Покорение сибири ермаком. Присоединение сибири В награду за покорение Сибири Ермак получил две дорогие кольчуги, которые стали причиной его гибели

История покорения Сибири Ермаком начинается в 1552 г., когда русское войско завоевало Казанское ханство. После этого непосредственным соседом России на востоке стало ханство Сибирское. В 1555 г. его правитель хан Едигер (Эдигар) получил согласие на подданство Ивану IV Грозному. В царскую казну стал поступать умеренный пушной налог – ясак. Он составлял одну соболиную и одну беличью шкурку в год с человека.

Именно этот ясак и стал тем самым магнитом, который тянул к себе людей. Сибирь издавна славилась пушными богатствами, а меха в те времена очень ценились не только за красоту. Потому неудивительно, что этот край был излюбленным местом русских купцов, которые совершали чрезвычайно выгодную торговлю с местным населением, нередко обманывая его.

Однако Сибирское ханство подчинялось требованиям Ивана Грозного недолго: вскоре в Сибири произошел переворот, и ханом стал потомок Чингисхана Кучум. Поначалу он продолжал считать себя вассалом царя, но затем перестал присылать ясак, сам обложил данью племена, ранее подчинявшиеся Ивану Грозному, и даже осмелился нападать на уральские поселения русских купцов.

Снаряжение похода Ермака: купцы Строгановы

Среди тех выделялись богачи Строгановы, которым правительство разрешило строить крепости и содержать на Урале стрелецкие войска, вооруженные пищалями. Несмотря на то, что войска эти представляли значительную силу, они не могли препятствовать постоянным набегам отрядов сибирских князей. Тогда Строгановы решили нанять людей действительно искусных в ратном деле, которые могли бы не только оборонять границу, но и предпринять поход в Сибирь для захвата новых территорий. Причем второй пункт был едва ли не важнее первого. Хитрые купцы, всюду искавшие выгоду, помышляли одним ударом убить двух зайцев: и отвести опасность от своих стен, и заполучить новые земли, способные принести немалый доход.

Казаки подходили на роль таких людей идеально. Будучи прекрасными воинами, они были готовы ради денег на все. Поход «за Камень», как в те времена называли Урал, сулил огромную прибыль, и отказываться не имело смысла. Кроме того, в это время один большой казачий отряд находился в царской опале за набег на ногайцев, что царь строжайше запретил.

Иван Грозный вызвал отряд из волжских степей, чтобы направить его в самое пекло бушующей Ливонской войны.

Когда главный атаман отряда Ермак Тимофеевич узнал о плане царя, то сразу откликнулся на предложение Строгановых – во многом из-за заботы о своих казаках. Иван Грозный собирался не просто отправить их на войну, а выставить в авангарде, что означало неминуемую смерть. Несогласные с решением царя, казаки решили бежать на волжские степи. Но на Волге они были в досягаемости царской власти, тогда как за Камнем никто не смог бы достать их, кроме хана Кучума.

Начало покорения Сибири Ермаком

После разгрома отряда Карачи, покорение Сибири Ермаком вошло в завершающую стадию. Кучум стал действовать хитро. Он послал к крепости двух всадников, представившихся бухарскими купцами. Они сообщили Ермаку, что хотят торговать с Россией, и что Кучум этому препятствует и держит купеческий караван в плену.

Атаман решил освободить «пленников» и отправился им на выручку на одной из струг. Хан снарядил отряд, который неотступно следил за продвижением казаков по реке. В ночь, когда Ермак был вынужден пристать к берегу на ночлег, на его отряд напало войско Кучума. Практически все казаки были перебиты, погиб и сам Ермак. Любопытно то, что атаман до конца прикрывал отступление своих солдат и умер из-за того, что, бросаясь в уходящий струг, промахнулся и утонул – два драгоценных и тяжелых панциря, царский подарок, не оставили Ермаку ни малейшего шанса. Это случилось 5 августа 1585 г.

Но, несмотря на это, покорение Сибири Ермаком фактически состоялось. Дни ханства были сочтены: в Сибирь по приказу царя двинулись военные подкрепления. Кучум потерпел окончательное поражение, после чего бежал, сначала в Барабинские степи, затем к Иртышу, и, наконец, к ногайцам, которые его и казнили. В историю вошел знаменитый факт: во время своих скитаний по степям Кучум как-то раз попросил царя Федора Ивановича вернуть ему один из вьюков бухарских купцов, на котором те везли специальное зелье для больных ханских глаз.

После этого на Сибирской земле стали возникать русские города, первым из которых была Тюмень. Покорение Сибири Ермаком открыло новую страницу в истории России.

Данил Рудой – 2003 г.

Освоение Сибири – одна из самых значимых страниц в истории нашей страны. Огромные территории, в настоящее время составляющие большую часть современной России, в начале XVI века были, фактически, «белым пятном» на географической карте. И подвиг атамана Ермака, завоевавшего для России Сибирь, стал одним из самых значимых событий в формировании государства.

Ермак Тимофеевич Аленин – одна из самых малоизученных личностей подобного масштаба в российской истории. До сих пор достоверно неизвестно, где и когда родился прославленный атаман. По одной из версий, Ермак был родом с берегов Дона, по другой – с окрестностей реки Чусовая, по третьей – местом его рождения была Архангельская область. Неизвестной остается и дата рождения – в исторических хрониках указывается период с 1530 по 1542 гг.

Воссоздать биографию Ермака Тимофеевича до начала его Сибирского похода практически невозможно. Достоверно неизвестно даже, является ли имя Ермак его собственным или это все-таки прозвище казачьего атамана. Однако с 1581-82 гг., то есть непосредственно с начала Сибирского похода, хронология событий восстановлена достаточно подробно.

Сибирский поход

Сибирское ханство, как часть распавшейся Золотой Орды, долгое время сосуществовало в мире с Русским государством. Татары выплачивали ежегодную дань московским князьям, однако с приходом к власти хана Кучума выплаты прекратились, а отряды татар начали совершать нападения на русские поселения на Западном Урале.

Доподлинно неизвестно, кто являлся инициатором Сибирского похода. По одной из версий, Иван Грозный поручил купцам Строгановым профинансировать выступление казачьего отряда на неизведанные сибирские территории, чтобы прекратить татарские набеги. По другой версии событий, Строгановы сами решили нанят казаков для охраны собственности. Однако существует и еще один вариант развития событий: Ермак с товарищами разграбили строгановские склады и вторглись на территорию ханства с целью поживы.

В 1581 году, поднявшись на стругах вверх по реке Чусовая, казаки перетащили лодки волоком в реку Жеравля Обского бассейна и устроились там на зимовку. Здесь произошли первые стычки с отрядами татар. Как только сошел лед, то есть весной 1582 года, отряд казаков добрался до реки Тура, где вновь разбили высланным им навстречу войска. Наконец Ермак дошел до реки Иртыш, где отряд казаков захватил главный город ханства – Сибирь (ныне Кашлык). Оставшись в городе, ермак начинает принимать делегации от коренных народов – хантов, татар, с обещаниями мира. У всех прибывших атаман принимал присягу, объявляя их подданными Ивана IV Грозного, и обязывал платить ясак – дань – в пользу русского государства.

Покорение Сибири продолжилось летом 1583 года. Пройдя по течению Иртыша и Оби, Ермак захватывал поселения – улусы — народов Сибири, принуждая жителей городков принимать присягу русскому царю. Вплоть до 1585 года Ермак с казаками воевал с отрядами хана Кучума, развязывая многочисленные стычки по берегам сибирских рек.

После взятия Сибири Ермак отправил посла к Ивану Грозному с рапортом об успешном присоединении земель. В благодарность за радостную весть царь одарил не только посла, но и всех казаков, участвовавших в походе, а самому Ермаку передал в дар две кольчуги превосходной работы, одна из которых, по словам придворного летописца, принадлежала ранее знаменитому воеводе Шуйскому.

Гибель Ермака

Дата 6 августа 1585 года в летописях отмечена как день гибели Ермака Тимофеевича. Небольшая группа казаков — около 50 человек – под предводительством Ермака остановилась на ночевку на Иртыше, близ устья реки Вагай. Несколько отрядов сибирского хана Кучума напали на казаков, перебив почти всех сподвижников Ермака, а сам атаман, по данным летописца, утонул в Иртыше, пытаясь вплавь добраться до стругов. По данным летописца, утонул Ермак из-за царского подарка – двух кольчуг, которые своей тяжестью и утянули его на дно.

У официальной версии гибели казачьего атамана есть и продолжение, однако эти факты не имеют какого-либо исторического подтверждения, а потому считаются легендой. Народные сказания гласят, что спустя день тело Ермака выловил из реки рыбак-татарин, и доложил о своей находке Кучуму. Собственноручно удостовериться в гибели атамана съехалась вся татарская знать. Смерть Ермака стала причиной большого праздника, который продолжался несколько дней. Татары развлекались, стреляя в тело казака, в течение недели, затем, забрав подаренные кольчуги, ставшие причиной его гибели, Ермака похоронили. На данный момент историки и археологи рассматривают несколько районов как предположительные места захоронения атамана, однако официального подтверждения подлинности погребения нет до сих пор.

Ермак Тимофеевич – не просто исторический деятель, это одна из ключевых фигур в русском народном творчестве. О деяниях атамана создано множество легенд и сказов, и в каждом из них Ермак описывается как человек исключительной отваги и мужества. При этом о личности и деятельности покорителя Сибири достоверно известно очень немногое, и столь явное противоречие заставляет исследователей вновь и вновь обращать свое внимание на национального героя России.

В то время как неудачи на западе сильно огорчали Ивана Грозного, нежданно его порадовало завоевание на востоке огромной Сибири.

Еще в 1558 году царь подарил богатому промышленнику Григорию Строганову большие незаселенные земли по обе стороны реки Камы до Чусовой на протяжении 146 верст. Григорий Строганов с братом Яковом, по примеру отца, нажившего громадное состояние в Сольвычегодске соляным промыслом, задумал завести соляные варницы в большом размере в новом краю, заселить его, завести хлебопашество и торговлю. Заселение пустопорожних мест, заведение новых промыслов было, конечно, очень выгодно для всего государства, и потому царь не только охотно уступал земли предприимчивым промышленникам, но давал им и большие льготы.

Строгановым дано было право призывать в свои земли свободных людей, творить суд над поселенцами, которые на двадцать лет избавлялись от всяких податей и повинностей; потом дано право строить укрепления и держать вооруженные отряды для обороны от нападений соседних народцев (остяков, черемисы, ногаев и др.). Наконец, позволено было Строгановым набирать себе охочих людей, казаков, и ходить войной против враждебных инородцев. Скоро Строгановым пришлось столкнуться и с племенами, жившими по соседству, за Уральскими горами. Здесь, на берегах рек Тобола, Иртыша и Туры, находилось татарское царство; главный город назывался Искер, или Сибирь, на реке Тоболе; по имени этого города и все царство называлось Сибирским. Раньше сибирские ханы искали покровительства московского царя, одно время платили ему даже ясак (дань) мехами, но последний хан Кучум выказал вражду к Москве, бил и брал в плен остяков, плативших ей дань; а царевич сибирский Махмет-Кул ходил с войском на реку Чусовую проведывать пути к строгановским городкам, причем побил здесь много московских данников, жен и детей их забрал в плен. Строгановы уведомили об этом Ивана Грозного и челом ему били позволить им укрепиться за Уралом, держать для обороны и там огненный наряд (артиллерию) и на свой счет набирать добровольцев для борьбы с ханами Сибири. Царь позволил. Это было в 1574 году. Григория и Якова Строгановых уже не было в живых. Дело продолжали их младший брат Семен и дети: Максим, сын Якова, и Никита, сын Григория.

Навербовать дружину удальцов в то время было нетрудно.

По южным и восточным степным окраинам Московского государства, как было сказано, являются еще с XV века вольные, гулящие люди, охочие до войны, – казаки. Одни из них жили по станицам, несли государеву службу, обороняли границы от нападений разбойничьих татарских шаек, а другие, в полном смысле вольные «степные птицы», уходили из-под всякого надзора, «гуляли» в степном раздолье, нападали, на свой страх, на татар, грабили их, охотились в степи, рыбачили по рекам, разбивали купеческие караваны татарские, да и русским купцам порою спуску не давали... Шайки таких казаков гуляли и по Дону, и по Волге. На жалобы ногайского хана, что казаки, несмотря на то что он в мире с Москвой, грабят татарских купцов на Дону, Иван Грозный отвечал:

«Эти разбойники живут на Дону без нашего ведома, от нас бегают. Мы и прежде посылали не один раз, чтобы их переловить, но люди наши добыть их не могут».

Изловить в широких степях шайки этих «воровских» казаков, как их звали, действительно было очень мудрено.

Ватагу такой казацкой вольницы, более 500 человек, привел на службу Строгановым атаман Василий Тимофеев, по прозвищу Ермак. Это был удалец богатырской силы, притом очень ловкий, сметливый... Главными помощниками Ермака были Иван Кольцо, за свои разбои осужденный на смерть, но не пойманный, Никита Пан и Василий Мещеряк, – все это были молодцы, прошедшие, как говорится, огонь и воду, не знавшие страха. Походили на них и остальные товарищи Ермака. Таких-то людей, готовых на все, и надо было Строгановым. Они хотели не только оборонить свои владения от набегов сибирского царя, но дать ему острастку, чтобы надолго отвадить от нападений. Для этого решено было напасть на Кучума в его собственной Сибири. Это предприятие, сулившее и добычу хорошую, и славу воинскую, пришлось очень по душе Ермаку и его молодцам. Строгановы снабдили их всем нужным: съестными припасами, ружьями, даже небольшими пушками.

К отряду Ермака присоединилось еще несколько десятков удальцов-охотников, так что всего в отряде насчитывали 840 человек. Забрав с собою вожатых, знавших хорошо речные пути, и толмачей, Ермак 1 сентября 1582 года отправился с удалой дружиной в Сибирь искать счастья.

По наветам одного воеводы, недоброхота Строгановых, царь приказал им вернуть Ермака и не задирать сибирского «Салтана»; но царская грамота пришла поздно: казаки были уже далеко.

Сначала плыли они на стругах и челнах вверх по реке Чусовой; затем повернули в реку Серебрянку. Труден был этот путь, в иных местах по мелководью приходилось плыть на плотах. Из Серебрянки люди Ермака перевезлись волоком чрез проходы в Уральском хребте в реку Жаровлю, впадающую в Тагил, отсюда спустились в реку Туру. До сих пор казаки никакой помехи не встречали; редко даже и людей по берегам видели: земля здесь была дикая, почти совсем безлюдная. По реке Туре пошло люднее. Здесь впервые встретили городок (теперь город Туринск), где властвовал сибирский князек Епанча. Тут пришлось уже в дело пустить оружие, потому что с берега стали по казакам Ермака стрелять из луков. Они дали залп из ружей. Несколько татар упало; остальные в ужасе ударились в бегство: никогда еще они не видали огнестрельного оружия. Городок Епанчи был разорен казаками. Скоро пришлось им и другую толпу татар разогнать пальбой. Захваченных в плен настращали выстрелами, показывали им, как пули пробивают их доспехи, и добыли от них сведения о Кучуме и силах его. Некоторых из пленников Ермак нарочно отпускал на волю, чтобы они разносили всюду страх своими рассказами о чудесном свойстве русского оружия.

– Сильны русские воины, – говорили они, по свидетельству летописи, – когда стрельнут из своих луков, тогда огонь из них пышет, дым великий исходит и как будто гром грянет. Стрел не видно, а ранят и насмерть бьют. Ущититься от них никакими доспехами нельзя; куяки, панцири и кольчуги наши – все пробивают насквозь!

На ружье, конечно, более всего и надеялась горсть храбрецов во главе с Ермаком, задумавшая не более, не менее, как завоевать целое царство и покорить десятки тысяч людей.

Карта Сибирского ханства и похода Ермака

Казаки плыли вниз по Тоболу, и не раз приходилось им разгонять выстрелами толпы туземцев. Владетель Сибири Кучум хотя и был напуган и рассказами беглецов о больших силах врага и разными зловещими предсказаниями, но сдаваться без боя не намерен был. Собрал он все свое войско. Сам расположился станом на берегу Иртыша, близ устья Тобола (неподалеку от нынешнего города Тобольска), на горе Чувашево, устроил здесь новую засеку на всякий случай, а царевича Махмет-Кула отрядил с большим войском вперед, навстречу казакам Ермака. Он встретил их на берегу Тобола, при урочище Бабасан, завязал битву, но не мог осилить их. Они плыли вперед; на пути взяли еще один сибирский городок; нашли тут богатую добычу, забрали с собою и отправились дальше. При впадении Тобола в Иртыш татары снова настигли казаков и осыпали их стрелами. Люди Ермака отбили и это нападение, но у них было уже несколько убитых, и почти все были переранены стрелами. Дело становилось горячим. Татары, верно, разглядели, что врагов не слишком-то много, и всеми силами налегли на них. Но Ермак был уже недалеко от столицы; скоро должна была решиться участь его сибирского похода. Надо было выбить Кучума из его засеки и овладеть столицей. Призадумались было казаки: силы у Кучума было гораздо больше – на каждого русского, пожалуй, по двадцати татар приходилось. Собрались казаки в круг и стали толковать, как быть: вперед ли идти или назад вернуться. Одни стали говорить, что надо вернуться; другие и сам Ермак иначе рассуждали.

– Братцы, – говорили они, – куда нам бежать? Осень уже: в реках лед смерзается... Не примем худой славы, укоризны на себя не положим, будем надеяться на Бога: Он и беспомощным помощник! Вспомним, братцы, обещание, какое мы дали честным людям (Строгановым). Назад со стыдом возвратиться из Сибири нам нельзя. Коли Бог нам поможет, то и по смерти память наша не оскудеет в этих странах, и слава наша вечна будет!

Согласились с этим все, порешили – оставаться и до смерти биться.

На рассвете, 23 октября, казаки Ермака двинулись на засеку. Пушки и ружья сослужили теперь им свою службу. Татары из-за своей ограды пускали тучи стрел, но мало вреда причиняли русским удальцам; наконец сами проломали свою засеку в трех местах и ударили на казаков. Начался страшный рукопашный бой. Тут уж ружья не помогали: приходилось рубиться мечами или схватываться прямо руками. Оказалось, что люди Ермака и здесь себя показали богатырями: несмотря на то что враги были в двадцать раз многочисленнее, казаки сломили их. Махмет-Кул был ранен, татары смешались, многие упали духом; иные подвластные Кучуму сибирские князьки, видя, что враги одолевают, оставили бой. Кучум бежал сначала в свою столицу Сибирь, захватил здесь свои пожитки и бежал дальше.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895

26 октября казаки Ермака заняли покинутую жителями Сибирь. Приуныли было победители в пустом городе. Их сильно уж поубавилось: в последнем только сражении пало их 107 человек; было немало раненых и больных. Идти дальше им стало уже невмочь, а между тем запасы у них кончились и наступала лютая зима. Голод и смерть грозили им...

Но чрез несколько дней остяки, вогуличи, татары со своими князьками стали приходить к Ермаку, бить ему челом, – приносили ему дары и разные припасы; он же приводил их к присяге государю, обнадеживал их его милостью, обходился ласково и отпускал без всякой обиды в их юрты. Казакам строго было запрещено обижать покорившихся туземцев.

Зиму провели казаки спокойно; только Махмет-Кул напал было на них, Ермак разбил его, и он несколько времени не беспокоил казаков; но с наступлением весны думал было врасплох напасть на них, да сам попал впросак: казаки подстерегли врагов, напали на них сонных ночью и захватили в плен Махмет-Кула. Ермак обошелся с ним очень приветливо. Плен этого храброго и ретивого татарского витязя был ударом для Кучума. В это время на него шел войной его личный враг, один татарский князь; наконец, свой воевода изменил ему. Дела Кучума были совсем плохи.

Лето 1582 года казаки провели в походах, покоряя татарские городки и улусы по сибирским рекам Иртышу и Оби. Между тем Ермак дал знать Строгановым, что он «салтана Кучума одолел, стольный город его взял и царевича Махмета-Кула полонил». Строгановы спешили обрадовать этою вестью царя. Скоро явилось в Москву и особое посольство от Ермака – Иван Кольцо с несколькими товарищами – бить челом государю царством Сибирским и поднести ему в дар драгоценные произведения завоеванной Сибири: меха собольи, бобровые и лисьи.

Давно уже, говорят современники, не бывало такой радости в Москве. Молва, что не оскудела милость Божия к России, что Бог послал ей новое обширное Сибирское царство, быстро разносилась в народе и радовала всех, привыкших слышать за последние годы только о неудачах и бедствиях.

Грозный царь принял Ивана Кольцо милостиво, не только простил его с товарищами за прежние их преступления, но щедро наградил, а Ермаку, говорят, послал в подарок шубу с плеча своего, серебряный ковш и два панциря; но что важнее всего – отправил в Сибирь воеводу, князя Волховского, со значительным отрядом войска. Очень уж немного удальцов оставалось под рукою Ермака, и трудно ему было бы удержать свое завоевание без помоги. Махмет-Кул был отправлен в Москву, где поступил на службу царю; но Кучум все-таки успел оправиться и войти в силу. Русским воинам плохо пришлось в Сибири: они терпели часто недостатки в жизненных припасах; распространились между ними болезни; случалось, что татарские князьки, притворившись сначала верными данниками и союзниками, губили потом отряды Ермака, доверившиеся им. Так погиб Иван Кольцо с несколькими товарищами. Воевода, присланный царем, умер от болезни.

Покорение Сибири Ермаком. Картина В. Сурикова, 1895. Фрагмент

Скоро затем погиб и сам Ермак. Проведал он, что Кучум собирается перехватить на пути бухарский караван, шедший в Сибирь. Захватив с собою 50 своих удальцов, Ермак поспешил навстречу бухарским купцам, чтобы охранять их от хищников на пути по Иртышу. Целый день казаки поджидали караван, при впадении реки Вагая в Иртыш; но ни купцы, ни хищники не показывались... Ночь была бурная. Дождь лил ливмя. Ветер бушевал на реке. Истомленные казаки расположились отдохнуть на берегу и скоро заснули как убитые. Оплошал на этот раз Ермак – не поставил сторожей, не думал, видно, чтобы враги напали в такую ночь. А неприятель был очень близок: с другой стороны реки подстерегал казаков!.. Кучумовы лазутчики нашли в реке брод, пробрались к русским и затем принесли своим радостную весть, что казаки Ермака спят мертвецким сном, в доказательство чего представили три похищенные у них пищали и пороховницы. По указанию лазутчиков татары перебрели тайком чрез реку, напали на спящих казаков и перерезали их всех, кроме двух. Один спасся и принес в Сибирь ужасную весть об избиении отряда, а другой – сам Ермак, услышав стоны, вскочил, успел своей саблей отбить убийц, кинувшихся на него, бросился с берега в Иртыш, думая спастись вплавь, но утонул от тяжести своих железных доспехов (5 августа 1584 г.). Чрез несколько дней тело Ермака течением реки прибило к берегу, где и нашли его татары и по богатым доспехам с медной оправой, с золотым орлом на груди, узнали в утопленнике покорителя Сибири. Понятно, как обрадовался этому Кучум, как торжествовали гибель Ермака все враги его! А в Сибири весть о смерти вождя привела русских в такое отчаяние, что они уже не пытались и бороться с Кучумом, покинули Сибирь, чтобы вернуться к себе на родину. Это случилось уже по смерти Грозного.

Но дело Ермака не погибло. Путь в Сибирь был указан, и начало русскому владычеству здесь положено. После смерти Грозного и гибели Ермака русские отряды один за другим шли по пути, который он указал, за Каменный Пояс (Урал) в Сибирь; туземные полудикие народцы одни за другими подпадали под власть русского царя, несли ему свой ясак (подать); заводились в новом краю русские поселки, строились города, и мало-помалу весь север Азии с его неисчерпаемыми богатствами достался России.

Не ошибся Ермак, когда говорил своим сподвижникам: «Не оскудеет память наша в этих странах». Память об удальцах, положивших начало русскому владычеству в Сибири, живет доныне и здесь, и на их родине. В своих песнях наш народ и до сих пор вспоминает об удалом казацком атамане, который искупил свои вины перед царем покорением Сибири. В одной песне говорится о Ермаке, как он, одолев Кучума, послал сказать царю:

«Ой ты гой еси, надежа православный царь!
Не вели меня казнить, да вели речь говорить:
Как и я-то, Ермак, сын Тимофеевич,
Как и я-то гулял по синю морю,
Что по синю морю по Хвалынскому (Каспийскому),
Как и я-то разбивал ведь бусы-корабли...
А теперича, надежа православный царь,
Приношу тебе буйную головушку
И с буйной головушкой царство Сибирское!»

Сохранились в Сибири и местные предания о Ермаке; а в 1839 году в городе Тобольске, неподалеку от места, где находился древний Искер, или Сибирь, поставлен памятник, чтобы увековечить память удалого покорителя этого края.

Данная методическая разработка опубликована на средства гранта министерства образования и науки Российской Федерации по итогам конкурса ФЦПРО - 2.3-08-4 «Разработка, апробация, внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий при реализации образовательных программ начального общего образования».

Цель урока: дать представление о легенде как жанре фольклора.

Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.

Планируемые результаты:

Предметные : Формирование читательских умений: осознанно читать информацию, ориентироваться в тексте произведения, находить в нём ответы на прямой вопрос, приводить доказательства цитатами из текста; оперировать литературоведческими понятиями; знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам; использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое).

Личностные результаты: эмоционально воспринимать легенду

Метапредметные результаты :

Познавательные УУД:

строить рассуждения, подводить под понятие.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу, формулировать цель урока под руководством учителя, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, полно и точно выражать свои мысли.

Оборудование

1. мультимедийный проектор, физическая карта России,

2. презентация в формате MS.ppt.,

3. раздаточный материал «Жанры литературы»

Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Действия учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

  1. Организационный момент

Приветствует учащихся

Доброе утро. Я приветствую вас и желаю вам на уроке плодотворной работы и интересных открытий.

Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место.

Индивидуальная

  1. Актуализация знаний, целеполагание

Предметные результаты:

знание жанров устного народного творчества, определение жанра произведения по косвенным признакам.

Регулятивные УУД: формулируют цель урока под руководством учителя

Коммуникативные УУД:

полно и точно выражают свои мысли.

Познавательные УУД:

строят рассуждения.

Выберите жанры устного народного творчества: загадка, пословица, рассказ, скороговорка, стихотворение, потешка, легенда.

Попробуйте дать определение каждому жанру.

Предположите, относится ли «легенда» к жанрам устного народного творчества.

Выясним определение жанра «легенда»

(Легенда-произведение фольклора. В легенде повествуется о каком-либо историческом событии в форме сказки).

Сегодня мы познакомимся с произведением

«Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Поставьте цель урока.

Анализируют

Дают определения

Высказывают предположения.

Дают определение жанра легенда

Формулируют учебную цель совместно с учителем и определяют задачи:

Определить жанр нового произведения;

Узнать о походе Ермака в Сибирь;

Установить подлинность описываемых событий.

Работа в парах

Индивидуальная работа со словарями «Книгочей»

Л.А.Ефросининой

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Предметные результаты:

осознанно выразительно читают, используя разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

Личностные результаты: эмоционально воспринимают легенду

Познавательные УУД: строят рассуждения.

Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме

Предлагает прослушать «Легенду о покорении Сибири Ермаком», ответить на вопросы по содержанию:

Что беспокоило царя?

Кто помог найти Ермака?

С какой просьбой обратился царь?

Прочитайте монолог Ивана- царя.

Предлагает рассмотреть репродукцию картины В.И.Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» - учебник, с. 37. Выполнить задание:

Найдите Ермака. Каким его изобразил художник? А каким он изображен в тексте?

Читают текст легенды, находят ответы на вопросы.

Знакомятся с понятием монолог. Находят монолог в тексте. Выразительно читают.

Рассматривают репродукцию, сопоставляют произведение изобразительного искусства и литературное произведение.

Индивидуальная

  1. Применений знаний и способов действий

Предметные результаты: относят произведение к легенде, описывают героев и события, работают с географической картой

Познавательные УУД: подводят под понятие

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других

Предлагает провести исследование, составить кластер (см. Приложение).

Исследовательская работа

Исходя из понятия легенды, мы должны доказать, что произведение является/не является легендой.

Проводят исследование, представляют доказательства, составляют кластер.

Работа в группах

(наблюдение, практическая работа, работа с картой)

  1. Итог урока

Предметные:

умение ориентироваться в тексте произведения, доказывать свою точку зрения цитатами из текста, составлять план прочитанного.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,

оценивать результаты своей деятельности

Предлагает восстановить план легенды (названия частей перепутаны), доказать цитатами из текста

Организует оценочные высказывания обучающихся

Восстанавливают правильное расположение частей плана, доказывают правильность с опорой на текст произведения

Оценивают результаты учебно-познавательной деятельности

Индивидуальная

  1. Домашнее задание

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу.

Комментирует д.з. (по выбору)

Пересказ по плану

Составление кроссворда

Записывают задание в дневник

Индивидуальная

Приложение

Исследование легенды

Этапы исследования

I этап исследования (1 группа учащихся)

Историческая личность: доказать или опровергнуть существование исторической личности

Гипотеза: доказать или опровергнуть существование в истории Ермака, Ивана Грозного.

Ученики работают с информацией о данных личностях в детской энциклопедии «Я познаю мир» на страницах 242, 248 приемом «сжатие текста», зачитывают доказательство.

Заносят в кластер: Историческая личность

Учитель дополняет рассказ учащихся.

Вывод: Ермак и Иван Грозный являются историческими личностями.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы

II этап исследования (2 группа)

Временные рамки: необходимо найти соответствие дат событий, описанных в легендах, и дат, представленных в энциклопедии «Кто такой?»

Гипотеза: временные рамки в легенде совпадают/не совпадают с историческими событиями.

Дату исторического события необходимо найти в тексте легенды. Ученики работают со статьями энциклопедии «Кто такой», находят даты жизни Ивана Грозного (1530-1584), его правление и завоевание Ермаком Сибири (1581 год)

Заносят в кластер: Временные рамки

Вывод: временные рамки легенды совпадают с историческими событиями, следовательно, соответствуют действительности.

Методы исследования: наблюдение.

III этап исследования (3 группа)

Географическое место: найти на физической карте России географические названия, встречающиеся в легенде

Гипотеза: географические названия в легендах реальны/не реальны (есть на современной географической карте России).

Ученики находят/не находят на карте России карте географические названия, которые встречаются в легенде: Уральские горы, Дон, Сибирь, реку Иртыш.

Заносят в кластер: Географическое место

Вывод: наше предположение подтвердилось.

Формирование умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, анализировать, делать выводы.

Методы исследования: практическая работа.

IV этап исследования (4 группа)

Художественный стиль произведения: доказать стиль «сказочного» языка произведений

Гипотеза: В легенде повествуется о каком-либо событии в форме сказки. Вспомните и назовите, что характерно для стиля «сказочного» языка.

Учащиеся доказывают/опровергают условия сказочного стиля произведения, отмечая свои результаты в кластере: Сказочный стиль

Достаточно доказать два условия сказочного стиля.

Развитие умения осуществлять умозаключение на основе раннее приобретённых знаний

Таблица доказательств литературного стиля произведения

Повторяющиеся определения.

Думал-думал, царь-батюшка…

Определения перед определяемым словом.

Смерти не боится…, заболел царь.

Краткие формы прилагательных и глаголов.

Слег, слыхал,…повидали…

Нравственные ценности народа:

Отдать жизнь за родину (службу верную для Руси святой сослужу)

Вывод: произведение написано в форме сказки

Развитие способностей к практическому применению изученного материала

Осмысление новых знаний, умений, качеств, критический анализ полученной информации

Допускаю________________

Оценка за урок: _____________

План-конспект

урока литературного чтения

в классе

12.09.2016

дата

Консультация учителя__________________

Тема урока : Легенда о покорении Сибири Ермаком.

УМК «Начальная школа XXI века»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: создать благоприятные условия для знакомства учеников 4 классас легендой «О покорении Сибири Ермаком»

Задачи:

Образовательные:

    Познакомить учеников с легендой о покорении Сибири Ермаком;

    Формирование представлений персонажей разных произведений, выявление отношений к ним собственной оценки и подтверждение собственных суждений текстом произведений.

Развивающие:

    Развитие мыслительной деятельности учащихся с использованием активных методов обучения;

    Развитие познавательной активности.

Воспитательные:

    Обогащение нравственного опыта обучающихся;

    Формирование навыков работы в группах (понимать и принимать учебную задачу, аргументировать свою точку зрения в устно-речевом общении);

    Формирование интеллекта и общей культуры.

Личностные УУД:

    Ценностно-смысловая ориентация (умение соотносить поступки и события при анализе легенды о покорении Сибири Ермаком)

Познавательные УУД:

    Формирование желания узнавать новое о жанре фольклора

Коммуникативные УУД:

1.Формирование умения слушать мнение собеседника/соседа/товарища.

    Умение вести диалог с учителем;

    Умение слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним;

    Умение эмоционально отвечать на вопросы.

Оборудование: презентация, экран, ноутбук

Ход урока:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У: Здравствуйте ребята, меня зовут Алина Николаевна и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. У нас будет познавательный и интересный урок, сегодня на уроке мы познакомимся с новой темой.

2. Проверка готовности:

Давайте проверим все ли у нас готово к уроку и порядок ли на рабочих столах.

3. Мотивация к учебной деятельности:

Новый урок – значит новые знания и новые открытия и, что важно, это интересно.

II. Актуализация знаний

1. Собирала Маргарита маргаритки на горе, Скороговорка

Растеряла Маргарита маргаритки на дворе.

2. Семь братьев: годами равные, Загадка

Именами разные. (Дни недели)

3. Без труда не вытащищь Пословица

И рыбку из пруда.

4. Что ты, Вася-Василек хмуришься, не весел? Дразнилка

Ясны очи опустил, голову повесил!

5. И жили они долго и счастливо, Сказка

И умерли в один день.

6. Спи моя радость усни, Колыбельная песня

В доме погасли огни..

7. Широка река, Потешки

Высоки берега.

III. Открытие новых знаний.

1. Введение в тему:

У: В четвёртом классе вы знакомитесь с новыми жанрами фольклора: былиной, преданием, героической песней. Сегодня мы дополним наши знания еще одним жанром фольклора. И узнаем новую тему урока, но для начала давайте разберем что такое “легенда”

Легенда - (от ср. -лат. legenda «собрание литургических отрывков для ежедневной службы» еще в половине ХIХ века) - одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора. Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии. В переносном смысле относится к овеянным славой, вызывающий восхищение событиям прошлого.

Теперь поговорим о Ермаке.

Ерма́к Тимофе́евич (1532 - 1585, Сибирское ханство) - казачий атаман, исторический завоеватель Сибиридля Русского государства. Один из исторических героев России.

Происхождение Ермака в точности неизвестно, существует несколько версий. «Родом неизвестный, душой знаменитый», он, по одному преданию, был родом с берегов реки Чусовая. Благодаря знаниям местных рек, ходил по Каме, Чусовойи даже переваливал в Азию, по реке Тагил, пока его не забрали служить-казачить (Черепановская летопись). Согласно другой версии, являлся уроженцем Качалинской станицы на Дону.

А что вы можете рассказать мне о Сибири?

У:Происхождение слова «Сибирь» до конца не установлено. «Сибирь» дословно можно перевести с тюркского, как мети, подметай, то есть метет ветер, пурга и т. д.

Начиная с XIII века Сибирью начинают называть не только народность, но и местность, где она проживала. Название впервые упоминается у иранских авторов XIII века, на карте впервые обозначено как «Sebur» в Каталонском атласе в 1375. В русских летописях XV века Сибирской землёй назывался район в низовьях р. Тобол.

Сибирь - обширный географический регион в северо-восточной части Евразии, ограниченный с запада Уральскими горами, с востока водораздельными хребтами у Тихого океана, с севера Северным Ледовитым океаном, с юга границей сопредельных государств России, Казахстана, Монголии, Китая

У: Кто готов сформулировать тему?

Д: Легенда о покорении Сибири Ермаком.

У: Правильно, молодец.

А сейчас поставте перед собой цель, что вы хотите узнать на этом уроке.

2. Изучение темы:

Разминка:

Сели прямо, спины прямые, руки положили на коленке, по-моему жесту набираем воздух, и тянем буквы протяжно (отрывисто)

Теперь со слогом "жа" придумываем предложение "жа-жа-жа, мы везем с собой ужа"

"Жу-жу-жу, молоко дадим ежу"

"Ши-ши-ши, как же все мы хороши"

А сейчас Представьте, что у вашей бабушки юбилей, ей исполняется 50 лет. Перед вами стоит торт, а в нем 50 свечей, и вам надо задуть все эти свечи. Набирает воздух и дуем так чтобы все свечи задулись сразу.

2. Сейчас открываем учебник на странице 26 и начинаем читать по цепочке.

3. В тексте были выделены слова, обратимся к словарю и узнаем что они обозначают.

Царь Иван Иоанн IV - это

Кучум - это

А теперь ответьте мне на вопросы ребята.

1. Кто главный герой? Каким был Ермак?

2. Подумайте, может кто-то из класса похож характером на главного героя, данной легенды?

3. Какой подвиг совершил Ермак?

4. Понравился ли вам сюжет нашей сегодняшней легенды? Почему?

VI. Физминутка:

У: Встаем из-за парт и сделаем физминутку для наших глаз

Раз – налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

У: Присаживайтесь

VII. Обобщение:

Ребята, а сейчас мы с вами берем в руки простые карандаши, открываем учебник на стр. 26 и делим текст на части и озаглавим каждую часть.

1. Дума царя

2. Совет слуги

3. Поиски Ермака

4. Завоевание Сибири

VIII. Закрепление:

Сейчас мы с вами закрепим материал, поработав в парах, открываем раб.тетрадь на стр. 14(4*), вам 3 минуты на кроссворд

2. Грозный

7. Крестьянин

IX. Рефлексия:

1. Так, ребята, о чем мы сегодня говорили на уроке?

2. Как называется тема нашего урока?

3. А чем был обеспокоен Иван-царь?

Итог:

Мне очень понравился как вы работали сегодня на уроке. Вы были активны и внимательны.

А сейчас поставим оценки за урок(пояснить за что)

А теперь вы поставьте мне оценку за урок.

Домашнее задание:

Открываем дневники, записываем домашнее задание уч.стр.30 в.5, написать рассказ в тетрадки

Используемая литература:

1. Интернет ресурсы : «Яндекс, Википедия»;

2. УМК «Начальная школа XXI века»: учебник, рабочая тетрадь: Л. А. Ефросинина

3. Приложение:

1. План-конспекта урока литературного чтения;