7 азанов для чего читают. Азан и все, что с ним связано

6411

Определение Азана и Икамат

Икамат

Объявление о начале молитвы посредством определенного зикра

Азан

Оповещение о наступлении времени молитвы посредством определенного зикра (поминания)

Шариатское постановление относительно азана и икамата

1. В отношении группы людей (джама’ата):

азан и икамат являются утвержденной сунной, узаконенной только для пяти молитв, как в путешествии, так и вне него.

Ведь азан и икамат относятся к внешним обрядам ислама, и их окончательное оставление не является дозволенным.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если наступит (время) молитвы, то пускай один из вас совершит для вас азан, а затем пускай старший из вас будет вашим имамом” . [Хадис согласован]

2. В отношении одного лица:

азан и икамат являются сунной. Передается от ’Укъба бин ’Амира, что он сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорит: “Ваш Господь удивляется пастуху овец на вершине горы, который дает азан и совершает молитву. И говорит Аллах Всемогущий и Великий: “Посмотрите на этого Моего раба, дает азан и выстаивает молитву, страшась Меня. И Я уже простил Моему рабу и ввел его в Рай” . [Приводится у ан-Насаи]

Мудрость, заложенная в азане

1. Оповещение о времени и месте молитвы.

2. Побуждение к коллективной молитве.

3. Пробуждение беспечных, напоминание забывшим о совершении молитвы, являющейся одной из самых великих милостей.

Когда был узаконен азан? И что послужило причиной этого?

Азан был узаконен в первом году хиджры. И причиной тому послужила нужда в установлении какого-либо знака, по которому люди могли бы узнавать о наступлении времени молитвы.

И мусульмане, посоветовавшись, не пришли к какому-либо определенному решению. Когда же наступила ночь, АбдуЛлах ибн Зейд увидел во сне человека, несущего колокол.

Тогда АбдуЛлах сказал ему: “Продаешь ли этот колокол?” Тот человек в свою очередь спросил: “А что ты будешь с ним делать?” Сказал АбдуЛлах: “Мы будем призывать на молитву посредством него”.

Тогда тот мужчина сказал: “Не указать ли мне тебе на то, что является лучше, чем это?” Сказал АбдуЛлах: “Укажи”. И тогда тот человек обучил его азану, а затем икамату [Приводится у ад-Дарими] .

Сказал АбдуЛлах: “Утром я пришел к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и рассказал ему о своем сне. И тогда он сказал: “Поистине, это правдивое видение, если на то воля Аллаха. Так встань же с Билялем и расскажи эти слова ему, поистине, у него более звонкий голос, чем у тебя”. [Приводится у Абу Дауд]

Достоинства азана

1- В Судный день за муаззина будет свидетельствовать все, чего достигал его голос.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Каждый, кто из джиннов, людей и всего сущего услышит предел голоса муаззина, тот будет свидетельствовать за него (муаззина) в день Воскрешения” . [Приводится у аль-Бухари]

2- Если бы люди знали, какое благо на самом деле заключается в азане, то они бы состязались за право давать азан.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Если бы люди знали, что заключено в призыве (на молитву) и первом ряду, а затем бы не нашли ничего, кроме как бросить жребий за это, то они бы его бросили” . [Приводится у аль-Бухари]

Условия действительности азана

1. Призывающий на молитву должен быть мусульманином мужского пола, находящимся в разуме.

2. Соблюдение очередности слов азана.

3. Беспрерывность азана, то есть между словами азана не должно быть большого перерыва.

4. Азан должен совершаться при наступлении времени молитвы.

Желательные действия в отношении того, кто дает азан

1. Быть обращенным в сторону Киблы.

2. Соблюдение ритуальной чистоты, как от большого осквернения, так и от малого.

3. Поворачивание головы направо и налево при произнесении слов “Спешите на молитву, спешите к успеху”.

4. Положить в уши указательные пальцы обеих рук.

5. Желательно, чтоб муаззин обладал красивым и сильным голосом.

6. Четкость в произношении звуков и растягивание азана с соблюдением соответствующих правил.

Следует положить два указательных пальца в уши

Форма азана и икамата

1. Форма азана: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах” . [Приводится у Муслим]

2. Форма икамата: “Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ашхаду алля илаха илля Ллах, ашхаду алля илаха илля Ллах. Ашхаду анна Мухамада ррасулю Ллах, ашхаду анна Мухамада-ррасулю Ллах. Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях! Хаййа’аляль-фалях! Къади къамати-съ-съаляту, къади къамати-съ-съалят (у). Аллаху Акбар, Аллаху Акбар. Ля илаха илля Ллах” .

Желательные действия в отношении того, кто слышит азан

1. Повторение вслед за муаззином, за исключением слов: “Хаййа’аля-съ-съалях! Хаййа’аляль-фалях!” .

В этом случае следует сказать: “Ля хауля уа ля къууата илля биЛлах” (“Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха”.). [Приводится у аль-Бухари]

2. Слова после завершения азана: “Ашхаду ан ля илаха илля Ллаху уахдаху ля шарика ляху, уа анна Мухаммадан ‘абдуху уа расулюху, радыйту би-Ллахи раббан, уа би-Мухаммадин расулян, уа билль-ислями динан”

(Я свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, у Которого нет сотоварища, и что Мухаммад - Его раб и посланник. Я доволен Аллахом, как Господом, Мухаммадом, как посланником, исламом, как религией”). [Приводится у Муслим]

3. Попросить благословения для пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем сказать: “Аллахумма раба хазихи д-дау’ати т-таммати, уасъ-съалятиль-къаимати, ати Мухаммадан аль-уасиляиа уаль-фадылята, уа б’асьху макъаман махьмудан аллязьи уа’адтаху”

(О, Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, даруй Мухаммаду аль-Уасиля и высокое положение и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему”). [Приводится у аль-Бухари]

4. Совершение ду’а, так как мольба между азаном и икаматом не бывает отверженной.

Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: “Поистине, мольба между азаном и икаматом не отвергается” . [Приводится у Ахмад]

Некоторые постановления, связанные с азаном и икаматом

1. В случае объединения двух молитв, например, как обеденной (зухр) и послеобеденной (аль-›аср), следует ограничиться одним азаном, а затем произнести икамат отдельно для каждой из молитв.

2. Если икамат был произнесен, а затем возникла задержка с началом молитвы, то нет нужды в повторении икамата.

3. Муаззину следует сторониться ошибок в произношении. Некоторые примеры таких ошибок:

а) произношение с вопросительной интонацией, что осуществляется в арабском языке путем добавления буквы “хамза” в начале слова. Например, так: “ААллаху ААкбар?”

б) протяжение звука “а” после буквы “б” в слове “акбар”. Например, так: “Аллаху Акбаар”.

в) Добавление буквы “уау”, имеющие значение союза “и” в русском языке. Например, так: “Аллаху уа Акбар”.

4. Если был дан икамат для начала обязательной коллективной молитвы, то начинать дополнительную молитву запрещается.

Если же человек начал совершение дополнительной молитвы, а затем был дан икамат, то ему следует довести ее до конца с условием, что до ее завершения остается немного.

В противном же случае, ему следует прервать ее без таслима (однако, если это будет с таслимом, то в этом нет ничего предосудительного) и присоединиться к имаму в совершении обязательной молитвы.

5. Азан несовершеннолетнего, но при этом различающего мальчика (мумайиз) является действительным.

6. Азан является узаконенным также и в том случае, если человек проспит время молитвы или забудет совершить ее вовремя.

И доказательством тому является то, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, (когда он вместе со сподвижниками проспали утреннюю молитву и проснулись при восходе солнца) “повелел Билялю, и тот дал азан. Затем они совершили омовение и выполнили желательные два рака’ата, совершаемые перед утренней молитвой. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел Билялю, и тот произнес слова икамата. И тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, провел утреннюю молитву” . [Приводится у Абу Дауд]

7. Тот, кого азан застал в мечети, не должен выходить из нее, кроме как по уважительной причине.

Передается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, сказал: “Повелел нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что если кто-либо из вас находился в мечети, а затем призвали к молитве, то пусть не выходит, пока не совершит молитву” . [Приводится у Ахмад]

Чего не следует делать

1. Чрезмерность в распевании азана, которая приводит к изменению букв, харакатов, добавлению и убавлению звуков.

2. Произношение слов благословения и приветствия посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветсвует, громким голосом после азана.

3. Слова “Акъамаха Ллаху уа адамаха” после того, как человек, говорящий икамат скажет: “Къад къамати съ-съаляту”.

Тому, кто повторяет за этим человеком, следует сказать также “Къад къамати съ-съаляту”.

Азан утренней молитвы:

В слова азана утренней молитвы следует добавить: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум” дважды.

Подтверждением этого являются слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует: “Если же будет утренняя молитва, то говори: “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум”, “Асъ-съаляту хъейрун мина-н-наум” [Приводится у Абу Дауд] .

азан кз, азан слушать
Аза́н (араб. أذان‎‎ - объявление, приглашение‎) - в исламе: призыв к обязательной молитве. Читающий азан - муэдзин (тюрк. - азанчи ). Во время чтения азана муэдзин встаёт лицом в сторону Каабы (кибла) и держится за мочки ушей большими и указательными пальцами. Через несколько минут после азана, непосредственно перед молитвой, читается икамат, состоящий из тех же формул. Азан обычно возвещается с минарета мечети.

Произнесение азана перед намазом является необязательным, но весьма желательным (сунна муаккада) деянием. Также мусульманам желательно через некоторое время после рождения ребёнка, прошептать в правое ухо азан. Так же поступают и с человеком, которым овладели злые духи.

  • 1 История
  • 2 Текст
  • 3 Правила чтения
  • 4 Этикет во время слушания азана
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

Военнослужащий армии США читает азан (2012 г.)

Согласно преданию, азан был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах и первоначально состоял в произнесении фразы ас-салат джами’атан («молитва - вместе»). Выбор устной формы призыва был обусловлен существованием сходной практики в доисламской языческой Аравии. Такой же способ призыва на молитву использовали «лжепророки» Мусайлима и Саджах.

По преданию, переселившись в Мекку пророк Мухаммед позвал своих сподвижников на совет с целью выбора подходящего призыва на молитву. Одни сподвижники предложили звонить в колокола, другие разжигать костры, третьи дуть в трубу. Пророк отверг эти предложения, так как это были обычаи христиан, зороастрийцев и иудеев. Той же ночью Абдуллах ибн Зейд увидел во сне, что какой-то человек в зеленном одеянии (ангел Джибриль) подошел к нему и научил его словам и порядку выполнения призыва на молитву. Утром он пошел к пророку Мухаммеду и рассказал ему об этом. Затем оказалось, что похожие такие же сны увидели многие сподвижники. Выслушав их, Мухаммед одобрил эту форму азана и поручил Абдуллаху ибн Зейду научить словам азана Биляла ибн Рабаха, который обладал очень красивым голосом. Таким образом, Билял стал первым муэдзином в истории ислама.

В 1920-х, 1930-х годах правительство Ататюрка настояло на замене традиционного азана на арабском языке его переводом на турецкий. Для недопущения исламской пропаганды, арабское слово «аль-фаля́х» (спасение) не было переведено на турецкий язык. По этой причине вместо слов «Haydi kurtuluşa» (Спешите к спасению) в «турецком азане» звучало «Haydı Fellaha».

Запрет азана на арабском языке был снят в Турции 6 июня 1950 года после победы оппозиции на выборах. Считается, что использование азана на турецком противоречило хадису, утверждающему, что при переводе арабский текст не сохраняет своего смысла.

Текст

Муэдзин провозглашает азан (Wilhelm Gentz, 1878).

Суннитский азан состоит из семи формул.

Кол-во Арабский текст Транскрипция Перевод
4 раза الله أكبر الله أكبر Алла́ẋу А́кбар Аллах Велик!
2 раза أشهد أن لا اله إلا الله Ашẋаду ал-ля́ иля́ẋа илля-Лла́ẋ Я свидетельствую, что нет божества, кроме Аллаха!
2 раза أشهد أن محمدا رسول الله Ашẋаду анна Мух̣аммадан Расу́лю-Лла́ẋ Я свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха!
2 раза حي على الصلاة Х̣айя ‘аля с̣-с̣аля́ẋ Идите на молитву!
2 раза حي على الفلاح Х̣айя ‘аля ль-фаля́х̣ Ищите спасения!
2 раза الصلاة خير من النوم Ас̣-с̣аля́ту х̣айру мина-н-наўм Молитва лучше сна!
2 раз الله أكبر الله أكبر Алла́ẋу А́кбар Алла́х Велик!
1 раз لا إله إلا الله Ля́ иля́ẋа илля-Лла́ẋ Нет божества, кроме Аллаха!

Правила чтения

Во время чтения азана муэдзин должен повернуться лицом в сторону Мекки (кибла) и держаться за мочки ушей большими и указательными пальцами. Азан должны читать люди, обладающие красивым и звучным голосом. Азан исполняется нараспев и не спеша. Распевание азана не должно переходить в подобие музыки.

После азана читается мольба, включающая в себя благословение пророка Мухаммеда, его семьи и сподвижников.

Во время утреннего азана сунниты произносят слова «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» (Молитва лучше сна!). Согласно преданию, Билал ибн Рабах будил этими словами пророка Мухаммада, которому они так понравились, что он позволил употребить их в утреннем азане. Шииты также произносят слова «ашхаду анна ‘Алиян валиулла́х» и «Хайя ‘аль х̮айра ль-‘амаль» (Идите на лучшее дело!). конце азана шииты дважды произносят слова «Ля иляха илляллах!».

При произнесении слов «хайя ‘аля с-саля́х» муэдзин поворачивает голову направо, а при произнесении слов «хайя ‘аля ль-фаля́х» - налево.

Этикет во время слушания азана

Мусульманину, услышавшему азан, следует повторять за муаззином всё то, что он говорит, вплоть до слов: Хайя ‘аля с̣-с̣аля́х, Хайя ‘аля ль-фаля́х. Вместо этих слов, мусульманам необходимо сказать: «Ля хауля ва-ля куввата илля би-Ллях» (араб. لا حَـوْلَ وَلا قُـوَّةَ إِلاّ بِالله‎‎ - Сила и могущество только у Аллаха!). Перед утренней молитвой слова «Ас-саля́ту хайру мина-н-нау́м» (Молитва лучше сна!) заменяются формулой: «Ты сказал то, что истинно и справедливо!».

После завершения азана произносится молитва за пророка Мухаммеда: «Аллахумма, Рабба хазихи-д-да’вати-т-таммати ва-с-саля-ти-ль-каима-ти, ати Мухаммадан аль-василята ва-ль-фадилята ва-б’ас-ху макаман махмудан аллязи ва’адта-ху, инна-кя ля тухлифу-ль-ми’ада!»

Примечания

  1. Азан // Казахстан. Национальная энциклопедия. - Алматы: «Қазақ энциклопедиясы», 2004. - Т. I. - ISBN 9965-9389-9-7.
  2. 1 2 3 4 5 Али-заде, А. А., 2007
  3. 1 2 3 4 5 Ислам: ЭС, 1991
  4. Али-заде, А. А., 2007, Абдулла ибн Зейд
  5. Слова поминания Аллах произносимые во время азана // Крепость мусульманина / Сост. С. аль-Кахтани; пер. с араб. А. Нирша. - 4-е. - М.: Умма, 2012. - ISBN 978-5-94824-175-3.
  6. Перевод: О Аллах, Господь этого совершенного призыва и этой совершающейся молитвы, приведи Мухаммада к аль-Василе и к высокому положению и направь его к месту достохвальному, которое Ты обещал ему, поистине, Ты не нарушаешь обещания!

Литература

  • Али-заде, А. А. Азан (архив) // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007.
  • Резван Е. А. Азан // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. - М. : Наука, 1991. - С. 14.

Ссылки

  • Ответы на вопросы по азану / AskImam.Ru
  • Азан: краткая история / AskImam.Ru
  • Время азанов в различных точках земного шара / Adhan.Ru
  • Азан и икамат / Umma.Ru
  • Азан и икамат Al-Shia.Ru

азан в мекке, азан время намаза, азан кз, азан скачать, азан слова, азан слушать, азан текст, азан успокаивающий душу, азан шакыру, азан шакырып ат кою

В мусульманской религии действуют свои каноны и нормы, которые выглядят иногда сложными для непосвященных. Например, азан в исламе является совершенно обычным делом, хотя в христианстве этого ритуала не существует. Поэтому люди, исповедующие иную религию, оказавшись в среде мусульман, часто не понимают суть этого ежедневного религиозного призыва к молитве.

К сожалению, даже некоторые мусульмане (особенно молодежь), которые не воспитывались с детства в атмосфере ислама и веропочитания Аллаха, иногда задаются вопросом, для чего необходим азан. Стоит подробнее разобраться в этом вопросе.

Для чего нужен призыв к молитве

О том, что представляет собой азан, знает каждый правоверный мусульманин. Это, по сути, призыв к намазу, который, как известно, осуществляется пять раз в день. Соответственно, и призыв в исламе провозглашается столько же раз – перед каждой молитвой. Однако многие мусульмане, даже слыша эти красивые слова, не вдумываются в них и поэтому не осознают его .

Уникальность его заключается в том, что молитва, к которой он призывает, является обязательной, однако сам призыв всего лишь желателен – при необходимости можно обойтись и без него. При этом считает призыв к молитве очень важной частью ритуала. Муэдзин должен осуществлять чтение азана в любом населенном пункте, где проживают мусульмане.

Это не только своеобразное оповещение о том, что наступает пора молитвы, но и стремление напомнить, для чего нужен сам намаз. В переводе с арабского слово «азан» означает «оповещение, оглашение». Мусульмане считают, что время для каждого намаза было установлено самим Аллахом. Однако правоверный может по различным причинам пропустить точно установленный срок, поэтому в обязанности муэдзина и входит сообщение о том, что наступила пора молитвы.

Если количество и время намазов было определено Всевышним, то азаны ввел в его ритуал пророк Мухаммед (с.а.в) в первой трети VII века (I век хиджры). Существует предание, рассказывающее о создании призыва к молитве. Согласно ему, первые мусульмане, проживающие в Медине, где в то время находился пророк, не знали наступления точного времени молитвы и говорили об этом посланнику Аллаха. Даже предлагались различные способы оповещения – кто-то предлагал использовать большие трубы или колокол, кто-то – вывешивать специальные знаки.

Наконец, один из последователей Пророка Абдуллах ибн Зейд увидел во сне человека, который нес в руке зурну. Абдуллах попросил продать инструмент, объяснив, что хочет оповещать людей о том, что наступает время молитвы. Однако человек сказал, что есть лучший способ сделать это, и сообщил полный текст азана. Проснувшись, он рассказал обо всем пророку Мухаммеду (с.а.в), и тот одобрил и текст оглашения, и сам способ его. С тех пор оповещения о времени молитвы в мире читаются именно так.

Некоторые исследователи полагают, что явившийся во сне к Абдуллаху человек был не кем иным, как ангелом Джибрилем.

Изначально он представлял собой единственную фразу, переводимую как «совместная молитва». Однако в Аравии еще до возникновения ислама существовали языческие ритуалы, чем-то схожие с этим красивым призывом. Поэтому постепенно сформировался современный текст призыва к намазу, который был обусловлен как устаревающими языческими правилами, так и новой исламской религии.

Для того чтобы читать азан, муэдзин должен повернуться в сторону Каабы и произносить слова размеренно и напевно. Сразу после того как оглашен призыв, следует дуа (то есть, особая короткая молитва), где благословляется сам Пророк, а также его семья и последователи. При этом предмолитвенный ритуал считается неполным без произнесения икамата, который читается после оповещения о времени молитвы, спустя несколько минут.

Количество и время оглашения

Перед тем как начать читать, он должен провести омовение, а во время оглашения убедиться, что его голос доходит во все стороны. Если же с одной из сторон минарета он почти не слышен, муэдзину вменяется в обязанность обходить вокруг здания, чтобы призыв был слышен всем. Наконец, вне зависимости от того во сколько провозглашается призыв, он должен быть полностью поглощен этим делом и ни в коем случае не отвлекаться – тем более, на приветствия.

Основное требование, предъявляемое к человеку, читающему азан, – это наличие красивого и сильного голоса. Призыв к молитве читается громко, размеренно. В отличие от него, икамат произносят быстро (хотя это не означает, что эти слова можно говорить невнятно и скомкано).

Канонический азан оглашают по-арабски, хотя муэдзин должен доносить смысл этого призыва до верующих, а значит, читать его на том языке, на котором говорят слушающие. Сам текст призыва является несложным, однако требует повторения отдельных фраз. Вот как выглядит он на арабском языке:

الله أكبر الله أكبر (четыре раза);

أشهد أن لا اله إلا الله (два раза);

أشهد أن محمدا رسول الله (два раза);

حي على الصلاة (два раза);

حي على الفلاح (два раза);

الله أكبر الله أكبر (два раза);

لا إله إلا الله (один раз).

Если прочитать перевод, то фразы выглядят очень простыми, однако в них заключен глубокий смысл. Повторения и упрощенные формулировки призваны, по всей видимости, воздействовать на подсознание мусульман, объясняя им, почему так важна молитва. Азан на русском языке звучит следующим образом:

Велик Аллах (4 раза)

Свидетельствую, что иного божества, кроме Аллаха, нет (2 раза)

Свидетельствую также, что посланник Аллаха – Мухаммед (2 раза)

Поспешите к молитве (2 раза)

Поспешите к спасению вашему (2 раза)

Велик Аллах (2 раза)

Нет иного бога, кроме Аллаха (1 раз).

Нужно отметить, что утренний азан имеет небольшое отличие от всех остальных призывов, которые произносятся в течение суток. В его текст вставлена еще одна фраза, которая произносится после слов «Поспешите к спасению вашему» и тоже повторяется дважды. Звучит она так: «Молитва лучше, чем сон». Все остальные фразы имеют одно и то же звучание. Формула призыва не отличается сложностью, поэтому запомнить ее довольно легко.

Правила поведения верующих

Не стоит полагать, что мусульмане, вышедшие слушать призыв, должны просто воспринять его, как напоминание о начале молитвы. Ведь азан – это составляющая молитвенного ритуала, а значит, со стороны слушателей требуется определенный ответ и действие.

Правила диктуют, что на эти слова необходимо реагировать незамедлительно, отложив все дела, которыми человек в это время занят. Даже если в ту минуту вы читаете Коран, при звуках призыва требуется прервать свое занятие. И дело не только в том, что с этого мгновения вы начинаете внутренне готовиться к молитве, а в том, что нужно повторять вслед за муэдзином – а это требует определенной сосредоточенности.

Произнося слова, человек чувствует, как азан успокаивает душу. Все эти фразы нужно повторять в точности так, как говорит их призывающий. Но есть два исключения. При словах "Нет иного бога, кроме Аллаха" нужно отвечать «Лишь Аллах силен и всемогущ». А когда наступает утреннее время призыва и муэдзин напоминает: «Молитва лучше, чем сон», верующие должны отвечать: «Воистину эти слова справедливы».

Таким образом, оповещение о намазе читается обеими сторонами – и той, которая оглашает призыв к молитве, и той, которая слушает оглашение. Все это позволяет человеку настроиться на молитвенный лад и совершить намаз после азана с воодушевлением и истинным смирением. Более того, если вы находитесь далеко (например, в путешествии) и знаете, что наступает время молитвы, то призыв требуется прочитать самостоятельно и лишь после этого приступать к мольбе.

В исламе существует ряд правил, которые необходимо строго выполнять. Это касается всех сторон жизни правоверного мусульманина, и азан здесь не исключение. Поскольку совершение намаза является составляющей , то молитва и призыв тесно связаны, а значит, требуют соблюдения установленных требований.

  1. Азан не может читать женщина, это позволяется исключительно мужчине. При этом оглашающий должен быть исключительно мусульманином. Если же мужчины нет и на молитву собрались только женщины, то вместо азана они могут прочитать икамат.
  2. Нельзя произносить сидя, а те, кто слушает, не должны во время оглашения этих слов разговаривать и уж, тем более, смеяться. Икамат читает, как правило, тот же человек, который призывал к молитве, хотя обязательным предписанием это не является. Зато если во время чтения призыва вы находитесь в , призыв к намазу можно не повторять за муэдзином. Однако чтение икамата обязательно в любом случае.
  3. Во время оглашения призыва муэдзин должен прикрывать уши указательными пальцами (по другой версии – держаться указательным и большим пальцами за мочки ушей). Это требуется для того, чтобы повысить голос. При фразе «Поспешите к молитве» он обязан повернуть голову направо, а говоря «Поспешите к спасению вашему» – повернуться налево.

Правила ничего не говорят о том, насколько чистым должен быть человек, слушающий призыв. Но вместе с тем, самому оглашающему азан очищение необходимо пройти заранее. Ведь эти слова призывают к духовной чистоте, поэтому он обязан оповещать исключительно после омовения.

Сегодня призывы, даже будучи глубоко вплетенными в исламские ритуалы намаза, могут считаться отдельным культурным направлением. Если вы хотите понять, в чем прелесть этих песнопений, можете включить видео азана. Стоит не только послушать голос муэдзина, но и посмотреть на выражение его лица во время произнесения призыва к молитве, чтобы понять каким смыслом наполнен любой призыв и насколько он может воздействовать на душу любого человека.

Азан и Икамат - Что означает. Когда был предписан.

АЗАН - Это Призыв к молитве. Предписание по Сунне, близкое к Обязательному. Азан указывает начало времени каждой из пяти молитв. Ежедневно мусульмане читают 5 молитв, следовательно, и Азан произносится 5 раз.

Слова Азана :

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

В Утреннем Азане после слов «Хаййя аляль-фалях» дважды произносится:

«Ас-Саляту хайрум-минан-наум! - Ас-Саляту хайрум-минан-наум!» -

Молитва лучше сна! - Молитва лучше сна!

Возможность прочтения Азана является для мусульманина великой благостью Всевышнего Аллаха. Такое мнение опирается на слова хазрата Пророка (саллаллаху алейхи уасаллям):

«Если бы мусульмане знали о величайшей благости, которая дается за возглашение Азана и за стояния в первом ряду в молитве, и если бы потом они не имели бы возможности это делать (из-за большого количества желающих), то стали бы тянуть жребий.»

В книге «Мир’ат-уль-Харамэйн» говорится: «Чтение Азана началось в первый год Хиджры в Медине. До этого времени оповещение о времени молитвы проводилось возгласом - Ас-саляту джами’а . Первым исполнителем Азана в Медине был Билял аль-Хабаши, а первым муадзином Мекки был Хабиб б. Абдуррахман (да будет доволен ими Аллах). Первый Азан перед Пятничной молитвой был введен во время правления Халифа Усмана (да будет доволен им Аллах). Поначалу этот Азан как и другие читался внутри мечети. Во время халифа Абд-ул-Малика правитель Медины Аббан б. Усман велел читать этот Азан с минарета. Малик Насыр б. Мансур в 700 г. велел по пятницам перед Азанами читать салаваты (ас-саляту ва-с-саляму). В 58 г. по приказу халифа хазрата Муавийа (да будет доволен им Аллах) правитель Египта, сподвижник Маслама б. Махлед (да будет доволен ими Аллах), велел построить первый Минарет и велел читать муадзину Шархабилю салаваты перед утренним Азаном».

В книге «Мэвахиб-и лядунНиййат» , а также в хадисе от Абдуллаха б. Умара из «Сахиха» Бухари, сообщается: «В первый год Хиджры Пророк (мир ему и благословение Аллаха) советовался по поводу призыва к молитве со своими сподвижниками. Поступили разные предложения: кто советовал извещать о молитве ударами в колокол как назаретяне; кто предлагал дуть в трубу как иудеи; кто - разводить на высоком месте огонь как огнепоклонники. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не принял ни одно из этих предложений. Тут хазрат Умар заметил: «А почему бы нам не назначить ответственного человека, который бы призывал на совместную молитву?» На это Посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вставай-ка Билял, призови людей на молитву ».

В книге «аль-Бэдаиу’с-Санаи фи тартибу-ш-Шараи» имам аль-Касани пишет, что после того, как Абдуллах б. Зейд сообщил о том, что видел и слышал во сне, как некто призывал на молитву чтением Азана, в те же дни о таком же сне сообщил и хазрат Умар (да будет доволен ими Аллах). Ибн-и Абидин в своем сборнике «Рэдд-уль-Мухтар але-д-Дурр-уль-Мухтар» по этому поводу добавляет: «Автор «Фетх-уль-Кадыр»а (Ибн-и Хумам) передает сообщения Абдуллаха б. Зейда из книги «Сирадж …» со всеми подтверждениями, где так же говорит о подобном сне и хазрата Умара» . Далее, имам дает разъяснение:

«Пророку (мир ему и благословение Аллаха) эта форма возвещения очень понравилась, и он велел отныне призывать к молитве подобным Азаном»

При исполнении молитвы дома или в поле, также весьма желательно читать Азан и Икамат . До наступления времени молитвы ни Азан, ни Икамат не читаются. Чтение Азана и Икамат при восстановлении пропущенных молитв является Обязанностью по Сунне. Нежелательно произнесение Азана нечестивым мусульманином (фасыком). Разрешается прочтение Азана подростком, достаточно образованным для своего возраста.

Женщины не читают ни Азан, ни Икамат. Если кто-либо при призыве на молитву, читает Коран, то обязан прекратить чтение и повторять слова Азана. Слушать призыв к молитве надо с почтением и повторять тихо, не мешая другим.

Не повторяются лишь выражения «Хаййя аляс-салях… Хаййя аляль-фалях…». В этом месте Азана тихо произносит: «Ляа хауля ва ляа куввата илляа бильЛяхи Алиййи-ль-Азыйм».

По окончании произносится салават

«Аллахумма салли аляа сайидина Мухаммадин ва аляа али саййидина Мухаммад».

и читается следующая мольба к Аллаху Тааля:

«Аллахумма рабби хазихи’д-да’вати’т таматти вассалятиль-кааимати ати Мухаммадини’л-василяти валь фазиляти ваб’асху макааман махмуданиллязи ваадатху, иннака ля тухлифу’ль-миада».

Мусульманина, произносящего Азан, называют "Муадзин "

Качества, которыми должен обладать муадзин :

1) Быть разумным, дееспособным. Слабоумный взрослый или неразумный ребенок не могут быть муадзинами.

2) Быть совершеннолетним. Несмотря на дозволенность произнесения Азана благоразумным подростком, все-таки благостнее, когда муадзином является совершеннолетний.

3) Иметь правильное представление о Кыбле и правильно различать время молитвы.

4) Иметь представление о том, что исполняемый им призыв к молитве является Сунной.

5) Быть человеком серьезным, нравственно чистым.

6) Быть в состоянии омовения.

7) Если есть возможность, исполнять свои обязанности бесплатно, ради Всевышнего Аллаха.

8) В мечетях и других местах перед совместной молитвой читать Азан стоя, высоким голосом и, по возможности, на более или менее возвышенном месте.

ИКАМАТ - Извещение о Начале Совместной Молитвы .

Произносится так же, как и Азан, но перед обязательными (Фард ) молитвами и, после слов «Хаййя аляль-фалях», дважды произносятся слова:

«Кад кемати-с-салях - Кад кемати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

«Кад камати-с-салях - Кад камати-с-салях»! - «Молитва начинается - Молитва начинается»!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Аллаху Акбар-ул-Лаху Акбар!

Аллах Превелик, - Аллах Превелик!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду аль ля иляха илля-л-Лаах!

Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Ашхаду анна Мухаммадар-расулю-л-Лаах!

Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха!

Хаййя аляс-салях, Хаййя аляс-салях

Спешите к Молитве, - Спешите к Молитве!

Хаййя аляль-фалях, Хаййя аляль-фалях

Спешите к Спасению, - Спешите к Спасению!

Кад камати-с-саляту , Кад камати-с-салях !

Молитва начинается , - Молитва начинается !

Аллаху акбар-ул-Лаху акбар.

Аллах Превелик - Аллах Превелик!

Ля иляха илля-л-Лааах!

Нет божества кроме Аллаха!

НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ АЗАНА И ИКАМАТ

1) При совместном исполнении молитвы Икамат читается вслух

2) В мечетях, где молитвы совершаются совместно, нежелательно (Макрух ) читать молитвы без Азана и Икамат.

3) Если из близлежащей мечети был услышан Азан, то нет необходимости его повторять перед молитвой этого времени. Однако Икамат надо произносить в любом случае.

4) Чтение Азана и Икамат перед восстановлением любой пропущенной Обязательной (Фард ) Молитвы является сунной . Если же восстанавливается друг за другом несколько молитв, то достаточно прочтение Азана перед первой молитвой. Икамат же необходимо читать перед каждой молитвой.

5) Нельзя приветствовать муадзина при чтении им Азана и Икамат. Также весьма нежелательно (Макрух) муадзину отвечать на такие приветствия.

6) Азан и Икамат читается лишь на арабском языке. Они не будут действительными, если будут произнесены на другом языке.

7) При прочтении Азана и Икамат муадзину не дозволяется ходить, произносить другие слова, заниматься посторонними делами. Единственным дозволенным хождением является проход муадзина на свое место для молитвы при произнесении им слов: «Кад кематис-салях, - Кад кематис-салях!».

9) Является сунной обращаться в сторону Кыблы при чтении Азана и Икамат. Лишь при словах «Хаййа аля-с-салях», поворачивают голову вправо, и при словах «Хаййа але-ль-фалях», поворачивают голову влево.

Желательно (Мустахаб), чтобы Икамат произносил тот же человек, который читал Азан. Читать Икамат другому человеку без разрешения имама весьма нежелательно (Макрух), так как Биляль аль-Хабаши просил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. В хадисе, приведенном Ибни Адиййем от Зийада б. Хариса ас-Судаи говорится: «Я попросил разрешения у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) произнести Икамат. Мне в ответ было сказано: «Муадзин имеет больше прав на Азан, а имам имеет больше прав на (указание о чтении) Икамат».

10) Желательно (Мустахаб) обращаться с мольбой к Аллаху субхана-Ху ва тааля между Азаном и Икамат. Так как по сообщениям от Пророка (мир ему и благословение Аллаха) известно, что мольба в это время не будет отвергнута.

11) Весьма желательно (Сунна) внимательно вслушиваться в Азан. И желательно (Мустахаб) повторять слова Азана.

12) По мазхабу Ханафи и Ханбали, при произнесении Икамат, вошедший в мечеть должен сесть и ожидать до тех пор, пока имам дойдет до михраба. Во время прочтения Икамат, джамаат не встает на молитву до тех пор, пока не встанет имам, так как в сборниках Бухари и Муслима приводится хадис: «Хазрат Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Когда произнесут Икамат, не вставайте на молитву до тех пор, пока меня не увидете» .

13) Как и при чтении Азана, Икамат произносится в состоянии омовения и в направлении Кыблы. При этом является сунной не разговаривать и не ходить.

14) Между произнесением Икамат и исполнением молитвы не должно быть продолжительной паузы (например, прием пищи). Если пауза будет продолжительной, то Икамат надо будет повторить. Поэтому, после произнесения Икамат и до произнесения Вступительного Такбира, имаму дозволена пауза лишь для выравнивания рядов.

1. После рождения ребенка в левое его ухо читают Азан, а в правое - Икамат. Так как дочь Пророка (мир ему и благословение Аллаха) Фатима, после рождения своего сына Хасана (да будет доволен ими Аллах), читала ему в ухо Азан

4. Чтобы предохраниться от зла джиннов и шайтанов, иногда предстающих перед людьми в образе человека, также рекомендуется читать Азан. Так как шайтан, услышавший Азан, старается бежать прочь от этого места.

О Смысле и Сути некоторых поклонений, связанных с молитвой

АЗАН - это громкий голос Ислама, возвещающий о том, что мусульманин - свободный человек. Азан, - это продолжение призыва Пророка (мир ему и благословение Аллаха) представителями его общины, которое будет продолжаться до Конца Света.

Азан, - возвещает о том, к чему стремится, чем обеспокоен и на что надеется человек.

Азан, - ежеминутное напоминание всему миру о Единстве и Величии Всевышнего Аллаха.

Азан, - это приглашение к поклонению Всевышнему Аллаху и свидетельство, что нет другого божества, достойного поклонения; что никакое другое поклонение не способно избавить от невзгод в этом мире, и избежать огня Ада после Судного Дня.

В книге «Гъайату-т-тахкык» раздела «Хад-уд-даллин» сообщается, что в третьем томе книги «Хильйе-ту-ль-Аулийа» передается хадис от Абдуллаха Ибни Аббаса, в котором Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда Иблис (Сатана) был спущен на Землю, он спросил у Всевышнего Аллаха:

"Опустив на Землю Адама, Ты указал его потомкам Путь к спасению через Книги и Пророков. Как это будет осуществляться"? Всевышний Аллах ответил: "Через ангелов, известных пророков и четырех известных книг". Иблис: "А какие же книги, и каких пророков Ты дашь мне, чтобы я их мог обольщать и сбивать с толку"? Всевышний Аллах: "Твоей книгой будут стихи и музыка, развращающие душу человека. Твоими пророками будут прорицатели, гадальщики, колдуны и маги. Пищей твоей - пьянящие напитки, а также все, что будет выпито и съедено без упоминания Моего имени. Наставлениями твоими будет обман, домом - спортивные площадки и бани; капканами твоими - полуодетые девушки;

молельнями твоими - места, где собираются нечестивцы (фасык). А Муадзинами твоими будут мизмары (музыкальные инструменты и приспособления)».

[От Абдуллаха Ибни Аббаса].

Бухари и Муслим приводят в своих сборниках хадис: «Когда услышите голос муадзина, то повторяйте то, что он говорит, а затем произнесите мне салават». (DMIF, I-437)

Вопрос : Можно ли за чтение ежедневного Азана и подобных действий получать зарплату?

По мазхабам Ханафи и Шафии дозволяется получать заработную плату за должность Муадзина, Имама определенной мечети, за должность Мударриса (руководитель Медресе) и за другие подобные должности.

Маликиты вносят уточнение: Да, за ежедневный Азан и Икамат получать зарплату дозволено. Однако за должность имама дозволено лишь с тем условием, когда он совмещает эту должность вместе с должностью Муадзина. Имам может получать зарплату лишь в случае, когда зарплата выделяется из государственного или благотворительного фонда. Но нежелательно, чтобы он получал деньги, собранные с прихожан.

Ханбалиты считают, что если есть человек, который согласен читать ежедневно Азан и Икамат безвозмездно, то нанимать Муадзина за деньги непозволительно. Если же нет добровольцев, то ответственные за дела мечетей исследуют положение, и только при наличии необходимости нанимают такого человека за плату. (DMIF, I - 436, 437).

В хадисе от Абдуллаха б. Зэйда, переданном ат-Тирмизи говорится: «Предложения Азана и Икамат Посланника (мир ему и благословение Аллаха) были парными».

Подтверждается это хадисом, переданным от Джабира: «Когда читаешь Азан, старайся делать это медленно, а при произнесении Икамат, делай это быстрее, и помни, что между Азаном и Икамат тебе надо будет выделить столько времени, сколько необходимо услышавшему Азан доесть свою пищу.»

Ибни Адийй - Абу Ахмад Абдуллах б. Адийй ад-Джурджани (Ибн-уль-Кассар; 279-365). Крупный ученый по хадисам (хафиз). Автор книги "Аль-Камиль" .

В хадисе, который приводят Бухари и Муслим, говорится: «Держите ряды ровнее. Так как способность держать ровными ряды, увеличивает возможные благости за молитву».

Азан

призыв на намаз, который громко провозглашается муэдзином для оповещения мусульман о наступлении времени очередной ритуальной молитвы. Для этого, в правоверном Исламе, муэдзин обращается лицом в сторону Мекки, прикладывает руки к ушам и громко восклицает: «Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду ан ля иляха илляллах! Ашхаду анна мухаммадан расулу-ллах! Ашхаду анна Мухаммадан расулу-ллах! Хаййа аля-с-салат! Хаййа аля-с-салат! Хаййа аля-ль-фалах! Хаййа аля-ль-фалах! Аллаху акбар! Аллаху акбар! Ля иляха илляллах!». [Перевод: Аллах велик (4 раза)! Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха (2 р.)! Свидетельствую, что Мухаммад посланник Аллаха (2 р.)! Спешите на молитву (2 р.). Спешите к доброму делу (2 р.)! Аллах велик (2 р.)! Нет божества кроме Аллаха) (1 р.)]. При произнесении слов «Хаййа аля-с-салях! Хаййа аля-с-салях! Хаййа аля-ль-фалях! Хаййа аля-ль-фалях!» следует поворачивать голову направо и налево. Помимо этого, при оповещении о наступлении рассветного намаза, мусульмане-сунниты после слов «Хаййа аля-ль-фалах!» говорят слова: «Ас-салату хейрун минан наум!» (Молитва лучше сна). Согласно хадисам, Билал аль-Хабаши будил этими словами пророка Мухаммада, которому они так понравились, что он позволил употребить их в утреннем азане. Шииты же после слов «Хаййа аля-ль-фалах!» 2 раза произносят: «Хаййа ала хайриль амаль» (Спешите к совершению праведных деяний). Также у шиитов позволяется произносить после слов «Ашхаду анна Мухаммадан расулу-ллах!» слова «Ашхаду аннна Алиййун вали уллах» (Свидетельствую, что Али приближенный Аллаха). Однако эти шиитские формулировки отвергаются суннитскими улемами, которые считают их поздними нововведениями. Еще одной особенностью шиитского варианта азана является двухкратное произнесение слов «Ля иляха илляллах!» в конце азана. Азан должны читать те люди, которые обладают красивым и звучным голосом. Распевать его нужно не спеша. Но это распевание не должно переходить в подобие музыки. Во время чтения азана, мусульмане должны его слушать. Когда муэдзин произносит слова «Хаййа аля-с-салат!» и «Хаййа аля-ль-фалах!» мусульманам рекомендуется сказать следующие слова: «Ла хаула ва ла кувва илла биллах» (Нет силы и могущества кроме как у Аллаха). Намаз стал для мусульман обязательным в Мекке с 9-го года от начала пророчества пророка Мухаммада (См. Салат). Однако в то время формы призыва народа к молитве еще не было. Дело в том, что там они были гонимы и собирались на молитвы в нужное время без призыва. После переезда в Медину мусульмане друг друга звали на молитву словами «ас-Салату Джамлатун» (собирайтесь на намаз). Но после стремительного распространения Ислама официальная форма призыва на молитву стала необходимостью. С этой целью пророк Мухаммад позвал своих сподвижников на совет. Одни предложили звонить в колокола, другие дуть в трубу, третьи разжигать костры. Однако пророк отверг эти предложения, так как это были обычаи христиан, иудеев и зороастрийцев. После дебат все они разошлись по домам. Среди сподвижников был Абдулла ибн Зейд, который той же ночью увидел во сне, что какой-то человек в зеленном одеянии подошел к нему и научил его приведенным выше словам и порядку выполнения азана. Утром он пошел к пророку Мухаммаду и рассказал ему об этом. Затем оказалось, что приблизительно такие же сны увидели многие его сподвижники, в том числе и Омар. Выслушав их, пророк одобрил эту форму призыва на молитву и поручил Абдулле ибн Зейду научить Билала аль-Хабаши словам азана, так как тот обладал очень красивым голосом. Согласно исламской традиции человек, которого увидели сподвижники во сне, на самом деле был посланным Аллахом ангелом Джибрилом. Таким образом, Билал стал первым муэдзином в истории Ислама. После этого азан стал призывом к молитве для мусульман в Медине, а затем во всем мире. Произнесение азана перед намазом является весьма желательным (сунна муаккада), но необязательным деянием.

(Источник: «Исламский энциклопедический словарь» А. Али-заде, Ансар, 2007 г.)

Синонимы :
  • Азазил
  • Азар

Смотреть что такое "Азан" в других словарях:

    азан - эзан, призыв Словарь русских синонимов. азан сущ., кол во синонимов: 3 призыв (29) солдат … Словарь синонимов

    АЗАН - (араб.) (эзан) в исламе призыв к молитве, возвещаемый с минарета муэдзином … Большой Энциклопедический словарь

    Азан - У этого термина существуют и другие значения, см. Азан (значения). Ислам … Википедия

    АЗАН - в ритуальной практике ислама – призыв на молитву, который выкрикивает с минарета специальный служитель мечети (муэдзин или азанчи). В бедных мечетях азан провозглашает имам или член общины, добровольно взявший на себя эту обязанность.… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    қазан - I зат. сөйл. 1. Қазандоп. Қ а з а н ойынын қыс уақытында мұздың үстінде, ал жазда тақыр алаңдарда ойнауға болады. Ойынға қатысушылардың әрқайсысының басы қайқы қақпа таяғы және барлығына ортақ добы болуы керек (Б.Төтенаев, Қаз. ұлт. ойын., 61). Қ … Қазақ тілінің түсіндірме сөздігі