Геннадий Никандрович Волков- педагог, профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист, основатель этнопедагогики.
Замечание 1
«Его школа – всемирно признанная этнопедагогическая школа – это многонациональная полиэтническая семья, каждый является исследователем и носителем культуры своего народа, личностью, способной подняться на уровень самых высоких общечеловеческих духовных ценностей» (Т. Н. Петрова).
Родился Геннадий Никкандрович в небольшомпоселении Большие ЯльчикиЧувашской АССР 31 октября 1927 года. Отец его был учителем математики и физики.
Свой путь педагога Волков начал с мужской средней школы в городе Чебоксары в 1948 году. Следующий этап – это учительство в средней школе в Казани, куда он поступил на работу в качестве преподавателя физики. На протяжении нескольких лет он успел побывать воспитателем детского дома, учителем в разных школах, начальником лагеря труда и отдыха. На протяжении всей жизни поддерживал теплые отношения с Василем Сухомлинским.
Образование Волков получил в Чувашском государственном университете на физико-математическом факультете. Также закончил аспирантуру Казанского государственного педагогического института.
Период с 1952 по 1972 годы характеризуется работой старшим преподавателем, старшим научным сотрудником и проректором по научной работе в родном университете. С 1971 года началась трудовая деятельность в Москве как в школах так и руководителем сектора педагогики. Ему принадлежит идея создания лаборатории этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования. Создав ее, он проработал в этой лаборатории большую часть своего времени.
В 1991 году назначается заведующим лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. Геннадий Никандрович выступал в качестве консультанта поэтнопедагогики. Был членом редколлегии знаменитых педагогических изданий России.
Геннадий Никандрович Волков является основателем этнопедагогичекой школы. Ему принадлежит авторство единственной в мире книги «Этнопедагогика», которая утверждена в качестве учебника дляучебных заведений различных ступеней. Концепция Волкова признана на уровне государственной. Под его научным руководством выпущено около ста кандидатов и докторов педагогических наук, которые привносят энопедагогические идеи в своих республиках. Волковым были сформулированы и освещены основные цели изадачи этнопедагогической школы, а также прописаны основные концептуальные положения. Его утверждение, что в народной педагогике сконцентрирована сила гармонизации межнациональных отношений неоднократно нашло свое подтверждение.
Волков занимался не только вопросами этнопедагогики. Геннадий Никандрович прославился и на писательском поприще. Его знаменитые детские произведения переведены на многие языки и вошли в школьные учебники многочисленных республик. Творчество Волкова – педагогическое и литературное пронизано любовью к детям, любовью к человечеству и отечеству. Произведения Волкова насыщенны особой интонацией радости, переживаний, раздумий и бесконечной любовью к людям. Книги Геннадия Никандровича отражают его воспоминания о родных и близких людях, судьбы которых он пропустил через собственное сердце.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
3 слайд
Описание слайда:
Педагог, доктор педагогических наук (1967), профессор (1968), писатель, переводчик, критик, заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), заслуженный деятель науки Российской Федерации (2001), заслуженный деятель науки Республики Калмыкия (1997), заслуженный деятель науки Республики Тыва (1997), заслуженный работник образования Республики Саха (Якутия) (1992), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), лауреат премии К. Д. Ушинского (1967), лауреат Государственной премии Чувашской Республики (2006), член Академии педагогических наук, почетный доктор Эрфуртского университета (1982, Германия), почетный гражданин Чувашской Республики (1997), Республики Калмыкия (1997), Яльчикского района (1997).
4 слайд
Описание слайда:
Профессор Г.Н. Волков – широкообразованный ученый, писатель, опытный педагог, вырастивший много учителей и активно выращивающий педагогические кадры, является для молодых ученых, учителей и студентов примером беззаветного служения Родине и народу.” Из книги «Учитель. Педагог. Мыслитель»
5 слайд
Описание слайда:
Г.Н.Волков ведет большую научно-исследовательскую, общественную и пропагандистскую работу. Ученый-педагог исследует традиции родного народа. Пословицы и поговорки, сказы и сказки, эпосы и былины, родной очаг, тепло материнских рук, ее голос, звезды детства, родное небо, песни матери и сказки бабушки, запах хлеба отчей земли, ее дождь, снег, рассвет, сумерки, колосья ржи и пшеницы, шишки чувашского хмеля и национальный шыртан, цветы, старые ветлы родной деревни, камни - все это имеет большое воспитательное значение для подрастающего поколения.
6 слайд
Описание слайда:
Стать настоящим педагогом исследователю помогло, по-нашему, еще очень нужное для исследователей качество - это умение связывать все родное и близкое, отчий дом, песни матери Альтюк и сказки бабушки Перасковьи с жизнью всей страны, со всеобщим, глобальным, универсальным делом воспитания подрастающих поколений.
7 слайд
Описание слайда:
В первой же своей книге «Рассказы бабушки» (1957), которой высокую оценку дал Сергей Баруздин, Геннадий Волков приобщил юных читателей к благородству, великодушию и мужеству чувашского народа, в среде которого он рос, чья трудовая и боевая доблесть стала основным источником его педагогического и литературного творчества
8 слайд
Описание слайда:
В 1958 г. выходит книга доцента Г.Н. Волкова «Чувашская народная педагогика», которая (положительно встреченная специалистами) положила начало новой отрасли педагогической науки – этнопедагогики. В 1967 г. защищает докторскую диссертацию, основой которой стала его книга «Этнопедагогика чувашского народа».
9 слайд
Описание слайда:
Г. Н. Волков известен и как детский писатель. Его произведения переведены на десятки языков, они вошли в школьные хрестоматии многих республик. Все его дело, все его педагогическое и литературное творчество - это гимн ребенку, гимн любви к человечеству. Человек для него - мерило всех ценностей. Об этом говорится во всех его книгах. Они написаны с неповторимой интонацией раздумья, радости и горечи, мудрости и мечты, и в то же время с чувством великой ответственности перед людьми. В них теснятся образы-символы живых и уже ушедших людей, друзей и коллег, родных и знакомых, в них - трагические судьбы, которые автор пропустил через свои переживания. Честность перед самим собой, нравственная гигиена могут возникнуть только у таланта. Только человеку высокого духовного богатства доступно постижение тех глубин души, которые трудно поддаются словесному определению. Назовем лишь одну книгу ученого-педагога «Юманпа хĕвел» (Дуб и солнце). В ней образы - многозначны, и в этой многозначности они ясные и человечные, живые.
10 слайд
Описание слайда:
Г.Н. Волков награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, «Заслуженный учитель Чувашской АССР», отличник народного просвещения Киргизской ССР, заслуженный работник народного образования Республики Саха, заслуженный деятель науки Республики Калмыкия и Тыва, заслуженный деятель науки Российской Федерации, почетный гражданин Чувашской Республики.
11 слайд
Описание слайда:
Имя и дела чувашского ученого-педагога профессора Геннадия Никандровича Волкова известны далеко за пределами Чувашии. Научные труды давно получили признание ученых и учителей, ими широко пользуются не только в нашей стране, но и за ее пределами. Перу профессора принадлежат более 500 научных трудов, 27 монографий и 24 книги. Разрабатывая проблемы творческого использования прогрессивных идей и опыта народной педагогики в школьной практике, его работы получили высокую оценку.
«Чувашию я никогда не назову «малой Родиной». Для меня она - великая Родина, Волков Геннадий Никандрович (р с. Большие Яльчики Яльчикского района) - доктор пед. наук (1967), профессор (1968), член СП СССР (1982), академик Академии педагогических наук СССР (ныне РАО) (1990), акададемик НАНИ Чувашской Республики (1994), почетный доктор Эрфуртского (Германия) университета (1982).
Образование и трудовая деятельность После Яльчикской сред. школы (1945) окончил физико- математический факультет Чувашского государственного педагогического института (1949), аспирантуру Казанского педагогического института (1952). Работал старшим преподавателем, доцентом кафедры педагогики, проректором Чувашского государственного педагогического института (), заведующим сектором НИИ национальных школ Министерства народного просвещения РСФСР, Министерства образования Российской Федерации (). С заведующий лабораторей Государственного института семьи и воспитания. Преподаватель Эрфуртской высшей педагогической школы (). Основатель нового направления в педагогической науке - этнопедагогики. Ведущий исследователь наследия И.Я.Яковлева. Автор более 500 научных работ, в т. ч. 27 монографий.
Почетные звания Лауреат премии АПН СССР им. К.Д.Ушинского (1967). Заслуженный учитель школы Чувашской АССР (1987), отличник народного просвещения Киргизской ССР (1987), Заслуженный работник народного образования Республики Саха - Якутия (1992), Заслуженный деятель науки Респ. Калмыкия (1997) и Тува (1997), Заслуженный деятель науки Росс. Фед. (2001). Награжден золотой медалью Гердера, медалями К.Д.Ушинского, Я.А.Коменского. Почетный гражданин Чувашской Республики (1997). Почетный гражданин Яльчикского района (1997). Его имя занесено в Книгу Почета Трудовой Славы и Героизма Яльчикского района.
Этнопедагогика чувашского народа Основой научной школы Лаборатории этнопедагогики является этнопедагогическая концепция, созданная Геннадием Никандровичем Волковым на основе сравнительного анализа развития и функционирования традиционных культур воспитания у различных этносов. Ее создателем Г.Н. Волковым введен в научный оборот и название новой области педагогического знания - этнопедагогика, определены ее объект и предмет исследования, выделены основные категории: идеал совершенного человека как цель воспитания, факторы, методы, условия, определяющие эффективность воспитания в народной педагогике, а также условия, которые необходимо создавать для ее функционирования в современных условиях. За многовековую историю человечества сложился идеал воспитания. Люди всегда мечтали о совершенном человеке, полноценном члене общества. У такого идеального человека много характеристик, одна из важнейших, причем вневременная, - быть "добропорядочным отцом или матерью семейства" (И.В. Бестужев-Лада), "качество" родителей предопределяет, какова будет семья, а нормальная жизнедеятельность этого удивительно своеобразного и пластичного организма является необходимым условием выживания государств, народов, человечества в целом.
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Геннадий Никандрович Волков (31 октября , Большие Яльчики , Чувашская АССР - 27 декабря , Чебоксары ) - педагог ; профессор, доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, писатель-публицист , основатель этнопедагогики .
Родился 31 октября 1927 года в селе Большие Яльчики Яльчикского района Чувашской АССР в семье учителя математики и физики.
Педагогическая деятельность началась в 1948 г. в мужской средней школе № 4 г. Чебоксары, затем работал учителем физики в мужской семилетней школе № 78 г. Казани. В разные годы ему довелось работать учителем в школах Казани и Чебоксар , воспитателем детского дома, начальником лагеря труда и отдыха в Москве. Дружил и переписывался с Василием Сухомлинским .
Окончил физико-математический факультет (ныне университет), аспирантуру .
В 1952-1972 гг. трудился старшим преподавателем, доцентом и зав. кафедрой педагогики и психологии, старшим научным сотрудником, проректором по научной работе в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева.
С 1971 года работал в Москве, как непосредственно в школах, так и руководителем сектора педагогики Института национальных школ. Создал Лабораторию этнопедагогики Института семьи и воспитания Российской Академии образования и работал в ней долгие годы.
С по гг. работал профессором Эрфуртской высшей педагогической школы (Эрфурт , ГДР).
С 1991 года заведующий лабораторией этнопедагогики Института развития личности РАО. В 2000-е годы работал консультантом по этнопедагогике в Калмыкии .
Состоял в редколлегиях ведущих педагогических журналов России («Педагогика», «Народная школа», «Сельская школа », «Образование в мире - мир образования», «Домашнее воспитание», «Престижное воспитание» и др.)
Для улучшения этой статьи желательно :
|
Те, кому доводилось изучать педагогику или те, кто посвятил свою жизни преподаванию, наверняка хоть раз, слышали такую фамилию, как Волков.
Г. Н. Волков – прекрасный педагог, имеет ученую степень, удостоен звания академика Российской Академии Наук. Из-под его пера вышли многие публицистические труды. Он является основоположником такого ответвления в педагогике, как этнопедагогика.
Именно Геннадий Волков создал всемирно известную этнопедагогическую школу, в состав которой входит целая многонациональная семья. Каждый участник данной школы является прямым носителем и исследователем культурного наследия того народа, представителем которого он есть.
Появился на свет Геннадий в Чувашской АССР, в 27-м году. Его папа работал учителем физики и математики.
Постигать азы науки начал в мужской средней школе в Чебоксарах. Затем, некоторое время, работал учителем в общеобразовательной школе в Казани, читая детям физику. Его учительский путь был достаточно тернист. Он успел поработать и в детском доме, и в школе, и в лагере труда и отдыха.
Высшее образование он получил в Чувашском университете, который закончил с отличием, затем была учеба в аспирантуре в Казанском пединституте.
Начиная с 25-ти лет и на протяжении последующих двух десятков лет, Геннадий Волков работал старшим преподавателем, был проректором по научной работе в Чувашском университете.
Но, с 1970-х годов у Волкова начался новый этап в жизни. Он переехал в столицу, где началась его трудовая деятельность. Вся его работа была направлена в русло педагогики. Именно он стал создателем первой лаборатории этнопедагогики в институте семьи и воспитания на базе РАО. Исследования в данной лаборатории отнимали все внимание Волкова.
В возрасте 64-х лет Геннадий Никандрович начинает руководить лабораторией этнопедагогики при Российской Академии Образования. Он состоял в редакционной коллегии многих педагогических российских изданий. Его приглашали на многие семинары в качестве консультанта по этнопедагогике. Он внес неоценимый вклад в развитие науки. Ушел из жизни Волков, многое так и не успев сделать.
Изучая на протяжении всей жизни педагогику, он ввел такое понятие как этнопедагогика. Он первый в мире открыл этнопедагогическую школу. Ему принадлежит великая книга под названием «Этнопедагогика», ставшая учебным пособием для студентов.
Его концепция, вполне заслуженно, обрела уровень государственной. Он курировал множество кандидатов и докторантов педагогических наук, которые впоследствии стали развивать и далее изучать, а также нести в массы этнопедагогику.
Для собственноручно созданной этнопедагогической школы, Волков четко сформулировал ее задачи и цели. Еще он прописал главные концептуальные правила.
Со временем, все его утверждения относительно того, что народная педагогика заключается в силе гармонизации межнациональных отношений, во многом нашла доказательства и массу подтверждений.
Еще Геннадий Никандрович слыл прекрасным писателем. Им было написано множество детских произведений, которые были переведены на многие языки, а некоторые из них были включены в общеобразовательную школьную программу. Каждая его строчка, созданная в литературе, насквозь пронизана безграничной любовью к детям, уважением к человеку и обществу в целом. Некоторые его книги вмещают воспоминания из детства и отрочества, а также есть произведения, посвященные родным и близким, переживания которых он пропускал через собственную душу и сердце.
Если внимательно изучить творчество Волкова, то можно обратить внимание на то, что в нем просматривается общеустановленная последовательность детского воспитания. Он был сторонником того, что ребенок является:
1) личностью;
2) индивидуальностью;
3) полноценным членом общества.
Свои убеждения, он часто применял на практике среди учеников и студентов.