Что надо знать для фонетического разбора слов в начальной школе.
Фонетика — раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи.
Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме.
Звуки мы произносим и слышим, буквы — видим и пишем. Читая слова, мы видим буквы, а произносим звуки.
Звуки бывают гласные и согласные.
При произнесении гласных выдыхаемый воздух свободно выходит изо рта и не встречает преград. Гласные звуки можно петь. Они состоят только из голоса, который образуется при дрожании голосовых связок.
В русском языке 10 гласных букв: А-Я,О-Ё, У-Ю, Ы-И, Э-Е
,
но 6 гласных звуков: [А], [О], [У], [Ы], [ Э], [И
]
.
В состав обязательно входит гласный звук: «Сколько в слове гласных, столько и слогов. Это знает каждый из учеников!»
Для малышей! Чтобы определить количество слогов в слове, надо приложить раскрытую ладошку под подбородок и четко произнести слово. На гласных подбородок ударит по ладошке. Посчитайте количество таких ударов и узнаете количество слогов.
При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает преграды (губы, зубы и язык) в ротовой полости. Всего 36 согласных звуков.
Согласные звуки бывают твердые и мягкие, звонкие и глухие.
Для того чтобы определить, звонкий или глухой согласный, ребёнок закрывает уши ладошками и произносит этот звук. Если ребёнок при произнесении слышит голос, то это звонкий согласный. Если слышит не голос, а шум, то этот согласный глухой.
Твердые и мягкие согласные при произношении различаются положением языка. Важно различать для правильного произношения и написания слов: мол [мол] — моль [мол’], угол [угол] — уголь [угол’] , нос [нос] — нёс [н’ос].
В процессе школьного обучения русскому языку ученики знакомятся с разными видами разборов. Это и лексический анализ слова, и разбор по составу и способам образования. Дети учатся разбирать предложение по членам, выявлять его синтаксические и пунктуационные особенности. А также производить многие другие языковые операции.
После повторения материала, пройденного в начальной школе, учащиеся 5-х классов приступают к первому крупному разделу языкознания - фонетике. Завершением его изучения является разбор слова по звукам. Почему именно с фонетики начинается серьёзное и глубокое знакомство с родной речью? Ответ прост. Текст состоит из предложений, предложения - из слов, а слова - из звуков, которые и являются теми кирпичиками, строительным материалом, первоосновой языка, причем не только русского, а любого. Вот почему разбор слова по звукам - начало формирования практических навыков и умений школьников в лингвистической работе.
Что именно включает он в себя, и что нужно знать школьникам, чтобы успешно справляться с заданиями фонетического характера? Во-первых, хорошо ориентироваться в слоговом членении. Во-вторых, разбор слова по звукам не может производиться без чёткого различения фонем, парных и непарных, слабых и сильных позиций. В-третьих, если оно (слово) включает йотированные, мягкие или твёрдые элементы, удвоенные буквы, ученик тоже должен уметь ориентироваться, какая литера используется для обозначения того или иного звука на письме. И даже такие сложнейшие процессы, как аккомодация или ассимиляция (уподобление) и диссимиляция (расподобление), тоже должны быть ими хорошо изучены (хотя указанные термины и не упоминаются в учебниках, тем не менее, дети знакомятся с этими понятиями). Естественно, что разбор слова по звукам не может производиться, если ребёнок не умеет транскрибировать, не знает элементарных правил транскрипции. Поэтому учитель должен серьёзно и ответственно подойти к преподаванию раздела «Фонетика».
Что представляет собой схема разбора слова по звукам? Какие этапы она включает? Разберёмся в этом подробно. Для начала лексема выписывается из текста, ставится знак «тире», после чего она пишется снова, только уже разделённая на слоги. Проставляется ударение. Затем открываются квадратные скобки, и ученик должен слово затранскрибировать - записать так, как оно слышится, т. е. выявить его звуковую оболочку, обозначить мягкость фонем, если таковые имеются, и т. д. Далее под вариантом транскрипции нужно пропустить строчку, провести вниз вертикальную черту. Перед ней в столбик записываются все буквы слова, после - в звуки и даётся их полная характеристика. В конце разбора проводится небольшая горизонтальная черта и, как подведение итогов, отмечается количество буквы и звуков в слове.
Как всё это выглядит на практике, т. е. в школьной тетрадке? Произведём вначале пробный разбор слова по звукам. Примеры анализа дадут возможность понять многие нюансы. Записываем: покрывало. Делим на слоги: по-кры-ва´-ло. Транскрибируем: [пакрыва´ла]. Анализируем:
Итого: 9 букв в слове и 9 звуков; количество их полностью совпадает.
Посмотрим, как произвести разбор слова "друзья" по звукам. Действуем по уже намеченной схеме. Делим его на слоги, выставляем ударение: дру-зья´. Теперь записываем в транскрибируемом виде: [друз"й"а´]. И анализируем:
В данном слове 6 букв и 6 звуков. Их количество совпадает, т. к. Ь звука не обозначает, а буква Я после мягкого знака обозначает два звука.
Показываем, как следует делать разбор слова "язык" по звукам. Алгоритм вам знаком. Выписывайте его и делите на слоги: я-зык. Затранскрибируйте: [й"изы´к]. Разберите фонетически:
Слово состоит из 4 букв и 5 звуков. Их количество не совпадает потому, что буква Я стоит в абсолютном начале и обозначает 2 звука.
Посмотрим, как выглядит разбор слова "белка" по звукам. После выписки его произведите слогоделение: бел-ка. Теперь затранскрибируйте: [б"э´лка]. И произведите :
В данном слове одинаковое количество букв и звуков - по 5. Как видите, производить фонетический разбор этого слова достаточно просто. Важно только обращать внимание на нюансы его произношения.
Теперь давайте сделаем разбор слова "ель" по звукам. Пятиклассникам это должно быть интересно. Он поможет повторить и закрепить фонетические особенности йотированных гласных. Состоит слово из одного слога, что тоже непривычно ученикам. Транскрибируется оно так: [йэ´л"]. Теперь произведем анализ:
Таким образом, в слове «ель» 3 буквы и 3 звука. Буква Е обозначает 2 звука, т. к. стоит в начале слова, а мягкий знак звуков не обозначает.
Мы привели примеры фонетического разбора слов, состоящих из разного количества слогов и звуков. Учитель, объясняя тему, обучая своих школьников, должен стараться наполнить их словарный запас соответствующей терминологией. Говоря о звуках "Н", "Р", "Л", "М", следует называть их сонорными, попутно указывая, что они всегда звонкие и потому не имеют пары по глухости. [Й] сонорным не является, но тоже только звонкий, и по этому параметру примыкает к 4 предыдущим. Более того, раньше считалось, что этот звук относится к согласным, однако его справедливо называть полугласным, т. к. он очень близок к звуку [и]. Как лучше запомнить их? Запишите с детьми предложение: «Мы не увидели подругу». В неё и входят все сонорные.
Для того чтобы правильно определить фонетическую структуру слова, важно уметь в него вслушаться. Например, словоформа «лошадей» будет иметь такой вид в транскрипции: [лашыд"э´й"], «дождь» - [до´щ"]. Разобраться самостоятельно пятиклассникам с такими и подобными случаями довольно сложно. Поэтому учитель должен на уроках стараться анализировать интересные примеры и обращать внимание учеников на некоторые языковые тонкости. Касается это и таких слов, как "праздник", "дрожжи", т. е., содержащих удвоенные или непроизносимые согласные. На практике оно выглядит следующим образом: празд-ник, [пра´з"н"ик]; дрож-жи, [дро´жы]. Над «ж» следует провести черту, указывающую на длительность звука. Нестандартна тут и роль буквы И. Здесь она обозначает звук Ы.
Для чего слово обязательно нужно транскрибировать? Фонетический анализ помогает увидеть графический облик лексемы. Т. е., наглядно показать, как слово выглядит в своей звуковой оболочке. Какова вообще цель такого разбора? Она состоит не только в сравнение (буквы и звуки, их количество). Фонетический анализ даёт возможность проследить, в каких позициях одна и та же буква обозначает разные звуки. Так, традиционно считается, что в русском языке гласная «ё» всегда стоит в сильной ударной позиции. Однако в словах иноязычного происхождения это правило не срабатывает. То же самое касается и сложных по составу лексем, состоящих из двух и более корней. Например, прилагательное трёхъядерный. Транскрипция его такова: [тр"иох"а´д"ирный"]. Как видим, ударный тут звук [а].
Слогоделение - тоже вопрос довольно сложный для пятиклассников. Обычно учитель ориентирует детей на такое правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. Ре-ка: 2 слога; по-душ-ка: 3 слога. Это так называемые простые случаи, когда гласные находятся в окружение согласных. Несколько сложнее для детей другая ситуация. Например, в слове "синяя" наблюдается стечение гласных. Школьники затрудняются, как делить на слоги подобные варианты. Следует им объяснить, что и тут правило остаётся неизменным: си-ня-я (3 слога).
Вот такие особенности наблюдаются при фонетическом разборе.
Фонетикой называют раздел языкознания, который изучает звуковую систему языка и звуки речи в целом. Фонетика - это наука о сочетании звуков в речи.
Фонетический разбор, или звуко-буквенный, - это анализ строения слогов и звуковой системы слова. Такой анализ предлагается выполнять как упражнение в учебных целях.
Под анализом понимается:
При разборе важно различать понятия «буква» и «звук». Ведь первые соответствуют орфографическим правилам, а вторые - речевым (то есть звуки анализируются с точки зрения произношения).
Прежде чем приступить к звуко-буквенному разбору, следует запомнить
В русском языке десять гласных звуков:
Первые пять обозначают, что предшествующий согласный является твердым, а вторые - мягким.
И двадцать один согласный звук:
звонкие непарные звуки | [Й’] | [Л] | [М] | [Н] | [Р] | |
глухие непарные | [Х] | [Ц] | [Ч’] | [Щ’] | ||
звонкие парные | [Б] | [В] | [Г] | [Д] | [Ж] | [З] |
глухие парные | [П] | [Ф] | [К] | [Т] | [Ш] | [С] |
Звонкими называют согласные, которые образуются с участием звука, а глухие - с помощью шума. Парными называют те согласные, которые образуют пару глухой/звонкий. Например, [Б]/[П], [В]/[Ф], [Г]/[К]. Непарными - те, которые не образуют пары: [Л], [М], [Р].
При фонетическом анализе слова стоит помнить, что согласные [Ч’], [Щ’], [Й’] - всегда мягкие, вне зависимости от того, какой гласный образует с ними слог. Согласные [Ж], [Ш] и [Ц] - всегда твердые.
[Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’] - сонорные звуки. А значит, при произношении этих согласных звук образуется преимущественно голосом, но не шумом. Все сонорные - звонкие звуки.
В русском алфавите есть также буквы Ь, Ъ. Они не образуют звука. Ь (мягкий знак) служит для того, чтобы смягчать согласные, после которых он ставится. Ъ (твердый знак) имеет разделительную функцию.
Гласные звуки
В русском алфавите всего 33 буквы.
Две из них - Ь, Ъ - не относятся ни к гласным, ни к согласным буквам, звуков не обозначают
.
Гласные буквы
: бывают ударными или безударными, образуют слоги. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Гласных букв 10
: а, о, у, э, ы, я, ё, ю, е, и.
Гласных звуков 6
: [а], [о], [у], [э], [и], [ы].
А, О, У, Э, Ы - обозначают твёрдость согласных звуков.
Я, Ё, Ю, Е, И - обозначают мягкость согласных звуков.
Йотированные гласные буквы (буквы, обозначающие два звука).
Обозначают два звука
, если стоят:
Я - [йа] Ю- [йу] Е - [йэ] Ё - [йо]
* в начале слова (ёж, яблоко, юла)
* после Ъ и Ь (съешь, семья, подъём)
* после гласных букв (споём, союз, военный)
Буквы е, я, ю, ё обозначают один звук
[э], [а], [у], [о] после согласного только под ударением.
век - [в"эк], мяч- [м"ач"], блюз - [бл"ус], мед - [м"от]
В безударном положении эти буквы после согласного
обозначают звук [и]
ряды [р’ и д ы] лесок [л’ и с о к]
Согласные звуки
Согласные звуки не образуют слог.
Согласные звуки не бывают ударными или безударными.
Согласных букв 21
: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж з, п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Согласных звуков в русском языке - 36.
Парные согласные звуки
твердые звонкие | твердые глухие | мягкие звонкие | мягкие глухие |
[б] |
[п] | [б’] |
[п’] |
[в] |
[ф] | [в’] |
[ф’] |
[г] |
[к] | [г’] |
[к’] |
[д] |
[т] | [д’] |
[т’] |
[ж] |
[ш] | ||
[з] |
[с] | [з’] |
[с’] |
Непарных глухих звуков - 5: [х], [х’] [ц], [ч’], [щ’].
Непарных звонких звуков - 9: [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’], [й’].
Всегда твёрдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [ч’], [щ’], [й’].
Непарные звонкие звуки [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’] называются сонорными, что в переводе с латинского значит «звучные».
ЗВУКО-БУКВЕННЫЙ РАЗБОР СЛОВА.
Порядок разбора:
Обрати внимание на буквы е, ё, ю, я (обозначают 2 звука, если: стоят вначале слова, после гласной, после ь или ъ знаков).
Не забудь об особенностях ь и ъ знаков.
Помни, что согласные звуки [ж], [ш] — твёрдые непарные, а звуки [ч " ], [щ"] — мягкие непарные. Т вёрдость и мягкость этих звуков не обо значается на письме и не зависит от пос ледующей гласной буквы.
Устный разбор:
Голубь
В словеголубь 2 слога
Ударение падает на первый слог: гÓлубь
В слове 2 гласн., 3 согл.
Буквой г (гэ)обозначен звук [г] - согласный, звонкий, твердый;
Буквой о обозначен ударный звук [Ó];
Буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] - согласный, звонкий, твердый;
Буквой у обозначенбезударныйгласный звук - [у];
Буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] - глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);
Буква «мягкий знак» звука не обозначает.
В словеголубь - 5 звуков, 6 букв.
Письменный разбор:
Го - лубь - 2 слога, 2 гласн., 3 согл.
г - [г] - согл., зв (п.)., тв. (п.)
о - [о] - гл., удар.
л - [л] - согл., зв. (неп.), тв. (п.)
у - [у] - гл., безуд.
б - [п’] - согл., глух. (п.), мягк. (п.)
ь - [-]
________________________
6 букв, 5 звуков
Де- ре - вья - 3 слога, 3 гласн., 3 согл.
д - [д’] - согл., зв. (п.), мяг. (п.)
е - [и] - гласн., безуд.
р - [р’] - согл., зв. (неп.), мяг. (п.)
е - [э] - гласн., ударн.
в - [в’] - согл., зв. (п.), мяг. (п.)
ь - [-]
я - [й’ ] - согл., зв. (неп.), мяг. (неп.)
[а] - гласн., безуд.
_______________________________
7 букв, 7 звуков