Стационарная система пожаротушения на судне. Первичные и стационарные средства пожаротушения на судах речного флота. Открыть клапан на одном из пусковых баллонов

1. Системы пожаротушения

Системы пожаротушения на корабле являются чрезвычайно важными составляющими конструкции судна. При их проектировании учитываются многие факторы: автономность судна, наличие горючих материалов в конструкции, размещение рядом помещений с различными уровнями пожарной опасности, ограничения по ширине путей эвакуации.

Разновидности судовых систем пожаротушения:

Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;

Водяных завес;

Водяного распыления или орошения;

Газовые - на основе углекислоты или инертных газов;

Порошковые.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

Водяные - используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легко воспламеняемые и горючие вещества;

Пенные - устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;

Газовые и порошковые - используются для защиты от возгорания класса С.

Система аэрозольного объемного пожаротушения (АОТ)

Система объемного пожаротушения на судне устанавливается в основном на пассажирских плавательных средствах речного флота.

Она размещается в следующих местах:

Машинном отделении, главных и вспомогательных двигателей, которые работают на жидком топливе;

В помещениях котлов и генераторов основных и аварийных источников электричества;

В местах разветвления главных энергетических магистралей и распределительных щитков;

В местах установки электродвигателей, как вспомогательных, так и основных - гребных;

В сетях вентиляции оборудования.

Рабочие пожаротушащие устройства представляют собой автономные модули ТОР-1500 и ТОР-3000 подключенные к единой сети внешнего управления и оповещения. Каждый модуль является баллоном с огнетушащим веществом с вмонтированным в него оптико-электронным детектором определения горения.

Баллоны подключены к центральному аппарату и могут активироваться вручную по команде капитана или дежурного из рубки корабля.

Водяное пожаротушение на судне

Система водяного пожаротушения на корабле монтируется при его закладке. Она может быть двух типов - кольцевая и линейная. Магистральные трубы, по которым поступает вода, имеют диаметр до 150 мм, а рабочие до 64 мм. Такой диаметр должен обеспечивать напор воды, в самой дальней точке подключения на судне, 350 кПа на грузовых судах и 520 кПа.

Внешнее пожаротушение - когда ситуация становится особо опасной

Участки трубопровода, которые подвергаются воздействию внешней среды и могут замерзнуть подвергаются обвязке с использованием спускного и отсечного клапана, для того чтобы при их исключении из общей системы она продолжала функционировать. Расстояние между пожарными кранами различное. Внутри судна оно составляет до 20 м при комплектации 10-15 м пожарными рукавами. На палубе дальность может составлять до 40 м при комплектации каждого крана рукавом 15-20 м.

Жилые отсеки комплектуются спринклерными системами, оборудованными распылителями с плавкими вставками, с максимальной температурой разрушения 60°С. Устройство состоит из распылителей (спринклеров) трубопровода и пневмогидравлической цистерны под давлением. Минимальная производительность одного спринклера, регламентированная нормативами, составляет 5л на 1 м2 каюты.

Дренчерными системами комплектуются в основном грузовые суда: газовозы, танкеры, сухогрузы и контейнеровозы -- размещение груза на которых осуществляется горизонтальным способом. Основной конструктивной особенностью является наличие насоса, который при срабатывании сигнала тревоги начинает забор воды и ее подачу к в дренчерный трубопровод. Дренчерные системы используются для формирования водяных завес в тех местах корабля где невозможно установить противопожарные перегородки.

Газовые системы пожаротушения на суднах

Газовая система пожаротушения на судне применяется исключительно в грузовых отсеках и в помещениях вспомогательных генераторов и насосов на камбузе. В двигательном отделении как во всем помещении, так и локально с направлением объемной струи непосредственно на генераторы. Ее высокая эффективность сочетается с не менее высокой стоимостью обслуживания самой системы и необходимости периодической замены огнетушащего вещества.

В последнее время на кораблях стали отказываться от использования углекислого газа в качестве огнетушащего вещества. Вместо него предпочтительней использование ОВ из семейства хладонов. Разновидность систем управления газовой установкой пожаротушения зависит от рабочего давления в трубопроводах:

Для устройств с низким давлением пуск и регулировка интенсивности потока осуществляется вручную;

Для систем среднего давления предусмотрены дублирующие приборы управления пожаротушением.

Краткая характеристика пожаров

Пожары на кораблях и судах имеют ряд специфических особенностей из-за сложности планировки помещений, ограниченности площадей, большой насыщенности техникой, наличием горючих материалов, топлива и боеприпасов.

Тушение пожаров на кораблях требует от личного состава подразделений службы противопожарной защиты и спасательных работ знания основ устройства кораблей.

Пожары на кораблях характеризуются:

быстрым распространением огня вследствие большого количества горючих материалов;

нагревом металлических переборок, палуб и возможностью распространения через них, а также через люки, двери, вентиляцию и различные устройства огня в смежные помещения;

ограниченностью подачи воды для сохранения устойчивости и плавучести корабля;

задымлением помещений.

Руководство тушением пожаров на кораблях (судах) осуществляют командиры кораблей (судов), а на строящихся и капитально ремонтирующихся кораблях - должностные лица завода.

Разведкой пожара на корабле определяются:

наличие огнеопасных веществ и материалов в горящем и смежных с ним помещениях (отсеках);

возможные пути распространения огня в смежные помещения через переборки, палубы, люки, двери, вентиляцию и другие устройства;

наличие и состояние электроустановок;

состояние и возможность использования корабельных установок пожаротушения; пожаротушение корабль судно вентиляция

возможность взрывов и отравлений.

Основные способы пожаротушения

подача огнетушащих средств непосредственно на поверхность горящего материала (для его охлаждения, ограничения доступа воздуха и защиты от воздействия пламени);

герметизация помещений (отсеков) и наполнение их инертными газами или веществами, тормозящими горение.

Для тушения пожаров на кораблях применяются следующие огнетушащие средства:

вода (пар);

воздушно-механическая и химическая пена;

углекислый и другие инертные газы;

жидкостные огнегасительные составы;

порошковые составы.

Практически ликвидация горения при пожарах производится одновременным применением нескольких способов. Имеется несколько разновидностей способа тушения, основанного на удалении окислителя или снижении его процентного содержания в горючей среде. Основными из них являются:

Тушение методом изоляции горящих объектов от окружающей среды (закрытие или перекрытие или заделка всех отверстий и проемов).

Тушение методом затопления или заполнения горящих веществ негорючими веществами.

Способ тушения пожаров, основанный на прекращении доступа горючих веществ в зону горения, заключается в перекрытии задвижек и шиберов, постановке заглушек, установке колпаков с системой отводящих трубопроводов, устройстве гидравлических затворов и разобщении реагирующих веществ (кошма, засыпка песком, землей и т.д.).

Способ тушения, основанный на удалении горючих веществ, находящихся близ зон горения, заключается в устройстве разрывов и спуске горящей жидкости из резервуаров.

Способ тушения, основанный на разрушении зон горения, включает использование взрывчатых веществ и удаление горящих веществ для догорания в безопасные места.

Способ тушения, основанный на снижении температуры горящего вещества, заключается в перемешивании масс горящей жидкости, имеющей высокую температуру вспышки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http :// www . allbest . ru /

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Печорское речное училище - филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова»

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему: Первичные и стационарные средства пожаротушения на судах речного флота

Подготовил:

Тарасова А. Д

Проверил:

Митяев И. И.

г. Печора 2015г

Введение

1. Правила пожарной безопасности на судах речного флота

2. Разновидности судовых систем пожаротушения

3. Огнетушители

Заключение

Используемая литература

Введение

Предотвращение пожаров на судне имеет большое значение для безопасности мореплавания. Борьба с пожаром на судне может быть обречена на неудачу, если к ней не готовиться заранее и не иметь в своем распоряжении различные противопожарные средства. Противопожарные средства, это оружие в борьбе с пожаром, были описаны выше. Теперь следует обратить внимание на готовность к борьбе с пожаром.

При тушении любого пожара необходимо, чтобы в действиях команды были отработаны четыре основные операции: обнаружение, оповещение, ограничение и, наконец, ликвидация очага пожара.

Пожар обнаруживается при срабатывании специальных средств, установленных на судне в различных местах, или просто по появлению запаха или дыма. Любой член команды судна, независимо от того, находится ли он на вахте или свободен от нее, должен хорошо понимать опасность пожара и знать его признаки. Некоторые помещения судна особенно опасны с точки зрения возникновения пожара, их нужно регулярно посещать и осматривать.

При обнаружении пожара необходимо сообщить об этом как можно большему количеству людей на судне. Весьма важно, чтобы на ходовом мостике знали о местонахождении очага пожара и о его размерах. Небольшой пожар может быть быстро потушен одним человеком, его обнаружившим, но все равно при любом пожаре нужно привлечь внимание людей. Для этого можно и громко кричать «Пожар!», и громко стучать в переборки, и приводить в действие сигналы пожарной тревоги, если они имеются поблизости. Тот, кто обнаружит пожар, должен быстро принять решение, тушить ли пожар ему сразу самому или, выйдя из помещения, сообщить о пожаре остальным.

Чем больше людей знают о пожаре, тем больше сил может быть сосредоточено на его тушение. Если у вас возникнет сомнение, тушить пожар самому или извещать остальных, то в этом случае целесообразно известить других о пожаре!

1. Правила пожарной безопасности на судах речного флота

Ответственность за оснащение судна лежит на его владельце, а за пожарную безопасность во время эксплуатации - на капитане или командире.

Пожарная безопасность на речных судах гарантируется выполнением следующих требований:

· прохождением всеми членами экипажа первичного инструктажа в соответствующей организации и последующих - на рабочем месте;

· проведением ежегодного повторного инструктажа;

· проведением разъяснительной работы с членами экипажа по вопросам

· пожарной безопасности;

· соблюдением правил пожарной безопасности;

· регулярной проверкой, направленной на определение наличия пожарного оборудования и степени готовности его рабочего состояния;

· подготовкой и, в случае необходимости, выполнением вспомогательных мероприятий по укреплению пожарной безопасности судна;

· оформлением графика дежурств по пожарной тревоге, подготовкой карточек, вывешиваемых в каюте каждого члена экипажа, с обязанностями в случае пожара.

2. Разновидности судовых систем пожаротушения

Стационарные системы пожаротушения на судне разрабатываются при проектировании корабля и монтируются во время его закладки. Современные корабли Российского торгового флота оснащаются следующими установками:

§ Водяные:

§ Спринклерные с ручным или автоматическим активированием;

§ Водяных завес;

§ Водяного распыления или орошения;

§ Газовые - на основе углекислоты или инертных газов;

§ Порошковые.

В ряде случаев в качестве огнетушащего вещества, которое используется в тех же системах, выступает пена средней и высокой плотности.

Каждая из систем пожаротушения на судне используется для решения конкретной узконаправленной задачи:

§ Водяные - используются для защиты общественных и жилых помещений корабля и его коридоров, а также помещений где хранятся твердые легковоспламеняемые и горючие вещества;

§ Пенные - устанавливаются в помещениях где могут возникнуть пожары класса В;

§ Газовые и порошковые - используются для защиты от возгорания класса С.

Первичные средства пожаротушения

Огнегасительные вещества: вода, песок, пена, порошок, газообразные вещества, не поддерживающие горение (хладон), инертные газы, пар.

Средства пожаротушения:

огнетушители химической пены;

огнетушитель пенный;

огнетушитель порошковый;

огнетушитель углекислотный, бромэтиловый

Противопожарные системы

система водоснабжения;

пеногенератор

Огнегасительные средства и их свойства.

Первичные средства пожаротушения должны содержаться в соответствии с паспортными данными на них. Не допускается использование средств пожаротушения, не имеющих соответствующих сертификатов.

Огнегасительные средства по доминирующему принципу прекращения горения подразделяются на четыре группы: охлаждающего, изолирующего, разбавляющего и ингибрирующего действия.

Средства охлаждения: вода, раствор воды со смачивателем, твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде), водяные растворы солей.

Средства изоляции: огнетушащие пены (химическая, воздушно-механическая), огнетушащие порошковые составы, негорючие сыпучие вещества (песок, земля, шлаки, флюсы, графит), листовые материалы (покрывала, щиты).

Средства разбавления: инертные газы (диоксид углерода, азот, аргон), дымовые газы, водяной пар, тонкораспылённая вода, газоводяные смеси, продукты взрыва ВВ.

Средства химического торможения реакции горения: галоидоуглеводороды (бромистый этил, хладоны), составы на основе галоидоуглеводородов, водобромэтиловые растворы (эмульсии), огнетушащие порошковые составы.

Вода - наиболее распространённое огнетушащее вещество. Она обладает большой теплоёмкостью, значительной теплотой парообразования, что позволяет отнимать большое количество тепла в процессе тушения пожара. При тушении пожаров воду используют в виде компактных, распылённых и тонкораспылённых струй.

Вода со смачивателем обладает хорошей проникающей способностью, за счёт чего, достигается наибольший эффект в тушении пожаров и особенно при горении волокнистых материалов, торфа, сажи. Водные растворы смачивателей позволяют уменьшить расход воды на 30 - 50%, а также продолжительность тушения пожара.

Однако следует иметь в виду, что вода как огнетушащее средство имеет ряд свойств, ограничивающих её применение. Так воду нельзя применять для тушения следующих пожаров:

Электроустановок и аппаратов, находящихся под напряжением, так как это может привести к короткому замыканию аппаратуры и поражению людей электрическим током;

Материалов, хранящихся в месте с карбидом кальция и негашеной известью;

Металлического натрия, калия, магния, поскольку при этом происходит разложение воды с образованием взрывоопасной смеси.

Вместе с тем она является причиной значительного ущерба, если при тушении пожара подают необоснованно большое число стволов, применяют внутри помещений без не перекрывных кранов или оставляют без присмотра действующие стволы и т.д. При пожарах на чердаках или на верхних этажах зданий вода может промочить расположенные ниже перекрытия и перегородки, задерживаясь на водонепроницаемых участках, создаёт дополнительную нагрузку на конструкции перекрытий, что иногда оказывается причиной их обрушений.

Твёрдый диоксид углерода (углекислота в снегообразном виде) получил широкое применение как огнетушащее средство для зарядки углекислотных огнетушителей. Углекислота, находящаяся в жидком состоянии хранится под давлением, при переходе в газообразную фазу она превращается в снегообразную кристаллическую массу. Углекислота - инертный газ, без цвета и запаха, в 1,5 раза тяжелее воздуха. 1кг жидкой углекислоты при переходе в газообразную фазу образует 500 л газа. Эти свойства углекислоты обеспечивают прекращение горения не только за счёт охлаждения, но и за счёт разбавления и изоляции горящих веществ. Как огнетушащее средство углекислота может применяться при тушении пожаров электроустановок, двигателей, а также для тушения пожаров в архивах, библиотеках, музеях, на выставках, в конструкторских бюро, аппаратуры вычислительных центров и др. Не используют её для тушения загоревшихся магния и его сплавов, металлического натрия и калия, так как при этом происходит разложение углекислоты с выделением атомарного кислорода.

Пена бывает низкой кратности (менее 10), средней (от 10 до 200) и высокой (более 200). Она изолирует горящую поверхность от доступа воздуха, не пропускает на поверхность жидкости теплоту от пламени, препятствует выходу паров жидкости и тем самым прекращает горение.

Химическая пена получается в пеногенераторах путём смешения пеногегераторных порошков и в огнетушителях при взаимодействии щёлочного и кислотного растворов. Состоит из углекислого газа (80%), воды (19,7%), пенообразующего вещества (0,3%). Обладает высокой стойкостью и эффективностью в тушении многих пожаров. Однако вследствие электропроводности и химической активности пену не применяют для тушения электро- и радиоустановок, электронной техники, двигателей различного назначения, других аппаратов и агрегатов.

Воздушно-механическая пена (ВМП) получается смешением в пенных стволах или генераторах водного раствора пенообразователя с воздухом. Она обладает необходимой стойкостью, дисперсностью, вязкостью, охлаждающими и изолирующими свойствами, которые позволяют использовать её для тушения твёрдых материалов, жидких веществ и осуществления защитных действий, при тушении пожаров по поверхности и объёмного заполнения горящих помещений (пена средней и высокой кратности). Для подачи пены низкой кратности применяют воздушно-пенные стволы СВП, а для подачи пены средней и высокой кратности - пеногенераторы ГПС.

Огнетушащие порошковые составы (ОПС) являются универсальными и эффективными средствами тушения пожаров при сравнительно незначительных удельных расходах. ОПС применяют для тушения горючих материалов и веществ любого агрегатного состояния, электроустановок под напряжением, металлов, в том числе металлоорганических и других пирофорных соединений, не поддающихся тушению водой и пенами, а также пожаров при значительных минусовых температурах. ОПС подразделяются на две основные группы: общего назначения, способные создавать огнетушащее облако - для тушения большинства пожаров и специальные, создающие на поверхности материалов слой, предотвращающий доступ кислорода воздуха - для тушения металлов и металлоорганических соединений. Основным недостатком ОПС является склонность их к слеживанию и комкованию. Из-за большой дисперсности ОПС образуют значительное количество пыли, что обуславливает необходимость работы в специальной одежде, а также предохранительными для органов дыхания и зрения средствами. пожарный безопасность судовой огнетушитель

Водяной пар. Эффективность тушения невысокая, поэтому применяют для защиты закрытых технологических аппаратов и помещений объёмом до 500 м3 (трюмы судов, трубчатые печи нефтехимических предприятий, насосные по перекачке нефтепродуктов, сушильные и окрасочные камеры), для тушения небольших пожаров на открытых площадках и создания завес вокруг защищаемых объектов.

Тонкораспылённая вода (размер капель менее 100 мк) получается с помощью специальной аппаратуры: стволов-распылителей, гидротрансформаторов, работающих при высоком напоре (200-300 м). Струи воды имеют небольшую величину ударной силы и дальность полёта, однако орошают значительную поверхность, более благоприятны к испарению воды, обладают повышенным охлаждающим эффектом, хорошо разбавляют горючую среду. Они позволяют не увлажнять излишне материалы при их тушении, способствуют быстрому снижению температуры, осаждению дыма.

Галоидоуглеводороды и составы на их основе эффективно подавляют горение газообразных, жидких, твёрдых горючих веществ и материалов при любых видах пожаров. По эффективности они превышают инертные газы в 10 и более раз. Галоидоуглеводороды и составы на их основе являются летучими соединениями, представляют собой газы или легкоиспаряющиеся жидкости, которые плохо растворяются в воде, но хорошо смешиваются со многими органическими веществами. Они обладают хорошей смачивающей способностью, неэлектропроводны, имеют высокую плотность в жидком и газообразном состоянии, что обеспечивает возможность образования струи, проникновения в пламя, а также удержание паров около очага горения.

Эти огнетушащие вещества можно применять для поверхностного, объёмного и локального тушения пожаров. С большим эффектом их можно использовать при ликвидации горения волокнистых материалов, электроустановок и оборудования, находящихся под напряжением; для защиты от пожаров транспортных средств, машинных отделениях судов, вычислительных центров, особо опасных цехов химических предприятий, окрасочных камер, сушилок, складов с горючими жидкостями, архивов, музейных залов, других объектов особой ценности, повышенной пожаро и взрывоопасности. Галоидоуглеводороды и составы на их основе практически можно использовать при любых отрицательных температурах. Недостатками этих огнетушащих средств являются: коррозионная активность, токсичность; их нельзя применять для тушения материалов, содержащих в своём составе кислород, а также металлов, некоторых гидридов металлов и многих металлоорганических соединений.

3. Огнетушители

Огнетушители - это техническое устройство, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Огнетушители являются надёжным средством для тушения загораний до прибытия пожарных подразделений. Промышленностью выпускаются несколько типов ручных, передвижных и стационарных огнетушителей.

Углекислотные огнетушители ОУ-2, ОУ-5 предназначены для тушения небольших начальных загораний различных веществ и материалов, за исключением веществ, горение которых происходит без доступа воздуха. Огнетушители можно эффективно использовать при температуре от -25 до +50 градусов С.

Углекислотно-бромэтиловые огнетушители предназначены для тушения небольших начинающихся пожаров различных веществ, в том числе и приборов, находящихся под напряжением. Нельзя тушить этими огнетушителями горящие щелочные и щелочно-земельные материалы, которые горят без доступа воздуха. В качестве заряда используется состав, состоящий из бромистого этила (97%) и сжиженной углекислоты (3%). Заряд огнетушителя обладает высокими смачивающими свойствами и значительно эффективнее заряда углекислотного огнетушителя. Огнетушитель, заряженный веществом ОП-7 или ОП-10, применяется для тушения спирта, эфира, ацетона и др. подобных жидкостей.

Порошковые ручные огнетушители предназначены для тушения небольших загораний горючих жидкостей, щёлочно-земельных материалов, электроустановок под напряжением. Порошковый огнетушитель ОП-10, ОП-50 изготовлен из металлического баллона ёмкостью 10, 50 литров. В качестве заряда применяется порошок ПСБ.

Средства тушения пожаров

Для подавления процесса горения можно снижать содержание горючего компонента, окислителя (кислорода воздуха), снижать температуру процесса или увеличивать энергию активации реакции горения.

Огнетушащие вещества . Наиболее простым, дешевым и доступным является вода , которая подается в зону горения в виде компактных сплошных струй или в распыленном виде. Вода, обладая высокой теплоёмкостью и теплотой испарения, оказывает на очаг горения сильное охлаждающее действие. Кроме того, в процессе испарения воды образуется большое количество пара, который будет оказывать изолирующее действие на очаг пожара.

К недостаткам воды следует отнести плохую смачиваемость и проникающую способность по отношению к ряду материалов. Для улучшения тушащих свойств воды к ней можно добавлять поверхностно активные вещества. Воду нельзя применять для тушения рады металлов, их гидридов, карбидов, а также электрических установок.

Пены являются широко распространенным, эффективным и удобным средством тушения пожаров.

В последнее время для тушения пожаров все более широко применяют огнетушащие порошки . Они могут применяться для тушения пожаров твердых веществ, различных горючих жидкостей, газов, металлов, а также установок, находящихся под напряжением. Порошки рекомендуют применять в начальной стадии пожара.

Инертные разбавители применяются для объемного тушения. Они оказывают разбавляющее действие. К наиболее широко используемым инертным разбавителям относят азот, углекислый газ и различные галогеноуглеводороды. Эти средства используются, если более доступные огнетушащие вещества, такие как вода, пена оказываются малоэффективными.

Автоматические стационарные установки пожаротушения в зависимости от используемых огнетушащих веществ подразделяют на водяные, пенные, газовые и порошковые. Наиболее широкое распространение получили установки водяного и пенного тушения двух типов спринклерные и дренчерные.

Спринклерная установка - наиболее эффективное средство тушения обычных горючих материалов в начальной стадии развития пожара. Спринклерные установки включаются в работу автоматически при повышении температуры в защищаемом объеме выше заданного предела.

Вся система состоит из трубопроводов, прокладываемых под потолком помещения и спринклерных оросителей, размещаемых на трубопроводах с заданным расстоянием друг от друга.

Дренчерные установки отличаются от спринклерных отсутствием клапана в оросителе. Дренчерный ороситель всегда открыт. Включение дренчерной системы в действие производится вручную или автоматически по сигналу автоматического извещателя с помощью контрольно - пускового узла, размещаемого на магистральном пожарном трубопроводе. Спринклерная установка срабатывает над очагом пожара, а дренчерная орошает водой весь защищаемый объект.

Первичные средства пожаротушения . К ним относят огнетушители, ведра, ёмкости с водой, ящики с песком, ломы, топоры, лопаты и т.д.

Огнетушители являются одним из наиболее эффективных первичных средств пожаротушения. В зависимости от заряжаемого огнетушащего вещества огнетушители подразделяются на пять видов: водные, пенные, углекислотные, порошковые, хладоновые.

Первичные средства пожаротушения предназначены для применения в начальной стадии пожара или возгорания. К таким средствам относятся специальные емкости с водой и песком, лопаты, ведра, ломы, багры, асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок, огнетушители. Определение необходимого количества первичных средств пожаротушения регламентируется "Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации" (ППБ-01-93). При определении видов и количества первичных средств пожаротушения следует учитывать физико-химические и пожароопасные свойства горючих веществ, их отношение к огнетушащим веществам, а также площадь помещений, открытых площадок и установок.

Бочки для хранения воды должны иметь объем не менее 0.2 м3 и комплектоваться ведрами. Ящики для песка должны иметь объем 0.5; 1.0 или 3.0 м3 и комплектоваться совковой лопатой. Емкости для песка, входящие в конструкцию пожарного стенда, должны быть вместимостью не менее 0.1 м3. Конструкция ящика должна обеспечивать удобство извлечения песка и исключать попадание осадков.

Асбестовые полотна, грубошерстные ткани и войлок размером не менее 1.0x1.0 м предназначены для тушения небольших очагов пожара при воспламенении веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха. В местах применения и хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей размеры полотен могут быть увеличены (2.0x1.5 или 2.0x2.0 м).

Огнетушитель, как первичное средство пожаротушения, и в наше время остается наиболее распространенным, эффективным и доступным в применении изделием.

Огнетушители порошковые

ОП-5(г) с объемом корпуса 5 литров и ОП-10(г) (объем 10 литров) предназначены для тушения загорания твердых горючих материалов (класс пожара А), жидких горючих материалов (класс пожара В), газообразных веществ (класс пожара С) и электроустановок напряжением до 1000 В. Возможна многократная перезарядка.

Огнетушители могут использоваться в жилых, служебных, складских помещениях, небольших хранилищах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, автопарках, автобазах, гаражах, торговых палатках, садовых домиках и на транспортных средствах.

Срок службы - 10 лет. Периодичность перезарядки - 4 года.

Огнетушители углекислотные

Предназначены для тушения загораний веществ, горение которых не может происходить без доступа воздуха, загораний электроустановок, находящихся под напряжением не более 1000В, жидких и газообразных веществ (класс В, С).

Огнетушители делятся на переносные и передвижные. К переносным относят огнетушители, носимые человеком, огнетушащая способность которых отвечает минимальным техническим требованиям, установленным в нормативно-технической документации. К передвижным относят огнетушители, оборудованные устройством для перевозки.

Углекислотными огнетушителями предпочтительно оборудовать противопожарные щиты в лакокрасочных цехах, на складах, АЗС и на территории промышленных предприятий.

Огнетушитель ОУ-8М соответствует требованиям международной конвенции СОЛАС по охране человеческой жизни на море, имеет сертификат Российского Морского Регистра Судоходства. Используется на объектах морского и речного флота.

Огнетушители должны эксплуатироваться в диапазоне рабочих температур от -40 до +50 градусов цельсия.

Огнетушители воздушно-пенные

Используются при тушении пожаров класса А и В (дерево, бумага, краски и ГСМ). Запрещается применение для тушения электроустановок, находящихся под напряжением!

В отличие от закачных огнетушителей, в ОВП-10 (б) вытесняющий газ хранится в баллончике. для приведения огнетушителя в рабочее состояние необходимо нажать кнопку на его головке и выждать 5 с, пока создаётся рабочее давление внутри корпуса.

Эксплуатируются при температуре от +5 до +50°С.

Огнетушащий состав -- раствор пенообразователя (ОВП).

Заключение

Практика морского судоходства знает немало печальных примеров, когда пожар, возникший на корабле, приводил к его гибели. Обилие воды за бортом не является гарантией того, что с огнем можно легко совладать, в особенности, если он охватил горючий груз или запас топлива. Кроме того, специфика морских условий такова, что экипаж при возникновении пожара может рассчитывать только на себя.

Используемая литература

1)Учебник «Борьба за живучесть судна и спасательные средства».

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные знаки пожарной безопасности. Конструкции и применение ручных углекислотных, пенных и порошковых огнетушителей. Изучение расположения огнетушителей, пожарных кранов, схемы эвакуации при пожаре, аварийных выходов, ручных пожарных извещателей.

    презентация , добавлен 19.11.2015

    Основные причины пожаров на производстве. Первичные средства пожаротушения, их конструкция, принцип действия, эксплуатация. Виды огнетушителей, их характеристика. Действие персонала в случае возникновения пожара. Наружное противопожарное водоснабжение.

    реферат , добавлен 18.05.2014

    Характеристика воздушно-механической пены, галоидированных углеводородов, огнетушащих порошков. Классификация пожаров и рекомендуемые огнетушащие средства. Химические, воздушно-пенные, углекислотные, углекислотно-брометиловые и аэрозольные огнетушители.

    лабораторная работа , добавлен 19.03.2016

    Проверка соответствия конструктивных, объемно-планировочных решений, инженерных сетей, эвакуационных путей и выходов здания. Первичные и автоматические средства пожаротушения и пожарной сигнализации. Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.

    курсовая работа , добавлен 26.12.2014

    Пожарная защита и способы тушения пожаров. Огнетушащие вещества и материалы: охлаждение, изоляция, разбавление, химическое торможение реакции горения. Мобильные средства и установки пожаротушения. Основные виды автоматических установок пожаротушения.

    реферат , добавлен 20.12.2010

    Обзор особенностей пенного пожаротушения. Достоинства пены как средства тушения. Изучение видов воздушно-механических пен и способов пенообразования. Дозаторы для пенообразователя. Методы тушения пожаров и применяемые при этом огнегасительные вещества.

    реферат , добавлен 19.05.2016

    Пренебрежение нормами пожарной безопасности как причина проблемы пожаров на объектах. История возникновения установок пожаротушения. Классификация и применение автоматических установок тушения пожара, требования к ним. Установки пенного пожаротушения.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Характеристика современных технологий пожаротушения, основанных на тушении тонкораспыленной водой и тонкораспыленными огнетушащими веществами. Основные технические характеристики ранцевой и передвижной установок пожаротушения и пожарных автомобилей.

    реферат , добавлен 21.12.2010

    Общие требования пожарной безопасности к сельскохозяйственным машинам. Предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций на полях при уборке зерновых культур. Первичные средства пожаротушения и противопожарные мероприятия при уборке урожая.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Основные требования пожарной безопасности. Памятники культуры и деревянного зодчества. Меры пожарной безопасности при устройстве новогодних елок. Основные средства пожаротушения и сигнализации. Порядок действий при пожаре. Разработка путей эвакуации.

Судно представляет собой закрытую систему, к которой предъявляются повышенные требования в плане пожарной безопасности. Вне зависимости от вида, назначения, района плавания, вида двигателя, материалов корпуса/надстройки и других параметров водный транспорт должен иметь эффективное оборудование для пожаротушения . Это обеспечит безопасность персонала/пассажиров и минимизирует ущерб в случае чрезвычайной ситуации.

Система пожаротушения на судне проектируется с учетом возможных причин пожара - от особенностей конструкции корабля до характера перевозимых грузов и человеческого фактора. Наиболее действенными являются автоматизированные системы, обеспечивающие объемное распыление пожаротушащего вещества (воды, пара, пены, аэрозоля) на открытых и скрытых путях распространения пламени.

Судовые системы пожаротушения: основные требования

По нормам Российского речного и морского регистра судоходства системы объемного пожаротушения на пассажирских и грузовых судах речного/морского флота, а также на буксирах и других видах водного транспорта должны обеспечивать эффективную противопожарную защиту таких объектов, как:

  • машинные отделения, котельные, генераторные, насосные, распределительные щиты;
  • вентиляционные системы в помещениях для механического и электрооборудования;
  • коффердамы и отсеки для цистерн под топливо, масло, сбор подсланевых вод;
  • кладовые для хранения легковоспламеняющихся жидкостей и газов;
  • помещения общего назначения (для пассажиров и персонала).

В последнее время для обеспечения безопасности судов все чаще применяются установки аэрозольного пожаротушения , что обусловлено их преимуществами перед другими видами огнетушащего оборудования.

Особенности аэрозольного объемного пожаротушения

Аэрозольная система пожаротушения включает в себя генераторы огнетушащего аэрозоля (ГОА ), датчики (дыма, огня, температуры), узлы автозапуска, светозвуковые оповещатели. При обнаружении признаков пожара происходит запуск генераторов, которые выбрасывают в помещение облако газоаэрозольной смеси. Состав быстро гасит пламя и долго сохраняет огнетушащую концентрацию, исключая возможность повторного воспламенения.

Достоинства аэрозольного пожаротушения для водного транспорта

  • Высокая противопожарная эффективность - модульная система охватывает все отсеки судна, генераторы подбираются по размерам помещения (защищаемый объем зависит от модели и составляет 2,2-134 м3).
  • Отличные эксплуатационные характеристики - после установки генераторы не требуют периодической перезарядки, рабочие температуры модулей варьируются в диапазоне +/-50 °C, бесперебойно функционируют на объектах с уровнем влажности до 98%.
  • Экономическая эффективность - аэрозольные установки имеют наиболее низкую цену среди всех видов огнетушащего оборудования, не требуют затрат на обслуживание и обустройство отдельного помещения под станцию пожаротушения.
  • Простой монтаж - прокладка кабелей для автоматизации системы ведется по существующим трассам, генераторы не нуждаются в подключении к инженерным сетям, поэтому работы можно проводить без вывода судна из эксплуатации.
  • Экологичность - аэрозольная смесь не содержит токсинов и агрессивных химикатов, не причиняет ощутимого вреда людям и не наносит ущерба дорогостоящим корабельным агрегатам и электрооборудованию.

АО НПГ «Гранит-Саламандра» - ведущий мировой производитель аэрозольных огнетушащих установок. Мы оказываем полный комплекс услуг - от продажи оборудования до разработки проектных решений и профессиональной установки аэрозольных систем пожаротушения на любых судах.

Противопожарные системы

Пожар на судне представляет чрезвычайно серьезную опасность. Во многих случаях пожар наносит не только значительные материальные убытки, но является причиной гибели людей. Поэтому предупреждению пожаров на судах и мерах борьбы с огнем придается первостепенное значение.

Для локализации пожара судно разделяется на вертикальные противопожарные зоны огнестойкими переборками (типа А), которые сохраняют непроницаемость для дыма и пламени в течение 60 мин. Огнестойкость переборки обеспечивается изоляцией из несгораемых материалов. Огнестойкие переборки на пассажирских судах устанавливают на расстоянии не более 40 м друг от друга. Такими же переборками выгораживают посты управления и помещения, опасные в пожарном отношении.

Внутри противопожарных зон помещения разделяются огнезадерживающими переборками (типа В), которые сохраняют непроницаемость для пламени в течение 30 мин. Эти конструкции также имеют изоляцию из огнестойких материалов.

Все отверстия в противопожарных переборках должны иметь закрытия, обеспечивающие непроницаемость для дыма и пламени. С этой целью противопожарные двери имеют изоляцию из несгораемых материалов или с каждой стороны двери устанавливают водяные завесы. Все противопожарные двери оборудованы устройством для дистанционного закрытия с поста управления

Успех борьбы с огнем в значительной мере зависит от своевременного обнаружения очага пожара. Для этого суда оборудованы различными сигнальными системами, позволяющими обнаружить пожар в самом его начале. Существует много типов сигнальных систем, но все они работают по принципу обнаружения: повышения температуры, появления дыма и открытого пламени.

В первом случае в помещениях устанавливают термочувствительные извещатели, включенные в сигнальную электрическую сеть. При повышении температуры извещатель срабатывает и замыкает сеть, в результате на ходовом мостике загорается сигнальная лампа и включается звуковой сигнал тревоги. По такому же принципу работают сигнальные системы, основанные на обнаружении открытого пламени. В этом случае в качестве извещателей используются фотоэлементы. Недостатком этих систем является некоторое запаздывание в обнаружении пожара, так как начало пожара не всегда сопровождается повышением температуры и появлением открытого пламени.

Более чувствительными являются системы, работающие на принципе обнаружения дыма. В этих системах из контролируемых помещений по сигнальным трубам постоянно отсасывается вентилятором воздух. По дыму, выходящему из определенной трубки, можно определить помещение, в котором возник пожар

Обнаружение дыма производится чувствительными фотоэлементами, которые устанавливаются на концах трубок. При появлении дыма изменяется сила света, вследствие чего фотоэлемент срабатывает и замыкает сеть световой и звуковой сигнализации.

Средствами активной борьбы с огнем на судне являются различные системы пожаротушения: водяная, паровая и газовая, а также объемного химического тушения и пенотушения.

Система водяного тушения. Наиболее общим средством борьбы с пожарами на судне является система водяного пожаротушения, которой должны быть оборудованы все суда.
Система выполнена по централизованному принципу с линейным или кольцевым магистральным трубопроводом, который изготовлен из стальных оцинкованных труб диаметром 100-200 мм. По всей магистрали устанавливают пожарные рожки (краны) для подключения пожарных шлангов. Расположение рожков должно обеспечивать подачу двух струй воды в любое место судна. Во внутренних помещениях они установлены не более чем через 20 м, а на открытых палубах это расстояние увеличено до 40 м. Для того чтобы можно было быстро обнаружить пожарный трубопровод, его окрашивают в красный цвет. В тех случаях, когда трубопровод окрашен под цвет помещения, на него наносят два узких отличительных кольца зеленого цвета, между которыми накрашивают узкое красное предупреждающее кольцо. Пожарные рожки во всех случаях окрашивают в красный цвет.

В системе водотушения применяют центробежные насосы с независимым от главного двигателя приводом. Стационарные пожарные насосы устанавливают ниже ватерлинии, чем обеспечивается подпор на всасывании. При установке насосов выше ватерлинии они должны быть самовсасывающими. Общее число пожарных насосов зависит от размеров судна и на больших судах доходит до трех с общей подачей до 200 м3/ч. В дополнение к ним многие суда имеют аварийный насос с приводом от аварийного источника энергии. Для пожарных целей могут также использоваться балластные, осушительные и другие насосы, если они не служат для перекачки нефтепродуктов или для осушения отсеков, в которых могут оказаться остатки нефтепродуктов.

На судах валовой вместимостью 1000 peг. т и более на открытой палубе с каждого борта водопожарная магистраль должна иметь устройство для подключения международного соединения.
Эффективность системы водотушения в значительной степени зависит от давления. Минимальное давление в месте расположения любого пожарного рожка 0,25-0,30 МПа, что дает высоту струи воды из пожарного шланга до 20-25 м. С учетом всех потерь в трубопроводе такой напор у пожарных рожков обеспечивается при давлении в пожарной магистрали 0,6-0,7 МПа. Трубопровод водотушения рассчитан на максимальное давление до 10 МПа.

Система водотушения является наиболее простой и надежной, но использовать сплошную струю воды для тушения пожара можно не во всех случаях. Например, при тушении горящих нефтепродуктов она не дает эффекта, так как нефтепродукты всплывают на поверхность воды и продолжают гореть. Эффекта можно добиться только в том случае, если воду подавать в распыленном виде. В этом случае вода быстро испаряется, образуя пароводяной колпак, изолирующий горящую нефть от окружающего воздуха.

На судах вода в распыленном виде подается спринклерной системой, которой могут оборудоваться жилые и общественные помещения, а также ходовая рубка и различные кладовые. На трубопроводах этой системы, которые проложены под подволоком защищаемого помещения, установлены автоматически действующие спринклерные головки (рис. 143).

Рис 143. Спринклерные головки-а - с металлическим замком, б - со стеклянной колбой, 1- штуцер, 2- стеклянный клапан, 3- диафрагма, 4- кольцо; 5- шайба, 6- рама, 7- розетка; 8- легкоплавкий металлический замок, 9- стеклянная колба

Выходное отверстие спринклера закрыто стеклянным клапаном (шариком), который поддерживают три пластинки, соединенные между собой легкоплавким припоем. При повышении температуры во время пожара припой плавится, клапан открывается, и выходящая струя воды, ударяясь в специальную розетку, разбрызгивается. У спринклеров другого типа клапан удерживается стеклянной колбой, заполненной легко-испаряющейся жидкостью. При пожаре пары жидкости разрывают колбу, в результате чего открывается клапан.

Температуру вскрытия спринклеров для жилых и общественных помещений в зависимости от района плавания принимают 70-80 °С.

Для обеспечения автоматической работы спринклерная система должна всегда находиться под напором. Необходимое давление создает пневмоцистерна, которой оборудована система. При вскрытии спринклера давление в системе падает, в результате чего автоматически включается спринклерный насос, который обеспечивает систему водой при тушении пожара. В аварийных случаях спринклерный трубопровод может быть подключен к системе водотушения.

В машинном отделении для тушения нефтепродуктов применяют систему водораспыления. На трубопроводах этой системы вместо автоматически действующих спринклерных головок устанавливают водораспылители, выходное отверстие которых постоянно открыто. Водораспылители начинают действовать сразу же после открытия запорного клапана на подводящем трубопроводе.

Распыленную воду используют также в системах орошения и для создания водяных завес. Систему орошения применяют для орошения палуб нефтеналивных судов и переборок помещений, предназначенных для хранения взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ.

Водяные завесы выполняют роль противопожарных переборок. Такими завесами оборудуют закрытые палубы паромов с горизонтальным способом погрузки, где установить переборки невозможно. Противопожарные двери также могут заменяться водяными завесами.

Перспективной является система мелкораспыленной воды, в которой вода распыляется до туманообразного состояния. Распыление воды производится через сферические распылители с большим количеством отверстий диаметром 1 - 3 мм. Для лучшего распыления в воду добавляют сжатый воздух и специальный эмульгатор.

Система паротушения. Работа системы парового пожаротушения основана на принципе создания в помещении атмосферы, не поддерживающей горения. Поэтому паротушение применяют только в закрытых помещениях. Так как на современных судах с двигателями внутреннего сгорания нет котлов большой производительности, то системой паротушения обычно оборудуют только топливные цистерны. Паротушение также можно применять в. глушителях двигателей и в дымовых трубах.

Система паротушения на судах выполняется по централизованному принципу. От парового котла пар давлением 0,6-0,8 МПа поступает на парораспределительную коробку (коллектор), откуда в каждый топливный танк проведены отдельные трубопроводы из стальных труб диаметром 20-40 мм. В помещения с жидким топливом пар подводится в верхнюю часть, что обеспечивает свободный выход пара при максимальном заполнении танка. На трубах системы паротушения накрашивают два узких отличительных кольца серебристо-серого цвета с красным предупреждающим кольцом между ними.

Газовые системы. Принцип действия газовой системы основан на том, что к месту пожара подается инертный газ, не поддерживающий горение. Работая на том же принципе, что и система паротушения, газовая система по сравнению с ней имеет ряд преимуществ. Применение в системе неэлектропроводного газа позволяет использовать газовую систему для прекращения пожара на работающем электрооборудовании. При пользовании системой газ не вызывает порчи грузов и оборудования.

Из всех газовых систем на морских судах широко применяется углекислотная. Жидкий углекислый газ хранится на судах в специальных баллонах под давлением. Баллоны соединены в батареи и работают на общую распределительную коробку, от которой в отдельные помещения проводятся трубопроводы из стальных цельнотянутых оцинкованных труб диаметром 20-25 мм. На трубопроводе углекислотной системы накрашивают одно узкое отличительное кольцо желтого цвета и два предупреждающих знака - один красный, а второй желтый с черными диагональными полосами. Трубы обычно прокладывают под палубой без опускающихся вниз отростков, так как углекислый газ тяжелее воздуха и при тушении пожара его необходимо вводить в верхнюю часть помещения. Из отростков углекислота выпускается через специальные насадки-сопла, количество которых в каждом помещении зависит от объема помещения. Эта система имеет устройство для контроля.

Углекислотная система может быть использована для тушения пожара в закрытых помещениях. Наиболее часто такой системой оборудуют сухогрузные трюмы, машинно-котельные отделения, помещения электрооборудования, а также кладовые с горючими материалами. Применение углекислотной системы в грузовых танках наливных судов не допускается. Нельзя также применять ее в жилых и общественных помещениях, так как даже незначительная утечка газа может привести к несчастным случаям.

Обладая определенными преимуществами, углекислотная система не лишена недостатков. Основными из них являются одноразовость действия системы и необходимость тщательно вентилировать помещение после применения углекислотного тушения.

Наряду со стационарными углекислотными установками на судах применяются ручные углекислотные огнетушители, имеющие баллоны с жидкой углекислотой.

Система объемного химического тушения. Она работает на том же принципе, что и газовая, но только вместо газа в помещение подается специальная жидкость, которая, легко испаряясь, превращается в инертный газ тяжелее воздуха.

В качестве огнегасительной жидкости на судах используется смесь, содержащая 73 % бромистого этила и 27 % тетрафтордибромэтана. Иногда применяют другие смеси, например бромистого этила и углекислого газа.

Огнегасительная жидкость хранится в прочных стальных резервуарах, от которых в каждое из охраняемых помещений проводится магистраль. В верхней части охраняемого помещения прокладывается кольцевой трубопровод с распылительными головками. Давление в системе создается сжатым воздухом, который подается в резервуар с жидкостью из баллонов.

Отсутствие в системе механизмов позволяет выполнять ее как по централизованному, так и по групповому или индивидуальному принципу.

Система объемного химического тушения может применяться в сухогрузных и рефрижераторных трюмах, в машинном отделении и помещениях с электрическим оборудованием.

Система порошкового тушения.

В этой системе используют специальные порошки, которые подаются к месту воспламенения газовой струей из баллона (обычно это азот или другой инертный газ). Чаще всего на этом принципе работают порошковые огнетушители. На газовозах иногда ставят эту систему для использования в грузовых отсеках. Такая система состоит из станции порошкового тушения, ручных стволов и особых нескручивающихся рукавов.

Система пенотушения. Принцип действия системы основан на изоляции очага пожара от кислорода воздуха путем покрытия горящих предметов слоем пены. Пену можно получить либо химическим путем в результате реакции кислоты и щелочи, либо механическим путем при смешивании водного раствора пенообразователя с воздухом. Соответственно этому система пенотушения делится на воздушно-механическую и химическую.

В системе воздушно-механического пенотушения (рис. 144) для получения пены используется жидкий пенообразователь ПО-1 или ПО-б, который хранится в специальных цистернах. При пользовании системой пенообразователь из цистерны эжектором подается в напорный трубопровод, где он смешивается с водой, образуя водяную эмульсию. На конце трубопровода имеется воздушно-пенный ствол. Водяная эмульсия, проходя через него, засасывает воздух, в результате чего образуется пена, которая подается к месту пожара.

Для получения пены воздушно-механическим способом водяная эмульсия должна содержать 4 % пенообразователя и 96 % воды. При смешивании эмульсии с воздухом образуется пена, объем которой примерно в 10 раз превышает объем эмульсии. Для увеличения количества пены применяют специальные воздушно-пенные стволы с распылителями и сетками. В этом случае получается пена с высокой кратностью пенообразования (до 1000). Тысячекратная пена получается на основе пенообразователя "Морпен".

Рис. 144. Система воздушно-механического пенотушения: 1- буферная жидкость, 2- рассеиватель, 3- эжектор-смеситель, 4- ручной воздушно-пенный ствол, 5- стационарный воздушно-пенный ствол

Рис 145 Местная воздушно-пенная установка 1- сифонная трубка, 2- резервуар с эмульсией, 3- отверстия для входа воздуха, 4- запорный клапан, 5- горловина, 6- редукционный клапан, 7- пенопровод, 8- гибкий шланг, 9- спрыск, 10- баллон сжатого воздуха; 11-трубопровод сжато- , го воздуха, 12- трехходовой кран

Наряду со стационарными системами пенотушения на судах широкое применение нашли местные воздушно-пенные установки (рис. 145). В этих установках, которые размещаются непосредственно в охраняемых помещениях, эмульсия находится в закрытом резервуаре. Для пуска установки в резервуар подают сжатый воздух, который через сифонную трубку вытесняет эмульсию в трубопровод. В этот же трубопровод через отверстие в верхней части сифонной трубки проходит часть воздуха. В результате в трубопроводе происходит перемешивание эмульсии с воздухом и образуется пена. Такие же установки небольшой вместимости могут выполняться переносными - воздушно-пенный огнетушитель.

При получении пены химическим путем в ее пузырьках содержится углекислый газ, что повышает ее гасительные свойства. Химическим способом пену получают в ручных пенных огнетушителей типа ОП, состоящих из резервуара, наполненного водным раствором соды и кислотой. Поворотом рукоятки открывают клапан, щелочь и кислота смешиваются, в результате чего образуется пена, которая выбрасывается струей из спрыска.

Система пенотушения может быть использована для тушения пожара в любых помещениях, а также на открытой палубе. Но наибольшее распространение она получила на нефтеналивных судах. Обычно на танкерах имеются две станции пенотушения: основная - на корме и аварийная - в надстройке бака. Между станциями вдоль судна проложен магистральный трубопровод, от которого в каждый грузовой танк отходит отросток с воздушно-пенным стволом. От ствола пена идет в пеносливные перфорированные трубы, расположенные в танках. Все трубы системы пенотушения имеют два широких отличительных кольца зеленого цвета с красным предупреждающим знаком между ними. Для тушения пожара на открытых палубах нефтеналивные суда оборудуются лафетными воздушно-пенными стволами, которые устанавливают на палубе надстроек. Лафетные стволы дают струю пены длиной свыше 40 м, что позволяет в случае необходимости всю палубу покрыть пеной.

Для обеспечения пожарной безопасности судна все системы пожаротушения должны находиться в исправном состоянии и всегда быть готовыми к действию. Проверка состояния системы производится путем регулярных осмотров и проведения учебных пожарных тревог. При осмотрах необходимо тщательно проверять плотность трубопроводов и исправную работу пожарных насосов. В зимнее время пожарные магистрали могут замерзнуть. Чтобы предотвратить замерзание, необходимо отключить участки, проложенные на открытых палубах, и через специальные пробки (или краны) спустить воду.

Особенно тщательного ухода требуют углекислотная система и система пенотушения. При неисправном состоянии установленных на баллонах клапанов возможна утечка газа. Для проверки наличия углекислоты баллоны следует взвешивать не реже 1 раза в год.

Все неисправности, выявленные при осмотрах и учебных тревогах, должны немедленно устраняться. Запрещается выпускать в плавание суда, если:

Хотя бы одна из стационарных систем пожаротушения неисправна; система пожарной сигнализации не работает;

Отсеки судна, защищаемые системой объемного пожаротушения, не имеют приспособлений для закрытия помещений снаружи;

Противопожарные переборки имеют неисправную изоляцию или неисправные противопожарные двери;

Противопожарное снабжение судна не соответствует установленным нормам.

Класс A: Твердые материалы

Класс B: Горючие жидкости

Класс C: Горение газов, в т.ч. сжиженных

Класс D: Щѐлочные металлы (натрий, литий, кальций и др.)

Класс E: Электроприборы и проводка под напряжением.

Пожары класса "А" - горение твердых горючих материалов. К таким материалам

относятся дерево и изделия из него, ткани, бумага, резина, некоторые пластмассы и

Тушение этих материалов производится в основном водой, водными растворами, пеной.

Пожары класса "В" - горение жидких веществ, их смесей и соединений. К этому классу

веществ относятся нефть и жидкие нефтепродукты, жиры, краски, растворители и другие

горючие жидкости.

Тушение таких пожаров производится в основном с помощью пены путем покрытия ее

слоем поверхности горючей жидкости, отделяя ее, таким образом, от зоны горения и

окислителя. Кроме того, пожары класса "В" можно тушить распыленной водой,

порошками, углекислотой.

Пожары класса "С" - горение газообразных веществ и материалов. К этому классу

веществ относятся горючие газы, используемые на морских судах в качестве

технологического снабжения, а также перевозимые морскими судами горючие газы в

качестве груза (метан, водород, аммиак и др.). Тушение горючих газов производится

компактными струями воды или с помощью огнетушащих порошков.

Пожары класса "D" - возгорания, связанные со щелочными и подобными металлами и их

соединениями при их контакте с водой. К таким веществам относятся натрий, калий,

магний, титан, алюминий и др. Для тушения таких пожаров используют

теплопоглощающие огнетушащие вещества, например, некоторые порошки, не

вступающие в реакцию с горящими материалами.

Пожары класса "Е" - горение, возникающее при воспламенении находящегося под

напряжением электрооборудования, проводников или электроустановок.

Спринклерные системы (Функция обнаружения пожара).

Автоматическая спринклерная система пожаротушения и сигнализации обнаружения пожара устанавливается на судне так, чтобы защищать жилые помещения, камбузы и иные служебные помещения, за исключением помещений, которые не представляют значительной пожароопасности (пустые помещения, санитарные помещения и т.д.).

Спринклерная система состоит из танка с водой для питания системы, насоса и системы

трубопроводов. Система обеспечивает постоянное давление воды в трубопроводах. От основного трубопровода имеются ответвления во все защищенные системой помещения, снабженные головками распылителей. Головки распылителей снабжены стеклянными предохранителями, наполненными жидкостью. Эти предохранители рассчитаны на определенную температуру, при достижении которой они лопаются и открывают отверстие для распыления воды в помещение.

Так как трубопроводы находятся под давлением, воды начинает распыляться, образуя

парообразную завесу, способную погасить пламя.

Спринклерная система разделена на секции покрытия судна. Каждая секция имеет собственную станцию управления, включающую клапана перекрытия. При срабатывании головки распыления в определенной секции, датчик давления определяет возникший перепад давления и подает сигнал на центральную панель индикации, которая находится на Мостике.

Типовая панель индикации обеспечивает звуковой и визуальный сигнал (сирена и лампочка индикации). Лампочка указывает, в какой секции судна сработала система и тип сигнализации (перепад давления в системе в результате срабатывания головки распылителя либо перекрытие подачи воды в секцию изолирующим клапаном системы).

При полном расходовании пресной воды в танке системы предусматривается автоматическое использование забортной воды. Как правило, спринклерная система используется как первоначальное автоматическое средство тушения

пожара до прибытия судовых пожарных бригад. Использование морской воды в системе

нежелательно, и по возможности секцию следует своевременно изолировать, чтобы остановить расход пресной воды. Прибывшие пожарные продолжат борьбу с пожаром иными имеющимися средствами.

В случае использования в системе забортной морской воды, необходимо тщательно промыть всю систему трубопроводов пресной водой. Сработавшие головки распылителей должны быть заменены запасными (необходимый запас которых всегда должен иметься на судне).

Главная пожарная система судна. Fire main System

Такой системой на судне является система тушения пожаров забортной водой, состоящая из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с регулируемыми насадками.

Система предназначена для использования забортной воды в качестве огнегасящего агента, используя эффект охлаждения (устранение элемента «Тепло» в Пожарном треугольнике).

К сиситеме водотушения могут подключаться пеногенераторы, образующие пену высокократного расширения.

Система состоит из пожарных насосов и трубопроводов, пожарных гидрантов и рукавов с

регулируемыми насадками. Она покрывает всѐ пространство судна, все проходы, помещения, включая машинные отделения, открытые палубы.

Диаметр пожарной магистрали и ее ответвлений должен быть достаточным для эффективного распределения воды при максимально требуемой подаче двух одновременно работающих

пожарных насосов; однако на грузовых судах достаточно, чтобы такой диаметр обеспечивал подачу только 140 куб.м /ч.

Максимальное давление в любом кране не должно превышать давления, при котором возможно эффективное управление пожарным рукавом.

Каждый пожарный насос должен обеспечивать подачу по меньшей мере двух струй воды для борьбы с пожаром под необходимым давлением.

Производительность насоса должна быть не менее 40% общей производительности пожарных насосов и в любом случае не менее 25 куб.м /ч.

На грузовом судне нет необходимости, чтобы общая требуемая производительность пожарных насосов превышала 180 м/ч.

На судах должны быть предусмотрены пожарные насосы с независимыми приводами в

следующем количестве:

На пассажирских судах валовой вместимостью 4000 рег.т и более: по меньшей мере 3 насоса;

На пассажирских судах валовой вместимостью менее 4000 рег.т и на грузовых судах валовой вместимостью 1000 рег.т и более: по меньшей мере 2;

На танкерах, с целью сохранения в случае пожара или взрыва целостности пожарной магистрали, на ней должны быть установлены изолирующие клапаны в носовой части в защищенном месте и на палубе грузовых танков с интервалами не более 40 м.

Количество и размещение кранов (гидрантов) должны быть такими, чтобы по меньшей мере две струи воды из разных кранов, одна из которых подается по цельному рукаву, доставали до любой части судна, а также до любой части любого порожнего грузового помещения, любого грузового помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или любого помещения специальной категории, причем в последнем случае до любой его части должны доставать две струи,

подаваемые по цельным рукавам. Кроме того, такие краны должны располагаться у входов в защищаемые помещения.

Трубопроводы и краны должны быть расположены так, чтобы к ним можно было легко

присоединить пожарные рукава.

Для обслуживания каждого пожарного рукава предусмотрен клапан с тем, чтобы любой пожарный рукав можно было отсоединять при работающих пожарных насосах.

Изолирующие клапаны для отключения участка пожарной магистрали, расположенного в

машинном помещении, в котором находится главный пожарный насос или насосы, остальной части пожарной магистрали устанавливаются в легко доступном и удобном месте за пределами машинных помещений.

Расположение пожарной магистрали должно быть таким, чтобы при закрытых изолирующих клапанах ко всем судовым кранам, кроме тех, которые расположены в вышеупомянутом машинном помещении, могла подаваться вода от пожарного насоса, расположенного за пределами этого машинного помещения, по трубопроводам, проходящим вне его.

Международное Морское Соединение. International Shore Connection

Любое судно, тоннажем выше 500 тонн должно иметь по крайней мере одно Международное Морское Соединение, для возможности подключения к пожарной магистрали с другого судна или с берега.

Подключения для такого соединения должно быть предусмотрено на баке и корме судна.

Системы углекислотного тушения

Для грузовых помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного 30% валового объема наибольшего грузового помещения судна, защищаемого системой.

Для машинных помещений количество имеющегося углекислого газа должно быть достаточным для получения минимального объема свободного газа, равного большему из следующих объемов:

40% валового объема наибольшего машинного помещения, защищаемого таким образом, за исключением объема части шахты, или 35% валового объема наибольшего защищаемого машинного помещения, включая шахту.

Однако для грузовых судов валовой вместимостью менее 2000 рег.т приводимые проценты могут 23быть снижены до 35 и 30% соответственно; кроме того, если два или более машинных помещения не полностью отделены друг от друга, они рассматриваются как образующие одно помещение. При этом объем свободного углекислого газа должен определяться из расчета 0,56 м^3/кг.

Система стационарных трубопроводов для машинных помещений должна обеспечивать подачу в помещение 85% газа в пределах 2 мин.

Системы углекислого газа должны отвечать следующим требованиям:

Должны быть предусмотрены два отдельных средства управления подачей углекислого газа в защищаемое помещение и для обеспечения срабатывания сигнализации о пуске газа. Одно должно использоваться для выпуска газа из резервуаров для его хранения. Другое должно использоваться для открытия клапана на трубопроводе, осуществляющем подачу газа в защищаемое помещение;

Эти два средства управления должны находиться внутри шкафа, легко определяемого для

конкретного защищаемого помещения. Если шкаф со средством управления закрывается на замок, ключ от шкафа должен находиться в футляре с разбивающейся крышкой на видном месте рядом со шкафом.

Системы пожаротушения паром

Как правило, не должно допускаться применение пара в качестве огнетушащего вещества в стационарных системах пожаротушения. Если же применение пара допущено Администрацией, он должен применяться только в ограниченных зонах в дополнение к требуемому огнетушащему веществу, причем паропроизводительность котла или котлов, обеспечивающих подачу пара, должна быть не менее 1,0 кг в час на каждые 0,75 м валового объема наибольшего из защищаемых таким образом помещений.

Стационарные системы пожаротушения высокократной ПЕНОЙ в машинных

помещениях.

1. Любая стационарная система пожаротушения высокократной пеной в машинных

помещениях должна обеспечивать быструю подачу через стационарные выпускные отверстия количества пены, достаточного для заполнения наибольшего защищаемого помещения, с интенсивностью, обеспечивающей образование за одну минуту слоя пены толщиной не менее 1 м. Количество имеющегося пенообразователя должно быть достаточным для выработки пены в объеме, равном пятикратному объему наибольшего защищаемого помещения. Кратность пенообразования не должна превышать 1000:1.

2. Каналы подачи пены, воздухозаборники пеногенератора и количество пеногенераторных

установок должны обеспечивать эффективные выработку и распределение пены.

3. Расположение выходных каналов пеногенератора должно быть таким, чтобы пожар в

защищаемом помещении не мог повредить пенообразующее оборудование.

4. Пеногенератор, его источники энергии, пенообразователь и средства управления системой должны быть легко доступны, просты в эксплуатации и быть сосредоточены в возможно меньшем количестве мест, которые вероятнее всего не будут отрезаны пожаром в защищаемом помещении.

Пенный концентрат представляет собой густую жидкость. Для образования пены она разбавляется водой в соотношениях между 1 и 6%, в зависимости от типа концентрата.

Наиболее часто применяемой в установках пенотушения является пена AFFF (Aqueous Film Forming Foam).

Эта пена, помимо эффекта перекрытия доступа кислорода к горению, производит покрытие поверхности топлива водяной плѐнкой, предотвращая образование паров. Такая пена очень быстро сбивает пламя. Она лучше проникает вглубь материалов при тушении Пожаров Класса А.

Т ип о г н е т у ш и т е л я

Ц в е т

Кл а с с

П о ж ара

Л у ч ш е е пр и м е н е н и е

В од а

К ра с ный

При горении твердых материалов

П е н а

К ре м овый

A , B

Лучше при тушении горящих жидкостей (нефтепродукты,

ЛВЖ, краски и лаки).

П оро ш ок

Го л у б ой

A , B , C, Е

C O 2 (Угл е к ислый г аз)

Ч ерн ы й

A , B , C, Е

Лучше при тушении электроприборов под напряжением и электропроводки, применяется при любых видах пожара.