Внешнее строение и образ жизни насекомых. Среда обитания насекомых Образ жизни и формы питания насекомых

Насекомые - самый крупный класс животных. Он включает более 1 млн видов. Насекомые живут всюду: в лесах, садах, лугах, полях, огородах, на животноводческих фермах, в жилище человека. Их можно встретить в прудах и озерах, на теле животных.

Тело насекомых состоит из головы, груди и брюшка. На голове имеются пара сложных глаз, пара усиков, на груди - три пары ног, и у большинства одна или две пары крыльев, на боках брюшка - дыхальца.

Насекомые различаются по форме отделов тела, величине глаз, длине и форме усиков и другим признакам. Особенно разнообразны у них усики, ротовые органы, ноги. Одни из насекомых имеют пластинчатые усики (многие жуки), другие - нитевидные (кузнечики), третьи - перистые или булавовидные (бабочки) и др. Ротовые органы могут быть грызущими, как у майских жуков, колюще-сосущими, как у комаров, сосущими, как у бабочек, и др. Задние ноги у кузнечиков прыгательные, у жуков-плавунцов плавательные; передние ноги у медведки копа-тельные. Все эти и другие особенности строения развились у насекомых в связи с приспособлением к тем или иным условиям жизни.

Особенности внутреннего строения насекомых

связаны в основном с дыхательной, выделительной и нервной системами. Органы дыхания насекомых - трахеи - отличаются большой разветвленностью. У мелких насекомых газообмен происходит путем диффузии. Крупные насекомые вентилируют трахеи (при расслаблении стенок брюшка воздух засасывается в трахеи, а при сокращении - выходит во внешнюю среду). Органы выделения насекомых - многочисленные трубочки, свободные концы которых замкнуты. Поступающие в них продукты выделения стекают в задний отдел кишки. У насекомых имеются жировые клетки с запасом питательных веществ и воды. В них же откладываются некоторые ненужные для организма вещества.

Отличия нервной системы насекомых связаны с укрупнением надглоточного нервного узла (его нередко называют головным мозгом), уменьшением количества и укрупнением узлов брюшной нервной цепочки. Более сложное строение нервной системы проявляется в сложности поведения насекомых. Пчела, например, отыскав цветущие нектароносные растения, по возвращении в улей ползает на сотах, "танцует", описывая определенные фигуры, по которым другие пчелы устанавливают направление к месту медосбора. Муравьи на ночь закрывают входы в муравейник, выносят на поверхность влажные хвоинки, а после просушки перетаскивают их в глубь муравейника.

Типы развития насекомых.

Насекомые - раздельнополые животные. У одних насекомых (саранча, клопы) из отложенных самками оплодотворенных яиц развиваются личинки, внешне похожие на взрослых особей. Усиленно питаясь, они растут, несколько раз линяют и становятся взрослыми насекомыми. У других насекомых (бабочки, жуки, мухи) личинки внешне и по питанию не похожи на взрослых особей. Личинки бабочки-капустницы, например, червеобразные и питаются н.е нектаром, как бабочки, а листьями капусты. Ротовой аппарат у них не сосущий, а грызущий. Через несколько линек гусеницы превращаются в куколок, которые не питаются и не передвигаются, но под их хитиновым покровом происходят сложные изменения. Через некоторое время покров тела куколки лопается и из него выходит взрослое насекомое.

Развитие, которое происходит в три фазы, а личинки насекомых при этом похожи на взрослых особей, называют неполным превращением. Развитие насекомых, которое протекает в четыре фазы (включая фазу куколки), а личинки при этом не похожи на взрослых особей, называют полным превращением.

Развитие с превращением дает возможность насекомым сохраниться при неблагоприятных условиях жизни (низкая температура, отсутствие пищи) на той или иной менее уязвимой стадии развития. Наибольшими преимуществами обладают насекомые с полным превращением. Их личинки не конкурируют со взрослыми особями: обычно они используют другую пищу и развиваются в иных местообитаниях.

Статьи и публикации:

Химические свойства моносахаридов
Химические свойства моносахаридов, как и других бифункциональных соединений, могут быть разделены на три группы: это свойства спиртов, карбонильных соединений, и специфические реакции, обязанные взаимному влиянию и взаимному участию спирт...

Ферменты
Возможность проведения различных манипуляций с ДНК in vitro всецело зависит от наличия очищенных ферментов, которые специфическим образом разрезают, модифицируют и соединяют молекулы. В настоящее время отсутствуют чисто химические методы, ...

Рибонуклеиновая кислота (РНК)
До начала 90-х годов прошлого века химики сумели расщепить нуклеин Мишера на белковую и нуклеиново-кислотную часть. В 1891 г. профессор Берлинского университета немецкий биохимик Альбрехт Коссел выделил из нуклеина первые азотистые основа...

Энтомологи обычно любят свою работу за разнообразие исследуемого материала и многочисленность насекомых. С чисто эстетической точки зрения не может наскучить поистине бесконечное разнообразие форм, красок и вариантов внешнего вида.

Однако если копнуть глубже, еще более волнующим является мир, таящийся в поведении и образе жизни насекомых. Хотя во многих случаях образ жизни у них шаблонный, иногда он поражает эксцентричностью.

Общественные насекомые

Хотя многие насекомые ведут одиночный образ жизни, некоторые виды живут большими и сложно организованными общинами, внешне напоминающими идеализированную модель человеческого общества, где их члены играют различные роли, направленные на процветание колонии. Однако у общественных насекомых члены колонии являются родственниками. Обычно на всю колонию бывает только одна способная к размножению самка и неограниченное количество способных к размножению самцов. Основная масса жителей колонии стерильна, и их роль ограничивается сбором пищи и обороной поселения от врагов.

Пчелы и осы

Наверное, самыми обычными общественными насекомыми являются пчелы и осы. Они сооружают большие гнезда со специальными отделениями для выращивания потомства и для хранения пищи.

Интересный факт: Когда пчела находит хороший источник нектара и пыльцы, вернувшись домой, она информирует об этом других жителей улья. Подробные указания о направлении и расстоянии до источника пищи передаются посредством сложного пчелиного “танца”.

У рабочих пчел на задних ногах укреплены специальные мешочки. В них собирают пыльцу с цветов и переносят ее в улей, где используют на корм подрастающим личинкам.

В соответствии со своим именем бумажные осы сооружают гнезда из пережеванных древесных волокон, очень напоминающих бумагу. Каждая ячейка гнезда будет содержать яйцо, а впоследствии -растущую личинку осы.

Пчелиная матка оплодотворяется один раз в жизни, и ее единственная задача состоит в том, чтобы откладывать после этого яйца на протяжении примерно пяти лет. Строительство и ремонт улья, забота о потомстве, сбор пищи входят только в круг обязанностей рабочих пчел. Каждая рабочая пчела в различные периоды своей жизни играет разные роли. Занимательный факт - рабочая пчела, отыскавшая источник нектара и пыльцы, вернувшись в улей, может сообщить другим членам колонии о расстоянии и направлении, в котором надо лететь, с помощью своеобразного танца.

Муравьи

Среди достигших наибольшего успеха в общественной жизни следует отметить муравьев, живущих, как и пчелы, в колониях. Одни рабочие муравьи собирают пищу, другие тяготеют к заботам по выращиванию личинок, а те, у кого челюсти побольше, становятся солдатами и защищают муравейник. Колонии муравьев разделены на четкие касты, каждая из которых играет определенную роль в общеустановленном порядке. Крылатая царица отвечает за откладку яиц, в то время как меньшие по размерам рабочие собирают пищу.


В тропиках распространены термиты. Их поразительные курганы, до 6 метров в высоту,- классический образец смелого предпринимательства у общественных насекомых. В колонии термитов живут касты четырех типов: королева, способные к размножению самцы и стерильные рабочие и солдаты.

Орехотворки

Растения - это важный источник пищи для всех насекомых, все части растения, от цветков и листьев до семян и корней, с определенной степенью вероятности могут быть съедены если не одним насекомым, то другим. Тем не менее, не все взаимоотношения растений и насекомых столь прямолинейны, и лучше всего это видно на орехотворках. Эти крошечные насекомые, внешне похожие на муравьев, влияют на растение таким образом, что у него формируются ненормальные разрастания тканей, называемые галлами.

Галлы служат личинкам и пищей и защитой вплоть до момента окукливания. Как правило, самка орехотворки откладывает одно или несколько яиц (в зависимости от вида) в ткани растения. Каждый вид орехотворок обычно привязан к конкретному виду растения и формирует галлы, размеры, форма и цвет которых являются уникальными именно для этой орехотворки. Виды со сменой поколений формируют разные галлы на половой и партено генетической стадии жизненного цикла.

У некоторых видов насекомых образ жизни еще больше усложнен сменой поколений, уже описанной ранее для тлей. Сначала требуется успешное спаривание самцов и самок, а следующее за ними поколение представляет собой партеногенетических самок, производящих жизнеспособное потомство без участия самцов.

Походные шелкопряды


Гусеницы некоторых шелкопрядов временами отправляются в поход стройными рядами, следуя друг за другом гуськом (нос к хвосту). Те виды, гусеницы которых ведут себя подобным образом, получили название походных шелкопрядов. Из них наиболее известен сосновый походный шелкопряд из Южной Европы. Дневное время эти гусеницы проводят внутри большой шелковой паутины, которой они обматывают ветки деревьев. Жгучие волоски из тела гусениц могут вплетаться в эту паутину и, соединяясь с шелком, быть эффективной защитой от птиц. В сумерках, однако, гусеницы вылезают покушать. Следуя по одной линии и помечая свой путь шелковой нитью, все гусеницы получают возможность легко найти обратную дорогу домой.

Моль ленивцев

Всем известны трехпалые ленивцы - медлительные существа, обитающие в лесах Центральной и Южной Америки.

На каждом из этих животных живет до 100 экземпляров моли, использующих его грубый и свалявшийся мех. Каждый раз, когда ленивец слезает с дерева, чтобы справить на земле естественные надобности, моль откладывает в его помет яйца. Впоследствии гусеницы питаются этим.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Цель урока: Познакомить с представителями нового для учащихся класса животных.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Дать представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни.
  • Познакомить с представителями этого класса.
  • Учить распознавать их и отличать от представителей других классов.

Коррекционно-развивающие .

  • Работать над развитием мышления, внимания, понимания материала, способности осмысления полученной информации, способности проводить сравнения, т. е. развития мышления на основе зрительного,слухового и тактильного восприятия.
  • Развивать речь, обогащать активный словарный запас.

Воспитательные.

  • Формировать бережное отношению к природе. Формировать основы экологического сознания.

Словарь: насекомые, сегменты, голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, трубочки – трахеи, дыхальца, хитин, насекомые вредители, одомашненные насекомые.

Оборудование: Презентация (см. приложение)

Ход урока

1. Организационный момент . Подготовка рабочего места.

2. Организация учащихся на урок: закройте глаза и мысленноповторяйте за мной: «Я внимателен, я хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе». Я желаю вам успеха и вы пожелайте мне удачи, ведь мне надо провести для вас интересный урок. Спасибо.

3. Актуализация знаний к новой теме: Приступим к выполнению первого задания. Ты должен расположить карточки слева направо так, чтобы крайнее слева понятие было самым общим, крайнее справа - самым частным, а расположенные посередине - промежуточным по общности (задание на развитие мыслительных действий с понятиями выполняется каждым учеником с учётом их особенностей т.е. количество понятий может быть меньше).

Животные - беспозвоночные – черви – кольчатые черви – дождевой червь.

Прочитайте, что у вас получилось.

К какому классу животных относится дождевой червь?

Кто из животных ещё относится к этому классу?

4 . Сообщение темы и начало показа презентации. Сегодня мы познакомимся с новым классом – классом насекомых. Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением.

(Слайд 1) Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Более 2 млн видов насекомых живут от Заполярья до Антарктики, от низменностей Тропической Африки до вершин Гималаев.

План урока: (Вывешивается на доске)

  1. Внешнее строение насекомых.
  2. Среда обитания насекомых.
  3. Способ передвижения насекомых.
  4. Способ питания насекомых.
  5. Значение насекомых в природе и жизни человека.

5. Новый материал: (Слайд 2) Давайте познакомимся с ними поближе. Насекомые – это бабочки, стрекозы, мухи, жуки, пчёлы.

6. Словарная работа. – Почему мы их так называем? (Слайд 3)

Вы уже знаете из предыдущих уроков, что каждый класс, вид, животное в науке имеет название на латинском языке. В переводе с него насекомые – это «разделённые на членики», «покрытые насечками». Поэтому русское название класса - насекомые. Тело насекомых состоит из отдельных сегментов, особенно заметных на брюшке.

(Слайд 4) Рассмотрим подробнее строение тела насекомых. У насекомых есть голова, грудь, брюшко. Голова у них состоит из 6 полностью сросшихся друг с другом сегментов. На первом расположены глаза (у них превосходное зрение. Глаза имеют сложное строение – состоят из многих одинаковых ячеек), на втором – усики (ими насекомые чувствуют запахи на расстоянии нескольких километров), третий слит со вторым, на четвёртом, .пятом и шестом находятся две пары челюстей и нижняя губа. Грудь насекомых состоит из 3 сегментов с парой конечностей каждый. На спинной стороне груди находятся крылья, а у жуков ещё и жесткие надкрылья, для защиты крыльев. Среди беспозвоночных животных только насекомые способны к полёту. Брюшной отдел состоит из 10 (12) сегментов По бокам брюшка расположены мелкие отверстиядыхальца. Это органы дыхания насекомых. Они состоят из упругих трубочек – трахей. По ним воздух поступает в тело насекомого. Тело насекомых покрыто жёстким, плотным покровом из особого вещества – хитина. Он защищает тело от опасностей на суше и в воздухе, а также служит опорой тела.

(Слайд 5) Глаза насекомых состоят из отдельных ячеек – фасеток. Их может быть более 28 тысяч. Фасетки часто называют простыми глазками. Предметы насекомые видят состоящими как бы из отдельных мелких кусочков. (Человек может видеть 20 сменяющихся картинок в секунду. Если картинки меняются быстрее, то картинки видятся в движении. Медоносные пчёлы видят 300 картинок в секунду.)

(Слайд 6) Кроме этого они удивляют большим разнообразием челюстей: грызущие, с острыми краями – у тараканов, кузнечиков и большинства жуков; нежные сосущие хоботки – у бабочек; сросшиеся в одну большую губу лижущие челюсти – у мух; острые, будто иглы, к тому же спрятанные в особый чехольчик и снабжённые «насосом» для откачивания крови жертвы, колюще – сосущие хоботки – у комаров.

Насекомые питаются самой разнообразной пищей. Бабочки питаются нектаром цветов, жуки – листьями растений, корой деревьев, шерсть, кожу, а некоторые употребляют в пищу других насекомых, кровью других животных – комары, остатками пищи – мухи, тараканы.

7. Первичное закрепление пройденного материала.

Работа по тетради. На рисунке надо указать части тела насекомого (для детей с более ограниченными возможностями можно дать более крупное изображение насекомого с заданием указать, на какие основные части разделено тело насекомого).

8. Физкультминутка.

Новый материал (продолжение).

У человека среди насекомых есть враги и друзья. (Слайд 7) . Некоторые шестиногие перешли к питанию культурными растениями – например, клоп – черепашка, свекловичный долгоносик, озимая совка, яблоневый цветоед, многие виды тлей. Жуки – короеды питаются корой растений, личинки жуков – усачей опасные вредители леса. Есть муравьи, которые пасут тлей. Они щикотят их своими усиками, стимулируя этим выработку у тлей сладкого «молока», которое муравьи употребляют в пищу. А вот божья коровка приносит большую пользу хозяйству, уничтожая этих самых тлей и других вредителей растений.

(Слайд 9) Приносят пользу пчёлы, муравьи, тутовый шелкопряд и др. насекомые.

Для здоровья человека опасны кровососы – комары, москиты, слепни, блохи и вши. Некоторые из них переносят опаснейшие болезни – чуму, малярию, энцефалит. Бытовым бедствием являются тараканы. Платяная моль и кожееды повреждают одежду.

В лесном хозяйстве ощутимый ущерб наносят жуки – короеды, усачи и златки, непарный и сибирский шелкопряды.

(Слайд 10) Есть насекомые, которых человек одомашнил и успешно использует в хозяйственной деятельности. Это медоносная пчела, которая собирает нектар с цветков и, превращающая его в мёд, а заодно опыляющая культурные растения. Это и тутовый шелкопряд, гусеницы которого дают натуральный шёлк. За сотни лет выведены различные, не встречающиеся в природе породы этих насекомых.

9. Первичное закрепление пройденного материала.

10. Проверка знаний (в виде викторины «Проверь себя».

  1. Почему их называют насекомыми? (покрытые насечками)
  2. Каких насекомых вы знаете?
  3. На какие части разделено тело насекомых?
  4. Чем питаются насекомые?
  5. Каких одомашненных насекомых вы запомнили?

11. Вывод: Кто относится к насекомым?

Выставление оценок.

12.Итог урока:

С каким классом животных мы познакомились?

Каково его значение?

13. Домашнее задание.

Шмелем называют членистоногое насекомое. Свое название оно получило из-за звука, издаваемого при полете. Эти насекомые яркоокрашенные, крупные, красивые. Они способны переносить много пыльцы. О том, какие есть шмели в природе, рассказано в статье.

Описание

Туловище насекомого толстоватое, тяжелое. Крылья у них небольшие, прозрачные. Крылья делают около 400 взмахов в секунду. У самки голова удлиненная, широкозакругленная на затылке, а у самца - треугольная и округлая. Насекомое кусается, пуская в ход челюсти для защиты.

У шмеля есть хоботок, которым он собирает нектар. У всех видов может быть разная длина, к примеру, малый земляной шмель имеет тело в 7-10 мм, а садовый - 18-19 мм. Насекомые имеют 6 лапок. Волоски, которыми покрыто тело, обычно черного, белого, желтого, оранжевого, красноватого или серого цвета.

Пища

Где живет, чем питается шмель? Эти насекомые занимаются сбором пыльцы и нектара с растений. Получается, что они политрофные. Для кормления личинок шмели используют свежий нектар и мед, которые производят самостоятельно. Второй продукт более жидкий по сравнению с пчелиным, а также светлый и легкий. В нем присутствует свыше 20% воды.

Проживание

Где живут шмели? Они обитают на всех материках, за исключением Антарктиды. В Северном полушарии их больше в умеренных широтах, а ареал обитания заходит за Полярный круг.

Шмели считаются самыми холодостойкими представителями пчел. Они не могут выживать в жарких тропиках. Температура тела может быть до 40 градусов, что связано с быстрым сокращением мышц груди. Из-за этого появляется громкое жужжание. Так шмель согревается. С прекращением движения он остывает.

Расположение гнезд

Где живут шмели? Гнезда могут быть под землей. Насекомые расселяются в норах грызунов и кротовинах. В норках грызунов есть материал, способный утеплить шмелиное гнездо - шерсть, сухая трава. Гнезда могут быть и на земле. Где живут шмели, если их жилища на поверхности? Некоторые виды обитают в траве, моховых кочках, птичьих гнездах.

Еще где живут шмели? Некоторые гнезда расположены над землей. Это могут быть дупла деревьев, скворечники, постройки. По форме гнезда бывают разными, в зависимости от полости, используемой шмелем. Наземное жилище обычно утепляется сухой травой, мхом, воском. Выделываются они шмелями благодаря брюшным железам, а потом лапками счищают с брюха тонкие восковые полоски, кладут в рост, разминают и используют для лепки всего необходимого. Оптимальная температура в гнездах - 30-35 градусов.

В природе

Шмели считаются общественными насекомыми. Как все пчелы, они проживают семьями, в которые входят:

  1. Крупные плодящиеся матки.
  2. Мелкие рабочие шмели.
  3. Самцы.

Если нет маток, рабочие самцы откладывают яйца. Семья живет 1 год - с весны до осени. В нее входит меньше особей, чем в пчелиную - около 100-200, но иногда 500.

Продолжительность жизни

Обычно продолжительность жизни насекомого равна 2 неделям. Погибают они из-за различных причин, включая быстрый износ при сборе корма. Самцы могут жить не больше месяца, они умирают после спаривания. У самок после оплодотворения начинается зимовка. Потом они откладывают яйца, выкармливают личинки, а затем погибают.

Укусы и последствия

Это насекомое считается миролюбивым. Оно не агрессивное и кусается только при защите, например, при закрывании входа в гнездо. Но такой укус шмеля слабый и не вредный. Самки жалят при опасности. Жало не остается в теле, по сравнению с пчелиным, поэтому шмели не умирают после укуса. Но яд вызывает боль, зуд, покраснение. Может быть припухлость. Симптомы могут сохраняться несколько дней.

Яд насекомого подобен пчелиному, но включает меньше компонентов, из-за которых может возникнуть токсическая реакция. Для большинства здоровых людей это не опасно. Лучше не допускать укус шмеля, но если это произошло, следует оказать первую помощь:

  1. Обработать болезненное место антисептиком, спиртом или водой с мылом.
  2. Наложить холодный компресс.
  3. Предоставить обильное теплое питье.
  4. Устранить зуд антигистаминным средством, например, "Супрастином".

Дома убрать последствия укуса можно народными средствами. Помогут компрессы из кашицы с содой, разведенной в воде таблеткой аспирина или валидола. Подойдут настои пижмы или ромашки. Лечебным действием обладает измельченная листва петрушки, подорожника, одуванчика. Компрессы нужно менять через 2 часа. Отличный эффект дает измельченный картофель, луковица, яблоко. При сильном укусе в шею, глаза, губы с появлением аллергии нужно обратиться к врачу.

Шмели считаются важными опылителями луговых, лесных, сельскохозяйственных культур. Многие виды насекомых выполняют перекрестное опыление в несколько раз быстрее по сравнению с пчелами. Они опыляют клевер, люцерну, бобовые.

Для шмелей вредны муравьи. Они могут похищать мед, яйца, личинки. Поэтому насекомые предпочитают строить гнезда над землей, далеко от муравейников, а также под землей. Похищать мед могут осы, мухи-брахикомы. Опасны для них мухи-конопиды. Шмелиное потомство могут уничтожать гусеницы бабочки огневки-амофии.

Таким образом, шмели являются уникальными насекомыми, которые полезны для природы. А вред они могут причинять лишь только в целях самозащиты.

Часть пауков, например тарантулы (Lycosa), обычные у нас в степной полосе, подстерегают добычу в отвесной норке, которую роют в почве и выстилают паутиной; попавших в норку насекомых высасывают, а остатки выбрасывают наружу. У некоторых пауков норка или гнездо продолжается в трубчатую паутинную галерею.

Многие пауки устраивают на земле или среди растительности плоский ловчий полог, у края которого расположено отверстие, ведущее в гнездо. Такие тенета характерны и для домового паука Tegenaria domestica. Многие лесные виды укрепляют рыхлые горизонтальные пологи на многочисленных нитях. К наиболее сложным относятся различные варианты колесовидной сети, в частности крестовиков. Иногда такая сеть оттягивается центральной нитью и имеет вид широкой воронки. У паука Hyptiotes сеть представлена сектором из 4 лучей и поперечных липких нитей; от места соединения лучей отходит нить, на которой сидит паук, подобрав нить петлей и натягивая сеть. При попадании добычи паук повторно отпускает и натягивает петлю, благодаря чему добыча прилипает к смежным нитям; затем паук бежит к ней, оплетает паутиной и высасывает.

Взрослые самцы обычно ловчих сетей не строят, но пользуются паутиной для наполнения спермой копулятивных органов педипальп. Капля спермы выпускается на специально сотканную сеточку, откуда вбирается копулятивными органами. При спаривании проявляются весьма сложные инстинкты. В ряде случаев самки агрессивны по отношению к самцам, которые после спаривания спасаются бегством, так как могут быть съедены самкой. Самцы некоторых пауков, например видов Pisaura, отвлекают внимание самки при спаривании, принося ей оплетенное паутиной насекомое. Пока самка его высасывает самец наполняет ее семеприемники спермой, вводя копулятивные органы поочередно в правое и левое отверстия эпигины. У пауков обычно выражен половой диморфизм, иногда очень резкий.